Работа врачебной комиссии

В 2019 году органы Росздравнадзора проверяют медучреждения по новым правилам – с применением проверочных листов. В разделе по внутреннему контролю качества есть требования к врачебной комиссии, всего выделено 15 пунктов. В статье расскажем, как начмеду наладить работу так, чтобы успешно пройти проверки по новым правилам.

Врачебная комиссия и ее состав

В соответствии с ФЗ «Об охране здоровья», врачебная комиссия создается в каждом медучреждении. Требование обязательно как для бюджетных, так и для частных организаций.

Предъявляются четкие требования к ее структуре.

Так, во врачебную комиссию должны входить:

  • председатель;
  • его заместители (1-2 специалиста);
  • члены комиссии (врачи разных специальностей);
  • секретарь.

Сколько именно членов должно входить в комиссию, законодательно не определено. Главврач медучреждения вправе создавать на базе основной комиссии подкомиссии по отдельным направлениям работы.

Кроме того, приказ Минздравсоцразвития РФ № 502н от 05.05.2012 года, посвященный деятельности врачебный комиссий не делает ограничений по поводу того, сколько именно подкомиссий может быть в медучреждении.

Как правильно организовать работу врачебной комиссии, кого в нее включить и как оформлять протоколы, порядок действий в Системе Главный врач. На практике создание подкомиссий необходимо многопрофильным крупным организациям, врачебные комиссии которых решают спектр разных задач.

Примеры подкомиссий:

  • подкомиссия по рассмотрению жалоб от больных;
  • подкомиссия по вопросам назначения медпрепаратов;
  • подкомиссия по экспертизе временной нетрудоспособности и т.д.

Каждая организация самостоятельно определяет, сколько подкомиссий должно действовать на базе врачебной комиссии.

Утвержденная структура и ее состав отражается в приказе главврача.

Врачебную комиссию возглавляет главврач или один из его назначенных заместителей. В подкомиссиях функции председателя выполняют руководители профильных отделений, в должностные инструкции которых включены соответствующие полномочия и обязанности. В качестве членов приглашаются руководители подразделений и врачи-специалисты. В маленьких медучреждениях в комиссию входят только врачи.

Проверочный лист Росздравнадзор содержит требование о создании в медучреждении комиссии врачей. Однако, это не значит, что отсутствие подкомиссии будет нарушением. В соответствии с приказом 502н подкомиссия создается при необходимости, что утверждается приказом главврача.

Функционал

Приказ 502н выделяет 25 функций врачебной подкомиссии.

В решении по делу № АКПИ12-1765 от 12.02.2013 года Верховный суд РФ уточнил, что функции врачей не могут быть шире перечня медуслуг, которые содержатся в лицензии медицинской организации.

Поэтому медучреждения могут корректировать перечень приказа 502н в соответствии с действующей медицинской лицензией. Также по решению руководителя медучреждения врачебная комиссия принимает участие в работе по внутреннему контролю качества медицинской деятельности.

Это должно быть отражено в порядке внутреннего контроля, который утверждается локальным актом организации.

Обучение

Многие специалисты одновременно участвуют в разных подкомиссиях медучреждения, например, проводят экспертизу временной нетрудоспособности и экспертизу качества медуслуг.

Как часто необходимо отправлять их на обучение и тематическое усовершенствование по этим вопросам?

В соответствии с действующим законодательстве в сфере здравоохранения, каждый медработник один раз в 5 лет проходит повышение квалификации для подтверждения своих профессиональных знаний и навыков. Вместе с тем, актуальные акты не предусматривают отдельный регламент по поводу периодичности направления специалистов на обучение по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.

ФЗ «Об охране здоровья» предъявляет в качестве требований к врачам прохождение обучения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности. Однако, в законе нет ничего о сроках, формах обучения и о других требованиях к подготовке специалистов.

Таким образом, с формальной точки зрения закон не устанавливает специальных сроков для прохождения обучения по экспертизе временной нетрудоспособности членов врачебной комиссии. Поэтому руководитель медучреждения должен применять общие положения закона – врачи проходят повышение квалификации один раз в 5 лет.

Еще одна из функций – работа по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. На 3 уровне такого контроля специалисты комиссии могут анализировать конфликтные и сложные ситуации, решение которых происходит комиссионно.

Также на комиссии могут рассматриваться различные тематические случаи оказания медпомощи. Члены комиссии в таких случаях принимает решение о том, какой будет дальнейшая тактика ведения сложных больных, рассматривает соответствие медработников профессиональным и должностным требованиям.

Роль врачебной комиссии во внутреннем контроле выражается в двух организационных вариантах.

  • 1. По разным направлениям деятельности создаются рабочие комиссии (группы), а комиссии передаются наиболее сложные случаи, которые рассматриваются ее членами коллегиально. В этом случае к решению общих вопросов внутреннего контроля привлекаются специалисты разных уровней – врачи, обслуживающий и инженерный персонал, медсестры и младший медперсонал. Этот подход предложен в практических рекомендациях Росздравнадзора.
  • 2. Согласно второму подходу комиссии отводится основная роль во внутреннем контроле, что отражается в Положении о внутреннем контроле. Однако, такой подход не во всех случаях позволяет обеспечить эффективное управление качеством.

Функции врачебной комиссии и распределение полномочий

Функция врачебной комиссии (раздел II п. 4 Приказа No 502н)

Подкомиссии, которым можно делегировать полномочия

Пояснения для начмеда

Принимать решения по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медреабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в сложных и конфликтных ситуациях, которые требуют комиссионного рассмотрения

Лечебно-контрольная подкомиссия, подкомиссия по экспертизе временной нетрудоспособности, подкомиссия по отбору на санаторно- курортное лечение

Главная роль – у лечебно-контрольной подкомиссии, которая работает по своему плану и участвует в общем решении. Сложные и конфликтные ситуации вначале должны обсудить соответствующие подкомиссии. Лечебно-контрольная подкомиссия разбирает случаи, по которым подкомиссии не смогли принять решение

Определять трудоспособность, продлевать листки нетрудоспособности и направлять на медико-социальную экспертизу

Подкомиссия по экспертизе временной нетрудоспособности

В положении о подкомиссии надо прописать функцию по экспертизе стойкой утраты трудоспособности, уточнять название подкомиссии не нужно

Проводить экспертизу профпригодности, предварительные и периодические медосмотры работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда

Подкомиссия по экспертизе профпригодности

Подкомиссию должен возглавлять врач-профпатолог, члены комиссии – пройти подготовку по профпатологии в рамках своей специальности

Оценивать качество, обоснованность и эффективность лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарств

Лечебно-контрольная подкомиссия, подкомиссия по рациональному назначению лекарств, подкомиссия по экспертизе временной нетрудоспособности, подкомиссия по контролю качества медпомощи

Если в медорганизации есть стационар и дневной стационар, нужно также создать формулярную подкомиссию

Проводить внутренний контроль качества и безопасности меддеятельности

Подкомиссия по контролю качества медпомощи или врачебная комиссия

Какой вариант выбрать, решает руководитель. Передать полномочия врачебной комиссии более обоснованно, так как контроль качества охватывает результаты работы врачебной комиссии по всем направлениям

Назначать лекарства, которые не входят в стандарт помощи, и препараты по торговым наименованиям индивидуальным пациентам. Сообщать в Росздравнадзор о побочных действиях, не указанных в инструкции по применению препарата, серьезных и непредвиденных нежелательных реакциях

Лечебно-контрольная подкомиссия, подкомиссия по рациональному назначению лекарств

Если в медорганизации есть формулярная подкомиссия, она также участвует в работе

Оценивать соблюдение порядка ведения медицинских документов

Все подкомиссии

Центральная врачебная комиссия контролирует исполнение всех функций

Разрабатывать мероприятия по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения

Лечебно-контрольная подкомиссия, подкомиссия по рациональному назначению лекарств, подкомиссия по экспертизе временной нетрудоспособности, формулярная подкомиссия (при наличии)

Каждая подкомиссия разрабатывает свое направление

Изучать каждый случай смерти для выявления причины и выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медорганизации и медработников, если нарушения привели к смерти пациента

Подкомиссия по изучению летальных исходов и лечебно-контрольная подкомиссия

В сложных случаях необходимо проводить расширенные заседания врачебной комиссии и клинико-анатомической конференции

Назначать и корректировать лечение для учета данных пациентов при обеспечении лекарствами. Назначать лекарства в случаях и порядке, которые установили федеральные и региональные акты, включая наркотические и психотропные препараты, а также согласно стандартам медпомощи при оказании соцпомощи в виде набора соцуслуг

Лечебно-контрольная подкомиссия, подкомиссия по рациональному назначению лекарств

Лечебно-контрольная подкомиссия выполняет административно-организационные функции, подкомиссия по рациональному назначению лекарств назначает лекарства

Обязанности подкомиссий врачебной комиссии

Подкомиссия

Обязанности

Лечебно-подконтрольная подкомиссия

Контроль качества лечебно-диагностического процесса, совершенствование организации медпомощи и разбор дефектов

Подкомиссия по экспертизе временной нетрудоспособности

Организация, проведение и контроль экспертизы временной нетрудоспособности. Непрерывное обучение врачей вопросам экспертизы, в том числе методом наставничества. Совершенствование организации медпомощи

Подкомиссия по рациональному назначению лекарств

Контроль назначений и выписки ­лекарств, экспертиза эффективности льготного лекарственного обеспечения, в том числе гражданам, которые имеют право получать помощь в виде набора соцуслуг

Подкомиссия по изучению летальных исходов

Контроль качества лечебно-диагностического процесса на основе материалов, полученных при анализе летальных исходов

Подкомиссия по разбору жалоб и обращений граждан

Обеспечение, защита и контроль соблюдения прав граждан. Совершенствование организации оказания помощи

Подкомиссия по контролю качества медпомощи

Обеспечение и контроль качества и безопасности медпомощи

Подкомиссия по профилактике инфекций, связанных с оказанием медпомощи

Контроль санитарно-эпидемиологического режима. Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев инфекций, связанных с оказанием медпомощи. Обеспечение инфекционной и эпидемиологической безопасности

Подкомиссия по отбору на санаторно- курортное лечение

Отбор больных в соответствии с правилами направления на санаторно-курортное лечение

Формулярная подкомиссия

Внедрение формулярной системы

Подкомиссия по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной и специализированной медпомощи

Определение показаний для получения высокотехнологичной и специализированной медпомощи

Подкомиссия по экспертизе профпригодности

Экспертиза профпригодности граждан и проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда

Подкомиссия по выдаче медзаключения на право владения оружием, медосвидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители)

Медосвидетельствование на годность к управлению транспортными средствами и право владения оружием

Подкомиссия по плановой госпитализации

Упорядочение плановой госпитализации больных и обеспечение рационального использования коечного фонда

Подкомиссия по иммунизации и поствакцинальным осложнениям – как правило, в педиатрических медорганизациях

Разбор спорных случаев при проведении вакцинации, профилактики необоснованных медотводов от вакцинации, определение показаний к вакцинации по индивидуальному графику

Дополнительные структуры

Совет по лечебному питанию

Контроль и совершенствование организации и качества лечебного питания. Профилактика обострений и рецидивов хронических заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний с алиментарным путем передачи. Участие в деятельности врачебной комиссии в пределах своей компетенции

Клинико-анатомическая конференция

Временная структура, которая при необходимости объединяет работу подкомиссии по изучению летальных исходов и лечебно- контрольной комиссии

doclvs.ru 27.05.19

Аккредитация врачей в 2019 году: что нового, как проводится аккредитация

Экзамен по аккредитации включает в себя три последовательных этапа: Решение заданий теста. Оценка навыков специалиста на симуляторе. Ситуационные задачи. Рассмотрим эти этапы более подробно для всех трех видов аккредитации, поскольку они одинаковы для каждого из них

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Врачебная комиссия (ВК): задачи, состав, организация и содержание работы.

Порядок организации деятельности ВК медицинской организации утверждён приказом МЗ РФ от 2007 года № 170.

§ Настоящий Порядок предназначен для организации деятельности ВК, создаваемой в медицинской организации, независимо от её организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности

§ ВК создаётся в медицинских организациях с целью принятия решений, по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико — социальным вопросам, а также для осуществления контроля качества и эффективности лечебно — диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.

§ ВК состоит из председателя, одного или двух заместителей, секретаря и членов комиссии.

§ Председателем ВК является руководитель медицинской медицинской организации или один из заместителей руководителя медицинской организации или один из заместителей руководителя медицинской организации, имеющий высшее медицинское образование.

§ Заместитель председателя ВК является заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части и/или заместитель руководителя медицинской организации по экспертизе временной нетрудоспособности (ЭВН).

§ Секретарём ВК является медицинский работник, имеющий среднее медицинское образование, обеспечивающий деятельность ВК.

§ Членами ВК являются врачи — специалисты ( в том числе врач — клинический фармаколог) как из числа штатных сотрудников, так и других медицинских организаций.

§ Персональный состав ВК утверждается руководителем медицинской организации.

ВК осуществляет следующие функции:

1) выдачу ЛН сроков более чем на 15 дней;

2) экспертизу временной нетрудоспособности с целью определения необходимости и сроков временного и постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу;

3) принятие решения о направлении гражданина в установленном порядке на медико — социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности;

4) выдачу заключения о наличии у граждан медицинских показаний для получения или лечения в медицинских учреждения за счёт средств федерального бюджета;

5) выдачу медицинского заключения о характере и степени тяжести повреждения здоровья лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6) определение объёма лечения лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

7) выдачу медицинского заключения о наличии у лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, медицинских показаний к определённому курсу медицинской реабилитации;

8) принятие решений о выписке лекарственных средств пациентам, имеющим право на поучение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проверку обоснованности выписки лекарственных средств этой категории граждан;

9) принятие решений о назначении одному больному 5 и более наименований лекарственных средств одномоментно ( в течении 1-х суток) или свыше 10 суток (в течении 1-го месяца);

10) принятие решений о назначении наркотических средств больным, не страдающим онкологическими (гематологическими) заболеваниями;

11) медицинский отбор совместно с лечащим врачом и направление на санаторно-курортное лечение пациентов, имеющих право на поучение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг,а также в сложных и конфликтных ситуациях;

12) направление больных из числа работающих застрахованных граждан на долечивание в специализированные санатории (отделения) непосредственно после стационарного лечения;

13) выдачу заключений о нуждаемости ребёнка в обучении на дому по медицинским показаниям, а также о возможности предоставления студентам академического отпуска.

14) Контроль качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

ВК проводит заседания на основании плана-графика заседаний ВК, утверждённого руководителем медицинской организации. Внеплановые заседания проводятся по решению председателя ВК, согласованному с руководителем медицинской организации.

Решение ВК считается принятым, если его поддержали большинство членов ВК из числа присутствующих на заседании. Решение ВК вносится в первичные медицинские документы.

По требованию лица, а отношении которого принято решение ВК, выдаётся справка о решении ВК, которая подписывается председателем (в случае его отсутствия-заместителем председателя) ВК и удостоверяется печатью медицинской организации.

Базовыми нормативными актами, регулирующими создание и деятельность врачебных комиссий, являются Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч. 1 и 2 ст. 48) и Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее Приказ № 502н).

Законодательная дефиниция врачебной комиссии отсутствует. Вместе с тем системный анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет определить врачебную комиссию как коллегиальный орган медицинской организации, действующий в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

Создание врачебной комиссии

Врачебная комиссия в обязательном порядке должна быть создана в абсолютно любой медицинской организации вне зависимости от того, является она государственной, муниципальной или частной, какое количество специалистов в ней трудится, какие медицинские услуги оказываются.

Решение о создании врачебной комиссии принимается руководителем медицинского учреждения и оформляется соответствующим приказом.

Кроме того руководителем так же утверждается отдельный локальный акт – Положение о врачебной комиссии. В Положении должны быть определены цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, состав врачебной комиссии и иные положения, имеющие значения для ее функционирования.

При необходимости, чаще в больших многопрофильных учреждениях здравоохранения, в составе врачебной комиссии могут быть сформированы подкомиссии. Это так же должно быть отражено в Приказе и Положении. Рекомендуется принять локальный акт о подкомиссиях так же в форме Положения, которое может включаться в число приложений к основному Положению о врачебной комиссии.

Состав комиссии

Врачебная комиссия возглавляется председателем, которым может быть либо руководитель медицинской организации, либо его заместитель.

Председателями подкомиссий назначаются заместители руководителя. При этом в должностные обязанности заместителя должно входить решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (подкомиссии). Председатель несет полную ответственность за деятельность и решения, принимаемые комиссией (подкомиссией). Председатель имеет одного или двух заместителей.

Для обеспечения деятельности комиссии назначается ее секретарь, осуществляющий следующие функции:

  • составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • подготовка материалов для заседания;
  • уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания;
  • оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения;
  • организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

В качестве членов врачебной комиссии (подкомиссии) назначаются заведующие структурными подразделениями и/или врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. При этом важно отметить, что членами комиссии не могут быть лица из числа среднего медицинского персонала. Так Постановлением Ужурского районного суда Красноярского края от 22 мая 2019 г. по делу № 5-26/2019 включение в состав врачебной ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат» старшей медицинской сестры — специалиста со средним медицинским образованием комиссии было расценен как нарушение лицензионных требований

Минимальное число членов комиссии в нормативных документах не определено, однако для минимизации проблем при принятии решения целесообразно включить в ее состав не менее 4 членов, не считая секретаря, председателя и его заместителей.

В нормативно-правовых актах не определены четкие требования к квалификации членов комиссии. Очевидно, что каждый из членов должен иметь диплом о высшем медицинском образовании и действующий сертификат специалиста. Если комиссией исполняются специфические функции, например, экспертиза трудоспособности, то необходимо наличие действующих удостоверений о повышении квалификации на тематических курсах усовершенствования (Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 июня 2019 г. по делу № 12-102/2019).

Деятельность врачебной комиссии

Базовой формой осуществление комиссией своих функций является заседание, которые могут проводиться как в плановом порядке, так и внепланово. План-график заседаний утверждается руководителем медицинской организации комиссии с учетом установления периодичности заседаний не реже одного раза в неделю. Нарушение минимально периодичности плановых заседании, даже если иной график предусмотрен в локальном акте медицинской организации, расценивается как нарушение лицензионных требований и влечет привлечение к административной ответственности. (Постановление Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2019 г. по делу № 5-61/2019)

Внеплановое заседание в ситуациях, требующих принятия срочного решения, проводится на основании решения руководителя по мере необходимости.

По итогам заседания принимается решение, оформляемое в виде протокола. Подробнее о протоколе заседания врачебной комиссии рассказывается в статье «Требования к оформлению решения врачебной комиссии (протоколу врачебной комиссии)».

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Председатель врачебной комиссии обязан предоставлять письменные отчеты о ее деятельности руководителю медицинской организации. Периодичность отчетов – ежеквартально и ежегодно.

Полномочия врачебной комиссии

Приказ № 502н определяет широкий спектр функций, выполняемых врачебными комиссиями. К ним относятся:

  1. Принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения.
  2. Определение трудоспособности граждан.
  3. Продление листков нетрудоспособности в случаях:
    • когда срок временной нетрудоспособности превысил 15 календарных дней;
    • выдачи и продления листка нетрудоспособности за прошедшее время.
  4. Принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу.
  5. Проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников
  6. Оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов.
  7. Принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):
    • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
    • по торговым наименованиям.
  8. Направление в Росздравнадзор сообщений о выявленных случаях:
    • побочных действий лекарственных препаратов, не указанных в инструкции к ним;
    • серьезных и/или непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе когда это повлекло необходимость замены препарата на не входящих в стандарт лечения или на препарат с конкретным торговым наименованием.
  9. Оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации
  10. Разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов.
  11. Изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления ее причины.
  12. Разработка мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников, приведших к смерти пациента.
  13. Принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации
  14. Принятие решения о назначении лекарственных препаратов в специальном порядке, в том числе:
    • наркотических и психотропных лекарственных препаратов;
    • лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
  15. Проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи по квотам.
  16. Вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан.
  17. Выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
  18. Осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей.
  19. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  20. Выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
  21. Вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред
  22. Анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями.
  23. Разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями.
  24. Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации).
  25. Взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с ФОМС, ФСС, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями.
  26. Рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам.
  27. Осуществление иных функций, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Представленный список является общим, его механически перенос в Положение о конкретной врачебной комиссии недопустим, поскольку ряд функций зависят от профиля медицинской организации и имеющейся лицензии.

Остановимся подробнее на некоторых функциях врачебной комиссии

Контроль качества медицинской помощи

Функция контроля качества медицинской помощи является одной из основных и осуществляется всеми врачебными комиссиями. Ее выполнение включает в себя мероприятия по:

  • оценке соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
  • разработке мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  • изучению каждого случая смерти пациента в целях выявления ее причины, а так же по разработке мероприятий для устранения нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников, приведших к смерти пациента;
  • организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • рассмотрению обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам.

Принятия решений о назначении лекарственных средств

Участие врачебной комиссии в назначении лекарственных препаратов регламентируется Порядком назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н

Соответствующее решение комиссии требуется для назначения лекарственных средств:

  • при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям);
  • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
  • по торговым наименованиям;
  • при одновременном назначении одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
  • при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности лечения пациента и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.;
  • гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения;

Принятия решений о назначении наркотических и психотропных лекарственных средств

Наркотические и психотропные препараты назначаются врачебной комиссией при одновременном наличии следующих условий:

  • препараты входят списков II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681;
  • препараты назначаются впервые;
  • руководителем медицинской организации принято решение о необходимости согласования назначения таких лекарственных препаратов с врачебной комиссией.

Продление листков нетрудоспособности

Как было отмечено выше, врачебная комиссия, согласно ст. 59 Закона об основах охраны здоровья граждан и Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее — Приказ № 624н) своим решением продлевает листки нетрудоспособности на срок свыше 15 дней, а так же выдает и продляет их за предыдущее время. Все члены комиссии (подкомиссии) при этом должны иметь действующие документы, подтверждающие прохождение обучения по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

Проведение экспертизы профессиональной пригодности

Врачебная комиссия может определять профессиональную пригодность работников и принимать решение о допуске (недопуске) к работе. Так в соответствии с ч. 3 ст. 24 ФЗ № 323 работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. Данное полномочие реализуется врачебной комиссией при проведении медицинских осмотров. На данный вид деятельности у медицинской организации должна иметься лицензия. Важно отметить, что помимо работников, занятых на вредных и опасных работах, медицинские осмотры проходят так же несовершеннолетние работники, педагоги, работники розничной торговли, работники, деятельность которых связана с управлением транспортом, и т.д. Перечни медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности устанавливаются Постановлениями Правительства РФ.

Принятия решений о направлении пациента на медико-социальную экспертизу

Кроме того, врачебная комиссия направляет пациента для прохождения медико-социальной экспертизы при:

  • очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе в срок не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности;
  • благоприятном клиническом и трудовом прогнозе в срок не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза (ч. 4 ст.59 ФЗ № 323).

Выдача заключений и справок

Немаловажной функцией врачебной комиссии является выдача заключений и справок.

Приказ № 502н предусматривает возможность выдачи врачебной комиссией:

  • вынесения медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • выдачи заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями;
  • выдачи справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред.

Относительно последнего пункта, следует отметить, что согласно ст. 13 Закона Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает, что у живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья. При этом согласно ст. 16 данного закона учреждение здравоохранения, врачебная комиссия которого вынесла заключение, несет ответственность, если здоровью донора или реципиента причинен вред в результате ошибок, допущенных при оценке комиссией состояния здоровья донора.

Таким образом, врачебная комиссия медицинской организации в процессе своей деятельности принимает множество решений, имеющих как медицинское, так и юридическое значение. В этой связи необходимо соблюдение всех нормативных предписаний, начиная с момента ее создания. Любое нарушение этих требований может расцениваться контролирующими и судебными органами как нарушение лицензионных требований и, как следствие, являться основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности, а в некоторых случаях — для приостановки действия лицензии на медицинскую деятельность.

Работа ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ, как части внутреннего контроля качества, относится к мероприятиям лицензионного контроля Минздрава РФ.
Это значит, что на такие проверки НЕ ДЕЙСТВУЕТ мораторий, не применяется риск-ориентированный подход и при выявлении грубых нарушений возможен отзыв у клиники лицензии.
Наличие в клинике системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и входящей в его структуру деятельности врачебной комиссии, входит в обязательные ЛИЦЕНЗИОННЫЕ требования, Это также важно для проверяющих, как обязательное как наличие помещений, оборудования, кадров и т.д.
Это требование распространяется НА ВСЕ медицинские организации, в том числе и тех врачей, кто работает один как ИП с медицинской лицензией!
Правило тут однозначное — есть мед.лицензия — должна быть врачебная комиссия!
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291, отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в клинике является ГРУБЫМ НАРУШЕНИЕМ лицензионных требований!
Для наказания нарушителей законодателем специально введен пункт 4 статьи 14.1 КоАП РФ : Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на ИП — от 4 000 до 8 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

———————————
Причем данная статья КоАП не подпадает под закон о смягчении наказания за административные правонарушения, совершенные впервые, в виде предупреждения ввиду того, что нарушение является ГРУБЫМ. А значит штраф будут требовать всегда по максимуму. Для юридических лиц сумма складывается из штрафа на должностное лицо, допустившее нарушение (директора или ответственного) и непосредственно на юр. лицо.
Итого сумма штрафа за нарушения в области обеспечения работников СИЗ для юр. лица составляет 210.000 рублей или клинику могут закрыть на 3 месяца!
При этом контролирующий орган выносит предписание по устранению выявленных грубых нарушений лицензионных требований, и клиника в любом случае должна будет организовать у себя систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и отчитаться перед контролирующим органом.
В случае, если в установленный судом или контролирующим органом срок, грубые нарушения не были устранены в период приостановки деятельности, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии, и лицензия аннулируется по решению суда (пункты 11,12 ст. 20 закона 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Еще хуже то, что по закону при получении информации о грубых нарушениях клиникой лицензионных требований или угрозе здоровью, лицензирующий орган (РосЗдравнадзор) вправе проводить внеплановую выездную проверку без направления предварительного уведомления лицензиату (пункт 13 ст.19 закона 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Из вышеизложенного следует, что в любой момент в клинике может быть проведена ВНЕПЛАНОВАЯ проверка на соответствие лицензионным требованиям БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УВЕДОМЛЕНИЯ. И если в ходе проведенной проверки будут выявлены описанные нарушения в совокупности по ВКК и БМД с любой потенциальной угрозой причинения вреда здоровью – штраф с клиники до 210 тыс. руб либо действие медицинской лицензии будет приостановлено на срок до 90 суток с обязательством устранить выявленные нарушения. При неисполнении предписания об устранении нарушений лицензия аннулируется судом.
И все это – лишь за отсутствие в клинике внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, документации по врачебной комиссии! Есть реальный риск потерять лицензию или заплатить крупный штраф до 210.000 рублей.
Кроме того, ЛЮБАЯ претензия или жалоба пациента, поступившая в письменном виде в клинику, должна рассматриваться только на заседании врачебной комиссии (подкомиссии по рассмотрению претензий по качеству услуг), решение должно быть зафиксировано протоколом ВК и обязательно на его основе составлен директором ответ на претензию.
Решения по ответам на претензии по качеству лечения, принятые без создания ВК, судами принимаются как ошибочные и некомпетентные. они не только не защищают клинику, но больше вредят ей.
Таким образом, документации по ВКК и БМД в клинике не просто нужна как требование закона (отсутствие чревато штрафом 210 тыс. или аннулированием лицензии), но и необходима как защита в случае конфликтов и судов.
Документация по контролю качества и безопасности медицинской деятельности в клинике и работе врачебной комиссии включает в себя десятки различных взаимосвязанных документов. Обычно на разработку такого пакета документов у нескольких компетентных специалистов уходит 4-6 месяцев.
Наши документы универсальны и подойдут абсолютно всем клиникам, независимо от размера и численности.
Мы учли все практические нюансы и предлагаем в одном блоке решение и состав документов как для крупных многопрофильных медицинских центров, так и упрощенный для внедрения пакет документов специально для небольших клиник от одного и более кресел, где нет структурных подразделений и не требуется полная документальная иерархия, как в крупных клиниках.
Просто внесите свои данные с названием клиники и ФИО сотрудников в наши готовые документы – и пользуйтесь.
Без этой документации соблюсти лицензионные требования невозможно.
Мы предлагаем Вам воспользоваться готовым решением и приобрести самый полный пакет документации по контролю качества и безопасности медицинской деятельности и работе врачебной комиссии, полностью адаптированный к работе именно в стоматологической клинике

всего за 7.000 рублей
ВНИМАНИЕ!!! ВАЖНО! ПРО НОВЫЙ ПРИКАЗ!
Приказ Минздрава России от 07.06.2019 N 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2019 N 55818) в данном блоке сейчас не использован. Блок №11 содержит документы только по приказу о деятельности врачебной комиссии. По приказу №381н будет сформирован отдельно новый блок документов по ВКК и БМД, когда мы проанализируем и подготовим все необходимые изменения. На это потребуется некоторое время, потому что в правовом поле возник совершенно новый документ, которого ранее не было и который требует серьезной работы над ним.
— Хотите решить эту серьезнейшую проблему до прихода Росздравнадзора или до жалобы пациента?
— Желаете избавится от риска огромного штрафа?
— Риск приостановки работы клиники для Вас неприемлем?
Тогда принимайте решение вовремя и заказывайте в клинику документы по врачебной комиссии прямо сейчас по телефону +7-960-475-40-40 и по почте vladanosov@gmail.com Все документы после оплаты будут отправлены Вам на почту в ЭЛЕКТРОННОМ виде в формате Ворд.
Остались вопросы?
Звоните по телефону +7-960-475-40-40
Пишите на почту vladanosov@gmail.com

При казенном учреждении здравоохранения Омской области «Клиническом противотуберкулезном диспансере» (КУЗОО «КПТД»), являющемся головным учреждением фтизиатрической службы Омской области, для унификации мероприятий по выявлению, диагностике, лечению больных туберкулезом, для обеспечения высокого качества работы фтизиатров при разном уровне их подготовки и неполном укомплектовании штатами противотуберкулезной службы, для повышения квалификации врачей и их ответственности создана Центральная врачебная контрольная комиссия (ЦВКК).

На заседание ЦВКК в обязательном порядке представляются все случаи впервые выявленного туберкулеза, в том числе посмертно, все случаи рецидива туберкулеза, случаи определения активности туберкулезного процесса, сложные диагностические и конфликтные случаи, грубые дефекты в диагностике и лечении туберкулеза.

Центральная врачебная контрольная комиссия КУЗОО «КПТД» — совещательный орган, организуемый с целью совершенствования организации медицинской помощи, унификации мероприятий, коллегиального обсуждения и принятия решения по наиболее важным вопросам диагностики, лечения, тактики ведения больного, реабилитации, определение трудоспособности и профессиональной пригодности и иных медико-социальных вопросов больных туберкулезом, в том числе детей и подростков на территории Омской области, а так же для решения конфликтных ситуаций, рассмотрения претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникших в процессе оказания медицинской помощи, проведения контроля качества лечебно-диагностического процесса.

ЦВКК осуществляет оценку качества медицинской помощи и эффективности лечебно-диагностического процесса в КУЗОО «КПТД» и в других противотуберкулезных учреждениях Омской области (по заданию Министерства здравоохранения Омской области).

В составе ЦВКК выделены подкомиссии:

— подкомиссия экспертизы трудоспособности (выдача, продление, закрытие листков нетрудоспособности к труду, направление пациентов на медико-социальную экспертизу);

— подкомиссия по учету, лечению больных с множественной лекарственно
устойчивой формой туберкулеза (регистрация, перерегистрация на IV режим химиотерапии, оценка эффективности лечения, индивидуализация режима химиотерапии при неэффективном курсе химиотерапии);

— подкомиссия по туберкулезу органов дыхания и внеторокальному
туберкулезу у взрослых жителей, детей и подростков г. Омска и муниципальных районов Омской области № 1, 2, 3,4,5,6 (движение больных в группах диспансерного наблюдения, взятие и снятия с диспансерного учета и наблюдения (для ВПК № 2,3,4), направление на лечение за пределы административной территории (в научно-исследовательские институты туберкулеза), отбор больных и направление на санаторно-курортное лечение);

— подкомиссия по экспертизе обеспечения лечебного процесса
лекарственными средствами, расходными материалами и оборудованием (изучение потребности, расстановка приоритетов при определении очередности приобретения лекарственных средств, расходных материалов и оборудования; анализ рационального расходования денежных средств, расходных материалов и оборудования);

— лечебно-контрольная подкомиссия (оперативный контроль над состоянием лечебно-диагностического процесса, организацией медицинской помощи населению, в том числе, на основании анализа материалов патологоанатомического или судебно-медицинского исследования);

— подкомиссия по изучению летальных исходов (изучение своевременности и правильности прижизненной диагностики, своевременности направления больного на госпитализацию, адекватности лечения на всех этапах заболевания, соблюдения медицинских стандартов, а так же качества ведения медицинской документации, выявление возможных ошибок или дефектов в лечебно-диагностических мероприятиях, допущенных на всех этапах лечения умершего, установление причин допущенных дефектов в диагностике, лечении или обследовании умершего);

— подкомиссия по разбору нарушений внутреннего распорядка пациентами (проведение информационно-образовательной работы с пациентами с целью повышения мотивации пациентов к длительному непрерывному лечению в стационаре, комиссионное рассмотрение случаев нарушения правил внутреннего распорядка пациентами стационара, определение дальнейшей тактики лечения больного (в условиях стационара, амбулаторно — при неоднократном нарушении правил внутреннего распорядка пациентами стационара и создание угрозы медицинским работникам и пациентам);

— больничный совет (подведение итогов медицинской деятельности по критериям оценки качественных и количественных показателей подразделений, по результатам совершенствование организации медицинской деятельности);

— санаторно-курортная отборочная комиссия КУЗОО «КПТД» работает в подсистеме мониторинга санаторно-курортного лечения информационно-аналитической системы Минздравсоцразвития, создает заявку в соответствии с профилем санатория и потребностью в лечении для больных туберкулезом и контактных (семейный, производственный) состоящих на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях г. Омска, туберкулезных кабинетах муниципальных районов Омской области, имеет право рекомендовать сотрудникам противотуберкулезных учреждений Омской области оздоровление в санаториях, профилакториях местной климатической зоны, рекомендовать профкому учреждения рассмотреть вопрос о выделении путевки в санатории, профилактории Омской области).

Врачебная комиссия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *