Содержание

Внеурочная образовательная деятельность школьников и ФГОС

Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования:

  • ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО),
  • ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) и
  • ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО),

введено понятие внеурочной деятельности школьников, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Однако прямого указания о том, что участие школьников во внеурочной образовательной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.

В связи с неоднозначным толкованием данного вопроса Министерством просвещения РФ 5 сентября 2018 г. было опубликовано Письмо № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

Из данного Письма следует (по мнению экспертов), что учащиеся общеобразовательных школ ОБЯЗАНЫ посещать внеурочные занятия.

В Письме Минпросвещения приведены следующие правовые обоснования участия учеников муниципальных и государственных школ во внеурочной деятельности:

  • согласно статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации;

  • содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы (статья 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

  • согласно ФГОС основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность;

  • план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению;

  • состав и структура направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей;

  • согласно статье 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Особенности внеурочной образовательной деятельности школьников: что обязательно и что по выбору

Что такое внеурочная образовательная деятельность школьников

Под внеурочной образовательной деятельностью школьников в соответствии с действующим законодательством об общем образовании в рамках реализации ФГОС общего образования понимается:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и

  • направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП).

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования образовательной организации определяется:

  • её основной образовательной программой (ООП),

  • разрабатываемой в соответствии с ФГОС общего образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ;

  • ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.

Согласно ФГОС общего образования основная образовательная программа (ООП) реализуется образовательным учреждением:

  • через урочную деятельность и
  • внеурочную деятельность

с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин).

То есть, внеурочная образовательная деятельность школьников является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Внеурочная образовательная деятельность школьников осуществляется:

  • посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

Содержания внеурочной образовательной деятельности школьников

В письме Минобрнауки России (в н. в. Минпросвещения России) от 18 августа 2017 г. № 09-1672 даны Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

В соответствии с этими методическими рекомендациями под внеурочной образовательной деятельностью школьников следует понимать:

  • образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения школьниками основных образовательных программ (ООП) — личностных, метапредметных и предметных,

  • осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Внеурочная образовательная деятельность планируется и организуется:

  • с учетом индивидуальных особенностей и потребностей школьника,

  • запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

ФГОС общего образования определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:

  • до 1350 часов за 4 года обучения на уровне начального общего образования;

  • до 1750 часов за 5 лет обучения на уровне основного общего образования;

  • до 700 часов за 2 года обучения на уровне среднего общего образования.

Формы внеурочной образовательной деятельности школьников должны:

  • предусматривать активность и самостоятельность обучающихся;

  • сочетать индивидуальную и групповую работу школьников;

  • обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),

  • переменный состав обучающихся,

  • проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.),

  • походы, деловые игры и пр.

Министерством просвещения РФ рекомендуется:

  • использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер;

  • формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

Внеурочная образовательная деятельность школьников и элективные курсы

Не стоит путать внеурочную образовательную деятельность школьников с элективными курсами.

Элективные курсы (электив) — это дополнительна форма индивидуального образования, при которой:

  • школьник из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности;

  • далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания.

Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса школьника.

В школьном образовании выделяют два вида элективных курсов (элективов):

  • элективные курсы предпрофильного содержания (8-9 классы) и

  • элективные курсы профильного содержания (10-11 классы).

Элективные курсы являются компонентом учебного плана, поэтому элективные курсы включены в расписание занятий и проводятся наравне с другими уроками.

Резюме:

  • согласно ФГОС общего образования основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность;

  • план внеурочной деятельности наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы и ОБЯЗАТЕЛЕН к исполнению обучающимися;

  • учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность организована:
· По следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность в следующих организационных формах: кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии.
Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью составляет не должна превышать 25 человек. Группы формируются на основе изучения потребностей обучающихся (анкетирование родителей).
Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут, если занятия спаренные – 50 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (до 10 часов в неделю на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного обще­ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно­го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос­новной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни­ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер­стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про­веряет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру­гие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица­тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от­ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно­гой игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни­ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проб­лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер­тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

ArturVerkhovetskiy / .com

Минпросвещения России настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников (письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216).

Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные «часы», «подготовка к ЕГЭ» и т. п.), наиболее болезненные из которых – это факультативы в виде «нулевых» или, наоборот, восьмых-девятых уроков, а также занятий по выходным дням.

При этом «школьный» СанПин 2.4.2.2821-10 запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным – еще меньше). Однако санитарные ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности. Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями. Правда, ученики (и их родители) не всегда способны отличить, скажем, алгебру от факультатива по алгебре: зачастую и там, и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки.

Обязательно ли посещать эти внеурочные занятия? Долгое время считалось, что ходить на «внеурочку» можно по желанию:

  • организация внеурочной деятельности на добровольной основе прямо предусмотрена упомянутым СанПиНом, а школы обязаны соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании));
  • внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);
  • образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом Закон об образовании обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности Закон об образовании ничего не говорит.

Однако Минобрнауки России еще прошлым летом разослало методические рекомендации, в которых прямо и недвусмысленно сказано: «участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным».

Теперь – уже новое министерство – представило правовое обоснование указанному тезису: посещать «внеурочку» нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.

Споры о том, является ли внеурочная деятельность обязательной или нет, идут уже давно. Хотя законодатель в этом вопросе однозначен. В том числе, неоднократно давались соответствующие разъяснения. Тем не менее, из года в год родители ищут способ обойтись без внеурочной деятельности в школе. Их тоже можно понять. Часто школы ставят в расписание внеурочную деятельность таким образом, что исключают для школьников возможность посещения других занятий вне школы. Для тех, кто профессионально занимается спортом, музыкой и т.д., это может быть критично. А ставить крест на будущей карьере ради определенных школьных занятий (которые не нужны ребёнку), естественно, никто не будет.

Стоит обратить внимание на то, что речь идёт именно о внеурочной деятельности. А не о факультативах или каких-то других дополнительных занятиях. Всё это разные вещи! Если ребёнка заставляют посещать какие-либо занятия, то в первую очередь необходимо убедиться, что это именно внеурочная деятельность, а не что-то другое. Только внеурочная деятельность является обязательной.

Иллюстрация — Яндекс.Картинки.

В Законе об образовании чётко указано, что образовательная программа является обязательной к освоению. В свою очередь образовательная программа состоит из:

1. урочной деятельности (учебный план);

2. внеурочной деятельности.

Отсюда и следует, что внеурочную деятельность необходимо осваивать в обязательном порядке.

В то же время для родителей есть небольшая «лазейка». В СанПиН 2.4.2.2821-10 указано, что

внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений

Если знать иерархию нормативных актов, то очевидно, что в данном случае необходимо ориентироваться на Закон об образовании. Возможно поэтому законодатель и не спешит устранять расхождения в текстах документов.

Тем не менее, родитель – не юрист. Он не должен разбираться в том, какому документу верить. Поэтому вполне допустимо отстаивать свою позицию перед директором школы, ссылаясь именно на текст СанПиН 2.4.2.2821-10 (только писать обращения в гос.органы в этим же аргументом не надо – там дадут ответ, невыгодный родителю).

Директоры школ далеко не всегда хорошо подкованы в нормах права. Поэтому очень многие соглашаются с требованием СанПиН. Опять же родители не должны ставить своей целью отменить всю внеурочную деятельность в школе. Достаточно, чтобы для их ребёнка эта внеурочная деятельность стала «добровольной».

Сталкивались ли Вы с проблемой обязательности внеурочной деятельности у своих детей?

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации учащихся и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального и среднего образования.

Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса

Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе

5 направлений внеурочной деятельности

9 видов внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности по ФГОС

Модели внеурочной деятельности

Результаты и методы диагностики внеучебной деятельности по ФГОС

Внеурочная деятельность по ФГОС в школе представляет сбой проведение и организацию вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых учащиеся наиболее успешно осваивают основную образовательную программу, достигают личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса

К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся.

Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е. урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не подменять друг друга. Значимость внеучебной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.

Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеучебная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе

Анализ внеурочной деятельности в начальной и основной школе позволяет прийти к выводу, что главной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой.

Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Цели

Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:

  1. создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников;
  2. воспитание стремления к продуктивному времяпрепровождению;
  3. формирование культуры общения;
  4. передача опыта, знаний, умений и навыков.

Задачи

Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

  1. создание комфортных условий для реализации образовательных целей;
  2. равномерное распределение учебной нагрузки школьников;
  3. ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;
  4. выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;
  5. формирование системы знаний, умений и навыков;
  6. развитие творческих способностей учеников;
  7. создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;
  8. создание кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;
  9. воспитание целеустремленности, трудолюбия силы воли и терпения для достижения поставленных целей;
  10. помощь ребенку на пути к социализации в обществе.

Принципы организации

Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:

  • Принцип креативности. Педагог должен способствовать развитию творческих способностей школьников, поддерживать желание заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.
  • Принцип социальной значимости и успешности. Направленность усилий преподавателя на формирование у детей потребностей в достижении успеха. Важно, чтобы достижения ребенка были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для окружающих.
  • Принцип гуманистической направленности. Максимальное соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей. Формирование условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и самоутверждения.
  • Принцип вариативности. Наличие широкого спектра форм и видов внеклассной деятельности, возможность свободного выбора и добровольного участия в ней.
  • Принцип системности. Функционирование системы внеурочной деятельности школьников, устанавливающей взаимосвязи между всеми ее участниками, то есть учителями, школьниками и родителями.

5 направлений внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС должна опираться на заданные направления развития личности учащихся. Таких направлений пять.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно – нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Читайте подробнее про основные направления внеурочной деятельности.

9 видов внеурочной деятельности

Часы, которые отводятся на внеурочную деятельность, используются исключительно по личному желанию школьников и направлены на реализацию различных форм организации, в отличие от уроков. Занятия могут проводиться в виде самых разнообразных круглых столов, КВН, викторин, секций, классных часов, соревнований и олимпиад.

Внеурочная деятельность по предмету позволяет школьникам изучать материал глубже, посещение таких занятий способствует развитию индивидуальных способностей ребёнка. Для развития подростков немаловажную роль играет усовершенствование таких способностей как музыкальные и организаторские, и именно их руководитель раскрывает на внеурочных занятиях.

Виды внеурочной деятельности в школе тесно связаны с направлениями внеурочной деятельности, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным и социальным.

Виды внеурочной деятельности в рамках ФГОС:

  1. Игровая деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Проблемно – ценностное общение
  4. Досугово – развлекательная деятельность
  5. Художественное творчество
  6. Социальное творчество
  7. Трудовая деятельность
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность
  9. Туристско-краеведческая деятельность

Внеурочная деятельность учителя, внимание педагога должны быть направлены на каждого ученика, чтобы каждый ощутил свою важность и востребованность. При организации внеурочной деятельности школьников могут быть использованы и индивидуальные занятия с учащимися, которые требуют психологической поддержки, сюда же относятся и занятия по постановке письменной и устной речи, консультации для детей разных категорий и так далее.

Формы внеурочной деятельности по ФГОС

Формы организации внеурочной деятельности могут быть самыми разными. Можно организовать её в режиме продленного дня, с предусмотренными по программе прогулками, питанием и выполнением домашних заданий. Часто включаются в программу экскурсии, спортивные игры, общественно полезный труд на участке учреждения, игры, концерты, викторины, посещение зрелищных мероприятий.

Количество детей в группе не должно превышать 25 человек. Длительность занятий в 1 классе должна составлять 35 минут, если занятия коллективные, то 70 минут плюс десятиминутный отдых.

Часы, отводимые для внеурочной деятельности должны использоваться для ведения учебных курсов, которые будут направлены на различные интересы школьников, в том числе на тему этнокультуры и региона. Не рекомендовано посещение школьником более трех детских объединений.

Проблема целесообразности использования свободного времени детей в целях развития была всегда насущна. Ведь именно во время их деятельности происходит воспитание. Преимуществом внеучебной деятельности является как раз предоставление возможности обширного списка занятий для их развития.

  1. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.
  2. Духовно – нравственное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.
  3. Обще – интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».
  4. В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.

Модели внеурочной деятельности

В каждой школе существует своя система внеурочной деятельности. Многие образовательные учреждения при организации внеурочной работы опираются на возможности культуры и спорта.

В школе могут быть следующие модели организации внеурочной деятельности учащихся:

Количество часов, которые отводятся на внеурочные занятия, учреждение определяет самостоятельно, исходя из желаемых результатов и на основании мнения школьников, родителей и кадровых условий.

Результаты и методы диагностики внеучебной деятельности по ФГОС

Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.

Необходимо понимать, что воспитательным результатом внеурочной деятельности школьников должно быть развитие их духовно-нравственных качеств, благодаря участию во внеурочных мероприятиях. А воспитательным эффектом деятельности признается влияние приобретенных нравственных качеств на развитие ребенка (последствие результата деятельности).

Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность по ФГОС в школе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.

Оценивание этих и других личностных результатов учебно-воспитательной деятельности школьников осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, по их результатам осуществляются управленческие решения, которые учитываются при принятии управленческих решений во время проектирования программ развития образовательного учреждения и программ поддержки образовательного процесса.

Внеурочная деятельность обязательна или нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *