Инвентаризация представляет собой сопоставление фактического числа ТМЦ с числом, прописанным в бухгалтерских документах. Процедура может быть плановой и внеплановой. Вторая проводится при наличии некоторых обстоятельств.

Когда проводится внеплановая инвентаризация

Внеплановое мероприятие осуществляется обычно внезапно, вне ранее составленного плана. То есть ему не предшествует подготовка. Нужно это специально для обнаружения несоответствий. Инвентаризация требуется только в том случае, если присутствуют определенные обстоятельства. К примеру, это могут быть следующие условия:

  • Смена руководителя или материально-ответственного лица.
  • Предположительное хищение товарно-материальных ценностей.
  • Предстоит сформировать годовую финансовую отчетность.
  • Переоценка более 1/3 продукции или ценностей, находящихся под ответственностью материально ответственного лица.
  • Стихийные бедствия и ЧП, которые могли привести к утрате ТМЦ.

В законе не сказано, когда именно руководитель обязан назначать ВИ. Он может инициировать ее в любой момент, когда на это есть необходимость.

Цели проведения

Инвентаризация преследует эти цели:

  • Обнаружение фактического числа ТМЦ, ОС и прочих ценностей.
  • Сопоставление фактических показателей и значений, прописанных в документах.
  • Обнаружение ценностей, которые не задействованы в деятельности фирмы.
  • Контроль над надежным хранением ценностей.

К СВЕДЕНИЮ! ВИ может быть полной или выборочной. Первая подразумевает проверку всех активов. Выборочная, в свою очередь, предполагает проверку конкретного комплекса ценностей. Актуальна тогда, когда известно о проблемах с конкретной группой активов.

Отличия от плановой инвентаризации

Дата проведения плановой процедуры известна заранее. Она проводится в любом случае, вне зависимости от обстоятельств. Внеплановая инвентаризация организуется тогда, когда на то есть причины. Дата ее не известна. Она может проводиться с любой периодичностью.

Особенности проведения

Перед началом процедуры материально ответственные сотрудники составляют расписки. В них отражается, что на дату инвентаризации все отчеты были оформлены. Также нужно составить приказ. Он устанавливает следующие положения инвентаризации:

  • Состав комиссии, которая будет заниматься инвентаризацией.
  • Сроки проведения.
  • Место проверки.

Приказ нужно зарегистрировать в книге контроля. Этот документ является основанием для выполнения инвентаризации. Составляется он по форме ИНВ-22, утвержденной Госкомстатом №88 от 18 августа 1998 года. Документ можно составить по унифицированной форме, однако также допускается свободная форма.

ВАЖНО! Без приказа инвентаризация не будет правомерной.

Содержание приказа о внеплановой инвентаризации

Приказ содержит эту информацию:

  • Название места, где будет проводиться инвентаризация. Это может быть наименование фирмы или структурного подразделения.
  • Дату и номер документа.
  • Название проверяемых ценностей и обязательств. К примеру, активы, расположенные на складе №1.
  • Сведения о комиссии, которая будет проводить инвентаризацию. В частности, указываются председатель комиссии и ее участники. При ее формировании нужно опираться на приказ Минфина №49 от 13 июня 1995 года. В приказе указано, что в состав комиссии могут входить работники организации и независимые аудиторы.
  • Даты начала и завершения процедуры, сроки сдачи итогов инвентаризации. Результаты нужно сдавать в бухгалтерский отдел. За соблюдение сроков отвечает председатель комиссии. Он обязан визировать проходные и расходные бумаги, на базе которых выполняется учет собственности и обязательств.
  • Причины назначения инвентаризации.
  • Подпись руководителя фирмы или лица с соответствующими полномочиями.

То есть в приказе указывается вся необходимая информация.

Правила проведения внеплановой инвентаризации

В пункте 2.8 приказа Минфина №49 указано, что процедура должна выполняться при присутствии материально ответственного лица. Он проставляет свою подпись на документе. Она подтверждает ознакомление с содержанием бумаги. Процедура проводится в соответствующем порядке:

  1. Издание приказа руководителя об инициировании процедуры. Документ является распоряжением, на базе которого проводится инвентаризация.
  2. На базе приказа комиссия начинает свою работу. Ее сроки должны соответствовать тем срокам, которые указаны в документах.

ВАЖНО! За финансово ответственными лицами закреплены проверяемые активы. Однако они не могут входить в комиссию, но должны присутствовать при мероприятии.

К СВЕДЕНИЮ! О дате и времени внеплановых инвентаризаций уведомляют только участников комиссии.

В период процедуры должностное лицо не может вмешиваться в деятельность комиссии. Строго воспрещается создавать ей помехи к работе.

Документирование итогов

Инвентаризация осуществляется по описям специальной ведомости, утвержденной в соответствии с формами Госстандарта. Ее итоги устанавливаются по обособленному акту. Он подписывается участниками комиссии и ответственного лица. Ведомости и акты оформляются в двух экземплярах. Один крепится к плану, а второй – передается лицу, ответственному за проверяемый склад.

Описи по ведомости нужно заполнять шариковыми ручками. Исключены помарки и подчистки. Если в документе содержатся исправления, их нужно утвердить. То есть под правками ставятся подписи участников комиссии.

Итоги внеплановой инвентаризации

На основании итогов мероприятия можно прийти к этим выводам:

  • Соответствие фактического количества ценностей тому, что указанно в документах. Наличие всех приходно-расходных бумаг на продукцию.
  • Продукция не соответствует информации, содержащейся в документах.

Вне зависимости от выводов, нужно утвердить мнение комиссии в описи. Полная информация о продукции прописывается в акте. Участники комиссии обладают ограниченными полномочиями. В частности, они могут только зафиксировать наличие или отсутствие ценностей.

Дальнейшие действия

Об итогах инвентаризации нужно сообщить руководителю компании. Если продукция не соответствует сведениям, указанным в документах, инициируется локальное расследование. По его итогам принимаются эти решения:

  • Дополнительная проверка по итогам процедуры. Нужно установить сроки для ликвидации всех найденных несоответствий.
  • Меры по возврату активов, недостаток которых обнаружился во время мероприятия.
  • Документы, полученные в ходе инвентаризации, идут в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения преступного деяния и установления виновных лиц.

Конкретные решения зависят от результатов. Если никаких ошибок не обнаружено, то и делать ничего не нужно. Если же найдены несовпадения, нужно выявить причину их появления. К примеру, это могут быть ЧП, катаклизмы, воровство, действия недобросовестного лица. То есть в ситуации могут как быть виновные лица, так и не быть. В первом случае виновники ищутся или силами самого предприятия, или с помощью полиции.

Бухгалтерское наблюдение за состоянием и движением хозяйственных средств осуществляется с помощью документации, однако возможны расхождения учетных записей с фактическими остатками средств для обеспечения реальностей показателей, для контроля за сохранностью средств используется элемент бухгалтерского учета – инвентаризация.

Инвентаризацией называется установление фактического наличия средств, их источников путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

Инвентаризация имеет большое значение, т.к. является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, со своевременным обнаружением расхождений между фактическими и учетными данными, с соблюдением финансовой дисциплины и правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Правила проведения инвентаризации определены в ФЗ «о бухгалтерском учете» и методическими указаниями «По инвентаризации имущества и обязательств».

Основными целями инвентаризации являются:

— Контроль за сохранностью имущества;

— Проверка условий и порядка хранения товара;

— Выявление залежавшихся, устаревших товаров;

— Проверка правильности данных текущего учета, выявление допущенных ошибок;

— Контроль за соблюдением принципа материальной ответственности;

— Проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и на счетах бухгалтерского учета.

Количество инвентаризации, дата их проведения перечень имущества и финансовых обязательств устанавливаются руководителем организации.

Проведение инвентаризации обязательно:

— При смене МОЛ;

— Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— При передаче имущества в аренду;

— В случае стихийных бедствий;

— При ликвидации организации.

Основными причинами проведения инвентаризации является:

— Выявление возможных ошибок в учете;

— Недоверие к МОЛ;

— Кражи, злоупотребления;

— Изменение физических свойств ТМЦ;

— Стихийные бедствия;

— Проведение аудиторских проверок;

— По требованию судебно-следственных органов.

Виды инвентаризации:

По объему:

— Полные – охватывают все виды средств, проводятся при ревизии аудиторской проверки и перед составлением годового отчета на 1 октября каждого года;

— Частичные – охватывают часть средств.

По методу проведения:

— Выборочные – ценности проверяются по выбору;

— Структурные – проводятся во всех структурных подразделениях предприятия.

По назначению:

— Плановые – проводятся по графику утвержденному руководителем;

— Внеплановые – проводятся внезапно, в силу сложившихся обстоятельств;

— Повторная – проводится в случае, если возникает сомнение в объективности, качестве и достоверности проведенной инвентаризации;

— Контрольные – проводятся до открытия склада, отдела, где на кануне проводилась инвентаризация.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая комиссия, в состав комиссии включаются представители администрации, бухгалтер, экономист, работники внутреннего аудита и МОЛ. Для проведения инвентаризации руководитель утверждает приказ, где указываются все члены комиссии, дата проведения, время, подразделение.

Результаты инвентаризации признаются не действительными, если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии.

До начала инвентаризации, МОЛ, обязано предоставить в комиссию все документы и отчеты, председатель комиссии документы визирует.

Перед проведением ревизии, МОЛ, дает расписку, что к началу инвентаризации все ценности оприходованы, выбывшие списаны в расход, а документы переданы в комиссию или в бухгалтерию.

Комиссия должна точно и последовательно проверить фактические остатки во всех подразделениях и складах путем подсчета, взвешивания, обмера, затем оформить документы на проведение инвентаризации, если инвентаризация проводиться несколько дней, то помещение должно быть опечатано.

Руководитель организации для проведения инвентаризации издает приказ, в котором отражаются дата, место проведения, состав комиссии, что подлежит инвентаризации, время начала проведения и окончания, причины инвентаризации и в какие сроки необходимо сдать в бухгалтерию материалы по инвентаризации. Приказ регистрируется в «Книге контроля» за выполнением приказов, в книге заполняются те же реквизиты, что и в приказе. Имеется графа, где отражается результат ревизии (недостача, излишки), так же имеется примечание, где руководитель отмечает о принятии мер по ликвидации результатов.

Сведения о фактическом наличии имущества записывается в инвентаризационные описи или акты в 2-х экземплярах. В описи имеется расписка МОЛ, где он дает согласие о результатах инвентаризации.

В описях отражаются следующие данные: наименование материалов, объектов и др. ценностей, их количество, единица измерения и отличительные признаки (цвет, размер, сорт, артикул). Описи подписывают на каждой странице, просчитывают количество и делают таксировку. В конце описи делается отметка о проверки цен, таксировки и подсчете итогов, подписывают все члены комиссии и МОЛ.

Арендованные или находящиеся на ответственном хранении ценности проверяются отдельно и описи составляются отдельно от общей.

Контрольная проверка оформляется актом, в акте указывают, где проводилась проверка, члены комиссии, дата и результаты проверки.

Если во время проверки выявлены отклонения (недостатки, излишки), то составляют сличительные ведомости, в них отражают результаты инвентаризации и показывают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач ТМЦ в ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Результатами инвентаризации являются излишки и недостачи. Излишки ТМЦ подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации.

Например, в результате инвентаризации выявлен излишек товаров, при этом будет сделана запись Д41К91-1. Недостачи могут быть в приделах норм естественной убыли и недостачи сверх норм. Убыль ценностей в приделах норм списывают на затраты производства – на сч.20 или сч.44.

Например, недостача товаров на складе организации в пределах норм составила 20 т.р.

При этом будет сделана запись:

1. На общую сумму недостачи списывается с 41 счета, через 94 счет. Недостача и порча ценностей. К41Д94 – 20т.р.

2. Сумма недостачи списывается на затраты производства. Д20К94 – 20т.р.

Недостача сверх норм относится на виновных лиц. Например, МОЛ по решению руководителя обязано оплатить сумму недостачи, либо путем удержания из заработной платы, либо внесение наличных денег в кассу.

Д94К41 – списание товаров

К94Д73-2 – возмещение ущерба

К73-2Д50 – в кассу

К73-2Д70 – из заработной платы

Если в результате инвентаризации виновное лицо не выявлено, то по решению руководителя сумма недостачи списывается, либо за счет общехозяйственных расходов (сч.26), либо за счет прибыли (сч.91).

Внеплановая инвентаризация проводится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *