Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

(часть 3 в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными .

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В каких случаях проводится внеплановая переаттестация на соответствие занимаемой должности?

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Внеочередная аттестация

Cтраница 1

Внеочередная аттестация проводится по решению руководителя предприятия.  

Внеочередная аттестация может проводиться в отдельных структурных подразделениях или группы работников, занимающих определенные должности, в связи с существенным изменением условий труда, реструктуризацией и другим причинам, при зачислении в резерв и с согласия работника.  

Внеочередная аттестация при ее положительных результатах заменяет периодическую с соответствующим продлением срока действия аттестационного свидетельства.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Внеочередная аттестация проводится по указанию тех же органов, по требованию заказчика ( основного потребителя) испытуемой продукции, Госстандарта СССР, других контролирующих и следственных органов.  

Внеочередная аттестация может проводиться в отдельных структурных подразделениях или группы работников, занимающих определенные должности, в связи с существенным изменением условий труда, реструктуризацией и другим причинам, при зачислении в резерв и с согласия работника.  

Внеочередная аттестация технологии сварки проводится либо по требованию органов Госгортехнадзора, либо решение о ее проведении принимает аттестационная комиссия или руководство предприятия.  

Внеочередную аттестацию должны проходить сварщики перед их допуском к выполнению сварки после их временного отстранения от работы за нарушение технологии сварки или повторяющееся неудовлетворительное качество выполненных ими производственных сварных соединений. При внеочередной аттестации сварщики сдают общий, специальный и практический экзамены.  

Внеочередную аттестацию проходят контролеры перед допуском — к выполнению контроля после временного отстранения от работы за нарушение технологии контроля или повторяющееся неудовлетворительное качество выполняемых ими работ, а также по требованию представителя головной материаловедческой организации, члена аттестационной комиссии, представителя ГАНРФ, проверяющих правильность соответствующего метода контроля и обнаруживших нарушение предписанной технологии контроля. При дополнительной аттестации необходимость и объем теоретической подготовки устанавливается аттестационной комиссией.  

Внеочередную аттестацию технологии сварки проводят при изменениях ПТД, которые могут привести к изменению свойств я качества сварных соединений, а также в случаях ухудшения качества производственных сварных соединений.  

Программа внеочередной аттестации технологии сварки ( наплавки) должна быть согласована со специализированной научно-исследовательской организацией, указанной в действующей НТД.  

Комиссия для проведения внеочередной аттестации головных организаций по государственным испытаниям назначается Госстандартом СССР или по его поручению соответствующим республиканским управлением, ЦСМ.  

Комиссия для проведения первичной, периодической и внеочередной аттестации других испытательных организаций и подразделений назначается руководством предприятия или объединения, в состав которого входит подразделение или организация. В состав комиссии входят представители ОТК, метрологической службы, конструкторских и технологических подразделений предприятий, представитель Госприемки. Председателем комиссии назначается представитель головной организации по государственным испытаниям или другой организации.  

В-шестых, требуется провести внеочередную аттестацию руководителей, специалистов и служащих, установить им должностные обязанности исходя из положений квалификационного справочника должностей указанных работников, а также привести должностные наименования работников в соответствие с выполняемой работой и новыми схемами должностных окладов.  

При введении новых условий оплаты труда проводится внеочередная аттестация всех руководителей подразделений, специалистов и служащих.  

При введении новых должностных окладов предусматривается проведение внеочередной аттестации руководителей, специалистов и служащих предприятии, установление им должностных обязанностей исходя из требований Квалификационного справочника и приведение должностных наименований этих работников в соответствие с выполняемой работой и схемами должностных окладов.  

Страницы:      1    2    3

Увольнение работников по итогам аттестации. Правовые аспекты

Aттестация работников

Аттестация сил ОТБ

Первичная аттестация проводится при организации субъектом транспортной инфраструктуры, аттестуемым лицом, выполняющим работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности и работы по допуску физических лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Периодическая аттестациясил ОТБ проводится один раз в три года в следующих случаях:
•  наличия вступившего в законную силу решения суда, постановления органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, которым установлен факт несоблюдения требований в результате действия (бездействия) лица из состава сил ОТБ;
•    изменения функциональных обязанностей лица из состава сил ОТБ, в случае если такие изменения повлекли за собой дополнительные требования к уровню знаний, умений, навыков, личностных (психофизиологических) качеств, уровню физической подготовки лица из состава сил ОТБ;
•    внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, на которых лицом из состава сил ОТБ выполняется работа, непосредственно связанная с обеспечением транспортной безопасности, в случае если такие изменения повлекли за собой дополнительные требования к уровню знаний, умений, навыков, личностных качеств, уровню физической подготовки лица из состава сил ОТБ.

Внеочередная аттестация проводится только в части возникновения дополнительных требований к лицу из состава сил ОТБ.

Порядок проведения аттестации сил ОТБ

Процедура проведения первичной, периодической и внеочередной аттестации состоит из следующих этапов:
•    проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ;
•    проверка соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ;
•    проверка на наличие уровня образования, подтвержденного документом об образовании;
•    проверка наличие знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения аттестуемым лицом работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности.
В случае отсутствия у аттестуемого лица знаний, умений, навыков, установленных требованиям законодательством  Российской Федерации о транспортной безопасности, органом аттестации формируются   рекомендации о подготовке  аттестуемого лица. Срок проведения аттестации не может превышать 3 рабочих дней, с даты принятия органом  аттестации решения о проведении аттестации физического лица. По результатам проверки соответствия сил ОТБ  требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, орган аттестации выдает    аттестуемому лицу свидетельство об аттестации, либо отрицательное решение об аттестации физического лица.

Аттестация проводится со следующей периодичностью:
     а) один раз в 5 лет 

  для  работников  субъекта  транспортной инфраструктуры,   ответственных   за    обеспечение    транспортной безопасности в субъекте  транспортной  инфраструктуры,  на  объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве;
     б) один раз в 3 года:
для  работников  субъекта  транспортной   инфраструктуры   или подразделения транспортной  безопасности,  руководящих  выполнением работ,  непосредственно  связанных  с   обеспечением   транспортной безопасности   на   объектах   транспортной   инфраструктуры    или транспортных средствах;
для  работников   подразделения   транспортной   безопасности, включенных в состав группы быстрого реагирования;
для  работников   подразделения   транспортной   безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный  досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
для  работников   подразделения   транспортной   безопасности, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;
     для   работников   субъекта    транспортной    инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, осуществляющих  управлениетехническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

Выданное свидетельство об аттестации подлежит аннулированию органом аттестации:

•    физическое лицо перестало соответствовать требованиям пунктов 1-7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
•    физическое лицо направлено на внеочередную аттестацию;
•    расторгнут договор между физическим лицом, а также субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.

Этапы прохождения первичной, периодической и внеочередной аттестации:

Шаг 1: Выбор аттестующей организации и заключение договора с аттестующей организацией на проведение аттестации;
Шаг 2: Предоставление в орган аттестации документов на аттестуемых лиц;
Шаг 3: Орган аттестации обрабатывает полученные документы в течении установленного законом срока, принимает решение о допуске к аттестации и присваивает уникальный идентификационный номер (далее — УИН). В отношении отдельных категорий сотрудников орган по аттестации в течении установленного законом срока проводит все необходимые проверки и исследования данных предоставленных документов;
Шаг 4: В назначенный день проводится аттестация;
Шаг 5: По результатам успешного прохождения аттестации органом аттестации оформляется и выдается свидетельство об аттестации.


Контакты:

+7(843)524-73-23

+7-9874-222-880

420021, г. Казань, ул. Николая Столбова д.2, оф.606

e-mail: tb@ctb-kzn.ru

В целях настоящего Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации (первичной, периодической и внеочередной), проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Необходимость внеплановой аттестации работников в целях проверки их соответствия занимаемой должности у работодателей возникает периодически. Особенно актуален вопрос сейчас — в связи с требованиями профессиональных стандартов. И пока институт независимой оценки еще не так популярен, работодателям, чтобы установить несоответствие или, наоборот, соответствие работника занимаемой должности, приходится проводить аттестацию. Некоторые судебные споры по поводу аттестации рассмотрим сегодня. 

Решение аттестационной комиссии будет признано незаконным, если не соблюсти установленный порядок аттестации: нарушена процедура формирования комиссии, не дана оценка трудовой деятельности работника и т.д.

Муниципальный служащий обратился в суд с иском к администрации о признании недействительными итогов аттестации, поскольку не были учтены результаты исполнения им должностных обязанностей, а решение было принято неправомочным составом комиссии. В частности, в нее входил руководитель отдела, с которым у служащего был конфликт.

Суд установил, что согласно Положению о проведении аттестации муниципальных служащих в органах местного самоуправления, утвержденному решением думы городского округа (далее — Положение), аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. В состав аттестационной комиссии обязательно включаются представители по вопросам муниципальной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, в котором служащий, подлежащий аттестации, замещает должность. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, который может повлиять на принимаемые комиссией решения.

Согласно Положению профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается комиссией на основе определения его соответствия установленным квалификационным требованиям к замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением органа местного самоуправления и самим органом задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы, соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о муниципальной службе.

Разрешая спор, суд указал, что аттестация истца проведена неполномочной аттестационной комиссией. Она была сформирована с нарушением порядка, установленного Положением:

— в ее состав входил член, который не значится в составе комиссии;

— количественный и персональный состав комиссии не соответствовал фактическому составу;

— в состав комиссии не был включен представитель отдела, в котором работает служащий.

Кроме этого, аттестация служащего проводилась без обсуждения его профессиональной служебной деятельности, сложности выполняемой им работы и других показателей согласно Положению. Оценка профессиональных знаний истца была необъективна, в частности оценивались ответы на вопросы, связанные с владением компьютером и знанием орфографии, которые не являются основанием для признания муниципального служащего не соответствующим замещаемой должности. Мало того, комиссия нарушила сроки сообщения работодателю о результатах аттестации.

Суд признал решение аттестационной комиссии незаконным (Апелляционное определение Самарского областного суда от 06.06.2016 по делу N 33-7058/2016). 

Положение об аттестации работников, утвержденное локальным актом организации, не может противоречить Трудовому кодексу и другим нормативным правовым актам и ухудшать положение работника по сравнению с тем, что определено трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Работницу уволили в связи с несоответствием занимаемой должности, установленным по результатам аттестации (п. 3 ст. 81 ТК РФ), с чем она не согласилась и обратилась в суд. Одним из доводов истицы было то, что она относится к категории сотрудников, в отношении которых аттестация не проводится: ее стаж в данной организации был менее года и составлял пять месяцев и восемь дней.

Суд первой инстанции увольнение признал законным, совершенным в соответствии с утвержденным работодателем Положением об аттестации работников, которое, как посчитал суд, не противоречит Трудовому кодексу и иным нормативным правовым актам, регулирующим процедуру аттестации.

В Положении об аттестации работников запрет на нее установлен только в отношении женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Для лиц, проработавших в занимаемой должности менее года, запрета на проведение аттестации в названном положении нет.

При этом в Положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства и связи, утвержденном Постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267, Совета Министров СССР от 26.07.1973 N 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" (далее — Положение N 470/267), установлен прямой запрет на аттестацию лиц, проработавших в занимаемой должности менее одного года.

Суд сделал вывод, что в данной части Положение N 470/267 противоречит ТК РФ, поэтому работодатель не должен был им руководствоваться и может сам определить те категории работников, в отношении которых аттестация в обществе проводиться не может.

Однако суд апелляционной инстанции с выводами не согласился, поскольку сами нормы ТК РФ непосредственно не регулируют порядок назначения и проведения аттестации (порядок, категории, сроки).

Нормы ст. 81 ТК РФ являются отсылочными и предусматривают, что порядок аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Суд первой инстанции не учел положения ст. 8 ТК РФ, согласно которой не подлежат применению локальные нормативные акты:

— нормы которых ухудшают положение работников по сравнению с тем, что установлено трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

— принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

При разрешении спора не могло быть применено Положение об аттестации организации, поскольку его нормы ухудшают ситуацию для работников по сравнению с тем, что установлено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (а именно Положением N 470/267). Поскольку истица в соответствии с Положением N 470/267 отнесена к лицам, не подлежащим аттестации, ее увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконно (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2015 по делу N 33-14525/15). 

Плановая аттестация проводится для работников с периодичностью, установленной нормативными правовыми актами, то есть не чаще, чем раз в три или пять лет. Для внеочередной аттестации должны быть объективные обстоятельства.

В отношении работницы была проведена плановая аттестация, по результатам которой она была признана соответствующей занимаемой должности. Спустя 11 месяцев она написала заявление об увольнении по собственному желанию, однако до увольнения состоялась внеочередная аттестация, по результатам которой комиссия пришла к выводу о том, что работница не соответствует занимаемой должности.

Аттестация работников: что нужно знать работодателю?

Женщину уволили по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Работница обратилась в суд, в том числе с требованием изменить основание увольнения. Суд руководствовался тем же Положением N 470/267, п. 4 разд. 2 которого установлена одинаковая периодичность аттестации в одной и той же отрасли хозяйства раз в три, пять лет. Кроме этого, работодатель не смог доказать наличие объективных причин для внеочередной аттестации истицы.

Суд удовлетворил требование работницы об изменении формулировки увольнения (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2015 по делу N 33-47161/2015). 

Проведение внеплановой аттестации должно быть обоснованно. Недобросовестное исполнение работником трудовых обязанностей основанием, как правило, не является, поскольку не всегда свидетельствует о недостаточной квалификации.

По приказу работодателя трудовой договор с работником был расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ после проведения в отношении его внеплановой аттестации. Однако с результатами аттестации работник не согласился, подписывать протокол комиссии отказался и обратился в суд.

Было установлено, что основанием для проведения аттестации и последующего увольнения истца послужили материалы служебного расследования: работодатель выявил необоснованное завышение человеко-часов при выполнении работ по сервисному обслуживанию и ремонту карьерной техники организации, отчеты о выполненных работах по которым принимались и подписывались сотрудником, вследствие чего его действиями работодателю был причинен имущественный ущерб.

Суд сделал вывод, что указанные обстоятельства, ставшие причиной внеочередной аттестации для истца, не подтверждают отсутствие у него достаточной квалификации, а свидетельствуют о грубом нарушении им трудовых обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией. 

К сведению. За грубое нарушение трудовых обязанностей работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 

Поскольку работодатель не доказал суду, что у работника отсутствуют необходимые знания и навыки, исключающие возможность нормального выполнения обязанностей по замещаемой им должности при надлежащих условиях труда, оснований для увольнения истца по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не имелось (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 15.12.2015 N 33-1476/2015 по делу N 2-3235/2015).

Если образование работника не соответствует требованиям законодательства, он может быть уволен по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ даже в случае отсутствия его на аттестации — если это произошло без уважительных причин, а работодатель соблюдал порядок ее проведения.

Не всегда при аттестации ошибаются работодатели. Рассмотрим Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17.05.2016 по делу N 11-6766/2016, в котором работодатель все сделал правильно.

Работник исполнял трудовые обязанности в МБУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей".

При плановой выездной проверке министерство образования области выявило несоответствие образования работника требованиям действующего законодательства к квалификации педагогов.

16.11.2015 работник был уведомлен о несоответствии образования занимаемой должности и необходимости пройти переподготовку по курсу работников образования в объеме не менее 250 часов (без отрыва от производства, за счет собственных средств) и представить документ об этом в срок до 10.04.2016.

Приказом работодателя он был отстранен от работы с 04.12.2015 до получения решения аттестационной комиссии.

Работник не явился на заседание комиссии, которое состоялось 29.12.2015. Комиссия приняла решение о несоответствии работника занимаемой должности. Ему предложили имеющуюся вакансию, от которой он отказался, после чего был уволен по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации).

При рассмотрении искового заявления о восстановлении работника суд установил, что процедура аттестации, предписанная Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 N 276 (далее — Порядок), была соблюдена.

Со стороны же работника суд усмотрел злоупотребление правом: тот отказывался от подписей в графике аттестации, на заседания аттестационной комиссии не являлся без уважительных причин. Кроме этого, он считал, что вообще не должен проходить аттестацию, поскольку в силу п. 22 Порядка аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят педагогические работники, имеющие квалификационные категории.

Между тем суд установил, что согласно приказу Управления образования истцу в 2009 году по итогам аттестации присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет. В силу ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прохождение аттестации педагогическими работниками в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям один раз в пять лет обязательно.

Так как на истца законом возложена обязанность проходить аттестацию один раз в пять лет в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности, он не вправе отказаться от данной процедуры. Кроме того, необходимость аттестации была связана с решением вопроса о продолжении исполнения истцом обязанностей по занимаемой должности до переподготовки.

Таким образом, без соответствующего образования истец не вправе осуществлять педагогическую деятельность, возможность пройти аттестацию и продолжать исполнять обязанности по занимаемой должности до прохождения переподготовки ему была предоставлена, от прохождения аттестации он отказался, предусмотренный Трудовым кодексом порядок увольнения работодателем соблюден. Значит, оснований для признания незаконным приказа об увольнении и удовлетворения требований о восстановлении на работе у суда не имелось.

* * * 

В заключение обращаем ваше внимание на то, что прежде, чем уволить работника за несоответствие занимаемой должности, работодатель должен провести аттестацию, причем строго следуя положению о ее проведении, разработанному с учетом требований законодательства и на основании нормативных правовых актов. Для внеплановой аттестации работодателю нужны веские основания, такие как несоответствие уровня образования работника требованиям законодательства (профстандартам, квалификационным требованиям) или недостаточный уровень знаний и умений. Оценивать квалификацию работника при этом нужно объективно, учитывая наличие у него заслуг, достижений, поощрений, отсутствие дисциплинарных взысканий и т.д.

Внеочередная аттестация может проводиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *