Права работников, которые заняты во вредных условиях, защищаются законодательством. Для них предусмотрены разные виды льгот и компенсаций за вредные условия труда, которые направлены на их защиту от вредоносного воздействия, а также минимизацию его последствий.

Вредные и опасные условия труда

Характер условий, в которых трудится работник, определяется в ходе особой процедуры – специальной оценки условий труда. Он проводится в соответствии с порядком, зафиксированным в федеральном законе 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Согласно этому нормативному документу проведением СОУТ имеют право заниматься только уполномоченные организации, которые включены в реестр Минтруда.

Исполнитель осуществляет свою работу на основании методики, прописанной в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Сначала выполняется идентификация присутствия вредоносных факторов на рабочем месте, а затем, если они обнаружены, выполняются измерения интенсивности их воздействия. По результатам таких замеров проводят классификация рабочих мест. Они могут принадлежат к одному из следующих классов:

  • класс 1 – оптимальные. Вредоносное воздействие на работников, занимающих такие позиции, полностью отсутствует или не превышает разрешенных гигиенических нормативов;
  • класс 2 – допустимые. Вредное воздействие на работников находится в пределах, позволяющих ему самостоятельно восстановить нормальное самочувствие и работоспособность уже к началу следующей смены, не используя лекарственные средства, стимуляторы, медицинские процедуры и проч.;
  • подкласс 3.1 – вредные 1 степени. Вредоносное воздействие на работника обеспечивает появление рисков для его здоровья, поскольку в результате такого влияния он не успевает восстановиться к началу следующей рабочей смены;
  • подкласс 3.2 – вредные 2 степени. Такое воздействие вызывает устойчивые изменения состояния здоровья работника, которые проявляются в виде профессиональных заболеваний начальной или легкой степени тяжести. Однако они появляются не сразу: они возникают после 15 и более лет воздействия негативных производственных факторов;
  • подкласс 3.3 – вредные 3 степени. Такие условия труда вызывают устойчивые изменения состояния здоровья работника прямо в период его работы. Такие изменения могут представлять собой профзаболевания легкой или средней степени тяжести и обусловливать потерю способности продолжать работу по этой специальности;
  • подкласс 3.4 – вредные 4 степени. Такие условия труда вызывают тяжелые формы профзаболеваний, которые влекут потерю общей трудоспособности прямо в ходе работы, то есть обусловливают инвалидизацию сотрудника;
  • класс 4 – опасные. Воздействие опасных условий приводит к появлению острых форм профзаболеваний, угрожающих не только здоровью, но и жизни сотрудника. При этом к опасным условиям относятся также ситуации, в которых возникновение риска для жизни специалиста обусловлено самим характером технологического процесса.

Сейчас Минтруд ведет работу над тем, чтобы рабочие места, характеризующиеся опасными условиями, были полностью ликвидированы – за счет внедрения автоматических способов выполнения таких операций или улучшения условий труда на данных позициях. Планируется, что это произойдет уже в ближайшем будущем. Таким образом, вредные условия труда – это самая обширная категория, которая разделена на 4 подкласса для дифференциации характера их воздействия на работника.

Фиксация параметров рабочего места

Документальным подтверждением того факта, что данное рабочее место характеризуется вредными условиями труда, выступают результаты СОУТ. В ходе этой процедуры на каждую позицию оформляется отдельная карточка, в которую на основании анализа результатов измерений заносится информация о классе условий труда. Соответствующие данные также отражаются в итоговом отчете по СОУТ и направляются в Федеральную систему учета результатов спецоценки и Фонд социального страхования. В результате государственные органы получают исчерпывающие сведения о том, имеются ли на конкретном предприятии места с вредными условиями труда, и будут тщательно следить за тем, чтобы работодатель выполнил в отношении занимающих их работников все требования, предусмотренные действующим законодательством.

Льготы и компенсации, предусмотренные за вредные условия труда

Основным нормативным документом, защищающим трудовые права сотрудников российских предприятий, становится Трудовой кодекс. Вопросам предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда посвящены сразу несколько разделов этого правового акта. Если проанализировать их содержание и свести соответствующие данные воедино, получим, что законодательство предусматривает следующие виды компенсаций за вредные условия труда для персонала:

  • доплата за такую работу в сравнении с обычными тарифами;
  • компенсации, связанные с расчетом рабочего времени;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • предоставление специального питания;
  • организация медицинских осмотров;
  • выдача средств защиты от воздействия вредоносных факторов.

Рассмотрим каждый из видов поддержки, которые полагаются сотрудникам, более предметно.

Доплата за работу

Порядок оплаты труда персонала, который трудится в условиях, способных причинить вред их здоровью, определен положениями статьи 147 Трудового кодекса РФ. Согласно этому разделу нормативного документа, таким сотрудникам устанавливается повышенный размер зарплаты. Денежная компенсация за вредные условия труда должна не менее чем на 4% превышать размер оплаты труда работников, которые выполняют аналогичные производственные операции в нормальных условиях. Основой для осуществления расчетов становится величина оклада сотрудника или тарифной ставки, установленной для этой должностной позиции.

При этом работодатель при наличии возможности вправе установить и более высокий размер компенсации за вредные условия труда. В этой ситуации ему следует учесть мнение профсоюзной организации или другого органа, действующего в целях защиты прав работников, если он имеется на предприятии. Конкретный размер доплаты, определенный на основании положений действующего законодательства и переговоров с профсоюзной организацией, должен быть зафиксирован в трудовом договоре с каждым работником или в коллективном договоре. Налогообложение компенсаций за вредные условия труда осуществляется в общем порядке.

Особые принципы учета рабочего времени

Если сотрудник вынужден выполнять свои трудовые обязанности в условиях, которые обеспечивают возникновение рисков для его здоровья, ему устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Такое правило определено статьями 92 и 94 ТК РФ. Продолжительность рабочей недели для их должна составлять не более 36 часов, тогда как нормальная ее длительность, установленная Трудовым кодексом, равна 40 часам. Условие о 36-часовой рабочей неделе распространяется на работников, которые трудятся в условиях, отнесенных к подклассам 3.3 и 3.4. Это значит, что на сотрудников, работающих во вредных условиях 1 и 2 степеней такое правило не распространяется.

Максимальная длительность рабочей смены для «вредников» должна составлять не больше 8 часов. В исключительных случаях она может быть увеличена до 12 часов, однако при этом общую продолжительность работы в течение недели нужно сохранить в пределах 36 часов. Чтобы привлечь сотрудника к работе с такими длинными сменами, потребуется обоснование этого в коллективном или межотраслевом договоре, а также наличие письменного согласия работника.

Для отдельных видов работ, однако, возможность регулярного учета рабочего времени и установления равных по продолжительности смен затруднена. Например, такая ситуация характерна для профессий водителей, охранников и других. В этих условиях распространенной практикой, разрешенной законодательством, становится введение суммированного учета рабочего времени, при котором рассчитывается общая продолжительность смен, отработанных сотрудником в течение определенного периода. Его длительность определяется организацией самостоятельно с учетом характера производственного цикла и других особенностей. В соответствии со статьей 104 ТК РФ продолжительность учетного периода может составлять до 1 года. Однако для сотрудников, работающих во вредных условиях, установлено ограничение по длительности учетного периода – он не может составлять более 3 месяцев.

Дополнительный отпуск

Действующий Трудовой кодекс РФ предусматривает предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска для всех сотрудников вне зависимости от рода их деятельности, условий труда и других факторов. Согласно статье 115 ТК РФ его длительность составляет 28 календарных дней. Однако сотрудники, которые работают в условиях, способных причинить вред их здоровью, имеют право на дополнительные компенсации за вредные условия труда по ТК РФ. Им предоставляется право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом право на стандартный 28-дневный отдых за ними, конечно, тоже сохраняется.

Правила предоставления дополнительного отпуска для этой категории сотрудников определены статьей 117 ТК РФ. Право на такую льготу имеют работники, условия которых отнесены ко 2, 3 или 4 подклассу вредных. Сотрудники, работающие на местах, которые по результатам спецоценки получили подкласс 3.1, такой льготы не имеют. Статьей 117 определена и минимальная длительность ежегодного оплачиваемого отпуска за вредность – она составляет 7 календарных дней. При этом работодатель, руководствуясь положениями межотраслевого соглашения или коллективного договора, а также мнением профсоюзной организации, может установить для этой категории сотрудников дополнительный отпуск большей продолжительности.

Основная цель такой меры – дать сотрудникам дополнительное время для восстановления нормального состояния здоровья и самочувствия, а также сохранения трудоспособности. Поэтому та же статья 117 запрещает заменять дополнительный отпуск минимальной 7-дневной длительности денежной компенсацией: сотрудник обязан «отгулять» его, чтобы вернуться к работе отдохнувшим и восстановившим силы. Однако если в трудовом или коллективном договоре зафиксирована большая продолжительность дополнительного отпуска, равная, например, 10 или 14 дням, то ту его часть, которая превышает минимальные 7 дней, по желанию работника можно заменить денежной компенсацией. В этих примерах сотрудник сможет получить компенсацию, соответственно, за 3 или 7 дней дополнительного отдыха.

Предоставление специального питания

Работа во вредных условиях влечет за собой право на получение еще одной льготы – компенсации молоком за вредные условия труд. Его также могут заменить другими пищевыми продуктами, имеющими доказанное воздействие в виде снижения интенсивности влияния вредоносных факторов на организм человека. Общие правила предоставления этой льготы определены статьей 222 ТК РФ. При этом она не содержит ограничений по подклассам вредности: таким образом, право на получение бесплатного молока или аналогичных продуктов питания получают все работники, условия труда которых по результатам спецоценки отнесены к вредным, то есть к классу 3. Кроме этого, существует еще отдельный приказ Минздрава от 16.02.2009 N 46н, в котором приведен список профессий и специальностей, дающих право на получение специального лечебного питания вне зависимости от результатов СОУТ.

Конкретные нормы и порядок предоставления молока или других продуктов определены дополнительным нормативным документом – приказом Минздрава от 16.02.2009 N 45н. Как правило, такие товары выдаются в натуральном виде. Однако статья 222 ТК РФ предусматривает также возможность их замены эквивалентной денежной компенсацией. Для этого нужно соблюсти два условия: такая возможность должна быть прописана в межотраслевом или коллективном договоре, а сама выплата – осуществляться на основании письменного заявления работника.

Например, к такому порядку нередко прибегают в тех случаях, когда регулярная закупка и выдача молока затруднены по организационным причинам – это случается на крупных предприятиях или, напротив, в небольших населенных пунктах, куда молоко завозят не каждый день. В таких случаях работнику выдают означенную сумму в денежном выражении, и он тратит ее, как считает нужным.

Организация медицинских осмотров

Состояние здоровья работников, которые трудятся во вредных условиях, нужно тщательно контролировать. Это даст возможность вовремя заметить признаки возникновения профессионального заболевания или его перехода в более серьезную фазу, чтобы принять профилактические меры и не допустить такого развития событий – например, дать работнику возможность съездить в санаторий. Эта задача решается путем организации регулярных медицинских осмотров для данной категории работников. В соответствии с требованиями действующего законодательства работодатель обязан организовать такую процедуру, а сотрудник – пройти ее. В противном случае он не будет допущен к выполнению должностных обязанностей.

Порядок проведения медосмотров определен приказом Минздрава от 12.04.2011 N 302н. Данный нормативный документ также содержит списки профессий и специальностей, которые обусловливают необходимость прохождения этой процедуры. Кроме этого, в нем приведены конкретные списки вредных факторов: если они имеются на рабочем месте сотрудника, он обязан вовремя проходить медицинские обследования. В их число входят разные типы факторов, включая физические, биологические, химические и факторы, характеризующие сам процесс труда. Требуемые проверки могут проводиться как государственными, так и частными медучреждениями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности. При этом во всех случаях диагностические и иные медицинские процедуры проводятся за счет работодателя. В период прохождения сотрудником необходимых обследований за ним сохраняется его рабочее место, а также зарплата.

Выдача средств защиты

Одной из важных обязанностей работодателя, не предприятии которого имеются рабочие места, характеризующиеся вредными условиями, — это минимизация негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников. Такой подход позволяет максимально продлить период их трудоспособности, обеспечить сотрудникам нормальное самочувствие и долголетие, избежать развития профессиональных заболеваний.

Действенным способом достижения поставленной цели становится использование защитных средств для индивидуального применения (СИЗ). При этом для обеспечения их наилучшей действенности нужно учитывать:

  • характер технологических процессов, в которых участвует работник;
  • параметры микроклимата в рабочей зоне;
  • уровень загрязненности воздуха;
  • наличие опасных излучений;
  • уровни шума и вибрации;
  • другие факторы.

С учетом этих параметров подбираются типы и количество СИЗ, подлежащих выдаче. При расчете номенклатуры таких средств работодателю нужно принимать во внимание положения Минтруда от 09.12.2014 N 997н, который утверждает типовые нормы предоставления защитных приспособлений для представителей разных профессий и специальностей. Также нужно изучить содержание приказа Минздрава от 01.06.2009 N 290н, который утверждает Межотраслевые правила выдачи СИЗ.

В зависимости от характера вредоносных факторов, воздействию которых подвергается сотрудник, для него может быть предусмотрена выдача следующих типов защитных средств:

  • защитная одежда;
  • специальная обувь;
  • смывающие вещества, предназначенные для ликвидации загрязнений с кожных поверхностей;
  • обезвреживающие и обеззараживающие средства;
  • специальные изделия для защиты органов чувств, например слуха и зрения.

Все виды СИЗ, предоставляемые работникам, должны пройти контроль и сертификацию в соответствии с установленным порядком. Сейчас требования к таким продуктам в России установлены техническим регламентом Евразийского таможенного союза ТР ТС 019/2011. Работодатель также должен обеспечить их своевременную стирку, сушку или чистку либо замену. Все эти операции, включая предоставление защитных средств, производятся за счет организации. Вовлекать работников в финансирование закупки и других операций с СИЗ запрещено.

Применение льгот и компенсаций за вредные и опасные условия труда

Перечисленные требования действующего законодательства обязательны для всех категорий работодателей, на предприятиях которых имеются рабочие места с вредными условиями. Процедура предоставления компенсаций за вредные условия труда должна выглядеть так:

  • работодатель организует и контролирует проведение спецоценки в организации, а затем утверждает отчет о СОУТ;
  • по результатам процедуры определяется количество работников, которые трудятся во вредных условиях труда, и класс условий на их рабочих местах;
  • оперативно разрабатывается система мер, направленных на профилактику и минимизацию негативного воздействия технологического процесса на таких работников, включающая все перечисленные направления;
  • разработанная система мер утверждается руководителем в форме официального приказа;
  • данные, содержащиеся в приказе, доводятся до сведения работников, на которых распространяется его действие, под роспись. Информация о предоставляемых льготах и компенсациях отражается в трудовых договорах с такими сотрудниками либо в коллективном договоре;
  • разработанные меры активно внедряются под регулярным контролем со стороны ответственного сотрудника или службы.

Назначение компенсаций за вредные условия труда обеспечит высокую лояльность работников, которые вынуждены выполнять свои обязанности в сложных условиях, а также долгосрочный характер их сотрудничества с организацией и высокую эффективность ее работы. Кроме этого, выполнение требований действующего законодательства гарантирует предприятию отсутствие претензий со стороны контролирующих органов при выполнении плановых и внеплановых проверок.

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. о признании недействующим абзаца первого пункта 12 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20,

установил:

постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20 утверждена Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее — Инструкция).

В соответствии с абзацем первым пункта 12 Инструкции в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного выше положения Инструкции, как противоречащего статьям 139, 285, 287 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и нарушающего его право на предоставление дополнительного отпуска и получение его оплаты в соответствии с трудовым законодательством.

В обоснование своего требования административный истец указал, что в связи с работой с вредными условиями труда ему был предоставлен дополнительный отпуск, при расчете оплаты которого работодатель, применив оспариваемое предписание Инструкции, учел лишь период работы по совместительству на 0,5 ставки, а период работы на 0,25 ставки в расчет не принял.

Б. и его представитель А. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились. А. в письменном ходатайстве просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме и рассмотреть дело в ее отсутствие.

В письменных возражениях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России) указало, что Инструкция в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителя.

В судебном заседании представители Минтруда России С.М. и Л. поддержали изложенную в возражениях правовую позицию.

Обсудив доводы административного истца, выслушав объяснения представителей административного ответчика, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Статьей 117 ТК РФ в действующей редакции закреплено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

При определении продолжительности такого отпуска необходимо учитывать особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные частью третьей статьи 121 ТК РФ, согласно которой при предоставлении указанного дополнительного отпуска учитывается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Из приведенных законоположений следует, что продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда определяется с учетом фактически отработанного времени в данных условиях независимо от того, на полную или неполную ставку занят работник, в том числе и при условии его занятости менее 0,5 ставки.

Из изложенного следует, что оспариваемая норма Инструкции не соответствует положениям ТК РФ, поскольку вводит ограничения на продолжительность подлежащего учету периода работы во вредных условиях труда в целях предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и, соответственно, на получение его оплаты в размере, установленном трудовым законодательством.

В силу части первой статьи 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному кодексу.

При наличии действующего правового регулирования трудовых отношений, связанных с предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков за работу с вредными условиями труда, порядком его исчисления и оплаты, требования абзаца первого пункта 12 Инструкции при расчете продолжительности ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и начислении отпускных не подлежат применению.

Порядок исчисления заработной платы, оплаты отпуска с учетом наличия дополнительных отпусков и совмещения работ урегулирован положениями статей 60.2, 139, 149 и 151 ТК РФ.

Учитывая доводы административного истца о применении работодателем оспариваемых предписаний и в целях исключения их применения на практике, суд приходит к выводу о признании их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление Б. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 12 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Вы узнаете:

  • В каких случаях и какие компенсации предоставляются работникам, работающим во вредных условиях труда
  • Как правильно установить повышенную оплату труда
  • Как оформить сокращенный рабочий день и предоставление отпуска при работе во вредных условиях труда

В КАКИХ СЛУЧАЯХ И КАКИЕ КОМПЕНСАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ?

Основной результат специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) —определение класса условий труда на рабочем месте. Если по результатам СОУТ окажется, что работники работают во вредных и (или) опасных условиях труда, то за работу в таких условиях работодатель должен предоставлять им различные компенсации. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ® (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Отнесение условий труда на рабочем месте работника к 3 или 4 классу вредности предполагает предоставление ему определенных компенсаций в зависимости от степени вредности. Это:

  • доплата к окладу;
  • дополнительный отпуск;
  • сокращенное рабочее время.

Предоставление («+»)/непредоставление («—») компенсаций работникам в зависимости от класса (подкласса) вредности условий труда, установленного СОУТ, отражено в таблице:

Согласно ст. 92, 94, 117, 147 ТК РФ работодатель должен предоставлять работникам соответствующие компенсации. Но на практике нередко возникают вопросы, как именно это делать. Рассмотрим несколько ситуаций.

Если компенсации предоставляются впервые

В советские времена работникам, работающим во вредных условиях труда, компенсации предоставлялись согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее — Список). Работодателю нужно было только сверить, имеются ли позиции из штатного расписания или работы, фактически выполняемые работниками, в Списке.

Позже концепция предоставления компенсаций изменилась: сперва законодательно был установлена приоритетность аттестации рабочих мест, а затем для определения вредности на рабочих местах — СОУТ. В настоящее время для определения необходимости установления компенсаций нормы Федерального закона № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ требуют проведения СОУТ на рабочих местах.

Если ранее работодатель не предоставлял работникам компенсации по тем или иным причинам (аттестация рабочих мест не проводилась, а если и проводилась, то определяла условия труда как допустимые или оптимальные, или в организации не было рабочих мест, при работе на которых полагались компенсации согласно Списку), а сейчас путем проведения СОУТ определено, что условия труда работников относятся к вредным, то установить соответствующие компенсации за работу в таких условиях работодателю надлежит.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 указал, что компенсации предоставляются всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, если их работа в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (а теперь СОУТ).

Если компенсации ранее предоставлялись

Работникам, согласно Списку или проведенной ранее аттестации рабочих мест, предоставлялись соответствующие компенсации. Предположим, организация, которая их предоставляла, после 01.01.2014 провела СОУТ. По итогам возможны следующие результаты:

  1. Подтвержден класс вредности условий труда — гарантии и компенсации надо предоставлять в тех же размерах, что и до проведения СОУТ.
  2. По результатам СОУТ оказалось, что компенсации должны быть меньше, чем ранее.

В части 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) сказано, что при предоставлении работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01.01.2014 при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте.

Таким образом, размеры компенсаций, предоставляемых работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной аттестации либо в силу иных правовых оснований (нормативные правовые акты бывшего СССР) установлены вредные условия труда, на момент вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, что подтверждается результатами проведения СОУТ. Эту позицию поддерживает и судебная практика.

Суды также считают, что уклонение работодателя от предоставления компенсаций в прошлом не лишает работников права на их получение в настоящее время.

Если условия труда работника улучшились, став более безопасными (вследствие установки нового оборудования, реконструкции и т. д.), объем гарантий и компенсаций сокращается. Судебная практика подтверждает, что в случае исключения вредного фактора необходимость предоставлять компенсацию отпадает.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При решении вопроса об изменении компенсаций работодатель должен быть особенно внимателен, поскольку необоснованное снижение уровня гарантий может быть признано государственной инспекцией труда нарушением законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности (Постановление суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу № 4-А-29/2015).

КАК УСТАНОВИТЬ КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА?

Определить размер компенсации

Необходимо учесть:

1. Минимальные размеры, установленные в Трудовом кодексе РФ:

  • размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должен быть меньше 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в день (ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Отраслевые (межотраслевые) соглашения.

При установлении размера компенсации следует проверить, не распространяются ли на организацию отраслевые соглашения.

Например, Отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 г. по 31 марта 2016 г. от 01.04.2013 определено, что для работников, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда, согласно специальным перечням, тарифные ставки повышаются на 10 % и 20 %.

В случае если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения , компенсации не должны предоставляться в меньшем размере, чем указано в соглашениях.

3. Мнение профсоюза.

Если в организации есть профсоюз, конкретные размеры компенсации устанавливаются работодателем с учетом его мнения (в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ).

Закрепить предоставление компенсации в локальных нормативных актах

Согласно ст. 189 ТК РФ режим работы и время отдыха работников (в т. ч. сведения о предоставляемом дополнительном отпуске и сокращенном рабочем дне) должны быть отражены в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР; пример 1).

Локальные нормы о повышенном размере оплаты труда для работников, работающих во вредных условиях труда, как правило, отражаются в Положении об оплате труда (пример 2).

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре

Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре с работником обязательно должны быть прописаны как условия труда на рабочем месте, так и гарантии и компенсации, предоставляемые работнику.

Повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск — все эти условия работодателю необходимо отразить в трудовом договоре с работником, работающим во вредных условиях труда, непосредственно при заключении его с новым работником и в дополнительном соглашении к трудовому договору — для уже работающих в организации.

Вряд ли работник станет возражать против установления дополнительных компенсаций, однако при отсутствии его согласия такие изменения возможны при наличии причин и с соблюдением процедуры, предусмотренных в ст. 74 ТК РФ.

В примере 3 — фрагмент оформления в трудовом договоре условия о предоставлении дополнительного отпуска.

Предоставить компенсации

Повышенная оплата труда.

Доплата (надбавка) за работу во вредных условиях труда начисляется ежемесячно в процентах от оклада (тарифной ставки). Она должна быть отражена в расчетном листке работника, поскольку является частью заработной платы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ), а согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ работодатель в т. ч. обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Вопрос в тему

В организациях, имеющих филиалы в северных регионах, районный коэффициент начисляется только на сумму оклада или на сумму оклада, повышенную на сумму доплаты за вредные условия труда?

Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, письму Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 169-13 районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, включаются: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации. Поэтому надбавка за работу во вредных условиях труда должна включаться в заработную плату, на которую подлежит начисление районного коэффициента (Апелляционные определения Верховного Суда Республики Карелия от 29.04.2014 по делу № 33-1671/2014, Омского областного суда от 10.12.2014 по делу № 33-8080/2014). Значительно реже к исчислению районного коэффициента встречается другой подход: и районный коэффициент, и доплата за работу во вредных условиях труда исчисляются непосредственно от оклада (тарифной ставки) (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 19.11.2013 по делу № 33-4228-2013). Для внесения правовой определенности работодателю следует закрепить способ расчета в ЛНА.

Дополнительный отпуск.

Начало дополнительного отпуска планируется в графике отпусков, предоставляется он согласно приказу аналогично очередному ежегодному отпуску.

Согласно пп. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, дополнительный отпуск, согласно Списку, предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Таким образом, для подсчета стажа работодателю необходимо:

• посчитать количество дней, которые работник фактически отработал во вредных и (или) опасных условиях труда;

• определить количество полных месяцев работы во вредных и (или) опасных условиях труда, для чего необходимо суммарное количество дней работы в соответствующих условиях в течение года разделить на среднемесячное количество рабочих дней. Если остаток составляет менее половины среднемесячного количества рабочих дней, он исключается из подсчета, если половину и более — округляется до полного месяца (письмо Роструда от 18.03.2008 № 657-6-0).

Сокращенное рабочее время.

В силу ст. 91 ТК РФ работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником, в т. ч. и в случае работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Табель учета рабочего времени должен отражать сокращенное рабочее время (буквенный код «ЛЧ» (цифровой — «21») — сокращенная продолжительность рабочего времени против нормальной продолжительности рабочего дня в случаях, предусмотренных законодательством).

Вопросы в тему

Можно ли увеличить работнику, работающему во вредных условиях труда, рабочее время с 36 до 40 часов?

Частью 3 ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения продолжительности рабочего времени с 36 часов до 40 часов, но при следующих условиях:

  • эта норма должна быть закреплена в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре;

  • должно быть письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

  • Свое согласие на увеличение продолжительности рабочего времени работник должен выразить обязательно. Иногда работодатели об этом забывают, и тогда суд становится на сторону работника (Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 30.04.2014 по делу № 2-867/2014~М-659/2014);

  • работнику должна выплачиваться денежная компенсация.

Может ли инспектор выдать предписание оплатить сверхурочные работы, если работникам была установлена 40-часовая продолжительность рабочего времени вместо 36-часовой в нарушение законодательства?

Нередко работники обращаются в инспекцию труда с жалобой на то, что работодатель не предоставляет компенсации за работу во вредных условиях труда (например, не оплачивает сверхурочную работу). В результате инспекции труда нередко выносят предписания произвести соответствующие выплаты. Работодатели оспаривают такие предписания как вынесенные инспекторами с превышением их компетенции. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Россией 11.04.1998) инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Такую позицию подтверждает судебная практика (Апелляционные определения Саратовского областного суда от 11.09.2014 № 33-5170, Верховного Суда Республики Коми от 12.12.2013 по делу № 33-6287/2013).

Выводы:

  1. Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливаются в том случае, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника выявлены соответствующие условия труда.
  2. Какую именно компенсацию предоставлять, устанавливает Трудовой кодекс РФ в зависимости от класса/подкласса условий труда.
  3. При установлении компенсаций необходимо внести изменения не только в ЛНА, но и в трудовые договоры, заключенные с работниками.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.02.2015 по делу № 33-1070/15.

Дата вступления в силу Федеральных законов № 421-ФЗ и № 426-ФЗ.

См. также Информацию Минтруда России «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)» (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/20).

Апелляционное определение Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353, Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 22.01.2014 по делу № 2-553/2014.

Апелляционные определения Московского городского суда от 30.07.2015 по делу № 33-26906/15, Мурманского областного суда от 04.03.2015 № 33-353/2015, Брянского областного суда от 14.01.2014 по делу № 33-87/14; Решение Ленинградского областного суда от 03.06.2014 № 7-785/2014.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 13.08.2015 № 33-8257.

С учетом Решения Верховного Суда РФ от 15.04.2004 № ГКПИ 2004-481.

Досрочное назначение трудовой пенсии предусмотрено ст. 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В указанных статьях определены категории работников, имеющих право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действуют следующие:

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781

«О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 18.06.2002 N 437

«Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537

«О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Виды предоставляемых компенсаций за вредные условия труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *