Президенту Российской ФедерацииМЕДВЕДЕВУ Дмитрию Анатольевичу103132, г. Москва, Старая площадь, дом 4Председателю Правительства Российской ФедерацииПУТИНУ Владимиру Владимировичу103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, 2Председателю Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской ФедерацииМАТВИЕНКО Валентине Ивановне103426, Москва, Б.Дмитровка, 26Председателю Государственной ДумыФедерального Собрания Российской ФедерацииНАРЫШКИНУ Сергею Евгеньевичу103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1.Здравствуйте, уважаемые руководители нашего государства!Обращается к Вам майор запаса, Гусев Андрей Михайлович, проходивший службу на различных должностях в Группе Пограничных Войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, от имени всех воинов-пограничников Группы Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан, военнослужащих 201 мотострелковой дивизии, отдельного сводного стрелкового батальона Республики Казахстан в Республике Таджикистан, 387 парашютно-десантного полка 105 дивизии ВДВ, в/ч 52788, г. Фергана, 35 отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ, в/ч 32363, г. гай, выполнявших свой воинский долг в Таджикистане в 90-е годы прошлого столетия.Поводом для обращения к Вам послужил следующий законодательный казус. Мы все с нетерпением ждали принятия поправок к закону «О ветеранах» (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан). И вот почти через 20 лет, 7 ноября 2011 года, закон был подписан Президентом РФ и с 1 января 2012 г. вступил в силу.Однако реализация данного закона на практике продемонстрировала его двоякое толкование исполнителями на разных уровнях. Когда мы стали подавать заявления в соответствующие органы (военкоматы, отделы ФСБ, пограничные органы) о признании нас ветеранами боевых действий, то столкнулись со странной ситуацией. В ряде исполнительных органов документы брали почти безоговорочно (таких мест крайне мало, но честно говоря они есть), в некоторых военкоматах документы отказывались принимать ссылаясь на то, что ещё нет разъяснительных документов к Закону, в частности приказа министра обороны (которого действительно до сих пор нет), большинство должностных лиц стали требовать обязательно предоставить справку из Центрального архива МО или ФСБ (для пограничников), так как записи в военных билетах и личных делах офицеров и прапорщиков не являются документальным подтверждением нашего участия в боевых действиях. Тем не менее, процесс сбора документов сдвинулся с места.Каково же было наше удивление и возмущение когда в ответ на наши заявления нам стали поступать отказы в выдаче удостоверений участников боевых действий. Сотрудники, указанных органов, в своих отказах ссылаются на приказ ФСБ № 588 от 04.12.2008 г., приказ Министра обороны №1177 от 2.11.2009 и инструкцию Минтруда и соц. развития № 69 от 11.10.2000 г. Все эти документы вводят в действие «Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий».В перечисленных приказах (инструкциях) говорится, что для получения удостоверения необходимо предоставить документы, подтверждающие непосредственное участие нас в боевых действиях, в частности выписки из Приказов соответствующих командиров (начальников) или справки архивных учреждений подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.Вроде бы всё логично, но здесь и кроется вся проблема. Дело в том, что мы проходили службу в Таджикистане в соответствии с соглашениями между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1993 г. № 144 «О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации», законами и постановлениями правительства России, в которых черным по белому было написано, что мы выполняем задачи:– по установлению мира и поддержанию правопорядка в зонах вооружённых конфликтов; – по охране и обороне важных государственных объектов в условиях военного конфликта; – в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; – по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения. Выполнение военнослужащими РФ иных задач, не предусмотренных межгосударственными соглашениями и Постановлениями Правительства РФ, не предполагалось.В соответствии с действующим в тот период законодательством и составлялись все служебные документы, и производились записи в приказы по части, в военные билеты и в послужные списки личных дел. Фраза про боевые действия нигде не фиксировалась, так как кадровые органы не имели на это права согласно действующего, в то время, законодательства. Когда в Государственной Думе РФ рассматривался законопроект № 528777-5, внесенный правительством РФ, его формулировка гласила – «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан)», в данной формулировке законопроекта никто подвоха не видел. Единственное опасение было из-за вносимого законопроектом дополнения в Раздел III Приложения к Федеральному закону «О Ветеранах» (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ) позицией: «Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь — ноябрь 1992 года; февраль 1993 года — декабрь 1997 года», т.к. данная формулировка фактически свидетельствовала о том, что мы участвовали в боевых действиях в Республике Таджикистан, что вступало в противоречие с действовавшими на тот период официальными документами, записями в наших личных делах, военных билетах и выданных нам справках об участии в решении задач в зоне вооруженного конфликта, в зоне чрезвычайного положения, но не как ни об участии в боевых действиях. Однако хотелось верить, что все будет хорошо, т.к. официальные лица открыто заявляли: проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Президента РФ Д.А. Медведева о проработке вопроса распространения статуса ветеранов боевых действий на военнослужащих, выполнявших задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зонах вооруженных конфликтов в 90-х годах прошлого столетия (№ Пр-2494 от 19 сентября 2009 г.).Но когда проект превратился в закон № 307-ФЗ от 07.11.2011 г. там осталась только формулировка «боевые действия в Республике Таджикистан» и теперь получается, что закон есть, но он не работает. Для должностных лиц, работающих в соответствующих инстанциях принимающих решения о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, записи в наших личных делах и военных билетах о том, что мы выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооружённых конфликтов не стали аргументом для присвоения нам статуса ветерана, как и факты прохождения службы в воинских частях в определенный период боевых действий на территории Республики Таджикистан и наличие льготной выслуги. Для примера можно привести разъяснения отдела правового обеспечения Управления кадров ФСБ России:»Факт предоставления военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» не является основанием для признания их участниками боевых действий и к Федеральному закону «О ветеранах» отношения не имеет.Кроме того, не может служить подтверждением участия в указанных боевых действиях льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий, предусмотрен нос постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, для лиц, выполнявших задачи по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта, а также выполнявших в Республике Таджикистан задачи по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения, поскольку в Федеральном законе речь идет именно о боевых действиях, и не о чем другом.Следовательно, лица, претендующие на получение удостоверения ветеранов боевых действий в связи с их участием в боевых действиях в Республике Таджикистан в период сентября-ноября 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г. должны документально подтвердить факт непосредственного участия в боевых действиях в указанные периоды».Доходит до смешного, даже те военнослужащие, кто был награждён боевыми государственными наградами, но при этом не имеет записи об участии в боевых действиях, получают отказ. Сейчас пошла волна отказов, по решению о выдаче нам удостоверений ветеранов боевых действий, из вышеуказанных инстанций, на сто человек, подавших заявление, одному-двум приходит положительный результат. Эти отказы соответственно превратятся в бум судебных разбирательств. Налицо противоречия между старыми законами, постановлениями и принятыми законами, подзаконными актами. Между нами, воевавшими в Республике Таджикистан и клерками, печатающими отказные материалы. А всего этого могло и не быть, если бы формулировка в законе была-бы написана так же, как это сделано например для Чеченской Республики: «Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта». Учитывая, что Закон уже принят, и никто его менять не будет предполагаем необходимым и достаточным добавить аналогичную формулировку в приказы ФСБ № 588 от 04.12.2008 года, Министра обороны №1177 от 2.11.2009, постановление Министерства труда РФ № 69а от 11.10.2000 г, а также в соответствующие данным документам Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветеранов боевых действий и определить конкретные воинские части, дабы исключить двоякое толкование норм закона. Данные изменения и дополнения смогли бы на наш взгляд снять возникшую проблему, тем более, что при принятии указанного Закона все мы изначально уже были учтены как ветераны боевых действий. Об этом свидетельствует запись в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к проекту закона. В частности в этих документах прописано следующее: «Численность военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан (сентябрь — ноябрь 1992 г.; февраль 1993 г. — декабрь 1997 г.) составляет около 33,6 тыс. человек (Минобороны России — 26,6 тыс. человек; ФСБ России — 7 тыс. человек), из них не имеют статус «ветеран боевых действий» — 23520 человек (30% являются участниками боевых действий в Афганистане и на территории Северо-Кавказского региона).Предоставление дополнительных мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» для ветеранов боевых действий, в связи с принятием и реализацией проекта федерального закона может коснуться 23 тыс. граждан.Предполагаемые расходы федерального бюджета на эти цели в 2012 году составят 719,1 млн. рублей».Об этом же говорится в Заключении Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению:»Данный Федеральный закон распространяет статус ветеранов боевых действий на военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта в Республике Таджикистан и участвовавших в боевых действиях на территории этого государства (военнослужащие, направленные органами государственной власти Российской Федерации в Республику Таджикистан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1993 №144 «О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации».Уважаемые руководители нашего государства, мы надеемся, что нас не оставят наедине с нашей обидой и непониманием, что найдутся способы решить данную проблему на законодательном уровне или на уровне руководителей ФСБ РФ, министерства обороны, министерства труда и социального развития. Мы надеемся, что в подзаконных актах этих ведомств будут внесены соответствующие поправки, с учетом специфики решаемых военнослужащими России специальных служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения в Республике Таджикистан.Очень хочется жить в правовом государстве, в котором законы принимаются ни ради буквы закона, а для своих сограждан, честно выполнивших свой священный долг перед Родиной, когда это требовалось.В заключение приведу выдержку из Пояснительной записки к проекту данного Федерального Закона, подтверждающую благие намерения инициаторов данного закона:»В ходе выполнения боевых задач на территории Республики Таджикистан военнослужащие с честью выполнили свой воинский долг, проявили при этом мужество, смелость и героизм, за что многие из них были награждены государственными наградами. В ходе выполнения боевых задач в Республике Таджикистан в указанные периоды 302 военнослужащих погибло (умерло), а 384 военнослужащих получили ранения, контузии или увечья».Принятие данного федерального закона позволит установить участникам боевых действий на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта правовые гарантии социальной защиты в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.С уважением, А. Гусев.

В прямом эфире радио КП полковники запаса Александр Лучанинов , Виктор Баранец и Михаил Тимошенко разбираются, почему людям не вручают удостоверений об участии в боевых действиях.

Баранец:

— Будем говорить об участниках боевых действий в Таджикистане. В студии полковник запаса Александр Лучанинов, несостоявшийся участник боевых действий в Таджикистане. Потому что Александр Васильевич до сих пор не получил удостоверение.

Лучанинов:

— Не несостоявшийся, а непризнанный. Это все состоялось 20 лет назад.

Баранец:

— Попрошу Лучанинова. Который был в тех жарких местах в то самое время, коротко обрисовать ситуацию для тех, кто не в курсе дела.

Лучанинов:

— Расскажу суть проблемы, потому что уверен, что большинство радиослушателей в курсе ситуации. Мы будем говорить о ветеранах гражданской войны на территории Таджикистана. В начале 90-х гражданская война полыхала на большом пространстве Советского Союза от Днестра до Памира. И там на самой восточной точке, на Памире, стояла 201-я Дважды Краснознаменная гатчинская мотострелковая дивизия. Дивизия дислоцировалась по всему Таджикистану. Но кроме этой дивизии там находились и группировки пограничных войск, в то время КГБ, потом ФСК России. Там находились части и подразделения других родов и видов Вооруженных Сил. Вся эта группировка попала в самое пекло гражданской войны. 201-я дивизия по факту своего существования осталась одна, и она не была взята под юрисдикцию Таджикистаном. Как это было сделано с остальными соединениями частями Туркестанского Военного Округа – в силу того, что 2 мая 92-го года командующий войсками Туркестанского округа генерал-полковник Кондратьев достиг принципиальной договоренностью с тогдашним президентом Таджикистана Набиевым и главой оппозиции, то есть духовным лидером мусульман Таджикистана, о том, что дивизия не будет на стороне правительства. Единственную дивизию удалось передать в состав Российской Федерации. Российская Федерация в лице Президента Ельцина 9 сентября 1992-го года издала Указ о том, что эта дивизия остается российской. И организационно вошла в состав Приволжского военного округа. И командующий войсками округа генерал-полковник Сергеев в октябре вылетел в Душанбе принимать дивизию. И дивизия оказалась в жерле гражданской войны. По неофициальным данным, число погибших на территории Таджикистана от 60 до 100 тысяч человек. Но это приблизительные данные. Дивизия своими частями, которые стояли в Курган-Тюбе, Кулябе, Душанбе и на границе, обеспечила защиту мирного населения. Обеспечила защиту при помощи боевых действий центрального правительства и многое, о чем нужно говорить.

Тимошенко:

— В общем, она обеспечила сохранение Таджикистана как страны.

Лучанинов:

— Ее президента, совершенно верно. Это единственная наша российская база в Средней Азии. На которую давно положили глаз американцы. Но это из области большой политики. Гражданская война в Таджикистане продолжалась до 97-98 года, война была ужасная. Долгое время эту войну не признавали, поскольку власти в 90-х годах заверяли весь российский народ в том, что им удалось предотвратить гражданскую войну. Но наконец в прошлом году, после долгой работы, был наконец подготовлен закон Российской Федерации о признании участников в боевых действиях в Таджикистане ветеранами боевых действий. Это 307-й федеральный закон был 7 ноября 2011 года принят Госдумой, и в январе этого года подписан Медведевым как Президентом РФ. Мы признались, что война была. Но воевавших, оказывается, не было. То есть было подсчитано, что воевало 23 тысячи человек за все время, но практически никто из них не признан участниками боевых действий. То есть кто там воевал, когда и за что – никто не знает.

Баранец:

— Зачем это нужно – признавать кому-то их участниками? Задача выполнена, закон принят. Главное — не то, какой закон принят. Самое главное – что его принимали, что все оттоптались на этом, помелькали перед камерами, пощелкали зубами.

Лучанинов:

— Особенно перед выборами. Тем более сумма 700 миллионов, которая нужна на реализацию этого закона…

Тимошенко:

— Это безумные деньги. Объекты во Владивостоке еще недостроены, тут 20-летие «Газпрома» надо праздновать.

Тимошенко:

— Так это всего лишь один двигатель на яхте Абрамовича.

Баранец:

— Мы разогнали нашу тему. Вы слышали сообщение полковника запаса Александра Лучанинова, вы слышали реплику Михаила Тимошенко.

Тимошенко:

— Комизм этой ситуации еще в чем. Закон 12-го года. Но его пытаются исполнять, ссылаясь на приказ Министра обороны 1177 2009-го года. То есть под него подсовывают ту инструкцию.

Баранец:

— Это получается – приказ Министра обороны выше федерального закона?

Тимошенко:

— Именно. Более того – Министерство обороны отвечает, что теперь надо внести изменение в закон, не в эту инструкцию – а в закон.

Баранец:

— Такой футбольчик.

Тимошенко:

— Вместо того, чтобы распространить на этих участников действий в Таджикистане, действие закона о ветеранах-афганцах, который большевики на излете советской власти в бессильной злобе приняли. А приняли они практически по рисунку американского закона о ветеранах. За речкой был? Был. Сутки прошли? Прошли. Ветеран!

Баранец:

— И у американцев так же ветеранов считают. У нас этого нет. Если ты, конечно, не ветеран какого-нибудь министерства.

Звонок Юрий:

— У меня два вопроса. Первый – почему так разграничили участников боевых действий с сентября по декабрь 92-го, с февраля 93-го по декабрь 97-го. Второй вопрос. Когда все-таки всех ребят, кто служил в Таджикистане – я в декабре 92-го был уволен из московского погранотряда. Когда всех признают участниками боевых действий?

Баранец:

— Юрий, вы только что сказали: когда признают всех ребят, кто служил в Таджикистане, участниками. Это же неточно. Наверное, кто воевал – признают. Служили многие, не все участвовали.

Тимошенко:

— Имеет в виду тот временной интервал.

Юрий:

— Ваши юристы мне сказали. Что я подпадаю под этот закон. Но пока я ответа не получил.

Баранец:

— Но там были такие военнослужащие, кто не слышал выстрелов и под разрывы не попадали, но служили там. Надо тщательно относиться к этим вещам. То есть вы считаете, что если человек просто служил на границе – тоже должен быть участником боевых действий?

Юрий:

— Не все. В Законе сказано: если подпадаешь под этот период, то считаешься.

Тимошенко:

— И я разъяснял.

Лучанинов:

— Почему сентябрь и ноябрь, не декабрь, 92-го, потом февраль 93-го, и по декабрь 97-го года. Могу логически предположить, что сентябрь – это признание 201-й дивизии в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, то есть окончательное юридическое закрепление. Ноябрь – это то, что дивизия вошла, когда ее приняли в состав Приволжского Военного Округа. А поскольку Приволжский Военный Округ находится в мирной обстановке, и на его территории войны нет – видимо, это время исключили. А потом февраль – потому что после Нового года в Таджикистане начались большие боевые действия, которые в 93-м году и привели к расстрелу 12-ти погранзаставы героической. Вторая часть вашего вопроса. Полностью с вами согласен. На гражданской войне воюют все. Воют на дороге, в каждом доме. И делить, кто непосредственно побежал с автоматом, а кто в это время сидел на заставе или на кухне. Кстати, о кухне. Зам по тылу 201-й Дивизии в 93-м году поехал в аэропорт, вернулся – его расстреляли метров за 200 до штаба дивизии, это было в Душанбе.

Звонок, Евгений:

— Я про профессии горный инженер, проработал в шахте, должен пойти на пенсию. Так как я был награжден в 81-м году орденом «Шахтерская слава» в нашем ведомстве, попадаю под категорию «Ветеран труда». Считаю, что все люди, которые участвовали в защите интересов нашей страны, должны пользоваться всеми привилегиям и льготами, которые положены участникам боевых действий. Прошу присутствующих сделать все, чтобы это стало возможным.

Тимошенко:

— Смотрю на это дело – это все находится в общем тренде. Пытаются изувечить законодательство о вредном производстве, по сути приравнять работу в шахте сидению в офисе.

Баранец:

— Помню, что было с ядерными льготами недавно.

Тимошенко:

— Кто сам не копал – тот не понимает.

Звонок, Виктор:

— Я проходил службу в Калининграде в 97-м году. Записи делали в журнал, в личных делах, кто участвовал в вооруженном конфликте и чрезвычайном положении. Меня вообще записали, что я находился на боевой стажировке.

Баранец:

— Оригинальная формулировка.

Виктор:

— От нас требуют подтверждение… Проводят проверку главной военной прокуратуры. Получается: у начальника пограничного… нет журнала служебно-боевых действий. Их сдавали на хранение…

Лучанинов:

— Полностью согласен, что в то время, в 90-е годы, и сейчас, у нас изголялись и соревновались в терминологии, кто заумнее придумает, как лучше звучит.

Тимошенко:

— Как будто б от этого дело изменится.

Лучанинов:

— Да. Но под этими терминами те власти пытались закрыть суть проблемы. у них слово «боевые действия» — было табу. Было эмбарго на все. Боевая стажировка, еще практика боевая назовите.

Звонок, Жанна:

— Аналогичные ситуации происходят с участниками подразделений особого риска. Это та категория военнослужащих, которые принимали участие в испытании ядерного оружия в начале 60-х годов, это и физики-ядерщики. В 91-м году Верховный Совет принял постановление, что гражданам подразделения особого риска распространяются те же льготы и гарантии, как на чернобыльцев. И Министерству обороны в рамках этого постановления было поручено сформировать этот список и выдать удостоверения. Было постановление чуть позже, в 92-м году. Где было указано: критерии, все. Позиция Министерства Обороны очень интересная: что только военнослужащие относятся к этим гражданам подразделений из особого риска. А физики-ядерщики никакого отношения к испытанию ядерного оружия не имели.

Тимошенко:

— И те, кто сидел на площадке, в 52-65 – они тоже не имеют отношения.

Жанна:

— Возмущает непризнание заслуг этих людей, 51-й части, «почтовый ящик».

Баранец:

— Вы мне напишите.

Жанна:

— Много было судебных решений. Исполнение войсковой части 31-600, даже при наличии решения опять собирать. Эти физики-ядерщики в 80 лет должны бегать сами, искать в архивах – такое неуважение!

Тимошенко:

— Эта позиция наших чинуш очень похожа на отношение семьи беременной пятиклассницы – беременности нет, а ребенок откуда-то взялся.

Баранец:

— Хочу привести пример. Вы сказали, что гражданских не причисляют. У меня в гостях в редакции был командир атомной подводной лодки, которому Путин орден вручал. До маразма дошло – командира атомной подводной лодки вычеркнули из перечня тех, кто работал с ядерным оружейным комплексом.

Звонок, Андрей:

— Собирается ли наше политическое руководство продлять минимальные сроки службы, необходимые для получения пенсии. Если собираются, то когда?

Тимошенко:

— Это блестящая идея – продлить сроки.

Баранец:

— Эта идея давно курсирует по кабинетам и коридорам Министерства обороны Генерального Штаба. Уже забрела в Государственную Думу. Но пока наши законодатели без восторга относятся к этой идее. Но тем не менее она не снята еще с повестки дня.

Звонок, Тимур:

— Я имею непосредственное отношение к службе в Таджикистане. Прибыл туда лейтенантом в 90-м году, убыл в конце 99-го. Практически 10 лет отслужил, захватил все, что там было. В 92-м году я принял пограничную заставу. В 93-м году, 8 марта, еще до событий на 12-й заставе, было вооруженное вторжение между моей и 9-й заставой – группа боевиков, которую мы удачно разбили. В том бою я получил осколочное ранение, контузию. Действительно, нам не давали возможности делать солдатам отметки в учетно-послужных карточках с формулировкой «боевые действия». Исполнение задач в зоне вооруженного конфликт, и не более того. Никто тогда не думал, что будет федеральный закон, отношение нас к ветеранам или участникам боевых действий. Просто выдавали справки на льготы для солдат, прапорщиков, офицеров.

Баранец:

— Льготы в какой категории – как участник?

Тимур:

— Было постановление Правительства, по которому были льготы для проходящих службу в республике Таджикистан, семьям за коммунальные услуги – такие льготы.

Лучанинов:

— Основная льгота, но она была для офицеров – то, что при выходе на пенсию день за три считали, как на войне. Это было прописано приказом. Когда я увольнялся, мне насчитали исходя из этого.

Тимошенко:

— Человеку засчитывают стаж, день за три – боевые. Но на основании чего засчитывают? Почему тогда ветеранам нельзя считать?

Лучанинов:

— Потому что этот закон принят через 20 лет после войны.

Тимошенко:

— Это к вопросу об отношении к военнослужащим.

Баранец:

— Пытаюсь бросить ретроспективный взгляд на то, как оформлялись все эти документы. То есть закон и все подлобное к нему. Сам закон делался в 2011 году. Да, предвыборный, щелкали зубами, кутили лазами перед телекамерами. Подписал его Президент в январе по сути, в конце декабря, и он с 1 января действует. А дальше выборы в марте, ему было не до этого. Сменился Президент, аппарата, который был у одного, махнул рукой, не стал контролировать выполнение закона. А Министерство Обороны и федеральная служба безопасности – изготавливать новые бумаги? На фиг им это надо! Они сейчас настаивают в свих ответах людям на том, чтобы закон изменили и подогнали его под ту инструкцию, которая существует в министерстве и в ФСБ.

Лучанинов:

— Мне сегодня пришло очень много писем по этой проблеме. И одно из главных – это копия письма главному военному прокурору, государственному советнику юстиции первого класса Сергею Николаевичу Фридинскому от 23 августа 12-го года. А написал это письмо заслуженный и уважаемый человек, полковник Виктор Крюков. Который был вначале начальником оперативного отделения дивизии, а потом начальником штаба 201-й мотострелковой дивизии как раз в это время – с сентября 92-го по декабрь 97-го года. Он, написав письмо Фридинскому, пишет простые вещи. Этот человек сам выдавал эти документы. Он подписывал, а печать у начальника штаба. И ставил печать. Еще Набуторов, когда был начальником… 201-й дивизии… А потом стал командиром дивизии. У нас у всех его подпись. То есть это человек, который в этих бюрократических вопросах крайний. Ребята, это я писал так, как мне приказали. И других документов вы не найдете, потому что их нет. Здесь он пишет про все приданные, поддерживающие, про десантников, про пограничников. Очень хорошее письмо, интересно, что скажет Фридинский. Он его отправил, мне копию прислал.

Тимошенко:

— А Фридинский получил?

Лучанинов:

— Не знаю.

Баранец:

— Если полковник Крюков нас слышит – привет ему от Баранца. Я помню теплую встречу под Душанбе.

Звонок, Ольга, Красноярск:

— Председатель комитета солдатских матерей России. Мы во время войны в Чечне искали без вести пропавших. Это был 95-й од, боевые действия. Я была среди боевиков 1 год, 4 месяца и 10 дней. И разыскивала без вести пропавших. Когда подумает наше правительство о тех матерях, о председателях комитетов солдатских матерей. Которые в боевых действиях искали наших ребят, попавших в плен к чеченцам.

Тимошенко:

— Разве у нас что-то было в Чечне? У нас было восстановление конституционного порядка.

Баранец:

— Я свято отношусь к подвигам таких матерей, сам их видел в чеченской войне. Это действительно труд, который заслуживает высшей оценки. Но дело надо вводить в законодательные рамки. Потому что было много солдатских матерей, которые сами туда приезжали. Но когда они добивались точно кого же решения вопроса, им отвечали моими же словами: по какому закону, кроме закона совести и материнства, вы действовали? В какой закон вас отнести? Следовательно, стоит вопрос, чтобы такую категорию граждан, матерей тоже вписать в этот закон, который касается боевых действий в Чечне.

Звонок, Алексей Геннадьевич, Смоленск:

— Я вам вчера отправил письмо на е-мейл.

Лучанинов:

— Я хотел это письмо зачитать, чтобы его передали Клинцевичу. Оно у меня в руках.

Алексей:

— Это письмо мы готовили со Львом Николаевичем Андреевым. Он участвовал в Рогуне, командовал группировкой, которая освобождала 7 тысяч заложников. Почему не сделали в законе то же, как по чеченцам? Просто вписали те же строки, как и было в первую чеченскую. Выполняли задачи, и все. Почему не сделали так, чтобы не было никаких проблем изначально?

Лучанинов:

— Алексей предлагает два варианта грамотна. У него есть два варианта в этом письме к Францу Клинцевичу, он подготовил. Мне более импонирует второй вариант. Он пишет, что инициировать в Госдума весенние изменений в закон 307, заменив в статье 1 слова: «боевые действия в республике Таджикистан» словами: «выполнение задач в условиях вооруженного конфликт а территории республики Таджикистан». И это снимает всю проблему во всех справках, в личных делах, военных билетах.

Тимошенко:

— Но тут же воспитанники многочисленных юридических факультетов, которые расплодились в последнее время как тараканы на коммунальной кухне, скажут так же, как говорил Виктор: погодите, но были такие, кто и выстрелов не слышал. Как же их относить к ветеранам?

Лучанинов:

— Я знаю одного воспитанника юридического факультета, который обещал наказать сомалийских пиратов по всей строгости военно-морского права. Смеялись не только юристы, но и пираты. Потому что существует морское право, военно-воздушного и военно-морского права нет. Этих юристов я призываю не лезть сюда. Алексей, ваше первое предложение: изменить подзаконный акт – о чем говорил Михаил, — тоже разумное. Но эффективнее второе: заменить в законе то, что вы предлагаете.

Звонок, Александр:

— Я служил в разведке в Чеченской республике. У нас были саперы, они тоже выполняли боевые действия. Их тоже надо, они тоже рисковали жизнью.

Баранец:

— Водовозы рисковали жизнью, которые с рындой убывали к ручью, чтобы забрать воды.

Александр:

— Вы поднимаете вопрос Таджикистана. Вы можете разобраться с ветеранами боевых действий, которые воевали в Чечне, и не соблюдаются льготы, законы.

Лучанинов:

— А Чечня была позже Таджикистана. Генерал Рохлин, убийц которого не могут найти, вступался за нас.

Лучанинов:

— Давайте вначале разберемся с афганскими ветеранами, потом с таджикскими, абхазскими, осетинскими 92-го года. А потом уже Чечня. Давайте в порядке живой очереди.

Тимошенко:

— Сначала давайте разберемся с адресатом звонка. Говорит: вы не можете разобраться. Нам кто-нибудь поручал разбираться? Мы по собственной инициативе.

Баранец:

— Надо формально, по-военному четко. Приведите хотя бы один факт, с чем надо разобраться.

Александр:

— Многие ветераны на местах, в регионах, не могут восстановить ветеранов боевых действий из-за архивных справок, волокиты. Нас никто не защищает, льготы не соблюдают. Делают показуху.

Тимошенко:

— Какую показуху, и кто должен с чем разбираться?

Александр:

— Путин, кто решает?

Лучанинов:

— Я понял глубинный смысл. У нас бывших олимпийских чемпионов не бывает – олимпийцы на всю жизнь. Бывших доверенных лиц Путина тоже не бывает. Доверенное лицо – на всю Жизнь. Виктор Николаевич Баранец — доверенное лицо Президента Путина. Вношу свое предложение: этот вопрос легко может разрулить Владимир Владимирович Путин. Я предлагаю, если у нас открытое партийное собрание, поручить Виктору Николаевичу донести до резидента, Верховного Главнокомандующего проблему, которая волнует нас всех.

Баранец:

— Но сначала я своими силами попытаюсь помочь решить народу проблему. В Правительство, Госдуму, Минобороны буду обращаться. А когда я буду беспомощен – принимаю ваше предложение.

Звонок, Андрей:

— Считаю, что виной всему – старые инструкции. Закон был принят Дмитрием Анатольевичем Медведевым правильно. В законе указано, что боевые действия велись в Таджикистане, указаны периоды. Инструкция Минсоцтруда №69, приказ директора службы безопасности 588 и Министра Обороны отстают по временным показателям. Мне кажется, что проще всего в эти инструкции, приказы внести изменения. Это будет быстрее.

Тимошенко:

— Не проще. В свое время, в советские годы, когда Никита Сергеевич беседовал с шахтерами, и они обиделись, что у них тяжкие условия труда и министр их не слышит. Он сказал: мужики, министра я могу снять в любой момент. А вот министерство…

Звонок, Константин:

— В 2001 году был в южной республике, воевал. Имею удостоверение. Знаю, что был представлен медали «За отвагу». Как узнать – дошло до Президента?

Баранец:

— На каком основании вы знаете, что были представлены к медали «За отвагу»?

Константин:

— Бумага была отправлена в Москву, кадровики сказали.

Баранец:

— Если вы хотите знать, были ли представлены – надо делать запрос в главное управление кадров. Там эти бумаги найдутся.

Тимошенко:

— Но это же наша зубная боль – награждение людей за подвиги. Могут запросто у себя во внутренней переписке отметить: героизма проявлено недостаточно.

Звонок, Николай:

— Сейчас чиновники на свое усмотрение, на свой лад толкуют юридически неопределенное понятие: боевые действия. Нигде в законодательстве полностью не определено, что это такое. В 2002 году на межпарламентской ассамблее СНГ, в которой участвует Россия, приняли модели закона о военных ветеранах. И этот закон начинается главой «Основные понятия и термины, используемые в законе». И там про боевые действия сказано: «Боевые действия – это выполнение поставленной боевой задачи частями, соединениями, объединениями всех видов вооруженных сил Министерства Обороны и иных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служб. А также подразделения органов внутренних дел, выполняющие задачи в районе боевых действий. Если у нас в закон о ветеранах внести такое же изменение, трактовку понятия «боевые действия» — что это выполнение задач, — уже не будет вопросов «непосредственное» или нет выполнение боевых задач.

Лучанинов:

— Вы правильно подняли проблему – прежде чем спорить, нужно договориться о терминах. Юристы под эти боевые действия, участие в боевых действиях найдут массу отговорок и будут требовать справку на справку. Это уже проходили. Выход один: стоял в строю – получи удостоверение. Стоял в строю на момент с сентября по ноябрь и с февраля по декабрь – все, кто там был: справка есть, запись есть – получи. А все остальное…

Тимошенко:

— Получится: сопровождал гуманитарный груз? Сопровождал. Стреляли? Нет. Какие же это боевые действия?

Звонок, Евгений, Красноярск:

— Я в Афгане в 80-м году в разведбате, герой, был представлен, авианаводчиком был. А сейчас, по компьютеру, это, оказывается один из самых кровопролитных боев был. Тоже надо бы было героя получить.

Тимошенко:

— Я думаю, кто-то уже за это получил.

Баранец:

— Вы видели документы, что вас представляли?

Евгений:

— У меня есть все, отношение. Командир полка подтверждает, что 3 августа я спас авианаводчика.

Лучанинов:

— Вы уже не застали время, когда командующий 40-й амии Борис Громов публично заявил: кто захватит «Стингер» — получит «Героя». «Стингер» захватили – «Героя» не получили. Получили ордена Ленина и Красного Знамени. В штабе Туркестанского Округа, куда приходили эти документы, было такое сито, что никто в этом не разберется.

Баранец:

— Кстати, вначале Москва пообещала Громову, Громов уж довел до своих.

Тимошенко:

— Звездочка потерялась по дороге из Москвы в округ.

Аудио:

Двадцать лет ждали ветераны гражданской войны в Таджикистане признания своих боевых заслуг.
Они с честью выполнили свой долг и вот со второго раза их наконец-то признали.

Не думал я в те годы про льготы и награды, я просто выполнял свой воинский долг. 1 января 2012 года вступил в силу закон, где исправили историческую ошибку и признали тех, кто служил на таджико-афганской границе, ветеранами боевых действий.
Но из 25 тысяч солдат и офицеров получили удостоверения ветеранов около полутора тысяч. Даже моему комбату, начальнику разведки полка, кавалеру ордена «За личное мужество», чтобы получить удостоверение, пришлось писать президенту Путину. И только после это письма он стал ветераном боевых действий. У меня не было никакого желания бегать по судам и что-то там кому-то доказывать. Я получил официальный отказ в военкомате, что в моем деле нет подтверждения, что я участвовал в боевых действиях. Таких записей нам просто не делали. В военном билете и трудовой книжке есть другая запись, что в период с 1994 по 1997 год я выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Забегали ветераны после 2012 года по судам, стали доказывать, что они там были, но их разворачивали, и всем приходили отказы, согласно закону у тебя должны быть отметки об участии в боевых действиях. Даже Герою России пришлось, опять же, через обращения к президенту доказывать, что он участник войны. Посмотрел я на все это, плюнул и решил не бегать по судам. Да, был, да, служил, но доказывать ничего не хочу. И даже как-то в частной беседе с начальником штаба дивизии я сказал: да ладно, какие мы ветераны. На что он мне строго ответил, что мы свои задачи выполнили, и не будь там нас, республика бы захлебнулась в крови. После этого разговора я много переосмыслил. Я помню, как в одном из кишлаков маленькая девочка вышла к нашему БТРу с лепешкой, и я ей пытался за эту лепешку заплатить, а она мне говорила «бе пул» (без денег), как делился с детьми сахаром и консервами в районе Куляба, и как местный учитель мне сказал, что эти дети выросли без сладкого. Как одна женщина сказала нам, что она готова целовать броню нашего пыльного БТРа, только бы он тут с российским флагом ездил. Пытался одно время написать свои воспоминания, но как-то трудно мне это дается, мне легче рассказать, да и то не всем. Руки у ветеранов не опустились и при поддержке политических партий и общественных движений солдаты и офицеры дивизии все же добились изменения в законе «О ветеранах». И вот буквально на днях Совет Федерации одобрил поправки в законе, а президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах». Изменение касается военнослужащих, в 90-е годы проходивших службу на территории Таджикистана. Если актуальная версия закона «О ветеранах» считает ветеранами только лиц, участвовавших в боевых действиях в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, то в новом законе формулировка «участия» звучит так: «Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь – ноябрь 1992 года; февраль 1993 года – декабрь 1997 года». Закон вступает в силу с 1 января 2016 года. На этом история не заканчивается, закон подписан, но осталось самое сложное — общение с чиновниками.
3. История продолжается…


5. Ветераны 201 МСД на традиционной встречи в День ветерана на Поклонной горе.

6. Военный РЕПОРТАЖ. Иван Коновалов. Таджикистан. Декабрь 1996 года
2015

Ветеран боевых действий в таджикистане

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *