Можно, если просить восстановить срок и доказать уважительность причин пропуска. Это легко.

Судя по сроку 20 дней (указан во втором Вашем вопросе), а не 10 дней, у Вас судебный приказ вынесен не по гражданскому делу (в порядке ГПК РФ), а по административному (в порядке КАСС РФ Кодекс административного судопроизводства). Это налоги, сборы и др. платежи.

Этот срок исчисляется не с момента получения Вами приказа (как в ГПК РФ), а с момента направления его судьей.

Этот момент можно определить либо по почтовому штемпелю об отправлении на конверте на лицевой части конверта, либо через сайт Почты России по номеру почтового отправления, указанному под штрих-кодом на наклейке на конверте.

Что Вы не пропустили срок придется доказать Вам, поэтому приложите к заявлению об отмене приказа ксерокопию конверта и распечатку с сайта Почты России.

Образцы заявлений об отмене приказа из интернета Вам не годятся, ведь составлены по ГПК РФ. Вам нужно показС РФ. Такие вряд ли найдете хорошие.

Если срок пропущен, ничего. Просто надо кроме заявления об отмене приказа написать ходатайство о восстановлении срока, пропущенного по уважительной причине. Эти причины у Вас уже есть. Как их описать и доказать — могу написать в личку в рамках краткой почти бесплатной консультации.

Также могу составить очень недорого заявление об отмене приказа показС РФ и ходатайство о восстановлении срока.

Как правило, все судьи восстанавливают срок и отменяют приказ по грамотному заявлению.

Звоните. Пишите

Если у Вас приказ по ГПК РФ, порядок и сроки иные. Напишите, о чем приказ, опишу какие.

Цитата:

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

КАСС РФ Статья 123.5. Порядок вынесения судебного приказа

(введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

1. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.

2. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.

3. Копия судебного приказа в течение трех дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение двадцати дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа.

Статья 95. Восстановление пропущенного процессуального срока

1. Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

2. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

3. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

0 Разместил: Егоров Константин Михайлович Другое Статьи 14.10.2010

1. Сложность точного определения момента начала течения установленного срока. Например, согласно ст. 31.1 КоАП РФ момент вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу по общему правилу связан с истечением десятидневного срока со дня вручения или получения копии постановления соответствующим лицом. Однако точно определить момент получения такой копии (в случае ее направления почтой) далеко не всегда оказывается возможным. В отдельных случаях законодателем предпринимались попытки нормативного решения подобных вопросов. Например, согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Считаем, что в нашем случае решение данной проблемы должно базироваться на использовании установленных законодательством Нормативов частоты сборов из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции <2>.
———————————
<2> См.: Об утверждении Нормативов частоты сборов из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160.

Определение момента вступления постановления в законную силу существенно усложняется тем, что реализовать свое право обращения с жалобами на одно и то же постановление по делу могут одновременно различные субъекты.

В отдельных случаях причиной подобной проблемы является нарушение законодателем правил юридической техники. Например, согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. Исходя из данной формулировки, трудно понять, каким же может быть максимальный срок административного расследования по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ: 6 или 7 месяцев? Ситуация несколько усугубляется тем, что, регламентируя вопрос о продлении сроков, законодатель использует различные формулировки применительно к месячному сроку и указанию 6 месяцев. В этих условиях подразделения ГИБДД ОВД по Красноярскому краю, стремясь исключить возможные нарушения со своей стороны, ориентируются на срок 6 месяцев. На наш взгляд, используемое законодателем словосочетание «до шести месяцев» имеет отношение к сроку, на который продлевается административное расследование после истечения первоначального месячного срока. Следуя подобной логике, закономерен вывод о том, что максимальный срок административного расследования составляет 7 месяцев. В любом случае полагаем, что данная неопределенность должна быть исключена из КоАП РФ.

2. Отсутствие в КоАП РФ правил исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях. Объяснить данный факт достаточно трудно, учитывая, что иные кодифицированные нормативные акты, регламентирующие процессуальные отношения, подобные правила содержат (например, глава 9 ГПК РФ, глава 10 АПК РФ, глава 17 УПК РФ и т.д.). Для использования же аналогии при преодолении нормативных пробелов, как известно, требуется определенная юридическая квалификация, которой обладают далеко не все сотрудники милиции. В итоге доминирующее значение в разрешении данных вопросов в органах внутренних дел приобретает правоприменительная практика.

В ряде статей КоАП РФ в качестве единицы срока используется день. В абсолютном большинстве случаев данная мера используется как единица, тождественная суткам (см. ч. 1 ст. 28.2, ч. 3 ст. 28.6, ч. 1 ст. 30.5 и т.д.). Однако в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ законодателем в данный термин, как представляется, вкладывается иной смысл. Согласно данной норме дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении. Можно предположить, что в данном случае течение срока начнется в тот рабочий день, когда были получены соответствующие материалы, а не в последующий день, как это принято в иных случаях.

По общему правилу если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Важно отметить, что аналогичные правила отражены в ч. 2 ст. 128 УПК РФ, ст. 193 ГК РФ (ч. 1), ч. 4 ст. 14 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 108 ГПК РФ (согласно ч. 3 ст. 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни).

Если в качестве критерия классификации установленных КоАП РФ сроков избрать последствия их нарушения, то все предусмотренные и реализуемые в производстве по делам об административных правонарушениях сроки в самом общем виде можно поделить на три условные группы:

1) давностные. Истечение данных сроков является юридическим фактом, существенно изменяющим ход производства по конкретному делу об административном правонарушении либо даже прекращающим его. Наиболее ярким примером является ст. 4.5 КоАП РФ. Истечение указанных сроков является обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ), кроме случаев, когда производство выражается в реализации положений главы 30 КоАП РФ. К давностным можно отнести сроки обжалования (ст. 30.3 КоАП РФ), истечение которых влечет вступление соответствующего постановления в законную силу;

3) принудительные сроки — временные периоды, в течение которых возможно применение предусмотренных КоАП РФ мер принуждения, например: ч. 2 ст. 27.2, ст. 27.3, ч. 1 ст. 27.17 КоАП РФ и т.д. Истечение указанных сроков требует немедленного прекращения применения соответствующих мер принуждения.

Полагаем, что перечисленные правила применимы к давностным и процессуальным срокам, но требуют существенных оговорок относительно принудительных сроков.

Во-первых, здесь в случаях, когда такие сроки исчисляются годами, или месяцами, или сутками, их течение должно включать в качестве первого учетного дня тот (пусть даже неполный день), когда соответствующая мера принуждения фактически начала применяться, как это, например, должно применяться в отношении порядка исчисления сроков дисквалификации или лишения специального права, предоставленного физическому лицу.

К сожалению, законодатель усложняет данную проблему, часто обозначая момент начала течения срока без видимой, логически обоснованной необходимости различными способами: «со дня», «с момента», «после» и т.д. Данная особенность достаточно ярко проявляется в ситуациях, когда сроки исчисляются сутками или часами. Полагаем, что как минимум применительно к принудительным срокам должно применяться следующее правило (при условии внесения в КоАП РФ определенных изменений, например, в ч. 5 ст. 4.5, ч. 2 ст. 28.5, ч. 1 ст. 28.8, ч. 2 ст. 28.9 и т.д., данное правило, возможно, приобретет универсальный характер).

Если срок исчисляется в сутках и его течение начинается «со дня», то во внимание должны приниматься лишь полные сутки без учета часов (глава 27 КоАП РФ в настоящий момент не содержит подобных норм). Если же начало срока связывается законодателем с каким-либо моментом («с момента», «немедленно» и т.д.), то во внимание должны приниматься часы и минуты. Общее время применения меры принуждения, таким образом, не должно превышать установленный законом временной интервал. Например, согласно ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется в сутках и начинается с момента фактического прекращения деятельности филиалов и т.д. Рассматривая вопрос о том, как исчислять временный запрет деятельности, если протокол составлен в конце рабочего дня, Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что «…в протоколе должны содержаться дата его составления и время фактического прекращения деятельности лица, привлекаемого к ответственности, которые могут отличаться друг от друга. Временный запрет деятельности следует исчислять со времени фактического прекращения деятельности, указанного в протоколе» <8>. Аналогичным образом должны решаться вопросы, связанные с реализацией положений ч. 4 ст. 27.5, ч. 2.1 ст. 27.13 КоАП РФ.
———————————
<8> Обзор Судебной практики за IV квартал 2005 г.

Административное задержание исчисляется часами, следовательно, механизм расчета срока административного ареста должен учитывать данную единицу времени. Именно поэтому А.С. Дугенец обращает внимание, что «в правоприменительной практике нередки случаи, когда в постановлениях судьи не указывается время (часы) начала срока отбывания административного ареста, и поэтому в таких случаях работниками милиции срок содержания, как правило, исчисляется только с момента доставления лица в специальное учреждение, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 32.8 КоАП России» <9>. Следует только добавить, что предусмотренное ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ должно быть реализовано вне зависимости от указания на это судьи. В приведенном случае сотрудники соответствующего специального приемника обязаны самостоятельно учитывать данные протокола административного задержания.
———————————
<9> Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.14. М., 2005. С. 314.

Во-вторых, течение принудительного срока, конечно, не может продлеваться на период праздничных и выходных дней. Это правило, кстати, действует и в уголовно-процессуальном законодательстве (ч. 2 ст. 128 УПК РФ).

3. Отсутствие в КоАП РФ правила, позволяющего решать вопрос о том, когда срок не считается пропущенным невластным субъектом. В данном случае речь идет о сроке, предусмотренном ст. 30.3 КоАП РФ. Здесь также следует учитывать тот опыт, который был накоплен в иных сферах процессуального законодательства (например, ст. 129 УПК РФ, ч. 5 — 7 ст. 114 АПК РФ, ч. 3 — 4 ст. 108 ГПК РФ, ст. 194 ГК РФ (ч. I)).

В завершение изложенных рассуждений и учитывая, что данная проблема имеет как процессуальное, так и материально-правовое значение, предлагается дополнить КоАП РФ ст. 1.9 «О порядке исчисления сроков, установленных законодательством об административных правонарушениях» следующего содержания:

  1. «Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются годами, месяцами, сутками, часами. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, сутками, начинается на следующие сутки после соответствующей даты или наступления события, которыми определено его начало, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрен иной порядок исчисления сроков. При исчислении сроков, связанных с применением мер принуждения, предусмотренных настоящим Кодексом, учитываются сутки, с которых началось применение указанной меры принуждения. При этом, если моментом начала течения соответствующего срока является начало применения соответствующей меры принуждения, исчисляемой в часах или сутках, учету подлежит время, с которого началось применение указанной меры принуждения.
  2. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
  3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.
  4. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи.
  5. При исчислении сроков, связанных с применением мер принуждения, когда моментом начала течения соответствующего срока является начало применения соответствующей меры, одни сутки считаются равными 24 часам. При исчислении срока в часах один час считается равным 60 минутам.
  6. Срок, исчисляемый днями, рассчитывается по правилам, установленным для суток. В случае, предусмотренном ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, дневной срок ограничен протяженностью того дня, в который судом были получены соответствующие материалы.
  7. Если последний день срока приходится на нерабочий, днем окончания срока является ближайший, следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков применения предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения.
  8. Срок не считается пропущенным, если жалоба до истечения срока сдана на почту, передана лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, подвергнутых административному аресту, лиц, в отношении которых судом принято решение об их содержании в специальных помещениях до административного выдворения за пределы Российской Федерации, лиц, находящихся в медицинском или психиатрическом стационаре, — если жалоба до истечения срока сдана администрации соответствующего учреждения.
  9. Если документ направляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса потерпевшему или лицу, в отношении которого в установленном порядке составлен протокол об административном правонарушении, по указанному ими месту жительства (регистрации), такой документ считается полученным указанными лицами по истечении установленных законодательством контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
  10. Продление, приостановление, восстановление, сокращение сроков допускается лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом».

Н. Н. Цуканов

В конце декабря 2013 года Пленум ВАС РФ обобщил судебную практику по вопросу исчисления процессуальных сроков (Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках», далее – Постановление № 99). Высший судебный орган уже рассматривал некоторые нюансы правильного исчисления сроков – например, для целей подачи апелляционной жалобы (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции») или обжалования решения суда о привлечении к административной ответственности (Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Однако комплексного обобщения практики по этому вопросу до недавнего времени не существовало. Посмотрим, к каким выводам пришел ВАС РФ.

Общие вопросы

ВАС РФ еще раз напомнил об общих правилах:

  • процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, при этом в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (ч. 3 ст. 113 АПК РФ);
  • течение процессуального срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало процессуального срока (ч. 4 ст. 113 АПК РФ).

Суд сопроводил свои разъяснения несколькими примерами, которые можно обобщить в виде следующей таблицы.

Таблица 1. Примеры исчисления процессуальных сроков (по Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках»)

Календарная дата Процессуальный срок Начало течения срока День окончания срока
25 декабря 2012 года Один год 26 декабря 2012 года 25 декабря 2013 года
Один месяц 25 января 2013 года
10 дней 16 января 2013 года (с учетом того, что нерабочими днями были 30-31 декабря 2012 года, 1-8, 12-13 января 2013 года)
Для упрощенного производства по делу
10 декабря 2012 года Не более двух месяцев (ч. 2 ст. 226 АПК РФ) 11 декабря 2012 года 18 февраля 2013 года (с учетом того, что 1-8 января – Новогодние каникулы и Рождество Христово)

ВАС РФ также продублировал правило об исчислении сроков направления документов через систему «Мой арбитр», содержащееся в п. 2 раздела V Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденном Постановлением Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80: момент подачи документов определяется не по часовому поясу, в котором находится суд-адресат, а по московскому времени.

Если же в результате этого дата подачи документов будет более поздней, чем дата, определяемая по месту нахождения суда, то срок подачи документов не считается пропущенным (п. 4 Постановления № 99).

Перерыв в судебном заседании

ВАС РФ пояснил, что перерыв может быть объявлен как в основном, так и в предварительном судебном заседании (п. 11 Постановления № 99). Кроме того, перерыв может быть объявлен несколько раз, но общая продолжительность перерыва в одном судебном заседании не должна превышать пяти дней – при этом в соответствии с ч. 3 ст. 113 АПК РФ в срок перерыва не включаются нерабочие дни (п. 12 Постановления № 99).

Суд уточнил также правила извещения о перерыве лиц, которые считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва. Если судебное заседание возобновляется в тот же день, таких участников дела извещать не нужно. Если же продолжение судебного заседания назначено на иную дату, арбитражный суд не позднее следующего дня размещает в «Календаре судебных заседаний» на своем официальном сайте информацию о времени и месте продолжения судебного заседания (если перерыв объявляется на один день, соответствующая информация должна быть размещена до окончания дня объявления перерыва).

Размещение информации о возобновлении заседания на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений ч. 6 ст. 121 АПК РФ подтверждает надлежащее извещение участников дела о перерыве (п. 13 Постановления № 99).

Отложение судебного разбирательства

ВАС РФ разъяснил, что отложение судебного разбирательства – так же, как и перерыв – может объявляться судом не один раз. При этом срок каждого отложения судебного разбирательства по общему правилу не должен превышать срок, установленный ст. 158 АПК РФ, а общий срок, на который судебное разбирательство было отложено, учитывается при определении разумного срока судопроизводства. Кроме того, разбирательство может быть отложено и после истечения срока рассмотрения дела (п. 14 Постановления № 99).

Арбитражный суд вправе вынести протокольное определение об отложении судебного разбирательства, и в этом случае информация о месте и времени возобновления судебного разбирательства размещается не позднее следующего дня в «Календаре судебных заседаний».

Дополнительно к этому, если заседание отложено более чем на 10 дней либо участники дела не присутствовали при вынесении определения об отложении, суд вправе продублировать эту информацию по электронной почте или иным способом (если суд располагает сведениями об адресе электронной почты, номере телефона, факса участника дела). Если же по техническим причинам разместить на сайте информацию о возобновлении разбирательства не получается, то извещение участников дела альтернативными способами становится обязательным и производится с учетом времени, необходимого для явки (п. 15 Постановления № 99).

ВАС РФ подчеркнул, что отложение может быть использовано и при проведении предварительного заседания – в этом случае срок отложения также не включается в общий срок рассмотрения дела (п. 16 Постановления № 99).

    БЛАНКИ

    Примерная форма ходатайства о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (арбитражный процесс)

    Примерная форма ходатайства о восстановлении срока подачи кассационной жалобы (арбитражный процесс)

    Примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы

    Примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора

    Примерная форма ходатайства о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора (арбитражный процесс)

    Примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о пересмотре решения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам

С другими формами, образцами и бланками документов по арбитражному судопроизводству можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Продление срока рассмотрения дела

Применительно к продлению срока рассмотрения дела ВАС РФ пришел к следующим основным выводам:

  • не допускается продление срока рассмотрения дела после его истечения (п. 17 Постановления № 99);
  • удовлетворение заявления о продлении срока рассмотрения дела само по себе не препятствует подаче заявления об ускорении его рассмотрения (п. 18 Постановления № 99);
  • вопрос о продлении срока рассмотрения дела до шести месяцев (ч. 2 ст. 152 АПК РФ) решается председателем арбитражного суда (либо лицом, замещающим председателя в случае его отсутствия) без вызова участников дела и без проведения судебного заседания, но не позднее следующего дня со дня получения мотивированного заявления судьи. Определение о продлении срока судебного разбирательства не может быть обжаловано отдельно от основного судебного акта, которым заканчивается разрешение дела (п.п. 20-21 Постановления № 99);
  • участие в судебном разбирательстве иностранных лиц само по себе не означает, что дело является особо сложным, поэтому не предполагает автоматического продления срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании ч. 3 ст. 152 АПК РФ (п. 24 Постановления № 99).

ВАС РФ подчеркнул также, что по смыслу ч. 2, ч. 3 ст. 152 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 158 АПК РФ не исключается отложение судебного разбирательства и в тех случаях, когда срок рассмотрения дела продлен. При этом срок, на который откладывается судебное разбирательство, не включается в продленный срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства (п. 23 Постановления № 99).

Суд также дал разъяснения относительно продления сроков рассмотрения отдельных категорий дел – мы обобщили их в таблицу.

Таблица 2. Особенности продления сроков рассмотрения отдельных категорий дел (по Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках»)

Категория дел Правила продления сроков Обоснование
Дела о привлечении к административной ответственности 1. Возможность продления срока установлена специальной нормой ч. 2 ст. 205 АПК РФ, что исключает применение ч. 2 ст. 152 АПК РФ (таким образом, срок продлевается не более чем на месяц).
2. Если срок давности привлечения к административной ответственности истекает раньше, чем срок рассмотрения дела при его продлении на основании ч. 2 ст. 205 АПК РФ, то срок рассмотрения дела продлению не подлежит
Пункт 25 Постановления № 99
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц Срок рассмотрения дела может быть продлен до шести месяцев (ст. 200 АПК РФ) Пункт 26 Постановления № 99
Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица ФССП России, об оспаривании решений административных органов, о взыскании обязательных платежей и санкций Срок рассмотрения дел этих категорий не может быть продлен на основании ч. 2 ст. 152 АПК РФ, поскольку в ст. 200, ст. 210 и ст. 215 АПК РФ не содержится прямого указания на такую возможность.
Дела о несостоятельности (банкротстве) Семимесячный срок рассмотрения дела о может быть продлен до 10 месяцев, то есть увеличен на три месяца применительно к ч. 2 ст. 152 АПК РФ. При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании ч. 2 ст. 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о банкротстве. Пункт 27 Постановления № 99

Исчисление и восстановление сроков на обжалование судебных актов

Дела о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы наиболее часто встречаются среди всех споров о процессуальных сроках и их соблюдении. ВАС РФ еще раз подчеркнул, что срок для обжалования исчисляется именно с момента изготовления судебного акта в полном объеме, а не направления его копии (п. 30 Постановления № 99), а ходатайство о восстановлении срока невозможно оставить без движения (абз. 2 п. 35 Постановления № 99). Кроме того, Суд затронул следующие неоднозначные вопросы.

Возможность пересмотра

«Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий»

(п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках»).

1. Разногласия в датах подачи направленной по почте жалобы на квитанции о приеме письма и штемпеле на конверте. Ранее ВАС РФ уже отвечал на аналогичный вопрос, но только в отношении правил подачи апелляционных жалоб. Теперь соответствующее разъяснение возведено в ранг общего правила для всех видов жалоб: в подобной ситуации датой направления апелляционной или кассационной жалобы является более ранняя дата (абз. 3 п. 29 Постановления № 99).

2. Учет довода заявителя о пропуске срока на подачу жалобы вследствие нарушения срока размещения судебного акта на официальном сайте суда. Отношение арбитражных судов к размещению текстов судебных актов на arbitr.ru и других официальных сайтах судов неоднозначно.

С одной стороны, иногда подчеркивается, что судебное решение или определение было общедоступно, любое заинтересованное лицо могло беспрепятственно с ним ознакомиться, и следовательно, нарушение срока на обжалование того или иного акта допущено полностью по вине заявителя (постановление ФАС Центрального округа от 15 ноября 2010 г. по делу № А68-1093/2010). С другой стороны, попытку исчисления срока на обжалование с момента опубликования документа на сайте суды пресекают (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 ноября 2012 г. по делу № А43-179/2011, постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2012 г. № Ф03-1080/2012 по делу № А51-13339/2011).

ВАС РФ оказался более конкретен и лоялен к участникам дела. В абз. 2 п. 30 Постановления № 99 Суд подчеркнул, что несвоевременное размещение судебного акта на официальном сайте автоматически не продлевает срока на его обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя является основанием для восстановления пропущенного срока. При этом суду необходимо оценить продолжительность просрочки, допущенной судом и заявителем, а также установить, имел ли заявитель достаточное время для подготовки и подачи жалобы в установленный срок.

3. Особенности исчисления срока на подачу кассационной жалобы. ВАС РФ исходил из общего правила ч. 2 ст. 181 АПК РФ, в соответствии с которым решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционного суда либо апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока обжалования (так называемое «правило последовательного обжалования судебных актов»).

Применительно к исчислению процессуальных сроков ВАС РФ интерпретировал эту норму следующим образом (абз. 2 п. 31 Постановления № 99):

  • отказ апелляционного суда в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы не может быть основанием для исчисления заново срока подачи кассационной жалобы (ч. 1 ст. 276 АПК РФ);
  • такой отказ не является уважительной причиной для восстановления срока подачи апелляционной жалобы, если она была подана после истечения срока подачи кассационной жалобы.

4. Возможность обжалования судебного акта после истечения шестимесячного срока. ВАС РФ четко разделил всех заявителей на две группы:

  • надлежащим образом извещенные о первом судебном заседании (напомним, после этого в соответствии с ч. 6 ст. 121 АПК РФ участники дела самостоятельно получают информацию о ходе его рассмотрения);
  • лица, не участвующие в деле, о правах и обязанностях которых принят судебный акт, либо лица, не принимавшие участия в судебном разбирательстве по причине ненадлежащего извещения их о времени и месте заседания.

Для заявителей первой группы восстановление срока на обжалование после истечения шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 259, ч. 2 ст. 276 АПК РФ, не допускается. Заявителям второй группы, напротив, не может быть отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной или кассационной жалобы исключительно по причине истечения шестимесячного срока со дня, когда они узнали о нарушении их прав обжалуемым актом.

Отметим, что для лиц, не участвовавших в деле, о правах и обязанностях которых принят судебный акт, и ранее содержалась оговорка об исчислении шестимесячного срока со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (ч. 2 ст. 259, ч. 2 ст. 276 АПК РФ) – но ВАС РФ добавил к ним и участников дела, которые не были надлежащим образом извещены о судебном заседании.

5. Уважительные и неуважительные причины пропуска срока для обжалования. Суд подчеркнул, что к уважительным причинам нарушения срока на подачу жалобы может относиться, в частности, отсутствие по не зависящим от участника дела обстоятельствам сведений об обжалуемом судебном акте (п. 33 Постановления № 99). В качестве примеров неуважительных причин пропуска срока ВАС РФ привел следующие:

  • необходимость согласования вопроса о подаче жалобы с руководителем или вышестоящим органом;
  • нахождение представителя заявителя в командировке или отпуске;
  • кадровые перестановки (назначение представителем другого человека);
  • отсутствие в штате организации юриста;
  • смена руководителя или его нахождение в длительной командировке, отпуске;
  • иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с жалобой.

К слову, суды и раньше отказывали в восстановлении процессуального срока, пропущенного по аналогичным причинам, – например, из-за необходимости проведения консультаций с компанией, находящейся в другом городе, а также изучения действующего законодательства (постановление ФАС Центрального округа от 5 октября 2009 г. по делу № А64-2190/09).

Отметим также, что в случае установления факта пропуска процессуального срока после принятия жалобы к рассмотрению и при признании причины пропуска неуважительной суд обязан прекратить производство по жалобе по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (п. 37 Постановления № 99).

Объединение и выделение дел

При объединении дел в одно производство срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново со дня поступления в суд искового заявления (заявления) по последнему из дел, которые были объединены. Такие дела на основании ч. 6 ст. 130 АПК РФ передаются судье, который раньше других судей принял исковое заявление к производству арбитражного суда.

В случае выделения требования в отдельное производство срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново только при рассмотрении выделенного требования.

Общая продолжительность судебного разбирательства для целей определения разумного срока судопроизводства исчисляется с учетом периода времени, истекшего до объединения или выделения дел

(п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках»).

6. Особенности исчисления срока для устранения обстоятельств, послуживших основанием оставления жалобы без движения. Часть 4 ст. 263 и ч. 4 ст. 280 АПК РФ устанавливают правило, по которому «обездвиженная» жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд и принимается к производству в том случае, если обстоятельства, из-за которых она была оставлена без движения, будут устранены в установленный судом срок.

ВАС РФ разъяснил нюансы применения указанных статей в случае, если исправленная жалоба направляется по почте. В частности, Суд подчеркнул, что направление документов незадолго до истечения установленного судом срока без учета нормативов доставки и контрольных сроков пересылки корреспонденции, что повлекло нарушение указанного срока, не может расцениваться как своевременное исполнение требований суда – поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 114 АПК РФ требования суда считаются исполненными в момент поступления документов в суд.

На случаи направления документов в электронном виде через систему «Мой арбитр» это ограничение, конечно, не распространяется – заявитель может подать их до 24 часов последнего дня процессуального срока (п. 38 Постановления № 99).

Фактически ВАС РФ обязал участников дела планировать свои действия с учетом нормативов работы почтовых организаций, установленных Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции»). Кроме того, участвующие в деле лица обязаны предпринимать все зависящие от них меры для поступления в суд соответствующего документа (например, в электронном виде) либо информации о направлении такого документа (телеграммы, телефонограммы и т.п.) (п. 5 Постановления № 99).

Одновременно, при отсутствии сведений об исправлении недостатков, судам предписано проверять, имелся ли у заявителя – с учетом даты получения им копии определения – достаточный срок для устранения недостатков и поступала ли от него информация о позднем получении определения или иных объективных препятствиях (либо ходатайство о продлении срока оставления жалобы без движения в связи с наличием таких препятствий).

Если срок для устранения недостатков был достаточным и информация об объективных препятствиях (или соответствующем ходатайстве) отсутствует, то суд возвращает жалобу. Если же суд не располагает никакой информацией об устранении недостатков, он обязан еще раз установить срок для их устранения – и в случае, если ситуация повторится, вынести определение о возвращении жалобы (п. 39 Постановления № 99). Аналогичные правила установлены и для возврата искового заявления (п. 6 Постановления № 99).

Конечно, суды и раньше признавали неудовлетворительную работу почтовых организаций в качестве уважительной причины продления процессуальных сроков при наличии соответствующего ходатайства (постановление ФАС Центрального округа от 3 сентября 2012 г. по делу № А14-12328/2011, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2012 г. по делу № А82-7379/2009, постановление ФАС Московского округа от 25 августа 2010 г. № КА-А40/9514-10,А,Б по делу № А40-95643/09-17-678), равно как и нарушение судом первой инстанции срока направления копии судебного акта по почте (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2010 г. по делу № А43-17748/2009).

Документы по теме:

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках»
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Новости по теме:

  • Отстоять право на судопроизводство в разумный срок теперь можно при рассмотрении дела в судебном заседании – ИА «ГАРАНТ», 19 июля 2011 г.
  • Конституционный Суд подтвердил конституционность норм ряда статей Арбитражного процессуального кодекса РФ – ИА «ГАРАНТ», 26 марта 2010 г.

Правовые консультации:

В каких случаях действует перерыв течения срока исковой давности в случае предъявления иска (ст. 203 ГК РФ)?

Ст 29.11 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 — 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.9, 18.15, 18.17 настоящего Кодекса, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.

5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

6. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 11.17 настоящего Кодекса, копия постановления о назначении административного наказания направляется перевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено соответствующее административное правонарушение.

В течение 10 дней с момента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *