А. Беляев

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2012

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ, подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями, которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

Спортивно-
оздоровительный

Весь период

до 6

Начальной подготовки

Первый год

Второй год

Третий год

Учебно-тренировочный

Первый год

Второй год

Устанавливается учреждением

Третий год

Четвертый год

Пятый год

Спортивного совершенствования

До года

Свыше года

Высшего спортивного мастерства

Ввесь период

Медицинское обеспечение учащихся спортивных школ

Как определено п. 5.1 Методических указаний, основным документом, регулирующим медицинское обеспечение учащихся, является Приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». В частности, согласно п. 5.1 Положения о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом, утвержденного данным приказом, медицинское обеспечение лиц, занимающихся физкультурой и спортом, осуществляется путем обследования детей школьного возраста специалистами соответствующих поликлиник для допуска к занятиям в группах начальной подготовки; специалистами врачебно-физкультурных организаций и подразделений – в группах спортивного совершенствования.

В целях предупреждения нарушения здоровья учащихся спортивных школ следует предусматривать (п. 5.3 Методических указаний):

  • диспансерное обследование не менее двух раз в год;
  • дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;
  • контроль за использованием учащимися фармакологических средств.

Учебно-спортивная база, штаты и финансирование

При определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, спортивным школам рекомендуется руководствоваться Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем, утвержденным Приказом Госкомспорта РФ от 26.05.2003 № 345 (далее – Табель оснащения), и Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденным Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 № 190/л (далее – Табель обеспечения).

В Табель оснащения включены, в частности, основное оборудование и инвентарь, необходимые для оформления спортивных сооружений при проведении соревнований и массовых мероприятий на спортивных объектах; перечни оборудования и инвентаря для работы судейской коллегии при проведении соревнований, для оснащения методических кабинетов спортивных сооружений и медицинских пунктов, расположенных на этих сооружениях.

Табель обеспечения разграничивает обеспечение спортивной одеждой, обувью и инвентарем по летним олимпийским, зимним олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда. При этом количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с образовательной программой специалистов определяется по количеству групп и годовому объему учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов – путем деления суммарного процента на 100.

Оплата труда

Как определено п. 7.2 Методических указаний, продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников спортивных школ устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям), в том числе хореографам, устанавливается в объеме 18 часов в неделю.

Норматив оплаты труда тренера-преподавателя зависит от уровня подготовки учащегося, периода его обучения, а также от вида спорта, которым он занимается.

Этап подготовки

Период
обучения (лет)

Норматив оплаты труда тренера-преподавателя по подготовке одного
занимающегося (в процентах от ставки)

Группы видов спорта

Спортивно-оздоровительный

Весь период

2,2

2,2

2,2

Начальной подготовки

1 год обучения

Свыше 1 года
обучения

Учебно-тренировочный

1 – 2 года обучения

Свыше 2 лет
обучения

Спортивного совершенствования

До года

Свыше года

Высшего спортивного мастерства

Весь период

Персональный оклад

К первой группе видов спорта относятся все олимпийские виды спорта (дисциплины), кроме игровых.

Ко второй группе видов спорта относятся олимпийские игровые виды спорта, а также неолимпийские виды спорта, получившие признание Международного олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта).

К третьей группе видов спорта относятся все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.

Например, тренеру-преподавателю по биатлону установлен должностной оклад в размере 6 000 руб. Тренер осуществляет подготовку пяти спортсменов на этапе спортивного совершенствования, двое из которых обучаются менее года, трое – свыше года. Соответственно, заработная плата (без учета доплат и надбавок) тренера-преподавателя составит 9 900 руб. ((6 000 руб. х 24% х 2 чел.) + (6 000 руб. х 39% х 3 чел.)).

Стоит отметить, что нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей, работающих преимущественно со спортивно-оздоровительными группами и группами начальной подготовки, ежегодно повышаются на 0,5%.

Все работники спортивных школ имеют право на получение дополнительных выплат (надбавки, доплаты). Их перечень приведен в п. 7.4 Методических указаний и включает в себя выплаты в следующих размерах от должностных окладов:

  • директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), тренерам-преподавателям (включая старшего) учреждений, в которых учащиеся на протяжении последних пяти лет показывают высокие спортивные достижения и которые за данный срок подготовили не менее пяти мастеров спорта России, – 15%;
  • тренерам-преподавателям – молодым специалистам, работающим в спортивной школе непосредственно после окончания высшего учебного заведения с учебной нагрузкой не менее трех групп начальной подготовки, – 50% на протяжении первых трех календарных лет работы;
  • руководителям подразделений, специалистам и служащим за высокие достижения в работе или выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения – до 50%;
  • тренерам-преподавателям, проводящим занятия по видам спорта, культивируемым среди инвалидов, – 20%;
  • работникам, имеющим звания и государственные награды, связанные со спортивной или профессиональной деятельностью, – до 100%;
  • за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, в том числе по должностям и профессиям, относящимся к разным категориям работников, без ограничения этих доплат в пределах экономии средств на оплату труда.

Отдельно отметим надбавки тренерам-преподавателям за подготовку высококвалифицированных спортсменов, а руководителям, специалистам и служащим (включая директоров) – за обеспечение высокого качества учебно-тренировочного процесса. Размер указанных надбавок приведен в таблице 5 Методических указаний.

Например, двое постоянных учеников тренера-преподавателя заняли призовые места на Олимпийских играх. Один стал олимпийским чемпионом по художественной гимнастике, второй занял на олимпийских играх второе место. Должностной оклад тренера-преподавателя составляет 6 000 руб.

  • 200% – норматив платы в процентах от должностного оклада за занятое учеником первое место на Олимпийских играх;
  • 150% – норматив платы в процентах от должностного оклада за занятое учеником второе место на Олимпийских играх;
  • 15% – размер надбавки за подготовку спортсмена – олимпийского чемпиона;
  • 10% – размер надбавки за подготовку серебряного призера Олимпийских игр.

Надбавки к должностным окладам руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высокого качества учебно-тренировочного процесса устанавливаются при условии их непосредственного участия в обеспечении учебно-тренировочного процесса в течение не менее одного года (п. 7.8 Методических указаний).

Согласно п. 7.6 Методических указаний и применительно к вышеуказанному примеру размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя рекомендуется устанавливать или со дня показанного спортсменом результата, или с начала учебного (финансового) года (соответственно сдвигая срок действия) и сохранять до проведения следующих официальных международных соревнований данного уровня.

Также учреждениям физической культуры и спорта стоит учитывать, что если в период действия установленного размера норматива оплаты труда тренера-преподавателя и надбавок работникам спортсмен улучшил спортивный результат, соответственно увеличивается и размер норматива оплаты труда и надбавок и устанавливается новое исчисление срока его действия.

Аттестация работников спортивных школ

Аттестация педагогических и руководящих работников спортивных школ осуществляется в порядке, установленном Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Присвоение тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам спортивных школ квалификационных категорий осуществляется аттестационной комиссией с учетом требований к результатам работы, установленных Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17.09.1993 № 148 «О квалификационных категориях тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов».

Например, тренеру-преподавателю, готовившему ученика к Олимпийским играм в течение не менее двух лет (в итоге ставшего призером), присваивается высшая квалификационная категория.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Письмо Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации».

Администрацией Петрозаводского городского округа, Комитетом социального развития выпущен приказ от 02.06.2020 г. № 217 «О возобновлении работы учреждений Петрозаводского городского округа, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в период пандемии и постепенного выхода из неё».
МУ «СШОР № 1» возобновляет функционирование спортивных объектов при условии не более 50% от единовременной пропускной способности с проведением ежедневных дезинфекционных мероприятий, а также соблюдения социального дистанцирования и использование средств индивидуальной защиты (масок, перчаток) во время контактов посетителей с сотрудниками спортивных объектов, а также в случае отсутствия возможности социального дистанцирования при выполнении тренером своих обязанностей. Проведение тренировочных мероприятий будет осуществляться группой не более 10 человек с соблюдением социального дистанцирования. Необходимо обеспечить соблюдение рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (СOVID-19), изданных Министерствам здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе проведение санитарной обработки спортивного оборудования и инвентаря, использование средств индивидуальной защиты и средств дезинфекции работниками, тренерами и спортсменами.
На основании данного приказа с 8 июня 2020 года в МУ «СШОР № 1» возобновляются тренировочные занятия групп программ спортивной подготовки. В настоящее время утверждаются графики проведения тренировочных занятий. Конкретная информация по каждой группе имеется у тренеров.

Устав спортивной школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *