Статья 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. «г» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
(пп. «д» введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения — органом местного самоуправления.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .
Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.
/P>
Примерная форма
Утвержден
(наименование и реквизиты правового акта учредителя)
Устав образовательной организации
«_____________________________________»
г.________________ |
«__» ____________ ____ г. |
Общие положения
1. Общие положения
1.1. Образовательная организация «(наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности)», именуемая далее — Образовательная организация, создана (наименование учредителя) с целью предоставления образовательных услуг населению.
1.2. Образовательная организация является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ, муниципальными правовыми актами муниципального образования ________________ и настоящим Уставом.
1.3. Полное наименование Образовательной организации на русском языке: ________________.
Сокращенное наименование: ________________.
Организационно-правовая форма — ________________.
Тип учреждения (для образовательной организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения) -________________.
Тип образовательной организации — ________________.
1.4. Место нахождения Образовательной организации — (юридический адрес и фактические места осуществления образовательной деятельности).
1.5. Учредителем и собственником имущества Образовательной организации является ____________________.
Функции и полномочия учредителя осуществляет (наименование уполномоченного учредителем органа), именуемый далее — Учредитель.
1.6. Образовательная организация является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, счет, печать и штамп со своим полным наименованием, бланки и другие реквизиты, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Права юридического лица у Образовательной организации в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента государственной регистрации Образовательной организации.
1.7. Право на ведение образовательной деятельности возникает у Образовательной организации с момента выдачи ей лицензии (разрешения).
1.8. Образовательная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства.
Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их Образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.
Предмет, виды, цели и задачи деятельности Образовательной организации
2.1. Образовательная организация осуществляет свою деятельность в сфере образования в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными (наименование и реквизиты нормативных правовых актов) и настоящим Уставом.
2.2. Основной целью деятельности Образовательной организации является осуществление образовательной деятельности по (виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности).
2.3. Целями деятельности Образовательной организации также являются:
— формирование общей культуры личности обучающихся;
— создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
— развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
— адаптация обучающихся к жизни в обществе;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства;
— охрана здоровья и социальная защита обучающихся и работников Образовательной организации;
— формирование способностей к саморазвитию;
— формирование у обучающихся стремления к исследовательскому поиску через различные дисциплины;
— ____________________.
2.4. Основными задачами деятельности Образовательной организации являются:
— выполнение федеральных государственных образовательных стандартов;
— соблюдение принципов государственной образовательной политики;
— гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
— защита национальных культур, региональных культурных традиций;
— общедоступность образования;
— адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
— светский характер образования;
— обеспечение содержания образования адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;
— усиление вариативности и личностной направленности образования;
— реализация личного плана образования через выбор учебных программ, составленных по запросам обучающихся (их законных представителей);
— развивающая направленность и возрастная адекватность образования;
— интеграция личности в национальную и мировую культуру;
— формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества;
— обеспечение для обучающихся углубленного изучения отдельных предметов, углубленного изучения предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);
— развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
— обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
— формирование духовно-нравственной личности;
— ____________________.
2.5. Для достижения целей и основных задач Образовательная организация осуществляет основные виды деятельности — образовательную деятельность путем реализации (виды образовательных программ), заявленных в лицензии на образовательную деятельность.
2.6. Образовательная организация:
— осуществляет образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета муниципального образования;
— вправе осуществлять образовательную деятельность, не предусмотренную установленным муниципальным заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых, при оказании одних и тех же услуг, условиях. Указанная образовательная деятельность осуществляется по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Доход от оказания платных образовательных услуг используется Образовательной организацией в соответствии с уставными целями.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета муниципального образования.
Комментарий к статье 25
Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.
Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).
Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:
— тип образовательной организации;
— учредитель или учредители образовательной организации;
— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица — образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений — существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).
Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства — ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:
— положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);
— положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);
— положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);
— положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);
— положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);
— положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);
— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.
Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.
Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.
Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» <331>, содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.
<331> СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.
С учетом выполнения НИУ «Высшей школой экономики» задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 <332>) был включен отдельный раздел V. «Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации».
<332> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.
В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» <333>, является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).
<333> СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.
Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <334> утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время — в территориальный орган Федеральной налоговой службы).
<334> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» <335>).
<335> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.
Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
— правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан» <336>, Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия» <337>;
<337> Бурятия. 18.06.2005. N 107.
— региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 «О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы» <338>, Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 «Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области» <339>).
<338> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
<339> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:
— представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов» <340>);
<340> Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 — 73.
— администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений» <341>).
<341> Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.
Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 «Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения» <342>, Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 «Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска» <343>).
<342> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
<343> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:
а) в пределах своей компетенции;
б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) в порядке, установленном ее уставом.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.
Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).
Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.
Статья 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу;
г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений — в случаях, не противоречащих федеральным законам);
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;
ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения — органом местного самоуправления.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Локальный акт – это основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации, и регулирующий внутриорганизационные отношения.
Локальные акты обладают следующими признаками:
1) Локальный акт — официальный правовой документ образовательной организации.
2) Содержит необходимые реквизиты:
-
наименование, которое отражает форму и его краткое содержание;
-
дата и место издания;
-
порядковый (регистрационный) номер;
-
подпись уполномоченного должностного лица;
-
в необходимых случаях визы согласования и печать организации.
3) Основан на законодательстве в широком смысле слова.
4) Принимается компетентным (уполномоченным) органом управления.
5) Внутренний документ, действующий только в пределах организации.
Локальные нормативные правовые акты.
Характерные особенности: 1) содержит общеобязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов организации; 2) рассчитан на неоднократное применение.
Примеры: Устав, Правила внутреннего трудового распорядка
Нормативные локальные акты могут издаваться в различных формах. Наиболее часто встречающимися, кроме устава, являются:
-
Положение устанавливает правовой статус органа управления организации, структурного подразделения либо порядок реализации организацией какого-либо из своих правомочий.
-
Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.
-
Правила регламентирует организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности организации, участников внутриорганизационных отношений.