Сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 285286-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточняющий полномочия нотариусов.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятый закон позволит решить сразу несколько социально значимых задач, повысить стабильность гражданского оборота, уровень защищенности граждан, и сделать нотариальные процедуры более удобными для граждан.

Вносятся изменения в Основы законодательства РФ о нотариате и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», уточняющие требования к удостоверению нотариусом документов, о порядке направления документов в Росреестр; требования к обеспечению функционирования нотариальных контор, информирования граждан и организаций о месте нахождения и режиме работы контор; стандартах оформления сайта нотариуса; формы удостоверения, подтверждающего статус нотариуса и т.д.

Закон закрепляет за нотариусами новую обязанность. Теперь нотариус будет обязан после удостоверения им сделки с недвижимостью, незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня, направить в электронном виде заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. Аналогичная обязанность возникает у нотариусов после выдачи свидетельства о праве на наследство, и о праве пережившего супруга.

В случае невозможности направить заявление в электронной форме по независящим от нотариуса причинам, он обязан предоставить в регистрирующий орган документы на бумажном носителе не позднее 2-х рабочих дней. При этом если стороны удостоверяемого договора захотят подать заявление на госрегистрацию самостоятельно, они могут отказаться от подачи документов нотариусом.

На практике это означает, что гражданам не нужно будет лично обращаться в МФЦ для подачи документов в Росреестр на регистрацию прав на недвижимость, либо пользоваться услугами различных «серых» посредников, которые предлагают «ускорить» регистрацию. В случае если документы были направлены нотариусом в электронном виде, Росреестр в течение одного рабочего дня регистрирует право собственности. Таким образом, повышается скорость совершения сделки и удобство для граждан, т.к. нотариус оказывает эту услугу в режиме «одного окна», — отметил Павел Крашенинников.

Эта новелла повышает уровень защищенности и стабильности гражданского оборота в сфере недвижимости.

Более того, эта услуга – подача документов на регистрацию прав на недвижимость, становится бесплатной для граждан. Согласно законопроекту, она перестает быть самостоятельным нотариальным действием и входит в состав общего нотариального действия по удостоверению сделки.

Кроме того, принятым законом вносятся изменения в статью 22 Основ законодательства РФ о нотариате в части уточнения перечня услуг, которые входят в понятие «услуги правого и технического характера». Уточнение вносится с учетом того, что на сегодняшний день оплата услуг правового и технического характера (УПТХ) стала фактически регулятором реальной стоимости нотариального действия, т.к. установленные законом нотариальные тарифы не менялись и не индексировались почти полтора десятка лет, в отличие от всех других государственных тарифов и пошлин.

Напомним, что нотариус ведет свою деятельность на принципах самофинансирования, то есть не получает каких-либо средств государственного бюджета – при этом самостоятельно оплачивает аренду помещения, зарплату сотрудников, обеспечивает контору техническими средствами и расходными материалами, оплачивает налоги и несет другие расходы, связанные с нотариальной деятельностью. Кроме того, нотариат ведет Единую информационную систему, включающую в себя реестры нотариальных действий, наследственных дел и др.; обеспечивает ее пополнение, защиту содержащихся сведений. Это позволяет нотариату быть частью Системы межведомственного электронного взаимодействия, обмениваться данными с государственными реестрами с целью исключения мошенничества, и предоставления гражданам и организациям наиболее удобных и быстрых условий обслуживания. А также позволяет обеспечивать работу бесплатных публичных электронных реестров нотариата. Все это также осуществляется без государственных затрат. В таких условиях оплата УПТХ является фактическим инструментом, обеспечивающим самофинансирование нотариальной деятельности.

Предельные размеры оплаты УПТХ ежегодно устанавливает Федеральная нотариальная палата для каждого субъекта РФ и по каждому в отдельности нотариальному действию. Эти размеры рассчитываются по целому ряду параметров, исходя из социально-экономического положения региона. В свою очередь, нотариальная палата субъекта РФ устанавливает фактические размеры УПТХ, которые не могут превышать установленные предельные значения. Такие размеры оплаты УПТХ являются обязательными для каждого нотариуса в данном субъекте РФ.

В то же время, благодаря развитию современных технологий, появлению т.н. «электронного нотариата» становится практически невозможным четко отделить, какие именно действия нотариуса являются частью нотариального действия, а какие – услугами правового и технического характера. В силу подобных факторов назрела потребность более четко определить, что именно входит в состав услуг правового и технического характера, что и решается принятым законом.

Так, законом устанавливается, что услуги правового и технического характера включают в себя правовой анализ представленных документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий в связи с совершением нотариальных действий, изготовление документов, копий, скан-образов документов, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм и др.

Услуги правового и технического характера подлежат оплате нотариусу в связи с совершением нотариального действия.

Принят закон, уточняющий полномочия нотариусов

Размер оплаты нотариального действия определяется как общая сумма нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера.

Павел Крашенинников отметил, что указанное уточнение необходимо для полноценного функционирования нотариата, как института правовой системы государства, как гаранта стабильности гражданского оборота. Нотариус в обязательном порядке осуществляет правовую экспертизу удостоверяемых им документов, разъясняет заявителям правовые последствия совершаемого действия, консультирует их, а также несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Оказание таких услуг обеспечивает надежную защиту прав и законных интересов граждан.

Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02/1993 года № 4462-1 (далее — Основы) льготы по уплате | государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

           Статья 333.38. главы 25.3 Налогового кодекса РФ предусматривает льготы при обращении за совершением нотариальных действий, касающиеся освобождения от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий в различных размерах. Так, например, инвалиды I и II группы от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются на 50 % по всем видам нотариальных действий. Право на получение льготы должно быть подтверждено документом, выданным в установленном законом порядке, при этом о наличии у лица, обратившегося к нотариусу за совершением нотариального действия, права на льготу нотариус должен быть заранее проинформирован данным лицом.
          В соответствии с названной статьей Основ за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
          Таким образом, нотариус, занимающийся частной практикой, предоставляет льготы при обращении за совершением нотариальных действий, освобождая только от уплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий в размере, соответствующем статье 333.28 главы 25.3 Налогового кодекса РФ.
           Более -того, позиция Министерства финансов РФ по вопросу предоставления льгот нотариусами, занимающимися частной практикой, сводится к тому, что льгот по взимании) нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, для физических и юридических лиц Основами не установлено (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 февраля 2008 года№ 03-05-06-03/01).
          Повторно обращаю Ваше внимание на то, что льготы могут быть предоставлены при соблюдении всех вышеперечисленных условий только в случае документального подтверждения наличия права на их получение и только лицу, для которого совершается нотариальное действие.
Помимо совершения нотариальных действий, за которое взыскивается нотариальный тариф, к полномочиям нотариусов относится предоставление услуг правового и технического характера (статьи 15, 23 Основ),
          Статьей 15 Основ нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки их них. Данное право подтверждается, п. 4 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утв. Приказом Минюста РФ от 15.03.2000 N 91. Вышеперечисленные действия, выполнение которых требует определенных временных и финансовых затрат, непосредственно связаны и предшествуют совершению нотариального действия, но таковым не являются, а, следовательно, льготы по их совершению не подлежат п ре д о став.) I ению.
         Нотариус, занимающийся частной практикой, самостоятельно финансирует свою профессиональную деятельность, источником финансирования являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий, а также за оказание услуг правового и технического характера (статья 23 Основ).

Услуги правового и технического характера (УПТХ) у нотариуса

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 года № 349-0, получение нотариусами денежных средств за оказание услуг правового и технического характера не противоречит законодательству Российской Федерации.
Как было отмечено выше, вопросы оплаты нотариальных действий регулируются главой 25.3 Налогового кодекса РФ и статьями 22 и 22.1
Основ. Размеры оплаты услуг правового и технического характера законодательством не установлены.
           Согласно Основам (статьи 16 и 54) нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред, а также разъяснять сторонам смысл и значение совершаемой сделки и ее соответствии требованиям закона. Таким образом, в соответствии со статьей 15 Основ, нотариус выполняет переданную ему государством публично — правовую функцию по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, не связанную с предпринимательской деятельностью и извлечением прибыли (статьи 1 и 6 Основ).
         Министерство финансов РФ, которое наделено правом давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 34.2 Налогового кодекса РФ), в своем письме от 31.12.2004 г. № 03-06-03-03 указало, что за составление проектов документов и за выполнение технической работы по изготовлению документов, как за оказание нотариусом услуг правового и технического характера, должна взиматься плата, размер которой определяется с учетом себестоимости затрат на составление данных документов. Данная позиция повторно подтверждается письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 февраля 2008 года № 03-05-06-03/01.
          Себестоимость таких затрат различается в зависимости от субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется подобная услуга. При этом единой методики расчета в настоящее время не разработано. Учитывая это, в целях единообразия нотариальной практики по вопросу взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера в конкретном субъекте Российской Федерации, в том числе и в Нижегородской области, высшим органом нотариальной палаты — собранием членов нотариальной палаты, выработаны рекомендации для нотариусов относительно размера платы за выполнение таких услуг, которые представляют собой минимальный и максимальный стоимостные пределы. Указанные рекомендации позволяют избежать необоснованного завышения взимания нотариусами платы за выполнение указанных работ.
Данная правовая позиция поддержана Федеральной нотариальной палатой, которая считает, что взимание частнопрактикующими нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера в размере, установленном собранием членов нотариальной палаты, не противоречит действующему законодательству.
          Информацию о существующих размерах платы за оказание услуг правового и технического характера граждане и юридические лица (организации) могут получить, обратившись к любому нотариусу города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также в Нижегородскую нотариальную палату.

Нижегородская нотариальная палата

23 марта 2010

УПТХ F.A.Q.

Нотариусы – честь или доход?

С 1 января российские нотариусы обязаны будут подчиняться новому Кодексу профессиональной этики. В случае его выполнения у клиентов появится шанс снизить затраты на оформление документов почти в два раза.

26.11.15. АПИ — Тарифы на нотариальные действия устанавливаются федеральным законом и Налоговым кодексом РФ. Большинство ставок не менялось с 2004 года. Например, за засвидетельствование копии документов нужно заплатить всего 10 рублей за страницу, удостоверение подписи на заявлении – 100 рублей и так далее. Тогда как из-за инфляции потребительские цены за прошедшие годы выросли более чем в три раза.

Игры доброй неволи

Для компенсации выпадающих доходов частнопрактикующие служители юстиции стали брать плату за так называемые правовые и технические работы (ПТР). По логике законодателя, такие работы включают в себя составление проектов или самих документов, консультирование и иные дополнительные сервисы. Например, за определенную плату сверх тарифа нотариальная контора может сделать копию с оригинала документа (для ее заверения), которую забыл изготовить сам посетитель. Также могут оказываться услуги по сшивке документов, составлению доверенностей, договоров и тому подобное.

На практике плата за ПТР стала навязанной и начала включаться в выставляемый нотариусами счет (прайс) – независимо от качества принесенных документов, заявитель обязывался оплатить якобы дополнительные работы. В некоторых случаях под ними понималось внесение записи в реестр, проставление удостоверительного штампа и тому подобное. Причем стоимость навязываемых дополнительных услуг порой в разы превышала установленный тариф: в одной из нотариальных контор Санкт-Петербурга желающий засвидетельствовать копию документа должен еще от 50 до 200 рублей (!) заплатить за мифические технические работы. В целом по России выручка от ПТР составляет 62 процента дохода частнопрактикующих служителей юстиции, а в Москве – две трети.

Право выбора

В 2011 году Конституционный суд России указал на незаконность навязывания ПТР: «Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям. Нотариус обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера. Лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса – помимо нотариальных действий – дополнительно услуг правового или технического характера.

Правовая и техническая работа нотариуса

Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия», – заключил суд.

Однако частнопрактикующие служители юстиции эти требования игнорировали. Более того – устанавливаемый региональными палатами прейскурант на «технические работы» стал для нотариусов обязательными, а за последние четыре года цены на них выросли в среднем на 34 процента, в Москве – в 1,8 раза. Разъяснить же, что входит в закрепленный законом тариф (то есть за какие конкретно услуги нельзя брать дополнительную плату), нотариальное сообщество категорически отказалось.

Кроме того, в ряде случаев потребители лишались возможности самостоятельно выполнить необходимые технические работы. Например, многие документы (доверенности и иные) должны изготавливаться на защищенных бланках, которые гражданам не выдаются. Даже если посетитель подготовит текст документа и принесет его на флэш-карте или ином носителе – нотариус вправе отказаться делать распечатку. То есть единственный вариант получить нужную услугу – оплатить услуги по составлению доверенности (до нескольких сотен рублей за типовой текст).

Для защиты от претензий клиентов отдельные конторы стали передавать дела на аутсорсинг – привлекать в качестве делопроизводителей предпринимателей или иные организации. Не оплатив их услуги, гражданин просто не мог совершить нотариальное действие. В некоторых регионах палаты пытались пресечь такие действия, ссылаясь на запрет нотариусам разглашать тайну совершаемых действий, но единая практика по таким спорам не сложилась.

Честным быть выгодно?

Утвержденный Федеральной нотариальной палатой новый Кодекс профессиональной этики нотариусов в РФ предусматривает, что частнопрактикующий служитель юстиции обязан информировать обратившихся о размере нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера, а также не вправе понуждать получать технические услуги (по подготовке проектов документов, изготовлению копий, сканированию и прочие) у не являющихся сотрудниками конторы лиц. Кроме того, нотариусам предписано «ставить законные интересы обратившегося лица выше своих личных интересов».

По логике, нововведение однозначно должно пресечь как минимум порочную практику аутсорсинга – привлечения сторонних исполнителей. Но навязывать собственные услуги нотариусам формально «кодекс чести» не мешает.

Бороться с их злоупотреблениями могут только сами граждане. Не желающие оплачивать ненужные услуги вправе требовать выполнения действия по установленным тарифам или выдачи официального отказа, который можно обжаловать в суде. Правда, для этого придется также в письменной форме оформить свои требования и подождать до десяти дней. Но чаще всего, столкнувшись со знающим свои права клиентом, нотариусы идут на попятную и отказываются от платы за ПТР.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России работает 7,9 тысячи нотариусов. В среднем, в 2014 году за счет взимания нотариальных тарифов и оказания работ правового и технического характера они заработали по 4,9 млн рублей, годовой доход московских нотариусов оценивается в 12,1 млн рублей, частнопрактикующих служителей юстиции Северной столицы – 10,1 млн.

Уптх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *