Содержание

Куда платить

Страховые взносы, включая пени, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию по установленным реквизитам до 15 числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Исключение составляют те месяцы, когда 15-е календарно выпадает на выходной день, тогда крайним сроком будет следующий рабочий день. Во избежание просрочки платежей с последующим созданием проводки по пеням по страховым взносам, лучше уплачивать СВ заблаговременно.

Чтобы не попасть на санкции, советуем прочитать статьи о том, когда платить и кому перечислять страховые взносы.

Если организация или ИП решит перечислить страховые взносы за декабрь досрочно в декабре 2016 года, то платеж нужно переводить в ПФР, ФСС и ФФОМС. Также если решите погасить в декабре 2016 года имеющуюся недоимку, то ее также нужно уплатить в фонды, а не налоговую. Далее приведем КБК, на которые нужно уплачивать страховые взносы за декабрь в случае досрочной уплаты. Эти «старые» КБК, которые использовались в 2016 году. Применять новые КБК при досрочной уплате не нужно.

Страховые взносы КБК
Взносы в ПФР в пределах установленной предельной базы 392 102 02010 06 1000 160
Взносы в ПФР свыше установленной предельной базы 392 102 02010 06 1000 160
Медицинские взносы в ФФОМС 392 102 02101 08 1011 160
Взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС 393 102 02090 07 1000 160
Взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на работах из списка 1 392 102 02131 06 1000 160
Взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на работах из списка 2 392 102 02132 06 1000 160

Если организация или ИП будет перечислять страховые взносы за декабрь 2016 года в январе 2017 года, то ответ на вопрос о том, куда платить взносы один – в налоговую инспекцию. Перечислить взносы нужно в ИФНС уже на новые КБК. При этом учтите, что код для взносов на травматизм останется прежним — 393 1 02 02050 07 1000 160. Ведь контроль этих взносов останется за ФСС.

В связи с многочисленными изменениями по страховым взносам и передачей их под контроль ФНС некоторые бухгалтеры могут ошибиться и случайно в 2017 году заплатить взносы, как и прежде, в фонды на «старые» КБК. Что делать в такой ситуации? Если такое произойдет, то потребуется повторно платить взносы, ставить в платежке в качестве получателя ФНС, а ошибочный платеж возвращать. Просто уточнить ошибочный платеж будет нельзя, поскольку налоговая инспекция попросту «не увидит» ошибочный платеж, отправленный в фонды.

Также см. «Что изменится в 2017 году: налоги, страховые взносы, пособия, отчетность, бухучет и онлайн кассы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Куда следует уплачивать взносы на ОПС, ОМС и ОСС

Законодательные новшества в страховых взносах, вступившие в силу с 2017 года, привели к замене инстанции, осуществляющей функции администратора этих платежей. Такой инстанцией для большей части взносов стала налоговая служба, начавшая контролировать платежи, предназначенные:

  • для ФСС в части больничных и материнства;
  • ПФР и ФОМС, в т. ч. оплачиваемые ИП за себя.

Все положения, отражающие особенности применения таких платежей, как страховые взносы, с 2017 года стала регулировать особая глава НК РФ.

Попав в НК РФ, страховые взносы начали подчиняться всем его правилам, т. е. оказались приравненными к бюджетным платежам, уплачиваемым в особом порядке, который касается не только правил оформления платежных документов, но и реквизитов для перечисления.

О том, каким образом оказались разграниченными функции налоговых органов и фондов в части взносов, попавших под контроль ИФНС, читайте в материале «Внимание — памятка для плательщиков взносов от ФНС».

Куда платят страховые взносы в 2020 году? Взносы, регулируемые НК РФ, следует уплачивать в бюджет по месту нахождения налогоплательщика, а если у него есть обособленные структурные единицы, исчисляющие и выплачивающие зарплату, то и по месту нахождения таких структурных единиц. ИП уплачивают взносы за себя и за сотрудников по месту жительства.

Платежные документы, как и раньше, оформляются раздельно в отношении оплаты, предназначенной для каждого из фондов, но в соответствии с требованиями, действительными для налоговых платежей.

В то же время есть взносы, которых не коснулись изменения-2017. Это так называемые «несчастные» взносы, связанные со страхованием по профессиональному травматизму. Они по-прежнему подчиняются нормам закона «Об обязательном социальном страховании» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, и их куратором остался ФСС. Куда платящим страховые взносы в 2020 году перечислять такие платежи? Ответ очевиден: как и раньше — в соцстрах по месту регистрации страхователя, которым может оказаться и его обособленное подразделение.

Штрафы и пени страхователям в 2019 году

Ранее пеня за неуплату страховых взносов в ПФР регулировалась ст. 47 ФЗ-212. Теперь этот закон недействителен, а начисления и оплата этих отчислений, в том числе и всех штрафных санкций, регламентирует НК РФ, в частности статья 34.

Страхователь несет административную ответственность и выплачивает штраф, просрочка страховых взносов 2019 подвергается материальному взысканию в следующих случаях.

Нарушение Штраф
Нарушение сроков оплаты отчислений Неустойка 5 % от суммы неуплаченных взносов за каждый просроченный месяц в следующих рамках: не менее 1000 рублей и не более 30 % от общей суммы отчислений (ст. 119 НК РФ). Дополнительный штраф за нарушенные сроки сдачи составляет 300-500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ)
Сознательное занижение налогооблагаемой базы или же ошибочный расчет обязательных платежей 20 % от неуплаченной суммы СВ (п. 3 ст. 120, п. 1 ст. 122 НК РФ)
Уплата в неполном размере или же неуплата взносов вовсе 40 % (п. 3 ст. 122 НК РФ)
Умышленное нарушение сроков или полное игнорирование обязанности оплачивать СВ в ФСС от 20 % до 40 % от суммы неуплаченных отчислений (ст. 19 125-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (15.33 КоАП РФ)
Подача сведений на бумаге, а не в установленной электронной системе 200 рублей (п. 2 ст. 26.30 125-ФЗ)
При общей численности сотрудников свыше 100 человек отчет предоставлен на бумажном носителе, а не в ЭС 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ)
Нарушение сроков подачи или же предоставление искаженных индивидуальных сведений в ПФР 500 руб./1 сотрудник (ст. 17 27-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ)
Подача сведений персонифицированного учета в бумажном, а не в электронном виде при численности сотрудников более 25 человек 1000 рублей (ст. 17 27-ФЗ)

С 10.07.2017 законом 250-ФЗ внесены поправки в УК РФ, и теперь налоговые нарушители за неуплату отчислений в особо крупных размерах (от 5 млн руб.), возникшую после 10.08.17, привлекаются к уголовной ответственности на основании ч. 1 ст. 10 УК РФ.

Если организация сознательно не платит, то следственный комитет заводит уголовное дело по ст. 199 УК РФ за непредоставление отчетности или указании ложных сведений в ней.

Сумма максимального штрафа за состав вышеуказанного преступления — 500 000 рублей, максимально предусмотренный уголовный срок — 6 лет. При выплате совокупной суммы СВ вместе со штрафными санкциями после того, как будет произведен расчет пени по страховым взносам в Пенсионный фонд и другие инстанции, уголовная ответственность с правонарушителя будет снята, но только при условии, что это было первое нарушение подобного характера.

В мае 2017 года (письмо № 03-02-07/1/31912 от 24.05.17) Министерство финансов РФ опубликовало дополнительные пояснения к вопросу о том, как рассчитать пени по страховым взносам. Инспекторы не в праве штрафовать организацию за нарушение сроков при условии своевременной сдачи установленных форм расчетов. Инспекторы могут только начислить пени по страховым взносам.

С учетом всех изменений у многих страхователей возникает закономерный вопрос: куда платить пени по страховым взносам?

Отчисления, образовавшиеся в 2017, но не вошедшие в расходы предыдущего финансового года, оплачиваются в ПФР и ФСС соответственно.

Оплата осуществляется следующим образом: взыскания, выставленные на ОПС, ОМС и на случаи, связанные с временной нетрудоспособностью и материнством, зачисляются в территориальные ИФНС. Образовавшиеся неустойки по отчислениям «на травматизм» все также перечисляются в локальные фонды социального страхования.

По каким реквизитам перечислять взносы, регулируемые НК РФ

В отношении того, куда перечислять страховые взносы в 2020 году и как оформлять платежные документы, ФНС, получившая взносы под контроль, дала немало разъяснений. Основные вопросы, к которым относились эти разъяснения:

  • КБК для уплаты на границе 2016-2017 годов;
  • КБК для взносов-2020, ставших полноценным бюджетным платежом;
  • статус плательщика в платежном документе.

«Граничные» взносы (т. е. начисленные в 2016 году, а уплаченные в 2017 году), оплачивают, указывая в платежном документе особые (промежуточные) КБК. Начинаются такие КБК, как и у всякого бюджетного платежа, с цифр 182, и от их окончательного варианта, соответствующего начислениям, производимым начиная с 2017 года, отличаются значением, присутствующим в 16-м или 17-м знаке кода.

КБК, применяемые для «граничных» взносов по начисленным работникам выплатам, таковы:

  • 18210202010061000160 — по платежам в ПФР;
  • 18210202101081011160 — по платежам в ФОМС;
  • 18210202090071000160 — по платежам в ФСС.

Их обновленный вариант, используемый для начисленных с начала 2017 года взносов:

  • 18210202010061010160 — по платежам в ПФР;
  • 18210202101081013160 — по платежам в ФОМС;
  • 18210202090071010160 — по платежам в ФСС.

ИП, оформляя платежи по взносам, уплачиваемым за 2016 год в 2017 году, тоже применяют промежуточные коды:

  • 18210202140061100160 — по платежам в ПФР при доходе до 300 000 руб.;
  • 18210202140061200160 — по платежам в ПФР на доход, превышающий 300 000 руб.;
  • 18210202103081011160 — по платежам в ФОМС.

Начисления, сделанные позже 2017 года, ИП перечисляет уже по окончательным КБК:

  • 18210202140061110160 — по платежам в ПФР (этот код с 2017 года стал единым для фиксированных платежей и взносов, начисленных на доход сверх 300 000 руб.);

Подробности см. в публикации «КБК — фиксированный платеж в Пенсионный фонд в 2019 — 2020 годах для ИП за себя».

  • 18210202103081013160 — по платежам в ФОМС.

Решение вопроса об указании статуса плательщика оказалось в зависимости от технических возможностей банков. У них возникли сложности с принятием к исполнению платежей со статусом «14», который характеризует лицо, осуществляющее выплаты физлицам. Поэтому работодателям-юрлицам при возникновении технических проблем с банками рекомендовано указывать в платежном документе статус «01», а ИП, уплачивающим взносы за работников, разрешено применять статус «09», который указывается, когда ИП перечисляет взносы за себя (письма ФНС России от 15.02.2017 № ЗН-3-1/978@, от 08.02.2017 № ЗН-4-1/2291@, от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@).

В остальных аспектах платежный документ, оформляемый при оплате взносов, ничем не отличается от обычно формируемого на перечисление налогов. Получателем в нем, как и при налогах, будет числиться ИФНС.

В ноябре 2016 года в НК РФ введено положение о допустимости уплаты налоговых платежей за третье лицо. С 2017 года такая возможность оказалась применимой и к оплате страховых взносов, начавших подчиняться правилам НК РФ. Статус плательщика, указываемый при такой оплате, должен соответствовать статусу того лица, за которое делается платеж.

Расчет пени по страховым взносам

Налоговики рассчитывают санкции за просроченный платеж как 9,75/300 (ставка рефинансирования) за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ). Стоит отметить, что до 27.03.2017 ставка рефинансирования составляла 10 %, и сумма для формирования проводки по начислению пени по страховым взносам рассчитывалась как 1/300 ключевой ставки.

Если организация просрочила ежемесячный платеж на 1 календарный день, то санкций последовать не должно. На основании письма Минфина РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/39318, налоговые инспекторы начисляют взыскания со дня, следующего после срока уплаты с учетом, что день платежа не является расчетным днем.

П = С х Д х СР х 1/300, где

  • П — пеня;
  • С — сумма отчислений, подлежащих к оплате;
  • Д — календарные дни просрочки;
  • СР — ключевая ставка рефинансирования.

Детско-юношеская спортивная школа СДЮСШОР «Аллюр» нарушила срок оплаты СВ за март 2019 г. (15.04.18 — воскресенье, срок выплат за март переносится на 16.04.18) и перечислила денежную сумму в размере 103 420 рублей в установленные фонды 11.05.2018.

Разбивка по неуплаченной сумме, в руб.:

  • 73 226 — на обязательное пенсионное страхование;
  • 22 650 — на обязательное медицинское страхование;
  • 7 544 — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Просрочка с 16.04.18 по 11.05.18 составила 25 календарных дней — исключаем день уплаты.

Учитываем, что с 27.07.17 снизилась ставка рефинансирования, соответственно, вместо 10 % в формуле мы используем 9,75 %.

ОПС: 73 226 х 25 х 9,75 % / 300 = 594,96 руб.

ОМС: 22 650 х 25 х 9,75 % / 300 = 184,03 руб.

ВНиМ: 7 544 х 25 х 9,75 % / 300 = 61,30 руб.

По новым требованиям, если санкции оплачиваются добровольно, в поле 106 указывается значение ЗД, если же по требованию из налоговой, то ТР. Аналогично с полем 107 «Налоговый период». При самостоятельном погашении указывается месяц просрочки, если уплата производится на основании налогового предупреждения, то ставится дата, указанная в требовании.

При задержке оплаты СВ и начислении на эту сумму соответствующих неустоек, учреждение обязано отразить эти движения в бухучете.

При отсутствии нормативных документов, регламентирующих вид записи просроченных отчислений в учете, организация-плательщик вправе сама определить вид бухгалтерской записи.

Проводка пени по страховым взносам в 2016 году будет такой же, как и в текущем финансовом году.

Для бюджетников строка учета, согласно Инструкциям 157н, 174н, такова:

  • начислены пени или штрафы по СВ — Дт 0.401.20.290 Кт 0.303.05.730;
  • выплачены пени или штрафы по СВ — Дт 0.303.05.830 Кт 0.201.11.610.

Ответ на вопрос о том, куда платить страховые взносы за декабрь 2016 года, неразрывно связан со сроками уплаты. Дело в том, что по закону, страховые взносы за декабрь 2016 года нужно перечислить не позднее 16-го января 2017 года. Однако законодательство не запрещает перевести платеж в качестве страховых взносов за декабрь досрочно.

То есть, страховые взносы за декабрь 2016 года можно заплатить в декабре 2016 года. Ответ на вопрос о том, куда платить страховые взносы за декабрь прямо зависит от того, какой вариант уплаты выберет бухгалтер. Рассмотрим каждый из возможных вариантов. Также см. «Сроки уплаты страховых взносов за декабрь 2016 года».

Куда отправлять «несчастные» взносы

Куда платить страховые взносы в 2020 году, если они относятся к категории «несчастных»? По-прежнему в соцстрах, указывая его реквизиты в полях платежного документа, предназначенных для данных получателя. Прежним останется и КБК, используемый для такого платежа (39310202050071000160).

Помимо обязательных «несчастных» взносов, уплачиваемых с выплат работникам, в соцстрах могут делаться и добровольные платежи. Они возникают у ИП, вообще-то не обязанного делать подобные перечисления, но самостоятельно заключившего добровольный договор страхования с фондом. КБК для таких платежей — 39311706020076000180.

Подробнее обо всех применяемых с 2020 года КБК читайте здесь.

Сроки, в течение которых нужно оплачивать взносы

Несмотря на передачу взносов под контроль другому администратору, сроки их оплаты не изменились. Платить взносы, регламентируемые НК РФ, надо:

  • осуществляющим выплаты физлицам — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, наступающего за месяцем начисления (п. 3 ст. 431 НК РФ);
  • не осуществляющим таких выплат — не позже 31 декабря текущего года с общей величины полученного за год дохода, не превышающей 300 000 руб., и не позднее 01 июля следующего года с суммы дохода, превысившего 300 000 руб. (п. 2 ст. 432 НК РФ).

Аналогичный первому из вариантов срок (ежемесячно не позже 15-го числа месяца, наступающего за месяцем начисления) действует для «несчастных» взносов, уплачиваемых в соцстрах (п. 4 ст. 22 закона 125-ФЗ).

При этом, вне зависимости от того, кто является администратором взносов, крайняя дата срока, попавшая на выходной, переносится на наступающий за этим выходным будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п. 4 ст. 22 закона 125-ФЗ).

Итоги

С 2017 года большая часть страховых взносов перешла под контроль ФНС и начала регулироваться положениями НК РФ. Платежные документы по таким взносам стали оформляться так же, как и по налоговым платежам. Получателем в них стала указываться ИФНС, появились новые КБК, изменился статус плательщика. Возникла обязанность платить взносы не только по месту нахождения налогоплательщика, но и по месту размещения его обособленных структур. Вместе с тем сохранился вид взносов («несчастные»), которые по-прежнему регулирует соцстрах. Изменений в платежах по ним не произошло.

Недоимка по страховым взносам – это фактически их недоплата в бюджет. Чаще всего ее обнаруживают уже при проверке Пенсионного фонда или ФСС. И тогда компании предстоит пересчитать страховые взносы, заплатить пени и штрафы. Наши эксперты в ходе многих лет практики выделили три основные причины, по которым у компании непреднамеренно возникает недоимка в ПФР и ФСС.

Просрочка платежа

Не позднее 15 числа каждого месяца необходимо перечислять страховые взносы с заработной платы сотрудников за предыдущий месяц. Если этот срок пропустить, будут штрафы и пени. Но не всегда просрочка возникает только потому, что компания пропустила последний день уплаты.

Например, взносы могли не уйти в нужный бюджет из-за ошибки в платежном поручении. Ошибки в номере счета и наименовании банка получателя – самые критичные. Их нельзя исправить и уточнить. Придется заново платить взносы и разбираться с ошибочным перечислением. Еще платеж может «зависнуть» из-за неточного КБК или номера счета Федерального казначейства.

Не исключены и непредвиденные обстоятельства. Например, на стороне интернет-банка неполадки, а отвезти платежку в банк возможности нет. Тем не менее, в фонде такую причину опоздания с уплатой уважительной не посчитают. Поэтому лучше не откладывать платежи по взносам на последний день.

Ошибки бухгалтера

Недоимка в ПФР и ФСС может возникнуть по ошибке бухгалтера. В основном, взносы начисляются на выплаты автоматически в учетной программе. Когда бухгалтер заводит в ней очередной вид выплаты, то в настройках обязательно нужно указать, облагается ли эта сумма НДФЛ и начисляются ли на нее взносы.

Например, материальная помощь в размере не более 4000 руб. в год не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами. А вот на сумму, которая этот лимит превысит, нужно начислить взносы и удержать с нее НДФЛ.

Однако недостаточно квалифицированные бухгалтеры зачастую пропускают такие моменты. Из-за чего компания месяцами недоплачивает взносы и накапливает недоимку. Хотя при внимательной подготовке отследить недоимку в отчете и ФСС и ПФР можно. Но все опять же зависит, от компетентности бухгалтера, который их составляет.

«Когда «маленькие» ошибки в программе оперативного учета приводят к большим проблемам»

Поддельные больничные листы

Иногда недобросовестные сотрудники притворяются больными, чтобы не выходить на работу. И в подтверждение даже приносят больничный лист. Так они могут взять несколько дополнительных оплачиваемых дней отдыха.

К тому же, получить больничный лист сейчас можно, минуя врача и поликлинику. В интернете масса объявлений, в которых за небольшую сумму предлагают оформить листок нетрудоспособности хоть задним числом. Возможно, на первый взгляд такой больничный ничем не будет отличаться от настоящего. Но проверяющие из фондов точно не пропустят поддельный документ. И, конечно, не возместят по нему пособие.

В итоге, у компании появится недоимка по страховым взносам в ПФР и ФСС. Ведь на больничное пособие взносы начислять не надо. А вот на все другие выплаты в пользу работника – обязательно. В том числе и на ту сумму, которую работник получил в виде больничных.

Если больничный лист вызывает у вас сомнения, проверьте его подлинность следующим образом:

  1. На сайте ФСС в разделе «Работодателям» ежемесячно обновляется перечень похищенных бланков больничных листов (). Проверьте номер сомнительного документа по этому списку.

  2. Позвоните в поликлинику, которая выдала больничный и спросите, выдавали ли они документ под таким номером. Если да, то он должен быть в базе медучережедния. Желательно получить письменное подтверждение врача.

  3. Напишите запрос в ФСС в свободной форме с просьбой установить подлинность больничного листа. В письме укажите реквизиты или приложите копию листка нетрудоспособности.

А еще объясните сотрудникам заранее, что покупка фальшивых больничных – дело уголовно наказуемое. Ответственность предусмотрена по ч. 3 ст. 327 УК — использование заведомо подложного документа. Не говоря уже об увольнении за прогул и взыскании пособия с его заработной платы.

Во сколько обходится недоимка в ПФР и ФСС

Уплата недоимки по страховым взносам — это только пол беды. За каждый день недоплаты придется заплатить пени. Также есть вероятность, что проверяющие наложат штраф.

Предположим, при проверке обнаружилось, что компания не начислила страховые взносы на премии нескольким сотрудникам и тем самым не доплатила 100 000 руб. взносов. А с крайнего срока уплаты прошло уже 3 месяца. Тогда помимо недоимки нужно будет доплатить 22 530 руб.

20 000 руб. штрафа (100 000 руб. х 20%) и 2 530 руб. пени (100 000 руб. х 1/300 х 8,25% х 92 дня).

Если вы сами обнаружили, что занизили базу по взносам, то штрафа можно избежать. Для этого нужно самостоятельно доплатить недоимку, пени и подать уточненные расчеты (РСВ-1 и 4-ФСС).

Компании, которые доверили нам вести учет, не сталкиваются с недоимками по взносам. И даже не беспокоятся о том, что они могут возникнуть.

Если у Вас появились вопросы – будем рады на них ответить!

Связаться с экспертом

Срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Существует ли он?

Недавно ко мне обратился человек за консультацией. Налоговая инспекция прислала письмо с требованием уплаты недоимки по страховым взносам за период, в котором лицо было зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. Лицо ликвидировало ИП в 2013 г. Задолженность предъявлена за 2011-2013 г. Ранее, в действующей ч. 8 ст. 16 ФЗ Федерального закона от 24 .07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — 212-ФЗ) указывалось, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Вроде все понятно со сроками. Раз не предъявили, не выявили все должно быть хорошо. И есть замечательная ст. 45 212-ФЗ: 1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). 2. Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения приостанавливается, если лицо, привлекаемое к указанной ответственности, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения органами контроля за уплатой страховых взносов сумм страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.

Однако, как интересно сформилирован подход, в том числе судебной практикой.

Например, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 24.09.2015 по делу N 33-14791/2015

«…Законом N 212-ФЗ также не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, то есть недоимки по страховым взносам и пеней по ним не затрагивает…»

Или, Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 08.07.2015 по делу N 33-2949/2015

«…Законом N 212-ФЗ не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам, установлен лишь трехмесячный срок со дня обнаружения недоимки (ч. 1 ст. 22), годичный срок со дня истечения срока для уплаты недоимки для вынесения постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя (ч. 3 ст. 20)…»

Апелляционное определение Омского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33-3845/2016

«…Таким образом, при определении предельного срока взыскания с плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и пеней трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) не применяется…»

Срок давности для взыскания взносов Пенсионным фондом складывался из следующих сроков:

  • Если была выявлена недоимка, то в течение 90 дней (трех месяцев) со дня ее обнаружения, фонд отправляет должнику требование об уплате;
  • Плательщик должен исполнить требование, направленное фондом, в течение десяти дней (календарных);
  • В срок до 60 дней (двух месяцев) после дня уплаты, который был указан в требовании, фонд может взыскать неуплаченные взносы в досудебном порядке;
  • В течение полугода после истечения срока Пенсионный фонд мог обязать должника заплатить, обратившись в суд с заявлением.

Теперь функции по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.

ФНС может взыскать с должника неуплату, состоит из совокупности нескольких сроков.

  1. При обнаружении задолженности по уплате инспекция направляет должнику требование. Срок, в который будет отправлено требование, зависит от суммы задолженности, способа обнаружения задолженности:
  • Требование должно быть отправлено должнику в срок не более 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по итогам проверки;
  • Требование должно быть направлено в течение 90 дней (трех месяцев) со дня выявления неуплаты взносов. При выявлении неуплаты налоговой инспекцией должен быть составлен документ;
  • В случае, если недоимка, в совокупности с остальными задолженностями не превышают сумму 500 рублей, то срок отправки требования может составлять до года.
  1. После получения требования у плательщика есть восемь дней (рабочих, не календарных), на его исполнение. На уплату задолженности может быть предусмотрен и более длительный срок.
  2. С момента окончания срока, указанного в требовании, но не позднее 60 дней (двух месяцев) должно быть сформулировано решение о взыскании неуплаченных взносов или штрафов в досудебном порядке. Вынесенное инспекцией решение является основанием для взыскания.
  3. Если долги плательщика не могут быть погашены с помощью денежных средств, то инспекция должна принять решение о погашении долга при помощи другого имущества. Такое решение инспекция может вынести в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате взносов.
  4. Если задолженность предполагается взыскать с должника в суде, то налоговая инспекция должна подать заявление.
  • Если инспекция пропустила срок вынесения решения о взыскании в досудебном порядке, то срок для подачи такого заявления составляет не более полугода со дня, когда закончился срок исполнения требования об уплате.
  • Если инспекция пропустила срок принятия решения о погашении долга за счет имущества предприятия, то срок для подачи заявления не должен превышать двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате взносов.

Что собственно в настоящий момент по указанному выше алгоритму налоговая инспекция и рассылает «злостным» неплательщикам страховых взносов. Все бы было хорошо, если не было бы так грустно. Фискальные органы наделены каким-то привилегированным положением выявлять недоимки когда хочу.

Нашел замечательную статью «Солидный возраст недоимки по страховым взносам взысканию не помеха? (Е.А. Логинова, «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 17, сентябрь 2014 г.)», которая замечательно этот вопрос осветила, а именно.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» п. 50 «…под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.»

Данное разъяснение суду не позволяет фискальным органам растягивать возможность выявления недоимки. Разъяснение обращено к налогам, однако справедливо и к страховым взносам, так как они имеют общий фискальный характер. Автор статьи делает отсылку к Определению ВАС РФ от 23.01.2014 N ВАС-16793/13, что процедура бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам должна быть идентичной порядку взыскания недоимки по налогам. Выводом статьи является факт, что момент выявления недоимки по страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты. При этом формальное толкование понятия «выявление недоимки», искусственно увеличивающее срок для направления требования об уплате недоимки, недопустимо.

С учетом нового этапа администрирования страховых взносов, учтут ли налоговые органы практику ВАС и данный подход остается неизвестным. Однако, данный подход на мой взгляд является абсолютно справедливым.

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 16.10.2010

Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 16.10.2010) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 212-ФЗ
Дата принятия 01.01.2010
Дата редакции 16.10.2010
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 24.07.2009 — «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3738
  • «Российская газета», N 137, 28.07.2009
  • «Финансовая газета», N 34, 2009
  • «Финансовая газета», N 35, 2009)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 16.10.2010) «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

Статья 22. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов

1. Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

2. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

4. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

5. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

6. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

7. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

8. В случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.

Налоги и Право

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговыми органами принимаются меры по взысканию задолженности по страховым взносам, в том числе посредством направления в суды исковых заявлений (заявлений о выдаче судебных приказов) о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (письмо ФНС от 12 декабря 2020 г. N СА-4-7/25240). Однако нереальную недоимку взыскивать не будут.

В результате анализа полученной от территориальных налоговых органов информации установлено, что в большинстве случаев судами отказано в удовлетворении требований налоговых органов по причине предъявления заявлений о взыскании задолженности, право на взыскание которой утрачено органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ) до момента передачи налоговым органам функций по администрированию страховых взносов.

Пунктом 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС РФ.

При этом пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Закона N 250-ФЗ) установлено, что списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами ПФР и ФСС РФ в следующих случаях:

— по основаниям, возникшим до 1 января 2020 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ),

— в случае утраты на 1 января 2020 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.

Таким образом, при наличии вышеуказанных случаев, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона N 250-ФЗ подлежит применению порядок, установленный Законом N 212-ФЗ и действия по списанию задолженности, которая по состоянию на 01.01.2017 является невозможной ко взысканию, должны осуществляться органами ПФР и ФСС РФ.

На основании изложенного Федеральная налоговая служба указывает на необходимость приостановления налоговыми органами работы по взысканию в судебном порядке недоимки по страховым взносам, пеням и штрафным санкциям по страховым взносам, являющейся невозможной ко взысканию в случаях, указанных в пункте 3 статьи 19 Закона N 250-ФЗ.

Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район»

Согласно статьи 22 Федерального закона 212 ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Федерального закона 212 ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

5. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

6. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

7. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

8. В случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.

УПФР в Селенгинском районе
Управление Пенсионного фонда РФ в Селенгинском районе

Получили требование об уплате взносов? Проверьте каждую букву!

Плательщики страховых взносов в случае получения от контролирующих органов требования об уплате недоимки по взносам должны внимательно его изучить. Дело в том, что этот документ может содержать такие погрешности, которые приведут к его отмене. Именно так и произошло в деле, рассмотренном недавно Верховным судом РФ (Определение от 24.11.2015 № 309-КГ15-14662).

Дефекты в сведениях

Компания обратилась в суд и попросила признать незаконным требование отделения Пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам. Причина — отсутствие в требовании сроков уплаты обязательных платежей.

Суды трех инстанций поддержали плательщика и признали требование незаконным, а ВС РФ поддержал решение нижестоящих судов. Расскажем подробнее.

Орган контроля за взносами настаивал на том, что сроки уплаты взносов во внебюджетные фонды установлены законом. Поэтому указывать их в требовании не обязательно. Смысла в этом нет, ведь плательщик и так обязан их знать.

Сроки уплаты взносов действительно установлены в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). А в статье 22 Закона № 212-ФЗ установлены обязательные реквизиты, которые должно содержать требование об уплате взносов. Это:

  • сведения о сумме задолженности;
  • размер пеней и штрафов, начисленных на день направления документа;
  • срок уплаты причитающейся суммы;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые будут применены в случае его неисполнения;
  • подробные данные об основаниях взыскания недоимки, а также ссылки на положения Закона № 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика уплатить взнос.

Как видим, в Законе № 212-ФЗ прямо не указано на такой реквизит, как сроки внесения изначального платежа в бюджет. Заметим, что в форме требования, утвержденной приказом Минтруда России от 27.11.2013 № 698н, нет специального поля для разбивки суммы задолженности по периодам, которое бы позволило плательщику провести проверку расчета пени. Требование предлагает указать общую сумму долга по взносам, определенную на конкретную дату по страховой и накопительной пенсии и дополнительным тарифам (у кого они есть). Аналогичный порядок предусмотрен и по пени. Далее следует срок уплаты суммы по требованию.

Однако суды пояснили, что «требование об уплате страховых взносов представляет собой не только ненормативный правовой акт, но и начальную стадию процесса принудительного взыскания обязательных платежей». А это значит, что недостаток информации может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов плательщика.

Кроме того, в требовании должны быть даты, с которых начисляются пени. А это и есть установленный законом срок уплаты страховых взносов за определенный отчетный (расчетный) период. Соответственно, отсутствие этих данных не позволит проверить обоснованность расчета пени.

Конечно, плательщик и сам бы мог посчитать пени, но такой способ может привести к недостоверному результату. В итоге суды признали существенным нарушение, допущенное Фондом в форме документа, поскольку при данных обстоятельствах плательщик лишен возможности проверить правомерность предъявляемых ему органом контроля к уплате обязательных платежей, в том числе обоснованность размера начисленной суммы пени.

Первая ласточка от ВС РФ

Данное дело интересно тем, что подобный вывод Верховный суд делает впервые. Правда, ранее Верховный арбитражный суд приходил к аналогичным выводам. Так, в Определении ВАС РФ от 25.12.2012 № ВАС-16612/12 суд также признал требования, выставленные в адрес предпринимателя, незаконными по причине отсутствия в них срока возникновения задолженности.

Вообще арбитражная практика содержит массу примеров отмены требований ПФР об уплате недоимки по причине отсутствия в них периодов, за которые она образовалась, и даты, с которой считают пени (постановления Арбитражного суда Московского округа от 04.12.2015 № Ф05-16598/2015, Дальневосточного округа от 04.03.2015 № Ф03-669/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2013 № А45-322/2013 и др.).

Есть и случаи отмены по иным основаниям. В частности, ВАС РФ отменил требования, в которых не было сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и их ставке (Определение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-7589/11).

Но главное правило, которым всегда руководствовались суды, сформулировано в п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании». Оно звучит так: «Требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушение требований, предъявляемых к его содержанию, является существенным».

Таким образом, ключевым фактором является существенность. Что касается практики Верховного суда, то особо хотелось бы отметить вывод, сделанный в Определении от 23.01.2014 № ВАС-19885/13. В нем суд отверг довод Пенсионного фонда о том, что несоответствие закону требования об уплате недоимки по страховым взносам не является основанием для его неисполнения плательщиком страховых взносов. При этом суд указал, что требования о взыскании недоимки должны быть мотивированны, подкреплены нормой права и отвечать принципу законности.

***

Подведем итог. Безусловно, отсутствие периодов, за которые начислена недоимка, не говорит о том, что орган контроля неверно произвел расчет пеней. Но как говорится: доверяй, но проверяй. Поэтому, если плательщику не хватает данных для самостоятельной проверки расчета, обратитесь в отделение и попросите уточнить данные. И только если отделение откажется их предоставить, стоит обращаться в суд. Ведь от того, что требование признано несоответствующим закону, обязанность по уплате взносов не исчезнет.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 28 августа 2017 г.

Обязанность плательщиков страховых взносов уплачивать взносы установлена НК РФ (пп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Соответственно, неуплата страховых взносов по вине плательщика таких взносов признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена налоговая, а в отдельных случаях и уголовная ответственность (ст. 106—108 НК РФ).

Штраф за неуплату страховых взносов

В НК РФ за неуплату или неполную уплату страховых взносов применяется штраф. Его размер зависит от того, совершенно правонарушение с умыслом или нет.

Неуплата страховых взносов без умысла грозит плательщику (организации или физлицу) штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы, а за умышленную неуплату взносов штраф возрастет до 40% (п.п.1, 3 ст. 122 НК РФ).

Важно иметь в виду, что неуплатой признается не просто факт неперечисления страховых взносов, а возникновение задолженности в результате занижения «страховой» базы, иного ее неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия). При этом за бездействие, которое состоит лишь в неперечислении правильно отраженной в «страховой» отчетности взносов, ответственность по ст. 122 НК РФ не применяется. С должника будут взысканы только пени (п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, Письмо Минфина от 28.06.2016 № 03-02-08/37483).

Уголовное наказание за неуплату страховых взносов

Необходимо иметь в виду, что за неуплату страховых взносов введена и уголовная ответственность. Она может быть применена к лицу, виновному в неуплате страховых взносов, если будет доказано, что такая неуплата совершена умышленно. В этом случае неуплата именуется уклонением (п. 3 Постановления Пленума ВС от 28.12.2006 № 64). Напомним, что за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд последствий в плане уголовной ответственности до 01.01.2017 не было. Но с 10.08.2017, в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ, УК РФ действует в новой редакции, которая касается плательщиков страховых взносов как в ФНС, так и в ФСС («на травматизм»). Ответственность по УК РФ за неуплату страховых взносов в 2017 году систематизируем в приведенных ниже таблицах.

Уголовная ответственность для ИП-плательщиков взносов

Покажем, какая может грозить уголовная ответственность за неуплату взносов предпринимателями-плательщиками страховых взносов (в т.ч. ИП) (ч. 1, 2 ст. 198 УК РФ). Напомним, что к уклонению от уплаты взносов могут привести:

  • непредставление Расчета по страховым взносам и иных документов;
  • включение в Расчет по страховым взносам или иные документы заведомо ложных сведений.
Размер неуплаты Ответственность
Крупный — или штраф в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
— или штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— или принудительные работы на срок до 1 года;
— или арест на срок до 6 месяцев;
— или лишение свободы на срок до 1 года
Особо крупный — или штраф в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей;
— или штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
— или принудительные работы на срок до 3 лет;
— или лишение свободы на срок до 3 лет

А что является крупным или особо крупным размером страховых взносов для ИП-плательщиков страховых взносов? Здесь необходимо помнить, что для определения размеров неуплаты учитываются не только сами страховые взносы, но и неуплаченные налоги и сборы (Примечание 2 к ст. 198 УК РФ):

Сумма налогов, сборов и страховых взносов
в крупном размере: в особо крупном размере:
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 900 000 рублей, при этом доля неуплаченных сумм превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;
— или превышает 2 700 000 рублей.
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 4 500 000 рублей, при этом доля неуплаченных сумм превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;
— или превышает 13 500 000 рублей.

Если физическое лицо указанное выше преступление совершило впервые, при этом полностью уплатило сумму недоимки, пени и штраф, от уголовной ответственности оно освобождается (Примечание 3 к ст. 198 УК РФ).

Уголовная ответственность при неуплате страховых взносов организациями

А какая введена уголовная ответственность за неуплату взносов организациями?

Приведем соответствующую информацию в таблице (ч. 1, 2 ст. 199 УК РФ):

Размер (иное условие) Ответственность
Крупный — или штраф в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
— или штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— или принудительные работы на срок до 2 лет с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— или арест на срок до 6 месяцев;
— или лишение свободы на срок до 2 лет с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
Особо крупный (или группой лиц по предварительному сговору) — или штраф в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей;
— или штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— или принудительные работы на срок до 5 лет с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— или лишение свободы на срок до 6 лет с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Покажем, что является для организаций крупным и особо крупным размером неуплаты налогов, сборов и страховых взносов (Примечание 1 к ст. 199 УК РФ):

Сумма налогов, сборов и страховых взносов
в крупном размере: в особо крупном размере:
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 5 000 000 рублей, при этом доля неуплаченных сумм превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;
— или превышает 15 000 000 рублей.
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 15 000 000 рублей, при этом доля неуплаченных сумм превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;
— или превышает 45 000 000 рублей.

Как и в случае с неуплатой страховых взносов физлицами, лицо, которое впервые совершило данное преступление, будет освобождено от уголовной ответственности, если им самим или организацией-должником полностью уплачены суммы недоимки, пени и налоговый штраф (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Уголовная ответственность за взносы «на травматизм»

В УК РФ предусмотрена отдельная ответственность за преступление, которое выражается в уклонении ИП-плательщика взносов или организации от уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Уклонение от уплаты таких взносов может быть совершено путем (ч. 1 ст. 199.3, ч. 1 ст. 199.4 УК РФ):

  • занижения базы для начисления страховых взносов;
  • иного заведомо неправильного исчисления страховых взносов;
  • непредставления Расчета по форме 4-ФСС или иных документов;
  • включение в Расчет или иные документы заведомо недостоверных сведений.

Уголовная ответственность за неуплату взносов «на травматизм» предпринимателем-плательщиком страховых взносов следующая (ч. 1, 2 ст. 199.3 УК РФ):

Размер неуплаты физлицами Ответственность
Крупный — или штраф в размере до 200 000 рублей;
— или штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет;
— или обязательные работы на срок до 360 часов
Особо крупный — или штраф в размере до 300 000 рублей;
— или штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
— или принудительные работы на срок до 1 года;
— или лишение свободы на срок до 1 года

А какой размер взносов в данном случае является крупным и особо крупным?

Сумма взносов «на травматизм» (Примечание 1 к ст. 199.3 УК РФ)
в крупном размере: в особо крупном размере:
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 600 000 рублей, при этом доля неуплаченных взносов «на травматизм» превышает 10% подлежащих уплате таких взносов;
— или превышает 1 800 000 рублей
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 3 000 000 рублей, при этом доля неуплаченных взносов «на травматизм» превышает 20% подлежащих уплате таких взносов;
— или превышает 9 000 000 рублей

А уголовная ответственность за неуплату организацией взносов «на травматизм» такая (ч. 1, 2 ст. 199.4 УК РФ):

Размер неуплаты организацией (иное условие) Ответственность
Крупный — или штраф в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей;
— или штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— или принудительные работы на срок до 1 года с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— или лишение свободы на срок до 1 года
Особо крупный
(или группой лиц по предварительному сговору)
— или штраф в размере от 300 000 рублей до 500 000 рублей;
— или штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— или принудительные работы на срок до 4 лет с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот же срок;
— или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением или без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Что является крупным и особо крупным размерами взносов «на травматизм» для организаций?

Сумма взносов «на травматизм» (Примечание 1 к ст. 199.4 УК РФ)
в крупном размере: в особо крупном размере:
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 2 000 000 рублей, при этом доля неуплаченных взносов «на травматизм» превышает 10% подлежащих уплате таких взносов;
— или превышает 6 000 000 рублей
— или составляет за период в пределах 3 календарных лет подряд более 10 000 000 рублей, при этом доля неуплаченных взносов «на травматизм» превышает 20% подлежащих уплате таких взносов;
— или превышает 30 000 000 рублей

Уклонение от уплаты взносов «на травматизм» может не повлечь за собой уголовную ответственность, если такое преступление совершено лицом впервые, а сами взносы, пени и штраф были полностью уплачены (Примечание 2 к ст. 199.3, Примечание 2 к ст. 199.4 УК РФ).

В статье рассмотрим недоимку по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: процедуру взыскания, срок, а также расчет пени. Плательщики взносов обязательного страхового характера несут обязанность по своевременной уплате страховых сумм в полном объеме, а также по представлению соответствующих бланков расчетов с достоверными сведениями по обязательным страховым платежам.

В случае неисполнения данных обязанностей возникает задолженность перед фондами, именуемая недоимкой. В таких случаях орган контроля формирует требование регламентированной формы для должника по погашению возникшего долга в принудительном порядке.

Недоимка по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС

Недоимка возникает, если плательщик не перечислит положенную величину страховых пенсионных, медицинских и социальных платежей в срок до 15-го числа включительно за завершившийся месяц. Причем на каждый вид обязательного страхования следует формировать самостоятельную платежку с перечислением средств в пользу фонда.

Ежемесячный обязательный страховой платеж предусмотрен для лиц, выплачивающих вознаграждения наемным работникам и отчисляющих с этих сумм взносы на различные виды страхования (для работодателей, в роли которых могут выступать иностранные или российские юрлица, ИП, частнопрактикующие лица).

Для тех плательщиков, которые не имеют сотрудников, предусмотрены обязательные платежи медицинского и пенсионного характера, уплачиваемые на счета ФФОМС и ПФР в срок до конца текущего года. Данные платежи осуществляются за себя и носят обязательный характер, исчисляются они плательщиками самостоятельно с учетом текущего МРОТ и уровня дохода в части его превышения 300000 руб. в год.

Перечисление социальных взносов не входит в число обязательных платежей для таких страхователей и носит исключительно добровольный характер.

При отсутствии перечислений в установленные даты или при неполной оплате положенных сумм у плательщиков возникает недоимка, требующая взыскания в порядке, определенном в Законе №212-ФЗ. Процедура взыскания для организаций и ИП прописана в 19 и 20 статьях указанного закона, для физических лиц, не образующих ИП – в 21 статье.

Процедура взыскания недоимки

Данный процесс регулируется Законом 212-ФЗ:

  • Ст.19 – принудительное погашение долга денежными средствами должника;
  • Ст.20 – погашение долга имуществом должника, если не достаточно средств на счетах;
  • Ст.21 – погашение долга имуществом для физического лица без образования ИП.

При выявлении недоимки плательщику направляется письменное извещение в виде требования установленной формы:

  • 4-ПФР – для задолженности по медицинским и пенсионным отчислениям (утв. Постановлением ПФР №1п от 11.01.16);
  • 5-ФСС – для задолженности по социальным отчислениям (утв. Приказом ФСС №2 от 11.01.16).

Срок взыскания недоимки по страховым взносам

Данные требования подготавливаются органом, контролирующим своевременность и полноту оплаты страховых сумм плательщиками. Причем закреплены конкретные сроки для направления требований должникам – 3 месяца с моменты обнаружения недоимки.

При этом в момент установления наличия задолженности по взносам за плательщиками указанным органом формируется справка по форме 3-ПФР в части пенсионных и медицинских отчислений и 3-ФСС в части социальных отчислений. Бланки указанных справок утверждены теми же законодательными документами, что бланки требований.

Если наличие недоимки выявлено по факту проведенной проверки страхователя, то требование следует направить в адрес должника в 10-ти дневный срок с даты вынесения решения.

Требование передается либо лично в руки руководителю или ИП (или их доверенным лицам) под расписку, либо путем почтовой передачи заказным письмом, либо в электронном виде посредством соответствующих каналов связи.

Сформированное контролирующим органом требование должно включать:

  • Величину долга на день составления требования (недоимка и пени);
  • Срок для перечисления данной суммы;
  • Основания для взыскания указанной суммы;
  • Меры, которые применятся при неисполнении требования должником;
  • Ссылки на пункты нормативных документов, позволяющих предъявлять данные требования по взысканию недоимки.

Плательщик при получении требования должен погасить недоимку в пределах 10-ти календарных дней, если в самом бланке требования не указан иной временной промежуток.

При отсутствии действий со стороны должника фонд проводит процедуру принятия решения о взыскании суммы долга в принудительной форме, данный процесс регулируется 19-м пунктом Закона №212-ФЗ. На проведение данной процедуры отводится 2 месяца, в пределах которых решение должно быть подготовлено. Не позднее 6-ти дней принятое решение следует донести до самого должника

Чтобы взыскать величину недоимки за счет денежных сбережений, имеющихся на счетах должника, фонд переедет в банковское учреждение, обслуживающее счета этого лица, поручение с указанием суммы долга. По поручению банк в пределах одного дня обязан произвести операцию по списанию необходимой денежной суммы и передаче ее в пользу фонда по соответствующим реквизитам. Если сумма выражена в иностранной валюте, то добавляется еще один день на осуществление процедуры. Если денег на счетах должника не хватает на покрытие возникшего долга, то банк будет их списывать в пользу фонда по факту их поступления.

При отсутствии необходимой суммы денег у должника, недоимка может быть изъята также в виде другого имущества, порядок данной процедуры определен 20-м пунктом Закона №212-ФЗ.

Если двухмесячный срок для вынесения решения пропущен, то вопрос о взыскании недоимки можно перенести в судебные органы. Заявление допускается направить в суд в пределах полугода со дня окончания отведенного срока для погашения долга. Если шестимесячный период пропущен, и причина того уважительная, то срок возможно восстановить через суд.

Как оплатить недоимку по страховым взносам?

При получении требования от фонда страхователю следует посмотреть прописанный в нем срок, отведенный для оплаты задолженности. Если срок не указан, то он признается равным 10-ти дням с момента получения.

Если требование пришло почтовым письмом, то день получения – это 6-й день с даты отправки. Если оно передано лично в руки или передано электронным путем, то срок исполнения следует считать с фактической даты получения.

Следует самостоятельно сформировать платежку на сумму, прописанную в бланке требования от фонда, и оплатить имеющийся долг. Если в отведенный срок данное действие не выполнить, то фонд примет решение о взыскании величины задолженности в принудительной форме с имеющихся банковских счетов. Если же на счетах не окажется денег, то фонд передаст дело в судебные органы, и платить недоимку все равно придется.

КБК для перечисления недоимки, пени и штрафа по взносам страхового характера:

1 09 08000 00 0000 140

Пени по недоимке по страховым взносам

Величину пени по выявленной недоимке орган контроля фондов вычисляет самостоятельно и указывает в требовании, которое направляется должнику. Однако страхователю следует знать, как рассчитывается эта величина. Данное знание пригодится в двух случаях:

  • Для проверки корректности проведенных расчетов фондом;
  • Для исчисления пени при самостоятельном выявлении ошибки и подаче уточненки с целью избежания штрафа.

Формула для расчета пени по недоимке:

Пени = долг по взносам * (ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300) * число дней посрочки.

Ставка рефинансирования берется на момент просрочки. Причем при изменении данной величины на протяжении периода просрочки, следует считать пени по каждой ставке отдельно. До 14.09.12 ставка составляла 8%, после 8,25%. В 2016 году ставка рефинансирования соответствует величине ключевой ставки и составляет 11%.

Число дней просрочки считается, начиная с 1-го дня после крайней даты для оплаты взносов по день оплаты включительно.

Пример расчета:

Компания не оплатила в срок взносы в фонды за январь 2016г., возникшая задолженность была погашена 27.05.2016. Последний день для перечисления страховых платежей за январь – 15 февраля. Общая сумма выплат сотрудников за январь составила 300 000 руб. Компания исчисляет взносы по основным тарифам.

Следует рассчитать сумму недоимки по взносам и величину пени к оплате.

Уплата недоимки по страховым взносам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *