Чем ближе открытие дачного сезона, тем чаще к нам обращаются владельцы коттеджных поселков и председатели садовых кооперативов и кооперативов индивидуальных застройщиков с вопросом оптимального выбора светодиодных уличных светильников. Поэтому в этом обзоре мы постарались максимально просто рассказать о том, какие светильники больше подойдут для освещения проездов.

Многие из тех, кто обратился с вопросами, впервые решили установить уличное освещение, после того, как проверили на практике экономичность светодиодного освещения. Любые новые расходы кооперативной казны всегда надо согласовывать на общем собрании, и далеко не всегда этот процесс заканчивается быстро и без нервов.

В любом коллективе найдутся люди, которые категорически не согласны на увеличение взносов, считая, что нововведения, которые правление и активная часть граждан старается внедрить ради общего блага, не принесут никакой пользы. Но, что касается ночного освещения проездов, большинство жителей дачных поселков были бы рады прогуливаться вечерами по улочке без риска угодить в лужу или ямку на дороге. Да и сам факт того, что проезд освещен – действует успокаивающе. Ведь далеко не всегда хватает света, который идет из окон домов, да и зрение у пожилой части жильцов уже не такое острое.

Но, когда встает вопрос о том, за чей счет они будут устанавливаться, а еще важнее – оплачиваться расходы за электроэнергию, возникают сомнения о необходимости дополнительных затрат.

Ниже мы приводим калькуляцию одного из садоводов-активистов, которую он подготовил для собрания, где обсуждался вопрос об установке светильников на столбы проезда.

Стоит отметить, что столбы в данном поселке стоят из расчета 1 столб на 4 участка (по 2 на каждой стороне проезда). Поднимался вопрос о том, собирать ли деньги на светильники централизованно со всех участков и вешать их на каждый столб, либо собрать подписи тех, кто согласен оплатить закупку светильников и осуществлять оплату электроэнергии по ходу их эксплуатации.

Для освещения проезда со столба на высоте 5м были выбраны светодиодные светильники мощностью 65Вт. С такой высоты светильник в ночное время достаточно ярко освещает вокруг себя площадь в 100 квадратных метров в зависимости от угла установки.

За номинал была принята розничная стоимость светильника в 5300р, так как не было уверенности, что удастся согласовать на собрании централизованную закупку в 100 светильников на весь кооператив.

Установка наружного освещения кто платит администрация или рэс

В случае централизованной закупки стоимость светильника уменьшалась до 4800р.

Таблица 1. Разовые расходы (материалы и монтаж)

Затраты на монтаж:
Затраты на приобретение светильника 5300р
Затраты на приобретение фотореле для включения светильника в ночное время 300р
Затраты на приобретение консольного крепления для светильника 400р
Затраты на установку (штатный электрик) 400р
Итого: 6400р (1600р с участка единовременно)

Таблица 2. Расходы на электричество (раз в сезон)

Мощность светильника 65Вт 0,065 кВт
Количество суток в сезоне (30дней * 2) + (31день * 3) 153 дня
Стоимость 1кВт 5 рублей
Потребление светильника (в сутки) 0,065 кВт * 8 ч 0.52 кВт
Потребление светильника ( в сезон) 153 дня * 0,52 кВт 79,56кВт
Стоимость освещения в сезон 79,56 кВт * 5 рублей 397,8р (99,45р с участка за сезон)

Эта калькуляция помогла наглядно и достоверно отобразить на собрании все расходы, связанные с установкой и эксплуатацией уличного освещения на проездах.

Что касается результатов собрания, централизованной закупки добиться не удалось, но кооператив заказал в течение прошлой весны 72 светильника несколькими партиями по мере поступления средств от участников. Это позволило им несколько сократить запланированные расходы.

К слову сказать, в некоторых случаях достаточно светодиодного светильника мощностью 50Вт, установленного на высоте 4м. При этом незначительно сужается круг прямого света (диаметр 8-9м), а рассеянный свет от светильника позволяет различать мелкие объекты на расстоянии до 10м от столба. При этом сокращается как стоимость закупки освещения (на 10-15% в зависимости от количества в партии), так и стоимость затрат на электричество (на 23%).

Если же в кооперативе есть возможность установки столбов высотой 8-10м, то для такой высоты подойдут светодиодные светильники на 100Вт. Один такой столб сможет осветить вокруг себя гораздо большую площадь, но это уже больше подходит для освещения площадок, нежели проездов.

1.10.2. Законное обоснование

Нормативные документы "СНИП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение" и другие стандарты регламентируют нормы, в том числе и уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 (в ред. 21.07.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета. Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждаются в обслуживании (чистке).

Кто должен проводить регламентное обслуживание? Каким документом пользоваться? Об этом далее.

1.10.3. Общение с администрацией

При общении с администрацией выяснились два важных момента:

• "Принцип организации уличного освещения в городах и сельских населенных пунктах разный, поэтому повесить фонарь на каждом столбе вдоль сельской улицы просто технически невыполнимо", – сказал мне Н. К. Стрежнев, глава администрации сельского поселения Верховское Верховажского района Вологодской области в период выборной кампании;

• "У нас нехватка денег в бюджете сельского поселения для организации максимально возможного уличного освещения", – посетовал тот же респондент.

Рис. 1.3.

Судебный прецедент: взимание платы за уличные фонари с жильцов незаконно

Картина запустения

Однако бюджет сельского поселения ежегодно разрабатывается администрацией и принимается местными депутатами сельского поселения (это, кстати, общественники, не получающие зарплаты). При этом финансирование сельских поселений в России идет не через администрацию района и даже области, а напрямую из федерального бюджета. Есть законодательные акты, регламентирующие финансирование с помощью межбюджетных трансфертов. Учитывая это, становится понятным, что у администраций некоторых сельских поселений банально нет особливого желания добиваться от федеральных властей денег на освещение улиц, впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации.

Рисунок 1.3 иллюстрирует запустение, с которым я столкнулся, купив в 2007 году дом в Вологодской деревне за 25 км от районного центра Верховажье – не было даже действующего трансформатора…

Дальнейшее описание поможет читателю при восстановлении освещения в своей деревне.

1.10.4. Как я улицы "зажигал"

Продолжив требовать от местного муниципалитета выполнения принятых на федеральном уровне законов, в том числе и письменными обращениями, ответами на которые впоследствии можно апеллировать к вышестояшему руководству, я добился значительных успехов, еще раз подтвердив поговорку "под лежачий камень вода не течет".

ВНИМАНИЕ, ВАЖНО!

В России надо апеллировать к Федеральному Закону № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а в нем – к статье 14, пункт 1.21 "Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов". Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, – это все в зоне ответственности местного муниципалитета.

В результате предпринятых усилий был установлен новый трансформатор, и дороги теперь чистят – несмотря на то, что на хуторе живет два человека, деньги на все это нашли… Платит их местная власть, как и положено, из бюджета муниципального образования, а жители платят ей обычные налоги. То есть – надо добиваться.

1.10.5. Что полагается по стандартам?

Районное подразделение энергосбыта только технически обеспечивает освещение улиц, платить за которое должна либо администрация сельского поселения, либо организация, на балансе которой находится инженерная система села. От них зависит – будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей (рис. 1.4) будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время.

Рис. 1.4. Уличный фонарь в деревне

Для уличного освещения на селе существует свой социальный стандарт. Им предусмотрено, что не менее 80 % улиц в деревне должны быть освещены. В реалии разобраться с этим условием очень сложно: к примеру, как определить количество нуждающихся в освещении улиц в некогда густонаселенной и протяженной на километры деревушке, где теперь осталось 2–3 отдельно расположенных домика?

Поэтому специалисты условились, что минимальным для удаленных деревень (хуторов) считается наличие двух уличных фонарей: на въезде и на выезде из деревни. В больших селах действуют другие правила: обязательное освещение должно быть установлено возле школы, больницы (фельдшерско-акушерского пункта), дома культуры, библиотеки и, возможно, иных социально значимых объектов.

В период кризиса и экономии бюджетов всех уровней на первый план выходит насущный вопрос обслуживания. Очевидно, приобрести новую лампу взамен старой – не проблема. Большая часть затрат уходит на то, чтобы за несколько десятков километров приехала бригада и эту лампу заменила. А поскольку уличным светильникам требуется не только замена ламп, но и регламентные работы, профилактика, ремонт систем управления, пускорегулирующих аппаратов, программирование реле времени или установка фотореле, то отсюда и необходимость регулярных выездов специалистов-электриков, что косвенно увеличивает счета за оказанные услуги.

Как вариант, для экономии бюджетных средств не на словах, а на деле, договор на обслуживание уличного освещения можно заключать не только со структурными подразделениями энергосбыта, но и с местным электриком – вкрутить лампу в фонарь он вполне сможет, а более сложные ремонтные работы проведут (значительно реже) электрики из района.

Ремонт уличного освещения должен производиться в течение 5–15 дней со дня подачи заявки. Только вот захотят ли деятели сельской администрации идти этим путем, не уверен – по всему складывается впечатление (и я свои выводы перепроверял почти два года), что создавшаяся ситуация выгодна администрации (о причинах умолчу) и невыгодна жителям, то есть гражданам, для которых, собственно, и существуют администрации, а не наоборот…

Плохо то, что дополнительное неудобство деревенским доставляют… они же себе сами. Местный менталитет предполагает, что не обязательно, даже опасно "высовываться", добиваться, предлагать, настаивать на правах (здесь чаще настаивают на спирту), культивирует социум на безграничное терпение и ложную скромность: нет света, ну и ладно! Но на кухне вечером – обязательно власть поругаем. А что же сами?

1.10.6. Вопросы, вроде бы не зависящие от власти

Бывает и так, что инфраструктура населенного пункта находится на балансе какого-нибудь предприятия, у которого нет ни средств, ни возможностей для нормального обслуживания подведомственных электросетей. Не всем, но многим Верховажским деревням ситуация досталась в наследство от… реформы Агропрома России 1993–1994 гг. Огромные деньги тогда были отпущены на мотивацию селян к личному хозяйствованию, заведению фермерских хозяйств – по воспоминаниям старожилов, власть прямо задаривала их беспроцентными кредитами. Тогда и образовывались крестьянские хозяйства с огромными территориями пастбищ, а на них и с инфраструктурой, частично электрифицированной. Через два года финансовое донорство прекратилось, и крестьяне остались со своими проблемами наедине. Может, и поэтому тоже они не верят ни во что, в особенности представителям власти, ведь обман происходил десятилетиями.

Теперь на таких территориях все вопросы должны решаться между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны. Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похожее на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада. И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок. Вот такие деревенские пироги…

Думаю, что во многих местах ситуация похожа на нашу. Поэтому более повезло тем жителям деревень, где энергосистема и прочее оборудование находятся на балансе (а значит, и в реальной ответственности, за которую можно спросить) администрации сельских поселений (муниципальной власти).

Закон об уличном освещении

ВВЕДЕНИЕ 2

1. История уличного освещения 3

2. Организация освещения городов  и улиц 6

2.1.Объекты и виды уличного  освещения 6

2.2.Устройства уличного освещения  и их размещение 8

2.3. Управление наружным освещением 13

3.Концепции управления городским  освещением 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..19

ВВЕДЕНИЕ

Наружное  освещение развивается быстрыми темпами во многих городах мир. Это связано с бурным развитием их инфраструктуры и изменением критериев качества жизни в городах. Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в различных областях жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве.

Уличное движение, различные виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация – все это обеспечивается искусственным светом. Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились. Появились и внедрены новые типы ламп накаливания, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции. Многообразней стала техника управления городским освещением, использование средств автоматики и электромеханики изменили хозяйство городского освещения.

Объект  изучения – уличное освещение.

Предмет изучения в работе – организация  и управление городским освещением.

Цель  работы – рассмотреть вопросы  организации и управления городским оссвещением.

Для реализации цели в работе поставлены задачи:

Изучить вопросы организации уличного освещения;

Исследовать тенденции управления уличным освещением;

Рассмотреть концепции современного освещения.

По архитектурно-художественным вопросам городского освещения нет  установленных или утвержденных положений, и статьи на эту тему появляются редко. В связи с этим решения таких вопросов на практике часто имеют случайный характер, не преследуют ясно поставленной цели, осветительные установки нередко выполнены на низком художественном уровне, иногда с некритическим подражанием приемам устройства световой рекламы в городах различных стран.

1. История уличного освещения

Освещение улиц городов изначально было заботой управляющих структур поселений, а сама история организации  уличного освещения свидетельствует  о планомерных усилиях властных структур и технических специалистов по повышению его эффективности  и экономичности.

Начиналось все в Китае и Месопотамии, где природный естественный газ по бамбуковым трубкам подводился в храмы и зажигался в торжественных случаях. Потом, больше двух тысяч лет назад, на площадях древних Афин ночью зажигались яркие костры из ветвей смолистых деревьев. К ним приставлялись специальные люди, следившие за огнем. Потом были Древний Рим с факелами, прикрепленными к стенам зданий, и масляными лампами, Египет, Ассирия и Вавилон… Узкие кривые улицы Гренады — столицы последнего арабского халифата в XIV веке, уже неплохо освещались фонарями с масляными плошками. Но все это было каким-то неупорядоченным и нерегулярным.

В Париже указом парламента от 1558 года было велено зажигать с 10 часов вечера до 4 часов утра горшки со смолью на углу каждой улицы. По сути, это первое упоминание о системе уличного освещения  с заданным режимом работы.

Первая комплексная система  городского уличного освещения была создана в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна ван дер Хейдена, который в первую очередь был известен как организатор городской пожарной охраны. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, чтобы по ночам горожане не падали в каналы, для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров.

Фонари системы Ван дер Хейдена использовались в Амстердаме до 1840 года, после чего их сменили более современные светильники. Очень скоро амстердамское новшество позаимствовали и другие города. В 1682 году город Гронинген заказал 300 фонарей конструкции Ван дер Хейдена. В том же году городское освещение системы Ван дер Хейдена было введено в Берлине.

В России уличные фонари появились  при Петре I — в 1706 году в тогдашней  столице — Санкт-Петербурге, на фасадах  некоторых домов около Петропавловской  крепости. Первые стационарные светильники  появились на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение  было введено в 1723 году в Санкт-Петербурге, когда благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.

Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел.

Уличное освещение в деревне

(рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше, чем в любой европейской столице.

Применение керосина позволило  значительно увеличить яркость  освещения. Газовые фонари появились  в начале XIX века. Их изобретателем  был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и  вскоре покорили все европейские  столицы.

В 1819 в России появились газовые  фонари, а в 1835 создано Общество освещения  газом С.-Петербурга. В 1849 появились  спиртовые фонари.

В 1863 году в Москве было начато повсеместное устройство керосинового освещения, и  уже через три года в городе зажглись 6400 керосиновых фонарей.

В конце XIX века — с изобретением электричества и электрической  лампы на смену газовым фонарям  пришли фонари с электрическими лампами. В 1879 году на новом Литейном мосту  зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены  на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические  фонари, произвел в Европе фурор. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод  Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников.

В 1880 году первые электрические фонари появились и в Москве. 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания  Т.А.Эдисона.

Так началась эра освещения городов  с помощью электричества.

2. Организация освещения городов и улиц

2.1.Объекты и виды уличного освещения

Организация уличного (наружного) освещения и  установки указателей с названиями улиц и номерами домов на территории городоосуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; Указаниями по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12 мая 1988 г. N 120; Инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов (СН 541-82 Госгражданстроя); Современная светотехника позволяет рационально осуществлять наружное освещения.

Объекты (средства) наружного освещения — осветительные приборы наружного  освещения (светильники, прожекторы), которые  могут устанавливаться на улицах, площадях, в подземных пешеходных переходах, в транспортных тоннелях, на специально предназначенных для  такого освещения опорах, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта, стенах, перекрытиях зданий и сооружений, парапетах, ограждениях  мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений и в иных местах общественного пользования.

Уличное освещение — искусственное  средство оптического увеличения видимости  на улице в темное время суток; как правило, осуществляется лампами, закрепленными на мачтах освещения, путепроводах и других опорах. Лампы  включаются в ночное время либо автоматически, либо вручную из диспетчерского пункта.

Виды освещения:

Для освещения магистралей, кольцевых  дорог и крупных автострад  используется рефлекторное освещение. Каждый фонарь снабжен рефлектором; мощность лампы, устанавливаемой в  фонарь, 200-250 ватт.

Для освещения второстепенных дорог  может использоваться как рефлекторное, так и рассеянное освещение. Фонари снабжаются рельефным прозрачным плафоном, рассеивающим лучи на дальнее расстояние. Мощность ламп составляет 100-190 ватт.

Для освещения пешеходных тротуаров, парков, лесов, велосипедных дорожек  и остановок общественного транспорта используется рассеянное освещение. При  конструкции таких фонарей особое внимание уделяется плафону, рассеивающему  лучи. Обычно они делаются либо в  форме шара, либо в форме цилиндра. Для большего рассеивания лучей  света на плафоны цилиндрической формы устанавливаются прозрачные кольца, имеющие рельефную форму. Мощность используемых в таких фонарях  ламп составляет 40-100 ватт в зависимости  от дистанции, на которой установлены  фонари друг от друга.

Улица — поименованный градостроительный  объект, обеспечивающий транспортные и пешеходные связи между жилыми районами, а также между жилыми районами и промышленными зонами, общественными центрами, кварталами, имеющий линейные фиксированные  по всей длине границы, начало и окончание.

Номерной знак — табличка с порядковым номером строения.

Указатель улицы — табличка с наименованием (присвоенное наименование).

Домовой знак — табличка с одновременным  указанием порядкового номера строения и наименования улицы, переулка, площади  и т.п.

Осветительные установки на улицах города можно  разделить на следующие группы: уличное  освещение, специальное освещение  фасадов зданий, освещение садов  и бульваров, световая реклама и  освещение витрин.

Для светового  оформления городской магистрали необходимо, прежде всего, распределить светильники уличного освещения, выбрать их тип, высоту и конструкцию опор. Выявить возможности витринного освещения и степень его влияния на освещение тротуаров и проезжей части улицы. Следует также учесть специальное освещение фасадов отдельных зданий исторического или художественного значения. Затем необходимо создать проект световых реклам, размещенных на крышах и фасадах зданий, определить их примерные размеры и цветность.

При освещении  улиц как линейного объекта наибольшая доля светового потока должна быть направлена по двум противоположным  сторонам вдоль улицы, создавая при  этом равномерное освещение на всем ее протяжении. Практика показывает, что  для оптимального решения этой задачи необходимо иметь светильники, имеющие  максимумы силы света, направленные примерно под углом 65–75° к вертикали в двух противоположных направлениях. Такая трансформация светового потока лампы возможна толы помощью зеркал и преломлятелей, которыми и снабжено большинство современных уличных светильников.

2.2.Устройства уличного  освещения и их размещение

Устройство  уличного освещения регламентируется ВСН 22–75 – «Инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов». По характеру предъявляемых требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории: А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.; Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.; В-улицы и дороги местного значения. В Приложении 1 представлены схемы уличных светильников.

В отличие от всех других осветительных установок уровень освещения для дорог с асфальтобетонным покрытием нормируется не величиной освещенности, а величиной яркости поверхности дорожного покрытия в направлении наблюдателя, находящегося оси движения транспорта. Это объясняется тем, что асфальт в особенности мокрый, обладает резко выраженным зеркальным характером отражения, вследствие чего величина освещенности может характеризовать видимость. Для улиц и дорог, имеющих простейшие (грунтовые, щебеночные) или переходного типа (асфальтовые, укрепленные вяжущими) покрытия, допустимо характеризовать уровень освещения величиной освещенности. Поэтому ВСН 22–75 устанавливает норму освещения улиц и других проездов с асфальтобетонным покрытием в виде величины средней яркости (в пределах от 1,6 до 0,2 кд/м2) в зависимости от категории улиц и плотности движения, а для улиц с простейшими переходного типа покрытиями – в виде величины средней горизонтальной освещенности (в пределах от 6 до 2 лк). ВСН 22–75 содержат ряд качественных требований к устройству уличного освещения, в том числе определяют наименьшую допустимую высоту подвеса светильников в зависимости от их характеристик, мощности и типа ламп, а также соотношение наибольшей и наименьшей величин яркости и освещенности и т.д.

Для освещения  улиц и дорог рекомендуется применять  в основном газоразрядные источники  света. В настоящее время в  этой области наибольшее распространение  получили лампы ДРЛ. Люминесцентные лампы применяют редко, преимущественно  в южных курортных небольших  городках, где не требуется большой  яркости. Эксплуатация люминесцентных ламп в северных города в зимнее время затруднительна. В заграничной практике нарду с лампами ДРЛ довольно широко применяют натриевые лампы низкого и высокого давления. В Москве и в некоторых других городах для освещения площадей используют ксеноновые лампы ДКсТ. Лампы накаливания в настоящее время применяют только в поселках или на городских улицах местного значения; применение этих ламп вследствие их малой экономичности будет постепенно сокращаться. Для уличного освещения в настоящее время широко применяют светильники: РКУ – уличный консольный; РСУ – уличный подвесной; ИСУ – уличный с галогенной лампой накаливания; СППР – подвесной призматический; СВР – венчающий; РБУ – настенный. Наиболее распространенный способ установки уличных светильников – на специальных опорах или на опорах троллейбусной сети. Рационально применять для подвески светильников тросовые растяжки между домами, но этот прием пригоден в основном при кирпичной застройке; панельные дома обычно не рассчитаны на установку растяжек. На узких улицах, внутри кварталов, во дворах светильники иногда устанавливают на стенах зданий.

Страницы:123следующая →

Все виды освещения по своему предназначению можно условно поделить на:

  • для освещения улиц;
  • для установки на магистралях вдоль дорог (дорожное);
  • наружное освещение, в том числе декоративное;
  • внутреннее освещение общественных мест;
  • для жилых помещений (квартир, домов).

Основное назначение освещения — это освещение тротуаров и улиц, магистралей в темное вечернее и ночное время суток. Основной применяемый для этих целей прибор — уличный фонарь. Для подсветки улиц  применяются фонари, которые имеют большой коэффициент рассеивания. В рассеивании света большую роль играет конструкция плафона. Фонари уличного освещения могут иметь шаровидные или цилиндрические плафоны. Для усиления эффекта рассеивания на них устанавливают рельефные прозрачные кольца. Их размещают высоко над землёй для того, чтобы рассеянный свет освещал как можно большую территорию.

Чем регулируются нормы освещения? Его классификация

Интенсивность свечения, его яркость, определяют, опираясь на строительные нормы СНиП. Яркость устанавливается в таком диапазоне, чтобы уличные светильники, или просто фонари, распространяли достаточное количество света, но и не ослепляли участников дорожного движения. Места, где движение интенсивное, должны ярче подсвечиваться.

На второстепенных дорогах, для экономии электроэнергии можно устанавливать рефлекторное освещение. Этот вид освещения срабатывает (включается) только когда поблизости оказывается перемещающийся объект. Кроме требования яркости света, необходимо учитывать и правильность месторасположения светильников. Эти нормативы уличного освещения тоже регулирует СНиП.

К уличному освещению относят также категорию фонарей, которые подсвечивают информационные объекты — номера домов, предупреждающие и другие знаки, др. Эти светильники размещают на стенах домом или на столбе сверху от элемента, который надо осветить.

Уличное освещение можно также поделить на:

К основному типу принадлежит все освещение, которое находится на общественных тротуарах, улицах, в парках и скверах, вдоль основных дорог и пешеходных дорожек. Оно служит для того, чтобы обезопасить прохожих от падений, несчастных случаев, наезда автомобиля.

К декоративному виду освещения можно отнести все светильники, которые устанавливаются на территории частных домов. К этому типу также относятся прожектора, которые служат для подсветки декоративных элементов зданий или других архитектурных форм, например колоны на здании, которые подсвечивают прожектором. Столб света при этом направлен вверх, на колонны. Или подсветка памятников архитектуры.

Но не все уличное освещение в частном секторе можно отнести к категории декоративного освещения. Фонарь, который светит вдоль дороги – основной вид освещения, а те, которые для красоты светят вдоль дорожки к дому – декоративные. Декоративное освещение используется в основном для создания атмосферы, дизайна приусадебного участка.

Эти элементы могут сами быть элементами декора.

Это могут быть:

  • Настенные светильники, которые подсвечивают вход, или часть поверхности стены с элементами декора, украшения. Например, часть стены здания имеет каменную отделку, и ночная подсветка этого элемента придаст ему совсем другой ракурс.
  • Грунтовые. Эти светильники закапываются в землю, служат для декоративной подсветки дорожек, как элемент декора для клумбы или лужайки.
  • Шаровидные светильники на столбах. Они используются для подсветки дорожек, заездов, входа в помещение. Разновидность такого светильника — фонарь с грибовидным колпаком.
  • Фонарики, которые втыкаются в землю. Это очень интересный, а главное экономичный вид подсветки.

Уличный светодиодный светильник

Светильники-светодиоды, которые работают от солнечных батарей. Такое светодиодное уличное освещение дополнительно оснащается аккумулятором, который заряжается в дневное время суток. Ночью фонарик включается, работает все ночь, а утром автоматически отключается.

Дневной 8 часовой зарядки от солнца вполне хватает для непрерывной работы фонарика в течение около 6 часов. Аккумуляторной батареи при правильном использовании хватает на 10-12 лет эксплуатации.

Некоторые модели таких фонариков могут работать в нескольких режимах, постоянно светить или мерцать. Размещать эти изделия следует только в тех местах, где есть солнечный свет, на затененном участке аккумуляторная батарея не будет заряжаться полностью. Цены  на светодиодные фонари уличного освещения разные, они во многом зависят от дизайна, материала, размера, др. Но заплатив за фонарик, вы больше не несете затрат, за электричество платить не надо.

Есть также шары светильники, которые могут плавать на поверхности. Очень оригинальный и красивый вид светильников для бассейнов и водоёмов.

Выделяют еще транспортируемые или переносные модели. Этот вид светильников можно переносить и устанавливать в любом месте участка, есть такие модели, которые можно зацеплять за ветки деревьев.

По виду установленных в светильниках источниках света уличное освещение бывает:

  1. Лампы накаливания.

    деревенские улицы в наше время

    К этому виду относится самая простая привычная всем электро лампочка. Также лампы накаливания это всем известные галогенные, неоновые, ксеноновые и другие.

  2. Дуговые лампы. В эту категорию входят лампы высокого и низкого давления. Самые известные из них люминесцентные лампы, металл – галогенная лампа, ртутная лампа.
  3. Лампы светодиодные для уличного освещения. Популярные современные осветительные приборы, выпускаются в виде лампочек с обыкновенным цоколем, или могут быть в виде малогабаритной лампочки с «усиками», или в виде светодиодной ленты.

Эти лампы могут быть разноцветными, цвет зависит от того какой полупроводник входит в состав диода. Преимуществом этих ламп является то, что они экономичны в плане потребления электроэнергии. Светильники светодиодные для уличного освещения имеют большой срок службы, недорогие, устойчивы к механическим воздействиям (в отличие от ламп накаливания, в которых нить накаливания от небольшой встряски может легко оборваться), не боятся низких температур. Высокая температура отрицательно воздействует на диод, как и на любой полупроводник.

Несколько слов про опоры

В качестве опоры для уличного освещения пешеходной дорожки, магистрали или загородного дома может выступать:

  • Опорный столб. Эти столбы изготовляют из дерева, бетона, металла.
  • Воздушный трос. Фонарь навешивают на металлический трос, который натягивается сверху над магистралью, или тротуаром.
  • Стена здания тоже может использоваться в качестве опоры.
  • Столб для линии электропередачи может быть использован также в качестве осветительной опоры.

Включение и отключение освещения можно регулировать несколькими способами:

  1. Ручной способ. Этот способ управления осуществляет диспетчер. Он отключает и включает свет по графику.
  2. Автоматическое управление. Автоматическое управление может быть по трем направлениям.

Автоматическое включение света по времени

При достижении определенного уровня освещения. Этот показатель определяет встроенный фотодиод. Основной рабочий элемент это регулятор мощности. Когда фотодатчик попадает свет, он преобразовывается в электричество, которое блокирует подачу света. При наступлении сумерек фотоэлемент не освещается ток не проходит, включается освещение. Фотореле для уличного освещения удобно использовать в тех случаях, когда необходимо чтобы  участок ежедневно освещался, а регулировать включение – выключение света вручную не всегда возможно.

Совет: установите такой элемент для регулировки освещения над козырьком подъезда. Тогда свет будет гарантированно включаться в темное время суток. Можно купить и установить фотореле для уличного освещения к тому светильнику, который уже есть.

О монтаже оборудования

Установка освещения начинается с приобретения всех комплектующих сети. Так как оборудование будет размещаться на улице, где на него будет постоянно воздействовать температура, влажность, то и требования к нему повышенные.

Монтаж освещения для улицы можно выполнить двумя способами.

Подземная укладка кабелей

Кабель должен быть рассчитан для прокладывания под землей. Есть варианты кабеля, которые можно укладывать в землю не используя при этом защитный кожух, а есть такие, которые должны обязательно иметь защиту. Идеальный вариант укладки это когда кабель находится в пластиковом рукаве, и установлен в лоток.

Кабель укладывается в траншею. Защищенный кабель можно прокладывать на глубине около 40 см, кабель без кожуха надо устанавливать на глубине не меньше 80 см.

Совет: После того как кабель уложен, присыпьте его земляным слоем около 20 см. После проложите сверху защитную пластиковую сетку. Если кто – то случайно начнет копать в том месте, то наткнется на защиту.

Укладка по воздуху

Для этого понадобиться установить опорные столбы. Кабель также можно протягивать от здания к зданию. Вместе с кабелем параллельно протягивается несущий трос. Кабель прикрепляется к тросу с помощью вспомогательных хомутов. Для такого вида установки следует выбирать кабель, который сможет выдержать большие перепады температур.

Устанавливайте кабель только с поддерживающим тросом. Без несущего каната кабель может оборваться и представлять угрозу для жизни человека.

Наверняка, вам интересно, как работает система уличного освещения, как все это автоматизировано и настроено, кто управляет большим количеством оборудования?

Нет проблем! В видео ниже обо всем этом подробно рассказывается. Особенно интересно для нас — автоматическое управление телебашней и поиск неисправностей на линии. Всего 4 минуты — и вы будете знать много «тайн» и секретов.



Надеемся, что материал статьи был вам полезен. Будем благодарны, если вы поделитесь им в социальных сетях. Кнопки для этого — немного ниже.

Нормирование уличного освещения

Уличное освещение в сельской местности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *