Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Общие положения

1.1. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (далее — преподаватель-организатор ОБЖ) относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность преподавателя-организатора ОБЖ принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и профессиональную подготовку по направлению подготовки «Образование и педагогика» или гражданской обороне (далее — ГО) без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

1.3. На должность преподавателя-организатора ОБЖ в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель-организатор ОБЖ должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— законодательство в области ГО и обеспечения функционирования образовательной организации при чрезвычайных ситуациях;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы педагогики, психологии;

— теорию и методику основ безопасности жизнедеятельности;

— правила охраны жизни и здоровья обучающихся;

— методику работы на спортивных снарядах и приспособлениях;

— организационные структуры систем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

— основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения;

— порядок оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— правила и методы проведения мероприятий при чрезвычайных ситуациях;

— методы оказания первой медицинской помощи;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Преподавателю-организатору ОБЖ запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов преподавателя-организатора ОБЖ;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Преподаватель-организатор ОБЖ назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Должностные обязанности

Преподаватель-организатор ОБЖ:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

2.2. Организует, планирует и проводит учебные, в т. ч. факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

2.3. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

2.4. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой.

2.5. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. 2.6. Способствует формированию общей культуры личности.

2.7. Оценивает эффективность обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, осуществляет контроль и аттестацию обучающихся, воспитанников, используя современные информационные, компьютерные технологии в своей деятельности.

2.8. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательной организации, а также жизни и здоровья обучающихся, воспитанников.

2.9. Взаимодействует с заинтересованными организациями.

2.10. Совместно с медицинскими организациями организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам.

2.11. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения.

2.12. Ведет учет военнообязанных в образовательной организации и представляет соответствующие отчеты в военкоматы.

2.13. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательной организации.

2.14. Организует занятия по ГО с работниками образовательной организации.

2.15. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО.

2.16. Участвует в обеспечении функционирования образовательной организации при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2.17. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности.

2.18. Проводит практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации по действиям в экстремальных ситуациях.

2.19. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО.

2.20. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации.

2.21. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.22. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.23. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.24. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.25. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.26. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.27. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.28. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.29. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.30. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.31. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.32. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.33. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.34. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.35. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.36. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.37. .

Права

Преподаватель-организатор ОБЖ имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности учащихся, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. .

Ответственность

Преподаватель-организатор ОБЖ несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Готовимся к аттестации.

В этом году мне впервые пришлось пройти через все трудности, связанные с аттестацией. Защита портфолио – наиболее распространённая форма повышения квалификации. Каждый, готовящийся к аттестации учитель, внимательно выслушивает на РМО рекомендации по оформлению портфолио, листает портфолио учителей, принесённые для образца…и на этом всё кончается.

Возможно, в городских школах проще со свободным временем. Нагрузка позволяет. В сельских школах, особенно отдалённых, учителя загружены настолько, что подготовка к урокам отнимает практически всё свободное время. Вот и откладывается подготовка к аттестации с сегодня на завтра. Откладывается до тех пор, пока «гром не грянет». А он грянет обязательно в виде жёсткого графика аттестации. Бывает, что на подготовку остаётся не более месяца. Сразу скажу, что этого совершенно не достаточно. И если вы не уверены, что все выходные, с утра до ночи, будете готовить документы, начинайте работу летом.

Ваша подготовка начнётся с сомнений. Вы будете говорить примерно так: «С чем аттестоваться? Ни грамот, ни участия в конкурсах и олимпиадах…» Но, поверьте, как только вы начнёте подготовку, вы увидите, как много у вас есть.

По своему опыту знаю, что никто лучше не подскажет, чем эксперт, который будет заниматься вашей аттестацией. Постарайтесь с ним встретиться. Его имя, фамилию и номер телефона можно узнать у руководителя РМО. Мне очень повезло с экспертом, Овсянниковым Виктором Викторовичем, преподавателем Тульского физико-математического лицея №2. Прежде всего, как необычайно чуткий и добрый человек, он моментально завоевал моё доверие. Через 20 минут нашей беседы я точно и определённо знала, что от меня требуется и отчётливо осознавала, что большая часть моей работы выполнена напрасно. Теперь, когда аттестация позади, могу дать несколько советов по подготовке к ней тем, кто в них нуждается. Прежде всего, это касается учителей физики и математики сельских основных школ Тульской области.

Для начала определитесь со специальностью, по которой будете аттестоваться. Я, например, веду в школе физику и математику. Аттестовалась как учитель физики. Это предполагает оценку результативности и качества именно по физике, хотя остальные материалы, такие, как внеклассные мероприятия, кружковую работу, элективные курсы, участие в «Кенгуру», я могу привлекать для самоанализа и математические. Как говорит эксперт, мы при аттестации повышаем категорию не как учитель физики или математики, а по должности «Учитель». Пусть небольшие, но баллы это даёт. Знайте, что динамика результативности и качества по вашему предмету должна быть положительной или стабильной. Поэтому в последние три года перед аттестацией старайтесь работать так, чтобы эти показатели были «на уровне». Если есть среди учеников способные ребята, можно попробовать в 9 классе сдать физику в форме ОГЭ.

Участвуйте в работе семинаров на базе школ, дающих открытые уроки. Берегите те программы, которые вам там дают. Через некоторое время вы забудете и о семинаре и об участии в нём, не говоря уж про тему. Даже если вы там не выступаете, пометьте себя в самоанализе как участник работы семинара, укажите тему. Это тоже оценивается.

Сомневаюсь, что вас привлекут к работе эксперта при проверке олимпиадных заданий и оценки результатов конкурсов по линии РМО. Для этого чаще привлекают городских учителей: они ближе и надёжнее. Обязательно выступите хотя бы 1-2 раза на ШМО и РМО и возьмите выписку из протокола.

Прежде, чем оформлять портфолио, зайдите на сайт Тульского института повышения квалификации. На главной странице сайта есть раздел «Аттестация педагогических кадров», где чёрным по белому написано, что от вас требуется. И не нужно ничего изобретать. Строго придерживайтесь инструкции. Оформление качественного приложения к анализу педагогической деятельности оставьте напоследок. Когда у вас будут все документы, его заполнение не отнимет много времени. А теперь по – порядку:

Купите компьютер или ноутбук и зарегистрируйтесь. Без почты никуда. Моя коллега, учитель начальных классов, вообще сайт не открывала. Её эксперт ограничилась тем, что увидела адрес её электронной почты и получила по ней несколько документов. Тем самым коллега подтвердила, что использует ЭОР в своей работе.

В течение последних двух лет принимайте участие хотя бы дважды в год во Всероссийских конкурсах. Мне понравились «Талантоха» и «Медалинград». Качественно и надёжно.

Пусть один – два ваших ученика примут участие в дистанционной предметной олимпиаде, а вы получите диплом наставника. Реклама о таких олимпиадах постоянно приходит на электронную почту. Трудностей с регистрацией и участием никаких. А если и возникнут, более грамотные коллеги по работе помогут их решить. Готовьте и посылайте детей на районные олимпиады. Обычно учителя сельских школ находят отговорку, что посылать некого, один – два человека в классе. Ничего страшного. Всегда найдётся в школе один, который учится на «4» или на «5» по вашему предмету. Пусть он не займёт призового места, но 5 баллов вам к аттестации добавит как участник.

Дайте в межатестационный период 2-3 основательно подготовленных открытых урока, проведите 2 внеклассных мероприятия по предмету, родительское собрание, праздник в школе. Это должны быть именно ваши разработки, а не скачанные из интернета. И хорошо отредактированные. Не думайте, что эксперты – дураки. У них сотни учителей в год аттестуются. И у каждого второго материалы для портфолио скачаны из интернета, как под копирку. На разработки должны быть отзывы. Заботьтесь об этом. Поверьте, кроме вас никто об этом не подумает. Разработки вложите в портфолио. К открытым урокам и внеклассным мероприятиям по предмету должны быть самоанализы. Приблизительный образец написания можно посмотреть у меня. В городских школах гостей на уроках хватает. В сельские школы добираться не всегда удобно. Поэтому можно ограничиться приглашением руководителя РМО (обязательно!) и учителями соседних школ. К каждому такому уроку готовьте лист регистрации, в котором укажите тему урока, дату проведения, ФИО присутствующих, их специальность и место работы. Самое главное в таком листе – отзывы присутствующих. Постарайтесь, чтобы каждый из ваших гостей отметил «грамотно поставленные цели», перечислил «формы и методы», которые удачно сочетаются на уроке, отметил, как «оптимально и к месту вы используете ИКТ» и т.д. Можно заранее, посмотрев в качественное приложение к самоанализу, составить небольшой план, по которому присутствующий напишет свой отзыв. Далеко не каждый обладает даром увидеть изюминку вашего урока и описать её словами на бумаге. Отзывы руководителя РМО желательны, т.к. они дают дополнительные баллы.

По новому положению для аттестации необходим видео урок (любой), который вы можете снять в любое время в межатестационный период. Это могут быть и фрагменты урока. Главное, чтобы эксперт увидел, что вы действительно владеете опытом и методикой преподавания, умеете находить общий язык с детьми и психически нормальная. Чем снимать – видеокамерой или цифровым фотоаппаратом – вам решать. Всё зависит от возможностей. В каждом районном комитете по образованию есть человек, который ведёт видеосъёмку всех мероприятий комитета. Он не откажется помочь. Не нужно лишь тянуть до последнего. У всех свои планы. И с вашими планами они могут не совпадать.

Хотя бы за 2 месяца до аттестации создайте свой сайт в Социальной сети работников образования. Трудностей никаких. Я, не имея специальной подготовки, сделала это самостоятельно. У каждого педагога есть наработки : открытые уроки, методический материал, классные часы и т. д. Отредактируйте и загрузите на сайт. На это тоже нужно время. Попросите учителя информатики создать вам страницу на сайте школы. Сайт, кстати, освободит вас от необходимости прикладывать к портфолио диск с презентациями. Ваш эксперт, зайдя на сайт, всё увидит. Ему для этого нужна лишь ссылка на ваш сайт в качественном приложении к анализу педагогической деятельности. Если сайт действительно существует, эта ссылка в электронном портфолио светится голубым шрифтом. Регулярно обновляйте сайт. За обновление даются баллы.

Собираясь аттестоваться, внимательно изучите требования качественного приложения к самоанализу педагогической деятельности и составьте себе план своей подготовки к аттестации с указанием дат. Неуклонно ему следуйте. Это позволит вам аттестоваться «малой кровью». По опыту знаю, что самое трудное – заполнить качественное приложение к самоанализу, поэтому на моём сайте в разделе «Материалы для аттестации» можно найти его и другие мои документы, по которым вы хотя бы приблизительно сообразите, что и где писать.

Знайте, что качественное приложение к самоанализу педагогической деятельности – самый главный документ в портфолио. Всё написанное в нём заверяется печатью школы и подписью директора. Это избавляет от написания многих справок. Заверяя ваше качественное приложение, директор берёт на себя ответственность за достоверность содержащейся в нём информации.

В зависимости стажа работы в образовательных учреждениях и достижений учителя определяется его статус. Если педагогический работник только окончил вуз, то в школе он приобретает статус молодого специалиста.

Спустя некоторое время он может защититься на первую квалификационную категорию, потом на высшую. Если же учитель не хочет защищаться, то школа проводит заседание, на котором решается, может ли учитель занимать данную должность.

От статуса, как правило, зависит и некоторое повышение зарплаты, которое в разных регионах различается. Поэтому в данной статье мы обратим внимание на общие вопросы приобретения статуса и какие дивиденды он может принести.

За более подробной информацией стоит обратиться к нормативным актам субъектов, городов и районов по поводу установления надбавок работникам образования.

При написании статьи использовался Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

1. Молодой специалист.

Молодые люди, только что окончившие вуз, становятся молодыми специалистами. Здесь важно учитывать возраст (в регионах варьируется, где-то до 30 лет, где-то до 35) и через какое время бывший студент пришел в школу. Например, в моем регионе (Республика Коми) статус действует 3 года с года окончания учебного заведения высшего или среднего профессионального образования и до достижения работником 30 лет (если учитель только закончил вуз, но ему уже больше 30 лет, молодым специалистом он не является). При этом он продлевается, если учителя забрали в армию или он находился в отпуске по уходу за ребенком. Данный статус в 2017 году дает молодым специалистам 45% к окладу, а закончившим с красным дипломом – 50%.

К тому же, молодому специалисту на некоторое время (от года до трёх) может быть приставлен наставник (учитель со стажем), который помогает ему в разработке программ, подготовке уроков, консультациями и пр.

Когда заканчивается статус молодого специалиста, а учитель не стал подавать заявку на аттестацию на первую квалификационную категорию, он приобретает статус «без категории». В это время администрация должна провести заседание и решить, соответствует ли педагог занимаемой должности (СЗД), при условии, что он работает в данной школе больше 2 лет.

2. Соответствие занимаемой должности (СЗД).

Данный статус материально никак не отражается, а только подтверждает, что учитель может работать учителем. Проведение подтверждения СЗД проводится только, если учитель проработал в одной школе не менее 2 лет и не имеет других статусов, об этом чуть ниже.

Если комиссия решит, что работник по определённым причинам не соответствует занимаемой должности, его могут по этому основанию уволить.

Проводится комиссия, как правило, в самой школе. Участвуют в ней работники школы, управления образования, обязательно присутствие представителя профсоюза (в связи с тем, что могут уволить из-за несоответствия занимаемой должности, ч.3 ст. 82 ТК РФ).

Подтверждение СЗД не проводится для (п. 22 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408):

— работников, имеющих первую и высшую категорию;

— тех, кто проработал в данном ОО (а не вообще учителем) 2 и менее лет;

— молодые специалисты;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5, до 3 лет;

— педагогические работники, отсутствующие по болезни более 4 месяцев.

Основание для аттестации на СЗД – представление работодателя (директора). В нём оцениваются профессиональные, деловые качества работника, результаты деятельности.

Положительное решение о соответствии занимаемой должности принимается, если «за» проголосовало не менее половины присутствующих.

Результаты оформляются протоколом, с подписями председателя, заместителя председателя, секретарем и членами комиссии. Для работника составляется выписка из протокола, которая хранится в личном деле.

Пример протокола

3. Аттестация на категорию

В отличие от аттестации на СЗД, которая является обязательной и проводится с представления директора, аттестация на категорию проводится по желанию работника.

Он сам отправляет заявление в аттестационную комиссию и указывает, какую категорию хочет получить.

Но тут есть свои ограничения:

— нельзя получить высшую категорию, не получив первую;

— нельзя обратиться за установлением высшей категории ранее, чем через 2 года после установления первой;

— если ранее было отказано в присвоении категории, повторно можно обратиться не раньше, чем через год.

Но в то же время если вам отказали в установлении высшей категории (не хватило баллов, но хватает на первую), то вы можете подать заявление на установление первой категории, хоть в тот же день, и отказать вам не могут.

Как оформляется получение категории

Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

15.10.2017 Установлена высшая квалификационная

категория по должности «Учитель»

Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

Аттестация при работе по совместительству

Если вы работаете по совместительству, то подтверждение СЗД на основном месте работы (даже если название должности совпадает) не подойдёт. Другая организация вправе провести свою аттестацию в соответствии с условиями для её проведения (см. выше).

Если же у вас категория, то информация о ней вносится в трудовую книжку. Вы можете работодателю по совместительству предоставить заверенную копию трудовой книжки с указанием действующей категории или же заверенный приказ министерства.

Сколько действует категория

Срок действия – 5 лет.

Если у вас на момент введения нового порядка аттестации действует вторая категория (сейчас отменена), то она продолжает действовать до момента новой аттестации.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

«Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены».

Если у вас действует категория, установленная до включения Республики Крым в состав России, то она также действует до конца своего срока.

Как аттестоваться на квалификационную категорию

Многие учителя отмечают, что аттестация для них как «семь кругов ада», поскольку отнимает много времени и сил. Большинство выбирают аттестацию в виде предоставления портфолио (у разных учителей требования отличаются), их вы можете найти и посмотреть на сайтах органов, занимающихся аттестацией в вашем регионе/районе.

Также учителям представляется выбрать для аттестации сдачу экзамена. На данный момент при выборе экзамена вы освобождаетесь от оформления портфолио, но в ближайшее время хотят ввести нововведение, согласно которому и при сдаче экзамена будут просить небольшое портфолио.

Напоследок сравним сходства и отличия СЗД и категории у учителя

СЗД Категория
От кого зависит проведение По представлению работодателя По желанию работника
Дает ли прибавку к зарплате Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) Есть (в зависимости от региона отличается размером)
Сохраняется ли при увольнении Нет Да
Где проводится По месту работы Вне места работы
Сведения о получении статуса Не вносятся в трудовую книжку Вносятся в трудовую книжку

Учитель первой категории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *