Товарищество собственников жилья.

Цель создания ТСЖ.

Приватизация квартир заметно изменила отношения по содержанию и ремонту дома. Раньше большинство квартир принадлежали государству, жильцы были лишь квартиросъемщиками и не могли ими распоряжаться, за сохранность дома отвечало государство, делегируя свои полномочия — унитарным предприятиям по обслуживанию и ремонту домов. Лишь малая часть квартир, не более 8% была приобретена на средства самих жильцов — кооперативные квартиры. Теперь по Жилищному кодексу за содержание домов отвечают сами собственники квартир.

Для многоквартирных домов существуют 2 пути, по которым можно пойти жильцам – либо заключить договор с управляющей компанией, либо создавать ТСЖ. Закон предусматривает еще и третий способ – управление домов общим собранием жильцов напрямую без создания ТСЖ, но такая форма удобна только для небольших домов, для дома на 100 или 1000 квартир, где большинство жильцов не знают друг друга и не встречаются каждую неделю она, не подходит.

В отношении новых домов, когда дом построен, сдан в эксплуатацию и заселен, жильцы обязаны выбрать способ управления. В случае если общее собрание жильцов по созданию ТСЖ вообще не собиралось или же после решения о создании ТСЖ, оно не было создано, орган местного управления проводит конкурс на выбор управляющей компании и она назначается принудительно.

Товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) – это некоммерческая организация. Она состоит из объединившихся собственников помещений в многоквартирном доме для его совместного управления, обеспечения его эксплуатации, владения, пользования и в ограниченных законом пределах пользовании общим имуществом.

Само понятие некоммерческая организация говорит о том, что ТСЖ не ставит целью получить прибыль, а значит не заинтересовано в повышении тарифов на содержание и ремонт дома в отличии от ее альтернативы управляющей компании, которая является коммерческой организацией и имеет извлечение прибыли своей главной целью. Цели ТСЖ – повысить качество жизни и уровень безопасности собственников помещений в многоквартирном доме.

ТСЖ осуществляет свою деятельность двумя способами. Первый способ – выбор и контроль деятельности управляющей компании, второй способ – осуществление услуг по содержанию и ремонту дома исключительно своими силами путем привлечения работников, нанятых по трудовому договору.

Путем создания ТСЖ можно предотвратить такие проблемы как неконтролируемый расход денег управляющей компанией, т.к. через нее проходят все платежи, повысить уровень безопасности, заработать дополнительные средства на содержание дома, благоустройство двора и подъезда, т.к. ТСЖ имеет право сдавать нежилые помещения дома в аренду, в том числе разместить на крыше или на стенах рекламные щиты.

ТСЖ имеет право самостоятельно выбирать управляющую компанию. ТСЖ полностью контролирует управляющую компанию и может ее сменить в случае плохой работы, составить акт о недостаточном качестве коммунальных услуг, который будет являться основой перерасчета средств, выплаченных жильцами ранее.

Руководители управляющих компаний в домах, где ТСЖ не созданы, обычно принимают все решения по эксплуатации дома полностью самостоятельно, не советуясь с общим собранием жильцов дома, что дает им большие возможности для злоупотреблений. При этом механизм контроля в данном случае подробно в законе не разработан. Правление ТСЖ полностью подотчетно общему собранию членов. Конечно, в случае, если члены ТСЖ займут пассивную позицию и не будут принимать участия в его работе, то злоупотребления правлением ТСЖ тоже возможны, как и проблемы с некомпетентностью членов правления, но в данном случае существует прозрачный и понятный механизм контроля. Членами ТСЖ в отличии от управляющей компании являются жители того же дома, поэтому они не заинтересованы в нанесении вреда другим жильцам.

Есть у ТСЖ и недостатки. Главный недостаток – непроработанность правовой базы взаимодействия ТСЖ с муниципальными органами. Если член ТСЖ не оплачивает коммунальные платежи, то ТСЖ может их взыскать только через суд, а оплата услуг ляжет на добросовестных членов. Не проработан механизм компенсации ТСЖ платежей собственников-льготников муниципальными органами, хотя формально такая возможность предусмотрена и муниципальные органы должны доплачивать ТСЖ из своего бюджета, т.к. льготники оплачивают тарифы по сниженным ценам.

Недостатком ТСЖ может быть и отсутствие у членов правления специальных знаний. Все-таки в управляющих компаниях работают специалисты по данному виду деятельности, а не просто хорошие люди, а хороший человек – как известно, не профессия. Поэтому решением данной проблемы может быть тщательный подбор специалистов, в том числе и по юридическому обслуживанию ТСЖ.

Процесс создания ТСЖ похож на создание любого другого юридического лица с наличием членства, например, коммерческой организации – общества с ограниченной ответственностью или некоммерческой организации — политической партии. Нужно готовить в обязательном порядке несколько документов и регистрировать их в государственных органах. Можно делать это самим, но лучше привлечь для этого процесса юристов.

  1. Часто задаваемые вопросы по ТСЖ.

2.1 Общие вопросы.

Какой закон регулирует статус ТСЖ?

Жилищный кодекс РФ.

Какой юридический статус у ТСЖ?

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом. Обязательна государственная регистрация. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты, устав. Сведения о нем содержатся в открытом доступе в ЕГРЮЛ (Едином Государственном Реестре Юридических Лиц).

Ограничен ли срок деятельности товарищества собственников жилья?

Нет, по закону он не ограничен. Но при желании можно прописать ограничение в Уставе.

Кто может являться членом ТСЖ?

Только собственники помещений.

Ограничена ли материальная ответственность ТСЖ?

Да, ограничена.

Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества.

Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

Можно ли создать несколько ТСЖ в одном многоквартирном доме?

Нет, нельзя.

Можно ли создать одно ТСЖ на несколько многоквартирных домов?

Да, можно.

Можно ли не вступать в ТСЖ в случае его создания?

Членство в ТСЖ осуществляется на добровольной основе, однако решение ТСЖ имеет обязательную силу для всех собственников дома. ТСЖ принимает оплату от всех собственников в качестве расчетного центра. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги одинаковы и для членов, и для не членов ТСЖ, т.к. утверждаются государством.

Можно ли не членам ТСЖ прикрепиться к другой управляющей компании, не связанной с ТСЖ?

Нет, нельзя.

Можно ли создать ТСЖ в доме, где большинство квартир находятся в муниципальной собственности?

Можно, если получить согласие муниципальных властей, как главного собственника.

Может ли ТСЖ принудительно заставить малоимущих членов, например, пенсионеров оплачивать сборы на благоустройство дома?

Нет не может. Перечень обязательных и необязательных платежей четко установлен постановлением Правительства РФ от 23.05 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Может ли ТСЖ выселить члена за неуплату сборов на благоустройство дома?

Нет, не может, т.к. собственником квартиры является гражданин, а не ТСЖ.

Куда можно пожаловаться на ТСЖ?

Контроль за ТСЖ осуществляет Мосжилинспекция, а также налоговые органы.

Предоставляются ли членам ТСЖ льготы и субсидии от государства?

Да, предоставляются на региональном уровне. Например, в Москве ТСЖ освобождены от Земельного налога, также на капитальный ремонт дома выделяются субсидии.

Какие другие положительные эффекты от ТСЖ?

Квартиры в домах, где созданы ТСЖ повышаются в стоимости в результате благоустройства территории.

2.2 Вопросы об органах управления ТСЖ.

Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов ТСЖ, Правление и Ревизионная комиссия. В соответствии с законом общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно проводиться ежегодно. Внеочередные собрания могут проводиться по инициативе любого члена.

В каком случае собрание считается правомочным?

Если имеет кворум – более 50 процентов голосов. В случае отсутствия кворума его нужно созывать повторно.

Какая главная задача у общего собрания членов ТСЖ?

Контролировать деятельность правления.

На какой срок избирается правление?

Не более 2 лет.

Кто может быть членом правления?

Членом правления ТСЖ может быть только член ТСЖ. Он не должен работать в ТСЖ по трудовому договору или занимать должность в управляющей организации, с которой ТСЖ заключило договор.

Сколько человек должно входить в правление?

Законом не установлено. Но в идеале нужно не менее 3х человек – Председатель ТСЖ, его заместитель и третий человек для нечетного числа, т.к. правление принимает решения коллективно большинством голосов.

В чем заключаются функции ревизионной комиссии?

Отчитываться перед общим собранием ТСЖ о доходах и расходах.

  1. Как создать ТСЖ. Пошаговая инструкция.

Введение.

Начинается создание ТСЖ с общего собрания собственников помещений. Необходимо, чтобы за его создание проголосовало более половины собственников помещений. Лучше всего создать для этого инициативную группу из нескольких человек. Также нужно подготовить установленный законом список документов. В случае, если не все документы будут готовы, собрание нужно будет проводить повторно.

Голосование за создание ТСЖ имеет существенную особенность. Собственники жилья голосуют не как физические лица на государственных выборах по системе: один человек – один голос или одна квартира – один голос; а как владельцы части от всей жилой площади. По Жилищному Кодексу: Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Таким образом, голос собственника однокомнатной квартиры почти в 3 раза менее весом, чем голос собственника трехкомнатной квартиры. ТСЖ может быть создано в случае положительного голосования владельцев более 50% общей площади дома. Несовершеннолетние дети не обладают правом голоса.

3.1 Создание инициативной группы. Проведение предварительного собрания.

Нужно создать инициативную группу, которая будет заниматься всеми вопросами, а также провести предварительное собрание, чтобы определить кто из собственников жилья заинтересован активно участвовать в деятельности и создании ТСЖ.

3.2 Уведомление об общем собрании.

Способ уведомления собственников жилья зависит от размера дома. В небольшом доме до 20 квартир можно уведомить всех жильцов устно, обойдя все квартиры, либо наклеить объявление в подъездах. В доме от 100 до 1000 квартир необходимо уведомить всех собственников жилья письмо заказными письмами с уведомлением и описью вложения.

Чтобы узнать информацию о собственниках помещений в доме нужно обратиться в государственные органы по месту нахождения дома — Бюро Технической Инвентаризации, там можно получить информацию о жилых помещениях и Управление Росреестра, там можно получить информацию об их владельцах.

Уведомления нужно разослать не позднее, чем за 10 дней до даты общего собрания.

Несмотря на то, что общее собрание можно проводить как в очной, так и в заочной форме, мы рекомендуем проводить его в очной форме в целях большей эффективности и предотвращению оспаривания решения по его созданию в будущем.

3.3 Документы, которые необходимо подготовить для проведения общего собрания

1) список для регистрации собственников помещений, пришедших на собрание.

2) бюллетени для ответов на вопросы, включенные в повестку собрания с вариантами ответов «да”, «нет”, «воздержался”.

3) Проект Устава ТСЖ.

3.4 Вопросы, которые должны быть вынесены на общее собрание – следующие:

1) Выбор председателя общего собрания.

2) Решение о создании ТСЖ.

3) Выборы Председателя ТСЖ.

4) Выборы Членов Правления ТСЖ.

5) Выборы Ревизионной комиссии.

6) Утверждение устава ТСЖ.

3.5 Протокол общего собрания.

Необходимо подготовить протокол общего собрания. Протокол должны подписать Председатель собрания, секретарь и члены ревизионной комиссии.

Протокол должен содержать следующие сведения:

— дату, время и место проведения собрания;

— сведения об участниках собрания;

— результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

— сведения о тех, кто проводил подсчёт голосов;

— сведения о проголосовавших против принятия решения ОСС и потребовавших внести запись об этом в протокол.

3.6 Регистрация ТСЖ.

Регистрацией ТСЖ занимаются налоговые органы.

Нужно предоставить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации ТСЖ;

2) протокол общего собрания собственников многоквартирного дома с повесткой дня о выборе способа управления — ТСЖ и о создании ТСЖ;

3) Устав ТСЖ,

4) протокол правления ТСЖ, на котором был избран председатель правления ТСЖ;

5) квитанция об уплате госпошлины.

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 304-ЭС17-1055 по делу N А46-14191/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию заявителя сведений, понуждении к опровержению сведений. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что в ходе рассмотрения настоящего дела в судах всех инстанций был установлен факт ведения заявителем деятельности с формированием задолженности, в связи с чем информация о наличии долга соответствует действительности.

Суды, руководствуясь положениями статей 12, 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 135, 144, 149, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее — Постановление N 3), пришли к верному выводу о том, что предметом доказывания в рамках настоящего дела являются три обстоятельства: факт распространения ответчиком сведений об заявителе, порочащий характер этих сведений, несоответствие сведений действительности.

Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 306-КГ16-21403 по делу N А65-31025/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решения и предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что решением общего собрания собственников помещений запрещены действия председателя товарищества по предоставлению доступа к общедомовому имуществу операторам связи без согласования определения стоимости пользования имуществом и порядка возмещения расходов по электроэнергии операторам связи.

Отказывая в допуске к общему домовому имуществу, товарищество действовало не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы собственников имущества многоквартирного дома, что соответствует положениям пункта 8 статьи 138, части 1 статьи 161, статьи 144, части 1 статьи 145, статьям 46 и 146 Жилищного кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2016 по делу N 305-КГ16-3100, А40-18305/2015 Требование: О признании незаконными и отмене решения о нарушении антимонопольного законодательства, предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Решение: Требование удовлетворено, поскольку отказ в допуске к общему имуществу многоквартирного дома в отсутствие договора или соответствующего решения общего собрания собственников о предоставлении имущества без заключения договора соответствовал действующему законодательству и не ущемлял права третьего лица.

При рассмотрении данного дела судами трех инстанций было установлено, что собственниками общего имущества указанного многоквартирного дома в рассматриваемый период не принималось решение о размещении оборудования ООО «МО «Вертикаль» в местах общего пользования данного здания. Следовательно, общество, отказывая сотрудникам ООО «МО «Вертикаль» в допуске в технические помещения здания, действовало не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома относительно размещения оборудования третьего лица, что соответствует положениям статей 44, 138, 144 ЖК РФ.

Постановление Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 34-АД16-5 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов. Решение: Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жилищным кодексом Российской Федерации определено, что товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (статья 135), органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144). Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в частности, относится избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий (статья 145 данного Кодекса).

Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 304-КГ16-1613 по делу N А45-646/2015 Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: ТСЖ предписано обеспечить беспрепятственный доступ сотрудникам третьего лица в нежилые помещения в многоквартирном доме для проведения технического осмотра и работ, связанных с размещением, монтажом и эксплуатацией телекоммуникационного оборудования и кабельных линий связи. Решение: Заявление удовлетворено, поскольку отказ в допуске к общему имуществу многоквартирного дома в отсутствие договора или соответствующего решения общего собрания собственников о предоставлении имущества без заключения договора соответствовал действующему законодательству и не ущемлял права оператора связи.

При рассмотрении данного дела судами трех инстанций было установлено, что собственниками общего имущества указанного многоквартирного дома по в рассматриваемый период не принималось решение о размещении оборудования общества «МТС» в местах общего пользования данного здания. Следовательно, товарищество, отказывая сотрудникам оператора связи в допуске в технические помещения здания, действовало не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома относительно размещения оборудование третьего лица, что соответствует положениям статей 44, 138, 144 Жилищного кодекса.

Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2016 N 304-КГ16-1613 по делу N А45-646/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства. Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что отказ в допуске к общему имуществу многоквартирного дома в отсутствие договора или соответствующего решения общего собрания собственников о предоставлении имущества без заключения договора соответствовал действующему законодательству и не ущемлял ни права оператора связи, ни права отдельных собственников имущества.

Товарищество, отказывая сотрудникам оператора связи в допуске в технические помещения здания, действовало не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома, что соответствует пункту 8 статьи 138, статье 144, части 1 статьи 145, статьям 46 и 146, части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 491.

Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739 по делу N А26-291/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения пенсионного органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды сделали правильный вывод о том, что спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, статьями 135, 144, 145, 147, 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о правомерном доначислении фондом страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с сумм вознаграждений, выплаченных председателям правления товарищества. При этом суды исходили из того, что спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, и в качестве таковых данные выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 309-КГ16-523 по делу N А50-10779/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку установлено, что отношения между председателем правления и самим товариществом являются гражданско-правовыми, выплата вознаграждения связана с выполнением председателем правления управленческих функций; товарищество начисляло председателю правления на установленную сумму вознаграждения процент районного коэффициента, тем самым увеличивая налоговую базу для начисления НДФЛ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и конкретные фактические обстоятельства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь статьями 135, 144, 145, пунктом 3 статьи 147 Жилищного кодекса, статьями 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», установив, что отношения между председателем правления и самим товариществом являются гражданско-правовыми, выплата вознаграждения связана с выполнением председателем правления управленческих функций; товарищество начисляло председателю правления на установленную сумму вознаграждения 15 процентов районного коэффициента, тем самым увеличивая налоговую базу для начисления налога на доходы физических лиц, суды пришли к выводу о правомерном доначислении Пенсионным фондом страховых взносов с выплат председателю правления за 2012-2014 годы.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено три способа управления многоквартирным домом. Одним из них является управление товариществом собственников жилья.

Многоквартирный дом может управляться только одним способом управления, который собственники помещений в многоквартирном доме выбирают на общем собрании собственников.

Таким образом, основанием для создания товарищества собственников жилья в конкретном многоквартирном доме является решение общего собрания собственников помещений в этом доме.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой некоммерческую организацию, целью которой является эффективное управление многоквартирном домом или домами, которое направлено на его (их) благоустройство и благоустройство придомовых территорий.

Поскольку ТСЖ является юридическим лицом, оно обязано иметь органы управления, через которые осуществляет свою деятельность.

В соответствии со статьей 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Но помимо этих институтов к органам управления ТСЖ следует отнести также председателя правления ТСЖ и ревизионную комиссию (ревизора), наличие которых согласно ЖК РФ является обязательным.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

Как видим, участие в общем собрании ограничено не собственниками помещений, как при иных способах управления, а только теми из них, кто является членами ТСЖ.

В силу части 1 статьи 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

Поэтому если собственник помещения не вступили в ТСЖ, они не вправе участвовать в общем собрании членов ТСЖ.

Следует обратить внимание на то, что часть 1 статьи 143 ЖК РФ не делает различий не делает различий между собственниками помещений – физическими и юридическими лицами.

Кроме того, из части 1 статьи 135 ЖК РФ следует, что ТСЖ – объединение собственников помещений в многоквартирном доме. То есть не имеется различий между жилыми и нежилыми помещениями.

Таким образом, юридические лица, имеющие в собственности помещения в многоквартирном доме в случае создания в нем ТСЖ вправе быть его членами, как и физические лица.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья:

-вносит изменения в устав товарищества или утверждает устав товарищества в новой редакции;

-принимает решения о реорганизации и ликвидации товарищества, назначает ликвидационную комиссию, утверждает промежуточный и окончательный ликвидационные балансы;

-избирает членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочно прекращает их полномочия;

-устанавливает размер обязательных платежей и взносов членов товарищества;

-утверждает порядок образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждает отчеты об использовании таких фондов;

-принимает решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

-определяет направления использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

-утверждает годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчет о выполнении такого плана;

-утверждает сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

-утверждает годовой отчет о деятельности правления товарищества;

-утверждает заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

-рассматривает жалобы на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

-принимает и изменяет по представлению председателя правления товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждаете иные внутренние документы товарищества, предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества;

-определяет размер вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;

-решает другие вопросы, предусмотренные ЖК РФ или иными федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 статьи 145 ЖК РФ (перечисленных выше) также может быть отнесено решение иных вопросов.

Кроме того, общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Положения статей 45–48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья (ч.1.1 ст.146 ЖК РФ). То есть процедура в целом та же, что при организации и проведении общего собрания собственников помещений при непосредственном управлении и при управлении управляющей организацией, но имеет ряд особенностей.

В силу части 3 статьи 146 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества, по остальным вопросам – большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правлениятоварищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.

Поскольку по правилам Жилищного кодекса российской Федерации протокол общего собрания подписывается председателем общего собрания (т.е лицом, ведущим собрание), то именно члены правления ТСЖ имеют исключительное право подписывать протокол общего собрания членов ТСЖ, отражающего итоговые результаты общего собрания.

Таким образом, проведение общего собрания в отсутствие членов правления ТСЖ невозможно.

Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья может быть принято путем проведения заочного голосования в порядке, установленном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса. В виду того, что частью 1.1 статьи 146 ЖК РФ предусмотрено, что к собранию членов ТСЖ применяются статьи 45–48 ЖК РФ, положения статьи 44.1 ЖК РФ здесь применению не подлежат.

Таким образом, закономпрямо не предусмотрено проведение общего собрания членов ТСЖ путем очно-заочной формы. В связи с этим ТСЖ рекомендуется в Уставы внести положения о возможности проведения собрания в очно-заочной форме.

При управлении многоквартирным домом Товариществом собственников жилья имеется случай проведения общего собрания собственников помещений, а не только членов ТСЖ.

Это – уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции, которое возможно только с согласия всех собственников помещений в доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья

Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Законодательством прямо не определено количество членов правления ТСЖ, которое обязательно должно быть, поэтому данное положение лучше отразить в уставе Товарищества (например, правление Товарищества избирается в количестве 5 (пяти) человек (не более 5 (пяти) человек), или – правление Товарищества избирается в количестве (или – количественном составе), установленном решением общего собрания, в количестве …).

Правление избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. То есть если уставом подобного правила не предусмотрено, председатель правления избирается правлением.

Законом имеются ограничения для избрания в члены правления Товарищества.

Так, членом правления ТСЖ не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор. Кроме того, в правление не может быть избран член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества.

Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Заседание правления ТСЖ созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

Правление ТСЖ правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления.

Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

В обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

-соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

-контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

-составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

-управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

-наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

-заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

-ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

-созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

-выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Председатель правления товарищества собственников жилья

Статус председателя правления товарищества собственников жилья определен статьей 149 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления ТСЖ действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья

Данный орган ТСЖ может быть как комиссионным, так и единоличным – это устанавливается общим собранием членов ТСЖ либо определяется уставом ТСЖ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.

Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

-проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

-представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

-представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

-отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме (как являющиеся членами ТСЖ, так и не являющиеся ими) имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества, а также ознакомиться со следующими документами:

-устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

-реестр членов товарищества;

-бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

-заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

-документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

-протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

-документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

-техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

-иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

Время чтения: 4 минут

Людей, которые владеют жильем в многоквартирном доме (МКД), объединяет необходимость решать вопрос организации комфортного проживания на совместном пространстве. Ведь сломанный лифт или отсутствие отопления омрачают жизнь обитателей даже самых уютных квартир. Для эффективного и быстрого устранения проблем нужно избрать какую-то форму управления домом. Анализ особенностей работы объединения собственников и УК позволит определить, что лучше — ТСЖ или управляющая компания.

Формы управления МКД

В соответствии с положениями ст. 161 , жильцам МКД нужно выбрать тип управления, который позволит обеспечить:

  • надлежащее содержание общего имущества;
  • благоприятные условия проживания;
  • предоставление коммунальных услуг;
  • техническое обслуживание коммуникаций и оборудования: систем отопления, водоснабжения и иных.

Собственники квартир должны на общем собрании определить предпочтительную форму управления:

  • непосредственное, если в доме не больше, чем 30 квартир;
  • товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  • жилищный или иной специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация (УК).

Стандарты и нормы обслуживания для всех едины. Выбор влияет лишь на то, кто будет нести ответственность перед жильцами. Это — основное, чем отличается ТСЖ от управляющей компании.

Больше о том, какие существуют способы управления многоквартирным домом.

Если выбрать управляющую компанию

Управляющая компания — это юридическое лицо, профессионально осуществляющее управление многоквартирным домом на платной основе. Она является посредником между поставщиками и жильцами дома, контролирует и несет ответственность за качество оказываемых услуг и выполняемых работ.

Главное отличие управляющей компании от ТСЖ состоит в том, что она может обслуживать не один дом, а множество зданий, порой находящихся в разных частях города. Эта возможность ограничивается лишь материальными и кадровыми ресурсами.

Многоквартирный дом может находиться в управлении только одной компании.

Собственники дома сами могут выбрать подходящую УК. Договор управления заключается по решению более 50 % собственников жилья. Процент рассчитывается согласно площади помещений.

Деятельность УК должна быть открытой и прозрачной. Так, компания обязана обеспечивать свободный доступ к следующей информации:

  • показатели финансово-хозяйственной деятельности;
  • перечень оказываемых услуг по содержанию и ремонту;
  • условия и порядок их предоставления;
  • цены и тарифы на ресурсы.

Подробнее о том, как работает управляющая компания ЖКХ.

Плюсы управления через ТСЖ

Товарищество собственников жилья – это некоммерческое объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом. ТСЖ может быть образовано на один или несколько домов при условии, что положительно проголосует более 50 % владельцев квартир.

Основы работы этого юридического лица прописываются в уставе, принятом на общем собрании. На нем избираются члены правления и ревизионная комиссия, ведь ТСЖ имеет свой бюджет и финансовый план, реализацию которого она контролирует.

Деятельность товарищества направлена на создание, содержание, сохранение и приумножение общего имущества, а также на обеспечение поставок коммунальных ресурсов жильцам.

Преимущества ТСЖ перед управляющей компанией заключаются в том, что при этой форме управления каждый заинтересованный собственник может влиять на принятие любых решений.

У объединения первоначально отсутствует своя материально-техническая база, однако оно может выбрать подходящие подрядные организации по приемлемым ценам.

Узнайте подробнее о том, что собой представляет товарищество собственников жилья.

Преимущества и недостатки УК и ТСЖ

Как показывает практика, и ТСЖ, и управляющая компания имеют своих сторонников. И небезосновательно, ведь они являются самыми эффективными формами управления.

Так, УК не только организует проведение работ с помощью собственных ресурсов или посредством привлечения подрядчиков, но и несет ответственность за результаты. Кроме того, к плюсам УК относится:

  • выполнение деятельности по графику: уборка придомовой территории, вывоз мусора;
  • планирование бюджета;
  • наличие собственной специализированной материальной и технической базы;
  • знания и опыт работы в сфере оказания услуг ЖКХ;
  • установленная плата по договору управления.

Но есть в работе УК и минусы:

  1. Несмотря на провозглашенную прозрачность действий компании жильцам сложно добиться отчетности о расходовании средств.
  2. Решения по обращениям собственников принимаются медленно, так как у УК на обслуживании находится не один дом, а сама она территориально удалена от зданий.
  3. При выборе подрядчиков и поставщиков услуг мнение жильцов не учитывается, в том числе при расчете наиболее выгодной тарификации.
  4. Высокая плата за работу по договору.

Плюсы и минусы есть и при выборе ТСЖ. К примеру, среди положительных моментов можно обозначить следующее:

  • важные решения принимаются в кратчайшие сроки на собрании собственников;
  • правление может получать дополнительные доходы на общие цели посредством сдачи помещений в аренду, размещения рекламы на фасадах;
  • все финансовые операции прозрачны, у жильцов есть к ним доступ;
  • возможность самостоятельно выбирать поставщиков услуг.

Жители домов, находящихся под управлением ТСЖ, отмечают и негативные моменты:

  • некомпетентность правления. Оно избирается среди жителей дома, которые редко являются профессионалами;
  • стоимость разовых услуг подрядчиков выше, чем у УК;
  • объединение непросто ликвидировать.

Оптимальная форма управления домом

Если при выборе формы управления МКД использовать не шаблоны, а потребности и предпочтения жителей, однозначно ответить на вопрос, какая из них лучше, не получится.

Специалисты сферы ЖКХ заявляют, что оптимальной является смешанная форма — создание ТСЖ с последующим заключением договора оказания услуг с УК. Это позволяет сочетать опыт УК в устранении коммунальных проблем с демократическим подходом к принятию решений, присущим товариществу.

ТСЖ и управляющая компания в одном доме позволяют:

  • сохранить прозрачность расходов общедомового бюджета;
  • назначить председателя, ответственного за соблюдение договорных отношений с УК;
  • оперативно решать вопросы распоряжения общим имуществом.

Резюме

Товарищество собственников жилья и УК являются самыми популярными формами управления многоквартирным домом. Их отличие заключается в том, что ТСЖ — это демократическая организация процесса коммунального обслуживания самими жильцами, а УК — коммерческое юридическое лицо, которое делает ту же работу профессионально, но за плату.

Выбор подходящей формы управления зависит от технического состояния МКД и степени самоорганизации жильцов. Оптимальный вариант — создание товарищества и заключение договора управления. В этом случае правление дома ТСЖ и управляющая компания действуют эффективнее.

ТСЖ это организация или нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *