Содержание

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос (обращение по пояснению) не соответствует приведенным видам обращений, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем, Департамент обращает внимание, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), руководитель любого экономического субъекта обязан организовать:

— ведение бухгалтерского учета;

— хранение документов бухгалтерского учета.

Согласно Закону N 402-ФЗ, Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ и Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе:

— возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;

— заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.

При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

Необходимо отметить, что централизованные бухгалтерии могут создаваться в форме бюджетного или казенного государственного (муниципального) учреждения.

Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета.

В настоящее время имеется широкая положительная практика ведения бюджетного (бухгалтерского) учета специализированными бухгалтериями, созданными в форме казенных государственных (муниципальных) учреждений.

В то же время, по мнению Департамента, данное решение должно быть экономически оправданно.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

В соглашение следует включить требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ и приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 N 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер».

При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

По вопросу ведения учета на единой программной платформе, Департамент обращает внимание на положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие вопросы государственных закупок на контрактной системе.

Заместитель директор Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В. Сивец

Доброго времени суток, с вами Татьяна Сухих! Сегодня я хочу затронуть достаточно необычную тему, но не менее важную для всех, кто работает в детском саду. Особенно интересна она будет бухгалтерам. Ведь для многих интересен вопрос, что делает бухгалтер в детском саду? На днях после праздников я заходила к нашему специалисту: на столе целая кипа бумаг, папок, документов, квитанций, аж у меня голова пошла кругом. Не представляю, как с этим всем управляться.

Обязанности бухгалтера

Чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе, решила познакомиться с обязанностями, которые должен выполнять бухгалтер в детсаду. Список оказался достаточно внушительным, ведь сюда включено бухгалтерское обслуживание всего персонала детского сада, питание детей, родительская оплата за посещение детсада и многое другое. Но давайте каждый пункт рассмотрим более подробно. Итак, обязанности для этой профессии в детсаду включают:

  • ведение учета в соответствии с законодательством РФ;
  • контроль за разработкой меню и нормами расхода в расчете на одного воспитанника, денежный расчет меню;
  • работа с организациями-поставщиками, своевременная оплата продуктов;
  • контроль внесения родителями оплаты за содержание детей в дошкольном учреждении;
  • расчет размера родительской платы с учетом выходных и праздников, посещаемости воспитанников и возможных льгот;
  • начисление сотрудника детсада зарплаты и всех других видов выплат, включая больничные, отпускные и т.д.;
  • выполнение всех необходимых расчетов по предоставлению учреждением платных образовательных услуг;
  • контроль за качественной работой поставщиков воды, света, отопления и других услуг;
  • оформление справок о размере заработной платы по запросу работников;
  • ведение налоговой и других видов отчетностей;
  • контроль за выполнением муниципального задания;
  • своевременное и качественное ведение бухгалтерской базы данных и т.д.

Как вы видите, функции бухгалтера достаточно многогранны, и в учреждении дополнительного образования от его работы зависит вся система благоприятного функционирования детского сада. На самом деле, должностная инструкция включает примерно в два раза больше пунктов, а помимо обязанностей в нее включены также права и ответственность.

Что входит в права и ответственность бухгалтера?

Социальные гарантии, получение необходимой информации и документов для осуществления профессиональной деятельности, подписание некоторых документов, выступление с предложениями начальству по совершенствованию своей работы — все это права бухгалтера в детском саду. Право на предоставление соответствующих для работы условий и право на повышение своей профессиональной квалификации также входят в инструкцию.

Повышать свою квалификацию очень важно представителям всех профессий, и бухгалтеры не являются исключением. Ведь в законодательстве часто происходят всевозможные изменения, особенно в налоговом, поэтому очень важно своевременно проходить курсы повышения квалификации.

Внимание, полезная информация!!!

Объемные профессиональные бухгалтерские курсы в алматы позволят вам существенно повысить свой уровень квалификации и выйти совершенно на новый уровень своего мастерства.

Ну и каждый бухгалтер, конечно, не должен забывать об ответственности, ведь его функции напрямую связаны с предоставлением своевременных и достоверных отчетов, которые при ненадлежащем исполнении могут повлечь административную, гражданскую и даже уголовную ответственность.

Надеюсь, что моя статья будет полезна тем работникам, которым нужно как можно быстрее пройти курсы повышения квалификации. Подписывайтесь на обновления блога и рекомендуйте статью в соцсетях.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Об утверждении Типового положения о централизованных бухгалтериях бюджетных учреждении СССР системы Министерства просвещения

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 8 октября 1980 года N 134

Об утверждении Типового положения о централизованных бухгалтериях
бюджетных учреждении СССР системы Министерства просвещения

(извлечения)

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 24 января 1980 года N 59 «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов» и в целях дальнейшего организационного укрепления централизованных бухгалтерий
приказываю:

1. Утвердить согласованное с Министерством финансов СССР Типовое положение о централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений системы Министерства просвещения СССР.

2. Министерствам просвещения союзных республик до 1 апреля 1981 года разработать в соответствии с настоящим Типовым положением и утвердить по согласованию с министерством финансов республики Положение о централизованных бухгалтериях применительно к особенностям и специфике деятельности учреждений и органов народного образования республики.

Министр
М.А.Прокофьев

СОГЛАСОВАНО
с Министерством финансов СССР
Заместитель министра
В.В.Деменцев
29 сентября 1980 года N 41-05

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
просвещения СССР
от 8 октября 1980 года N 134

Типовое положение о централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений системы Министерства просвещения СССР

1. Общие положения

1.1. Централизованные бухгалтерии являются прогрессивной формой организации бухгалтерского учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений на основе централизации учетных работ, применения современной вычислительной техники, внедрения прогрессивных форм и методов учета и усиления его контрольных функций.
Централизованные бухгалтерии системы Министерства просвещения СССР способствуют наиболее эффективному и рациональному использованию государственных средств, выделяемых на народное образование, укреплению материально-технической базы обслуживаемых учреждений, оснащению их современными техническими средствами обучения, а также созданию необходимых условий для организации учебно-воспитательного процесса.
_______________
В дальнейшем централизованные бухгалтерии системы Министерства просвещения СССР будут именоваться «централизованные бухгалтерии».

1.2. Централизованные бухгалтерии организуются в порядке, установленном советами министров союзных республик. В соответствии с настоящим типовым положением министерства просвещения союзных республик разрабатывают и утверждают по согласованию с министерствами финансов союзных республик положение о централизованных бухгалтериях с учетом особенностей и специфики деятельности учреждений и органов просвещения данной республики.

1.3. Централизованные бухгалтерии организуются как самостоятельные структурные подразделения, как правило, при главных распорядителях кредитов — министерствах просвещения союзных республик, министерствах просвещения АССР, краевых, областных, окружных, городских, районных отделах народного образования. При территориальной отдаленности учреждений от местонахождения главного распорядителя кредитов, а также в тех случаях, когда это является целесообразным, допускается организация централизованной бухгалтерии при нижестоящих распорядителях кредитов.
Расходы на содержание централизованных бухгалтерий обслуживающих учреждений, которые состоят на союзном и республиканском бюджетах союзных республик, относятся на раздел N 200, § 76, а состоящие на республиканских бюджетах автономных республик и на местных бюджетах — на раздел N 200, глава 75, § 76.

1.4. Централизованные бухгалтерии ведут бухгалтерский учет исполнения смет расходов обслуживаемых учреждений и организаций, в том числе и учреждений, при которых они организованы, а также учет операций, связанных с финансированием подведомственных учреждений и ведущих бухгалтерский учет самостоятельно.
Бухгалтерский учет в централизованных бухгалтериях ведется по двойной системе в соответствии с инструкциями и методическими указаниями Министерства финансов СССР и Министерства просвещения СССР.

1.5. При централизации бухгалтерского учета существующие самостоятельные бухгалтерии в обслуживаемых учреждениях упраздняются, а их бюджетные (текущие) счета закрываются.

1.6. В централизованных бухгалтериях банковские документы (чеки и платежные поручения), а также расходные кассовые ордера и платежные (расчетно-платежные) ведомости на заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы (распорядительные надписи) подписываются руководителем органа народного образования, при котором создана централизованная бухгалтерия, или другими лицами, им для этого уполномоченными, и главным бухгалтером или его заместителем. Остальные документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, подписываются соответствующими руководителями учреждений и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии или их заместителями.
Документы без подписи главного (старшего) бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
Приходные кассовые ордера действительны при наличии подписи главного (старшего) бухгалтера или его заместителя или кассира.

1.7. При централизации бухгалтерского учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей кредитов:
заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ, которые должны в обязательном порядке визироваться главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
поручать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам;
разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;
утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в негодность основных фондов (средств) и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями;
разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Структура и штаты централизованных бухгалтерий

2.1. Штаты централизованных бухгалтерий устанавливаются на основании Типовых штатов работников централизованных бухгалтерий, разработанных министерствами просвещения союзных республик, и утверждаются в порядке, установленном советами министров союзных республик.

2.2. В составе централизованных бухгалтерий могут организовываться примерно следующие группы: финансовая; материальная; учета расчетов с рабочими и служащими; учета расчетов с родителями за содержание детей в детских учреждениях.
В зависимости от объема работ финансовая группа может быть разделена на оперативно-финансовую и группу учета расчетных операций, а материальная — на группы учета основных средств, учета материальных ценностей и др.
Каждую группу возглавляет руководитель группы учета.

2.3. В крупных обслуживаемых учреждениях могут создаваться учетно-контрольные группы, входящие в состав централизованных бухгалтерий.
Эти группы обязаны обеспечить осуществление предварительного контроля, оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, сохранность имущественно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц и ряд других работ, предусмотренных распределением обязанностей работников централизованной бухгалтерии.

2.4. Механизированная обработка учетно-отчетной документации производится вычислительными установками ЦСУ СССР предприятий и организаций на договорных началах, ведомственными вычислительными установками или на вычислительных машинах, имеющихся в централизованных бухгалтериях.

2.5. В тех случаях, когда главный бухгалтер органа народного образования является одновременно главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, централизованная бухгалтерия выполняет функции бухгалтерии органа народного образования.

2.6. Главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном для назначения и освобождения руководителей органов народного образования по представлению этих руководителей и по согласованию с руководителем бухгалтерской службы вышестоящего органа народного образования.
Главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий подчиняются непосредственно руководителям органов народного образования, при которых созданы централизованные бухгалтерии, а по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности — начальнику управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (главному бухгалтеру) вышестоящего органа.

2.7. Работники централизованных бухгалтерий назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями органов народного образования, при которых созданы централизованные бухгалтерии, по предоставлению главного бухгалтера этой бухгалтерии в установленном порядке.

3. Основные функции централизованных бухгалтерий

3.1. Централизованные бухгалтерии должны обеспечить:
правильную организацию исполнения смет расходов обслуживаемых учреждений;
проверку документов с точки зрения своевременности и правильности их оформления и законности совершаемых операций;
контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с открытыми кредитами (ассигнованиями) и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
своевременное финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета и отчетности;
учет доходов и расходов по сметам специальных средств и учет операций по другим внебюджетным средствам;
начисление и выплату в срок заработной платы рабочим и служащим, стипендий учащимся учебных заведений;
своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет, с предприятиями, учреждениями и отдельными лицами;
участие в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей, своевременное и правильное выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете;
проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
применение средств механизации для учета денежных средств, материальных ценностей, средств для расчетов и других операций;
составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;
хранение бухгалтерских документов, регистров учета, смет расходов и расчетов к ним, а также других документов;
проведение в установленном порядке документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных учреждениях;
составление и согласование с руководителями обслуживаемых учреждений (при отсутствии плановых отделов или других аналогичных структурных частей) смет расходов и расчетов к ним.

4. Обязанности и права главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий

4.1. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии в своей деятельности руководствуется Положением о главных бухгалтерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР.
Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:
широкое исполнение современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;
полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
достоверный и точный учет исполнения смет расходов обслуживаемых учреждений в соответствии с установленными правилами;
правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет и взносов на государственное социальное страхование;
участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в случае необходимости этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб — непосредственное осуществление этих функций;
проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях, ведущих бухгалтерский учет самостоятельно, а также своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;
составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;
осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности обслуживаемых учреждений по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях экономного расходования государственных средств;
активное участие работников централизованной бухгалтерии в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление режима экономии;
своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в учреждениях, ведущих бухгалтерский учет самостоятельно, проверок и документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности и подготовку предложений по улучшению их работы;
сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в. установленном порядке в архив.

4.2. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии совместно с руководителем обслуживаемых учреждений обязан тщательно контролировать:
соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;
правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплин;
соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;
взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;
законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

4.3. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.
В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю органа народного образования, при котором создана централизованная бухгалтерия, для принятия мер.

4.4. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.
Работники обслуживаемых учреждений, занятые бухгалтерским учетом, по вопросам организации и ведения учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру.

4.5. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операции и представления в бухгалтерию или на вычислительную установку необходимых документов и сведений являются обязательными для всех обслуживаемых учреждений.

4.6. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии имеет право:
требовать от руководителей обслуживаемых учреждений принятия мер к повышению эффективности использования государственных средств, к усилению сохранности социалистической собственности, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля;
проверять в обслуживаемых учреждениях соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
подготавливать предложения о снижении размеров премий или лишения премии руководителей и работников обслуживаемых учреждений, не обеспечивающих выполнения установленных правил оформления первичной документации, ведения первичного учета и других требований по организации учета и контроля;
вносить предложения в соответствующие комитеты народного контроля о производстве денежных начетов на должностных лиц, причинивших своими неправильными действиями или нераспорядительностью материальный ущерб государству.

4.7. Органы народного образования и руководители обслуживаемых учреждений обязаны оказывать всемерное содействие главным бухгалтерам централизованных бухгалтерий в исполнении ими обязанностей и в исполнении прав, предусмотренных настоящим Положением.
Любые попытки преследования главного бухгалтера за исполнение этих обязанностей и использование прав должны решительно пресекаться, а виновные в этом лица — привлекаться к строгой ответственности.

5. Ответственность главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий

5.1. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии несет ответственность в случаях:
неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;
принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей;
несвоевременной и неправильной выверки операций по бюджетным и текущим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии;
других нарушений положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.

5.2. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии несет наравне с руководителем органа народного образования ответственность:
за нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
за несвоевременное взыскание денежных начетов с должностных лиц на основе постановлений комитетов народного контроля;
за нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.

5.3. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий определяется в соответствии с действующим законодательством.
При этом дисциплинарное взыскание на главного бухгалтера централизованной бухгалтерии налагается в порядке подчиненности соответствующим вышестоящим органом управления.

6. Взаимоотношения централизованных бухгалтерий с обслуживаемыми учреждениями

6.1. Руководители учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, несут полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность их оформления и обязаны своевременно передавать в централизованную бухгалтерию или на вычислительную установку необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (приказы, постановления, распоряжения, а также договоры, соглашения, сметы, нормативы и другие материалы).
За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.

6.2. Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные централизованной бухгалтерией по согласованию с руководителями этих учреждений.

6.3. Работа централизованной бухгалтерии организуется по разработанным и согласованным с руководителями обслуживаемых учреждений графикам. В централизованной бухгалтерии составляется график представления обслуживаемыми учреждениями необходимых для бухгалтерского учета и контроля документов и график приема работниками централизованной бухгалтерии представителей обслуживаемых учреждений по служебным, а посетителей — по личным вопросам.

6.4. Организация работы в централизованной бухгалтерии должна обеспечить:
полное осуществление руководителями обслуживаемых учреждений — распорядителями кредитов — предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей;
своевременную оплату счетов за приобретаемые товарно-материальные ценности и оказываемые услуги;
правильное сметное планирование и финансирование;
экономное расходование государственных средств.

6.5. Все поручения руководителей обслуживаемых учреждений, не нарушающие действующего законодательства, должны неукоснительно выполняться централизованными бухгалтериями.

6.6. Связь с централизованной бухгалтерией, кроме руководителей обслуживаемых учреждений, могут поддерживать их заместители, заведующие хозяйством, секретари, лаборанты, лица, на которых возложено заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, и другие работники, назначенные ответственными за проведение отдельных мероприятий.
Централизованная бухгалтерия должна систематически проводить инструктаж работников обслуживаемых учреждений, имеющих контакт с бухгалтерией, в части правильного и четкого заполнения и оформления первичных документов и обеспечивать учреждения бланками трудовых соглашений, счетов на оплату работ, выполняемых за счет фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава, актов на списание основных фондов (средств) и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, книгами складского учета, инвентаризационными описями и другими документами.

6.7. Разногласия между главным бухгалтером централизованной бухгалтерии и обслуживаемыми учреждениями решаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
Министерства просвещения СССР
N 2, 1981 год

Минфин разработал проект постановления правительства о порядке передачи в казначейство бухгалтерских функций федеральных и региональных министерств. Казначейство должно обеспечить единый подход к учету и интегрировать его в единую электронную систему для создания прозрачной и полной базы данных. Де-факто речь идет о том, что бухгалтерские мощности казначейства позволяют превратить его в единый расчетный центр. Дублирующие эти функции местные и региональные подразделения органов власти предлагается сократить — по замыслу Минфина экономию от этого можно будет использовать в том числе для повышения зарплат остающихся госслужащих.

Продолжая работу над бюджетной централизацией, Минфин подготовил проект постановления Белого дома, устанавливающий обязательные требования к передаче казначейству бухгалтерских функций федеральных министерств и высших органов исполнительной власти в регионах и муниципалитетах. Как следует из пояснительной записки к проекту, разработки подзаконного акта требовали принятые в июле 2019 года поправки к Бюджетному кодексу о совершенствовании государственного и муниципального контроля за финансами. В частности, нововведения предусматривали передачу министерских функций по бюджетному учету, оплате труда и перечислению обязательных платежей в бюджеты РФ в ведение казначейства и подотчетных ему региональных и муниципальных минфинов —создания централизованной бухгалтерии.

Решение о передаче полномочий принимается федеральным и региональным правительствами, при этом по проекту Минфина оно должно содержать перечень передаваемых казначейству полномочий и сам периметр централизации — подпавшие под процедуру органы исполнительной власти. В частности, правительства должны указывать сроки передачи полномочий, условия по переходному периоду и обязательные требования к организации централизованного учета. Так, казначейство должно обеспечить единый подход к ведению бухучета, исключить дублирование процедур сбора информации, унифицировать документы и интегрировать их в единую информационную систему управления общественными финансами, что должно сократить сроки их обработки и доступа к ним.

Предполагается, что порядок взаимодействия казначейства с получателями средств определит централизованная бухгалтерия, для этого должен быть разработан акт о единой учетной политике. При этом казначейство заменит «централизуемые» органы и в части взаимодействия с ФНС, ФСС, ПФР, Росстатом и другими госорганами.

Ранее глава Федерального казначейства (ФК) Роман Артюхин заявлял, что центры обработки данных Минфина способны справиться с переводом в ФК всего бухучета федеральных органов, при этом настаивать на этом никто не будет (см. «Ъ” от 20 марта). Впрочем, свои бухгалтерии уже утратили Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития. Напомним, консолидация в казначействе бухгалтерских функций министерств — лишь часть общего процесса сокращения численности госслужащих: по плану в 2020 году оно затронет 10% штатной численности федеральных и 5% состава региональных ведомств, при этом сэкономленные от этого средства Минфин предлагает потратить на повышение окладов остающихся чиновников с тем, чтобы снизить долю переменной части оплаты их труда (доплат и премий) до 40% с нынешних 60%.

Диана Галиева

Централизованная бухгалтерия учреждений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *