Содержание
Несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.
В современном обществе активно популяризируется здоровый образ жизни, неотъемлемой частью которого являются занятия спортом. При этом независимо от того, занимаетесь ли вы спортом профессионально или для поддержания здоровья, тренировка представляет собой определенный комплекс упражнений, направленный на достижение поставленной цели. И только тренер может подобрать наиболее оптимальные и эффективные упражнения, отвечающие как вашим требованиям, так и физическим возможностям.
Другими словами, несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, а ее освоение требует от кандидатов больших усилий и знаний не только в области спорта, но и педагогики. О том, что должен знать и уметь тренер, а также о разновидностях этой профессии мы сегодня и поговорим.
Кто такой тренер?
Тренер (от англ. to train – подготавливать, обучать) – специалист, профессионально занимающийся воспитанием и подготовкой спортсменов. Как правило, он является экспертом в определенном виде спорта, а в его обязанности входит выявление, развитие и совершенствование способностей подопечных.
История возникновения профессии уходит в далекое прошлое. Еще в древности люди организовывали различные спортивные состязания, а их участников обучали по специальным методикам, позволяющим тренировать силу и выносливость. Вспомним известные бои гладиаторов в Колизее, для подготовки которых приглашали опытных военных инструкторов, или же традицию проведения Олимпиад в Древней Греции, которая возобновилась в 20 веке и поддерживается до сих пор. Каждая победа или достижение всегда в значительной степени являлась заслугой тренера.
На сегодняшний день выделяют две основные разновидности этой профессии: спортивный тренер и фитнес-тренер.
Фитнес-тренер – эксперт по здоровому образу жизни, который помогает своему клиенту достичь желаемых результатов: например, набрать мышечную массу, похудеть или стать более выносливым. Обычно они работают в спортивных комплексах и проводят либо индивидуальные, либо групповые занятия. Сегодня очень популярными являются тренеры по фитнесу, пилатесу, аэробике, йоге, спортивным танцам и т.д. К основным обязанностям фитнес-тренера относят:
- выявление потребностей клиента;
- составление программы тренировок (индивидуальный подбор необходимых упражнений и объема нагрузок);
- демонстрация правильного выполнения комплекса упражнений;
- контроль эффективности тренировок клиента;
- подбор соответствующей диеты.
Спортивный тренер – человек, работающий с начинающими и профессиональными спортсменами, от усилий которого зависят их спортивные достижения и будущая карьера. Его обязанности варьируются в зависимости от вида спорта, на котором он специализируется, но чаще всего работа является многоплановой и требует от профессионала широкого спектра знаний и умений. К основным обязанностям спортивного тренера относят:
- грамотный подбор режима тренировок, распределение нагрузки, определение эффективного комплекса упражнений;
- составление плана питания, диеты;
теоретическая и психологическая подготовка спортсменов, мотивация; - контроль правильности и регулярности выполнения упражнений;
- подготовка к соревнованиям и участие в них;
- первичная медицинская помощь при получении травм, наблюдение за состоянием здоровья подопечного.
Какими личностными качествами должен обладать тренер?
Тренер – прежде всего, эталон и пример для подражания. Поэтому наставник сам должен быть профессионалом своего дела. Очень большое значение в профессии имеет физическое и психическое здоровье. Тренер всегда должен:
- находиться в хорошей форме,
- следить за собой,
- регулярно совершенствоваться,
- демонстрировать силу воли, физическую силу и выносливость.
Профессиональный тренер обладает высокой скоростью реакции, хорошей координацией и моторной памятью.
Поскольку не каждое соревнование для спортсмена заканчивается успехом, среди ключевых качеств тренера выделяют умение преодолевать неудачи, быть сдержанным и поддерживать спортсмена, мотивируя его на более усиленную подготовку.
Способствовать достижению спортивных результатов можно только, будучи целеустремленным человеком. Нужно любить спорт, но в то же время не быть фанатиком, рационально оценивая ситуацию, способности своего подопечного и собственную работу. Тренер должен уметь оказывать влияние на спортсмена, а также знать, когда следует вовремя остановиться, чтобы избежать негативных последствий.
К важным качествам тренера также относятся коммуникативные способности, уровень воспитания и хорошие манеры. В работе спортивного тренера очень часто приходится взаимодействовать не только со спортсменами, которых он тренирует, но и с представителями СМИ, различными организациями и учреждениями и коммуникативные навыки в этом случае играют не последнюю роль.
Нередко разъездной характер работы и напряженный график тренировок приводит к большой психоэмоциональной нагрузке, что требует от тренера высокого уровня стрессоустойчивости, умения сосредоточиться и продолжать работу в экстремальных ситуациях.
Преимущества профессии тренер
Лучшей наградой за свою работу большинство тренеров считают высокие результаты своих подопечных. Во время любых соревнований они переживают за свою команду или конкретного спортсмена и иногда радуются победе даже больше, чем сами участники. Они любят спорт и получают большое моральное удовлетворение от возможности быть его частью.
Для спортивных тренеров большим преимуществом является общественное признание и повышение репутации на спортивном поприще. У них берут интервью, принимают во внимание мнение относительно того или иного спортивного события, прислушиваются к советам и рекомендациям.
Отметим, что с каждой победой спортсмена спрос на услуги его наставника значительно увеличивается, следовательно, поднимается и стоимость работы конкретного тренера. Профессионал международного класса может рассчитывать на многомиллионный контракт и работу в самых известных спортивных клубах.
Работу фитнес-тренера также можно отнести к прибыльным видам деятельности. И хотя на его доход непосредственное влияние оказывает не столько спортивные достижения клиентов, сколько количество проведенных занятий, настоящий профессионал с легкостью может заработать на бутерброд с черной икрой. У хорошего тренера занятия расписаны на много недель вперед, а со многими клиентами он проводит индивидуальные занятий, которые стоят значительно дороже групповых. В среднем зарплата фитнес-тренера колеблется в пределах 300-700 рублей в час, но все зависит от его опыта и квалификации. Также существует возможность устроиться на работу персональным инструктором публичных людей, и таким образом существенно увеличить свой доход.
Имея большой опыт тренерской работы, собственные награды и достижения, можно задуматься об открытии собственного бизнеса. Сегодня спортивные секции или кружки пользуются большим спросом у населения, поэтому правильно выстроенная позиция принесет хорошую прибыль.
Недостатки профессии тренер
К недостаткам профессии относят большую физическую и эмоциональную нагрузку. Обычно тренер имеет очень плотный график тренировок, а в периоды подготовки к соревнованиям у него отсутствуют такие понятия, как выходной или праздник.
Участие в областных/региональных соревнованиях, чемпионатах страны или мира предполагает командировки и требует большого количества времени проведенного в дороге. Поэтому тренер не может планировать личный досуг и часто находится вдали от семьи.
Поскольку в спорте бывают не только победы, но и поражения, тренеру иногда приходится переживать тяжелые периоды, наполненные критическими замечаниями болельщиков, направленными в его адрес, и разочарованием спортсменов. В некоторых случаях подопечные получают серьезные травмы или уходят из спорта по собственному желанию, и тогда тренеру приходится искать новую «спортивную звезду».
Сложно стать хорошим тренером, если нет необходимого опыта. Одного образования здесь недостаточно, нужно также иметь собственные достижения в спорте. Успех в этой сфере деятельности приходит уже в зрелом возрасте.
Где можно получить профессию тренер?
Тренерский состав состоит преимущественно из бывших спортсменов, не желающих бросать любимое дело. Однако не каждый спортсмен может переквалифицироваться в тренера.
Тренер – это прежде всего педагог. А значит, у него должны быть специальные педагогические навыки, позволяющие осуществлять подготовку спортсменов. Кроме того, он должен владеть знаниями в области медицины, психологии и основ физиологии.
Чтобы стать профессиональным тренером, необходимо получить высшее образование либо в профильном университете, либо в одном из ВУЗов, где имеется факультет физической культуры. Наиболее популярными профильными учебными заведениями в России считаются:
- Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург);
- Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (г. Москва);
- Кубанский государственный университет физической культуры;
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск).
ВНИМАНИЮ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ТРЕНИРОВАТЬ И ТРЕНИРОВАТЬСЯ В ОБЛАСТИ ЙОГИ ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! ВЫВОДЫ ДЕЛАЕМ САМИ.
Те люди, которые не покинули, и не собираются в ближайшее время покидать социум (исторически конкретный тип социальной системы) вынуждены (или имеют счастливую возможность) руководствоваться в своей деятельности правилами и законами, созданными и принятыми социумом. В нашем случае, под социумом понимается Российская Федерация (Россия), под деятельностью — любые виды публичной йога-практики.
Первое, с чем придется столкнуться любому человеку, желающему практиковать (изучать) йогу способом отличным от лежания на диване, это необходимость найти место и людей, готовых преподать ему начала и тренировать его. Кто может стать таким человеком, с точки зрения социума?
Сразу оговоримся, что все нижесказанное не придумано специально для йоги и является просто извлечением из действующего законодательства РФ, т.е., независимо от того, развивает организация, в которую Вы обратились, спортивную ходьбу, фитнес, конный спорт или иогу, в любом случае ее деятельность ( в нашем случае, преподавание йоги) регулируется законодательными актами Российской Федерации, среди которых: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и Федеральный Закон «Об общественных объединениях».
Читаем Федеральный Закон № 80 от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 13 января 1999 года; одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года):
Статья 8.
Физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации;
В Российской Федерации создаются и действуют физкультурно -спортивные объединения, в том числе с участием государства. К ним относятся физкультурно — спортивные общества профессиональных союзов, физкультурно — спортивные общества органов государственной власти, федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессионального спорта). п 2. … все федерации регистрируются в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях», но с учётом особенностей, предусмотренных ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»
ВЫВОД: Удостоверьтесь в легитимности организации, с которой Вы собрались иметь дело. Это Ваше здоровье: оно одно, другого не будет….
Удостоверились? Все законно? Очень хорошо. Вступайте.
Но вот если Вы захотите потренироваться или, сами стать инструктором по данному виду и сделать это в рамках вновь обретенной организации, то для Вас есть в этом же законе много интересного.
Согласно ФЗ-80/29 апреля 1999 г, право на тренерско — преподавательскую деятельность на территории РФ даёт только профессиональное образование полученное на территории Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
ВНИМАНИЕ:
Международные федерации по виду спорта или стилю, не являются выданными государственными образовательными учреждениями, следовательно, документы выданные ими, в части разрешения на преподавание, являются юридически ничтожными на территории РФ.
Многие ошибочно считают, что такое право (на преподавание) даёт спортивная квалификация, например, мастер спорта или обладание мастерской степенью, например, чёрный пояс или сертификат международного инструктора, который выдала международная федерация по тому или другому виду…
НЕТ, Закон иного мнения:
Статья 28.
Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональная деятельность в области лечебной физической культуры.
…К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта и профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности: «физическая культура и спорт», выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Кстати, ваше право на ведение тренерской деятельности (просто проведение тренировок) подтверждает и берет на себя часть вашей ответственности соответствующая федерация (разумеется будучи полностью легальной в соответствии с действующим законодательством–спрашивайте свидетельства о регистрации ), присваивая Вам ту или иную квалификацию ( в соответствии со своими положениями) и, разумеется, только в случае выполнения Вами процедуры по получению специального образования в соответствии со ст. 28 ФЗ-80/29.04.1999).
ВЫВОД 1:
Никакая спортивная кваллификация (МС, МСМК и или обладатель ДАН), наличие ЙОГА сертификатов частных школ, клубов (не имеющих лицензии на преподавательскую деятельность), обладание удостоверением международного инструктора любой иной страны (иными словами: иностранного государства) не дает права на преподавание на территории РФ.
ВЫВОД 2:
Все документы на право занятия тренерской или преподавательской деятельностью, полученные от лиц и организаций, не соответствующих статье 28 ФЗ80/29 апреля 1999 г., являются юридически ничтожными на территории РФ, а деятельность на их основе — незаконной, т.е. запрещенной законодательством РФ.
Практика несколько иная: преподают, конечно… Это временно, как всякая незаконная деятельность. Работодатели, у кого работают такие «черные тренеры» (студия, клуб) являются сооучастниками ( покрывателями) противозаконной деятельности. Если за период «подпольной» деятельности не наступит иных последствий (травмы, утрата здоровья, что самое худшее, ибо пострадают безвинные люди и когда «сидеть» придется всем), то, как минимум, такого «тренера» ждет административная ответственность, а юридическое лицо (его представителей) — уголовная.
ЗАПОМИНАЕМ:
Никакие местные, региональные федерации или клубы, не имеют права выдавать разрешения на преподавательскую деятельность, сертификаты, поскольку не являются государственными образовательными учреждениями, и не являются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Общероссийские Федерации (на основании уставной деятельности) имеют право выдавать свои инструкторские квалификации, книжки, дипломы, удостоверения и т.д., но только на основании государственных свидетельств (дипломов). Все иное является НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ со всеми вытекающими последствиями.
Самое простое: тренер-самоучка ( а таковыми, де-юре, являются все вышеперечисленные обладатели незаконных документов) не сможет работать в государственной структуре (с полным социальным пакетом). Его туда просто не возьмут из-за отсутствия того самого специального образования или не соответствующей квалификации. Это сегодня. Завтра двери закроются и в любой частной организации, ибо любая частная организация, ведущая свою деятельность на территории РФ, находится в правовом поле Российской Федерации.
ДОПОЛНЕНИЕ: И САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЭТО НАШИ ДЕТИ!
Вы решили отдать ребенка в секцию…,
Тренер в данном случае может принадлежать любой традиции, стилю, но… ЕСЛИ У НЕГО НЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( Внимание ! для многих видов — еще и спортивного), ОН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВЕСТИ ТРЕНЕРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ.
Родители сейчас становятся умнее, начинают выбирать легальность и профессионализм тренера, для того, чтобы их дети были защищены от всякого рода нюансов, и занимались под присмотром профессионального педагога, а не самоучки — любителя.
Если преподаватель работает в государственном образовательном учреждении, например, в школе, то такой проверкой должен заниматься департамент образования.
Например, в Москве, когда люди приходят или приводят своих детей, то первые 2 вопроса, которые они должны задавать,- следующие:
— Насколько легальна ваша организация? покажите документы!
— Обладают ли тренеры проф. образованием, сертификатом РФ?
Если что-то не так, ищите другую школу.
С уважением,
Николай Андреевич Кондратьев,
юрист, консультант ФЙР;
Ответ на этот вопрос неоднозначен.
Все зависит от того, кого вам предстоит тренировать. Если профессиональных спортсменов – то вопрос о необходимости образования даже не обсуждается. Тренер должен иметь не только высшее образование в области физкультуры и спорта, но еще и всевозможные награды за участие в соревнованиях, в идеале – являться мастером спорта.
Кроме того высококвалифицированному и востребованному тренеру необходимо еще и медицинское образование. Зачастую среди таких тренеров встречается большое количество бывших спортсменов, добившихся отличных показателей в своем виде спорта, но уже завершивших карьеру.
Для работы в клубе, нацеленном исключительно на непрофессионалов и любительские виды спорта (фитнес, йога, пилатес, чирлидинг и пр.), достаточно иметь сертификат об окончании профильных фитнес курсов. Наличие диплома создает идеальные стартовые условия для карьеры фитнес инструктора или фитнес тренера. Ценность претендента на тренерское место повышает наличие еще и медицинского образования. Хотя бы начального. Предполагающего знание основ анатомии, физиологии и биомеханики, жизненно необходимых для трудовой деятельности инструктора.
Но это не все составляющие успеха. Фитнес тренер должен владеть еще и знаниями о строении мышц и работе сердечнососудистой системы. Информация об устройстве организма и взаимодействии групп мышц позволяет помогать клиентам достигать значительных результатов от тренировок и не навредить их здоровью, не рассчитав допустимую для каждого нагрузку, ведь она носит индивидуальный характер.
К тренеру предъявляются требования в части уровня профессионального образования и опыта практической работы.
Трудовой договор обязательно должен содержать указание должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 57 Трудового кодекса РФ).
Квалификационные требования определяют уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы, в том числе на определенных должностях или в определенных сферах деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Тренером может являться физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов (п. 24 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон N 329-ФЗ)). Следовательно, Закон N 329-ФЗ устанавливает требования к квалификации тренера.
Кроме того, особенностями регулирования труда спортсменов и тренеров, закрепленными в гл. 54.1 ТК РФ, предусматривается предоставление дополнительных гарантий и компенсаций для тренеров (ст. 348.10 ТК РФ).
В качестве работодателей тренера могут выступать организации и физические лица, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 2 ст. 348.1 ТК РФ). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Следовательно, к должности тренера применение требований, содержащихся в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах, является обязательным. Поэтому наименование должности тренера, указываемой в штатном расписании и трудовом договоре у работодателя (коммерческой организации), должно соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов.
При этом если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены на законодательном уровне, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В остальных случаях профессиональные стандарты при желании работодателя могут быть взяты за основу при определении требований к работникам (ст. 195.3 ТК РФ).
Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» к должности «тренер» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н был утвержден Профессиональный стандарт «Тренер», который содержит наименования 16 обобщенных трудовых функций. Однако наименование должности «тренер» содержится всего в четырех наименованиях обобщенных функций.
В соответствии с Профессиональным стандартом к тренеру предъявляются следующие квалификационные требования:
Наименование обобщенной функции | Требования к образованию и обучению | Требования к опыту практической работы |
Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки | Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.
Допускаются среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта |
Не предъявляются |
Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель.
Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации |
|
Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства | Высшее образование — программы бакалавриата в области физической культуры и спорта | Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер — преподаватель.
Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации |
Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства |
Квалификационные требования указанного Профессионального стандарта обязательны для применения работодателем (коммерческой организацией), поскольку требования к квалификации по должности «тренер» установлены на законодательном уровне.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.