Доходы главы КФХ освобождаются от НДФЛ в течение пяти лет с момента регистрации. Эта льгота сохранится и в случае, если он в течение этого времени перейдет на режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН, а затем опять вернется на общий режим.

Доходы не облагаются пять лет

Глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Если он не подаст заявление в инспекцию о переходе на спецрежим налого­обложения, то он является плательщиком НДФЛ. Основание – статья 207 Налогового кодекса РФ.

Пункт 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ дает главе и членам КФХ право на освобождение от налога на доходы в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. При этом от налога освобождаются только доходы от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки. На доходы от других видов деятельности эта льгота не распространяется. В частности, постановлением ФАС Поволжского округа от 29 июня 2009 г. № А65-23398/2008 признано неправомерным освобождение от уплаты НДФЛ доходов главы КФХ, полученных от реализации металлолома.

📌 Реклама

Фермерское хозяйство, которое перешло на уплату сельхозналога, перестает быть плательщиком НДФЛ и не может пользоваться этой льготой. Но если до истечения пятилетнего срока с года регистрации хозяйство опять вернется на общую систему налогообложения, то право на льготу сохраняется. Об этом сказано в письме Минфина России от 12 декабря 2012 г. № 03-04-05/8-1388. После истечения пяти лет со дня регистрации КФХ доходы главы и его членов подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Какие еще доходы не облагаются

Изменения, предусматривающие дополнительные льготы при налогообложении глав крестьянских (фермерских) хозяйств, внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ. НДФЛ теперь не облагаются следующие доходы (п. 14.1 и 14.2 ст. 217 Налогового кодекса РФ):

– гранты, полученные за счет средств бюджетов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;

Добавлено в закладки: 0

Сельскохозяйственная отрасль в России переживает новый этап развития. Во многом это связано с материальной и законодательной поддержкой, которую отечественным фермерам предлагает государство. Прежде всего государственная поддержка КФХ заключается в предоставлении льгот, субсидирования и прочих бонусов, получить которые можно, обратившись в специализированные органы и подав определенный перечень документов.

Государственная поддержка фермеров: нормы и правила

Крестьянско-фермерские хозяйства – современные субъекты хозяйствования сельскохозяйственного сектора, занимающиеся выращиванием, переработкой и реализацией продукции, а также предоставляющие разнопрофильные услуги предприятиям данного класса. Их деятельность регулируется специальным Федеральным законом № 74 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/), на основании которого определяются критерии, позволяющие предприятию относиться к категории КФХ с предоставлением соответствующих прав и обязанностей.

На видео: Как отбирают начинающих фермеров для получения гранта

Фактически фермерские хозяйства представляют собой такие же субъекты предпринимательства, что и другие частные предприятия, но в некоторых случаях государство предлагает особенные условия. Такой лояльный подход призван стимулировать фермеров к развитию сельскохозяйственной отрасли и увеличению отечественного производства.

Как правило, фермерские хозяйства функционируют на основании статуса ИП. Возможно и открытие ООО, но индивидуальное предпринимательство позволяет осуществлять максимально простую отчетность и вести упрощенную бухгалтерию.

Материальная поддержка начинающих и опытных фермеров государством предусматривает широкий спектр возможностей. Помощь, предоставляемая КФХ, может носить общегосударственный и региональный характер. А поскольку местная власть каждого региона предусматривает различные возможности, в первую очередь нужно изучить предложения, на которые могут рассчитывать мелкие и средние фермерские хозяйства на всей территории России.

Согласно специализированной правительственной программе, утвержденной постановлением от 2012 года (http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm), отечественные крестьянско-фермерские хозяйства могут рассчитывать на получение как информационной, так и материальной помощи со стороны государства. К таким мерам относятся консультирование в отношении открытия или развития фермерского предприятия, существующие нормы и условия выделения необходимых субсидий и грантов, проведение тематических конкурсов и прочее.

На видео: Субсидии от государства бизнесу: польза или вред

Начинающее фермерское хозяйство может получить такие виды помощи:

  • предоставление субсидии на выплату процентов по кредитованию или взносов по лизингу;
  • выделение гранта на открытие фермерского хозяйства;
  • предоставление гранта на бытовые потребности молодых фермеров;
  • развитие фермерских хозяйств животноводческого направления.

Каждый из видов помощи имеет собственные особенности, отличающиеся индивидуальными свойствами. В числе наиболее распространенных видов финансовой поддержки – гранты, имеющие своим предназначением те или иные расходы на основание КФХ или его развитие. К примеру, фермер может стать обладателем финансовой помощи, направленной на приобретение земельного участка, разработку или постройку новых объектов, создание инфраструктуры и подведение к готовым объектам. Гранты выдают на основе проводимых в каждом регионе конкурсов. После того как все желающие подадут свои заявки, члены специальных комиссий принимают решение относительно победителей конкурсов, их количестве и размере выдаваемого гранта. Эти показатели могут меняться ежегодно, влияют на размер выплат и количество участников финансирования.

Особенность грантов в том, что каждый фермер может получить такую помощь на развитие своего бизнеса только один раз. Кроме того, обязателен также подробный отчет об использовании полученных средств. Этот документ должен составляться по определенной форме, которую можно найти на сайте профильного министерства.

Вторая распространенная форма содействия бизнесу сельскохозяйственного направления – субсидирование процентов по кредитам. Такая помощь касается исключительно инвестиционного кредитования, рассчитанного на развитие бизнеса в области сельского хозяйства. Субсидированию из таких соображений может подлежать выплата процентов по кредиту на приобретение скота, сельскохозяйственной техники или специализированного оборудования. В отношении субсидирования процентов по кредитованию законодательство предусматривает определенный лимит. Так, молодой фермер имеет возможность получить 5 миллионов рублей на срок до 15 лет с льготным периодом, составляющим 5 лет. Для того чтобы получить такую материальную господдержку, начинающему фермеру следует составить и подать заявку в специализированные органы и дождаться итога конкурсного отбора. Те заявители, чьи имена будут в перечне победителей конкурса, могут подать свои сведения в местные органы АПК, занимающиеся субсидированием кредитных выплат. Если возникнет такая необходимость, фермер имеет возможность обратиться в профильный гарантийный фонд, занимающийся подобными вопросами, а также один из региональных залоговых центров, которые предоставят необходимое поручительство.

Единоразовую финансовую помощь новичкам в выбранном направлении обеспечивают и гранты, предназначенные для организации быта молодых фермеров. Участникам программы выдают определенную денежную сумму, которую он может использовать для приобретения жилья и его оснащения мебелью и всем необходимым. Важное уточнение в этом аспекте – гранты не предусматривают покупку жилья вторичного сектора, будучи рассчитанными прежде всего на квартиру в новострое или постройку собственного дома.

Все особенности проведения конкурса, лимиты таких грантов и остальные возможные нюансы регулируются местным законодательством. Эту и другую информацию, включая время проведения таких конкурсов, можно найти на официальных сайтах специализированных в области сельского хозяйства различного масштаба общегосударственных и региональных учреждений.

Одним из государственных нововведений, способствующих созданию и развитию новых фермерских хозяйств и общему развитию отрасли, является частичное субсидирование стартового взноса по лизингу. Благодаря таким мерам лизинг для начинающих сельскохозяйственных предприятий становится более доступным и выгодным. В том числе таким образом можно приобретать животных, техническое оснащение для ведения хозяйства и сельскохозяйственную технику.

Согласно этой кампании, первоначальный взнос по оплате приобретаемого в лизинг товара может быть компенсирован из средств Федерального бюджета. Правда, размер такой компенсации должен составлять не больше пятой части общей стоимости приобретаемого товара. Получить возможность субсидирование лизингового взноса может не каждый желающий: для этого все кандидаты подают заявки в региональные комиссии, которые рассматриваются специалистами, сообщающими свой ответ спустя определенный законом срок.

Выделение средств на развитие животноводства – одна из наиболее важных сфер государственной поддержки фермерских хозяйств. Соответствующие нормативные документы допускают возможность покрытия затрат фермеров на необходимые затраты на 60%. Такая помощь предусматривает частичное финансирование отдельных категорий расходов, в том числе строительство, восстановление или капитальный ремонт ферм либо заводов. Каждый участник такой программы обязан предоставить специализированным органам подробную отчетность относительно характера понесенных затрат из полученных им средств.

Если КФХ относится к уже действующим, ее владелец может получить такую же помощь с целью поддержки и расширения бизнеса.

Поддержка подобного рода может иметь следующие разновидности:

  • предоставление поручительства, обеспечение гарантии для фермеров, которые обращаются за получением целевого кредита на развитие собственного бизнеса;
  • компенсация затрат, понесенных при приобретении специализированной техники либо оборудования – такие расходы могут быть оплачены частично в пределах установленных предварительно лимитов;
  • возмещение средств, затраченных на покупку земли или скота для расширения или модернизации бизнеса.

В любом случае для возможности получения любого из перечисленных видов помощи фермерское хозяйство должно соответствовать существующим критериям и обязательно подать свою заявку в один из профильных органов территориального порядка.

Налоговые льготы для фермерских хозяйств

К важным аспектам государственной поддержки КФХ относятся налоговые льготы, не только предусматривающие более лояльные налоговые условия, но и позволяющие упростить процесс подачи отчетности. Так, в соответствии с действующим Налоговым кодексом, была введена специальная система налогообложения – Единый сельскохозяйственный налог, или ЕСХН. Переход на него позволяет фермеру отказаться от уплаты некоторых налогов, обязательных для всех остальных субъектов предпринимательства, в том числе налога на имущество и в некоторых случаях – НДС.

ЕСХН предназначен для стимулирования развития отечественного фермерства. Но важно знать, что не все субъекты предпринимательства, работающие в области сельского хозяйства, имеют право применять эту систему в своей практике. Главная особенность – в том, что перейти на единый сельхозналог могут предприятия, занимающиеся непосредственно производством продукции, а не только компании, перерабатывающие продукцию или продающие ее. Главное условие, на основании которого может быть применена эта налоговая система – не менее 70 % прибыли компании должно приходиться на доход от продажи сельхозпродукции. К этой же категории относятся и предприятия, оказывающие специализированные услуги в области растениеводства или животноводства. В том числе к подобным услугам, согласно специализированному федеральному закону № 216, принятому 23 июня 2016 года (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199995/), относятся подготовка полей, сбор урожая, выпас скота и прочее. Если фермерское хозяйство хотя бы частично не отвечает этим требованиям, его учредителю придется выбрать любой другой режим налогообложения.

ЕСХН отличают 6-процентная налоговая ставка (в отдельных регионах по инициативе местных органов власти этот показатель может быть снижен до 4%) и более простая налоговая база, заключающаяся в денежном выражении доходов, уменьшенных на величину расходов. С учетом этих особенностей любой фермер может быть уверен в том, что единый сельскохозяйственный налог оказывается более выгодным как для начинающего предпринимателя, так и для опытного бизнесмена, имеющего в своем распоряжении значительно большие ресурсы и производственные мощности.

Отчетность предприятия, работающего по ЕСХН, достаточно проста. Прежде всего необходимо вести книгу учета, которая в настоящее время не подлежит обязательному заверению нотариусом. Что касается уплаты налогов, учредитель КФХ должен подавать декларацию в налоговые органы только 1 раз в год. Конечный срок подачи этого документа в специализированный орган – 31 марта следующего после отчетного года. Помимо этого, придется ежегодно подавать отчетность в Пенсионный фонд – эта процедура проводится до 1 марта следующего года с использованием формы РСВ.

Таким образом, государственная поддержка фермерских хозяйств проводится в нескольких основных направлениях. Начинающие и опытные фермеры могут рассчитывать на получение грантов и других видов материальной помощи, а также выбрать единую систему налогообложения, разработанную специально для сельскохозяйственной отрасли.

М. В. Подкопаев

Журнал «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве» № 4/2016

Для некоторых видов специализированного сельскохозяйственного транспорта предусмотрена льгота по транспортному налогу. В каком порядке она применяется? Кто из налогоплательщиков имеет право на нее?

С 2015 года организации Республики Крым и Севастополя наравне с другими регионами РФ уплачивают транспортный налог. Порядок его исчисления и уплаты установлен законами Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 и города Севастополя от 14.11.2014 № 75-ЗС.

В этих нормативных актах никаких льгот сельскохозяйственным предприятиям не предусмотрено, но зато они есть на федеральном уровне – непосредственно в НК РФ.

Впрочем, то, о чем мы далее станем говорить, формально не называется льготой. Но по факту является таковой, потому что исключение транспортного средства из объектов налогообложения, по сути, принципиально от предоставления льготы не отличается.

Транспортный налог – не для специального сельхозтранспорта.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В том числе подлежит регистрации и различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения по транспортному налогу. Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, будучи зарегистрированными на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике данная норма прямо относит тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Проверьте документы на технику.

Тем не менее, как видно из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально. Ведомство пояснило, как это сделать.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении. В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 составление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и согласно правилам, которые установлены законодательством РФ, допускается до 01.07.2017.

С указанной даты в ЕАЭС будет повсеместно введена единая форма паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники. Причем на новые транспортные средства эти документы будут оформляться в электронном виде (электронный паспорт). Замена ранее выданных ПТС и паспортов самоходных машин и других видов техники будет производиться по заявлению собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники).

Минфин обратил внимание на то, что указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например, легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

Частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС – в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например: «легковой», «автобус», «грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т. п. Кроме того, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Финансисты заключили, что если совокупность данных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

В арбитражной практике – по-другому.

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС. Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится, что отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (до 01.01.2017 действует ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, после 01.01.2017 – ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

Так, в действующем ОКОФ по коду 153410190 указаны автомобили грузовые общего назначения (бортовые, шасси и фургоны); по коду 153410210 – автомобили тягачи седельные; по коду 153410220 – автомобили самосвалы; по коду 153410040 – автомобили специальные, кроме включенных в группировку 143410040.

Поэтому в случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. В Постановлении ФАС ЦО от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован. При этом из представленных налогоплательщиком товар­-
но-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Об условиях применения освобождения.

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства. Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3. Аналогично высказался и Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В настоящее время действуют Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Методические рекомендации), которые, как поясняется в Письме Минфина России от 16.06.2006 № 03-06-04-04/24, не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем являются внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами.

На основании п. 17.3 Методических рекомендаций налоговые органы для проверки правомочности применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ должны требовать представления в налоговый орган в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя расчета стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции.

Однако доля произведенной сельскохозяйственной продукции для подтверждения данного статуса рассчитывалась на основании Федерального закона № 193-ФЗ. Но так как этот статус в настоящее время правильно определять в соответствии с Федеральным законом № 264-ФЗ, то и в обозначенном расчете следует указывать объем не произведенной сельскохозяйственной продукции, а реализованной.

Здесь же налоговики обращают внимание на то, что учет произведенной сельхозпродукции должен вестись по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья». Ведомство дает понять, что использование таких форм обязательно для применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Но Методические рекомендации были выпущены задолго до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в п. 4 ст. 9 которого установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению. Кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов, установленных уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

То есть теперь необязательно при учете сельскохозяйственной продукции применять именно унифицированные формы. Но согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно все же взять унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включаются в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

О заполнении декларации.

В соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, налоговую декларацию по транспортному налогу. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, после каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено названной статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Отсюда можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом на основании пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана представлять декларацию и авансовые расчеты по нему. Очевидно, не должна она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Тем более что на то же самое указывал Минфин, хотя тоже довольно давно (Письмо от 04.03.2008 № 03-05-04-02/14).

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен представить декларацию. И в этой декларации в том числе придется отразить транспортные средства, не признававемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу (далее – Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 – 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 – данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5 к Порядку. В рассматриваемом случае это коды 530 01 (тракторы сельскохозяйственные), 530 03 (самоходные комбайны), 590 15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.17 Порядка в первом поле строки 190 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.17 Порядка она заполняется, исключительно если основанием льготы является закон субъекта РФ, в рассматриваемом случае:

Причем при заполнении строки 200 «Сумма налоговой льготы» разд. 2 декларации значение в ней должно быть равно указанному в строке 160 «Сумма исчисленного налога» (это следует из п. 2.13 контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по транспортному налогу, направленных Письмом ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5693@). В итоге по строке 250 по данному транспортному средству не будет отражена сумма налога к уплате в бюджет, так как значение в ней должно быть равно разности между строками 160 и 200 (п. 5.23 Порядка).

Принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 и ратифицирована Указом Президиума ВС СССР 29.04.1974.

Определением ВАС РФ от 16.03.2010 № ВАС-2570/10 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Напомним, что к этому арбитражному округу относятся Республика Крым и Севастополь.

См. также Письмо ФНС России от 08.04.2016 № БС-4-11/6174@.

См. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 446.

Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

См. Постановление ФАС ПО от 25.01.2007 по делу № А65-14601/2006-СА2?8.

См. Информацию Минфина России № ПЗ-10/2012.

Утвержден Приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@.

Добавлено в закладки: 0

Фермерские хозяйства имеют ряд существенных отличий от любых других субъектов предпринимательства. Помимо ряда организационных особенностей КФХ выделяют правила расчета и уплаты налога на землю. О том, как начисляется налог на землю для КФХ, знают не все начинающие фермеры, поэтому важно предварительно обратиться к соответствующим нормативным актам.

КФХ и система налогообложения

Крестьянско-фермерские хозяйства – субъекты предпринимательства, принципиально отличные от обычных компаний – физических или юридических лиц. Род их деятельности строго ограничен законодательством: фермерское хозяйство должно заниматься изготовлением, переработкой и продажей продукции сельскохозяйственного направления, в том числе частично предоставлять сопутствующие услуги. Такое хозяйство часто представлено коллективом, состоящим из главы учреждения и нескольких его членов. Нередко КФХ представляет собой семейное предприятие, участниками и основными сотрудниками которого являются члены одной семьи. Если фермерское хозяйство имеет минимальный размер и не нуждается в широком штате, заниматься его деятельностью может и один человек, зарегистрированный как его глава, либо с помощью нескольких наемных работников.

На видео: Как открыть КФХ юридическое лицо с нуля

При этом для того чтобы иметь возможность быть официально оформленным как КФХ, предприятие должно отвечать определенным правилам – к примеру, не меньше 70 процентов прибыли оно должно получать от реализации сельскохозяйственной продукции. Существует и ряд других отличительных качеств, в том числе фермерские хозяйства могут работать по более щадящей налоговой системе с применением специальных режимов налогообложения. Помимо применяемого исключительно для фермерских хозяйств налогового режима ЕСНХ, отличным будет и процесс уплаты налога на землю для предприятий такого типа.

Формат крестьянско-фермерских хозяйств относительно новый, а потому с позиции законодательства многие вопросы пока не продуманы. Из наиболее актуальных вопросов – проблема вычисления рентабельности того или иного вида деятельности и определение прочих статистических показателей.

На видео: Особенности единого сельскохозяйственного налога

Основных систем налогообложения, доступных для фермеров, три: ОСН, или основная, УСН (упрощенная система) и ЕСХН. Если первые два вида по своему действию и условиям применения не отличаются от традиционных субъектов предпринимательства – ИП и ООО, то третья разновидность предназначена исключительно для сельскохозяйственных предприятий. Полное название таких выплат – единый сельскохозяйственный налог, говорит о том, что эта система разработана специально для предприятий аграрного сектора с целью развития соответствующего сегмента рынка и привлечения новых его участников.

В последние годы правительство предусмотрело ряд льгот и программ лояльности для фермеров, в особенности начинающих предпринимателей. Прежде всего это касается упрощенной отчетности, которую главы фермерских хозяйств могут подавать значительно реже в сравнении с другими предпринимателями и сниженной налоговой ставкой.

На видео: Как получить землю от государства

Земельный налог: особенности для фермерских хозяйств

Одним из обязательных условий организации любого предприятия, занимающегося сельским хозяйством, независимо от того, является ли его специализацией разведение животных или выращивание растительных культур, будет эксплуатация надела земли. Вне зависимости от его площади и способа использования такой надел подлежит уплате специального налога на землю, который актуален для любого предпринимателя или организации, использующих для ведения бизнеса земельные участки.

Уплата налога на землю – обязательный пункт в налоговой отчетности большинства предприятий независимо от того, имеют ли они статус юридического или физического лица. В самом начале деятельности следует изучить этот вопрос, обратившись к действующему Налоговому кодексу. Вопрос налогообложения в связи с использованием земельных участков рассматривается в главе 31 этого нормативного акта(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3e9f1c202800e8bc7adecd0fc2ac88ad3207771c/). В том числе в отдельной статье документа (http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28165/fd2ac88b2311a6053a128cfa43aa07672e826213/) уделяется внимание вопросу налоговых ставок, действующих для различных субъектов предпринимательства с отсылкой к соответствующим нормативным актам.

В соответствии с Налоговым кодексом, размер земельного налога будут определять несколько факторов, в числе которых наиболее важное значение имеет кадастровая стоимость конкретного надела. Определяется данный показатель в соответствии с данными Росреестра, занимающегося регистрацией земли. Расчет земельного налога производится за весь год и независимо от территориального расположения участка оплата производится по окончании налогового периода.

В статье 395 этого же нормативного акта перечислены категории субъектов предпринимательства, в отношении которых действуют налоговые льготы. Под них при наличии определенных условий могут подпадать и КФХ.

Важно знать, что масштаб деятельности компании, количество его полноценных членов и работников не будут влиять на размер и процесс уплаты налога на землю – этот показатель зависит только от размера и предназначения надела и от наличия тех или иных льгот, предоставляемых государством.

На видео: Что такое личное подсобное хозяйство ЛПХ? Крестьянское фермерское хозяйство КФХ.

Особенности уплаты земельного налога КФХ

Одним из основных пунктов затрат для фермерских хозяйств будет регулярная налоговая отчетность в отношении земельного участка. Всего выделяют два основных вида земельного налога для крестьянско-фермерских хозяйств: налог, уплачиваемый после покупки участка, и налог для КФХ.

Первый тип налога предусматривает предоставление определенных льгот при покупке земли учредителем фермерского хозяйства. Такая льгота составляет 13 % в сравнении с условиями приобретения участка для частного использования или строительства. Налог на приобретение земли фермер уплачивает единожды – непосредственно при ее покупке, но внесен может быть не сразу, а в течение первого года использования надела. При продаже земли на протяжении этого периода уплата налога на приобретение не потребуется.

Еще одна возможность, предоставляемая учредителям фермерских хозяйств государством и дающая им определенное преимущество – льготный коридор. Так называют период времени длительностью 5 лет, в течение которых в отношении уплаты налога на землю действует минимальная налоговая ставка. Фермер может использовать эту возможность максимально эффективно, обратившись к ней не сразу при открытии хозяйства, а чуть позже, когда предприятие войдет в фазу активной работы и даже после того как первая партия продукции будет произведена. Чтобы добиться такого результата, учредитель бизнеса может зарегистрировать предприятие как фермерское хозяйство только тогда, когда продукция будет готова к выпуску.

Льготный налог на землю для КФХ, в том числе порядок его уплаты и размер ставки, контролируется муниципальными и федеральными органами. При этом законодательство предусматривает единые нормы в отношении уплаты такого налога. К примеру, существует несколько ограничений в отношении размера налоговой ставки. По действующему законодательству, стандартный размер ставки для КФХ – 15 процентов от кадастровой стоимости участка. В некоторых случаях налоговая ставка для фермерского хозяйства не может быть выше, чем 0,3 процента его кадастровой стоимости. К этой категории в первую очередь относятся участки, причисленные землям сельхозназначения, перечни которых есть в региональных администрациях. Это же правило касается и земель, которые находятся в зоне, используемой для выпуска сельхозпродукции, а также наделы непосредственно в населенных пунктах, имеющих такое же предназначение.

Одна из важных норм, устанавливаемая законом, касается тех случаев, когда земельный налог может не уплачиваться частными лицами или организациями. Поскольку налогообложению подлежат те наделы, которые используются фермерами для получения прибыли, участки, эксплуатируемые на безвозмездной основе, могут не облагаться данным видом налога. Поэтому учредителям и главам КФХ следует знать, что осуществлять эти выплаты они могут только с того момента, когда предприятие начнет реализацию произведенной продукции.

На видео: Как уменьшить налог на землю законными методами

Порядок уплаты налога на землю

Подобно любым другим выплатам налог на землю уплачивается при непосредственном визите ответственного лица (обычно это сам глава КФХ или его официальный представитель) в отделение ФНС в конце отчетного периода. Там необходимо заполнить декларацию в соответствии со своим родом деятельности, указав все предложенные параметры. Эту процедуру можно выполнить и онлайн, воспользовавшись услугами специализированного сайта Федеральной налоговой службы и заполнив декларацию в электронном виде (https://service.nalog.ru/payment/tax-fl.html). Все, что нужно сделать в этом случае – заполнить реквизиты плательщика и провести оплату требуемой суммы.

Расчетом налога на землю должно заниматься квалифицированное лицо, поэтому в том случае если сам глава КФХ не имеет соответствующего образования, желательно иметь в штате квалифицированного бухгалтера. Расчет суммы будет определяться сразу несколькими факторами: общей площадью земельного надела, установленной ставкой по коэффициенту, а также кадастровой стоимостью каждого квадратного метра земли. Что касается последнего показателя, стоимость земли по кадастру обновляется ежегодно и зависит от многочисленных факторов, включая рыночную стоимость наделов в данном регионе, месторасположения участка, его назначения, качества самой земли и уровня коммуникаций и социального развития конкретного региона. Стоимость по кадастру фактически отображает ценность земли в общем и его перспективы для деятельности того или иного рода. Как известно, в прошлом году произошел скачок этого показателя, что проявляется как подорожание земли в целом, а значит – и увеличение налоговых выплат.

Всем руководителям крестьянско-фермерских хозяйств необходимо помнить, что несвоевременная уплата налога на землю или уплата не в положенном объеме чреваты теми же санкциями, что и для других плательщиков. Им будет начисляться пеня за каждый просроченный день, исчисляемая в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка. По нормам, действующим для года, выплаты должны быть осуществлены до 1 декабря отчетного периода.

Таким образом, налог на землю для крестьянско-фермерских хозяйств представляет собой одну из обязательных налоговых выплат, которая для предприятий сельскохозяйственного значения имеет некоторые существенные отличия и льготные условия.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 14 марта 2019 г.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это налог, который уплачивается производителями сельскохозяйственных товаров, при их добровольном переходе на данный специальный налоговый режим (п. 1, п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Для того чтобы перейти на спецрежим в виде уплаты ЕСХН, организациям и предпринимателям нужно уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своей регистрации (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

Подробнее о том, как перейти на уплату ЕСХН и в какие сроки необходимо подать уведомление в ИФНС, читайте в отдельной консультации.

Если говорить об ЕСХН (что это такое простыми словами), то это спецрежим для производителей сельскохозяйственных товаров, который позволяет платить налог по меньшей ставка, упростить отчетность и документооборот.

ЕСХН: налогообложение

Организации, применяющие специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, освобождены от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Предприниматели, перешедшие на применение ЕСХН, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

До 1 января 2019 года сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС, за исключением ситуаций, определенных в п. 3 ст. 346.1.Но начиная с 1 января 2019 года, изменение налогового законодательства РФ обязывает организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, исчислять и уплачивать НДС в общем порядке в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, Письмо ФНС от 18.05.2018 № СД-4-3/9487@).

Подробнее об изменениях в ЕСХН с 2019 года (последние новости) читайте в отдельной консультации.

Также плательщиков ЕСХН НК РФ обязывает уплачивать транспортный налог и другие налоги (например, водный налог) при наличии у них соответствующих объектов налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог в 2019 году

Налоговая ставка ЕСХН установлена в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). В то же время Законами субъектов могут быть установлены дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости: от видов производимой сельскохозяйственной продукции, от размера доходов, от места ведения предпринимательской деятельности и/или от средней численности работников.

Доходами при ЕСХН признаются доходы от реализации и внереализационные доходы согласно п. 1 ст. 346.5 НК РФ. На какие расходы можно уменьшить доходы при применении ЕСХН, читайте в отдельной консультации

При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров уплатить ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Срок уплаты ЕСХН в 2019 году:

Период Платеж Срок уплаты
За 2018 год ЕСХН Не позднее 31 марта 2019 г.
За полугодие 2019 года Авансовый платеж по ЕСХН Не позднее 25 июля 2019 г.
За 2019 год ЕСХН Не позднее 31 марта 2020 г.

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу

Налоговая декларация по ЕСХН представляется организациями (ИП) на данном спецрежиме по итогам года в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в срок не позднее 31 марта следующего года (п. 1 ст. 346.7, п. 1, п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

При прекращении деятельности в качестве производителей сельскохозяйственных товаров сдать налоговую декларацию по ЕСХН необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая деятельность прекращена, согласно уведомлению, направленному в ИФНС (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Подробнее о том, по какой форме сдается декларация по ЕСХН за 2018 год, а также о порядке ее заполнения читайте в отдельной консультации.

Транспортный налог КФХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *