Содержание

Герб Российской Федерации

Росси́я (Российская Федерация) — государство в Восточной Европе и в Северной Азии (занимает их большую часть). Территория — 17 098 246 км² (первое место в мире). Население на начало 2013 года составляет 143 млн человек (девятое место в мире). Столица — Москва. Государственный язык — русский. Денежная единица — российский рубль. Россия стала государством-правоприемником СССР (после его распада в 1991 году). Россия участвует в международных организациях — ООН, СНГ, ЕАЭС, ЦАС, ОДКБ, ШОС, АТЭС, БРИКС и других.
Смешанная республика федеративного устройства. В составе Российской Федерации 85 субъектов федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, 1 автономная область и 4 автономных округа. Вся территория государства разделена на девять федеральных округов.

Флаг Российской Федерации

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство.

Российская Федерация

Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Конституции (ст. 74), на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов в и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Российская империя СССР Российская Федерация

Российская Федерация
— продолжатель СССР и правопреемник Российской империи

Российское государство, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация
– один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права,
не прекращавший своего существования, непрерывный, а институт российского гражданства
соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности.

*) «Российское государство (Русь), Российская Республика, РСФСР, СССР, Российская Федерация — один и тот же участник межгосударственных отношений,
один и тот же субъект международного права, не прекращающий своего существования, непрерывный…»
Из Постановления Государственной Думы РФ от 23.10.98г. > > >

"Российская Федерация — есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики,
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)
Из Закона о соотечественниках от 5.05.99г. > > >

Разумнее освещение этого вопроса начать именно с конца. Итак, доктрина продолжательства была провозглашена 21 декабря 1991 г. на заседании Совета глав стран СНГ в Алма-Ате. Страны-участницы согласились, что Россия (Российская Федерация) продолжит осуществление прав и обязанностей СССР как страны — члена ООН. 24 декабря 1991 г. Президент России уведомил в своем письме Генерального секретаря ООН о совершившемся факте. Двумя днями позже последовала нота МИД России Генсеку ООН с аналогичным заявлением. 13 января следующего уже 1992 г. МИД России выступил перед главами дипломатических миссий, аккредитованных в Москве, с нотой, в которой расширил понятие "продолжательство" на совокупность всех прав и обязанностей бывшего СССР. В ноте говорилось: "Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, а правительство Российской Федерации будет выполнять вместо правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим международным договорам".

Эта четкая позиция России нашла полное понимание практически у всех стран, с которыми СССР на тот момент поддерживал дипломатические отношения. Государства либо прямо, как это сделали в своем заявлении от 25 декабря 1991 г. страны ЕС, либо косвенно признали факт продолжательства (континуитета) Россией прав и обязанностей СССР. Факт признания вытекает, в частности, из того, что иностранные послы не были переаккредитованы российским МИДом, как то было бы необходимо в случае правопреемства. Аналогичным образом бывшие советские послы автоматически получили статус послов России за рубежом. Россия приняла на себя обязательства по всем государственным долгам СССР и начала процесс переоформления государственной собственности СССР, находившейся за рубежом, на себя. Правда, этот процесс проходил не без трудностей, но к 1993 г. они в основном были устранены. Исключение составляет вплоть до сего дня позиция Украины.

Украина как новое государство, образовавшееся в результате распада СССР, вынуждена была осуществить правопреемство в отношении тех прав и обязательств бывшего СССР, которые были непосредственно связаны с территорией этой бывшей союзной республики. Таково в общем требование современного международного права. Некоторые попытки Украины претендовать на права СССР в целом (речь шла о владении ядерным оружием, стратегическими вооружениями, оставшимися на ее территории после крушения СССР) встретили резкий отпор прежде всего со стороны Запада, в частности США (*Напомним, что Белоруссия и Казахстан, где тоже были складированы советские ядерные ракеты, передали их России без неоправданных претензий. Соответствующими договорами им была дана необходимая компенсация). Только в 1996 г. Украина передала России оставшееся у нее ядерное вооружение. И эта проблема в целом была решена. Но одновременно с этим Украина продолжила предъявлять претензии на часть государственных активов СССР.

Вкратце проблема заключалась в том, что страны, образовавшиеся в результате развала Союза, попытались изобрести велосипед там, где международное право давно создало приемлемый механизм. Речь идет о так называемых агрегированных показателях, согласно которым предлагалось делить госдолг (la dette publique) и госимущество Советского Союза. Международное право говорит о долгах, связанных с территорией, отколовшейся от прежнего государства, и никаких показателей не знает. Поскольку практика показала, что все страны, за исключением России, платить по долгам не могут, то к 1993 г. и был сформулирован так называемый нулевой вариант. Россия брала на себя весь долг, но взамен получала права на все имущество Союза за рубежом.

Этот в целом здравый, хотя как всегда слишком альтруистский со стороны России, жест понимания у украинских чиновников не нашел. Вплоть до сего дня Украина не платит по своей части долга бывшего СССР и где только может предъявляет в иностранных судах иски к России, пытаясь отсудить хоть часть чужого имущества; она остается единственной страной, не признающей широкой трактовки факта продолжательства России в отношении прав и обязанностей СССР.

Доказанный международной практикой факт продолжательства России позволяет по-новому взглянуть с юридической позиции на сам факт развала СССР. Развал или распад, как еще иногда говорят, СССР преподносится чаще всего как случай dismembratio — распад единого государства на несколько независимых частей. Но практика свидетельствует об обратном. Произошел раскол и отпадение от государства некоторых его частей. Такое заключение позволяет сделать факт установленного продолжательства Россией прав и обязанностей бывшего СССР. Не случайно доктрина современного международного права говорит о России как о "epine dorsal" — "становом хребте" СССР . Этот механизм автоматически продолжил существование правосубъектности Союза ССР в правосубъектности Российской Федерации, тогда как отколовшиеся части — новые независимые государства — смогли преемствовать только ту совокупность прав и обязанностей СССР, которая имела четкую связь с территорией этих государств.

Гораздо более сложной является позиция России (РСФСР, а потом и СССР) как правопреемника Российской империи. Сложность эта заключается во многом в том, что собственная позиция русских коммунистов и обслуживавшая их интересы советская доктрина международного права позволяли ставить под вопрос саму возможность преемства РСФСР — СССР в отношении Империи.

Большевики, как известно, вообще сначала утверждали, что у пролетария отечества нет, нет и государства. Они отказались от выполнения союзнических обязательств, практически от всех договоров бывших правительств страны. В первые годы их правления от территории России практически ничего не осталось. Они выпустили декрет об аннулировании всех государственных долгов Империи и Временного правительства. Они, можно сказать, отказали в факте существования не то что совокупности прав и обязанностей Российской империи, они отказали в существовании самим правам и обязанностям. Они, конечно, не были первыми. До них нечто подобное попытались сделать якобинцы в Конвенте, объявив об отказе Франции от всех прежних договоров. Жизнь показала неправоту якобинцев, большевики тоже не составили исключение.

Тем не менее советская юриспруденция в доказательство правоты идеологических лозунгов большевизма выработала доктрину нового социального типа государства, которая позволяла отрицать возможность правопреемства СССР прав и обязанностей царского режима. Сейчас, конечно, не время называть фамилии, хотя обычно авторы обижаются, когда цитируются их мысли, но не приводится имя их автора. Многие из них в могиле. Но пример их показателен, особенно для будущих поколений юристов. Суть советской концепции заключалась в следующем: революция изменила природу власти и юридическое олицетворение этой власти; государство диктатуры пролетариата является высшим типом государства; все государства буржуазного типа не идут с ним ни в какое сравнение.

Теоретически подобная доктрина, разумеется, является нонсенсом. Дает о себе знать прежде всего общая теоретическая невозможность совмещения юридической формы государства и его социального типа. Так, грубо говоря, рабовладельческое государство, воспользуемся терминологией этих господ, может быть и демократией, и деспотией. Буржуазное государство может быть и тоталитарным (нацизм), и демократическим. Социальный тип государства на форму отправления государственной власти не влияет. Пресловутое понятие типа государства не может влиять на его форму, поскольку определяющей для формы государства является власть. А власть всегда и везде есть одно и то же явление: и в Африке, и в Европе, и в Японии, и в России. Могут быть особенности ее осуществления, которые являются предметом изучения. Сама же власть по своей сути есть одно и то же, несмотря на то, есть ли она власть пролетариев, буржуев или фараонов.

Жизнь как всегда расставила все по своим местам. По мере укрепления Советской власти, побед в Гражданской войне позицию поменяли сами большевики. Очень быстро стало понятно, что радикальное неприятие всех договоров и обязательств Российской империи самим же большевикам будет выходить боком. Подобная азиатчина еще никого к добру не приводила. И фактически и юридически большевики признали и царские долги и договоры, сделав, впрочем, ряд важных оговорок.

Основанием к признанию большевиками преемства РСФСР, а потом и СССР в отношении прав и обязательств Империи служил принцип международного права, выработанный еще на Лондонской конференции 1831 г., регулировавшей последствия революции в Бельгийском королевстве, расколовшей его на две части. Тогда, как и вплоть до сегодняшнего дня, действует четкий принцип: "Согласно общему основному началу трактаты не теряют своей обязательности, каким бы изменениям не подвергалась внутренняя организация народов (l’organisation interieur despeuples)". Однако к началу XX в. международное право выработало ряд ограничений этого принципа.

Так, безусловно не имели смысла договоры политического свойства с прежним режимом, павшим в результате революции или государственного переворота. Категория политического договора весьма объемна, чем большевики и воспользовались. Для них политическими стали все военные соглашения России с союзниками, все договоры Империи, устанавливавшие для ее контрагентов полуколониальный статус существования, — так называемая категория неравноправных договоров. К политическим большевики отнесли все экономические соглашения прежних правительств.

Но одновременно с этим Советская Россия объявила о правопреемстве в отношении договоров, гуманизирующих ведение войны. Это прежде всего знаменитые Гаагские конвенции Второй конференции мира, проходившей в 1907 г.: Петербургская декларация 1868 г. об отмене взрывчатых и зажигательных пуль, Парижская декларация 1856 г. о морской войне и др. Вместе с тем некоторые важные конвенции Россия не признала. Только в 1942 г. обстоятельства вынудили Правительство СССР заявить о соблюдении на основе взаимности Гаагской конвенции 1907 г. о режиме военнопленных. Именно этот факт использовали нацисты в оправдание бесчеловечного обращения с советскими военнопленными. Также было признано довольно большое количество международных конвенций научно-технического и культурного свойства. Например, Всемирная почтовая конвенция 1874 г., Парижская метрическая конвенция 1875 г., Парижская автомобильная конвенция 1909 г., Брюссельская конвенция относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и др. Стоит отметить, что к довольно большому кругу подобных конвенций СССР присоединялся в порядке правопреемства в 1930-х и 1950-х гг.

Объяснение этого мы можем найти, пожалуй, только одно. СССР все годы своего существования в целом проводил довольно изоляционистскую политику, доступ в страну иностранцам был существенно затруднен, советские граждане только в виде исключения выезжали за границу. Но время от времени случались периоды, когда Союз был заинтересован в интенсификации научных и культурных связей с заграницей, базой этих отношений и служили подобные конвенции.

РСФСР — СССР правопреемствовал в отношении всех пограничных трактатов и договоров Российской империи, но, разумеется, с теми ограничениями, которые были установлены самим фактом поражения страны в Первой мировой войне, и последствиями, вызванными революцией.

Советская Россия преемствовала в отношении долгов прежнего правительства. Правда, сначала было заявлено, что никаких долгов она платить не собирается. Декрет ВЦИК от 21 января 1918 г. гласил: "Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с декабря 1917 г.

Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат. Равным образом аннулируются все гарантии, данные названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений. Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы" (СУ РСФСР. 1918. N 27. Ст. 353). Но уже четыре года спустя Декларация о международном положении РСФСР, принятая IX Всероссийским съездом Советов, гласила: "Всероссийский съезд, признавая в принципе не обязательной для трудящихся масс, освободившихся от гнета деспотического правительства, уплату долгов этого правительства, съезд усматривает в признании старых царских долгов с применением льготных условий уплаты неизбежную уступку буржуазным правительствам в вышеуказанных целях" (СУ РСФСР. 1922. N 5. Ст. 50).

Тогда, как, впрочем, и сейчас, вопрос о долгах являлся одним из центральных, животрепещущих вопросов международного права. К началу XX в. международное право уже знало несколько общих принципов, которыми большевики и воспользовались. Эти принципы сводятся к нескольким положениям: долги нельзя взыскивать силой, военные долги возмещению не подлежат, долги следует возвращать, особенно те, которые были сделаны с одобрения народного представительства. Напомним, что согласно ст.ст.72 и 74 Осн.гос.зак. Российской империи государственные заимствования после 1906 г. делались в порядке, предусмотренном для утверждения государственной росписи доходов и расходов, что означало их фактическое утверждение Государственной Думой. Кстати, у нынешней Думы такого права нет. Следует напомнить также, что правительство Империи тратило эти заимствования на строительство железных дорог и индустриализацию страны.

Однако положение осложнялось тем, что к требованию уплаты долгов присоединены были требования возмещения экспроприированной собственности иностранных подданных. Особенно резко это требование прозвучало на конференции в Генуе в 1922 г. Для большевиков последнее было неприемлемо, так как это в корне расходилось с их политикой обобществления собственности. Ставить ее под угрозу коммунисты не решились, поэтому вопрос о долгах в Генуе так и не был решен, но на этой конференции большевики их признали, хотя и выдвинули встречную претензию на удовлетворение ущерба, причиненного интервенцией.

Тем не менее постепенно и последовательно вопрос о долгах решался. В том же 1922 г. большевики подписали с Германией договор в Рапалло, которым аннулировались все долговые обязательства России по отношению к Германии. А Германия, напомним, до войны была нашим крупнейшим инвестором. Хотя истины ради следует указать, что формула отказа Германии от долгов предполагала, что если Россия будет платить по долгам третьих стран, то отказ Германии нуллифицируется. В 1924 г. удалось урегулировать вопрос о долгах с Великобританией. При дипломатическом признании de iure Советского правительства был заключен договор об аннулировании долговых требований туманного Альбиона к России. Правда, соглашение это не было ратифицировано, но, судя по всему, соблюдалось впоследствии. Этот же механизм был выбран и при признании Советской России другими иностранными державами. В том же 1924 г. от долговых претензий к России отказалась Италия, Норвегия и другие государства, объявлявшие о своем дипломатическом признании Советов. Нельзя сказать, что отказ от долгов был актом благотворительности со стороны западных стран. Все они без исключения в обмен на отказ от долгов получали крупные торговые и экономические преимущества в России.

Особое развитие получил вопрос о старых долгах в отношениях с Францией. Французы, пожалуй, были самыми крупными кредиторами России. Собственно, держателями русских ценных бумаг в основном были как раз рядовые граждане, а не финансовые учреждения. Граждане — это голоса на выборах, поэтому ни одно правительство Третьей республики не рисковало отказываться от долговых претензий. После отказа большевистской России платить по долгам правительство Франции экспроприировало всю русскую государственную собственность, но направило вырученные от этого деньги не на погашение долга, а на финансирование интервенции против Советов! Тем не менее в 1927 г. под давлением Франции Советское правительство пошло на полное признание долговых обязательств, обязуясь уплачивать в течение 62 лет ежегодно по 22 млн. руб. в погашение долга.

§ 2. Территория Российской Федерации

Однако это предложение не нашло сколько-нибудь осязаемой формы воплощения. Только в 1996 г. правительство Российской Федерации (в рамках комиссии Черномырдин — Жюппе) окончательно урегулировало этот вопрос, согласившись погасить определенную особым образом задолженность в сумме около полумиллиарда долларов. Насколько этот шаг был оправдан, спорить стоит даже сейчас. Во всяком случае, сумма дореволюционного публичного долга страны была подвержена банальной амортизации, но никак не процентному приращению.

Военных долгов тем не менее Советская Россия так и не признала и не заплатила. Единственное исключение — долги СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой войны, но их выплата была увязана с получением кредита, предоставить который США отказались.

Назад в "Законы"

Назад на главную > > >

Используются технологии uCoz

ODiplom // ГМУ // 01.04.2014

Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства.

Территорией государства принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определённого государства, т.е. принадлежит ему, и это государство осуществляет в ее пределах территориальное верховенство.

В состав государственный территории входят:

Сухопутная территория

Водная территория (внутренние воды+территориальные воды – 12 миль от линии)

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, территориальным морем.

Исторические этапы формирования территории России.

А) 1989-1991гг. утрачены сферы влияния на страны Варшавского договора и союз экономической взаимопомощи; эти организации распускаются, происходит объединение Германии, вывод войск из восточной Европы (это позволило НАТО приблизиться к РФ)

Б) 1991-1992 – распад СССР

В)1992-1999г – период усиления сепаратистских настроений в отдельных регионах.

Морские и сухопутные границы РФ

Крайняя северная точка страны – мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земли Франца-Иосифа, а на материке – мыс Челюскин полуострова Таймыр; южная – на границе республики Дагестан с Азербайджаном юго-западнее вершины горы Базардюзю Главного хребта Большого Кавказа. Крайняя западная точка России находится на границе с Польшей, вблизи Калининграда, на песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. Восточная точка – мыс Дежнева полуострова Чукотский остров Ратманова в Беринговом проливе.

Территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства или с его слабостью и уязвимостью. Не случайно именно пространство нашей страны называют главным ресурсом для выживания народов, насеявших Россию.

Территория – не просто особого рода пространство. Для нее характерны такие пространственные критерии как: – размеры;

-протяженность (с севера на юг, с востока на запад); -компактность, т.е. концентрированность в одном месте; -географическое положение на карте мира, в т.ч. наличие рек и выхода к морям;

-населенность (численность и плотность населения, его распределение по отдельным участкам территории);

-климатические условия, на которые оказывают влияние приближенность к экватору или к одному из полюсов Земли, морям или другим большим водоемам, нахождение в глубине или на краю континента;

-особенности ландшафта;

-плодородие и другие свойства почвы;

-характер недр и степень их разработки; -характер границ;

-характер сопредельных территорий; -время существования.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

В современном международном праве под территорией государства в широком смысле этого слова понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

В состав государственной территории входят:

сухопутная территория, т.е. вся суша в пределах государственных границ;

водная территория, охватывающая а). – внутренние (национальные) воды, включающие в себя морские воды; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы; б). – территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции 1982г. не должна превышать 12 морских миль.

воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.

Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами – более 2/3. Общая протяженность границ составляет 58,6 тыс. км: из них 14,3 тыс.

Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства

км – сухопутные и 44,3 тыс. км – морские.

Сухопутные границы. Российская Федерация имеет самые протяженные в мире границы. На западе и юге государственная граница проходит в основном по суше. Сухопутная граница разъединяет Россию с 14 странами. Самая большая по протяженности сухопутная граница с Казахстаном (7,2 тыс. км).

Из стран СНГ, не имеют с РФ общих границ Молдавия, Армения, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия.

Линия разграничения с государствами СНГ (ближнее зарубежье) является в значительной мере "прозрачной", что приводит к бесконтрольному проникновению людей и грузов из сопредельных стран.

Морские границы. Морские границы проходят на расстоянии

12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км)

экономическая зона.

Наибольшая протяженность морских границ на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние – западную и восточную -точки страны) с расположенными в нем островами (земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского секторов.

На востоке Россия граничит с США и Японией по морям Тихого океана (Беринговым, Охотским и Японским).

Границы, проходящие по акваториям Балтийского, Черного и Азовского и Каспийского морей, невелики по протяженности, но очень важны для России с точки зрения ее присутствия здесь как морской державы, и возможных контактов с зарубежными странами. В частности по Балтийскому морю идет кратчайших путь в Атлантический океан, пролегают самые удобные морские пути между Россией, Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в Балтийское море.

По Черному морю осуществляются внешнеторговые сообщения с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией, а по выходу из него (через проливы Босфор и Дарданеллы) – со средиземноморскими странами и др.По Каспийскому морю Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану.

Геополитическое положение нашей страны в XX столетии претерпевало быстрые и глубокие изменения и в современных условиях определяется многими факторами разного уровня – от глобальных до региональных.

История формирования российского геополитического пространства

Русь зарождалась на территории, практически не имевшей естественных оградительных рубежей. Она всегда была вынуждена к самообороне. На рубеже XIV – XV вв., с ликвидацией политической раздробленности, центром объединения русских земель сделалась Москва.

За пять веков историческая Россия стала империей. Советский Союз, возникший на обломках империи, сумел за неполные 30 лет не только восстановить геополитическое пространство исторической России, но и расширить его.

За последнее десятилетие Россия пережила несколько этапов уменьшения своего геополитического пространства.

Первый этап завершился в 1989 – 1991 гг., когда Россия, являвшаяся ядром Советского Союза, утратила свои внешние сферы влияния в виде стран Варшавского договора и СЭВ. Роспуск этих организаций, объединение Германии и последовавший за этим вывод российских войск означали уход из Восточной Европы. Лишь позднее, когда начался процесс расширения НАТО на бывшие страны Варшавского договора, эти события были осознаны как серьезное стратегическое поражение России.

Второй этап пришелся на 1991 – 1992 гг., когда произошел распад Советского Союза.

Третий этап утраты геополитических позиций России начался с 1992 года и продолжался по 1999 год. На этот период времени пришлось усиление сепаратистских настроений в отдельных российских регионах. Наиболее острую форму эта тенденция приобрела в Чеченской республике, территория которой в течение длительного времени не контролировалась Российской Федерацией.

В настоящее время наступил период геополитического усиления страны.

Особенностями геополитического положения России являются:

а)огромные размеры территории на 60 – 70% покрытой вечной мерзлотой,

б) затрудненность доступа внутренних регионов к открытым океанам,

в)расположение на стыке разных культурных миров и цивилизаций.

г)высокая обеспеченность природными ресурсами в расчете на одного жителя России (почти в 5 раз выше, чем в США и в 19 раз больше, чем в Западной Европе).

д)неравномерность освоения территории и неполная вовлеченность природных и территориальных ресурсов в общий ресурсообмен, содержащий серьезные диспропорции.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройствоРоссийской империи.

В России существуют одновременно несколько типов и уровней административно-территориального деления:

— Субъекты Российской Федерации

— Федеральные округа

— Экономические районы

Федеральные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000.

Почти все округа состоят преимущественно или только из административно-территориальных образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные.

Центральный федеральный округ (Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Город федерального значения Москва)

Южный федеральный округ

Северо-западный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северокавказский федеральный округ

Экономическое районирование России – территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов

Северо-Западный экономический район

Северный экономический район

Центральный экономический район

Центрально-Черноземный экономический район

Волго-Вятский экономический район

Поволжский экономический район

Северо-Кавказский экономический район

Уральский экономический район

Западно-Сибирский экономический район

Восточно-Сибирский экономический район

Дальневосточный экономический район

Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведётся экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития. Развитие идей экономического районирования связано с советской районной школой экономической географии.

Экономическое районирование – это создание теоретико-методологического подспорья для территориальной организации народного хозяйства и обоснования рационального размещения производства в регионах, усовершенствование его специализаций и восхождение социально-экономического развития теории и страны в целом.

При формировании экономических районов страны, как правило, учитываются следующие критерии:

1) географическое расположение района;

2) наличие природных ресурсов;

3) состояние развития транспорта;

4) наличие трудовых резервов;

5) состояние инфраструктуры;

6) определение специализации;

7) определение основных отраслей развития районов.

Влияние географического и геополитического положения государства на развитие общества.

Природные факторы: природные условия (среда, неблагоприятные и опасные явления природы (НОЯ)), природные ресурсы, экологическая ситуация.

7. Об определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации".

При определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации" для целей главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса следует руководствоваться Кодекса, согласно которому под и иными территориями, находящимися под ее юрисдикцией, понимаются территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

8. О применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию г. Байконур.

На основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Согласно Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее — Соглашение) под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза.

Таким образом, особый статус г.

§ 3. Государственная территория Российской Федерации и ее состав

Байконура не изменяет его территориальной принадлежности. Поэтому к операциям, связанным с реализацией товаров, перемещаемых с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза, в том числе с территории Российской Федерации на территорию г. Байконур, по нашему мнению, применяются нормы Соглашения и, соответственно, такие операции следует относить к экспортным.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ)

согласно Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия — равнозначны (ст. 1 Конституции).

Прежнее наименование государства — РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Наименование "Российская Федерация (Россия)" введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.; 21 апреля 1992 г. — включено в Конституцию.

Россия как федерация состоит из равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции): республик (21), краев (6), областей (49), городов федерального значения (2), автономной области (1), автономных округов (10). Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и, соответственно, конституцией, уставом субъекта; может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 66 Конституции РФ).

Как государство РФ имеет все необходимые атрибуты (символы) — государственные флаг, герб, гимн. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Столица — г.

ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва.

РФ имеет единое гражданство. Оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (Закон 1991 г. о гражданстве РФ с изменениями 1993 и 1995 гг.). Территория РФ включает территорию субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

РФ имеет также все иные признаки государства:

— наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации;

— федеральная система государственных органов — Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд — в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ;

— единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях;

— единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ);

— единая система служб внутренних дел, безопасности;

— денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей — рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.);

— наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции.

У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа — полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства.

Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ.

В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп.

В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)

Оцените определение:

Государственная территория есть элемент государственного суверенитета, представляющий часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Территория есть атрибут государственности, сущностный признак всякого государства. В пределах территории государство осуществляет законное территориальное верховенство. Соответственно, государственная территория Российской Федерации — это сухопутная территория, ее недра, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Основными признаками государственной территории являются ее:

а) принадлежность определенному государству и

б) верховенство на ней государственной власти данного государства.

Конституция (ч. 1 ст. 67) устанавливает территорию Российской Федерации, включая в нее территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Территория РФ составляет 17,1 млн км , протяженность ее границ равняется 58 тыс. км, из которых примерно 20 тыс. км — сухопутной и 38 тыс. км — морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии (всего 13 государств). С США и Японией у России морская граница.

Территория государства состоит из:

1) сухопутной территории, к которой относятся материк, острова и (в некоторых странах) анклавы — часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега;

2) водной территории, состоящей из бассейнов рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также территориальных вод, омывающих побережье государства;

3) воздушной части — пространства (столба воздуха), расположенного над сухопутной и водной территорией РФ. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100 км.

Не относятся к государственной территории каких-либо стран открытое море (свобода судоходства, полетов и др.), Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними. Указанное пространство вместе с космическим есть общее достояние всех народов, и порядок их использования определяется нормами международного права.

Кроме того, к государственной территории РФ относится территория со смешанным режимом, к которой относятся континентальный шельф и экономическая зона.

Территория Российской Федерации

Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории РФ или на расстоянии 200 миль от берега.

Порядок осуществления суверенных прав на шельфе определяется Федеральным законом от 30 ноября 1996 г. «О континентальном шельфе РФ». Права субъектов РФ в эксплуатации ресурсов континентального шельфа определяются, соответственно, их вкладом в разработку этих ресурсов. Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. В отличие от континентального шельфа правовой режим исключительной зоны таков, что в ней действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов и др.).

Линия, определяющая пределы территории государства, именуется государственной границей. Соответственно, государственную границу Российской Федерации образуют линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) — пространственный предел действия государственного суверенитета России.

Территория российской федерации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *