Положение о логопедическом пункте

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными нарушениями речи.  Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь таким детям в условиях детского сада общеразвивающего вида. Занятия с детьми, имеющими нарушения речи, проводятся на логопункте ДОУ.

Что же такое логопункт?

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу, детский сад.

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено время на занятия с учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписания занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб образовательной программе.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь.

            С каким диагнозом (логопедическим заключением)

можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

—       нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР;

—       фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР;

—       ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — не резко выраженное общее недоразвитие речи.

Зачисление детей на логопедический пункт происходит на основании результатов диагностики  устной речи (звукопроизношения) в начале учебного года (до 15 сентября).

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуальные и подгрупповые занятия — 2 раза в неделю.

 Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Школьный логопункт

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 15 минут. Подгрупповые до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

                            Сколько детей зачисляется на логопункт?

На ставку учителя-логопеда зачисляется 40 детей.

Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в  исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся упражнениям и играм, заданиям  которые рекомендует логопед. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным програмным содержанием. Большое внимание уделяется автоматизации и дифференциации поставленных логопедом на занятиях звуков.

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни.

Основные правила работы при выполнении заданий, упражнений, игр, рекомендованных логопедом.      

 Рекомендованные устные  игровые задания, упражнения ребенок выполняет с родителями в течение  5–10 минут 2 – 3 раза в день (это может быть в любое время: поход в детский сад, домой, во время  прогулки и  режимных моментов дома и т.д.). Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к  заданиям, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.   Артикуляционную  гимнастику рекомендуется выполнять  перед зеркалом.

Ваша речь должна быть образцом для ребенка. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.  Пусть выполнение домашних упражнений станет для ребенка игрой (например, кидая мяч, отхлопывая в ладоши, выкладывая мозаику, палочки и многое другое.)   

Речь – важный инструмент общения человека с человеком. С помощью речи мы можем не только сообщать какую-то информацию, но и передавать приобретенный личный опыт другим.

К сожалению, век стремительного распространения информации принес еще одну проблему – это большое количество людей с речевыми дефектами. Проблемы с речью есть не только у детей, они характерны и для людей, перенесших различные заболевания или получившие испуг в результате какой-то жизненной ситуации или происшествия.

На помощь таким людям придут люди удивительной профессии – логопеды. Что является областью профессиональных деятельности специалистов по исправлению дефектов речи? Сколько получают логопеды в месяц за свой такой нужный и нелегкий труд? Где можно получить эту молодую специальность?

Область обязанностей специалистов-логопедов

Логопед работает над исправлением речевых дефектов чаще всего у детей. Эта специальность возникла недавно, около полувека назад.

Вопрос логопедам…

Тогда человечество пришло к пониманию, что трудности произношения слов – это не физические недостатки. И их можно исправить с помощью различных психологических методик. Поэтому логопед – это профессия, которая сочетает в себе опыт и наблюдательность хорошего врача, и талант внимательного и терпеливого учителя.

Специалист этой профессии должен уметь:

  • диагностировать различные виды речевых нарушений;
  • разрабатывать программы коррекции для организации индивидуальных и групповых занятий;
  • занимается устранением дефектов произношения и развитием фонематического слуха у детей;
  • консультирует родителей, дети которых имеют речевые нарушения и ведет речевые карты;

Для того чтобы профессионально выполнять свои обязанности логопеду необходимо глубоко знать физиологические особенности детского организма, строение речевого аппарата и его возможные патологии. Также необходимо обладать умениями логопедического массажа для расслабления гортанных мышц и других частей речевого аппарата.

Только высокопрофессиональный логопед способен оказать своему пациенту нужную психологическую помощь, адаптировать его в социальной среде и помочь в самосовершенствовании и избавлении от комплексов собственной неполноценности.

Чаще всего ставки специалистов по исправлению дефектов есть в штатном расписании детсадов, в больницах и детских поликлиниках, в центрах психологической реабилитации и коррекции речевых и слуховых нарушений у детей. Существует возможность частной практики, т.е. организация работы собственного логопедического кабинета.

Какие факторы влияют на уровень зарплаты логопеда

На уровень зарплат логопедов влияют следующие факторы:

  • Место работы. Заработки специалистов госучреждений ниже, чем сотрудников частных кабинетов логопеда.
  • Стаж работы и квалификационная категория. Оклад молодых специалистов без категории крайне низкий, порядка 12-14 тыс. рублей.
  • Наличие частной практики. На величину оплаты одного логопедического занятия влияет опыт специалиста, особенности и сложность речевых патологий, а также материальные возможности клиента.
  • Уровень стимулирующей части оплаты труда логопеда. Критерии для расчета этой части самостоятельно определяются каждой образовательной организацией.

К таким критериям чаще всего относятся:

  • снижение доли обучающихся (воспитанников) с речевыми нарушениями;
  • консультирование родителей обучающихся (воспитанников);
  • образцовое содержание логопедического кабинета;
  • обобщение и представление собственного методического опыта и др.

Уровень зарплат логопедов России

По сравнению с другими категориями педагогических работников, педагоги-логопеды имеют пониженную планку почасовой работы. Их ставка в образовательных организациях рассчитывается из 20 часовой педработы в неделю.

Кроме того, логопеды, работающие в специальном (коррекционном) учреждении образовании или в спецгруппе (спецклассе) для детей с речевыми отклонениями, получают 15-20% прибавку к заработной плате.

Но, несмотря на повышающий коэффициент, зарплата логопедов невелика, она составляет 15-60 тыс. руб. ежемесячно.

Таким образом, средняя заплата специалистов по исправлению речевых дефектов в среднем не превышает 25 тыс. руб., что значительно ниже среднемесячных зарплат у специалистов других профессий в России.

Дополнительные бонусы

Логопеды имеют некоторые социальные бонусы. Среди них:

  1. продолжительность трудового дня – 4 часа, что в 2 раза ниже, чем у людей других профессий – 8 часов;
  2. большой ежегодный отпуск в летнее время. Если логопед работает в детском саду или в организации допобразования, то он будет отдыхать 42 календарных дня. Отпуск работников ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья длится 56 дней;
  3. специалисты по исправлению речи имеют возможности саморазвития и повышения профессионального мастерства. Это посещение и активное участие в работе тематических конференций и семинаров;
  4. важнейшее преимущество логопедов – возможность ведения частной практики, которая способна принести существенный доход специалисту.

Сколько зарабатывают логопеды в Москве

Московские логопеды в среднем за месяц зарабатывают 35-50 тыс. руб. Это достаточно низкие зарплаты для столичного региона. Но, несмотря на это, количество резюме претендентов на вакансию очень большое, порядка десяти.

Это связано с социальными бонусами профессии. Большинство логопедов Москвы работают по совместительству, и значит их доходы выше, чем среднестатистические заработки.

Какая зарплата у логопедов в разных российских регионах

Логопеды северной столицы в месяц за свой труд получают 30-45 тыс. руб. В Красноярске, Казани, Омске, Ростове-на-Дону, Саратове, Челябинске, Новосибирске и Нижнем Новгороде уровень среднемесячных зарплат специалистов этой профессии 25-30 тыс. рублей. Меньше других зарабатывают педагоги-логопеды в Волгограде, Самаре, Уфе, Перми и Воронеже 18-25 тыс. руб.

Сколько получают логопеды за рубежом

Зарубежные специалисты-логопеды в европейских странах имеют ежемесячный доход, который сильно превышает доходы российских коллег. Так в Великобритании зарплата логопеда составляет 4,3 тыс. евро (300 тыс. руб.). Немецкие специалисты зарабатывают – 4 тыс. евро (280 тыс. руб.). Во Франции уровень зарплат логопедов – 3,5 тыс. евро (250 тыс. руб.), в Италии – 3,1 тыс. евро (220 тыс. руб.), в Греции – 1,8 тыс. евро (120 тыс. руб.), в Польше – 0,9 тыс. евро (72 тыс. руб.).

Самые высокие доходы имеют логопеды США. Зарплата школьного логопеда достигает 63 тыс. долларов в год (3,8 млн. руб.), а специалист дошкольной организации зарабатывает 56 тыс. долларов (3,4 млн. руб.).

На какую пенсионную выплату может рассчитывать логопед

Так же как и все педагогические работники, педагоги-логопеды имеют право на льготную пенсию, при условии работы в образовательном учреждении не менее 25 лет. Для того чтобы оформить такую пенсию нужно обратиться в отделение пенсионного фонда по месту жительства.

Уровень пенсионного обеспечения логопедов невелик, он составляет около 10-12 тыс. рублей.

К сожалению, люди такой нужной и важной профессии, как логопед, имеют низкие доходы. Хотя есть надежда, что Указы Президента РФ будут исполнены и уровень зарплат специалистов возрастет на 30%.

Зарплаты

Штатные нормативы для работников дошкольных учреждений

Ставка логопеда в детском саду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *