Содержание
1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
2. Полиция имеет право задерживать:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;
4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;
11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.
6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.
7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.
9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.
10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.
12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.
13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.
15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.
16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.
В жизни бывает всякое. Порой ситуация оборачивается так, что за вежливым обращением сотрудника МВД следует его предложение проехать в отделение и разрешить непонятную ситуацию. Любой преступник морально должен быть готов к тому, что его деяния вскроются, и он попадет в поле зрения полиции. Но как быть рядовым гражданам, для которых такое требование полицейского в разгар дня – как гром среди ясного неба?
Правила поведения в момент задержания и в самом участке для многих людей неясны. Чего делать нельзя и какие права задержанного полицией можно и нужно реализовать и соблюсти, поговорим далее.
Виды и причины задержания
Задержание может быть как одиночным – если ситуация не указывает на совершение преступления, и просто необходима проверка (тогда сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделение самостоятельно, например, на патрульной машине), так и групповым, когда требуются усилия целого наряда полицейских. Точно также это может быть запланированное задержание (захват) или же по факту, «спонтанным».
Последнее происходит, если полицейский обоснованно в чем-то заподозрит человека (внешнее сходство с разыскиваемым преступником, подозрение на алкогольное опьянение в общественном месте и т.п.). Такое задержание станет неожиданностью не только для гражданина, подлежащего препровождению в участок, но и для самого уполномоченного должностного лица.
Основания для задержания перечислены в Федеральном законе «О полиции» (статья 14). Согласно пункту 2 упомянутой статьи, сотрудник органов правопорядка уполномочен произвести задержание в случае, если человек:
- подозревается в совершении преступления;
- должен быть взят под стражу на основании УПК РФ;
- совершил побег из-под стражи;
- присужден к уголовному наказанию или административному аресту и уклоняется от данного наказания;
- находится в розыске;
- является лицом, в отношении которого ведется расследование по делу об административном правонарушении;
- уклоняется от назначенных ему судом мер медицинского или воспитательного характера;
- незаконно проник на охраняемый объект;
- нарушил комендантский час (в случае его введения);
- бежал из психиатрической лечебницы;
- подозревается в попытке самоубийства или уже предпринял ее и может быть опасен для себя и/или окружающих;
- является подданным иного государства, которое предоставило требование о выдаче задерживаемого гражданина.
Любое из этих оснований является правомерной причиной для предоставления сотрудникам правопорядка объяснений и показаний в стенах отделения МВД. Для реализации этого требования гражданин должен быть задержан и доставлен в участок.
Какими правами наделен задержанный
Если имеются основания к задержанию, определенными правами обладают не только уполномоченные лица, которые могут доставить гражданина в участок, взять с него объяснения и составить протокол.
Государство наделяет правами и человека при задержании полицией, чтобы он мог защитить себя и обеспечить себе избранную тактику поведения.
При задержании
Само по себе задержание и доставка задержанного к дознавателю не являются уголовно-процессуальными процедурами – они носят т.н. обеспечительный характер.
Непосредственно при задержании (как и во время любого взаимодействия с уполномоченным сотрудником при исполнении) гражданин имеет право знать имя лица, его задерживающего. Для этого полицейский обязан представиться: назвать свою фамилию, должность и звание (ст. 5 п. 4 ФЗ «О полиции»).
По первому требованию задерживаемого сотрудник должен предъявить удостоверение. Кроме того, эта же статья дает гражданину право знать, на каком основании он задержан – полицейский обязательно должен сообщить цель обращения, а также причины для задержания. При этом закон обязывает сотрудника полиции разъяснить задержанному лицу все его права.
При наличии материалов и документов, непосредственно затрагивающих свободы и права задержанных лиц, полиция должна дать возможность ознакомиться с данными материалами, если это не запрещено федеральным законом.
Каждое задержанное по объективным причинам лицо наделено перечнем определенных прав подозреваемого (хоть на момент задержания оно юридически еще не является таковым) – например, на переводчика или на защитника, если это необходимо. Также задержанный имеет право уведомить своих родственников или близких о задержани, а также возможность отказаться давать показания – закон этого не требует.
Право задержанного на адвоката закреплено в нашей стране конституционно (ст. 48 ч. 1). Адвокат должен иметь адвокатское удостоверение и ордер (подтверждает право адвоката на участие в уголовном деле, выдается адвокатской коллегией – ст. 6 ч. 2 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре») – тогда он может быт допущен к процессу в качестве защитника прав подозреваемого (и, следовательно, обвиняемого). Адвокат может быть как приглашен задержанным в частном порядке, так и назначен государством и оплачен из средств федерального бюджета.
Право на телефонный звонок при задержании должно быть реализовано в течение первых трех часов с момента доставления в участок. Звонок близким или же доверенным лицам может быть сделан как лично задержанным (в присутствии дознавателя), так и уполномоченным сотрудником, если задержанный изъявил такое желание. Если ведется уголовное преследование, телефонный разговор обязательно должен происходить на русском языке.
Право дать показания или же отказаться от этого также зависит от волеизъявления задержанного. Как правило, в самом начале с гражданина требуют объяснений, но это предварительная процедура, предшествующая допросу – официальному процессуальному действию.
Дача предварительных объяснений никак не регулируется уголовно-процессуальным кодексом и сведения, полученные в результате дачи объяснений, никак не могут служить показаниями по делу. В основу обвинения ляжет информация, которую дознаватели узнают во время допроса.
Проще говоря, задержанный (еще не являясь подозреваемым) может самостоятельно избрать тактику собственной защиты на этой стадии, до прибытия адвоката: аргументированно отказаться от дачи объяснений по делу; подробно изложить те обстоятельства, которые он считает нужными сообщить; хранить молчание или даже дать недостоверные объяснения. За последнее, кстати, задержанный не понесет никакой ответственности.
При оформлении протокола
Факт подготовки и окончательного оформления протокола о задержании носит в себе смысловой аспект – именно с момента вынесения протокола задержанный приобретает «официальный» статус подозреваемого в совершении правонарушения или преступления.
Если задержание является административным, протокол должен быть оформлен сразу же по доставлении гражданина в участок – составление должностным лицом документа по прибытии в отделение входит в права административно задержанного лица. При подозрении в совершении преступления на составление протокола отводится три часа.
Задержанный имеет право излагать в протоколе все обстоятельства как важных событий, имеющих отношение к задержанию, так и самого задержания, до мелочей («в момент задержания был в опрятной чистой одежде, не имел никаких телесных повреждений»).
Протокол задержания следует читать очень внимательно – если не согласны с каким-либо фактом, стоит это отмечать в протоколе. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом документе пустые строки и поля – лучше проставлять там прочерки.
Подписывать протокол или нет – также право гражданина. Кроме того, задержанное лицо (теперь уже подозреваемый) имеет полное право получить копию протокола задержания и знать, в чем он подозревается.
Если в отношении лица вынесено постановление о возбуждении против него уголовного дела, либо о необходимости применить к нему известную меру пресечения, копии этих документов должны быть также ему предоставлены (с. 46 п. 4 УПК РФ).
На незаконные действия или же бездействие сотрудников органов гражданин имеет право подать жалобу и написать заявление.
Права задержанного при ведении уголовного дела
Права человека, подозреваемого в совершении уголовного преступления, являются прямым продолжением прав при задержании и во многом идентичны им.
Подозреваемый имеет право на квалифицированную защиту (адвоката) и, если необходимо, на переводчика, право давать показания или хранить молчание. Знать, в чем он подозревается и иметь копии протоколов по делу – также неотъемлемое право подозреваемого при уголовном задержании.
Подозреваемый может неограниченное количество раз встречаться с юристом для ведения своих дел – это актуально, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью и должен продолжать вести бизнес. Однако здесь есть иное, имущественное, ограничение.
В рамках следствия запрещены любые сделки с имуществом, ценностями и денежными средствами подозреваемого, на которые теоретически судом может быть наложен арест.
Наконец, подозреваемый может участвовать в следственных мероприятиях (с позволения следователя, ведущего дело), предъявлять доказательства своей невиновности и защищаться любыми способами, не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.
Как должно происходить задержание
Задержание начинается с момента личного контакта с сотрудником органов правопорядка, при котором должностное лицо обязано назвать себя и объяснить причины задержания. При этом полицейский имеет право в случае сопротивления применять спецсредства – наручники, дубинку и даже использовать служебных собак.
Поэтому при общении с полицейскими следует вести себя спокойно, с достоинством, не оказывать сопротивления и ни в коем случае не оскорблять сотрудников органов. Впоследствии, если потребуется написать характеристику на задержанного, его поведение при задержании сыграет свою роль при составлении психологического портрета. Также не стоит предпринимать попытку скрыться от полицейских или же угрожать им.
Если сотрудники органов собираются произвести личный досмотр, важно помнить, что проводить его имеет право должностное лицо одного пола с обыскиваемым в присутствии двух понятых того же пола. После составляется протокол досмотра, либо в протоколе задержания будет сделана соответствующая запись.
Сроки задержания
Продолжительность задержания описывается в 27.5 статье Кодекса об Административных правонарушениях. Если задержание несет административный характер, то его срок не может превышать трех часов.
При нарушении гражданином таможенных правил, в том числе, при посягании на режим государственных границ РФ, задержать имеют право на 48 часов (аналогично если совершено административное правонарушение, наказанием за которое является административный арест).
Внимание: общий срок задержания отсчитывается с момента доставления задержанного лица в отделение МВД.
Если человек находится под подозрением в совершении преступления, его также могут задержать на период, не превышающий 48 часов. За этот срок, как правило, выносится судебное решение. В случае продления по решению суда, период задержания может быть увеличен до 72 часов (3 суток).
Срок задержания в общем не должен превышать пяти суток (120 часов). Если к этому моменту судом не избрана мера пресечения, задержанного гражданина обязаны отпустить.
Административное задержание: что нужно знать?
Статья для тех, хочет знать о правах задержанных сотрудниками полиции не за совершение преступлений, а за административные правонарушения.
Если Вы оказались в подобной ситуации забейте на советы бывалых циников, что «закон, что дышло» и что «правды нет».
Делайте только то, что предписано законом и настаивайте на его соблюдении со стороны правоохранителей. Если поймут, что вы знаете закон, с вами будут считаться.
Понятие административного задержания.
Административное задержание и доставление являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Понятие административного задержания дается в ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ и формулируется как: кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях. Таких случаев два:
- если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
- если это необходимо для исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Административное задержание производится лишь по делам об административных правонарушениях, деяниях, которые признаны административными правонарушениями.
Лица совершившие преступление (деяние прямо запрещенное уголовным законом, перечень содержится в уголовном кодексе), задерживаются в порядке и основаниям, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом РФ, о чем будет написана соответствующая статья.
II. Кто вправе осуществлять административное задержание и по каким основаниям?
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание , устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Список ведомственных приказов, утверждающих перечни должностных лиц, которые могут осуществлять административное задержание
В КоАП перечислено 9 групп должностных лиц, которые вправе осуществлять административное задержание в рамках своих полномочий.
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции)
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации
3) должностные лица военной автомобильной инспекции
4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции)
5) должностные лица таможенных органов
6) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
7) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию
8) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов
9) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации
Какие действия могут привести к возбуждению дела об административном правонарушении и что за это грозит?
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Штраф от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. (Ст. 20. 1. КоАП РФ).
Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
Штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток. (Ст. 20. 1. КоАП РФ)
Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Штраф от пятисот до одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики. (Ст. 20. 3. КоАП РФ).
Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
Штрафы от ста до полутора тысяч рублей. (Ст. 20. 20. КоАП РФ).
Появление в общественных местах (на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте, физкультурно-оздоровительных комплексах) в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Штраф от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток. (Ст. 20. 21. КоАП РФ).
II. Протокол об административном задержании.
Административное задержание является процессуальной процедурой, несоблюдение которой повлечет за собой его незаконность.
Во-первых, как само административное задержание, так и протокол должны быть составлены надлежащим лицом. Круг таких лиц разобран в первой части настоящей статьи — это должностные лица, указанные в п.1 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ и указанные в приведенном списке ведомственных приказов.
Во-вторых, протокол должен в обязательном порядке содержать: дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице (фамилия, имя, дата и место рождения, сведения о документе, посредством которого установлена личность задержанного), время, место и мотивы задержания. (ч.1 ст.27.4 КоАП РФ)
Кроме того, протокол подписывается должностным лицом его составившим и самим задержанным. Если задержанное лицо отказывается от подписания протокола, то об этом делается в нем соответствующая отметка — «от подписания протокола отказался без объяснения причин (или указываются причины)». (ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ)
В случае если какой-либо из указанных реквизитов протокола отсутствует, возникают основания для последующего его оспаривания в суде.
III. Права задержанных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции», с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции.
Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст.14 Закона о полиции).
Следует знать, что при задержании каждый имеет право требовать от сотрудников милиции, чтобы они сообщили о месте его нахождения в кратчайший срок родственникам, администрации по месту работы (учебы), а также защитнику. Это закреплено в ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ.
Для несовершеннолетних задержанных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.
Кроме того, статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” предоставляет задержанным право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует указать еще один немаловажный момент.
Юридическую помощь задержанным может оказывать, как адвокат, так и представитель по доверенности, однако в доверенности обязательно должна быть формулировка, которая предоставляет представителю права, какие предоставляются для участия адвокату, плюс с собой, к доверенности нужен диплом о высшем юридическом образовании. Данные выводы автор делает из собственной практики и положений п.1 ст. 55 Кодекса об административном судопроизводстве.
IV. Место и порядок содержания задержанных лиц.
Порядок и место содержания административно задержанных лиц регулируется положениями ст. 27.3 КоАП РФ, в частности это специально оборудованные помещения, исключающие возможность их самовольного оставления.
Основания для задержания полицией
В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого понимается как мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Задержание по подозрению в совершении преступления складывается из нескольких этапов:
- захват на месте преступления (физическое задержание);
- доставление в отдел полиции;
- нахождение в полиции в течение 3 часов до разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела и разрешения вопроса о задержании лица в порядке ст. 91 УПК;
- составление протокола задержания в порядке ст. 92 УПК РФ.
Несмотря на принятие Федерального закона «О полиции», до сих пор остаётся неурегулированным правовой статус лица, задержанного по подозрению в причастности к совершению преступления до того, момента, когда ещё не принято решение о возбуждении уголовного дела.
В практической деятельности это приводит к тому, что до составления протокола задержания в порядке ст. 92 УПК РФ, задержанное лицо может находиться в полиции по надуманным основаниям.
Трёхчасовой срок — это срок административного задержания, по сути, не имеет никакого отношения к производству по уголовному делу, но практически используется полицией для решения оперативных задач и организационных вопросов.
Если задержанное лицо или его защитник требуют юридического оформления задержания, а у полиции, с одной стороны отсутствуют основания для задержания лица, а с другой стороны имеется оперативная информация, изобличающая это лицо, возможны случаи применения полицией в отношении лица административного задержания на срок 48 часов.
Тем не менее, под моментом фактического задержания в законе понимается момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, а срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.
В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания. Защитник приглашается подозреваемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого.
Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.
вверх
Явка с повинной
Не буду давать советы, как незаметно скрыться с места преступления или иным образом уйти от ответственности, поскольку эти действия относятся к субъективной стороне преступления. Моё дело — защищать. Поэтому, если уголовно наказуемое деяние совершено по неосторожности, наверное, не имеет смысла усугублять вину и скрываться от правосудия.
В случае совершения умышленного преступления, при наличии неопровержимых сведений, которые могут стать доказательством вины (очевидцы преступления, записи видеокамер и телефонных переговоров, документы, биологические и другие следы), когда нет реальной возможности скрыться, так же бывает лучше явиться с повинной. Ф.М.
Достоевский в «Преступлении и наказании» писал: «Разве ты, идучи на страдание, не смываешь уже вполовину своё преступление?». Явка с повинной по действующему уголовному закону признаётся обстоятельством, смягчающим наказание.
При наличии явки с повинной УК РФ в случае отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части. Конечно, намерение явиться с повинной, по-хорошему, должно исходить от самого виновного, и не навязываться извне.
Но бывают случаи, при которых промедление может помешать воспользоваться гарантией уголовного закона. Бывает, что оперуполномоченный уголовного розыска, уличив лицо в совершении преступления, и, предлагая сделать чистосердечное признание, в случае согласия лица, оформляет его признание в виде протокола явки с повинной.
Но лучше являться с повинной в орган, осуществляющий предварительное расследование в соответствии с подсудностью, и вместе с адвокатом.
вверх
Как себя вести при задержании
Прежде всего, надо понять, кто и за что ограничивает вашу свободу в данный момент? Закон о полиции предписывает сотрудникам при обращении к гражданам представляться и разъяснять суть подозрений.
При отсутствии какой-либо внятной информации о том, по какому поводу вы доставлены в отдел полиции, если, конечно, вас не застали на месте преступления, на практике бывает лучше не давать объяснений оперуполномоченному уголовного розыска, а требовать свидания с адвокатом.
Чтобы с вами не происходило в эти несколько часов (иногда несколько суток, что незаконно, конечно), помните, что любое насилие при осуществлении правосудия — это преступление. защита против насилия — ваша воля. Признание вины в том, что вы не совершали, под принуждением ли или в обмен на обещание свободы — это сделка не с правосудием, а с собственной совестью.
Только переговорив перед допросом с адвокатом, вы можете решать, давать вам показания или нет, а если давать, то какую позицию по отношению к подозрению занять. Другая крайность, из практики, когда подозреваемый на допросе отказывается от дачи показаний, пока ему не будет избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Адвокат у вас должен быть в любом случае.
Если вы или ваши родственники не успели заключить соглашение с каким-то определённым адвокатом, защитника пригласит следователь или дознаватель. Начав допрос без адвоката, и не дав вам возможности переговорить с ним перед допросом, следователь или дознаватель нарушат ваше право на защиту. Боритесь за свои права — пишите заявление в протоколе допроса.
Однако, не всегда подозреваемому необходимо бороться за свои права, вступая в противоборство с правоохранительной системой.
Если оперативные сотрудники полиции, дознаватель или следователь работаю грамотно и корректно, то соответствующее поведение подозреваемого будет работать на его защиту.
От него требуется совсем немногое: во-первых, с пониманием относиться к обязанностям работников правоохранительных органов, а, во-вторых, самому выполнять предписания уголовно-процессуального закона.
вверх
Кто имеет право задержать по подозрению
Задержание подозреваемого в совершении преступления оформляется постановлением следователя или дознавателя.
Задержание применяется, как правило, в случаях, когда не имеется возможности избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы.
Закон даёт право следователю или дознавателю задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо в случае направления в суд ходатайства об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Задерживать или нет, в каждом конкретном случае решает следователь или дознаватель с ведома начальника следственного органа и прокурора. Решение принимается с учётом нескольких факторов:
- позиция подозреваемого по делу;
- тяжесть совершённого преступления;
- наличие или отсутствие предыдущей неснятой или непогашенной судимости, испытательного срока условного наказания или условно-досрочного освобождения;
- наличие места жительства на территории Российской Федерации.
вверх
Избрание меры пресечения
В случае отсутствия оснований задержания подозреваемого, следователь или дознаватель вправе избрать лицу, подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения, не связанную с изоляцией от общества. В качестве такой меры пресечения чаще всего применяется подписка о невыезде.
Следует отметить, что для подозреваемого в большинстве случаев подписка о невыезде действует десять суток и автоматически отменяется, если подозреваемому в указанный срок не будет предъявлено обвинение.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу осуществляется только судом с учётом конкретных, фактических обстоятельств. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Альтернативой заключению под стражей является такая мера пресечения как залог. Однако, она не получила ещё в практике судов достаточного распространения. Законом определены нижние пределы размера залога по уголовным делам о преступлениях:
- небольшой и средней тяжести — не менее ста тысяч рублей;
- тяжких и особо тяжких — не менее пятисот тысяч рублей.
Чем может помочь адвокат при избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения? Во-первых, собрать данные о его личности (наличие места жительства на территории Российской федерации, наличие места работы, состояние здоровья, состав семьи, наличие иждивенцев).
Во-вторых, связаться с его родственниками и проработать возможность внесения залога. В-третьих, нередко решение об избрании меры пресечения принимается следователем или дознавателем и согласовывается с прокуратурой в условиях недостаточности достоверной информации о преступлении.
Добыть доказательства вины лица, подозреваемого в совершении преступления, ещё только предстоит в ходе предварительного расследования. В таких условиях профессиональное мнение адвоката в отношении виновности лица также имеет значение для следователя или дознавателя.
Стоит отметить, что иногда на практике, только факт наличия у подозреваемого соглашения с адвокатом даёт ему возможность «выйти» под подписку о невыезде.
Stragha.pdf — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» (формат файла — «.PDF», размер — 299 Кб)