Добрый день, Николай, вы не обязаны являться для составления и подписания протокола. Протокол могут составить в отсутстствии Вас. Так же как и в отсутствии Вас могут вынести постановление о привлечении Вас к административной ответственности. В любом случае вы можете обжаловать постановление о привлечении Вас к административной ответственности в течение 10 дней со дня получения постановления о привлечении к административной ответственности.
татья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Согласно положениям ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации, допущенное гражданами, должностными и юридическими лицами, признается административным правонарушением.
С объективной стороны это административное правонарушение, в частности, выражается в нарушении установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации (далее — ГИА).
Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 (далее — Порядок). В нем подробно регламентированы вопросы, связанные с проведением указанной аттестации, в том числе определены права и обязанности лиц, привлекаемых к проведению ГИА, а также участников ГИА.
Например, в п. 45 данного Порядка на обучающихся и выпускников прошлых лет (участников ГИА) возложена обязанность соблюдать порядок проведения государственной итоговой аттестации. Указанные лица, в частности, не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории, иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, иные средства хранения и передачи информации, а также справочные материалы, письменные заметки.
В свою очередь, на организаторов пунктов проведения экзаменов возложена обязанность по обеспечению установленного порядка проведения ГИА в аудиториях и по осуществлению контроля за проведением указанной аттестации. Кроме того, руководителям и организаторам пунктов проведения экзаменов, членам государственной экзаменационной комиссии, руководителям общеобразовательных организаций, в помещениях которых организованы пункты проведения экзаменов, и другим лицам, привлекаемым к проведению ГИА, указанным в п. 40 Порядка, запрещается оказывать содействие участникам ГИА, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы и т.п.
Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного законодательством об образовании порядка проведения ГИА, являются участники ГИА, руководители, организаторы пунктов проведения экзаменов, другие лица, привлекаемые к проведению ГИА, и общеобразовательные организации.
Из анализа диспозиции ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ следует, что субъективная сторона этого административного правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла.
При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) указанных выше лиц состава данного административного правонарушения судье необходимо исследовать все обстоятельства, связанные с совершением конкретного нарушения порядка проведения ГИА, характер совершенного нарушения, установить вину лица, его допустившего, а также оценить последствия этого нарушения для охраняемых общественных отношений в сфере образования.
Если по результатам рассмотрения дела будет установлено, что формально действия (бездействие) лица содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений в сфере образования, то судья вправе признать это административное правонарушение малозначительным.
Сроки давности привлечения к административной
ответственности
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Однако этой же частью установлены исключения из данного правила.
Так, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. Указанное правило применяется за нарушение:
1) законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне Российской Федерации, геодезии и картографии;
2) законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации;
3) законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
4) законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
5) законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ);
6) законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
7) законодательства Российской Федерации об использовании атомной энергии;
8) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
9) законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей;
10) законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
11) законодательства Российской Федерации о потребительском кредите (займе), кредитных историях;
12) законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), естественных монополиях, основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
13) законодательства Российской Федерации о рекламе;
14) законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении;
15) законодательства Российской Федерации о лотереях;
16) законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
17) законодательства Российской Федерации о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
18) законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах;
19) законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
20) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
21) законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью;
22) законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг;
23) страхового законодательства;
24) законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, организованных торгах, инвестиционных фондах;
25) законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;
26) законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, сельскохозяйственной кооперации;
27) законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;
28) законодательства Российской Федерации о ломбардах;
29) законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
30) законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе;
31) законодательства Российской Федерации об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.39 КоАП РФ);
32) за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);
33) процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.4 КоАП РФ);
34) порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.1, ч. ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ);
35) законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ);
36) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ);
37) законодательства Российской Федерации об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, основах государственного регулирования торговой деятельности;
38) законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
39) законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений;
40) законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;
41) законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
42) законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
43) законодательства Российской Федерации о применении ККТ;
44) законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
45) законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве;
46) законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации;
47) законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
48) законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ);
49) порядка управления:
а) в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа;
б) либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа;
в) либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров;
г) либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения;
д) а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 7.3, 7.5 КоАП РФ).
Помимо вышеуказанного, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 лет со дня совершения административного правонарушения. Указанное правило применяется за:
1) нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
2) нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
3) административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ;
4) нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
5) нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;
6) нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.1.1 КоАП РФ).
Кроме того, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 3 лет со дня совершения административного правонарушения. Указанное правило применяется за:
1) нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 — 5.68 КоАП РФ);
2) нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
3) нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Наиболее длительный срок давности при привлечении к административной ответственности установлен ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Постановление по делу об административном правонарушении в таком случае не может быть вынесено по истечении 6 лет со дня совершения административного правонарушения.
Истечение установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
При этом, по мнению судов, имеет значение срок давности, установленный на момент совершения правонарушения, а не на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
ПРИМЕР.
ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС о признании незаконным и отмене Постановления от 09.11.2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании было установлено, что 16.12.2016 ООО в банке ПАО «Сбербанк» был оформлен паспорт сделки. На основании актов выполненных работ от 30.06.2016 ООО оказало услуги заказчику на общую сумму 1 600 198 рублей. Согласно условиям договора денежные средства должны были поступить на счет общества в уполномоченном банке не позднее 14.07.2016. Согласно выписке по расчетному счету Общества денежные средства в сумме поступили на счет общества 29.07.2016.
Следовательно, у ООО возникла необходимость представить в уполномоченный банк справку об указанной валютной операции и подтверждающие ее проведение документы. Эти документы Обществу надлежало представить в уполномоченный банк не позднее 19.08.2016, но данная обязанность исполнена не была.
По факту выявленного нарушения ИФНС был составлен протокол об административном правонарушении от 03.11.2017 и вынесено оспариваемое Постановление от 09.11.2017.
Решением Арбитражного апелляционного суда, а затем и Арбитражного суда данные требования были удовлетворены. Суды, вынося решения, руководствовались положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (действовавшей в рассматриваемый период), КоАП РФ и пришли к выводам о законности требований общества, в связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, равный одному году, на момент вынесения Постановления от 09.11.2017 был нарушен административным органом.
Однако на эти решения была подана кассационная жалоба, которая была передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации нашла основания для отмены в порядке кассационного производства решений судов нижестоящих инстанций, поскольку были выявлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и которые нуждались в устранении.
Верховный Суд РФ указал следующее.
Согласно общим положениям ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Для закрытого перечня административных правонарушений установлены более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности.
Федеральным законом от 05.04.2016 N 89-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016) срок давности привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения увеличен с одного года до 2 лет.
С учетом ст. 1.7 КоАП РФ, соответствующая моменту совершения вмененного обществу правонарушения редакция ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении 2 лет со дня совершения административного правонарушения.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку в рассматриваемой ситуации предельным сроком исполнения обязанности по представлению справки о валютной операции и подтверждающих ее проведение документов являлось 19.08.2016 (пятница), соответственно, 20.08.2016 (суббота) правонарушение считается совершенным и начал исчисляться двухлетний срок давности привлечения к ответственности.
Правовая позиция о том, что началом течения срока давности привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление в уполномоченный банк документов и информации, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, является день, следующий за последним днем периода, предоставленного уполномоченным органом для исполнения соответствующей обязанности, даже если следующий день является нерабочим (праздничным), содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 305-АД17-13725 по делу N А40-28326/2017.
При таких обстоятельствах привлечение общества к административной ответственности 09.11.2017 Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации посчитала законным.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации посчитала, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 291.11 АПК РФ.
Вышеизложенная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 14.11.2018 N 305-АД18-10307 по делу N А40-239655/2017.
Сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению. Суд в случае их пропуска принимает:
а) либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ);
б) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
При истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения, наличии события правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности положениями КоАП РФ также не предусмотрена (решение Верховного суда Республики Крым от 15.03.2017 по делу N 12-413/2017).
Статья 27.2. Доставление
1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушении, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, – в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, – в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
3) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 – 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 – 20.22 настоящего Кодекса, – в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте – в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение;
5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации – в помещение военной комендатуры или воинской части;
6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере – в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
7) военнослужащими органов и войск пограничной службы, военнослужащими иных войск (сил), должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а также иными лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации – в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления органов и войск пограничной службы, иных войск (сил), служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
8) военнослужащими органов и войск пограничной службы при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации – в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления органов и войск пограничной службы, иных войск (сил), служебное помещение органа внутренних дел (милиции), находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда – в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
9) должностными лицами федеральных органов налоговой полиции при выявлении административных правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налогообложения – в служебное помещение органа налоговой полиции или органа внутренних дел (милиции);
10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил – в служебное помещение таможенного органа;
11) военнослужащими и сотрудниками органов уголовно – исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, – в служебное помещение учреждения уголовно – исполнительной системы или органа внутренних дел (милиции).
2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >