Постановление Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 34-АД16-5 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов. Решение: Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

По смыслу статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739 по делу N А26-291/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения пенсионного органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды сделали правильный вывод о том, что спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, статьями 135, 144, 145, 147, 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о правомерном доначислении фондом страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с сумм вознаграждений, выплаченных председателям правления товарищества. При этом суды исходили из того, что спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, и в качестве таковых данные выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2016 N 305-ЭС16-361 по делу N А41-36616/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов о взыскании судебных расходов по делу по иску об обязании передать техническую документацию, по встречному иску о взыскании задолженности, обязании обеспечить доступ к помещениям. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как при рассмотрении дела в суде интересы истца представляли его председатель правления и члены правления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 309-КГ16-523 по делу N А50-10779/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку установлено, что отношения между председателем правления и самим товариществом являются гражданско-правовыми, выплата вознаграждения связана с выполнением председателем правления управленческих функций; товарищество начисляло председателю правления на установленную сумму вознаграждения процент районного коэффициента, тем самым увеличивая налоговую базу для начисления НДФЛ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и конкретные фактические обстоятельства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь статьями 135, 144, 145, пунктом 3 статьи 147 Жилищного кодекса, статьями 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», установив, что отношения между председателем правления и самим товариществом являются гражданско-правовыми, выплата вознаграждения связана с выполнением председателем правления управленческих функций; товарищество начисляло председателю правления на установленную сумму вознаграждения 15 процентов районного коэффициента, тем самым увеличивая налоговую базу для начисления налога на доходы физических лиц, суды пришли к выводу о правомерном доначислении Пенсионным фондом страховых взносов с выплат председателю правления за 2012-2014 годы.

Ответственность за нарушение законодательства – это государственное обеспечение, выраженное в понуждении правонарушителя нести обязанность, представляющую собой отрицательные последствие его совершенных правонарушений — лишения личного, имущественного и организационного характера. Сфера жилищных правоотношений не является исключением, за нарушения таковой законодатель, в основном, предусматривает административную и гражданскую ответственность для виновных, однако, косвенно в данной области можно проследить присутствие и уголовной ответственности.

Правонарушения, подлежащие ответственности в жилищной сфере

Законодательные акты РФ различных отраслей права включают в себя ответственность за совершенные правонарушения жилищной сферы, но, в первую очередь, необходимо определить те нормы, которые содержит непосредственно Жилищный кодекс РФ. Итак, лица признаются виновными:

  1. при нарушении правил пользования жилыми помещениями (нарушения санитарного содержания лифтов, придомовых территорий, лестничных клеток и других мест);
  2. при несоблюдении сроков заселения жилых домов и других жилищных помещений;
  3. при нарушении правил эксплуатации домов и иных жилых помещений;
  4. при нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также предоставления гражданам жилых помещений для проживания;
  5. при порче жилых и придомовых помещений, а также оборудования и благоустройства;
  6. при самовольном переоборудовании и перепланировке жилых помещений;
  7. при использовании жилых помещений не по назначению.

Также жилищное законодательство определяет еще несколько позиций, которые тесно связаны с другими Кодексами Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушения жилищного законодательства

Административное законодательство находится в определенной связи с жилищным как раз в вопросах установления ответственности за совершение проступков, не являющихся опасными деяниями. КоАП РФ устанавливает ответственность в жилищной сфере статьями 7.21-7.23.2 и 19.15.1-19.15.2.
Статья 7.21 КоАП РФ адресована гражданам – пользователям жилых помещений:

  • порча жилых помещений, равно как и порча их оборудования, включая перепланировку или переустройство, а также использование их не по назначению, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1500 рублей;
  • самовольная перепланировка квартиры в многоквартирном доме влечет наложение штрафа до 2500 рублей.

Статья 7.22 КоАП РФ содержит положения о лицах, на которых возложена обязанность по обеспечению содержания и ремонта жилых помещений, а также общего имущества собственников жилья в многоквартирных домах:

  • нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, а также порядка и правил признания таких помещений, как непригодных для постоянного проживания; перепланировка и переустройство жилых помещений без согласия на то собственника/нанимателя влечет наложение штрафа на должностных лиц до 5000 рублей, для юридических лиц – до 50 000 рублей.

Статья 7.23 КоАП РФ направлена на установление ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами:

  • влечет наложение штрафа для должностных лиц – до 1000 рублей, для юридических лиц – до 10 000 рублей.

Статьи 7.23.1-7.23.2 КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями в сфере управления многоквартирными домами и передачи технической документации по таковым.

Стоит отметить, что помимо штрафов, например, в отношении статьи 7.22 КоАП РФ также может применяться такой вид административной ответственности, как дисквалификация — лишение физического лица занимать руководящие должности в исполнительном органе управления организацией. В соответствии со статьей 3.11 КоАП дисквалификация может быть установлена на срок до 3-х лет.

Статья 19.15.1 КоАП РФ вновь обращена к гражданам – проживание лиц по месту пребывания или жительства без регистрации:

  • проживание гражданина РФ по месту пребывания или жительства без регистрации или допущение такого проживания собственником или нанимателем жилья свыше срока установленного законом (3 месяца) влечет наложение штрафа – до 3000 рублей для гражданина, до 5000 рублей — для собственников/нанимателей (физические лица), до 750 000 — для собственников/нанимателей (юридические лица);
  • те же нарушения, предусмотренные ч. 1 статьи, совершенные в городе Федерального значения, влекут штраф до 5000 рублей, до 7000 рублей, до 800 000 рублей, соответственно.

Статья 19.15.2 предусматривает ответственность за нарушение правил регистрации граждан РФ по месту жительства и пребывания:

  • если действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, нарушение правил регистрации влечет штраф для граждан – до 3000 рублей, для нанимателей/собственников (физ. лица) – до 5000 рублей, для должностных лиц – до 50 000 рублей, для юридических лиц – до 750 000 рублей;
  • если нарушения правил регистрации совершены в Москве или Санкт-Петербурге – наложение штрафа на граждан – до 5000 рублей, на физ. лиц собственников – до 7000 рублей, на должностные лица – до 50 000 рублей, на юридические лица – до 800 000 рублей;
  • нарушение сроков уведомления о проживании граждан в жилых помещениях без регистрации либо предоставление заведомо недостоверных данных собственниками или нанимателями влечет наложение штрафа на граждан до 3000 рублей, на юридических лиц – до 7000 рублей;
  • указанные выше нарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение штрафа на граждан до 5000 рублей, для организаций – до 10 000 рублей;
  • нарушение лицом, которое ответственно за прием/передачу документов для регистрации и снятия с учета граждан в органы регистрации, если при этом действия лица не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа в размере до 5000 рублей.

Гражданская ответственность за нарушения жилищного законодательства

Гражданско-правовая ответственность в сфере жилищных правоотношений наступает за совершение противоправных следок с жилыми помещениями или за причинение вреда жилищному фонду. В качестве противоправных действий, подлежащих санкциям гражданского законодательства, рассматривается:

  • невнесение нанимателем жилого помещения платы по соответствующим платежам более чем за шесть месяцев, если иное не предусмотрено договором найма;
  • порча или разрушение жилого помещения;
  • систематическое нарушение прав и интересов соседей;
  • использование жилого помещения (квартиры, дома) не по назначению.

За указанные выше правонарушения гражданское законодательство предусматривает санкции вплоть до выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений, при этом, по решению суда нарушителям может быть предоставлена необходимая отсрочка для устранения допущенных нарушений.

Важно! При причинении вреда жилищному фонду виновные лица будут обязаны возместить причиненный ими ущерб. Стоит также отметить, что согласно статье 15 ГК РФ, лицо, права которого были нарушены, имеет право требовать не только полного возмещения причиненных ему убытков, но и стоимость упущенной выгоды.

При заключении сделки, которая не соответствует требованиям закона, также для ее участников может наступить гражданско-правовая ответственность в виде признания сделки ничтожной/недействительной. Последствиями признания сделки недействительной является двусторонняя реституция – обязанность для каждой из стороны возврата полученного в результате заключении сделки (например, покупатель обязан вернуть продавцу жилое помещение, а последний, соответственно денежные средства).

Уголовная ответственность за нарушения жилищного законодательства

Жилищный кодекс РФ не устанавливает уголовной ответственности за нарушения в указанной сфере, однако таковая предусмотрена за нарушение неприкосновенности жилища – незаконное проникновение, совершенное против воли проживающих в нем лиц. За данное преступление статьей 139 УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа до 40 000 рублей, либо в виде исправительных работ до 1 года, либо в виде ареста до 3-х месяцев. Если указанные деяния были совершены с применением насилия или угроз штраф возрастает до 200 000 рублей, преступление может наказываться исправительными работами до 2-х лет либо лишением свободы на тот же срок. При совершении деяния с использованием служебного положения штраф возрастает до 300 000 рублей, преступление наказывается принудительными работами до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Новая редакция Ст. 147 ЖК РФ

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Комментарий к Статье 147 ЖК РФ

1. Правление товарищества собственников жилья — это коллегиальный исполнительный орган управления товарищества, подотчетный общему собранию членов товарищества, который осуществляет руководство текущей деятельностью товарищества. Поскольку указанная деятельность весьма многогранна, постольку правление вправе принимать решения по всем вопросам, за исключением тех из них, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. ч. 2 ст. 44) и компетенции общего собрания членов товарищества (см. ч. 2 ст. 145 Кодекса).

Ряд конкретных вопросов, решение которых входит в обязанности правления товарищества, определен в ст. 148 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

Следует также учитывать, что собственной компетенцией, установленной в ст. 149 Кодекса, обладает также председатель правления товарищества. Правление как коллегиальный орган не вправе осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа.

Таким образом, компетенция правления товарищества собственников жилья определяется по остаточному принципу: данный орган вправе решать любые вопросы деятельности такого товарищества, не отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества и председателя правления товарищества. С учетом этого обстоятельства и должны определяться в уставе товарищества полномочия правления.

2. Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья об избрании состава правления принимается простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

В состав правления не могут быть избраны, например, собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества собственников жилья. Кроме того, членами правления не могут быть лица, являющиеся членами ревизионной комиссии данного товарищества (см. ч. 1 ст. 150 Кодекса).

3. В ч. 3 ст. 147 Кодекса речь идет не о председателе товарищества, а о председателе правления товарищества, статус которого как единоличного исполнительного органа определен в ст. 149 Кодекса. Целесообразно, чтобы законодатель исправил допущенную в рассматриваемой норме терминологическую неточность.

В связи с тем, что председатель правления избирается из состава правления, авторитетные юристы справедливо указывают на то, что данные положения Кодекса противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более, что оба контролируют деятельность друг друга. Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обусловливает необходимость его избрания собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества — см. ч. 2 ст. 145 Кодекса) <1>. Поэтому представляется, что в ст. ст. 145 и 147 Кодекса необходимо внести изменения, относящие избрание председателя правления товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества.
———————————
<1> См.: Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 — 2007. С. 333.

4. В уставе товарищества собственников жилья можно установить порядок, в соответствии с которым при рассмотрении на ежегодном общем собрании членов товарищества отчета о выполнении годового плана о финансовой деятельности товарищества (см. п. 8 ч. 2 ст. 145 Кодекса) общее собрание рассматривало также отчет правления о других его действиях.

5 — 6. Порядок деятельности правления целесообразно детально регламентировать в уставе товарищества или в специальном локальном акте типа положения о правлении. Такой акт может быть утвержден на общем собрании членов товарищества.

Другой комментарий к Ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет роль правления в системе органов управления товарищества собственников жилья, цели его деятельности, порядок формирования.

Как орган управления товарищества правление осуществляет руководство его деятельностью. Правление принимает решение по достаточно большому кругу вопросов. Как это определено ч. 1 комментируемой статьи, правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания.

Правление избирается общим собранием (из числа членов товарищества) и подотчетно ему. Решение принимается, при наличии кворума, большинством голосов присутствующих на собрании членов ТСЖ или их представителей. Правление избирает из своего состава председателя правления.

2. Срок полномочий правления ТСЖ определяется уставом товарищества, но не может превышать 2 лет.

3. Решения принимаются на заседаниях правления, если за них проголосовало большинство членов правления (при наличии кворума). На заседании ведется протокол.

4. Обязанности правления определены ст. 148 ЖК РФ. Так, правление контролирует внесение членами товарищества обязательных платежей и взносов; заключает договоры на обслуживание и ремонт общего имущества дома; проводит общее собрание членов товарищества и т.д. Согласно ст. 146 ЖК общее собрание ведет председатель правления или его заместитель, а в случае их отсутствия — один из членов правления.

Правление товарищества собственников жилья избирается общим собранием из числа членов товарищества. Срок его деятельности устанавливается уставом товарищества (но не более чем 2 года).

Правление товарищества избирает из своего состава председателя правления товарищества на срок, установленный уставом товарищества.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы, совершает сделки, не требующие обязательного одобрения правлением или общим собранием, и проч. (ч. 2 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ). Председатель правления представляет на решение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, обслуживающих многоквартирный дом, положение об оплате их труда (п. 10 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). Председатель созывает заседание правления в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления правомочно при наличии большинства членов правления. Решение правления оформляется протоколом (ст. 147 ЖК РФ).

Ст 147 ЖК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *