Жалоба в КС РФ должна быть подана в срок не позднее 1 (одного) года после рассмотрения дела в суде (п. 2 ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), т.е. не позднее 1 года с момента вынесения последней судебной инстанцией, включая ВС РФ, решения, в котором был применен оспариваемый закон.

При этом если соответствующая жалоба (например, кассационная или надзорная) в арбитражный суд только подана, обращаться в КС РФ еще рано. Необходимо дождаться какого-либо результата, иначе обращение в КС РФ будет преждевременным в связи с незавершенностью процесса судебной защиты прав в российских государственных арбитражных судах.

Так, по одному из дел, Секретариат КС РФ в ответ на поданное обращение указал следующее: «… в настоящее время процесс судебной защиты Ваших прав и законных интересов посредством арбитражного судопроизводства нельзя считать завершенным. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, прерывание этого процесса и его перевод в рамки конституционного судопроизводства, по смыслу статей 46 (часть 1), 118 (часть 2), 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, не имеет достаточных оснований, так как не согласуется с предназначением и существом конституционного производства и полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации в их соотношении с иными видами судопроизводства и полномочиями соответствующих судов по разрешению подведомственных им дел, а также местом Конституционного Суда Российской Федерации в системе судебных органов (Определение от 10 ноября 2002 года № 270-О, от 27 декабря 2005 года № 467-О и др.)».

Срок обращения в конституционный суд РФ

Срок обращения в Конституционный Суд РФ Одной из категорий дел, которую рассматривает Конституционный Суд РФ, является проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

Если в конкретном деле судом был применен закон, который, по мнению заявителя, нарушает предоставленные ему Конституцией РФ права и свободы, то он наделен правом обратиться в Конституционный Суд с жалобой. Конституционный Суд будет обязан рассмотреть Вашу жалобу и дать правовую оценку приведенным доводам, но при условии, что она является допустимой.

Одним из условий допустимости жалобы является условие о том, что закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде. С этим условием хотелось бы разобраться более подробно.

До 2011 года гражданин мог обратиться в Конституционный Суд с подобной жалобой, если закон был применен или подлежал такому применению по делу, рассмотрение которого было завершено или только начато в судебном или ином уполномоченном органе. Таким образом, можно было обратиться в КС РФ сразу же после вынесения судом первой инстанции определения о принятии искового заявления к производству, поскольку именно с этого момента начинается то самое рассмотрение дела. Позже законодатель решил уточниться и закрепил, что с жалобой в КС РФ можно обращаться, если рассмотрение дела в суде завершено.

Как видно из приведённых формулировок нормы закона, законодатель не устанавливал никаких временных пределов, в течении которых заявитель мог обратиться в КС РФ. И получалось так, что могли проходить года, десятилетия со дня завершения рассмотрения дела в суде, перед тем как гражданин обращался в КС РФ.

В 2014 году были внесены изменения в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», и теперь лицо может обратиться в КС РФ в течение 1 года после рассмотрения дела в суде. Таким образом, обязательным этапом в рассмотрении жалобы является выяснение судьями КС РФ вопроса о том, уложился ли заявитель в этот годовой срок или нет. Однако указанная формулировка нормы не позволяет найти ответ на вопрос, с какой даты необходимо отсчитывать годовой срок.

Ясность в данный вопрос внесло одно из недавних Постановлений КС РФ. До этого заявитель уже обращался КС РФ, однако суд вынес определение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, поскольку в качестве доказательства применения в деле заявителя оспариваемой нормы было приложено постановление апелляционного суда, с момента вынесения которого прошло больше года. Впоследствии заявитель, пройдя кассационные инстанции и обратившись в КС РФ с новой жалобой, представил решения данных инстанций, с даты вынесения которых не прошло года, вследствие чего КС РФ смог принять жалобу к рассмотрению.

Из этого примера можно сделать следующие выводы:

1) В КС РФ можно обратиться и после обращения в апелляционную инстанцию, это не будет рассматриваться в качестве прерывания судебного разбирательства и злоупотребления правом, главное, чтобы был соблюден годовой срок для обращения;

2) КС РФ отсчитывает 1 год с даты вынесения судом решения по делу, которое будет представлено заявителем в качестве доказательства к жалобе (если в качестве последнего решения по делу будет представлено решение суда апелляционной инстанции, соответственно, КС РФ будет отсчитывать год с даты вынесения судом такого решения);

3) Определение КС РФ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению на том основании, что заявителем пропущен срок обращения, не препятствует повторному обращению в Конституционный Суд, но при условии, что заявителем будут представлены новые доказательства в виде более поздних (недавних) решений судов.

Если Вам необходима помощь или у Вас остались вопросы позвоните по телефону 8-925-00-11-872 или оставьте свой вопрос для получения консультации по данному вопросу.

Рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ

Согласно ч. 5 ст. 125 Конституции Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица (ст. 96 Закон о Конституционном Суде).

Граждане и организации при самостоятельном обращении в Конституционный Суд РФ составляют заявление по правилам, установленным ст. 37 Закона о Конституционном Суде, и уплачивают государственную пошлину в порядке и размере.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, организаций;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Если жалоба недопустима Конституционный Суд РФ отказывает в принятии ее к рассмотрению.

Если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу, то такая жалобы также признается недопустимой.

Таким образом, граждане и организации, а также иные органы и лица могут быть инициаторами разрешения дела Конституционным Судом РФ путем подачи жалобы (обращения) на нарушение конституционных прав законом, который был применен по конкретному делу.

В конституционном судопроизводстве существуют следующие стадии:

– предварительное рассмотрение обращения Секретариатом после его поступления в Конституционный Суд РФ; при несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде РФ конституционное судопроизводство в зависимости от дальнейших действий заявителя приостанавливается или прекращается;

– предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя Конституционного Суда РФ, которому обращение и приложенные к нему документы, в том числе заключение «профильного» Управления Секретариата, представляет руководитель Секретариата;

– принятие Конституционным Судом РФ обращения к рассмотрению или отказ в принятии к рассмотрению, влекущий прекращение конституционного судопроизводства;

– назначение и подготовка дела к слушанию по обращению, принятому к рассмотрению, которые могут быть прерваны отзывом обращения;

– рассмотрение дела Конституционным Судом по существу, включая возобновление рассмотрения, которое может завершиться прекращением производства по делу;

– принятие итогового решения по делу;

– разъяснение решения Конституционного Суда, которого может не быть, а перед принятием «разъясняющего» определения должно проходить вышеназванные стадии, кроме принятия постановления как итогового решения.

Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ закона, оспариваемого в жалобе гражданина, юридического лица:

– по содержанию норм и по форме нормативного акта, использованного для регулирования налоговых правоотношений;

– по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

– с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

– с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

– с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан (организаций) или запроса суда Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:

1) о признании нормативного акта отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;

2) о признании нормативного акта отдельных их его положений не соответствующими Конституции РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ, в котором вопрос разрешен по существу, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Сроки рассмотрения жалобы в конституционном суде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *