Порядок подачи протеста регламентируется ст. 23 Закона о прокуратуре. По закону прокурор либо его помощник подает заявление на возражающий законодательству акт в орган либо должностному лицу, которое выдало данный документ, или обращается в судовой орган.

Суть документа

Протест прокурора – это популярный вид реагирования на определенный акт, какой может противоречить закону. Он подается на законодательный акт, приказ в административный суд. Из-за их большого количества и реализации возложенных на них действий прокуратура каждый год выявляет много неправомерных актов. При этом они имеют право обжаловать данные постановления.

Обжалование подается от имени заявителя, действующего в границах собственной компетенции. Это значит, что подписывает обжалование должностное лицо нужного района, города, субъекта РФ либо приравненные к нему лица, Генеральный прокурор России либо его заместитель.

Рассмотрение протеста

Опротестование судебных решений прокурором

Ответ на протест прокуратуры об устранении нарушений — образец

Особенностью кассационного производства есть то, что предметом его проверки является постановление правосудия – приговор, определение и решение судебного органа, которые должны быть законченными, аргументированными и справедливыми. Нужно понимать, что не на все постановления суда могут подаваться возражения, а только на те, которые прописаны в ч. 1 и 2 ст. 331 и в постановлении конституционного суда РФ.

Законодательная база (статья 23 ФЗ)

Представление прокурора

В ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прописывается ряд лиц, которые могут подать обжалование и по каким причинам его можно подавать. Оно будет подлежать рассмотрению не позже чем в десятидневный период с момента его подачи либо на заседании исполнительного органа.

В отдельных ситуациях, которые требуют быстрой ликвидации нарушения законов, может быть определен сжатый период производства. Так говорится в ст. 23 «О прокуратуре». Об итогах анализа обжалования немедленно извещается заявителю в письменном виде. Об окончании анализа коллегиальным органом и о дате рассмотрения дела извещается лицу, которое подало заявление об обжаловании.

Закон

Основания и порядок подачи протеста

Участие прокурора в гражданском процессе

Причинами для подачи протеста являются положения, противоречащие законодательству, необходимость приведения акта к норме соответственно с действующими законами или его ликвидации.

В постановлении должны содержаться такие реквизиты:

  • название акта, дата и место его подачи,
  • должность и ФИО заявителя, условия нарушения со ссылками на закон, нормы какого были нарушены,
  • указание лица, которым было нарушено законодательство, предложение заявителя о предоставлении взыскания,
  • название органа, куда отправляется обжалование для выполнения,
  • объяснение о праве обжалования,
  • период анализа обжалования и сообщения о его разборе,
  • должность, чин заявителя, либо того, кто будет его представлять, подпись.

Образец протеста прокуратуры

Правила подачи заявления:

  • право на подачу данного ходатайства имеют лишь прокурор и его помощник. Остальные приближенные лица могут только написать документ, но подавать его от собственного имени они не могут,
  • при определенных обстоятельствах, которые требуют быстрой ликвидации нарушений, заявитель может определить и уменьшенный период анализа документа. Ходатайство должно подаваться в определенном виде. Должно указываться, какое определение признается спорным согласно закону,
  • в документе приводятся аргументы с указанием, каким законам возражает определенный акт, и правовое основание подачи документа, а также должность лица и его чин. В документе прописывается также время его анализа,
  • ответ должен отправляться в соответственный орган в письменном виде. Подача возражения задерживает выполнение законодательного акта, постановления либо действия суда или должностного лица,
  • при анализе обжалования судебных решений заявителю заблаговременно извещается о дате и месте заседания. Заявитель имеет право участвовать в анализе обжалования,
  • документ до его анализа может отзываться тем, кто его подал, или генпрокурором. При отклонении документа или оставлении его без анализа в определенное время можно подавать в мировой суд,
  • если документ не отменят постановлением либо действием за десять дней, то заявитель может подать ходатайство в суд об отмене противоречащего законодательству акта либо постановления.

Подачи заявления

Подача ходатайства в суд останавливает действие неправомерного акта либо постановления. Анализ и решение ходатайства совершается в последовательности, какая предусматривается процессуальным законодательством. Представление обычно подается тогда, когда заявитель, проводя обследования соблюдения законодательных норм, определяет неоднократные нарушения законов Гражданского кодекса, неправомерных действий либо бездействий должностных лиц, компаний и считает нужным пересмотр дела.

Подаваться заявление может на действия либо бездействия судебного органа или руководителя в вышестоящую инстанцию. Куда подать заявление, решает прокурор, должностное лицо Генпрокуратуры, в зависимости от материалов дела, оснований нарушений.

Важно! В представлении заявитель может поставить вопрос об аннулировании определенных законодательных постановлений и о привлечении к ответственности некоторых граждан.

Правовые последствия подачи

При обнаружении в ходе совершения наблюдения за выполнением законов примет правонарушений, предусмотренных УК, должностное лицо должно ответить возбуждением уголовного дела, которое оформляется по нормам, прописанным УПК. При обнаружении незаконно задержанных лиц прокурор принимает меры к их освобождению с помощью аргументированного решения.

При выявлении военнослужащих, которые неправомерно арестованы, они освобождаются. Решение о возбуждении дисциплинарного производства подлежит выполнению соответственным органом на протяжении 10 дней с периода его подачи. Другие решения рассматриваются в течение времени, установленного прокурором.

Обратите внимание! Об итогах анализа заявления в письменном виде извещают заявителя. Протест прокуратуры до его выполнения может отзываться вынесшим его органом.

Срок рассмотрения протеста

Протест ФЗ о прокуратуре рассматривается не позже десяти дней с периода подачи – это стандартный период, какой чаще всего реализуется в ходе дела. О результатах анализа документа исполнительный орган обязан немедленно известить заявителя.

Законодательство предусматривает и сокращенный период для рассмотрения протеста прокурора в связи с обстоятельствами, требующими быстрой ликвидации нарушений закона. К таким обстоятельствам относят те, которые приводят к основательным, тяжелым последствиям, например, работа несовершеннолетних с правонарушением ТК, нарушение правил техники безопасности и т. д.

Сокращенный период нигде не устанавливается. Обычно он составляет не менее трех дней. Если нужно вмешаться немедленно, то вызывается руководитель организации и ему объявляется предупреждение, в случае неудачи предпринимается обращение в вышестоящий орган.

Обратите внимание! Должностные лица должны извещать заявителя о дате анализа обжалования. В данной ситуации нужно руководствоваться ст. 7 ФЗ о Прокуратуре.

Образец представления прокурора

Чем отличается протест от представления прокурора

Протест и представление прокурора отличия заключаются в том, что протест действует лишь на законодательный акт, который нарушает законодательство России, а представление – это письменный юридический вид документа-реагирования на нарушения законов. Предполагается присутствие нарушений другого характера. Представление не применяется для правовых актов.

При выдаче неправомерных актов прокурор либо его помощник может подать протест на них. Если говорится о законодательных актах, которые нарушают права ИП и юр. лиц, прокурор идет с соответственным ходатайством в арбитражный суд. Обращение прокурора в судовой орган общей юрисдикции совершается соответственно со ст. 45 ГПК, в арбитражный суд – соответственно со ст. 52 АПК.

Рабочее время

Трудовая деятельность каждого работника независимо от специфики его трудовой функции проистекает во времени. Поэтому время, затрачиваемое работником на труд, является основным мерилом эффективности трудового процесса. Это обстоятельство определяет значение рабочего времени как экономико-правовой категории, а также обусловливает необходимость его учета применительно к каждому работнику.

Рабочее время, с одной стороны, закрепляет меру труда, с другой — обеспечивает работнику предоставление времени отдыха и восстановления затраченных им при исполнении трудовых обязанностей сил.

Таким образом, рабочее время и время отдыха — взаимосвязанные правовые категории. Эти категории используются не только в юридической науке, но и в социологии, психологии, экономике и в других отраслях знаний. Каждая из этих наук изучает те или иные аспекты рабочего времени и времени отдыха.

Правовое регулирование рабочего (служебного) времени основано на нормировании его продолжительности, т. е. определении продолжительности времени, подлежащего отработке в течение соответствующего календарного периода.

Функциями нормирования рабочего времени являются:

  • • охранительная (восстановление трудоспособности работников);
  • • производственная (обеспечение высокой производительности и эффективности труда);
  • • гарантийная (установление государством максимальной продолжительности рабочего времени, соблюдение которой является обязательной для применения на всей территории РФ для всех работодателей — юридических или физических лиц).

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ в правовую основу регулирования рабочего времени включается ратифицированная Конвенция МОТ № 47 от 22 июня 1935 г. «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю».

Правовой базой законодательства о рабочем времени служит ст. 37 Конституции РФ, которая в ч. 5 указывает, что работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени.

Статья 91 ТК РФ определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Рабочее время состоит из двух периодов:

  • • фактически отработанного времени, т. е. реально затраченного каждым работником времени, определяющего его конкретное участие в процессе труда. В соответствии с ним производится оплата труда, предоставляются дополнительные отпуска;
  • • иных периодов времени, которые относятся к нему в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, т. е. периоды времени, когда работник фактически не работает, но которые все же включаются в рабочее время согласно трудовому законодательству и соответственно подлежат оплате.

В централизованном порядке (ст. 91—105 ТК РФ) установлены максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения, правила работы в нерабочее время и порядок привлечения к работе в исключительных случаях сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни.

Также в централизованном порядке устанавливаются особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников отдельных категорий ряда отраслей экономики и управления в России, производственная и управленческая специфика которых требует особого порядка реализации общих норм, например работников различных видов транспорта, связи и др.

Соблюдение норм трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха является обязанностью как работодателя, так и работников. Работники обязаны использовать все рабочее время для производительного и эффективного труда, а работодатель — обеспечить все необходимые для этого условия, а также организовать работу так, чтобы не нарушались права работников на отдых и охрану труда (ст. 21, 22, 224 ТК РФ).

В трудовом законодательстве, помимо общего понятия рабочего времени, по тем или иным признакам различаются следующие его виды.

1. Нормальная продолжительность рабочего времени является основным его видом и не может превышать 40 ч в неделю (ч. 2 ст. 91

ТК РФ). Такая продолжительность рабочего времени применяется по отношению к работникам, работающим в обычных (нормальных) условиях труда и не нуждающихся в специальных мерах охраны труда.

  • 2. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников определенных категорий, нуждающихся главным образом в повышенных мерах охраны труда (ст. 92 ТК РФ). Федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (например, педагогических, медицинских и др.).
  • 3. Неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) (ст. 93 ТК РФ). Это часть нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. При неполном рабочем времени работник трудится (исполняет свою трудовую функцию) меньше часов или дней, чем это предусмотрено распорядком (режимом труда) данной организации или графиком выхода на работу для данной категории работников.

Неполное рабочее время может быть установлено любому работнику по его просьбе и при согласии работодателя (представителя нанимателя) как на определенный срок, так и без указания срока.

Однако в ряде случаев, указанных в законе (ч. 2 ст. 93 ТК РФ), работодатель обязан установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю, а именно по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

По общему правилу продолжительность рабочего времени не может превышать нормальную, а для отдельных категорий работников — сокращенную продолжительность рабочего времени. Работа сверх установленной работнику продолжительности рабочего времени может производиться только в случаях и в порядке, определенных трудовым законодательством (ст. 97, 98, 101 ТК РФ). Это правило в полной мере относится и к государственным гражданским служащим, включая прокурорских работников, на которых, как правило, распространяются общие нормы трудового законодательства РФ о рабочем времени и времени отдыха.

В соответствии ч. 3 ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, т. е. обязан ежедневно (ежесменно) учитывать отработанное работниками количество часов вне зависимости от вида рабочего времени и вида занятости. Учет рабочего времени осуществляется в табелях учета рабочего времени, на основании которых в дальнейшем производится начисление заработной платы.

Порядок распределения рабочего времени, установленного в организации, распределяется в рамках определенного периода (рабочего дня, недели, месяца и другого учетного периода). Это есть не что иное, как режим рабочего времени, предусмотренный работодателем для данного работника, который определяется работодателем (представителем нанимателя) в установленном порядке (к примеру, правилами внутреннего трудового распорядка, служебным распорядком, должностным регламентом).

Режим рабочего времени, установленный для работников, следует отличать от режима работы организации, поскольку они могут не совпадать (5-дневный или 6-дневный вид рабочей недели), продолжительность ежедневной работы (смены), время ее начала и окончания, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания и т. д. Режим рабочего времени является составной частью внутреннего трудового распорядка в организации и должен соблюдаться каждым работником независимо от занимаемой должности (выполняемой работы).

Особым режимом работы, который относится, как правило, к категории служащих, является ненормированный рабочий день, который в ст. 101 ТК РФ определяется как особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (т. е. во внеурочное время).

Мера труда в случае, предусмотренном ст. 101 ТК РФ, определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом и объемом выполняемых работником трудовых обязанностей.

Ненормированный рабочий день является одним из условий труда определенных категорий работников. Эти условия связаны главным образом с ответственным характером труда, организационно-распорядительными функциями, которыми наделены отдельные работники. Говоря другими словами, ненормированный рабочий день обычно устанавливается:

  • — для работников, ежедневная продолжительность работы которых по характеру их деятельности не всегда может быть ограничена нормальным рабочим временем;
  • — для работников, труд которых не поддается точному учету во времени.

Признаком ненормированного рабочего времени служит не фактическая переработка установленной нормы рабочего времени, а возможность ее превышения в связи с особенностями характера работы (трудовой функции) (например, когда работнику по роду своей деятельности необходимо выйти на работу раньше, уйти с работы позже, что предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работы). Для работников с ненормированным рабочим временем норма рабочего времени та же, что и для работников с нормированным рабочим временем.

По общему правилу в организациях перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором.

Ненормированный рабочий день не изменяет установленной нормы рабочего времени. В отношении лиц с ненормированным рабочим днем применяются основные положения нормального режима рабочего времени.

Работник, которому установлен ненормированный рабочий день, может быть привлечен к работе сверх установленной ему продолжительности без его согласия.

Одной из немаловажных проблем правового регулирования рабочего времени остается вопрос о дежурствах в организациях как особом режиме рабочего времени, который может устанавливаться в определенном порядке для отдельных категорий работников различных отраслей экономики России и в сфере управления.

Действительно, современные условия производства, организации труда, а также сферы управления вызывают необходимость обеспечения порядка и оперативного решения целого ряда производственных, экономических и управленческих вопросов, например, в выходные и праздничные дни. Именно для решения этих вопросов и было в свое время предусмотрено правовое регулирование дежурств на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В современных нормах трудового права вообще отсутствует не только легальное определение понятия дежурства, но и его правовая регламентация. Это весьма важно применительно к особенностям правового регулирования не столько работников организаций различных форм собственности и организационно-правовой структуры, а также государственных гражданских служащих, сколько для прокурорских работников на любом уровне с учетом их должностных обязанностей.

По мнению профессора И. О. Снигиревой, дежурство в выходные и праздничные дни «отличается от называемой дежурствами работы, предусмотренной графиками работы (сменности), а также от дежурств (а по существу также работы), для выполнения которых работники специально приняты (например, врачи-дежуранты). В отличие от дежурств, здесь работники выполняют свою основную работу по трудовому договору с соответствующим режимом труда и отдыха». Это относится и к прокурорским работникам, выполняющим свои трудовые (служебные) обязанности.

Исходя из положений постановления Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 № 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях», следует признать, что дежурство — это нахождение работника в организации по распоряжению работодателя до начала или после окончания рабочего дня (смены), в выходные или праздничные дни в качестве ответственного за порядок и для оперативного разрешения возникающих неотложных вопросов, не относящихся к производственной деятельности организации. Во время дежурств работники, по общему правилу, не выполняют своих прямых трудовых обязанностей.

Такие дежурства могут вводиться в исключительных случаях и только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа коллектива работников.

Общие положения трудового законодательства о рабочем времени воспроизведены в Законе о государственной гражданской службе (ст. 45). Для государственных гражданских служащих это время значится как служебное время, в течение которого государственный гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 ч в неделю. Устанавливается, как правило, пятидневная рабочая неделя.

Для всех государственных гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, устанавливается ненормированный служебный день. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Внутренний трудовой (служебный) распорядок в органах прокуратуры устанавливается соответствующими прокурорами согласно действующему законодательству и особенностям службы (работы) прокуроров.

Он закрепляется, как правило, в регламенте данного органа прокуратуры или в правилах внутреннего трудового распорядка, утвержденных соответствующими приказами прокурора данного органа прокуратуры. Следовательно, режим труда и отдыха прокурорских работников регламентируется указанными правовыми актами.

К примеру, Правилами внутреннего трудового распорядка прокуратуры города Москвы установлено следующее:

  • — режим рабочего времени для работников прокуратуры предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье;
  • — продолжительность рабочего времени работников составляет 40 ч в неделю с началом работы в 9 ч и ее окончанием в 18 ч, в пятницу — с 9 ч до 16 ч 45 мин с перерывом на отдых и питание продолжительностью 45 мин согласно графику, утвержденному прокурором города Москвы, а в окружных, межрайонных, специализированных и природоохранной прокуратурах, а также прокуратуре Московского метрополитена — соответствующими прокурорами;
  • — при необходимости прокурорские работники могут привлекаться к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, к работе в выходные и праздничные дни, за которые выплачивается денежная компенсация или предоставляется другой день отдыха. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать 120 ч в год;
  • — при необходимости в структурных подразделениях прокуратуры г. Москвы, осуществляющих поддержание государственного обвинения, а также надзорные функции за органами, осуществляющими предварительное расследование в соответствии с уголовно-процессуальным законом, и иные надзорные функции, может быть введен суммированный учет рабочего времени, вводится сменная работа или ненормированный рабочий день. При этом руководители структурных подразделений прокуратуры ведут точный учет фактически отработанного времени, который затем отражается в табеле учета рабочего времени и является основанием для начисления компенсационных выплат или предоставления дополнительного времени отдыха;
  • — графики сменности составляются руководителем соответствующего структурного подразделения управления, отдела (в том числе на правах управления), а также окружных, межрайонных, специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов на транспорте и на особо режимных объектах), природоохранной прокуратуры, прокуратуры Московского метрополитена и утверждаются прокурором города Москвы.

Правовое регулирование рабочего времени является одной из юридических гарантий права граждан на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Поэтому нормы о рабочем времени неразрывно связаны с нормами о времени отдыха. Рабочее время, с одной стороны, закрепляет меру труда, с другой — обеспечивает работнику предоставление времени для отдыха и восстановления затраченных сил.

  • Например, в ТК РФ введена ст. 109, предусматривающая специальные перерывыв течение рабочего времени, обусловленные технологией и организацией производстваи труда, перерывы для обогревания и отдыха работникам, работающим в холодное времягода на открытом воздухе. К таким периодам относятся также перерывы для кормленияребенка (детей) в возрасте до полутора лет (ст. 258 ТК РФ).
  • См, например: ч. 2 ст. 100 ТК РФ.
  • Форма табеля учета рабочего времени утверждена постановлением ГоскомстатаРоссии от 05.01.2004 № 1. Указанным постановлением утверждены также рекомендации по его заполнению.
  • Основными признаками ненормированного рабочего времени являются: работаза пределами нормальной продолжительности рабочего времени, установленной правилами внутреннего трудового распорядка данной организации; привлечение к работевызывается необходимостью, обусловленной интересами организации и выполняемойработником трудовой функцией; привлечение к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени носит эпизодический характер, т. е. не может бытьсистемой.
  • См.: Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 № 233 «О дежурствахна предприятиях и в учреждениях» // Бюллетень ВЦСПС. 1954. № 8.
  • См.: Снигирева И. О. Рабочее время и время отдыха : учеб.- практ. пособие. М.,2000. С. 35.
  • Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 № 197 утверждено Типовоеположение об организации дежурства в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Основания для принесения протеста прокурора

Порядок рассмотрения протеста

Образец протеста на локальный правовой акт

Одним из актов прокурорского реагирования, который может быть принят по результатам прокурорской проверки, является протест.

Протест прокурора – это акт прокурорского реагирования, который приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Основания для принесения протеста прокурора

Основанием для принесения протеста – это выявление в ходе проверки противоречащего правового акта. Таким актом может быть закон, указание, приказ, распоряжение, постановление по делу об административном правонарушении и др.

Принесение протеста – это не право прокурора, а его обязанность. Если он в ходе проверки установил противоречащий закону правовой акт, он обязан принять меры к его опротестованию.

Полномочия прокурора позволяют внести протест только в том случае, если правовой акт противоречит требованиям закона. Если правовой акт не соответствует ведомственным приказа, оснований для принесения протеста не имеется.

Подписать протест могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.

Порядок рассмотрения протеста

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Таким образом, срок рассмотрения протеста составляет 10 дней. Исключение из данного правила составляют протесты на постановления по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с КоАП РФ. В этих случаях допускается переносить срок рассмотрения с целью уведомления о дне рассмотрения лицо, привлекаемое к ответственности.

Если десятый день приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

По результатам рассмотрения протеста правовой акт, на который он приносится, должен быть изменен или отменен. О принятом решении необходимо письменно уведомить прокурора и приложить документ, подтверждающий устранение нарушений закона.

Как правило, в протесте указывается, что он должен быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения протеста. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

Образец протеста прокурора на локальный правовой акт

Руководителю Управления ФНС по Энской области Константинову М.П.

Протест

на Приказ от 06.02.2019 N 25-21

Вашим Приказом от 06.02.2019 N 25-21 «О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области» внесены изменения в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления (далее — Правила), а именно пп. 4 п. 3.2 «Основные обязанности администрации» изложен в следующей редакции: «…выплачивать в полном объеме денежное содержание по безналичной форме на пластиковые банковские карты работников два раза в месяц». Правила утверждены руководителем Управления и согласованы председателем Комитета профорганизаций налоговых органов Энской области.

Приказ от 06.02.2019 N 25-21 противоречит закону и подлежит отмене по следующим основаниям.

Статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусматривает альтернативные варианты формы выплаты заработной платы: в месте выполнения работы либо перечисление на указанный работником счет в банке.

В силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, которые установлены в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

При этом согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Пункт 3.2 Правил (в редакции Приказа N 25-21) незаконно исключает обязанность администрации выплачивать заработную плату наличными работникам, не согласным на получение заработной платы в безналичной форме.

Подобная редакция обязанности администрации по выплате заработной платы в Правилах не соответствует положениям ст. 8 ТК РФ. На основании названной нормы локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Таким образом, пп. 4 п. 3.2 Правил противоречит указанным нормам трудового законодательства ввиду того, что ограничивает право работников на альтернативный выбор формы получения заработной платы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

требую:

  1. Рассмотреть настоящий протест в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры.
  2. Привести в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации Приказ от 06.02.2019 N 25-21 «О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области».
  3. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Энской области в письменной форме.

Первый заместитель прокурора

старший советник юстиции В.Б.Трофимов

Справочно. По результатам рассмотрения протеста нет необходимости проводить служебную проверку и привлекать должностное лицо к дисциплинарной ответственности. Протест считается рассмотренным и удовлетворенным после приведения опротестуемого правового акта в соответствие с требованиям закона.

Статья 23. Протест прокурора

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Одним из актов прокурорского реагирования, который может быть принят по результатам прокурорской проверки, является протест.

Протест прокурора – это акт прокурорского реагирования, который приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Порядок рассмотрения протеста

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Таким образом, срок рассмотрения протеста составляет 10 дней. Исключение из данного правила составляют протесты на постановления по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с КоАП РФ. В этих случаях допускается переносить срок рассмотрения с целью уведомления о дне рассмотрения лицо, привлекаемое к ответственности.

Если десятый день приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

По результатам рассмотрения протеста правовой акт, на который он приносится, должен быть изменен или отменен. О принятом решении необходимо письменно уведомить прокурора и приложить документ, подтверждающий устранение нарушений закона.

Как правило, в протесте указывается, что он должен быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения протеста. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

Руководителю Управления ФНС по Энской области Константинову М.П.

Протест

на Приказ от 06.02.2019 N 25-21

Вашим Приказом от 06.02.2019 N 25-21 «О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области» внесены изменения в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления (далее — Правила), а именно пп. 4 п. 3.2 «Основные обязанности администрации» изложен в следующей редакции: «. выплачивать в полном объеме денежное содержание по безналичной форме на пластиковые банковские карты работников два раза в месяц». Правила утверждены руководителем Управления и согласованы председателем Комитета профорганизаций налоговых органов Энской области.

Приказ от 06.02.2019 N 25-21 противоречит закону и подлежит отмене по следующим основаниям.

Статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусматривает альтернативные варианты формы выплаты заработной платы: в месте выполнения работы либо перечисление на указанный работником счет в банке.

В силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, которые установлены в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

При этом согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Пункт 3.2 Правил (в редакции Приказа N 25-21) незаконно исключает обязанность администрации выплачивать заработную плату наличными работникам, не согласным на получение заработной платы в безналичной форме.

Подобная редакция обязанности администрации по выплате заработной платы в Правилах не соответствует положениям ст. 8 ТК РФ. На основании названной нормы локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Таким образом, пп. 4 п. 3.2 Правил противоречит указанным нормам трудового законодательства ввиду того, что ограничивает право работников на альтернативный выбор формы получения заработной платы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

требую:

  1. Рассмотреть настоящий протест в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры.
  2. Привести в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации Приказ от 06.02.2019 N 25-21 «О внесении изменений в Правила служебного (трудового) распорядка для работников Управления Федеральной налоговой службы по Энской области».
  3. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Энской области в письменной форме.

Первый заместитель прокурора

старший советник юстиции В.Б.Трофимов

Справочно. По результатам рассмотрения протеста нет необходимости проводить служебную проверку и привлекать должностное лицо к дисциплинарной ответственности. Протест считается рассмотренным и удовлетворенным после приведения опротестуемого правового акта в соответствие с требованиям закона.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Дополнительная информация по теме:

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, либо о его отмене. Сфера применения протеста, как следует из Закона, ограничена только правовыми актами. Однако В.И. Басков считает, что предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица. Но большинство ученых-юристов считают эту теорию несостоятельной, и эта точка зрения представляется обоснованной, так как незаконные действия органов власти и должностных лиц устраняются с помощью иных средств правового воздействия (например, административная юстиция).

Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уровней. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов РФ обладают правом опротестования правовых актов представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов контроля соответствующего звена. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже.

В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.

Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Это определяет прокурор приносящий протест в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону возникает в условиях свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта, либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.

Форма протеста не определяется, но в практике прокурорского надзора по существу единственной признается письменная форма. Бесспорное значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое исполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора. Его обязательными реквизитами являются:

  • — точное название органа, в который приносится протест;
  • — наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;
  • — конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротестованный акт;
  • — обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;
  • — четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;
  • — подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Законом установлен предельный 10-дневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы, т.е. прежде всего для исполнительно-распорядительных органов.

По мнению В.И. Баскова, принесение протеста на противоречащий закону правовой акта приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта.

По действующему законодательству, как считает В.Б. Ястребов, принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее, имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно из этих соображений, прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступлений опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может измениться в результате установления новых ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван. Права отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, — прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

Таким образом, протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ежегодно 12 января в России отмечается День работника прокуратуры, установленный указом президента РФ от 29 декабря 1995 г. Выбор даты обусловлен тем, что 12 января 1722 г. Петром I были учреждены первые надзорные органы. В настоящее время мероприятия, посвященные Дню работника прокуратуры, как правило, включают торжественные собрания, награждения, объявление благодарностей.

Создание органов прокуратуры

12 января 1722 г. указом Петра I при Правительствущем Сенате (высший орган исполнительной и законодательной власти Российской империи) была учреждена прокуратура во главе с генерал-прокурором для «уничтожения или ослабления зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

В задачи ведомства входил контроль за деятельностью государственных органов власти и надзор за исполнением царских указов. В конце XVIII в. полномочия прокуратуры были расширены, генерал-прокурор получил контролирующие функции над органами юстиции и финансов. В связи с реформой системы государственного управления в 1802 г. прокуратура вошла в состав созданного Министерства юстиции, а глава министерства по должности занял пост генерал-прокурора.

В 1862-1864 гг. в России была проведена масштабная судебная реформа, в результате которой под функции прокурорского надзора подпали действия органов следствия. Сотрудники ведомства стали принимать участие в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. В таком виде прокуратура просуществовала более 50 лет. 24 ноября 1917 г. все органы суда, следствия и прокурорского надзора царской России были упразднены первым нормативным актом о суде, известном как Декрет номер 1 Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР.

Прокуратура СССР

Советские органы прокуратуры были созданы в мае 1922 г. 24 мая Президиум Верховного Совета СССР утвердил положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним были учреждены должности Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров республик, областей и др., а также военных и транспортных. Спустя несколько дней, 28 мая постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета была образована Государственная прокуратура в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР.

23 ноября 1923 г. была образована Прокуратура Верховного Суда (ВС) Союза ССР. Глава ведомства получил право законодательной инициативы и совещательного голоса на заседаниях высших органов власти, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий ВС. Прокуратура Верховного Суда просуществовала до 1933 г.

20 июня 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было принято решение об учреждении Прокуратуры Советского Союза. Положение о ведомстве, утвержденное 17 декабря 1933 г., определило его правовой статус как самостоятельного государственного органа. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

К основным направлениям деятельности прокуратуры был отнесен надзор за исполнением законов госорганами, учреждениями и гражданами СССР, борьба с преступностью, в том числе с расхищением социалистической собственности, привлечение к уголовной ответственности и расследование преступлений, поддержка обвинения в суде и др.

После распада СССР

После распада СССР, 17 января 1992 г. был принят федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В 1993 г. Конституция РФ закрепила принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

С 2007 г. до 2011 г. в состав прокуратуры РФ входил Следственный комитет, который занимался возбуждением и расследованием уголовных дел. После того как комитет был выделен в самостоятельную структуру, ему были переданы все полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Прокуратура РФ

В настоящее время прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит государственный надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека, координация деятельности правоохранительных органов. Органы прокуратуры возбуждают и расследуют дела об административных правонарушениях, инициируют возбуждение уголовного преследования, выдвигают и поддерживают обвинение, участвуют в судебных заседаниях, рассматривают жалобы, обращения и др.

Высший орган — Генеральная прокуратура РФ, которой подчиняются территориальные ведомства, а также военные и специализированные. С 2006 г. пост Генпрокурора занимает Юрий Чайка.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти и осуществляет свои полномочия независимо от всех государственных органов и должностных лиц. Генеральный прокурор не подотчетен Федеральному собранию и президенту РФ. Вместе с тем, он представляет парламенту и главе государства ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению (как правило, весной каждого года).

Штатная численность органов прокуратуры установлена указом президента РФ от 16 мая 2014 г. (с поправками от 31 декабря 2015 г.) и составляет 47 912 человек.

Показатели работы прокуратуры в 2015 г.

Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры в 2015 г. был надзор за соблюдением законодательства в сфере обороноспособности страны, реализации госпрограмм, взаимоотношений органов власти с субъектами предпринимательской деятельности, охраны окружающей среды, борьбы с незаконной миграцией и др.

По данным Управления правовой статистики Генпрокуратуры РФ за январь-ноябрь 2015 г. (более поздние данные не публиковались), надзорными органами выявлено 4 млн 667 тыс. нарушений исполнения законов, а также 379 незаконных правовых актов. Также зафиксировано 2 млн 900 тыс. различных нарушений в области защиты прав и свобод человека и гражданина, свыше 1 млн — в сфере экономики, 679 тыс. — оплаты труда, 657 тыс. — защиты прав несовершеннолетних.

В суды были направлены 708 тыс. исков и 688 тыс. представлений. К дисциплинарной ответственности привлечены 542 тыс. 600 человек, к административной — 266 тыс. 600. В органы дознания и следствия прокуратурой направлено 26 тыс. 580 материалов, по которым было возбуждено 22 тыс. 580 уголовных дел.

Награды

Среди ведомственных наград: знаки «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» и «За безупречную службу», «За верность закону», медали «За взаимодействие», «Ветеран прокуратуры», «За достоинство», «За усердную службу» и др. В 2015 г., к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, учреждена памятная медаль им. Романа Руденко — главного государственного обвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе.

Сроки рассмотрения протеста прокурора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *