РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации
(с изменениями на 29 июня 2010 года)

Принят Государственной Думой
21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации
26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Какой срок ответа на претензию установлен по закону

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации
отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст.144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст.237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст.192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст.540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан";

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст.94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст.

361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
2 мая 2006 года
N 59-ФЗ

Форум об интернет-маркетинге > Прочие > Самое разное > Чем регулируются сроки ответа на письмо?

Просмотр полной версии : Чем регулируются сроки ответа на письмо?

Tenza Zangetsu

05.08.2009, 15:59

Сабж
Сделали запрос в комерческую организацию, письмо отдали секретарю, получили номер входящего, они нас динамят неделю. Вопрос важный.
Есть ли какие либо регламентированные сроки ответа на письма? Если да, то какая статья ГК РФ?
Не гуглится 🙁

05.08.2009, 16:44

Давно было дело, но на сколько я помню, ответ должны дать в течение 10 рабочих дней.

ответ должны дать в течение 10 рабочих дней
Официальный запрос из государственных органов — где 5, где 10 рабочих дней.

Коммерческому предприятию хоть на 10 заказных с указанной ценностью и увеломлением можно не отвечать.

06.08.2009, 08:14

Официальный запрос из государственных органов — где 5, где 10 рабочих дней.

Коммерческому предприятию хоть на 10 заказных с указанной ценностью и увеломлением можно не отвечать.

Вполне возможно, я просто ранее обращался в госпредприятие.

С коммерческими организациями, насколько я знаю, вопрос сроков не урегулирован законодательно. Но, можно в письме установить срок ответа на письмо, по истечении которого можно считать себя свободным от обязательств (если не ответили). И, кстати, все будет зависеть, по какому поводу было написано письмо. Если купля-продажа — смотрите раздел ГК, который регламентирует именно эти отношения и т.д. Чаще всего применяется формулировка "в разумный срок". Соответственно, если вы в письме просите рассмотреть вопрос о заключении договора/поставке товара и т.п., смотрите разделы ГК, касающиеся именно этих отношений. И, если четкий срок не прописан, то установите его сами. Но, конечно же, не 1-3 дня. Дней 5-10 — вполне разумно, не так ли? В случае судебных споров этот аргумент будет принят во внимание.

Для примера: вот статья ГК:
Статья 483. Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи

1. Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

Далее Статья 480. Последствия передачи некомплектного товара
2. Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:

потребовать замены некомплектного товара на комплектный;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Так что, если ответа нет, товар не заменен, высылается письмо-претензия и можно переходить к стадии судебного разбирательства.

С госструктурами общаться по срокам гораздо проще. Руководствуются либо ФЗ "О порядке обращения граждан…" (почитать можно вот тут — http://www.rg.ru/2006/05/05/obraschenie-doc-dok.html), либо законами "О милиции", "О прокуратуре" и т.д.

Но, можно в письме установить срок ответа на письмо, по истечении которого можно считать себя свободным от обязательств (если не ответили).
Ага. Уважаемый директор, наша компания считает себя свободной от обязательств, если вы их не подтвердите к такому-то числу. 😀

Вполне возможно, я просто ранее обращался в госпредприятие.
Если человек обращается в госучреждение, то срок я видел и 30 дней. Может, где и поболей будет.

Ага. Уважаемый директор, наша компания считает себя свободной от обязательств, если вы их не подтвердите к такому-то числу. 😀

😀 Ну, не так утрировано. Дипломатичнее и тоньше. Но в итоге — да, суть остается именно таковой.
Например, "Просим вас дать ответ в срок до …, так как необходимо (спланировать/подготовить/утвердить/согласовать и т.д.)…". Умный человек прочтет между строк, что ответ желаетен быстрее, иначе дело может развалится. Для глупого будет потом "отмазка", что причины невыполнения обязательство/сроков с вашей стороны кроется в его несвоевременном ответе. 🙂
А вообще, есть понятие офферты и публичного обявления. ГК рулит! ст.

Срок ответа на заказное письмо по закону о защите прав потребителей

432 и далее.

Алена69 добавил 07.08.2009 в 11:06
Если человек обращается в госучреждение, то срок я видел и 30 дней. Может, где и поболей будет.

Как раз этот срок установлен законодательно — не более 30 дней. Ссылка на закон — в предыдущем посте.

При этом сроки для ответов на подобные обращения граждан УК нередко устанавливают самостоятельно (в том числе в договоре). Разберемся, правомерно ли это, в течение какого срока должен направляться ответ потребителю, а также какая ответственность предусмотрена законодательством для УК за нарушение срока предоставления информации потребителю.

Права и обязанности исполнителя коммунальных услуг предусмотренып. 49 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно пп. «р»указанного пункта исполнитель (управляющая компания) обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю соответствующих платежей и договорных неустоек (штрафов, пеней). Аналогичное требование установлено и пп. «г» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг.

 В то же время пп. «а» п. 40 Правил содержания общего имущества предусмотрено право собственников помещений в соответствии с условиями договора получать от ответственных лиц не позднее пяти рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

В договоре указанный срок может быть уменьшен.

 Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт раскрытия информации) также предусмотрена обязанность УК раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой организацией договоров управления), сведения о порядке, условиях и стоимости выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

 Согласно п. 5 данного стандарта управляющие организации раскрывают информацию путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в Интернете, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов по выбору управляющей организации:

• на сайте управляющей организации;

• на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

• на сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

б) опубликования в официальных печатных СМИ, в которых размещаются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, где управляющие организации осуществляют свою деятельность;

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Также согласно п. 17 Стандарта раскрытия информации данные могут предоставляться потребителю на основании его письменного запроса или запроса в электронном виде.

 При этом, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в Интернете и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

 В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются наименование управляющей организации, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество потребителя (наименование юридического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также отмечается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

 Согласно п. 19 Стандарта раскрытия информации информация на основании запроса в электронном виде предоставляется потребителю по электронной почте в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса. Предоставление же информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (п. 21 Стандарта раскрытия информации).

 Как видим, тремя нормативными актами предусмотрены совершенно разные сроки предоставления запрашиваемой информации. Каким же документом должна руководствоваться УК? Можно ли выбрать наиболее удобный 20-дневный срок для предоставления запрашиваемой информации?

 Для ответа на этот вопрос обратимся к Решению ВС РФ от 06.05.2011 № ГКПИ11-293, согласно которому п. 21 Стандарта раскрытия информации признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту. В Решении указано, что в Стандарте раскрытия информации приведен более широкий перечень вопросов, в отношении которых должна быть предоставлена запрашиваемая информация. Что касается Правил предоставления коммунальных услуг и Правил содержания общего имущества, то они предусматривают предоставление информации меньшего объема, непосредственно касающейся сверки платежей за коммунальные услуги конкретного потребителя или информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

 Таким образом, при определении срока ответа на запрос потребителя услуг УК должна обратить внимание на перечень запрашиваемых информации и документов. Так, если запрашиваются сверка платы за коммунальные услуги, документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей и неустоек (штрафов, пеней), срок ответа на такой запрос не должен превышать трех рабочих дней. В том случае, когда потребитель запрашивает информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, УК обязана ответить не позднее пяти рабочих дней с даты получения запроса. Если же объем запрашиваемой потребителем информации выше перечисленного, срок ответа на такой запрос будет составлять 20 календарных дней.

Ответственность за нарушение срока предоставления информации

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение лицами, которые отвечают за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

 Таким образом, за нарушение УК срока предоставления ответа в соответствии с пп. «а» п. 40 Правил содержания общего имущества на должностных лиц УК может быть наложен административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб., а на УК – от 40 000 до 50 000 руб.

 В качестве примера можно привести Решение Новосибирского областного суда от 15.03.2011 № 7-53-2011, в котором было признано законным привлечение должностного лица к административной ответственности за непредоставление информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

 Определением Московского городского суда от 24.08.2010 по делу № 33-26188 суд обязал УК предоставить потребителю:

• отчет по фактически оказанным услугам и выполненным работам в объеме, предусмотренном договором управления МКД, с указанием перечня (описания) работ и услуг, выполненных и оказанных УК силами штатных сотрудников, и их объемов с приложением копий нарядов и актов выполненных работ и оказанных услуг, перечня договоров, заключенных с подрядными организациями, актов выполненных и оказанных ими и принятых УК работ и услуг;

• копии финансовых документов, подтверждающих оплату УК работ и услуг в объеме, подтвержденном указанными выше договорами и актами;

• показания общедомовых приборов учета фактически потребленного тепла.

Административная ответственность за неисполнение обязанности, предусмотренной пп. «р» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг и п. 21 Стандарта раскрытия информации, действующим законодательством не установлена. При этом на основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФадминистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 Дополнительно отметим, что согласно п. 4 Стандарта раскрытия информации отказ в предоставлении организацией информации потребителю может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке. Так, в Определении Областного суда Свердловской области от 14.07.2011 по делу № 33-9896/2011 признано неправомерным уклонение УК от предоставления потребителю документированной информации (документов), связанной с заключением в письменной форме договора управления МКД.

Миронова А. Р.,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»

Сроки ответа на запрос

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *