Содержание

1. Срок действия разрешения на строительство,

реконструкцию в соответствии с Законом г. Москвы № 50 устанавливается в соответствии с утвержденной проектной документацией и действующими нормативами продолжительности сроков строительства на период до приемки в эксплуатацию законченного градостроительного объекта, но не более чем на три года со дня вступления в действие разрешения на строительство. Однако, Градостроительный Кодекс РФ предусматривает иной порядок выдачи разрешения на строительство, в соответствии с которым разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

2. Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию может быть продлен

органом архитектуры и градостроительства города Москвы: в первый раз на срок до полутора лет — самостоятельно, во второй раз на срок до полутора лет — на основании решения Правительства Москвы.

3. Для продления срока действия разрешения на строительство,

реконструкцию застройщик (заказчик) должен в течение десяти дней после возникновения обстоятельств, препятствующих завершению строительства в установленный срок, но не позднее, чем за шестьдесят дней до истечения срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, обратиться в орган архитектуры и градостроительства города Москвы с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию и представить документы, подтверждающие невозможность завершить строительство в установленный срок, а также технико-экономические расчеты и обоснования заявленного срока продления действия разрешения на строительство, реконструкцию.

4. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы,

Правительство Москвы в течение тридцати дней принимают решение о продлении или об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, информируют застройщика (заказчика) о принятом решении. В случае положительного решения органа архитектуры и градостроительства города Москвы в течение десяти дней оформляет, регистрирует и выдает застройщику (заказчику) разрешение на строительство, реконструкцию с указанным в нем сроком продления его действия.

5. Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию подлежит обязательному продлению

в случаях возникновения не зависящих от застройщика (заказчика) обстоятельств, воспрепятствовавших завершению строительства в установленный срок и в установленном порядке. Отсутствие у застройщика (заказчика) средств для финансирования строительства не является основанием для обязательного продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию.

6.

Порядок получения разрешения на строительство дома — куда обращаться и перечень документов

Разрешение на строительство, реконструкцию не подлежит продлению,

если строительно-монтажные работы не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении действия разрешения на строительство, реконструкцию.

В продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию может быть отказано, если причиной незавершения работ в ранее установленные сроки явилось устранение выявленных в ходе выполнения работ нарушений, указанных в пункте 1 части 1 статьи 20 Закона г.Москвы №50, а также в случае неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по договору (контракту) на строительство, реконструкцию.

7. Основанием для отказа в повторном продлении срока действия разрешения

на строительство, реконструкцию в отсутствие обстоятельств может являться принятие в соответствии с законодательством органами государственной власти города Москвы решения о нецелесообразности продолжения строительства в связи с необходимостью использования участка территории для государственных нужд города Москвы.

Отказ в повторном продлении срока действия разрешения на строительство при необходимости использования участка территории для государственных нужд города Москвы влечет за собой возмещение застройщику затрат, убытков, иные компенсации в соответствии с законодательством.

8.

Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы

rudskijstepan

ответить

СТОП! А разве разрешение на строительство сохраняется при продаже участка?

conlui

ответить

Честно говоря я и сам не знаю! Как говорилось в одном всем известном фильме "- Давай пойдем логическим путем!

Сколько действует разрешение на строительство дома

– Пойдем вместе!" Разрешение ведь выдается после оформления всех документов (каких не знаю, еще не сталкивался), при составлении плана и т.д. Если архитектуру все устраивало, то какая разница кто собственник?

natalrastorgueva

ответить

Логический путь привел вас куда надо. Вы совершенно правы: действие подобного разрешения сохраняется при переходе права собственности. Есть ряд случаев, когда и при переходе прав собственности потребуется заново оформлять разрешение на строительство, но это не ваш случай. Свидетельство права собственности

conlui

ответить

Таки как же мне быть в моем, конкретном случае?

Истрариел

Истра Красногорск

ответить

Вы можете спокойно строить свой дом, нужно будет подать нам заявление на продление необходимого вам разрешения не менее чем за два месяца до прекращения его срока действия. Вот наши адреса в г. Истра, ул. Адасько, д. 9, оф. 8

conlui

ответить

Все понятно. Т.е. я могу, не торопится со стройкой, и поднакопить еще деньжат года 3-4.

Истрариел

Истра Красногорск

ответить

НО! двадцатой статьей Градостроительного кодекса определена причина отказа продления прежде выданных разрешений на строительство в различных инстанциях и тут мы ничем не поможем. Причина эта достаточно банальна: так в продлении вам непременно откажут, если вы еще не начали работы. Разрешение на спостройку

conlui

ответить

Ну так у меня ведь есть фундамент на участке.

rudskijstepan

ответить

Если вы вообще ни чего делать не будете – в продлении откажут, а вот если вы отремонтируете фундамент и скажите, что ремонт вот только-только закончен – то продлят.

conlui

ответить

Хорошо, тогда скажите мне еще вот что много документов надо собирать для получения этого разрешения?

zhalyona

ответить

Градостроительный кодекс вам в руки. Читайте  статью 7. Для того что бы начать строительство или произвести реконструкцию уже имеющегося капитального строения вы обязаны направить заявление в котором просите выдать вам разрешение на проведение необходимых вам работ. Заявление это вы направляете в ваш уполномоченный орган. К заявлению вам потребуется приложить пакет документов, состоящий из:
1.    правоустанавливающих документов на ваш участок;
2.    ГПЗУ
3.    Проектно-технической документации;
a.    пояснительной записки;
b.    Схем – планов. Сюда входят следующие схемы: планировочная организация имеющегося у вас в собственности земельного участка, схема должна быть выполнена в соответствии с ГПЗУ, на которой необходимо обозначить место предполагаемого  размещения объекта вашего строительства, а так же, в обязательном порядке, подъездов и проходов к нему. Так же сюда относится схема которая подтверждает что ваш будущий дом (линейный объект) расположен в пределах красных линий.
с.    схемы, отображающие все имеющиеся архитектурные решения;
4.    положительные заключения экспертизы вашей проектной документации
Но на этом список не кончается, но думается мне, к вам остальное не относится. Межевание

Истрариел

Истра Красногорск

ответить

Уважаемый участник форума zhalyona, вы дали неверную ссылку на закон. Документы, которые потребуются для того чтобы получить разрешение на строительство дома, попадающего под категорию частные жилые дома, определены в 9 статье Градостроительного кодекса. К ним относятся:

  • все имеющиеся правоустанавливающие документы на земельный участок;

  • градостроительный план земельного участка;

  • схема – план с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства

Технический план БТИ

conlui

ответить

Как считаете лучше начинать строительство, когда полная сумма будет и оформлять все документы заново или же поторопиться и оформить продление разрешения на строительство? Второй вариант вроде попроще выглядит!

rudskijstepan

ответить

Ну тут уж только вам решать. За второй вариант выступает, конечно же, простота оформления документов, а вот за первый (на мой взгляд) все остальное. Лично мое мнение – негоже, когда дом медленно строится и стоит не достроенным. Стены промерзают, разрушаются.

Истрариел

Истра Красногорск

ответить

Если нет денег, сейчас строится, лучше все оформить заново. По своим проектам, со своими ТУ. В этом случае вы точно будете знать местонахождение каждой запятой в тексте документов.

conlui

ответить

Спасибо всем за ответы. Отдельное спасибо юристам "Истрариел". Ваши бесплатные онлайн консультации – бесподобное подспорье.

rudskijstepan

ответить

Вы уж просветите народ: чего решили то? Сейчас строиться будете, али нет?

conlui

ответить

Да посмотрим по ситуации, получится сейчас – будем строить. Нет, значит, я уже знаю компанию, которая поможет мне оформить все документы.

НОВАЯ ТЕМА | ОТВЕТИТЬ

conlui

ответить

Как продлить сроки разрешения на строительство?

У меня тут проблемка по вашей тематике, подскажите, как быть: я купил земельный участок, с фундаментом для дома. Фундамент стоит уже 8 лет. К пакету документов при продаже мне было приложено разрешение БТИ на постройку индивидуального жилого дома, датируемое восемью годами ранее. За оставшиеся два года построить дом и ввести его в эксплуатацию я однозначно не успею. Как мне быть в том случае? Я в этом году только фундамент подкорректировать успею, отлить его и т.д. Что бы по всем правилам он год отстоялся. Как быть?

Не потеряй эту страницу!

Запомнить

Все статьи Продление разрешения на строительство: обзор судебной практики (Попов Р.)

Вопрос о продлении разрешения на строительство довольно часто становится предметом судебных разбирательств между застройщиками и органами местного самоуправления. Причина этого кроется в несовершенстве законодательной регламентации процедуры, которая в силу диспозитивности своих положений вносит путаницу в правоприменение.

Итак, в соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации <1> срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
———————————
<1> СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

Прежде всего необходимо понять, какое же правовое значение имеет несоблюдение застройщиком 60-дневного срока на подачу заявления о продлении разрешения на строительство. В судебной практике сформировался определенный подход к данному вопросу. Ярким примером является Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2007 N КА-А41/11901-07 по делу N А41-К2-3411/07 <2>.
———————————
<2> Документ опубликован не был.

Общество с ограниченной ответственностью "Теплоинвест" (далее — ООО "Теплоинвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха Московской области (далее — администрация), выразившегося в непринятии решения о продлении срока действия разрешения на строительство. Также просило обязать продлить срок действия указанного разрешения.
Впоследствии общество частично уточнило заявленное требование и вместо признания незаконным бездействия администрации просило признать недействительным ее отказ в продлении срока действия вышеуказанного разрешения на строительство.
Арбитражный суд Московской области Решением от 01.06.2007 удовлетворил заявленные требования. Десятый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 23.08.2007 оставил без изменения указанное судебное решение.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом сослалась на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. В частности, указала на недоказанность факта нарушения оспариваемым по делу отказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерность действий администрации, основанных на отсутствии у ООО "Теплоинвест" предыдущего разрешения на строительство, а также на непредставление при обращении за продлением разрешения материалов государственной экспертизы проекта строительства.
Как установлено судами двух инстанций, в целях реализации заключенного 31.08.2001 между администрацией Балашихинского района Московской области, ОАО "345 механический завод" и ООО "Теплоинвест" договора на реализацию инвестиционного проекта на проектирование и строительство жилого дома, Глава Балашихинского района издал Постановление, разрешающее ООО "Теплоинвест" осуществить работы по проектированию и строительству.
31.03.2005 главный архитектор Балашихинского района выдал обществу разрешение на строительство сроком действия один год со дня регистрации в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Балашихинского района. Это разрешение было утверждено главой Балашихинского района.
Срок действия указанного разрешения был продлен Управлением архитектуры и градостроительства администрации Балашихинского района до 31.03.2007.
22.01.2007 ООО "Теплоинвест" обратилось в администрацию с заявлением о продлении разрешения на строительство до 31.12.2007. Администрация отказала обществу в продлении разрешения на строительство спорного жилого дома, указав на подачу заявления о продлении срока действия разрешения по истечении установленного ГрК РФ 60-дневного срока. При этом указала, что срок действия разрешения на строительство истек 31.03.2006 <3>. Общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
———————————
<3> В материалах дела имеется нестыковка по заявляемым срокам действия разрешения на строительство, указанным в письме и в решении о продлении.

Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что 10.03.2006 разрешение на строительство было продлено до 31.03.2007. С заявлением о продлении срока действия разрешения общество обратилось 22.01.2007, т.е. в сроки, установленные законом. Также суды указали, что по смыслу ч. 20 ст. 51 ГрК РФ безусловным основанием для отказа в продлении разрешения является только отсутствие действий по началу строительства.
С учетом того что пропуск заявителем срока обращения за продлением разрешения на строительство, установленного вышеназванной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации, явился единственным основанием для отказа в продлении разрешения, суды сделали правильный вывод о незаконности подобного отказа. Таким образом, судебные акты были оставлены без изменения.
В данном споре интерес представляет именно непосредственное указание судами на тот факт, что безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство является не начатое до окончания срока действия разрешения строительство или капитальный ремонт, т.е. указанный срок подачи заявления фактически носит организационный характер. Подобная позиция изложена и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июня 2010 г.

Статья 29. Срок действия разрешения на строительство

по делу N А46-1420/2010 <4>.
———————————
<4> Документ опубликован не был.

В контексте проблемы о последствиях пропуска срока интерес представляет ситуация, при которой поданное с нарушением срока заявление о продлении разрешения на строительство не было органом местного самоуправления рассмотрено или на него не поступил ответ. В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу N А41-9548/09 сделан вывод о том, что пропуск заявителем срока не влияет на обязанность уполномоченного органа представить ответ на обращение.
На практике вопросы также вызывает возможность отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине непредставления полного пакета документов, представление которых обязательно по действующему законодательству.
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Строй" (далее по тексту — ООО "Бизнес-Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии г. Новосибирска (далее по тексту — инспекция) и мэрии г. Новосибирска (далее — мэрия) в продлении срока действия разрешения на строительство и обязании Инспекции продлить разрешение.
Решением от 13.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам по делу; неправильно применены нормы материального права. Вывод судов об отсутствии у уполномоченного органа оснований для отказа в продлении срока разрешения является необоснованным и противоречит законодательству.
Из материалов дела следует, что общество 07.09.2010 обратилось в инспекцию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство. Письмом инспекции от 16.09.2010 обществу было отказано в продлении разрешения на строительство в связи с необходимостью представления документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом откорректированной проектной документации. Считая отказ необоснованным, ООО "Бизнес-Строй" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Кассационная инстанция с указанными доводами согласилась (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2011 по делу N А45-18188/2010) <5>.
———————————
<5> Документ опубликован не был.

Практика показывает, что даже отступление от проектной документации не может стать основанием для отказа в продлении разрешения на строительство. Такая позиция отражена в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2011 N Ф03-3441/2011 по делу N А51-19347/2010 <6>.
———————————
<6> Документ опубликован не был.

Общество с ограниченной ответственностью "Регион-1" (далее — ООО "Регион-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока об отказе в продлении разрешения на строительство.
Решением суда от 30.03.2011, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования. Ссылаясь на ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), указывает, что, поскольку в рассматриваемом случае обществом была предоставлена проектная документация с одними материалами, а строительство ведется на основании иной проектной документации, разработанной другой организацией, отказ в продлении разрешения на строительство является правомерным.
Как следует из материалов дела, 30.10.2003 между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "Вертикаль-ДВ" (далее — ООО "Вертикаль-ДВ") были заключены договоры аренды земельных участков сроком действия до 28.10.2028 для использования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации культурно-развлекательного комплекса.
В результате оформления соглашений о передаче прав и обязанностей от 23.09.2005 права и обязанности на земельные участки по вышеуказанным договорам аренды перешли к ООО "Регион-1".
Возведение объекта начато на земельных участках, первоначально предоставленных ООО "Вертикаль-ДВ" для строительства и дальнейшей эксплуатации культурно-развлекательного комплекса на основании выданного Управлением архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора администрации г.

Владивостока разрешения.
Постановлением главы г. Владивостока вышеуказанное разрешение на строительство было отменено. Посчитав данные действия незаконными, общество обратилось в суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.03.2010 по делу N А51-11189/2008 постановление главы г. Владивостока "Об отмене разрешения на строительство" признано незаконным.
28.07.2010 ООО "Регион-1" обратилось в администрацию с заявлением о продлении разрешения на строительство на все виды строительно-монтажных работ на объекте сроком до 31.12.2012, однако получило отказ.
Считая, что отказ администрации в продлении разрешения на строительство является незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд указал, что в силу ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Проанализировав установленные обстоятельства дела и дав оценку представленным сторонами доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что к моменту обращения ООО "Регион-1" в администрацию с заявлением о продлении срока разрешения на строительство строительные работы на указанном в разрешении объекте начаты, данный факт не оспаривается администрацией, в связи с чем у администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа обществу в продлении срока разрешения на строительство спорного объекта. Отступление застройщика от проектной документации в силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но не для отказа на продление разрешения на строительство (аналогичные выводы содержатся и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2011 по делу N А45-18188/2010).
Итак, ни пропуск 60-дневного срока, ни непредставление требуемых документов, ни даже отступление застройщика от проектной документации не признаются судами в качестве возможной причины отказа в продлении разрешения на строительство. Окончательную позицию по рассматриваемому вопросу высказал Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 02.12.2011 N ВАС-13296/11 по делу N А45-18188/2010 <7>, указав, что иных оснований для отказа в продлении разрешения, кроме как не начатое до конца срока действия разрешения строительство, ГрК РФ не содержит.
———————————
<7> Документ опубликован не был.

Анализ судебной практики дозволяет сделать вывод о причинах возникновения значительного количества судебных споров на практике. Наличие в законодательстве диспозитивной формулировки "может быть продлен" подразумевает возможность выбора вариантов поведения со стороны органов местного самоуправления при получении заявления на продление срока действия разрешения на строительство. Однако это понимание не соответствует духу закона, на что указывают арбитражные суды в многочисленных актах. Поэтому напрашивается вывод о необходимости внесения изменений в законодательство, а именно замены словосочетания "может быть продлен" непосредственным указанием на "продляется". Альтернативным вариантом является указание закрытого перечня случаев, в которых допускается отказ в продлении разрешения на строительство <8>.
———————————
<8> Правоприменительная практика исходит из наличия единственного такого случая, который прямо указан в законе (не начатое до истечения срока действия разрешения строительство). Поэтому наиболее перспективным представляется изменение законодательства в соответствии с первым из предложенных вариантов.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Принят ГД ФС РФ 24.12.2004 // СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Срок разрешения на строительство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *