ПРАВА ЖУРНАЛИСТА ПРИ СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ

1. Законы, закрепляющие право журналиста на сбор информации

а) Часть 4 статьи 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

б) Закон РФ от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации», статьи 39 – 40.

в) ФЗ РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьи 7 — 8.

2. Сроки предоставления информации

Статья 40 Закона РФ «О СМИ» устанавливается срок предоставления ответа на редакционный запрос — 1 неделя (7 дней).

Если в течение 7 дней со дня получения адресатом запроса редакции информация не может быть предоставлена, то представителю редакции вручается уведомление об отсрочке в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Причем, в уведомлении должны быть указаны:

  • причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
  • дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
  • должностное лицо, установившее отсрочку;
  • дата принятия решения об отсрочке.

Отсутствие ответа в течение этого времени равноценно отказу в предоставлении информации, который и может быть обжалован в суд или вышестоящий орган.

3. Алгоритм действий по получению информации

1. Определите, от какого учреждения (органа, организации) вам необходимо получить нужную информацию (документ с соответствующими разъяснениями). Выясните, относится ли этот вопрос к его компетенции. Иначе через неделю можно получить ответ о том, что обратились не по адресу.

2.Обращаться лучше письменно, чтобы у должностного лица возникла обязанность дать ответ на Ваше обращение. Причем запрос должен быть в 2 экземплярах: один вы оставляете у адресата. Второй, с отметкой о дате принятия и подписи принявшего лица, забираете себе.

Рассмотрение запросов о предоставлении информации

Не забудьте указать на письме-запросе свой обратный адрес и контактный телефон (это может быть ваш личный телефон, а не телефон редакции).

3. Уточните, куда звонить для контроля за исполнением вашего письма-запроса. Дело в том, что письмо сдается в общий отдел, а далее направляется адресату.

Через несколько дней позвоните и узнайте, кого назначили исполнителем по вашему письму-запросу, а также фамилию и телефон вышестоящего руководителя исполнителя, чтобы у вас была возможность контролировать действия исполнителя.

4. Куда жаловаться в случае отказа.

а) В вышестоящий орган.

Не всегда является эффективным методом восстановления своих прав, поскольку органы государственной и муниципальной власти имеют одинаковое представление о законе РФ «О СМИ» и его прочтении.

б) В прокуратуру.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» жалобы, содержащие сведения о нарушениях законодательства РФ, могут быть направлены на разрешение в органы прокуратуры, которые рассматривают и разрешают их в общеустановленном порядке.

Т.е. в течение 30 дней прокуратура должна рассмотреть ваше обращение и дать правовую оценку деятельности государственного органа.

в) В суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа (органа местного самоуправлении об отказе в предоставлении информации. При подаче заявления в суд необходимо уплатить пошлину в размере 200 рублей.

Запрашиваемая информация

Cтраница 1

Запрашиваемая информация выдается на руки лицу, указанному в запросе, либо направляется почтой.  

Доступу пользователя к запрашиваемой информации должны предшествовать процедуры установления подлинности, проверки полномочий и регистрации факта запроса и выдачи ( или отказа в выдаче) информации.

Отвечать на запросы СМИ обязаны все организации

Вывод из ЭВМ запрашиваемой информации или результатов обработки введенной в ЭВМ задачи производится на печать или дисплей.  

Группа элементов выдачи определяет вид и форму выдачи запрашиваемой информации и содержит идентифицирующие данные оконечных устройств выдачи. Одним из элементов группы является признак, обозначающий вид выдачи: печать, транзит, экран, массив.  

Уточненный технико-экономический эффект может быть рассчитан после изучения запрашиваемой информации.  

Информационно-поисковые машины должны обеспечивать быстрый поиск и выдачу запрашиваемой информации, обладать памятью очень большой емкости.  

Чтобы не допускать информационного манипулирования, необходимо всю запрашиваемую информацию оценивать по степени ее достоверности. Чтобы лучше понимать цели, стремления подчи — ненных, нужно чаще общаться с ними, в частности обсуждать детали работы с конкретным исполнителем.  

Она нередко заменяет или дополняет факт-лист в сообщении наиболее вероятно запрашиваемой информации. В форме Вопрос-ответ пишущий перечисляет наиболее часто задаваемые вопросы по предмету и представляет на них ответы. Умело написанная форма Вопрос-ответ может заменить интервью редактора с корпоративным должностным лицом.  

Необходимость управлять значительными объемами данных и соответствующими географическими привязками ддя прогнозирования и сбора запрашиваемой информации, сложность операций по обработке собранных данных по качеству воздуха приводят к выводу, что в оперативных центрах необходимо иметь базу данных по воздуху.  

Необходимость управлять значительными объемами данных и соответствующими географическими привязками ддя прогнозирования и сбора запрашиваемой информации, сложность операций по обработке собранных данных по качеству воздуха приводят к выводу, что в оперативных центрах необходимо иметь базу данных по воздуху.  

Сроки представления дополнительной информации определяются антимонопольными органами, исходя из существа рассмотрения ходатайства или уведомления и содержания запрашиваемой информации.  

При текущей работе с клиентом следует уделять внимание регулярности и своевременности представления в Банк клиентом справок и другой запрашиваемой информации, а также соблюдение клиентом требований Банка России по ведению документации и отчетности.  

В отчете аудитора должно быть указано соответствие законодательству учетных записей и финансовой отчетности, а также то, как будут предоставляться запрашиваемая информация и объяснения со стороны компании.  

Чтобы ввести в компьютер именно те данные, которые запрашивает программа, следует перед этим вывести на экран служебную информацию о характере запрашиваемой информации.  

Страницы:      1    2    3    4

7 дней должна занимать подготовка ответа на официальный запрос СМИ

00 Журналистский запрос как оружие.
28.03.2012

Журналисты, работающие в государственных, корпоративных или частных средствах массовой информации, при подготовке материалов к публикации, проведении журналистких расследований и написании тематических статей в своей деятельности используют различные инструменты получения необходимой им информации.

Так, к официальным способам получения информации законодательство о средствах массовой информации относит:
— материалы пресс-конференций; 
— рассылки справочных и статистических материалов; 
— интервью с должностными лицами организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений либо их пресс-служб; 
— журналистский запрос; 
— аудио- и видеозаписи; 
— кино- и фотосъемки и некоторые другие, не указанные, но используемые в повседневной работе, источники. 

Среди всего вышеперечисленного особо остановимся на таком способе получения информации как журналистский запрос. Итак, редакция средства массовой информации имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. При этом представители СМИ не могут требовать обязательного получения ответа на свой запрос от религиозных объединений и их представителей, а также коммерческих организаций. Во всех остальных случаях, ответ на письменный запрос СМИ должен быть отправлен не позднее семи дней со дня его получения адресатом. Отсутствие ответа в течение этого времени равноценно отказу в предоставлении информации, который может быть обжалован в суд. Уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемой информации вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст.

На запрос СМИ чиновники обязаны дать ответ через семь дней

40 ФЗ “О СМИ” отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
 

Журналистский запрос, как правило, составляется на бланке редакции с указанием реквизитов организации, ее адреса и телефона, подписывается руководством средства массовой информации и заверяется печатью. В этом документе также указывается предмет обращения, перечисляются интересующие редакцию СМИ вопросы, ответы на которые журналисты хотели бы получить от адресата и, причины обращения редакции с данным запросом к адресату. Однако этот пункт закон “О СМИ” оставляет на откуп редакции. Поэтому журналистский запрос может направляться в государственные органы и без указания причин истребования интересующей информации. По правилу пункта 3 части 1 ст. 47 ФЗ “О СМИ” журналист имеет право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации. Но данное право отнюдь не корреспондирует с аналогичной обязанностью должностных лиц принять журналиста. 

В последнее время в медийном пространстве наметилась интересная тенденция, заключающаяся в выходе на рынок СМИ отдельных игроков — независимых журналистов, не принадлежащих ни к одному из зарегистрированных средств массовой информации. В случаях, когда независимые журналисты, проводя расследование или собирая материалы обращаются к составлению и направлению журналистских запросов, возникает ситуация правового вакуума, никак не урегулированного нормами ФЗ “О средствах массовой информации”. 

В целом, существенные различия журналистского запроса и запроса редакции заключаются в: 
— форме подачи запроса. Не всегда независимо работающий журналист может иметь в наличии фирменный бланк, реквизиты, печать, а также подпись главного редактора того СМИ, от которого он собирается направить запрос; 
— необязательности предоставления ответа дожностными лицами или организациями на запрос одиночного журналиста; 
— большей волоките при рассмотрении журналистского запроса компанией-адресатом; 
— неурегулированности данного вопроса действующим российским законодательством. 

Таким образом, так как процедура ответа на журналистский запрос, в отличие от процедуры ответа на запросы редакции, действующим законодательством не устанавливается, определение порядка предоставления информации по «частным» запросам журналистов, так же как и запросам иных граждан, всецело отдано на усмотрение адресатов запроса. В результате ущемляются права независимых журналистов, не располагающих возможностью воспользоваться бланком редакции, ее печатью и подписью главного редактора для получения необходимой информации. В этом случае журналисты могут обжаловать отказ в суд (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»), но успех такого обращения и в этом случае не гарантируется, а оперативность получения необходимой журналисту информации будет безвозвратно упущена.

Оставьте свой коментарий

Срок ответа на запрос СМИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *