Глобальный финансовый кризис и «арабская весна» указали на важность формирования новых рабочих мест во всех странах мира. В России созданию новых рабочих мест могло бы способствовать проведение структурных реформ. Круглый стол по занятости на Гайдаровском форуме-2013

Директор проектной группы подготовки доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка (ВБ) Мартин Рама представил на Круглом столе доклад ВБ, посвященный проблеме занятости в мире. Новые рабочие места – это фундамент развития экономики любой страны, подчеркнул М. Рама. Увеличение количества рабочих мест влияет на показатели бедности и производительность труда граждан. Чем больше рабочих мест может предложить экономика, тем выше социальная сплоченность общества и чувства защищенности каждого его члена.

«Неэффективные рынки труда представляются центрами социальной напряженности. Одним из факторов, который спровоцировал «арабскую весну», являлся высокий уровень безработицы. Молодежь почувствовала себя обманутой: деньги в этих странах были потрачены на социальное обеспечение, а не на создание рабочих мест», – развил подход коллеги директор департамента глобальных индикаторов и анализа Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос.

Сейчас около 200 млн человек, 75 млн из которых младше 25 лет, не имеют работы. Еще большему числу – в основном женщинам – вообще закрыт доступ на рынки труда. В перспективе в ближайшие 15 лет для удовлетворения потребностей быстро растущего населения трудоспособного возраста, в основном в странах Азии и Африки к югу от Сахары, понадобится создать еще 600 млн рабочих мест.

Для определения специфики российского рынка труда, отметил М. Рама, подойдут два понятия: «страна с ресурсами» и «стареющая страна». Страны, обладающие сырьевыми ресурсами, часто не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. К примеру, в государствах Персидского залива почти все население занято в нефтедобыче, а на других рабочих местах трудятся иностранцы.

В странах со стареющим населением снижается общая производительность труда, и необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения. ВБ рекомендует таким странам обеспечивать «высококвалифицированную» занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда. Кроме того, необходимо наращивать занятость в тех секторах, которые ориентированы на глобальные рынки, а не на господдержку рынка труда.

Из доклада ВБ можно сделать еще несколько выводов, сказал профессор НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

  • Рабочие места – один из ключевых факторов развития страны, и государство должно проводить политику, стимулирующую создание рабочих мест. Причем эти рабочие места должны быть «хорошими», то есть современными и высокотехнологичными.
  • Страна в значительно степени является такой, какие рабочие места она создает.
  • Ключевую роль в создании рабочих мест играет частный сектор.
  • Фундаментальные экономические показатели невероятно важны для рынка труда. Дело в том, что источник многих проблем на рынке труда находится вне этого рынка. То есть бесполезно настаивать на создании современных рабочих мест компаниями, если они не стремятся расширять производство в РФ из-за нерешенности проблем с защитой прав собственности, несовершенной судебной системой и распространенной коррупцией.

Статистический обман

Визитной карточкой российского рынка труда Владимир Гимпельсон называет стабильную занятость и крайне нестабильную зарплату. Другими словами, в России даже в самые тяжелые кризисные времена уровень занятости оставался высоким, в то время как на все кризисы реагировала зарплата.

«Безработица и другие статистические показатели российского рынка труда внушают не опасения, а гордость», – отметил он.

Действительно, по итогам 2012 года, безработица в России не превышает 6% от экономически активного населения. По сравнению со странами, например, южной Европы, где безработица превышает 25%, положение в РФ и правда не кажется плохим. Но позитивные статистические данные не отражают суть проблем российского рынка труда. Опасения у экспертов вызывает, к примеру, высокая скорость ликвидации рабочих мест в РФ. При этом новые рабочие места создаются все реже, особенно – в обрабатывающей промышленности. Есть и еще одна особенность: частные фирмы организуют меньше рабочих мест, чем государственные структуры. «Корпоративный сектор сжимается, как шагреневая кожа», – отметил Гимпельсон. Чаще всего рабочие места в России создаются в сфере торговли и строительстве.

Если занятость остается высокой, а занятость в корпоративном секторе снижается, то, получается, увеличивается число сотрудников, работающих в малых предприятиях, у частных предпринимателей, самозанятых, то есть в неформальном секторе экономики. Сейчас число занятых в этом секторе достигает 22 млн россиян, то есть трети от числа всего трудоспособного населения. И нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время может измениться в лучшую сторону.

Последствиями разрастания неформального сектора и сокращения занятости на крупных производственных предприятиях является снижение производительности труда и конкурентоспособности, увеличение неравенства доходов, увеличение числа работающих бедных и дальнейшей сегментации общества.

По словам Гимпельсона, глобальная причина происходящего давно известна – это плохой бизнес климат, и альтернативы проведению серьезных экономических реформ у страны просто нет.

Как создать рабочие места

Отсутствие механизма создания новых рабочих мест – основная проблема российского рынка труда, сказала профессор Российской экономической школы Ирина Денисова. Хотя в каком-то смысле экономический кризис поспособствовал большему проявлению интереса к рынку труда.

Экономисты привыкли преувеличивать роль экономического роста. Но экономический рост – это инструмент и средство для развития. А развитие идет через создание рабочих мест.

Качество рабочих мест зависит от взаимоотношений в обществе, уровне бедности, социальной сплоченности (на этот показатель влияет и место работы, и уровень зарплаты, и возможность доступа к страховым системам). Негативные изменения в этих сферах способствует снижению показателей на рынке труда, отрицательно сказывается на качестве рабочих мест и экономическом росте страны в целом.

В России структура рабочих мест не только не улучшается, но за 20 лет этот показатель прошел обратный путь. Раньше бОльшая часть рабочих мест была в формальном секторе, сейчас целая треть – в неформальном.

Изменить ситуацию на рынке труда можно лишь проводя серьезные реформы, соглашается Денисова с Гимпельсоном. В частности, улучшая инвестклимат, устанавливая верховенство права, поддерживая конкуренцию на рынке.

Социальная сплоченность влияет на производительность труда

Суть понятия социальной сплоченности объяснил проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александр Сафонов. «Социальная сплоченность обеспечивает не только социальный мир в широком смысле этого слова, то есть понимание тех задач, которые ставит перед собой государство, – отметил он. – В значительной степени социальная сплоченность формирует отношение работника к тому, чем он занимается. Особенно это актуально для нашей страны. Это прямое влияние на производительность труда и эффективность рабочего места».

Без создания благоприятного инвестиционного климата что-то сделать будет сложно, однако и сам работник должен понимать, что те улучшения, которые предлагает государство, ведут к лучшему. «Принимаемые политические решения поддерживали социальную сплоченность с точки зрения самого работника», – пояснил Сафонов.

Между тем, иногда вроде бы позитивные для работника изменения в социальной политике имеют негативные результаты. «Мы проводили исследование, связанное с пенсионной реформой. Работники воспринимают информацию об изменении тарифной политики, которая обеспечит в будущем увеличение поступлений в Пенсионный фонд, негативно, – рассказал он. – Они видят, что сегодня повышение тарифной политики в пенсионной системе сокращает возможности работодателей повышать заработную плату. Они ставят под сомнение эту идеологию государства, что в итоге влияет на их отношение к рабочему месту».

На рынке труда не хватает инженеров

Самыми востребованными профессиями на данный момент в России являются высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации, – говорит завкафедрой труда и социальной политики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Николай Волгин.

«Инженер и рабочий – это те люди, которые формируют ВВП и делают результаты экономики, – отметил он. – Но возникает вопрос о том, где взять инженеров. В голову сразу приходят профильные вузы, однако экономике инженеры нужны уже сегодня, а не через пять-шесть лет». Есть вариант с переподготовкой на рабочем месте. Также необходимо постараться вернуть тех, кто в период девяностых ушел на другие участки работы. Хотя вернуться в профессию смогут лишь единицы, но их необходимо использовать как «играющих тренеров».

Также Волгин предложил использовать офицеров запаса. Они молодые и имеют инженерное образование с военным уклоном. Их можно легко переучить работать по «мирной» инженерной специальности.

Важную роль в развитии рынка труда Власов отводит внешней миграции: «Нужно полностью открывать шлагбаум или использовать квоты» Говоря о резервах миграции внутренней, он напомнил, что для ее оптимизации правительство ввело некоторые компенсации при переезде на постоянное место жительство в другой регион, «однако, пока это экзотика».

Примечательно, что список самых востребованных работодателями и самых престижных профессий в корне отличается, отметил Волгин. Наиболее престижной работой россияне считают занятость в банковской сфере, в топливно-энергетическом комплексе, в области нанотехнологий и профессиональном спорте.

Чтобы свести воедино два знаменателя – востребованность и престижность профессий, нужно эффективнее мотивировать людей. Оплата труда должна напрямую зависеть от квалификации. Когда зарплата инженера будет сравнима с оплатой труда банковского работника, тогда и профессия инженера попадет в список престижных.

См. также:

В неформальном секторе работает каждый четвертый
Стратегия ОЭСР профессионального развития для стимулирования рынка труда и экономического роста
Рынок труда современной России: формирование, инфраструктура, специфика основных субъектов
Российский рынок труда в условиях экономического кризиса

Активизация процесса создания новых рабочих мест в современных условиях

Активизация процесса создания новых рабочих мест в современных условиях

Важнейшим приоритетом социально-экономической политики государства является обеспечение высокопроизводительного труда, для чего необходимо активизировать процесс создания новых высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест. Потребность в создании новых рабочих мест приобретает актуальность вследствие необходимости снижения уровня безработицы, повышение эффективной занятости населения, о-продуктивности труда и капитала.

Однако вопросы активизации процесса создания новых рабочих мест остаются недостаточно изученными. Это диктует необходимость осуществления системного исследования современных тенденций и проблем создания новых рабочих мест, разработки мероприятий по активизации процесса создания высокопроизводительных рабочих мест.

Факторы-мотиваторы создания новых рабочих мест

Большое влияние на процесс создания новых рабочих мест поступают различного рода факторы. На наш взгляд, первостепенное значение имеет фактор спроса – повышение уровня совокупного спроса обусловливает экономический рост в масштабе национального хозяйства. Действенным мотиватором создание новых рабочих мест является развитие внутреннего производства и спроса на основе жестких протекционистских мер со стороны государства, реализации правительством инфраструктурных проектов, строительства новых предприятий. Стимулирование государством развития внутреннего рынка и поддержка отечественного товаропроизводителя позволит создавать новые высокотехнологичные рабочие места в экономике страны и ее секторах.

Мощным фактором-мотиватором создание новых рабочих мест может также быть расширение рынков сбыта для товаропроизводителей путем формирования зон свободной торговли с другими странами. В частности, положительно отразится на увеличении количества новых рабочих мест в стране создание зоны свободной торговли со странами СНГ, Турцией и другими странами.

Не менее значимым в деле создания новых рабочих мест является фактор демонополизации, который направлен на развитие конкуренции

Чрезмерная монополизация отечественного производства служит серьезным фактором, тормозящим создание новых рабочих мест.

Мультимиллионеры контролируют значительную часть национальной экономики: топливно-энергетический сектор, строительный рынок, горнодобывающий комплекс, всю тяжелую промышленность, автомобильную промышленность и транспортные услуги. Монополист не заинтересован вкладывать деньги в новую технику и прогрессивные технологии, поскольку ему выгоднее использовать дешевую рабочую силу. В таких условиях отсутствует конкуренция как главная движущая сила модернизации, в базовых отраслях катастрофически низкая.

Для того, чтобы у бизнеса было желание инвестировать в модернизацию, надо уменьшить масштабы монополий. Одним из основных инструментов демонополизации служит создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий, их модернизации.

Ключевое значение в процессе создания новых рабочих мест имеют факторы производительности труда и инвестиции в основной капитал. Отечественная экономика требует мощного платежеспособного спроса как внутри страны, так и за рубежом, для продукции отечественного производства. В этом отношении очень способствовали созданию новых рабочих мест инвестиции, привлекать которые необходимо в целях обеспечения развития высокотехнологичных базовых отраслей экономики, в частности аэрокосмической отрасли, внедрение информационно-коммуникационных технологий, био- и нанотехнологий, создание современных материалов, фармацевтической продукции и медицинской техники.

Огромное значение имеет государственная финансовая поддержка предприятий, в первую очередь – прямая

Жизнеспособные в других условиях предприятия, в частности, малые и средние, не только столкнулись с падением спроса к минимуму, но и испытывают кредитный голод. Малые и средние предприятия (МСП) могут обеспечить основное количество рабочих мест и поэтому им целесообразно оказывать адресную помощь в ситуации резкого падения спроса на их продукцию (услуги), мало зависящего от самих предприятий.

Важной формой государственной поддержки может стать расширение доступа предприятий к кредитам. Определяющей характеристикой кризисного периода является резкое сокращение объема кредитования предприятий, особенно МСП. Сохранение МСП в этот кризисный период – стратегия, нацеленная на сохранение и создание рабочих мест, и поэтому особое помощь необходимо оказать сектора малых предприятий. Важнейшей задачей является развитие сферы прямого инвестирования для МСП, облегчение для них доступа к финансированию.

Серьезной формой государственной поддержки является снижение налогов, которое ведет к росту реальных доходов предприятий, а также к уменьшению затрат на ведение бизнеса. Как показывает мировой опыт, поэтому сокращаются поступления в государственный бюджет, однако считается, что этот эффект компенсируется сохраненными рабочими местами.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в обосновании стоимостного подхода к оценке рабочих мест, политики создания новых рабочих мест в более общем контексте, во взаимосвязи ‘связи с динамикой рынка труда, реформами системы налогообложения и модернизацией экономики с целью обеспечения сбалансированного формирования структуры рабочих мест и эффективного управления персоналом потенциалом и производством.

Основные выводы и результаты исследования сводятся к следующему:

1. Определены факторы-мотиваторы процесса создания новых высокотехнологических рабочих мест: факторы спроса, демонополизации производства, наличия конкурентной среды, увеличение инвестиций в основной капитал, активизации инновационной деятельности, государственной поддержки создания новых рабочих мест.

2. Создание новых рабочих мест путем государственного стимулирования работодателей носит ограниченный характер и не дает должного экономического и социального эффекта. Важно не столько стимулировать со стороны государства работодателей по созданию новых высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, сколько сформировать рыночный конкурентный механизм оптимизации количества рабочих мест. Такой механизм целесообразно формировать за счет ограничения монополизма и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Это должно стать главным направлением мотивации процесса создания новых рабочих мест.

3. Создавать новые рабочие места в первую очередь целесообразно в приоритетных и конкурентоспособных отраслях экономики. Для развития высокотехнологичного производства в этих и других областях необходимо внедрять новейшие технологии, улучшать инвестиционный климат, осуществлять дерегуляции экономики, минимизацию вмешательства государства, особенно контролирующих организаций, в работу бизнеса и расширять рынки сбыта. Создание новых рабочих мест возможно с одновременным созданием благоприятных условий для развития экономики и ведения бизнеса.

4. Целесообразно ввести статистический учет количества рабочих мест, действующих и количества созданных новых рабочих мест. Для этого следует разработать методику статистического наблюдения по объемам, структуре и динамике действующих рабочих мест в экономике. Необходимо создать надежную статистическую базу, которая бы несла информацию о наличии, структуре и движение рабочих мест.

Движение рабочих мест имеет смысл включить в систему показателей занятости населения и размещать их на сайте Государственной службы статистики

Совершенствование учета рабочих мест, включение показателей движения рабочих мест к системе показателей занятости и использования труда персонала способно существенно улучшить контролируемость и управляемость использования труда на отечественных предприятиях, повысить эффективность занятости населения.

Организация, расположенная в Москве, планирует создать в другом городе стационарное рабочее место для размещения своего регионального торгового представителя. Какие документы необходимо представить в налоговый орган, чтобы встать на налоговый учет, и может ли домашний адрес работника быть юридическим адресом рабочего места, разъясняют специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Постановка на учет

По мнению налоговых органов (см. письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912), создание организацией даже одного стационарного рабочего места вне места своего нахождения на срок более одного месяца является основанием для постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения1.

Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, составленного по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Одновременно с указанным заявлением организация представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

В качестве последних могут выступать учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании2.

В случае отсутствия документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе по месту своего нахождения3.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение 5 дней со дня представления всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Кроме того, организация обязана в течение одного месяца со дня создания на территории Российской Федерации обособленного подразделения письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Форма сообщения N С-09-3 утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. (Указанный в авторском варианте ответа документ утратил силу.)

Указание адреса

Главным критерием при решении вопроса о необходимости обращения в налоговый орган с заявлением о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения является создание условий труда, а именно оборудованного рабочего места, а также исполнение работником трудовых обязанностей вне места нахождения организации4.

Действующее налоговое законодательство не содержит прямого запрета на указание адреса, по которому проживает работник, в качества места нахождения обособленного подразделения организации.

В то же время существуют нормы, запрещающие использовать жилое помещение для размещения в нем предприятий, учреждений и организаций.

Так, согласно п. 2 ст. 671 ГК РФ и ст. 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан, и с этой целью оно может быть предоставлено во владение и (или) пользование юридическому лицу на основе договора аренды или иного договора. Размещение предприятий, учреждений, организаций в жилых помещениях допускается лишь после перевода таких помещений в нежилой фонд (п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ).

Без перевода в нежилое использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами допускается в случаях, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, к гражданам, осуществляющим указанную деятельность, относятся нотариусы, адвокаты, педагоги.

В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ на основании договора жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания граждан.

В качестве места нахождения обособленного подразделения организации должен указываться именно адрес помещения, в котором оборудовано хотя бы одно рабочее место, т.е. место, где непосредственно осуществляется трудовая деятельность работника организации.

Однако поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности использования жилого помещения юридическим лицом в предпринимательских целях, а также не допускает сдачу в аренду жилого помещения для иных целей, кроме как для проживания граждан, следует предположить, что домашний адрес работника не может быть указан в качестве места нахождения обособленного подразделения организации.

По нашему мнению, если условия труда работника предполагают необходимость оборудования его рабочего места в помещении, то в случае отсутствия у организации в собственности недвижимого нежилого имущества, таковое может быть арендовано.

Договор аренды следует представить в налоговый орган одновременно с заявлением о постановке на учет среди прочих документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Обращаем внимание налогоплательщиков, что само по себе заключение договора аренды без создания соответствующих стационарных рабочих мест не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения5.

Считается, что при приеме на работу в другом регионе работников, с надомным характером труда, подразумевающим, что работодатель не оборудует рабочего места, обособленного подразделения не создается6.

При этом надомниками признаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых работником за свой счет7.

Специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

2 Конкретного перечня документов, подтверждающих создание обособленного подразделения или оборудования рабочего места вне места нахождения организации НК РФ не содержит.

3 Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденный Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

4 См., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160.

5 См., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2006 N А55-9871/05-51.

23 сентября на Совете глав рассмотрели вопрос дополнительной поддержки занятости в регионе. Для восстановления рынка труда в период после ограничений, связанных с пандемией, требуются меры по снижению уровня безработицы, среди которых особое значение имеет наполнение регионального банка вакансий. Сейчас их в банке более 22 тысяч, а после соглашения с крупнейшей международной компанией HeadHunter число вакансий увеличится в разы. Кроме того, проводится профессиональное обучение для трудоустройства: уже обучено почти 9 тысяч человек, из них 4100 по нацпроектам. Также предоставляются субсидии предпринимателям на открытие собственного дела.

С учетом напряженности на рынке труда приняты дополнительные меры поддержки занятости для 9 тысяч граждан, потерявших работу.

Всего на обеспечение временной занятости из федерального бюджета выделено 145,4 млн рублей, 363,9 млн рублей из бюджета Прикамья – на создание более 6,5 тысячи дополнительных рабочих мест.

Как отметил министр социального развития Пермского края Павел Фокин, сейчас на учете в качестве безработных в Прикамье стоят около 63 тысяч человек, что составляет 5,2% от экономически активного населения: «При этом​ в сентябре численность безработных в крае по сравнению с августом снизилась более чем на 5 тысяч человек. Однако в 30 муниципалитетах Пермского края уровень безработицы превышает среднекраевой. Среди них Красновишерский, Косинский, Юсьвинский, Гайнский, Кочевский, Большесосновский и другие районы и округа».

На предыдущем заседании Совета глав Дмитрий Махонин поручил рассмотреть на межведомственных муниципальных комиссиях вопрос формирования потребности территорий в дополнительных рабочих местах с помощью краевой субсидии. Однако эта задача осталась не выполненной в десяти районах Пермского края (Большесосновском, Добрянском, Краснокамском, Гремячинском, Кишертском, Кочевском, Косинском, Соликамском, Юрлинском, а также в Перми).​ На создание дополнительных рабочих мест заявилось 108 работодателей, планирующих трудоустроить 370 человек. В списках с положительными показателями лидируют Лысьва, Чернушка, Орда, Куеда. При этом 15 муниципалитетов не создали ни одного дополнительного рабочего места.

На предоставление общественных работ в Прикамье заявились 184 работодателя, самые активные – в Кудымкаре, Барде, Гремячинске, Красновишерске, Карагае и других территориях. Не заявились на общественные работы в семи территориях региона.

Дмитрий Махонин напомнил, что вопрос создания дополнительных рабочих мест в территориях Пермского края – на особом контроле, и бездействие территорий вопросе недопустимо: «Федерация дает беспрецедентный шанс по повышению занятости, а вы его игнорируете. Работа, которую вы должны провести с местными компаниями, чтобы помочь нашим жителям найти работу, в конечном итоге выльется в увеличение налоговых поступлений в ваши бюджеты». Глава региона назвал неприемлемым тот факт, что некоторые территории, где уровень безработицы выше среднероссийского в два раза, не предпринимают никаких мер: «Как вы будете смотреть в глаза людям после этого?». Напомним, держать уровень занятости на личном контроле Дмитрия Махонина попросил президент России в ходе рабочей встречи в рамках ВКС.

О положительном опыте по увеличению занятости населения рассказал глава Осинского городского округа Алексей Григорьев. В ходе диалога с работодателями округа выяснилось, что только 30% из них набирают персонал через Центр занятости, остальные ищут сотрудников самостоятельно. «Также мы получили конкретный запрос от работодателей по кадрам и начали с помощью Центра занятости готовить людей под запрос компаний, – сообщил Алексей Григорьев. – Помимо этого, выстраиваем работу с подрядчиками по приему персонала на выполнение общественных работ. Благодаря федеральной поддержке мы решаем локальные вопросы, например, благоустройство родного района».

Дмитрий Махонин поручил территориям активизировать работу по использованию субсидий для дополнительных рабочих мест, временную занятость, общественные работы для решения муниципальных задач. Минсоцразвития Прикамья будет мониторить реализацию дополнительных мер занятости в ОМС. Также вопрос занятости будет включен в повестку системных часов главы региона с руководителями территорий.

Создание рабочих мест

Создание новых рабочих мест — объективный процесс развития экономики, обусловленный ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная, производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения Кузнецов О.В. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях: Дис. … канд. экон. наук. М., 1999. 180 с. РГБ ОД, 61:99-8/1367-9. URL: http://www.lib.uaru.net/diss/cont/78124.html (дата обращения: 07.11.2013)..

Создавая новые рабочие места предприятия, снижают остроту сложных социальных ситуаций в значительной части регионов России. Более того, бизнес привлекает в свои ряды молодых предприимчивых людей, таким образом, закладывает базис для развития частного капитала в будущем и шаг за шагом способствует движению по пути развития системы, социально и экономически совместимой с внешним миром Хамраев А.А. Малое предпринимательство как предпосылка создания новых рабочих мест. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-79330.html (дата обращения: 10.01.2013)..

Чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, увеличение числа рабочих мест, развитие субъектов предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников, увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете, как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающие зарплату «в конвертах» Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября..

Существующая налоговая система не способствует развитию бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это Колпащиков А. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Ваше дело. 2010. 28 сентября.. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности предпринимательства.

В России же это только примерные планы в отдельных регионах. Так, одним из пунктов стратегии развития Дальнего Востока и Сибири, которую планировали презентовать на саммите АТЭС в сентябре 2012 г., являлось предложение об освобождении всех начинающих предприятий от налогового бремени.

Предполагалось, что налоговые льготы будут действовать до момента, когда компании выйдут на самоокупаемость. Так, дальневосточные чиновники хотели «заманить» в регион новых инвесторов и создать дополнительные рабочие места Литвинова А. Вновь образующиеся предприятия на Дальнем Востоке могут освободить от всех налогов. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/30/focus/562949984618232 (дата обращения: 15.01.2013)..

Налоговые льготы подобного типа должны вводиться в регионах, где малое предпринимательство развито достаточно слабо По этой проблеме см.: Гвоздева О.М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России: Сборник ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения В.С. Мартемьянова. М.: Издательство «Юрист», 2012. С. 64 — 69. и имеется наибольший, по сравнению с другими субъектами РФ, дефицит рабочих мест. Так, по последним опубликованным данным Росстата об уровне безработицы в России, по состоянию на 1 января 2012 г. разница между самыми «продвинутыми» и «отсталыми» регионами России была практически 5-кратной.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест Коваленко Б.Б. Институты воздействия государства на организации корпоративного предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. С. 24.. В России на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16; Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с..

Вывод. Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по регионам будут способствовать росту субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, а в целом — экономическому развитию Российской Федерации.

Создание рабочего места

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *