ПРИКАЗ МВД России от 25 декабря 2015 г. N 1230 Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России

ПРИКАЗ МВД России от 26 марта 2013 г. N 161 Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организацияхи подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

Порядок проведения служебных проверок

Статья 52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ. Служебная проверка

1. В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

(в ред. Федерального закона от 12.02.2015 N 16-ФЗ)

2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.

3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

4. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 300-ФЗ)

5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

2) имеет право:

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

7. В заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) установленные факты и обстоятельства;

2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

8. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

9. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел

Статья 59. Служебная проверка ( Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ ).

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

(п. 6 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ статья 59.2 дополняется новой частью 3. См. текст в будущей редакции.

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания.
В ходе такой проверки устанавливаются:

— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— вина гражданского служащего;

— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего — ч. 1 ст. 59 Федеральный закон).

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4,5 ст. 59 Федерального закона).

Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, вправе на ее время отстранить от замещаемой должности гражданского служащего, в отношении которого проводится эта проверка. При этом за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 59 Федерального закона).

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Федерального закона). В нем указываются (ч. 9 ст. 59 Федерального закона):

— факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

— предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась (ч. 10 ст. 59 Федерального закона).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 8 ст. 59 Федерального закона):

— давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

— обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, перед представителем нанимателя, назначившим проверку;

— знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Методические рекомендации об организации проведения служебных проверок в Правительстве Пензенской области и исполнительных органах государственной власти Пензенской области

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых государственным гражданским служащим, осуществляется по решению представителя нанимателя или лица, которому предоставлены такие полномочия представителем нанимателя.

Решение принимается отдельно в отношении каждого государственного гражданского служащего.

Представитель нанимателя рассматривает вопрос о проведении проверки при поступлении письменно оформленной достаточной информации о представлении государственным гражданским служащим недостоверных или неполных сведений о доходах.

Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

Информация, являющаяся основанием для проведения проверки, может быть представлена:

· правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

· работниками подразделений кадровых служб государственных органов области по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

· постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

· Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Вологодской области;

· общероссийскими и региональными средствами массовой информации.

Например: информация может быть представлена представителю нанимателя работником кадровой службы по результатам проведения анализа полноты и достоверности сведений о доходах, представленных государственным гражданским служащим.

Кадровая служба органа исполнительной государственной власти области (далее – кадровая служба) в течение 2 рабочих дней со дня получения решения представителя нанимателя уведомляет в письменной форме государственного гражданского служащего о начале в отношении его проверки и разъясняет о праве государственного гражданского служащего обратиться в кадровую службу с ходатайством о проведении с ним беседы по вопросу, какие представляемые им сведения подлежат проверке.

Беседа должна быть проведена в течение 7 рабочих дней со дня обращения государственного гражданского служащего, а при наличии уважительной причины – в срок, с ним согласованный.

На период проведения проверки государственный гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности государственной гражданской службы области.

Проверка должна быть осуществлена в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней представителем нанимателя.

Кадровые службы осуществляют проверку самостоятельно либо путем подготовки проекта запроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «Об оперативно-розыскной деятельности».

Запросы в федеральные органы исполнительной государственной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, направляются Губернатором области.

При осуществлении проверки самостоятельно кадровые службы вправе:

· проводить беседу с государственным гражданским служащим;

· изучать представленные государственным гражданским служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

· получать от государственного гражданского служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

· направлять в установленном порядке запрос в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения (далее — государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

· наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

· осуществлять подготовку проекта письма (запроса), направляемого Губернатором области или уполномоченным заместителем Губернатора области.

За подписью Губернатора области или уполномоченного заместителя Губернатора области направляются запросы в налоговые органы, кредитные организации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для получения справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В запросе, направляемом в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, указываются:

· фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

· нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

· фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность государственного гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются;

· содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

· срок представления запрашиваемых сведений;

· фамилия, инициалы и номер телефона государственного гражданского служащего области, подготовившего запрос;

· идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);

· другие необходимые сведения.

В проекте запроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий помимо вышеуказанных сведений, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

По окончании проверки сведений о доходах кадровая служба готовит представителю нанимателя доклад с приложением материалов проверки.

В докладе о результатах проверки сведений государственного гражданского служащего должно содержаться одно из следующих предложений:

· при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о том, что государственный гражданский служащий, в отношении которого проводилась проверка, сообщил неполные или недостоверные сведения о доходах, — об отсутствии оснований для применения к государственному гражданскому служащему мер юридической ответственности;

· при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о том, что государственный гражданский служащий, в отношении которого проводилась проверка, сообщил неполные или недостоверные сведения о доходах:

— о применении к государственному гражданскому служащему мер юридической ответственности;

— о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, и урегулированию конфликта интересов.

Доклад должен быть представлен представителю нанимателя в течение 5 дней со дня окончания проверки.

По результатам проверки сведений о доходах кадровая служба знакомит государственного гражданского служащего под роспись с результатами проверки.

С письменного согласия представителя нанимателя сведения о результатах проверки представляются кадровой службой правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированным в соответствии с законом иным общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, Общественной палате Российской Федерации, Общественной палате Вологодской области, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

Представитель нанимателя рассматривает доклад о результатах проверки и в зависимости от его содержания принимает одно из следующих решений:

· применить к государственному гражданскому служащему меры юридической ответственности;

· представить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Материалы проверки хранятся в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Обязанность государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы, включенную в соответствующий Перечень, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлена статьей 20 Федерального закона от 01.01.01 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон ), статьей 8 Федерального закона от 01.01.01 года «О противодействии коррупции».

За несоблюдение государственным гражданским служащим вышеуказанной обязанности, а равно за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, к государственному гражданскому служащему могут быть применены следующие виды взысканий:

· замечание

· выговор

· предупреждение о неполном должностном соответствии

· увольнение в связи с утратой доверия

Взыскания применяются представителем нанимателя на основании доклада кадровой службы о результатах проверки, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий учитываются характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Например: Работником кадровой службы по результатам проведения анализа полноты и достоверности сведений о доходах, представленных государственным гражданским служащим, 10 июля 2013 года была представлена информация представителю нанимателя о том, что данным государственным гражданским служащим представлены недостоверные сведения о доходах. В ходе проведения проверки данное обстоятельство подтвердилось. Соответственно, взыскание к государственному гражданскому служащему может быть применено не позднее 9 января 2014 года.

В акте о применении к государственному гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона .

Копия акта о применении к государственному гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается государственному гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Если в течение одного года со дня применения взыскания государственный гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона , или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 Федерального закона , он считается не имеющим взыскания.

Представитель нанимателя не вправе снять с государственного гражданского служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.
4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Комментарий к статье 59
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи служебная проверка может проводиться как по инициативе представителя нанимателя, так и по инициативе самого гражданского служащего. Основанием проведения служебной проверки по решению представителя нанимателя является поступившая к нему информация о совершении дисциплинарного проступка с участием сотрудника государственного органа либо об установленном факте совершения или подготовки им преступления. В этой связи необходимо заметить, что норма ч. 2 ст. 58 данного Закона императивно устанавливает необходимость проведения служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания. Исходя из буквального толкования этой нормы, дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему можно применить только после проведения служебной проверки. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает право гражданского служащего на проведение служебной проверки для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (п. 14 ч. 1 ст. 14). Исходя из сказанного, нам представляется, что при наличии письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки представитель нанимателя должен издать соответствующее распоряжение о ее проведении.
2. Часть вторая комментируемой статьи называет те обстоятельства, которые должны быть исследованы в ходе проведения служебной проверки. Согласно ч. 3 ст. 58 данного Закона при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. На выяснение указанных обстоятельств и направлена служебная проверка.
3. Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки Закон возлагает на представителя нанимателя, ее назначившего.
Комментируемый Закон не содержит правил проведения служебной проверки. Как нам представляется, такие правила необходимо предусмотреть подзаконным актом (положением о служебной проверке). Этим нормативным актом должны быть урегулированы те вопросы, которые не нашли отражения в Законе. К ним, в частности, относятся:
установление сроков назначения служебной проверки;
указание перечня лиц, которые не могут привлекаться к проведению служебной проверки;
закрепление права гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, на отвод должностных лиц от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;
установление полномочий лиц, проводящих служебную проверку;
определение перечня сведений, которые должны содержаться в заключении о проведении служебной проверки.
4. Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (кадровой службой) при участии юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. На представителя нанимателя возлагается обязанность контролировать своевременность и правильность ее проведения. Кроме того, как нам представляется, по усмотрению представителя нанимателя к проведению служебной проверки могут привлекаться служащие других подразделений государственного органа, а также эксперты и специалисты. Например, при разрешении сложных технических или финансовых вопросов может возникнуть необходимость в привлечении соответствующего специалиста.
5. Вместе с тем Закон запрещает участвовать в проведении служебной проверки гражданским служащим, которые могут быть прямо или косвенно заинтересованы в ее результатах. При возникновении подобной ситуации такой гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Данная норма направлена на устранение возможного конфликта интересов (см. комментарий к ст. 19) при проведении служебной проверки. Не вполне понятно, однако, каким образом нужно интерпретировать понятие косвенной заинтересованности в результатах служебной проверки. Представляется, что, во всяком случае, не могут участвовать в проведении служебной проверки:
гражданский служащий, совершивший проступок, по которому проводится проверка;
родственник гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, или имеющий с последним дружеские (неприязненные) отношения гражданский служащий (в том числе — специалист или эксперт);
гражданский служащий, прямо подчиненный по службе гражданскому служащему, в отношении которого проводится проверка.
В этой связи соответствующим подзаконным актом должен быть предусмотрен порядок формирования и деятельности комиссии для проведения служебной проверки.
6. Часть 6 данной статьи устанавливает максимальную продолжительность служебной проверки — не более одного месяца со дня принятия решения о ее проведении. По истечении этого срока по результатам проверки должно быть составлено письменное заключение, которое направляется представителю нанимателя.
7. Как и Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», комментируемый Закон предусматривает возможность отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки. Решение о временном отстранении гражданского служащего при проведении служебной проверки принимается представителем нанимателя. Нужно заметить, что согласно буквальному толкованию указанной нормы представитель нанимателя вправе, но не обязан отстранять соответствующего гражданского служащего от замещаемой должности на время проведения служебной проверки. Согласно ч. 6 данной статьи служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Таким образом, максимальный срок временного отстранения гражданского служащего в связи с проведением служебной проверки не может превышать одного месяца. Общие нормы, регламентирующие правила и порядок временного отстранения от замещаемой должности, содержатся в ст. 32 данного Закона. Согласно указанной статье в период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких исключений является временное отстранение от должности в связи с проведением служебной проверки. По прямому указанию ч. 7 ст. 59 гражданский служащий отстраняется от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.
8. Вместе с тем в целях объективного исследования всех обстоятельств, которые являются предметом служебной проверки, гражданский служащий, в отношении которого она проводится (в том числе и временно отстраненный от замещаемой должности), вправе:
давать объяснения с изложением своего мнения, заявлять о доказательствах по существу своего объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
обжаловать представителю нанимателя решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку;
ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
9. Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением и направляются представителю нанимателя, ее назначившему.
В этом заключении прежде всего необходимо указать факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки. В этой связи в обязательном порядке к заключению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, установленные в результате проверки, объяснения гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, других сотрудников и иных лиц и иные материалы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.
Кроме того, заключение о результатах служебной проверки должно содержать предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Заметим, что дисциплинарное взыскание применяется к гражданскому служащему представителем нанимателя (см. комментарий к ст. 58), поэтому заключение о результатах служебной проверки может носить лишь рекомендательный характер. Рекомендации по результатам служебной проверки по смыслу Закона могут касаться только решения вопроса о применении или неприменении дисциплинарного взыскания, но не конкретного вида дисциплинарного взыскания.
10. Заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, а также другими участниками служебной проверки. Вместе с тем может сложиться ситуация, когда участники служебной проверки (члены комиссии) не пришли к единому мнению. Закон не содержит указаний, как составлять заключение по результатам служебной проверки в этом случае. Представляется, что соответствующим нормативным актом должно быть предусмотрено право участника служебной проверки при несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения, подписав заключение, приобщить к нему свою объяснительную записку, содержащую особое мнение.
Представитель нанимателя с учетом заключения по результатам служебной проверки может (но не обязан) принять решение о применении к соответствующему гражданскому служащему определенного дисциплинарного взыскания.
Заключение о результатах служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Глава 13. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Служебная проверка представляет собой один из этапов процедуры привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности.

Закон о государственной гражданской службе предусматривает в числе прав гражданских служащих право на проведение служебной проверки. В соответствии со ст. 58 Закона о государственной гражданской службе применению дисциплинарного взыскания должна предшествовать дисциплинарная проверка.

Нормативно-правовое регулирование процедуры проведения служебной проверки осуществляется ст. 59 Закона. Кроме того, в соответствии с федеральным законом принят ряд ведомственных правовых актов, детализирующих порядок проведения служебных проверок государственных служащих в отдельных ведомствах. В частности, такими актами закрепляется порядок проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального космического агентства, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и других государственных органов.

Служебную проверкуследует определять как административно-правовую процедуру, представляющую собой определённый комплекс мероприятий, уполномоченных на то должностных лиц, по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и анализу материалов по факту совершения дисциплинарных проступков, либо при наличии сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего.

Соответственно, в качествецели проведения служебной проверкиследует назвать своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление материалов по факту совершения дисциплинарного проступка, либо при наличии сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего, анализ которых позволит принять решение относительно подтверждения факта совершения дисциплинарного проступка, либо же сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего, виновности государственного служащего, возможности и необходимость привлечения сотрудника к ответственности, а также других вопросов.

К числузадач служебной проверки следует отнести те вопросы, которые должны быть рассмотрены во время проведения служебной проверки. В частности, согласно Закону во время проведения служебной проверки должны быть выявлены: факт совершения государственным служащим дисциплинарного проступка; наличие вины государственного служащего; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления о проведении служебной проверки.

Создавая правовое регулирование процедуры служебной проверки, законодатель руководствовался правовым принципами дисциплинарного производства в системе государственной службы.

Для проведения служебной проверки необходимо наличие соответствующих оснований. Кфактическимоснованиям служебной проверкиследует отнести, во-первых, факт совершения дисциплинарного проступка, а во-вторых, наступление событий и происшествий, требующих юридической оценки.

Процессуальным основанием служебной проверкиявляется решение о проведении служебной проверки, принятое представителем нанимателя. Данное решение может быть инициировано им самостоятельно (в случае выявления факта совершения дисциплинарного проступка), либо же оно может быть принято на основании заявления гражданского служащего.

Законом не конкретизируются сроки принятия такого решения. Подзаконные акты склоняются к тому, что решение о проведении служебной проверки должно приниматься либо в день, когда представителю нанимателя стало известно о совершении гражданским служащим проступка, либо когда представителем нанимателя получено письменное заявление гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В решении представителя нанимателя должны быть указаны: сведения о наличии оснований для ее проведения и сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения.

На основании данного решения подразделением государственного органа по вопросам государственной службы разрабатывается проект приказа государственного органа о проведении служебной проверки.

При наличии оснований в приказ о проведении служебной проверки включается пункт о временном отстранении гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности государственной гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

Для проведения служебной проверки формируется соответствующая комиссия, в состав которой входят сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В комиссию, как уже упоминалось, не может входить гражданский служащий, который заинтересован в результатах ее работы.

К числу участников служебной проверки следует также отнести и самого государственного служащего, в отношении которого проводится служебная проверка. Ему предоставляются гарантии, способствующие полному и объективному исследованию всех обстоятельств дела. Государственный служащий может активно участвовать в работе комиссии, предъявляя документы, заявляя ходатайства, давая устные и письменные объяснения. Он имеет право обжаловать решения и действия гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку. По окончании служебной проверки гражданскому служащему предоставляется право ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.

Продолжительность служебной проверки не должна превышать одного месяца. Это максимальный срок служебной проверки. Закон не предусматривает возможность продления этого срока.

Служебная проверка завершается составлением заключения, которое подписывается участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего.

В целях совершенствования административной процедуры проведения служебных проверок в системе государственной службы представляется необходимым издание нормативно-правового акта Президента РФ, закрепляющим Положение о проведении служебных проверок, в котором будет более подробно регулироваться данная процедура. В частности, видится необходимость детализировать состав комиссии проводящей служебную проверку, права и обязанности председателя и других членов комиссии, раскрыть структуру заключения о проведении служебных проверок, более четко обозначить стадии проведения служебной проверки и другие вопросы.

Служебная проверка госслужащего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *