СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Правовые и теоретические аспекты налогообложения предприятий бюджетной сферы в Российской Федерации

1.1 Понятие «бюджетное учреждение» и принципы его финансирования

1.2 Учетная политика для целей налогообложения и ее формирование

ГЛАВА 2 Методология бюджетного налогообложения учреждений

2.1 Налоги, взимаемые с бюджетных учреждений

2.2 Проведение налоговых проверок в бюджетных учреждениях

ГЛАВА 3 Анализ налогообложения предприятий бюджетной сферы на примере МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка»

3.1 Краткая характеристика МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка»

3.2 Расчёт налогов на примере МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка» и их динамика за 2006-2008г.

3.3 Рекомендации по совершенствованию налогообложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. Они создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций некоммерческого характера.

Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, на основе ежегодно утверждаемых смет доходов и расходов.

Бюджетные учреждения помимо осуществления деятельности предусмотренной уставом, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью.

Во многом расширению предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, увеличению доходов от нее способствовало налоговое законодательство. Уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам был предусмотрен широкий перечень льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, в том числе учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.

Из-за недостаточного финансирования со стороны государства бюджетные учреждения задолжали банкам и поставщикам материальных ресурсов. Будучи не в состоянии обеспечить даже своевременную выплату заработной платы своим работникам, они приостановили работы по строительству и капитальному ремонту зданий, развитию материальной базы. Все это отрицательно влияет на деятельность бюджетных учреждений.

В эпоху развития новых экономических отношений, выбранная мной тема выпускной квалификационной работы является наиболее актуальной. От правильного (оптимального) выбора налоговой системы зависит залог успешного решения проблем стоящих перед страной.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается еще и тем фактом, что налоги являются одним из основных видов дохода федерального бюджета Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является детальное рассмотрение особенностей и специфики налогообложения бюджетных учреждений

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть правовые и теоретические аспекты налогообложения предприятий бюджетной сферы в РФ;

— изучить методологию бюджетного налогообложения учреждений;

— проанализировать особенности налогообложения бюджетного учреждения;

— обозначить пути совершенствования налогообложения бюджетных учреждений.

Объект исследования – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр культурного и военно-патриотического воспитания «Чайка».

Предмет исследования – система налогообложения на данном предприятии.

В выпускной квалификационной работе использована российская законодательная и нормативно-правовая база по налогообложению и налоговому учету.

В процессе исследования используется информация, отраженная в первичных и сводных документах, регистрах синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности, расчетах, декларациях и отчетах по налогообложению в МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка».

Теоретическую базу составили общая экономическая теория, научные труды ведущих российских и ученых-экономистов в области теории и совершенствования практики налогообложения бюджетных учреждений.

В рамках данного исследования были применены классические методы экономического анализа – метод сравнения, метод построения аналитических таблиц.

ГЛАВА 1 Правовые и теоретические аспекты налогообложения предприятий бюджетной сферы в Российской Федерации

1.1 Понятие «бюджетное учреждение» и принципы его финансирования

Основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ). Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а также взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.

Понятие бюджетного учреждения приведено в ст. 161 БК РФ и определяет его как организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, научно-технических, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Исходя из этого определения отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в том, что:

— они созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые и являются собственниками имущества бюджетных учреждений;

— они созданы для выполнения функций некоммерческого характера;

— они финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда;

— смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основной для выделения и расходования бюджетных средств.

Таким образом, чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и задачи, ради которых эта организация создана.

Бюджетные учреждения являются частью бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней, основанная на государственном устройстве Российской Федерации и экономических отношениях и регулируемая нормами права.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии со ст. 10 БК РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные учреждения финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, государственных внебюджетных фондов и за счет средств бюджетов всех уровней.

Бюджетные учреждения могут получать еще и внебюджетные доходы.

Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов.

Первый этап. Составление и утверждение бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом (правовым актом) о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом (правовым актом), по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении.

Получатель бюджетных средств – это бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований.

Роспись составляется в десятидневный срок со дня утверждения бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов с поквартальной разбивкой. После этого роспись подается на утверждение в орган исполнительной власти, ответственный за составления бюджета.

Второй этап. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После утверждения сводной бюджетной росписи исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Третий этап. Смета доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня со дня утверждения сметы передать ее в орган, исполняющий бюджет.

Что такое УСН

Налоговая система РФ предоставляет налогоплательщикам возможность вести хоздеятельность на общем режиме или специальном. Одним из видов льготной системы налогообложения является упрощенная. УСН не устанавливает, в отличие от ЕНВД, ограничений по видам деятельности. Но существует ряд критерий, в зависимости от которых налогоплательщик может или нет применять упрощенку.

В частности, это ограничения по численности (не более 100 чел.); по доходам за прошлые 9 мес. (не более 112,5 млн. руб.) и текущий период (не более 150 млн. руб.); по доле участия других предприятий (не выше 25 %) и т.д. Если все условия соответствуют нормативным, компания или ИП может вести деятельность на упрощенке. Что это дает с точки зрения фискальной нагрузки?

Прежде всего, упрощенцы не обязаны начислять и платить НДС, налог на прибыль (на доходы для ИП), а также имущественный. Исключение – объекты, по которым налог на имущество рассчитывается с кадастровых показателей. В общем порядке платятся страховые взносы и соблюдается кассовая дисциплина. В связи со снижением перечня налогов сокращается и список предоставляемой отчетности. Декларация по УСН сдается в территориальное подразделение – раз в год.

УСН – виды деятельности

УСН – федеральный или региональный налог

На законодательном уровне налоговая система РФ регулируется в глав. 2 НК. В соответствии со стат. 13-15 устанавливаются действующие виды федеральных, региональных (субъектов России) и местных фискальных платежей. В частности, классификация выглядит так:

  • Федеральные налоги – прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, водный, на добычу ископаемых, госпошлины, за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.
  • Региональные налоги – с игорной деятельности, транспортный, имущество (для юрлиц).
  • Местные налоги – земельный, торговый сбор, имущество (для физлиц).

Следовательно, налог с упрощенной системы налогообложения в указанных статьях отдельно не поименован. К какому же бюджету относится этот платеж? Согласно п. 7 стат. 12 НК налоговым законодательством России, а именно Налоговым Кодексом, могут вводиться в действие специальные режимы налогообложения. Уплата налогов по таким режимам производится в федеральный бюджет. Порядок начисления и перечисления регулируется также НК РФ.

А значит, налог с УСН, равно как и с ЕНВД, ЕСХН, относится по классификации к федеральным фискальным платежам. Что это означает на практике для налогоплательщиков? Во-первых, уплата налога с упрощенки не привязана к месту фактического ведения деятельности. ИП перечисляют суммы в ИФНС по месту своего проживания; юрлица – по месту налоговой регистрации.

Во-вторых, оплата налога с упрощенки подразумевает перечисление средств в бюджет федерального уровня. Но на деле такие суммы распределяются со счетов Казначейства непосредственно в региональные бюджеты. Процент распределения составляет 100 % (стат. 56 БК РФ). Соответственно, несмотря на то, что теоретически упрощенный налог относится к федеральным платежам, по факту перечисление таких сумм осуществляется в регионы РФ. Именно поэтому власти субъектов России вправе дополнительно влиять на порядок применения упрощенного спецрежима путем утверждения региональных нормативных актов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Представители Минфина России со ссылкой на п. 7 ст. 12 НК РФ также относят налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, к федеральным, не указанным в ст. 13 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено территориальным налоговым органам для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@)).

А в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3 представители Минфина России при рассмотрении вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного НДФЛ в счет уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, сообщили, что сумма излишне уплаченного одного федерального налога может быть зачтена в счет недоимки по другому федеральному налогу, тем самым подтвердив отнесение единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, именно к федеральным налогам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

В какой бюджет платится УСН?

УСН является такой системой налогообложения, при которой сдавать отчетность и оплачивать налог нужно по месту жительства (для ИП) или по месту регистрации (для предприятий). Уплата данного налога не привязана к месту получения дохода от осуществляемой деятельности. То есть деятельность можно вести в любом регионе страны, но отчитываться и оплачивать налог придется по месту регистрации (для фирм) или прописки (для ИП) (п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

УСН является федеральным налогом, но это не означает, что он пойдет именно в федеральный бюджет. Перечисление данного налога производится на счет федерального казначейства, а оттуда денежные средства распределяются по бюджетам. Данные действия осуществляются независимо от плательщика.

Порядок распределения данного рода платежей подробно отражен в бюджетном законодательстве, согласно которому УСН распределяется в размере 100-процентного норматива в бюджет региона (ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

Правила уплаты УСН

НК РФ в ст. 12 устанавливает 3 типа налогов :

Учет налоговых обязательств разных видов бюджетной принадлежности ведется обособленно. При наличии переплаты по одному из налогов зачесть ее в счет налога, подлежащего уплате в другой бюджет нельзя. Излишне перечисленные суммы в федеральный бюджет разрешено переводить на счета оплаты других федеральных налогов, но не для перекрытия задолженности по региональным или местным налогам.

При переходе на упрощенный спецрежим субъекты предпринимательства обязаны подавать налоговую декларацию в ИФНС с периодичностью 1 раз в год. Отчеты сдаются в отделения налоговых органов:

  • для ИП с привязкой к месту жителя коммерсанта;
  • для юридических лиц подразделение налоговой инспекции выбирается по месту регистрации предприятия.

Налог уплачивается без разделения по принадлежности к территориям получения дохода. Вся сумма налогового обязательства перечисляется по месту прописки ИП или по месту регистрации фирмы. Какая разновидность налога УСН – местный налог или федеральный:

  • предпринимательскую деятельность можно осуществлять в разных местах РФ;
  • подавать отчетность и уплачивать налог необходимо с привязкой к месту регистрации или прописки;
  • налоговые перечисления направляются в федеральный бюджет.

Удобством, простотой применения отличается упрощенная система налогообложения. Она доступна для предпринимателей в двух формах с разными налоговыми объектами и ставками. Вопрос принадлежности УСН – федеральный или региональный налог, встает при определении бюджета для перечисления рассчитанного налогового обязательства.

Общая характеристика упрощенного режима

Субъекты предпринимательства отдают предпочтение УСН по причине освобождения от уплаты ряда налогов и отсутствия необходимости составлять налоговую отчетность с периодичностью чаще, чем раз в году. В зависимости от предполагаемого объема годовой выручки и ожидаемых издержек деятельности можно выбрать наиболее выгодный объект налогообложения:

Если расходная часть перекрывает больше половины доходных поступлений, то выгодно применять второй вид УСН.

Перераспределение поступившего налога

Упоминания о том, что УСН относится к категории федеральных налогов, содержатся в Письме ФНС от 10 мая 2006 г. под № ММ-6-19/481@ и в Письме, изданном Минфином, от 20.04.2006 г. № 03-02-07/2-30. Упрощенная система не числится в списке налогов в ст. 13-15 НК РФ. Но ссылка на принадлежность упрощенного спецрежима к федеральной бюджетной группе имеется в ст. 13 НК РФ. В числе других федеральных налогов значатся подоходный налог, платежи по акцизам, НДС, прибыли и НДПИ, все виды государственных пошлин, водный налог и налог, взимаемый с имущества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В соответствии со стат. 12 НК все налоги делятся на федеральные, региональные и местные. В зависимости от того, к какой группе относится фискальное обязательство происходит уплата и зачет сумм. УСН – федеральный или региональный налог? Разберемся подробнее в вопросе.

На законодательном уровне налоговая система РФ регулируется в глав. 2 НК. В соответствии со стат. 13-15 устанавливаются действующие виды федеральных, региональных (субъектов России) и местных фискальных платежей. В частности, классификация выглядит так:

  • Федеральные налоги – прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, водный, на добычу ископаемых, госпошлины, за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.
  • Региональные налоги – с игорной деятельности, транспортный, имущество (для юрлиц).
  • Местные налоги – земельный, торговый сбор, имущество (для физлиц).

Следовательно, налог с упрощенной системы налогообложения в указанных статьях отдельно не поименован. К какому же бюджету относится этот платеж? Согласно п. 7 стат. 12 НК налоговым законодательством России, а именно Налоговым Кодексом, могут вводиться в действие специальные режимы налогообложения. Уплата налогов по таким режимам производится в федеральный бюджет. Порядок начисления и перечисления регулируется также НК РФ.

А значит, налог с УСН, равно как и с ЕНВД, ЕСХН, относится по классификации к федеральным фискальным платежам. Что это означает на практике для налогоплательщиков? Во-первых, уплата налога с упрощенки не привязана к месту фактического ведения деятельности. ИП перечисляют суммы в ИФНС по месту своего проживания; юрлица – по месту налоговой регистрации.

Во-вторых, оплата налога с упрощенки подразумевает перечисление средств в бюджет федерального уровня. Но на деле такие суммы распределяются со счетов Казначейства непосредственно в региональные бюджеты. Процент распределения составляет 100 % (стат. 56 БК РФ). Соответственно, несмотря на то, что теоретически упрощенный налог относится к федеральным платежам, по факту перечисление таких сумм осуществляется в регионы РФ. Именно поэтому власти субъектов России вправе дополнительно влиять на порядок применения упрощенного спецрежима путем утверждения региональных нормативных актов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

НДС И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2020 ГОДУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

При осуществлении деятельности, приносящей доход, бюджетные и автономные учреждения, находящиеся на общей системе налогообложения, обязаны начислять налог на прибыль и НДС. Кроме того, учреждения могут выступать налоговым агентом по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, включая земельные участки.

Налог на прибыль

Все учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций в силу ч. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ. Исключением являются учреждения, применяющие упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев (ст. 285 НК РФ). Налог считается нарастающим периодом по итогам года. В течение года уплачиваются авансовые платежи, которые в зависимости от объема выручки уплачиваются, как правило, ежеквартально.
Обратите внимание, что бюджетные, автономные и казенные учреждения должны перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, за исключением некоторых случаев (п. 3 ст. 286 НК РФ). Театры, музеи, библиотеки, концертные организации уплачивают налог один раз в год.
Доходы в целях расчетов по налогу на прибыль подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходы считаются без НДС.
Доходы от реализации – это выручка от реализации товаров, работ, услуг как собственного производства, так и покупных, а также от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы перечислены в статье 250 НК РФ. В частности, к ним относятся положительная курсовая разница, неустойки за нарушение договорных обязательств, стоимость материалов, полученных при демонтаже основных средств, списанная кредиторская задолженность и др.
Доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) могут быть отнесены налогоплательщиком как к доходам от реализации, так и к внереализационным доходам (п. 4 ст. 250 НК РФ). Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике в целях налогообложения.
При определении налоговой базы в соответствии со статьей 251 НК РФ не учитываются средства целевого финансирования, стоимость имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, и ряд других доходов.
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Значительная часть доходов бюджетных и автономных учреждений, включая субсидии, средства обязательного медицинского страхования (ОМС), а также гранты, пожертвования, имущество, поступившее от учредителя, налогом на прибыль не облагается. Однако подлежит налогообложению иная приносящая доход деятельность. В частности, это могут быть доходы от реализации платных работ (услуг), от сдачи имущества в аренду, от страхового возмещения по ОСАГО, КАСКО и другим видам страхования, доходы в виде имущества, обнаруженного в результате инвентаризации, доходы в виде оприходованных запчастей или металлолома при демонтаже основных средств и т.д.
При расчете налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы так же, как и доходы, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Так как у бюджетных и автономных учреждений, ведущих приносящую доход деятельность, имеется и деятельность, финансируемая за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также из иных источников, то ряд расходов, которые невозможно прямо отнести к тому или иному виду деятельности (источнику финансирования), необходимо разделить.

Вопросы налогообложения ГБУ, МБУ отнесены только к части доходов, полученных благодаря собственной коммерческой деятельности (в рамках уставных задач), но не за счёт бюджетных субсидий. Собственная деятельность может осуществляться бюджетными учреждениями за счёт спонсорских, привлечённых средств, и средств, отнесённых к доходам ГБУ, МБУ от предпринимательской деятельности, осуществляемой не за счёт бюджетных субсидий.

Доход, полученный при реализации проектов, осуществляемых ООО «Кластер» (в части отчислений доли, пропорциональной участию ГБУ, МБУ в уставном капитале ООО «Кластер») становится прибылью ГБУ, МБУ, «полученной от долевого участия в других организациях» и, в соответствии со статьёй 250 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), подпадающей под налогообложение в качестве внереализационных доходов ГБУ, МБУ.

Разъяснения для открытия «внебюджетного»

и «бюджетного» лицевых счетов ГБУ, МБУ

Территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета бюджетных и автономных учреждений в порядке, установленном Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 №24н, согласно которого бюджетным учреждениям открываются лицевые счета 2-х видов:

— лицевой счет бюджетного учреждения (код 20) – для учета операций со средствами бюджетных учреждений, за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— отдельный лицевой счет бюджетного учреждения (код 21) – для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

В соответствии с п. 8 статьи 9.2 Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ: «Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

«Внебюджетный» лицевой счёт бюджетного учреждения (код 20) создаётся для учёта операций со средствами бюджетных учреждений, заработанными ими самостоятельно в соответствии с уставом ГБУ, МБУ, и расходуемыми по распоряжению руководителя ГБУ, МБУ на уставные цели. Для учреждений культуры это могут быть средства, полученные за профильную деятельность (реализация билетов на мероприятия в сфере культуры, проводимые силами МБУ, например за счёт спонсорских пожертвований, средств частных инвесторов или собственных ресурсов, но не за счёт бюджетных субсидий!).Также, это могут быть доходы, отражаемые на л/счете (код 20), которые являются отчислениями, полагающимися ГБУ, МБУ в качестве доли прибыли от участия в ООО «Кластер». Тогда эти доходы называются «внереализационными». И с тех, и других видов доходов выплачиваются полагающиеся налоги (см.ниже). Полученные и отражённые на лицевом счёте (код 20) средства, за вычетом налогов, впоследствии расходуются ГБУ, МБУ на профильные цели развития культуры (и/или района в целом, в соответствии с уставом).

Нельзя отражать на данном лицевом счёте (код 20) средства, переданные из бюджета, в том числе те, которые позволили ГБУ, МБУ получить прибыль. Прибыль, полученная в результате использования субсидий, например от организации концертов, проведённых за бюджетный счёт, но принесших коммерческий доход, целиком подлежит зачислению в бюджет. Для проводок такого рода используется «бюджетный» л/счёт (код 21). Налоги за полученный и перечисленный в бюджет доход не выплачиваются, сам доход в распоряжении ГБУ, МБУ не сохраняется.

Лицевой счёт (код 21) используется для учёта операций с бюджетными средствами, предоставляемыми в виде субсидий из любого уровня бюджета, в том числе в соответствии с бюджетным заданием. Также, и бюджетные инвестиции, направленные на поддержку бюджетного учреждения (содержание и деятельность), отражаются именно на данном лицевом счёте. Здесь же отражается прибыль, полученная от использования субсидий и подлежащая зачислению в бюджет.

Прибыль от ведения коммерческой деятельности, которую ГБУ, МБУ ведут собственными силами или получают в качестве доли от участия в ООО «Кластер»(не за счёт субсидий и бюджетных инвестиций!), на «бюджетном» лицевом счёте (код 21) не отражается, для этого, повторимся, используется «внебюджетный» л/счёт (код 20).

Таким образом, учет, налогообложение в бюджетном учреждении осуществляются в соответствии со следующими регламентными процедурами и нормативными правовыми актами.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий,предоставленных бюджетным учреждениям (подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Если в устав ГБУ, МБУ внесена запись об участии в реализации программ развития региона (района), то все виды работ в рамках таких программ могут служить для бюджетного учреждения источником прибыли и отражаться на «внебюджетном» лицевом счёте (код 20).

Как указывалось выше, доходы, полученные от приносящей такой доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). В последнем случае бюджетные учреждения будут уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в том числе производить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

Бюджетные учреждения не вправе применять:

— упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ);

— единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

В общеустановленном порядке, бюджетное учреждение уплачивает НДС от платных услуг, в том числе от аренды, а также госпошлину за наименование «Россия» при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог. Основным видом учета для бюджетных учреждений является – бюджетный (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Закона № 83-ФЗ).

Таким образом, рассмотренный вопрос о возможности участия ГБУ, МБУ в качестве учредителя коммерческих организаций получает приведённый выше, развернутый ответ в виде законодательных норм, которые регламентируют не только участие, но и систему налогообложения всех видов доходов, возникающих для ГБУ, МБУ благодаря такому участию.

Практика показывает, однако, что ГБУ, МБУ открывают в казначействе, как правило, один лицевой счёт («бюджетный», код 21), на который зачисляют поступающую от коммерческой деятельности прибыль. Хотя балансы по бюджетным и внебюджетным доходам ведутся раздельно, вся прибыль ГБУ, МБУ зачисляется в соответствующий бюджет – откуда, в качестве субсидий и бюджетного задания, производится финансирование деятельности учреждения. Такая схема не только лишает ГБУ, МБУ мотивации к зарабатыванию собственных средств, но также ставит орган власти соответствующего уровня в невыгодное положение, когда возросшие (за счёт деятельности ГБУ, МБУ) доходы бюджета могут послужить сигналом для сокращения трансфертов из вышележащих бюджетов на том «основании», что в регионе (районе) достаточно собственных средств на самообеспечение территории.

Пока доходы от предпринимательской деятельности ГБУ, МБУ незначительны, секвестирование бюджетных трансфертов, направляемых «сверху» в сторону региона, района вряд ли произойдёт. Однако, стоит лишь начаться серьёзному увеличению поступлений в территориальный бюджет со стороны ГБУ, МБУ (участвующих в проектах регионального развития), как данный процесс может привлечь внимание вышестоящих финансовых органов, вследствие чего региону откажут в поддержке на сумму дополнительно полученных бюджетными учреждениями доходов. В подобной ситуации, стимулов для осуществления системы АС путём участия ГБУ, МБУ в хозяйственных обществах у региональных (районных) властей не просматривается, и к системе АС такая схема отношения не имеет.

Выходом является использование законодательства (п.3 ст.298 ГК РФ), с целью разделения бюджетных и внебюджетных средств МБУ, ГБУ на разных счетах (коды 20 и 21), притом что прибыль, полученная от самостоятельной хозяйственной деятельности и долевого участия в деятельности ООО «Кластер», остаётся в самостоятельном распоряжении учреждения (на л/счёте код 20), а не зачисляется в территориальный бюджет. В этом состоит первый элемент системы АС, касающийся государственных и муниципальных учреждений – участников ООО «Кластер».

В качестве рекомендации по практической реализации модели, для ГБУ, МБУ (профиль: культура) предлагается открыть в Федеральном казначействе «внебюджетный» л/счёт (код 20), провести небольшой концерт за счёт привлечённых средств (выступят самодеятельные коллективы), или провести КВН; получить средства за реализацию билетов (см: нужен кассовый аппарат!) и совершить первую проводку этих средств через «внебюджетный» л/счёт, затратив их впоследствии, например, на минимальную оплату артистов (с учётом отчислений НДФЛ 13 %). Все операции будут законны, и механизм окажется налажен.

С учётом того, что ожидается введение законодательного ограничения на внесение в уставы ГБУ, МБУ иных видов деятельности, кроме профильных (культура, образование и так далее), система АС предполагает в дальнейшем формирование ГБУ, МБУ исключительно под цели и задачи регионального развития (основной вид деятельности: участие в создании и реализации региональных программ, проектов).

Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 4017;

Система налогообложения для бюджетных учреждений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *