Министерство юстиции РФ подготовило и разместило на Федеральном портале проектов нормативных актов проект нового Кодекса об административных правонарушений. Предлагаю разобраться, как изменился состав административного правонарушения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В действующей редакции КоАП РФ это статья 15.27 КоАП РФ.
Статья 30.3 нового КоАП РФ предусматривает ответственность за 10 нарушений требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
«1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 10 настоящей статьи,
влечет предупреждение на должностных лиц; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц наложение административного штрафа от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, в части идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, и (или) неисполнение требований подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившееся в непредставлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или в представлении недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, а равно в не выявлении и (или) не фиксировании сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений и (или) информации, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) нормативными правовыми актами, нормативными актами, изданными в соответствии с указанным федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, в части замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, и (или) приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, а равно в части представления информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и (или) о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуального предпринимателя информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
7. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом,, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
8. Действия (бездействия) организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуального предпринимателя, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок, а равно неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо уклонение от получения указанного предписания, запроса (требования) уполномоченного или надзорного органа, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30.1 настоящего Кодекса —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
9. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, центральными контрагентами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
10. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток».
Кроме этого, к статье 30.3 КоАП РФ имеется примечание, согласно которому за административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 30.3, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуального предпринимателя, в обязанности которых входит выполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, несут ответственность как должностные лица.
Также в примечании подчеркивается, что административная ответственность, предусмотренная статьей 30.3 КоАП РФ, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 статьи 30.3 КоАП РФ.
Назад Штрафы для субъектов за несоблюдение 115-ФЗ
22 Февраля 2019
КоАП Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
1. Неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей. – здесь речь про идентификацию клиентов и про обновление сведений о них.
2. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — в размере от 100 000 до 200 000 рублей.
3. Действия (бездействие), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений о подозрительных операциях, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. – недостоверные сведения чаще всего бывают от плохо проведенной идентификации или не обновления информации о клиенте (неверный адрес, перерегистрацию ЮЛ, смена фамилии и т.д.)
4. Неисполнение законодательства в части блокирования денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. – сверка со списком террористов/экстремистов
5. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договоров банковского счета с клиентами и от проведения операций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
6. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — в размере от 300 000 до 500 000 рублей.
7. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
8. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства по ПОД/ФТ, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Сейчас за легализацию (отмывание) денег и иного имущества установлена только уголовная ответственность для физических лиц. Росфинмониторинг предлагает предусмотреть еще административную ответственность за то же нарушение, но только для юридических лиц. Если поправки примут, то за отмывание денег преступным путем компаниям будет грозить штраф более 1 млн руб. или приостановление деятельности на 90 суток с конфискацией денег или имущества. При этом срок давности составит шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Соответствующие законопроекты размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Росфинмониторинг разработал два законопроекта, касающихся установления административной ответственности за отмывание денег и иного имущества для юридических лиц. Документы были размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов еще 25.10.2018, но только сейчас им дали ход. Речь идет о следующих законопроектах:
-
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности юридических лиц за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества)». Проект размещен на портале regulation.gov.ru под ID 01/05/10-18/00085252. Его публичное обсуждение завершилось 20.09.2019.
-
«О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части возложения на юридических лиц и их органы управления или контроля принимать меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем)»». Проект размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/10-18/00085254. Его публичное обсуждение продлится до 03.10.2019.
Цель поправок
Разработчики отметили, что ввести ответственность юридических лиц за отмывание денежных средств или иного имущества необходимо для приведения законодательства в соответствие с положениями ст. 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также положениями ст. 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, далее — Конвенция (Россия ратифицировала ее Федеральным законом от 26.07.2017 № 183-ФЗ).
В пункте 1 ст. 10 Конвенции предусмотрено, что Россия должна принять законодательные и иные меры, обеспечивающие возможность привлечения юридических лиц к ответственности за предусмотренные Конвенцией преступления по отмыванию денежных средств, совершенные для их выгоды любым физическим лицом, действующим самостоятельно или как орган юридического лица, занимающим руководящую должность в данном юридическом лице. Поскольку уголовная ответственность в отношении юридических лиц в России не устанавливается, разработчики решили предусмотреть штрафы для компаний в качестве административной ответственности.
Кроме того, по мнению разработчиков, установление предлагаемой ответственности для юридических лиц сместит вектор наказания за преступление в сторону неблагоприятных последствий для компании, которая наряду с физическим лицом будет нести ощутимые имущественные, репутационные и иные потери. Угроза несения санкций будет мотивировать юридическое лицо более ответственно подходить к обеспечению безопасности, инвестиционной стратегии, будет способствовать принятию ими действенных мер контроля за членами органов управления, а также наемными работниками.
Сейчас за легализацию доходов преступным путем предусмотрена только уголовная ответственность физических лиц (ст. 174, 174.1 УК РФ). То есть если выяснится, что в компании занимаются отмыванием денег, то к ответственности привлекут только сотрудника этой компании. Так, совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, грозит штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч. 1 ст. 174 УК РФ). Если речь идет о крупном (от 1,5 млн руб.) или особо крупном размере (от 6 млн руб.) либо о сговоре группы лиц, то наказания еще значительнее: вплоть до лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет (ч. 4 ст. 174 УК РФ).
Административная ответственность для компаний
В законопроектах предлагается ввести в КоАП РФ новую ст. 15.27.3 и установить в ней административную ответственность за такое же нарушение для самих компаний. В частности, за совершение в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем. В этом случае юридическим лицам будет грозить штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, но не менее 1 млн руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией денежных средств или иного имущества.
Также в КоАП РФ предлагается детально расписать, в каких случаях юридические лица будут нести административную ответственность по ст. 15.27.3 КоАП РФ. В частности, в случаях совершения деяния:
-
от имени юридического лица лицом, уполномоченным совершать действия на основании закона, иного правового акта, договора или доверенности;
-
заведомо в интересах юридического лица лицом, занимающим должность в его органах управления или органах, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица;
-
заведомо в интересах юридического лица бенефициарным владельцем этого юридического лица, то есть лицом, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Правила конфискации
При привлечении к административной ответственности по ст. 15.27.3 КоАП РФ у компании смогут конфисковать деньги и иное имущество, являющиеся предметом правонарушения, а также любые доходы, полученные от совершения сделок или финансовых операций с этим имуществом, за исключением имущества, подлежащего возвращению законному владельцу в качестве возмещения причиненного вреда.
Если имущество, полученное в результате отмывания доходов в интересах юридического лица, и доходы от этого имущества будут приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфисковать можно будет только часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенного имущества и доходов от него. Если конфискация определенного предмета, входящего в состав имущества, на момент принятия судом решения о конфискации окажется невозможной вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд вынесет решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.
В случае отсутствия либо недостаточности денег, подлежащих конфискации взамен предмета, входящего в состав имущества, суд вынесет решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, либо сопоставима со стоимостью этого предмета, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.
Штрафы для компаний за рубежом
В проектах предусмотрено, что компанию можно будет привлечь к административной ответственности за отмывание денег по ст. 15.27.3 КоАП РФ и за пределами России, но только если правонарушение направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.
Процессуальные моменты
Дела об административных правонарушениях по ст. 15.27.3 КоАП РФ будут рассматривать суды, а составлять протоколы — должностные лица Росфинмониторинга и органов прокуратуры.
С учетом необходимого времени для сбора доказательственной базы, а также проведения процессуальных действий предусматривается увеличенный срок давности привлечения к ответственности — шесть лет со дня совершения правонарушения. Также суды смогут применять меру обеспечения в виде ареста денежных средств и имущества юридического лица.
Предупреждение отмывания
В проекте предлагается закрепить обязанность органов управления юридического лица принимать меры по предупреждению совершения юридическим лицом сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным преступным путем. В частности, такие меры могут включать:
-
сотрудничество с правоохранительными органами и с уполномоченным органом по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
-
внедрение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок или финансовых операций;
-
информирование работников о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на предупреждение вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Комментарий эксперта
Евгений Розенблат, партнер, адвокат МКА «Князев и партнеры»
«Если деяние совершено группой лиц, то вместе с директором на скамье подсудимых могут оказаться и его подельники, в том числе бухгалтер и юрист, сопровождающие сделку»
«ЭЖ-Юрист»: Если законопроект примут, то в каких случаях компанию смогут привлечь к административной ответственности по новой ст. 15.27.3 КоАП РФ?
Евгений Розенблат: Как следует из текста законопроекта, объективная сторона правонарушения выражается в совершении в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем.
Заведомость в данном случае означает, что субъекту достоверно известно, что он использует денежные средства или имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
В свою очередь, действующая редакция УК РФ уже содержит ст. 174, которой предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем. Так, для целей ст. 174 УК РФ под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.). К сделкам могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей. По смыслу закона, указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения.
К примеру, в практике известен случай, когда лицо отмывало деньги, используя предоставленный ему банком специальный карточный счет для финансовых операций с денежными средствами, полученными другим лицом в результате незаконного сбыта наркотических средств.
«ЭЖЮ»: Кого чаще всего сейчас привлекают к уголовной ответственности за отмывание денег?
Е.Р.: Чаще к ответственности привлекают директора. Однако если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то вместе с директором на скамье подсудимых могут оказаться и его подельники (в том числе бухгалтер и юрист, сопровождающие сделку).
«ЭЖЮ»: По вашему мнению, насколько правомерно штрафовать компанию, если возможно, что ее сотрудник отмывал деньги, а компания могла не знать об этом?
Е.Р.: В примечании к новому административному составу законодатель устанавливает ряд случаев, когда юридическое лицо признается виновным в правонарушении (примечание 1 к ст. 15.27.3 КоАП РФ в редакции проекта). Устанавливая данные критерии, он, по всей видимости, предполагает, что правонарушение совершается не рядовым должностным лицом компании, а ее руководителем или представителем. Следовательно, компания должна нести ответственность за его действия.
На мой взгляд, такой подход не является оптимальным, поскольку не учитывает всех возможных обстоятельств. Так, в условиях корпоративного конфликта недобросовестные участники общества могут совершать от имени общества различные сделки, причиняющие ему вред. В такой ситуации общество еще и рискует получить серьезный штраф, который может оказаться для него фатальным.
Впрочем, тут особо удивляться не приходится: в последние годы мы наблюдаем последовательное усиление «антиотмывочного» законодательства. Обременительные и явно недоработанные инициативы ранее коснулись даже адвокатов.
«ЭЖЮ»: В проекте предусмотрено, что компании должны принимать меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов. Что конкретно придется предпринять, если поправки примут?
Е.Р.: Полагаю, в числе прочего, желательно:
-
ввести режим проверки контрагентов и проявлять должную осмотрительность, разработать соответствующие локальные акты;
-
провести рабочую встречу с персоналом и/или организовать семинар на тему предупреждения вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
-
осуществлять взаимодействие с Росфинмониторингом в части регулярного ознакомления с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.