Охранная зона железной дороги – синонимический термин, используемый для обозначения законодательно зафиксированного параметра норм СНиП (СП), определяющего, сколько метров по нормативу должно быть в отступе от рельсов, железнодорожного полотна или проходящего ЖД состава. В терминологии есть несколько обозначений необходимого отступа – санитарно-защитный разрыв, полоса отвода от железнодорожного полотна и просто охранная зона ЖД путей.

Вечером

Необходимость ограничений

Внешняя схожесть понятий, связанных с охранной территорией железной дороги, привела к распространенному заблуждению о существовании единого норматива удаленности от железнодорожных путей.

В городе

Однако в реальности есть определенные расхождения в понятии охранной территории, обусловленные местом дислокации, количеством путей, необходимостью предотвращения потенциальных рисков.

Охранная зона железнодорожных путей, в любом обозначении, употребляемом в нормативных документах, – не что иное, как необходимые меры предосторожности. Они предпринимаются для беспроблемного параллельного существования специфического железнодорожного транспорта, сооружений и построек для его функционирования с другими зданиями и зонами, необходимыми человеку.

В таблице ниже можно увидеть, каким должно быть расстояние от различных объектов согласно нормам.

Постройки Расстояние от ж/д
Забор, дом, гараж Не менее 100 м
Автомобильные дороги, стоянки автомобилей, склады и учреждения коммунально-бытового назначения, садовые участки Не менее 50 м

Практика установления таких охранных зон на железной дороге – распространенное явление в правовом поле любого цивилизованного государства.

Ее необходимость доказана многолетним опытом, демонстрирующим вопиющие факты антропогенного воздействия на сооружения и оборудование охранной железнодорожной зоны, разрушения в результате техногенных катастроф или природных, климатических явлений и процессов.

В лесу

Необходимость фиксации охранных территорий железной дороги неоднократно приводила к появлению соответствующих статей в кодексах и федеральных законах. Наглядный пример тому – Земельный кодекс РФ.

Последняя попытка, предпринятая в 2018 г., была проделана для закрепления за арендаторами или собственниками земельных наделов в районе железной дороги. Речь идет о правообладании земельным участком, по которому проходит защитная (охранная) зона сооружения или оборудования, включенного в реестр объектов, для которых подобная мера является насущной потребностью.

Подобные шаги были предприняты и ранее. В частности, в соответствующей статье Земельного кодекса (касаемо железной дороги), в Приказе от 30.08.2013, в специально разработанных правилах и нормах от специалистов различного профиля.

Около деревни

Рассмотрим наиболее важные из них:

  1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.5.083-96 служат основанием для определения уровня загрязненности воздуха в охранной зоне прохождения паровоза или соблюдения санитарных требований к практической эксплуатации путей вагонов и других составляющих поезда. Есть нормы освещенности, вентиляции, обеспыливания, противоэпидемиологической защиты, нагревания и охлаждения, количества постельного белья и прочего.
  2. Приказ Министерства транспорта России № 126 в 2008 г. был издан для утверждения определенных норм отвода железных дорог и установления на РЖД специальных охранных зон для каждого типа участков. Примерно такие же нормативы действуют в странах СНГ. Например, в Республике Беларусь и Казахстане.
  3. СНиП 2.07.01-89, сейчас рассматриваемый как СП 42.13330.2011. Редакция старого советского СНиП, неоднократно переработанного и дополненного в соответствии с современными реалиями, определяет нормы расстояний от железной дороги в населенных пунктах. Целью его разработки было обеспечение двух важных направлений – безопасности людей и зданий и защиты сооружений и железнодорожных составов, находящихся в охранной зоне. Для актуализированной редакции СНиП (СП) был применен практический опыт европейских сетей, ФЗ № 261 «Об энергосбережении» и ФЗ № 123 «О противопожарных мерах безопасности».

Расстояние между осями путей согласно нормам

Единого специального норматива для всех охранных зон и мест прохождения поезда не существует. Он рассчитывается при проектировании железнодорожных сетей и линий.

Сколько метров должно быть в каждую сторону от железной дороги, решается в соответствии с рельефом местности, территорией населенного пункта или сельхозугодий, охранных зон специального назначения. Имеет значение и стоимость отчуждаемого участка, а также категория железной дороги и многое другое.

Порядок установления полосы отвода

Строительство и эксплуатация специальных путей для распространенного и популярного вида железнодорожного транспорта (даже при проектировании на карте) подразумевает соблюдение установленных правил для охранных мест.

На заметку

Главное из них – определение специальных территорий в виде земельных участков. К ним относятся не только полосы, по которым проходят шпалы и рельсы, непосредственно предназначенные для прохождения поезда.

Согласно отдельному решению, принимаемому Правительством РФ, для утверждения необходимо согласование с действующим законодательством, СНиП, разработанным для обеспечения сохранности сооружений и жилья в городе или другом населенном пункте, ПБ движения, правил противопожарной безопасности и Земельным кодексом.

С недавнего времени такое решение принимается не только на основании проектно-сметной документации. Также учитывают и новые положения об установлении собственности на охранные участки, находящиеся в пользовании собственника – поставщика определенных услуг или ресурсов.

Нормативная ширина полосы отвода

К железнодорожным полосам отвода относятся:

  • охранные участки непосредственного дислоцирования железнодорожных путей и наделы, прилегающие к таким разветвленным или одиночным сетям;
  • земельные наделы для станций, водоотвода, укрепления, энергоснабжения, а также объектов, необходимых для обеспечения отстоя, перемещения грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, складирования, предоставления услуг, предусмотренных функциями;
  • сколько метров составляет полоса отвода железной дороги, может определять наличие защитных лесополос, укрепительных устройств, специальных сооружений для преодоления сложного рельефа;
  • сокращение подобной полосы при наличии дополнительных мер безопасности допустимо при прохождении через ценные сельскохозяйственные охранные зоны или территории, имеющие важное культурно-историческое значение и охраняемые соответствующими законами.

Определение

Тонкости

Несмотря на внешнюю схожесть понятий «полоса отвода железной дороги» и «санитарная зона железной дороги», которые подменяют друг друга у некомпетентных информаторов, в специальных источниках у охранных зон есть конкретные различия. Полоса отвода железной дороги устанавливается проектно-сметной документацией и утверждается на правительственном уровне.

Задача проектировщиков зон отвода железной дороги перед началом строительно-монтажных работ – предусмотреть все законодательно обусловленные требования и не нарушать их. Следует рассмотреть все необходимые железнодорожные сооружения – от отстойников и путей сообщения железной дороги до переездов, станций и сетей, обеспечивающих снабжение.

Охранно-защитная территория железной дороги устанавливается для обеспечения двусторонней безопасности. А именно: самой дороги и объектов, размещенных по обе стороны.

Схема с размерами железнодорожной колеи

В первом случае обеспечиваются права собственника (например, РЖД). Во втором – расстояние в каждую сторону, регламентированное СанПиН, СНиП, местными постановлениями (как, например, в Москве и Санкт-Петербурге), СП и правилами противопожарной безопасности.

Сокращение санитарно-защитной зоны железной дороги допустимо при соблюдении специальных мер, а также при наличии сооружений, предусмотренных в нормативных документах. Это зоны зеленых насаждений, предохранительные устройства необщего характера.

Нормы удаленности

Строительные нормы действуют в соответствии с градацией проектируемого объекта по типу потенциально возможных рисков и опасностей. В этой классификации железная дорога относится к 4 классу. Он представляет наиболее вероятные неприятности в силу своего устройства и условий эксплуатации.

Железнодорожный путь

Отсюда и требование к дистанции до железнодорожных объектов, как основных, так и вспомогательных, – не менее 100 м. В объективной реальности цифра трактуется вариативно. Это можно увидеть на специальных форумах, обсуждающих насущные проблемы строительства, размещения производства, жилых домов и зданий специального назначения.

Стоит отметить следующее:

  • норма СЗЗ для рекреационной зоны и специальных учреждений оздоровления и отдыха – не менее 300 метров;
  • удаленность от СНТ и детских учреждений оздоровления и отдыха – не менее 500 м, как и требуемая к исполнению дистанция до общих автомагистралей с интенсивным движением;
  • жилой дом гипотетически можно построить на расстоянии 50 м вместо положенной 100-метровой отметки, но для этого требуется дополнительная работа по обеспечению противошумовой и противовибрационной защиты, допустимые нормы воздействия указаны в специальных методичках.

Чертеж с нормативными высотами контактных сетей

Даже если железнодорожное полотно проходит по местности в рельефной выемке, ниже уровня зданий, при озеленении санитарной зоны на 50 % и со всеми предусмотренными защитными сооружениями, все равно учитывают определенное ограничение.

Данные при ответе на вопрос о том, на сколько метров необходимо отступить, не могут уменьшаться до цифры, меньшей чем 50 м. Установленные нормы следует строго соблюдать.

В Яндексе не всегда можно отыскать сведения по пунктам 3.3 или 27.5 законодательно-нормативных документов. На них чаще всего ссылаются назойливые консультанты специальных юридических сайтов, рассматривающие железнодорожные охранные зоны.

Собственники участков, подпавших под юрисдикцию железной дороги, как и в других случаях контактного расположения своего земельного надела с санитарно-защитной зоной, могут избежать постоянно совершаемых ошибок.

Около населенного пункта

Для этого достаточно заранее распланировать схему застройки и обратиться за ее утверждением в надзорные органы – комитет по застройке при местных органах самоуправления.

Тем более что последние постановления по застройке земельной собственности предусматривают такой шаг, как обязательное условие последующей законности и отсутствия претензий.

Ни один юрист не может предусмотреть нюансы, учет которых требуется при размещении строений в зонах железных и автомобильных дорог. Ведь для этого требуется знание интенсивности транспортного потока железной дороги, показателей шума, вибрации и загрязненности воздуха.

Подобные замеры делаются компетентными специалистами с помощью предназначенной для этого аппаратуры. Есть и требования ко времени осуществления замеров в различных зонах. Например, в период наиболее интенсивного перемещения грузов и транспортных средств.

В поселке

На разрешение или запрещение может влиять характер грузов, земляной рельеф. В санитарной зоне железной дороги можно строить гаражи, склады, коммунальные и бытовые здания. Но и для этого существуют определенные условия, необходимые к выполнению.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)

СБОРНИК
НОРМ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЛИНЕЙНЫХ
СООРУЖЕНИЙ

Москва Стройиздат 1976

В настоящий сборник включены нормы отвода земель для строительства линейных сооружений, утвержденных Госстроем СССР в 1973 — 1975 гг. :

Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов (СН 452-73).

Нормы отвода земель для предприятий рыбного хозяйства (СН 455-73).

Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов (СН 456-73).

Нормы отвода земель для аэропортов (СН 457-74).

Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин (СН 459-74).

Нормы отвода земель для линий связи (СН 461-74).

Нормы отвода земель для сооружения геологоразведочных скважин (СН 462-74).

Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4 — 500 кВ (СН 465-74).

Нормы отвода земель для автомобильных дорог (СН 467-74).

Нормы отвода земель для железных дорог (СН 468-74).

Нормы отвода земель для мелиоративных каналов (СН 474-75).

Редактор — архит. Ю.В. Полянский (Госстрой СССР)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)

НОРМЫ
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ
ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

СН 468-74

Утверждены

Государственным комитетом

Совета Министров СССР

по делам строительства 19 декабря 1974 г.

Разработаны Гипротранстэи МПС.

Редакторы — инженеры И.Д. Демин (Госстрой СССР), М.А. Лехтман (Гипротранстэи МПС).

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

Строительные нормы

СН 468-74

Нормы отвода земель для железных дорог

1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос земель, отводимых для железных дорог колеи 1520 мм общей сети Союза ССР и колеи 1520 и 750 мм внешних подъездных путей промышленных, сельскохозяйственных, лесозаготовительных предприятий.

Примечания : 1. Полосы земель для железных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования, полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог — для временного краткосрочного пользования.

2. Полосы земель для железных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом.

2. При выборе, отводе и использовании земель для железных дорог должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 г., и другие соответствующие нормативные акты.

Внесены МПС

Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства 19 декабря 1974 г. № 247

Срок введения 1 июля 1975 г.

3. Ширину полос земель, отводимых для железных дорог, на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесонасаждений и устройств) надлежит устанавливать по табл. 1 для железных дорог, располагаемых на насыпях, и по табл. 2 для железных дорог, располагаемых в выемках.

4. При необходимости размещения, в исключительных случаях, отдельных участков железных дорог на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земляное полотно следует устраивать без боковых резервов и кавальеров. Устройство боковых резервов может быть допущено при условии, что участки для них предоставляются во временное краткосрочное пользование и по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве.

При размещении железных дорог на указанных землях сельскохозяйственного назначения должны быть разработаны варианты проектных решений (с устройством эстакад, подпорных стенок, водоотводных лотков и др.), обеспечивающих уменьшение ширины полос земель, установленной в табл. 1 и 2.

5. Выбор типа снегозадерживающих устройств в каждом конкретном случае следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей различных вариантов, в увязке с мероприятиями по задержанию снега на полях, проводимыми сельскохозяйственными организациями.

Запрещается использовать земли под постоянные снегозащитные устройства :

при расчетном годовом снегоприносе менее 50 м3 на 1 м пути, расположенного в насыпи на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками;

при расчетном годовом снегоприносе менее 25 м3 на 1 м пути, расположенного на остальных землях;

в выемках глубиной более 8,5 м;

в насыпях высотой 0,7 м и более, а на косогорах и сильнозаносимых участках пути (с количеством приносимого снега за зиму более 200 м3 на 1 м пути) — 1,0 м и более.

Таблица 1

Высота насыпи, м

Ширина полос отвода земель, м

для железных дорог колеи 1520 мм

для железных дорог колеи 750 мм

I и II категорий

III, IV и V категорий

I категории

II и III категорий

при поперечном уклоне местности

до 1 : 25

до 1 : 10

до 1 : 5

до 1 : 25

до 1 : 10

до 1 : 5

до 1 : 25

до 1 : 10

до 1 : 5

до 1 : 25

до 1 : 10

до 1 : 5

Таблица 2

Примечания : 1. Ширина полос земель, установленная в табл. 1 и 2, предназначена для размещения однопутного земляного полотна, водоотводных канав (в необходимых случаях) с бермами со стороны подошвы насыпи или бровки выемки и предохранительных полос. Ширина предохранительных полос от подошвы насыпи или бровки выемки установлена 2 м, от бровок водоотводных канав — 1 м.

2. При размещении железных дорог на землях сельскохозяйственного назначения или землях государственного лесного фонда дополнительные полосы и участки земель, необходимые для дальнейшего развития пропускной способности, включая сооружение второго пути железных дорог колеи 1520 мм I и II категорий, выделяются в специальную зону, в пределах которой не допускаются постройка капитальных зданий, сооружений и посадка многолетних культур.

При размещении железных дорог колеи 1520 мм I и II категорий на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства для устройства второго пути ширину полос земель надлежит устанавливать на 4 м больше норм, приведенных в табл. 1 и 2.

3. Проектом, утвержденным в установленном порядке, определяются :

ширина предохранительных полос в районах распространения вечномерзлых грунтов;

размеры участков дополнительных земель для дальнейшего развития пропускной способности железных дорог;

ширина полос в случаях, требующих индивидуального проектирования земляного полотна (согласно СНиП по проектированию железных дорог), в местах размещения боковых резервов, кавальеров, искусственных, противообвальных и противолавинных сооружений, переездов, специальных приовражных, берегоукрепительных и противоэрозионных лесонасаждений; размеры земельных участков для размещения станций, разъездов, обгонных пунктов, жилых поселков, тяговых подстанций, линейно-путевых зданий, объектов и сооружений, связанных с эксплуатацией железных дорог; ширина полос земель и площади земельных участков, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства железных дорог, а также в краткосрочное или долгосрочное пользование на период действия лесовозных веток и усов; размеры и местоположение участков земель, предназначенных для обеспечения сохранности или устойчивости сооружений железных дорог.

6. На заносимых участках пути, располагаемых на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, защиту от снежных заносов следует предусматривать:

постоянными заборами при объеме снегоприноса 50 — 100 м3 на 1 м пути, располагаемого в насыпи высотой менее 0,7 м, и при объеме снегоприноса 25 — 100 м3 на 1 м пути, располагаемого в выемке глубиной менее 8,5 м;

снегозадерживающими лесонасаждениями при объеме снегоприноса более 100 м3/1 м пути, ширину полос земель для которых следует принимать с каждой стороны пути по нормам, приведенным в табл. 3.

На заносимых участках пути, располагаемых на остальных землях, ширину полос земель с каждой стороны пути для снегозадерживающих лесонасаждений надлежит устанавливать по нормам, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Расчетный годовой снегопринос м3/м

Ширина полос земель для лесонасаждении, м

на серых лесных почвах, подзолистых почвах и черноземах, кроме солонцеватых

на солонцеватых черноземах темно-каштановых почвах

на каштановых, светло-каштановых, бурых почвах, а также почвах солонцового комплекса

а) Для участков пути, располагаемых на орошаемых или осушаемых землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками

150 — 200

б) для участков пути, располагаемых на остальных землях

Примечание. Ширина полос земель для снегозадерживающих лесонасаждений при снегоприносе более 200 м3/м пути а также для защиты территорий станций, определяется проектом, утвержденным в установленном порядке.

7. Ширина полос лесонасаждений устанавливается для задержания максимального расчетного годового объема снега обеспеченностью:

на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками один раз в 10 лет;

на остальных землях — один раз в 15 лет.

8. Расстояние от оси крайнего пути, расположенного в насыпи, до лесонасаждений следует принимать не менее 15 м. На железных дорогах колеи 1520 мм I категории это расстояние увеличивается до 20 м со стороны возможной пристройки в перспективе второго пути.

9. Расстояние от бровок выемок, а при наличии водоотводных канав от внешних их бровок до лесонасаждений устанавливается не менее 5 м. На железных дорогах колеи 1520 мм I категории это расстояние увеличивается до 10 м со стороны возможной пристройки в перспективе второго пути. При этом во всех случаях расстояние от оси крайнего пути до лесонасаждений должно быть не менее 15 м.

Снегозадерживающие лесонасаждения на землях сельскохозяйственного назначения размещаются на минимальных расстояниях, указанных выше.

10. Ширину полос земель с каждой стороны пути для одного ряда снегозадерживающих постоянных заборов на заносимых участках железных дорог следует принимать равной 4 м.

Высота и количество рядов постоянных заборов устанавливаются для задержания максимального расчетного годового объема снега обеспеченностью:

на железных дорогах колеи 1520 мм I и II категорий — один раз в 15 лет, а в сильно заносимых местностях малонаселенных районов — один раз в 20 лет;

на железных дорогах колеи 1520 мм остальных категорий и колеи 750 мм всех категорий — один раз в 10 лет.

Постоянные заборы располагаются на расстоянии, равном 12 — 15-кратной высоте забора, от бровки откоса выемки в местах ее наибольшей глубины, а при расположении пути на насыпи — от оси крайнего пути.

Второй ряд заборов располагается на расстоянии от первого ряда, равном 22 — 24-кратной высоте забора.

При необходимости постоянные заборы следует сооружать с разрывами для проезда транспортных средств и сельскохозяйственной техники в местах, согласованных с землепользователями.

11. Ширина полос земель с каждой стороны пути для кустарниковых насаждений и трав на заносимых подвижными песками участках железных дорог (песчаные районы Казахстана, Средней Азии и юго-востока европейской части Союза ССР) устанавливается проектом, утвержденным в установленном порядке.

Дополнительная ширина полос земель с каждой стороны пути, в пределах которой запрещаются действия, способствующие подвижности песков (нарушение почвенного покрова, уничтожение растительности, выпас скота), определяется проектом, утвержденным в установленном порядке.

Существуют объекты и производства, которые своей деятельностью могут причинить вред человеку и окружающей среде. К таким относят, например, линии электропередачи, железную дорогу, разного рода очистные сооружения и т.п.

Как быть, если нечто подобное есть и рядом с вашей дачей? Стоит ли паниковать, или поводов для беспокойства нет? Чтобы обезопасить людей от подобных производств, было введено понятие санитарно-защитная зона.

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория, расположенная вокруг объектов и производств, оказывающих негативное химическое, биологическое или физическое воздействие на атмосферный воздух. В результате такого влияния страдает человек, ухудшается его здоровье. Размер этой зоны рассчитан таким образом, чтобы к ее границам уровень загрязнения был снижен до значений, которые не превышают допустимые. Другими словами, СЗЗ выполняет роль защитного барьера, благодаря которому эксплуатация «вредного» объекта становится безопасной для людей.

Использование территорий санитарно-защитных зон имеет некоторые ограничения. Так, на их землях запрещено размещение:

  • жилой застройки, в том числе дачных и садово-огородных участков;
  • сооружений спортивного типа;
  • всевозможных образовательных учреждений;
  • любых организаций системы здравоохранения.

Есть две группы документов, которые регулируют требования к безопасности названных производств. Первая группа – это строительные нормы (СНиПы). В них прописано, как необходимо планировать и строить названные объекты. Ко второй группе относятся документы, в которых содержатся санитарные правила и нормы (СанПины). Именно по ним проводится контроль. Нормы, которыми руководствуются контролирующие органы в настоящее время, изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

На каком расстоянии от линий электропередачи могут находиться жилые дома?

Еще во второй половине прошлого столетия ученые решили проверить, как влияют электромагнитные поля на людей, работающих вблизи линий электропередачи (ЛЭП). Результаты оказались нерадостными. У тех, кому приходилось долгое время находиться в электромагнитном поле, были выявлены нарушения сна, проблемы с памятью, общая слабость, повышенная раздражительность и усталость.

Как оказалось, от этого воздействия страдают иммунная, нервная, сердечно-сосудистая и мочеполовая системы. Причем негативное влияние электрического и магнитного полей распространяется не только на землю под ЛЭП, но и на близлежащую территорию. На каком же расстоянии воздействие воздушных линий электропередачи (ВЛ) не превышает допустимых 1 кВ/м? Это зависит от напряжения ВЛ: чем оно больше, тем на большем расстоянии от ЛЭП следует строить дом. Например, если ВЛ имеют напряжение 1150 кВ, то безопасно себя можно чувствовать, только находясь в 50 м от объекта.

Напряжение воздушной линии электропередачи, кВ Безопасное расстояние, м
для ВЛ напряжением до 1 кВ 2
для ВЛ 1-20 кВ 10
для ВЛ 35 кВ 15
для ВЛ напряжением 330 кВ 20
для ВЛ напряжением 500 кВ 30
для ВЛ напряжением 750 кВ 40
для ВЛ напряжением 1150 кВ 50

Интервал между всеми столбами должен быть одинаковым. Расстояние от электрического кабеля до земли в жилой местности – 7 м.

Какое расстояние от очистных сооружений до жилого дома считается безопасным?

В перечень объектов, которые могут негативно повлиять на здоровье человека, входят и очистные сооружения. Здесь размер СЗЗ зависит от того, каким способом и в каких объемах происходит очистка.

Сооружения для очистки сточных вод Расстояние в м при расчетной производительности очистных сооружений в тыс. куб.м/сутки
до 0,2 более 0,2 до 5,0 более 5,0 до 50,0 более 50,0 до 280
Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары, локальные очистные сооружения 15 20 20 30
Сооружения для механической и биологической очистки с иловыми
площадками для сброженных осадков, а также иловые площадки
150 200 400 500
Сооружения для механической и биологической очистки с термомеханической
обработкой осадка в закрытых помещениях
100 150 300 400
Поля:
а) фильтрации 200 300 500 1000
б) орошения 150 200 400 1000
Биологические пруды 200 200 300 300

Наименьший вред наносят очистительные сооружения, которые оснащены насосами и аварийными резервуарами. Насосные станции поднимают сточные воды на поверхность в тех местах, где из-за рельефа удаление воды самотеком невозможно. Задача аварийных резервуаров – принять сточные воды при аварии или в часы пик. Безопасное расстояние от этих объектов – от 15 до 30 м.

После очистки сточных вод остается осадок. Одним из самых старых сооружений обработки данного осадка являются иловые площадки. Их цель – избавить осадок от воды, т.е. высушить его. Обезвоживание происходит как естественным путем, так с помощью различных искусственных способов, ускоряющих и улучшающих этот процесс. В зависимости от мощности таких сооружений, СЗЗ варьируется от 150 до 500 м.

Термомеханическая обработка осадка позволяет получить сухой продукт. В дальнейшем этот полностью высушенный осадок может использоваться в качестве органо-минерального удобрения или как твердое топливо. СЗЗ у таких сооружений не превышает 400 м.

В тех районах, где не проложена канализация, устраивают сливные станции. Это сооружения, которые служат для приема жидких отходов, доставленных в автоцистернах или бочках. Размер СЗЗ от этих объектов равен 300 м.

Наибольшее расстояние должно быть от жилого дома до таких очистительных сооружений, как поля орошения и фильтрации. Оба вида – это участки земли, на которых происходит очищение сточных вод от содержащихся в них загрязнений. Разница между ними в том, что на полях орошения выращиваются сельскохозяйственные культуры (в основном такие, которые идут на корм животным), а на полях фильтрации происходит только вторичная очистка сточных вод. СЗЗ, в зависимости от производительности, колеблется от 150 до 1000 м.

Если же из-за состава почвы невозможно устройство полей фильтрации или орошения, создают биологические пруды. Это неглубокие водоемы, где происходит биологическая очистка организмами, живущими в пруду. Расстояние от них не должно быть меньше 300 м.

Размер санитарно-защитных зон до мусороперерабатывающих и иных объектов

К объектам, которые могут нанести вред человеку, относятся также мусороперерабатывающие предприятия и полигоны – сооружения, где размещаются промышленные и бытовые отходы. Рядом с ними также предусмотрены санитарно-защитные зоны.

Предприятия и сооружения Площади земельных участков
на 1000 т
бытовых отходов, га
Размеры санитарно-
защитных зон, м

Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные
предприятия мощностью, тыс. т в год:

– до 100

– свыше 100

0,05

0,05

300

Склады компоста 0,04 300
Полигоны 0,02 500
Поля компостирования 0,5-1,0 500
Мусороперегрузочные станции 0,04 100
Сливные станции 0,02 300
Поля складирования и захоронения обезвреженных осадков (по сухому веществу) 0,3 1000

На каком расстоянии от железной дороги может находиться жилой дом?

Жилой дом необходимо отделить санитарно-защитной зоной и от железнодорожного полотна. Крайний железнодорожный путь и жилую застройку должны разделять не менее 100 м. Если железнодорожные пути расположены ниже уровня дома, то расстояние может быть уменьшено до 50 м. Не менее половины СЗЗ должно быть озеленено, т.к. растения поглощают вредные вещества и способствуют шумопоглощению.

1 га деревьев 20-летнего возраста способен поглотить примерно 18 т пыли и около 700 кг сернистого ангидрида, выделяемых промышленными предприятиями.

Садовые участки разрешено располагать на расстоянии 50 м от железной дороги.

Вокруг нас, к великому сожалению, находится много источников вредного воздействия. Обезопасить себя от всего, конечно, нельзя. Но о самых вредных объектах знать необходимо. Кто предупрежден, тот, как известно, вооружен.

В некоторых действующих документах можно встретить понятие санитарного разрыва. Что же это такое?

Стоит сказать, что это понятие довольно расплывчатое и устаревшее. Оно закреплено в действующей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74.

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарный разрыв определен как расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Как сказано в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Основные напрашивающиеся вопросы: по отношению к каким объектам устанавливаются санитарные разрывы и чем санитарный разрыв отличается от санитарно-защитной зоны?

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 упоминает понятие санитарных разрывов для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также территорий вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов. При этом далее по тексту СанПиН санитарные разрывы устанавливаются и для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, и для компрессорных установок, и для сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, и для воздушных линий электропередачи. Список неопределенный и разбросанный.

На практике границы санитарного разрыва не устанавливаются, это условная минимальная безопасная граница от источника химического, биологического и/или физического воздействия. В отличие от санитарных разрывов, санитарно-защитная зона (СЗЗ) – более ёмкое понятие. В ее границах уже устанавливаются ограничения по размещению или использованию объектов недвижимости или по использованию земельных участков для осуществления определенных видов деятельности.

В границах СЗЗ не допускается использования земельных участков в целях:

  • размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
  • размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями (см. п. 5 Правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222).

Решение об установлении СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы на основании заявления, проекта СЗЗ и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы по данному проекту.

В проекте СЗЗ указывается ее размер, границы (графическое описание и перечень координат поворотных точек), обоснование размеров и границ, перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ. На основании этого проекта уполномоченный орган выносит решение об установлении СЗЗ, а сведения о ее границах вносятся в ЕГРН.

В настоящее время идет подготовка заключительной редакции текста Проекта постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.____-18 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в котором понятие санитарных разрывов уходит в прошлое за ненадобностью.

Санитарная зона железной дороги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *