Мiръ Украина Днепропетровская область Новомосковск Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

Идёт загрузка карты…Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

Сама́рский Свято-Никола́евский пустынный монасты́рь — мужской монастырь Днепропетровской (ранее Екатеринославской) епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата в Новомосковске. При обители есть гостиница для паломников.

История

Основание мужского монастыря: версии…

Архиепископ Гавриил (Розанов) – первый историограф Самарского Пустынного мужского монастыря – в далёком 1838 году писал, что ещё до начала его исследований возможную дату основания обители многие относили к периоду 1672 – 1688 годы. Это утверждали на основании того, что Запорожская сечь именно в 1672 году пригласила священнослужителей из Киево-Межигорского монастыря к себе на службу. В 1683 году было принято решение подчинить обитель Межигорскому монастырю, которое Патриарх Московский утвердил в 1688 году. Согласно найденным документам наместника Самарской обители Алимпия о монастыре упоминают в 1690 г.

Но есть и совершенно другая версия (история монастыря), которой придерживаются в настоящее время. Она изложена епископом Феодосием (Макаревский) в 1873 г. Согласно ней время основания Пустынного Самарского монастыря – 1576 г. Так, именно в этом году польским королём Стефаном Баторием запорожским казакам была дарована крепость с деревянной церковью святителя Николая Мирликийского. Располагалась она на месте нынешнего монастыря, недалеко от впадения реки Самара в Днепр.

При крепости и церкви был организован «шпиталь» для покалеченных и престарелых казаков. Сюда же был прислан из Киево-Межигорской обители иеромонах Паисий (Волох). Им в 1602 году крепость с церковью и госпиталем была обращена в Свято-Николаевский Самарский мужской монастырь. Сейчас к этому названию добавляют Пустынный, что означает его местонахождение за пределами какого-либо населённого пункта, к которому его можно приписать. Таких монастырей очень мало, можно сказать, в этом плане обитель довольно уникальна.

Рукопись об отце Паисии, к сожалению, не сохранилась. Владыка Феодосий писал, что во время свирепствования чумы в 1750 году келья настоятеля была сожжена. Кроме того, по словам Феодосия в эти же времена монастырь подвергался всевозможным разорениям. И только к 1672 году обитель вновь возродили.

Существует также предание, которое привёл архиепископ Гавриил. Согласно ему на месте будущего монастыря поселились два пустынных инока (имена не сохранились). В то время здесь был густой лиственный лес, преимущественно дубовый. Как-то этих иноков обнаружили местные разбойники. Узнав, кто перед ними (а разбойники были верующими), стали они часто приходить к инокам, приносить пищу. Впоследствии они же начали возводить келью для них. Спустя некоторое время иноки узнали правду, кто был перед ними. И захотели покинуть это место, то разбойники силой их удержали. Они полагали, что иноки, молясь, уменьшат и их грех разбоя. Когда казаки захватили разбойников, иноки-пустынники снова обрели покой.

История монастыря. Продолжение…

В период с конца ХVII столетия и до 1775 года (год ликвидации Запорожской Сечи) нынешний Пустынный Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь был единственной такой обителью на землях всего Нижнего Поднепровья. Она (обитель) входила в триаду церковной жизни запорожских казаков: Киево-Межигорский монастырь – Покровская церковь Коша (главная крепость) – Самарский Пустынный монастырь.

По словам епископа Феодосия, запорожцы в то время часто употребляли для обозначения Самарского монастыря такие метафоры, как «Запорожская Палестина», «Новый Иерусалим», «Самарская Палестина». Это говорит о его роли и о процветании в тот период.

В то время Межигорский монастырь регулярно посылал в Сечь иноков на послушание. Управлял же ими через наместника Самарского монастыря и настоятелей сечевой Покровской церкви. Послушание тогда было довольно трудным, но считалось среди священнослужителей особо почётным. Настоятель Самарского Пустынного монастыря и «начальник» Покровской церкви в Сечи числились по значимости в первых сразу после настоятеля Киево-Межигорского монастыря.

Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

Пустынный Самарский монастырь, в отличие от Покровской церкви сечевого Коша, располагался удалённо. В этой связи требовалось приложить усилия для заботы о нём. Сечь наделила монастырь землями, помогала с постройками и в хозяйстве. Обитель же отправляла в Сечь время от времени продовольствие и деньги. Случалось и такое, что некоторые влиятельные запорожские казаки иногда предпринимали попытки посягательств на земли Самарской паланки. Покровительство коша помогало такие попытки решительно пресекать.

У стареющих казаков водилось доживать свой век при монастырях. Среди них были и начальствующие чины. Так, в конце ХVIII века по сведениям архиепископа Гавриила в Самарском монастыре жили полковник Филипп Федоров (бывший кошевой атаман), капитан Иван Швидский, много представителей казаческой старшины. В возрасте 101 года полковник Федоров здесь же скончался и похоронен на территории монастыря.

Тревожные времена…

Самарский Пустынный мужской монастырь не один раз исполнял военную службу. По преданиям, обитель вначале имела облик крепости. Перед началом русско-турецких войн в 1735г. и в 1768г. стены монастыря были усилены, обновлены многие укрепления. В сам период военных действий монастырь четыре раза (1736,1737, в 1769 — 2 раза) становился опорным пунктом отражения нападения крымских татар на земли около Самары (крымчаки — союзники турецкой орды).

В периоды войн при монастыре действовал военный госпиталь, в котором лечили раненых и больных казаков. В период 1771-1774 г.г. в обители содержались пленные турки и татары. Они принимали участие отстраивании обители, возведении подземных сооружений. Из состава монашествующих четыре самарских иеромонаха были направлены в 1793г. на черноморский флот.

Кроме нападений внешнего врага в войнах Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь перенёс также и другие невзгоды. Так в 1689 году князь Василий Голицын приказал истязать иноков обители за их поддержку протеста казаков против строительства крепости российской армии на берегу Самары. В 1690 году нашествие саранчи погубило весь урожай. В период 1712-1717 г.г. – запустение из-за временного разрыва отношений Сечи с Российской империей. В 1750 г. в крае бушевала эпидемия чумы. С конца ХVIII века и по середину ХIХ обитель также была в упадке. В советское время в 1930 году монастырь был упразднён богоборческой властью.

Благотворители…

У монастыря было много благотворителей. Здесь побывал глава российского правительства князь Голицын (1687г.). Он пожертвовал обители большую сумму и вписал в помянник имена близких. Побывал в монастыре в 1766 году полтавский полковник Горленко Андрей, родственник епископа Белгородского Иоасафа (†1754). На средства священника Кирилла (Тарловского,†1784) в 1782-1787г.г. построили Свято-Николаевский храм.

Архимандрит Макарий (Глухарев) за период служения в Екатеринославе трижды в год жертвовал значительные средства на трапезу монастырской братии.

Пустынный Самарский мужской монастырь много внимания уделял миссионерству и просветительной деятельности. При монастыре в середине ХVIII века была школа, подобная школе главной сечевой церкви. В 1830 г. была основана певческая школа, мужской хор монастыря. В конце ХIХ столетия – школа с приютом. Иеромонах Герман был выдающимся педагогом и проповедником. Под влиянием его искусного слова даже иноверцы принимали крещение и шли в монахи.

После переселения крымских христиан в приазовье их архипастырь митрополит Готфо-Кафский свт. Игнатий (Газадини) проживал временно (1778-1780) в Самарском мужском монастыре. Отсюда он отправлялся в С-Петербург для решения участи своей паствы.

После упразднения Запорожской Сечи Самарский монастырь ещё некоторое время был приписан к Киево-Межигорскому. В 1786 году после утверждения Екатеринославской епархии Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь перешёл под управление правящего архиерея. И с 1791 по 1917 год имел статус архиерейского загородного дома. На территории монастыря похоронены четыре правящих архиерея Екатеринославской епархии разных лет правления.

Новейшая история монастыря…

После ликвидации Самарского монастыря в 1930 году на его территории было, сменяя друг друга, несколько совершенно не присущих этому святому месту учреждений. Вначале разместили дом инвалидов гражданской войны. После Отечественной войны здесь стал находиться дом престарелых. После него перепрофилировали прежний монастырь в интернет для детей с психическими отклонениями. И только в 1993 году здесь была вновь создана церковная община, а с 1994 года был учреждён женский монастырь. Наконец в 1998 году был полностью восстановлен исторический статус этого места – учреждён, а вернее, возрождён Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь.

Настоятелем был назначен игумен Досифей. В 2004 году он возведён в сан архимандрита и с Божьей помощью управляет обителью и по сей день.

Описание

Древняя обитель по меркам современности — Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь — памятник архитектуры национального значения. Постройки монастыря внесены в реестр под охранным номером 1081.

Архитектурный вид монастыря со времени своего основания несколько раз менял свой облик. До начала XVIII века в обители, в основном, преобладали деревянные постройки. Первый каменный храм был построен в 1787 году – Свято-Николаевский. В 1885 году была заложена каменная колокольня. В 1828 году – Архиерейский дом. Это основные постройки монастыря, которые до настоящего времени уцелели. Большинство старинных зданий были или уничтожены, или реконструированы в советский период.

Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

Если посмотреть в плане, то можно увидеть, что усадьба обители имеет вытянутую с юга на север пятиугольную форму. По периметру территории – кирпичная ограда. На север выступает пятый угол. Два противоположных угла выходят к глубоководному рукаву реки Самары, именуемому Самарчуком. По центру располагается Архиерейский дом. К нему с северо-западной стороны примыкает Свято-Николаевская церковь.

Свято-Николаевский храм был заложен 9 мая 1782 года, освящён – 6 (или 7) марта 1787 года. Средства на строительство выделил известный в то время в крае священник Кирилл (Тарловский), имевший в народе прозвище Дикий Поп. Он прославился также и тем, что помогал осваивать запорожцами новые земли, строить селения и воздвигать в них церкви. Монастырский храм Николая Чудотворца построен в стиле барокко. Имеет в плане крестообразную форму. Здание было увенчано одной большой главой. Её разобрали в годы богоборческой власти. В храме были престолы – главный во имя святителя Николая Мирликийского, второй (боковой) – во имена мучеников Кирика и Иулиты.

В храме погребены священник Кирилл (Тарловский,†1784), несколько правящих архиереев (Екатеринославской епархии). Среди них – архиепископ Иов (Потёмкин, †1784, племянник знаменитого князя Потёмкина).

На северо-запад от храма около ограды в настоящее время строится новая колокольня, вместо разрушенной при советской власти. Рядом расположена отдельно выставленная главка Новокайдакского храма. На юго-запад от Архиерейского дома находится святой источник. Вода в нём целебная, подолгу может храниться и не портиться, сохраняя прозрачность. Имеет удивительно мягкий приятный вкус. Все проезжающие мимо Самарского мужского монастыря путники останавливаются специально, чтобы попить этой воды.

На северо-западной стороне территории двора тянутся вдоль ограды хозяйственные постройки монастыря. Напротив звонницы снаружи кирпичной ограды расположен памятный знак погибшим во время немецкой оккупации.Это гранитная стела с памятной надписью о событиях того времени с именами погибших во время боёв и оккупации советских мирных граждан и воинов.

В заложенном в 1828 году Архиерейском доме в 1832 году была устроена каменная церковь. В советский период это строение тоже подверглось частичной реконструкции. В плане корпус храма напоминает букву Н. Здания Архиерейского дома с церковью и Св.-Николаевского храма между собой соединены. Между ними располагается в настоящее время иконная лавка.

В помещении старой церкви, устроенной при Архиерейском доме, был в 2011 году освящён Преображенский храм. Под ним в подвальном помещении находится подземная церковь во имя свв. мчч. Кирика и Иулиты. Трапезный храм преподобных Феодосия и Антония Печерских был устроен в 2004 году.

Около строящейся колокольни в крытой металлической беседке с шатровым куполом устроена временная звонница. Разрушенная колокольня из камня была заложена в 1825 году. От неё осталось лишь подвальное помещение. Оно находится в раскопе на северо-восток от звонницы.

Рядом с звонницей расположена главка с церкви в Новых Кайдаках (район западной части Днепропетровска). Между этой церковью и обителью есть историческая связь. Эти два места связывает Самарская икона Божией Матери.

По сведениям епископа Феодосия местечко Новый Кодак со Свято-Николаевским храмом, расположенное недалеко от Старого Кодака, уже было известно в 1650 году. Когда храм обветшал, на его месте возвели новый каменный (1807-1810). Церковь функционировала вплоть до 1933 – в этот год она была закрыта. Храм возобновил свою работу спустя 10 лет – в 1943 году. Недавно Новокайдакский Св.-Николаевсий храм был реконструирован и старую главку передали Пустынному Самарскому мужскому монастырю.

Святыни

Самарская икона Божией Матери

  • Самарская икона Божией Матери
  • Святой источник Почаевский

Богослужения

Расписание богослужений:

Богослужения в наших храмах проводятся ЕЖЕДНЕВНО.

В будние дни — утренняя служба начинается в 7.00 (по окончании Божественной Литургии служатся панихида и заказные молебны), вечерняя — в 15.00.

В дни Святых праздников — в 7.30 чтение акафиста, после него — праздничная литургия. Вечернее богослужение — в 15.00.

Обращаем внимание прихожан: исповедь — на вечерних богослужениях.

По четвергам, субботам и воскресным дням перед утренним богослужением проводится чтение акафиста Святителю Николаю и Иконе Божией Матери Самарской.

В очень редких случаях возможны изменения.

Информацию уточняйте на странице Новости монастыря или по тел: (098) 850 50 33.

Богослужения проводятся в одном из храмов Свято-Николаевского Пустынного Самарского мужского монастыря. Чаще всего это происходит в Свято-Николаевском храме (находится напротив строящейся колокольни).

Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Празднование в честь Самарской иконы Божией Матери — вторник недели свв. Жен-Мироносиц

Память свв. мч. Кирика и Иулиты 15 (28) июля

Память прп. Антония Киево-Печерского 10 (23) июля

Память прп. Феодосия Киево-Печерского 3 (16) мая, 14 (27) августа

Местонахождение

Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь расположен в живописном месте, в лесу, в нескольких сотнях метров севернее шоссе Харьков–Симферополь, в километре от города Новомосковск Днепропетровской области. Пустынным называется, потому что при основании (исторически, почти 500 лет назад) он не был привязан ни к какому населённому пункту — на многие километры вокруг их просто не было. Омывается одним из рукавов реки Самара, называемым р.Самарчук. Река довольно глубокая, питается многочисленными родниками на дне. Вода в реке всегда чистая, даже в самое жаркое лето остаётся прохладной и никогда не цветёт. Водится много рыбы.

Адрес: 51200, Украина, Днепропетровская область, г. Новомосковск, ул. Монастырская, 1

Телефон: (098) 850 50 33 — справка, церковная лавка

Где остановиться

В монастыре поэтапно реставрируется здание будущей гостиницы для паломников. Есть уже несколько готовых комнат для поселения.

Фото

  • Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

  • Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

  • Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

  • Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

Видео

2014.05.02. Свято Николаевский Пустынный мужской Монастырь Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь (на украинском языке)

Ссылки

Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь

Состав поселений Рыльского уезда в 1678 году.

В 1974 году вышел сборник «Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. Очерки исторической географии XVII в.». В приложении к статье Я.Е. Водарского «Территория и население Севского разряда во второй половине XVII – начале XVIII вв.» опубликован «Список селений уездов Севского разряда 1678 г.», в составе которого находится и материал по Рыльскому уезду. Список извлечён из РГАДА Э.Г. Истоминой: Поместный приказ, кн. 10558.

Сокращения видов поселений: поч. – починок, д. – деревня, сц. – сельцо, с. – село и слоб. – слобода.

Всего в списке приведены названия 127 населённых мест (ойкoнимов).

Существенно, что издатели – работники Института российской истории (так он теперь называется) – не стали приводить карту Рыльского уезда, реконструированную на основе данного списка, что ими было, однако, сделано для соседнего Трубчевского уезда. Это не случайность – былой Рыльский уезд, как во многом и его современная территория отличаются массой архаических названий, читающихся только на крупномасштабных картах – от 1:50000, т.е. от 500 метров в 1 сантиметре и крупнее, которые по современному состоянию местности остаются секретными.

Поэтому остаются пока не локализованы (не установлены на местности) следующие 16 поселений (13%):

Стан Амонский: Плаксеева, Ратмонова, Сосницкая, Черленкова, Чермякова. Все (?) эти ойкoнимы – владельческие.

Стан Свапский: Радогощи, Ниширекина, Хорузово /Арбузово?/.

В отношении этой проблемы, как в обширное дополнение к приведённому списку, послужат сведения из громадной, около 1200 листов, писцовой книги Рыльского уезда, выполненной в 1627-1629 годах, хранящейся в РГАДА и уже начатой разработкой.

Общие замечания.

Несомненно, что список 1678 года основан на переписи этого же, 1678, года, которая, в свою очередь, восходит к переписи 1646 года и далее – к упомянутым работам 1627-1269 годов. В таком случае, по крайней мере, – начальные ойконимы каждого стана отражают ещё более старые переписи. Поскольку это отчасти подтверждается для Подгородного стана писцовой книгой 1627-1269 годов, то исток данного порядка следует возводить к переписи 1593-1594 года, как минимум.

Существенно, что «церковное» происхождение имеют только 3 названия: село Дмитриевское Свапского стана и 2 деревни Подгородного стана, Поповкино и Покровское. Т.е. по существу только Дмитриевское складывается около церкви, что связано с принадлежностью этих земель Рыльскому Николаевскому монастырю. Поповкино (современная Поповка на правом берегу Семи) же означает сложение поселения на месте *поповки – основной территории, предоставленной городским храмам на прокорм. Равно же Покровское – кормовое владение Покровского храма, находившегося в городе.

Однако, среди опубликованных отказных записей, сделанных не позднее 1632 года, см. ПЮВН, Отказные книги, М., 1977, названы несколько поселений, которые не отражены в списке 1678 года.

В Свапском стане в отказной записи от июня 1625 года, л. 88об.: «А межа тому поместью смежно с Росторогом да со Власовкою, что преж того владели тои дрвни крстьяне», т.е. Власовка. Ни в 1862 году, ни при советах такой деревни нет.

В Подгородном стане деревня Поляна Волколакова, л. 365=369об., просто в «дрвне Волколакове» на л. 371, отказная запись от 9 февраля 1632 года. В записи от 7 мая 1621 года, на л. 26об. просто поляна (нарицательное) Волколакова (дважды). Образцовый топонимический переход. Аналог из неопубликованного начала 1-й рыльской отказной книги – Садки, лл. 15об. и 16, где топоним применён и к колодезю (вероятно – исходная номинация), и к пашне, и к лесу.

В Амонском стане: «къ Должиковой деревни», л. 24, та же запись от 7 мая 1621 года. Соотносится с родом, называемом ещё в 1614 году в списке казаков и стрельцов.

Два именных починка: Ботраков, л. 400, и Выриков, л. 68об., ср. л. 27 (бортный ухожей того же имени).

Археологические соответствия по Археологической карте России (АКР), Курская область, ч. 2, М., 2000.

Рыльский район.

Артюшково, с. 91: р.ж.в., 9-10, 11-13, № 810. См. файл.

Асмолово – см. файл.

Ишутино, с. 96-97: р.ж.в., № 829.

Коренское, видимо, было в XVII веке в Путивльском уезде.

Поповкино – совр. Поповка, с. 105-107, 2 городища и селище: р.ж.в., 11-13, 14-17 (селище), №№ 859-861.

Романово, с. 110: 14-17 (селище), № 870.

Тимохино, с. 111: р.ж.в., 9-10, 11-13, № 874.

Только Асмолово и Поповка дают в современном Рыльском районе непрерывную заселённость, при этом Поповка – с раннего железного века, Асмолово – с 9 века. Не исключено, что разрыв после монгол для Артюшкова и Тимохина имеет изводом недостаточную обследованность.

По Льговскому району, ч. 1, М., 1998.

Банищи, с. 12-13: р.ж.в., 9-10, 11-13, 14-17, №№ 571-573. См. файл.

Городенск, с. 13-14: 9-10, 11-13, 14-17 (селище), №№ 575 и 576.

Кудинцево, с. 14-15, № 579 – недатированный курган.

По Дмитриевскому району ч. 1, М., 1998.

Арбузoво (Хорузово?), с. 176: р.ж.в., 9-10, 11-13, 14-17 (только селище), №№ 347 и 348. См. файл.

Моисеево, с. 177-180: р.ж.в., 9-10, 11-13, 14-17, №№ 350-352. См. файл.

Старый город = Дмитриевское (Городец), р.ж.в., с. 180-181, 9-10, 11-13, №№ 353 и 354. Файл только начат.

Сокращение р.ж.в. означает ранний железный век, т.е. 7 век до н.э. – 2 век н.э. Цифры 9-10, 11-13 и т.п. означают века.

К списку материалов

Крепость

Рыльская крепость


Вид «Горы Ивана Рыльского» в наше время

51°34′05″ с. ш. 34°40′05″ в. д.HGЯO

Страна

Россия Россия

Местоположение

Рыльск, Курская область

Дата основания

XI век

Статус

Объект культурного наследия № 4610081000№ 4610081000

Состояние

Разрушенная

Рыльская крепость — пограничная крепость южной части Руси, которая располагалась на самой высокой части береговой гряды в окрестностях «Горы Ивана Рыльского». Отсюда в XII веке выступала дружина в поход Игоря Святославича против половцев, о котором говорится в «Слове о полку Игореве».

Пейзаж с «Горы Ивана Рыльского»

В XVI-XVII веках крепость имела большое стратегическое значение, — на западе от неё проходила граница с Литвой, а на юге находилось Дикое Поле. Тогда Рыльск вошел в самую южную укрепленную оборонительную линию, которая защищала русские земли от набегов крымских татар.

В конце XVII века границы российского государства были отодвинуты от Рыльска на юг и запад, что привело к потере городом прежнего значения важного стратегического пункта. Окончательно же Рыльск, как город-крепость, утратил своё значение после Полтавской битвы.

Сейчас на месте крепости — доминанте, возвышающегося над современным городом, возведена часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского.

Описание крепости

Часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского

Укрепления имели вид детинца, который был центром внутренней крепости, которая состояла из дубовых стен высотой до 6 метров и девяти башен. Внешне крепость была окружена рвом и земляными валами с пятью недостроенными башнями. Каждая башня имела своё название и назначение. Большая Воскресенская башня была шестистенной, проездной и имела высоту более 15-ти метров. В ней находился вестовой колокол весом в 9,5 пудов. В двух метрах от неё была расположена Малая четырёхстенная башня, без верха, высотой в 5 метров с проездными воротами. Все фортификационные башни имели хорошее для того времени вооружение.

Вблизи крепостных стен на горе стояли две церкви: Иоанна Рыльского и Николаевский собор.

Археологический заповедник «Гора Ивана Рыльского»

См. также

  • Глуховская крепость
  • Путивльская крепость
  • Курская крепость
  • Новгород-Северская крепость

Примечания

  1. Курская энциклопедия \\ Гойзман Ш.Р, Курск 2004—2009 (Проверено 16 августа 2011)
  2. Сайт Православные паломничества (Проверено 16 августа 2011)
  3. Дореволюционный Курск. Рыльск В. А. Просецкий гл.2 (Проверено 16 августа 2011)
  4. Рыльский кремль-гора Ивана Рыльского (Проверено 16 августа 2011)

Это заготовка статьи о замке или крепости. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Рыльского 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *