II. Порядок государственной регистрации прав на землю

Права на землю возникают только после процедуры их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июня 1997 г. Необходимость государственной регистрации появляется как при возникновении прав на землю, так и при переходе или прекращении этих прав. Регистрация — это акт признания государством соответствующего права. Более того, это единственное доказательство данного вам права на землю. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственный кадастровый учет земельных участков — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Кадастровый номер — уникальный номер, присваиваемый земельному участку, который сохраняется за ним до тех пор, пока он физически и (или) юридически существует как единое целое. Присвоение кадастровых номеров земельным участкам осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России (Росземкадастр).

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это документ, содержащий информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

В регистрации прав может быть отказано, если: заявитель хочет зарегистрировать право, в действительности не подлежащее государственной регистрации; с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо; представленные документы составлены не по форме или не содержат необходимых сведений; акт органов власти о представлении прав на недвижимое имущество по тем или иным причинам оказался недействителен (утратил силу); лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено составлять такой документ; правоустанавливающий документ содержит информацию, которая свидетельствует о недостаточности или даже отсутствии у заявителя прав на данный объект.

Законодательством предусмотрены основания и для приостановления государственной регистрации прав. Это происходит, например, в случаях, когда возникает необходимость получить от заявителя или из иных источников дополнительные сведения, подтверждающие право на имущество.

III. Прекращение права на землю.

В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на землю прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам; отказе собственника от права собственности на участок; принудительном изъятии у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей прекращаются при добровольном отказе от владения (пользования) земельным участком (ст. 45, п. 1 ЗК РФ). Решение о прекращении прав владения и пользования земельным участком по вышеперечисленным основаниям принимает суд (ст. 54 ЗК РФ). В судебном порядке допускается и обжалование данного решения. Особенно жестко контролируются случаи изъятия земель сельскохозяйственного назначения для строительства промышленных объектов. Земельные участки в городских и сельских поселениях изымаются, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд лишь в целях реализации утвержденных планов развития и застройки этих поселений (ст. 83, п. 3 ЗК РФ). Изъятие земель под строительство в границах пригородных и зеленых зон, занятых лесами первой группы, требует предварительного перевода этих земель в земли иных категорий.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Любое ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Это лицо вправе требовать также возмещения ему убытков в полном объеме (ст. 57 ЗК РФ).

IV. Защита и гарантии права на землю.

Права собственников земли и землепользователей гарантируются и подлежат защите в рамках российского законодательства. Причем в соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы собственности признаются и защищаются равным образом. В Земельном кодексе РФ вопросам защиты прав на землю и рассмотрению земельных споров посвящена гл. IX.

Законом предусматривается также возмещение убытков органами исполнительной власти, если эти убытки, причиненные собственнику земли или землепользователю, связаны с нарушением его законных прав соответствующими административными актами (ст. 1069 ГК РФ). Убытки возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Собственники и пользователи земельных участков должны быть уведомлены о предстоящем изъятии участков для государственных или муниципальных нужд не позднее, чем за один год. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок. Если собственник земельного участка не согласен с изъятием участка, возникает земельный спор, который рассматривается в судебном порядке (ст. 64, п. 1 ЗК РФ). Разрешение земельного спора в административном порядке Земельным кодексом не предусматривается.

Тема 6. (4 часа) Правовая охрана земель, управление использованием и охраной земель

1. Правовая охрана земель.

а) Понятие, цели и задачи охраны земель. Содержание охраны земель.

б) Мелиорация, рекультивация и консервация земель.

в) Защита и гарантии прав собственности, землевладения, землепользования.

2. Управление в сфере использования и охраны земель.

а) Понятие и основные функции государственного управления использованием и охраной земель.

б) Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений.

в) Органы, осуществляющие государственное управление использованием и охраной земель и их компетенция.

г) Землеустройство. Виды землеустройства. Землеустроительный процесс.

3. Земельный кадастр: понятие, содержание, порядок ведения.

4. Мониторинг земель.

Государственная регистрация прав на землю

Контроль в области охраны и рационального использования земель.

6. Плата за землю.

I. Правовая охрана земель.

А) Понятие, цели и задачи охраны земель. Содержание охраны земель.

Под правовой охраной земель понимается установление системы организационно-правовых и экономических мер, направленных на сохранение земель как важнейшего объекта окружающей природной среды, включающей в качестве главной составной части правовое регулирование порядка землепользования, а также установление и применение мер юридической ответственности за нарушение обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

Целями охраны земель согласно п 2 ст 12 ЗК РФ являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности,

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Загрязнение земель — это ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в т. ч. лишенного плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т. п ), характеризующееся появлением (увеличением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.

Нарушением земель следует считать разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, проведение всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы

Понятие восстановления земель сформулировано применительно к землям сельскохозяйственного назначения в ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий. Меры охраны земель включают: 1) определение необходимых прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по охране и рациональному использованию земель; 2) установление полномочий государственных и муниципальных органов по обеспечению охраны земель;

3) установление необходимых правовых режимов для различных категорий земель, введение запретов и дозволений; 4) поощрение благоприятной с точки зрения охраны земель деятельности; 5) установление мер юридической ответственности за земельные правонарушения, а также порядка изъятия земель за их ненадлежащее использование.

Таким образом, правовая охрана земель осуществляется для преодоления и предупреждения негативных экологических, экономических и иных последствий землепользования, и достигается это путем установления дозволения, поощрения за примерные действия субъектов, а также привлечения правонарушителей к ответственности.

Содержание охраны земель.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель Статья 13 ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки. К ним, в частности, относятся: сохранение почв и их плодородия; защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.; защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидация последствий загрязнения и захламления земель; сохранение достигнутого уровня мелиорации; рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот; сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Регистрация земли

для юридических лиц

Перечень документовдля регистрации права
на недвижимое имущество – земельный участок
основание: сделка по приобретению земельного участка

Регистрация права на земельный участок, возникшего в результате сделки, например, по договору купли-продажи земельного участка, дарения, мены и т.д. осуществляется в регистрационной службе.

Требуемые для регистрации документы:

  • заявление о регистрации прав на недвижимое имущество (в данном случае на земельный участок);
  • документ об оплате регистрации;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • документы, удостоверяющие полномочия представителя действовать от имени юридического лица, например:
  • протокол собрания;
  • решение учредителя;
  • учредительные документы юридического лица и документы о государственной регистрации юр. лица, кроме того прилагаются:
    • документ о постановке юридического лица на учет в налоговый орган с указанием ИНН;
    • справка о присвоении кодов статистики;
    • решение органа управления юридического лица о совершении сделки;
    • справка юридического лица о соотношении стоимости объекта недвижимого имущества к стоимости активов;
    • правоустанавливающие документы, удостоверяющие право собственника на отчуждаемый по оформленному договору земельный участок
      требуются, если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП, т.е. права на землю оформлялись и регистрировались до начала действия закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (февраль 1998 г.) и государственная регистрация права в Регистрационной службе не проводилась;
    • договор об отчуждении объекта (договор купли продажи земельного участка, дарения, мены и т.д.);
    • документы, подтверждающие соблюдение права преимущественной покупки отчуждаемой доли земельного участка совладельцами объекта недвижимости
      требуется при отчуждении по договору доли земельного участка, находящегося в долевой собственности;
    • подтверждение выполнения условия (условий)
      требуется при заключении сделки под условием, т.е. когда вступление договора в силу (возникновение прав и обязанностей) поставлено сторонами сделки в зависимость от наступления (выполнения) оговоренного в договоре условия;
    • подтверждение передачи отчуждаемого объекта,
      например, акт приема-передачи земельного участка;
    • согласие супруга (супруги) на совершение сделки (нотариальная форма)
      для отчуждающей стороны сделки требуется только в случае, если отчуждаемый земельный участок является совместно нажитым имуществом;
    • Госпошлина за регистрацию недвижимого имущества (земельный участок)
      для юридических лиц – 15000 рублей.

      Регистрация прав на недвижимое имущество (на земельный участок) в регистрационной службе не должна занимать времени более месяца.

      По окончании этого срока Регистрационная служба выдает:

      • при положительном решении – Свидетельство о государственной регистрации права и договор на отчуждение земельного участка с отметкой о государственной регистрации;
      • при отрицательном – Уведомление о прекращении государственной регистрации права.

      Перечень документов для регистрации права
      на недвижимое имущество – земельный участок
      основание: сделка по приобретению земельного участка

      Регистрация права на землю

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *