Содержание

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2014 г. N 1075

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ БЕСПЛАТНО

В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 октября 2014 г. N 1075

ПРАВИЛА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ БЕСПЛАТНО

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — среднедушевой доход).

2. Расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг, за исключением лиц, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.

2(1). Уполномоченный орган, предусмотренный пунктом 2 настоящих Правил, запрашивает у Министерства внутренних дел Российской Федерации подтверждение сведений о регистрации по месту жительства лиц, указанных заявителем в заявлении о предоставлении социальных услуг в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил. Подтверждение информации о родственных связях заявителя с гражданами, зарегистрированными совместно с ним, осуществляется путем декларирования заявителем указанных сведений и подтверждения их документами, удостоверяющими личность, а также свидетельствами о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Межведомственный запрос направляется в течение 2 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении социальных услуг в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

3. В целях настоящих Правил:

а) в составе семьи учитываются супруги, родители и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг;

б) под датой обращения понимается дата подачи заявления о предоставлении социальных услуг либо дата представления сведений об изменении состава семьи, доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащего им (ему) имущества на праве собственности.

4. При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

а) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

б) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

5. При расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме:

а) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

в) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;

г) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

д) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

в Российской Федерации акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации;

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего гражданину;

е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

ж) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

з) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

и) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

к) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

л) иные доходы, получаемые гражданином в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации;

м) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

н) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации;

о) денежное вознаграждение по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также денежные выплаты по договорам ренты, пожизненного содержания с иждивением.

5(1). При расчете среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина, признанных на день подачи заявления о предоставлении социального обслуживания безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». К указанным доходам относятся доходы, предусмотренные подпунктами «е» и «н» пункта 5 настоящих Правил.

6. Доходы, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.

7. Доходы учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

9. Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов, полученных от осуществления предпринимательской и иной деятельности, делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

10. Суммы доходов, полученных от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

11. Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг.

12. Среднедушевой доход рассчитывается путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

13. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 (ред. от 21.05.2020) «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»

<Письмо> Минтруда России N 12-3/10/В-5678, Минфина России N 12-05-06/8/47283 от 11.08.2016 <По вопросу учета сумм ежемесячных денежных выплат, установленных гражданам Российской Федерации, при расчете среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг в соответствии Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075>

В связи с поступающими запросами по вопросу учета сумм ежемесячных денежных выплат, установленных гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, при расчете среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 (далее — Правила, расчет среднедушевого дохода), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации сообщают.

<Письмо> ПФ РФ от 15.04.2016 N ЛЧ-28-26/5325 «О плате за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»

В соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 902-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартьянова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Вопреки утверждению заявителя при заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 32 оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При этом доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период, а при расчете учитывается получаемая гражданином пенсия (пункты 4 и 13 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075).

Письмо Минтруда России от 06.05.2015 N 12-3/10/П-2598 <О реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»>

Ответ. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 (далее — Правила), при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Приказ Минтруда России от 10.11.2014 N 874н (ред. от 30.03.2018) О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг

б) представлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления Услуг, предусмотренные порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, а также сведения и документы для расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5910);

<Письмо> ПФ РФ от 22.12.2014 N ЛЧ-28-26/16772 «О плате за стационарное обслуживание»

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вокруг вопроса: должна ли пенсия соответствовать прожиточному минимуму велось очень много споров. Огромный поток обращений в суд малообеспеченных пенсионеров также стал причиной появления нового вида господдержки – социальной доплаты к пенсии для пенсионеров, не имеющих работы.

Введена она была с 01.01.2010 (N 213-ФЗ от 24.07.2009 поправка к ранее изданному ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»). Право на данную выплату имеется у большинства пенсионеров. Суть доплаты заключается в поднятии доходов пенсионеров до прожиточного минимума пенсионера (ПМП). А какого именно ПМП: по стране или конкретного региона, разницы нет.

Оглавление:

  • Что такое федеральная надбавка?
  • Необходимые документы
  • Где оформляется?
  • Пишем заявление
  • Процесс получения
  • Полезное видео

Что такое федеральная надбавка?

Федеральная социальная доплата пенсионеру – это денежное повышение пенсии человека до уровня прожиточного минимума региона, в котором он проживает. При этом он должен соответствовать следующим критериям:

  • Постоянное проживание в пределах страны.
  • Получение пенсионных выплат согласно действующему законодательству.
  • Отсутствие дополнительного дохода. Например, заработной платы.
  • Совокупный доход ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум (ПМ) – это стоимость потребительской корзины, в которую входят минимальный продуктовый набор, необходимые непродовольственные товары, обязательные платежи и сборы. Его размер пересматривается ежеквартально. Информация публикуется в официальных изданиях.

ПМ для соцдоплаты пересматривается 1 раз в год. Его размер на будущий год должен быть известен заблаговременно (до 1 ноября). Данная процедура проводится согласно ФЗ N 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Социальная доплата рассчитывается по формуле:

Социальная доплата (СД) = ПМП – Общий доход работающего или безработного пенсионера

Различают 2 вида СД:

  1. Федеральная – назначается в регионах, где ПМП меньше уровня по стране (согласно Постановлению РФ №352 от 30.03.2017р. ПМП составляет 8 540 руб.). Источником для выплат является федеральный бюджет.
  2. Региональная СД действует лишь в регионах, где ПМП выше государственного. По состоянию на 2017 год таких регионов по стране насчитывается 16. В своем большинстве это северные регионы и локации с высоким уровнем жизни. Источником доплаты является местный бюджет.

В суммарный состав общего дохода иждивенца, который будет учитываться при расчете СД, входят такие пункты:

  • Пенсия.
  • ДМО (дополнительное материальное обеспечение). Оно назначается, например, ветеранам ВОВ или другие заслуги Героям.
  • ЕДВ – ежемесячные денежные выплаты, с учетом денежного эквивалента социальных льгот.
  • Социальные льготы на услуги: телефон, коммуналку, проезд. Естественно в денежном их выражении.

Необходимые документы

После того, как было высчитано, что вам положена СД, нужно переходить к сбору документов. Итак, в пакет документов на оформление соцдоплаты для пенсионера должны входить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или другой подтверждающий личность документ, по которому можно установить проживание гражданина на территории РФ.
  3. Свидетельством о пенсионном страховании.
  4. Копия и оригинал трудовой.
  5. Пенсионное удостоверение.
  6. Справка о доходах.

Для несовершеннолетних детей-инвалидов, детей, получающих пенсию по потере кормильца, и детей-инвалидов старше 18 лет, которые учатся (очная форма) перечень документов для добавки к пенсии несколько отличается.

Сюда входят:

  1. Справка об установлении инвалидности из МСЭК.
  2. Свидетельство о рождении или паспорт.
  3. Документальное подтверждение, что он получает пенсию.
  4. Документ, подтверждающий место жительство в стране.
  5. Свидетельство о смерти кормильца.
  6. Справка из учебного заведения для совершеннолетних детей-инвалидов.

Где оформляется?

Орган, в который нужно отнести документы, на оформление соцдоплаты зависит от вида СД. Так, для оформления СД федерального уровня нужно подать заявление в Пенсионный фонд. Если же человеку полагается региональная СД к пенсии, нужно обратиться в местные органы соцзащиты.

При трудоустройстве, смене места жительства или изменения обстоятельств, которые могут повлиять на размер доплаты, нужно проинформировать об этом орган, который производит начисление СД.

ВНИМАНИЕ: Дети-инвалиды, дети, получающие пенсию по потери кормильца (социальная, страховая) и пенсионеры, которым назначена выплата пенсии до 2010 года могут не предоставлять документы на оформление.

Начисление СД для них производится в автоматическом режиме.

Пишем заявление

При заполнении бланка заявления в конце поставить отметку о переводе с одной пенсии на другую. Это правило касается граждан, которые собираются выходить на пенсию.

Помимо этого в заявлении на социальную доплату к пенсии должна фигурировать такая информация:

  1. Ф.И.О.
  2. № пенсионного страхования.
  3. Паспортные данные.
  4. Адрес регистрации.
  5. Если пакет документов будет подавать официальный представитель, тогда необходимо указать и его паспортные данные.
  6. Сведения, что пенсионер официально не трудоустроен и не имеет дополнительного финансирования.
  7. Наименование и адрес органа, который начисляет пенсию.
  8. Способ получения СД (через почту, на р/с в банке или карточку). Необходимо указать название организации.
  9. Дата и подпись.

Процесс получения

  1. После того, как документы были приняты, их регистрируют в специальном журнале под датой подачи или согласно дате на штемпеле, если пакет был прислан почтой.
  2. Пенсионер же получает взамен расписку-уведомление о том, что документы приняты в обработку.
  3. Решение о начислении принимается на протяжении 5 рабочих дней. Если ответ положительный, то в 1 числа следующего месяца будут первые начисления.
  4. В ином случае, заявителю будет отравлено уведомление об отказе (в течение 5 рабочих дней). Причина будет указана в этом уведомлении.
  5. Пенсионер может обжаловать решение в суде или вышестоящем органе.

Социальная доплата к пенсии назначается индивидуально для каждого. Ее размер напрямую зависит от ПМ региона, где проживает пенсионер и от его совокупного дохода.

Она предназначена только для неработающих пенсионеров. Благодаря ей жизненный уровень человека можно поднять до прожиточного минимума. Она бывает 2-х видов: региональной и федеральной.

Подать на региональную социальную доплату на сегодняшний день получится у жителей только 16 регионов страны, все остальные могут рассчитывать только на федеральную доплату. Это значит, что поднять свой доход они смогут до 8 540 руб./мес.

Предлагаем ознакомиться с материалами о видах социальной пенсии, о том, кому она положена, как производится ее расчет и от чего зависит размер выплат. Читайте также о порядке и условиях назначения социальной пенсии по старости и по потере кормильца. к оглавлению

Полезное видео

Смотрите видео по теме:

Бесплатные соц-услуги и бесплатное социальное обслуживание населения в РФ регламентируется действующим законом. Существуют три категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. В том числе имеют право на предоставление бесплатного социального обслуживания и те, у кого при расчете совокупного среднедушевого дохода выходит сумма, ниже допустимой.

Предоставление социального обслуживания населению в РФ: категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно

Кому положены бесплатные социальные услуги? Согласно ст. 31 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) указаны следующие категории граждан, которым предоставление социальных услуг осуществляется бесплатно.

1-я категория.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Таким образом, в отличие от второй категории для предоставления указанным лицам бесплатных социальных услуг не требуется подтверждения величины их среднедушевого дохода.

2-я категория.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя для оказания социальных услуг, расчет которого произведен в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Закона устанавливается Правительством РФ.

Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта РФ и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения.

3-я категория.

Также на бесплатные социальные услуги в РФ имеют право лица, не отнесенные к первой и второй категориям. Предоставление им бесплатных социальных услуг которым предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ. Например, областной закон Ленинградской области от 30.10.2014 г. № 72-оз «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области» в ст. 5 предусматривает, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно также постоянно проживающим в Ленинградской области:

  • участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в социальном обслуживании;
  • родителям (иным законным представителям) несовершеннолетних детей, если родители (иные законные представители) и (или) их дети признаны нуждающимися в социальном обслуживании.

Постановление о расчете среднедушевого дохода в РФ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.

Согласно постановлению о расчете среднедушевого дохода в составе семьи учитываются супруги, родители и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг. В состав семьи не включаются:

  • лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
  • также при расчете среднедушевого денежного дохода не учитываются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Какой доход учитывается при расчете среднедушевого дохода граждан

При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются доходы, полученные в денежной форме. Ниже приведен перечень, какой доход учитывается при расчете среднедушевого дохода.

  • Дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  • доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
  • доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в РФ; в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего гражданину;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. При этом вознаграждение директорам и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  • доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;
  • доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством об обязательном пенсионном страховании;
  • иные доходы, получаемые гражданином в результате осуществления им деятельности в РФ;
  • компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством;
  • денежное вознаграждение по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также денежные выплаты по договорам ренты, пожизненного содержания с иждивением.

Как можно рассчитать среднедушевой доход получателя социальных услуг

Согласно порядку расчета среднедушевого дохода семьи, доходы, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения этих доходов. Доходы учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством.

Как можно рассчитать среднедушевой доход получателя социальных услуг, исходя из суммы заработной платы? Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.

При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Как посчитать среднедушевой доход получателя соц-услуг

А как посчитать среднедушевой доход, учитывая оплату временных работ и доходы, получаемые от сдачи в аренду недвижимости?

Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов, полученных от осуществления предпринимательской и иной деятельности, делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Суммы доходов, полученных от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Расчет среднедушевого дохода производится, исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг. Среднедушевой доход рассчитывается путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.

Пример, как рассчитывается среднедушевой доход

Ниже показано как рассчитывается среднедушевой доход на примере закона Курской области от 5.12.2014 г. № 90 «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Курской области».

В соответствии с этим законом размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Курской области определен в размере полуторной величины прожиточного минимума, установленного по основным социально-демографическим группам населения в Курской области в соответствии с законом Курской области от 6.04.2005 г. № 26-ЗКО «О прожиточном минимуме в Курской области» на дату обращения получателя социальных услуг.

Величина прожиточного минимума за I-й квартал 2020 года установлена Постановлением администрации Курской области № 208-па от 10 апреля 2020 г. в среднем на душу населения 8 124 руб., для трудового населения — 8 732 руб., для пенсионеров — 6 761 руб., для детей — 8 077 руб.

Шадрина Т., эксперт журнала

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2018

Стационарные учреждения социального обслуживания бывают разные: оказывающие срочные социальные услуги (например, служба срочной психологической помощи), осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (например, социально-реабилитационный центр, центр социального обслуживания населения) и стационарное социальное обслуживание (например, дом-интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтологический центр). Сегодня коснемся учреждений последнего типа и разберемся, как выплачивается пенсия лицам, проживающим в них, кто является наследником имущества таких лиц, а также выясним, на что cтационарные учреждения социального обслуживания могут тратить средства, перечисленные на пенсионера.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан устанавливает ГК РФ и Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания, которые могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта РФ.

Правила организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений определены Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н, а порядок предоставления социальных услуг:

  • в форме социального обслуживания на дому – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 939н;

  • в полустационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 938н;

  • в стационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 935н.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 442-ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

Как оплачивается пребывание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания?

По общим правилам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. При этом размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ.

К сведению:

Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Кроме того, на бесплатные услуги могут рассчитывать и граждане, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Правила определения среднедушевого дохода регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

Расчет среднедушевого дохода производится на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.

Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как 1/12 суммы его доходов за расчетный период.

Например, рассчитаем максимальный тариф на соцуслуги в стационарной форме для одинокого пенсионера из Нижегородской области с месячным доходом в 14 000 руб. То есть величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 000 руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход). Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу будет составлять 10 500 руб. (14 000 руб. х 75 %).

К сведению:

В доходы гражданина включается любая выплата, произведенная ему в денежной форме, в том числе ежемесячные выплаты инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Апелляционное определение Костромского областного суда от 05.07.2017 № 33-1539/2017, Письмо ПФ РФ от 15.04.2016 № ЛЧ-28-26/5325).

Согласно ст. 17 Закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора, заключаемого между учреждением социального обслуживания и и гражданином или его законным представителем. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Соответственно, именно в нем должен быть зафиксирован размер ежемесячной платы за оказание социальных услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится через кредитную организацию на лицевой счет поставщика социальных услуг или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения пенсионером или его законным представителем. При этом:

  1. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении.

  2. Если у пенсионера есть дети или родственники, они могут оплачивать его содержание.

В первом случае, согласно п. 40 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 885н, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФР на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы.

Если на счет учреждения перечисляется часть пенсий в счет платы за предоставляемые пенсионерам социальные услуги в стационарной форме, то территориальным органом ПФР одновременно направляется список пенсионеров с указанием (п. 41 Правил выплаты пенсий):

  • размеров установленных пенсий;

  • сумм пенсий, удержанных и подлежащих перечислению в счет платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

Отметим, что нередки ситуации, когда пенсионер, считая, что учреждение оказывает некачественно социальные услуги (например, полностью не обеспечивает лекарствами или плохо кормит), пишет в ПФР заявление о прекращении перечислений части пенсии в счет платы за проживание в стационарном учреждении. В таком случае последнее лишается средств для предоставления социальных услуг в соответствии с договором. Но ситуация поправима: можно обратиться в суд и взыскать с пенсионера задолженность по оплате стационарного проживания в социальном учреждении (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 15.10.2015 по делу № 33-6913/2015).

В каком порядке выплачиваются пенсии гражданам, если учреждение является их опекуном или попечителем?

Если недееспособный или не полностью дееспособный гражданин помещен под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н.

Соответственно, именно они и будут получать пенсию проживающего в учреждении гражданина.

При поступлении в учреждение такого гражданина уполномоченное лицо учреждения в целях выплаты и доставки пенсии должно обратиться в территориальный орган ПФР, предоставив доверенность, выданную от учреждения, или приказ руководителя, а также акт органа опеки и попечительства (п. 8 Правил выплаты пенсий).

Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения (п. 37 Правил выплаты пенсий).

Зачисление всех полагающихся подопечному выплат осуществляется на отдельный номинальный счет учреждения. У автономных учреждений данные денежные средства учитываются как средства во временном распоряжении.

На что можно потратить средства, перечисленные учреждению за предоставление социальных услуг?

На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 442-ФЗ порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:

  • федеральным органом исполнительной власти – для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

  • уполномоченным органом субъекта РФ – для организаций социального обслуживания субъекта РФ.

Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен пре­дусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.

Например, согласно Постановлению Минтруда Астраханской области от 10.06.2014 № 29 «О порядке расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения» расходование средств возможно:

1) на текущую деятельность учреждения:

  • приобретение продуктов питания и медикаментов;

  • приобретение мягкого инвентаря и прочие текущие расходы;

2) на развитие учреждения. Расходование возможно на развитие материально-технической базы и обеспечение деятельности учреждения: оплату коммунальных услуг, хозяйственных нужд, текущего ремонта оборудования и зданий;

3) на стимулирование труда работников учреждения.

Перечень направлений, куда можно потратить средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг учреждениями Белгородской области, значительно шире. В частности, на основании Постановления Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 407-пп эти средства можно потратить на укрепление материально-технической базы (18 пунктов, включая обеспечение доступа к Интернету, повышение квалификации работников и пр.), оплату труда и стимулирующие выплаты (не более 30 % от суммы средств, образовавшихся в результате взимания платы), расходы по оплате дополнительных должностей сотрудников, занятых предоставлением социальных услуг, не предусмотренных штатным расписанием.

В любом случае расходование денежных средств осуществляется учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год и плановый период.

На что могут расходоваться средства недееспособных граждан, оставшиеся после оплаты стационарного обслуживания?

Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, финансовые средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на номинальном или лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

Например, Распоряжением Минсоцзащиты МО от 22.02.2008 № 10-р определено, что решение о расходовании оставшихся средств принимается комиссией по расходованию денежных средств недееспособных граждан, которая создается приказом руководителя стационарного учреждения из числа представителей администрации и бухгалтерии. Эта комиссия составляет и утверждает перечень товаров и услуг, в которых нуждается недееспособный гражданин, а также назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам.

Сотрудники стационарного учреждения, ответственные за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам, с учетом мнения недееспособных граждан:

  • составляют список товаров в пределах утвержденного перечня;

  • определяют сумму денежных средств, необходимых для их приобретения;

  • представляют информацию на комиссию для принятия решения о снятии денежных средств.

Выдача приобретенных товаров недееспособному гражданину производится в присутствии заведующего отделением стационарного учреждения, в котором проживает гражданин. Такая передача оформляется актом, который подписывается лицом, ответственным за их приобретение и выдачу.

Кто вправе распоряжаться имуществом престарелых граждан?

С оплатой содержания все понятно. Но ведь учреждению важно понимать, кто будет владеть имуществом пожилых граждан, получающих социальные услуги в стационарной форме. И здесь нужно обратиться к нормам гражданского законодательства и Закону об опеке и попечительстве.

Во-первых, стоит иметь в виду, что опекуны или попечители не имеют права на имущество подопечных, в том числе на суммы пенсий, пособий и иных выплат, предоставляемых на их содержание (ст. 17 упомянутого закона).

Учреждение, где проживает пенсионер или инвалид, выполняющее функции опекуна или попечителя, не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог.

Обратите внимание:

Учреждение может распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного. Если мнение подопечного установить нельзя, нужно учитывать информацию о его предпочтениях, полученную от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (ст. 37 ГК РФ).

Относительно владения имуществом проживающих в социальных учреждениях граждан скажем следующее. Если у такого гражданина имеются дети или иные родственники, они распоряжаются имуществом и наследуют его по нормам ГК РФ в соответствии с очередностью. Напомним, что наследниками являются (ст. 1141 – 1143 ГК РФ):

  • в первую очередь – дети, супруг и родители наследодателя;

  • во вторую очередь – братья и сестры, дедушка и бабушка;

  • в третью очередь – дяди и тети наследодателя.

  • Отметим, что проживающий в учреждении пенсионер или инвалид может написать завещание и заверить его у нотариуса, тем самым распорядиться своим имуществом на случай смерти. Также заверить завещание может директор дома престарелых, и такое завещание будет приравнено к нотариальному.

Если у пожилого человека нет детей и иных родственников, которые могли бы вступить в наследство, возможно два варианта:

  1. Пенсионер может передать свое имущество в распоряжение социального учреждения. Для этого с домом престарелых или иным социальным учреждением, где проживает гражданин, заключается договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ). В таком случае социальное учреждение содержит гражданина за счет собственных средств, но имущество после смерти гражданина перейдет учреждению.
  2. Если собственность пенсионера не была передана в распоряжение учреждения, где он проживает, у него нет наследников и она никому не завещана, то после смерти гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ). В таком случае недвижимое имущество передается в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Иное выморочное имущество (в том числе денежные средства) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

К сведению:

Как правило, порядок действий государственного (муниципального) учреждения с имуществом граждан, признаваемым в соответствии с законодательством РФ выморочным, устанавливается государственным (муниципальным) органом власти, на которое возложены такие полномочия. Например, Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.01.2016 № 31 утверждены Методические рекомендации о порядке сбора документов для оформления права собственности на выморочное имущество, оставшееся после смерти граждан, находившихся на стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах, подведомственных Министерству социальной политики Нижегородской области.

Иная ситуация с пенсионером, у которого квартира не в собственности, а он проживает в ней по договору социального найма. При оформлении в дом престарелых или иное социальное учреждение на постоянное проживание муниципалитет вправе расторгнуть с таким пенсионером договор найма. То есть права на квартиру у такого пенсионера будут утрачены. Чтобы этого не произошло, многие граждане:

  • оформляются в социальное учреждение временно (в договоре нужно прописать срок);

  • приватизируют квартиру и после этого заключают договор с учреждением, оказывающим соцуслуги.

* * *

Обобщим вышесказанное.

  1. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении (например, из пенсии), или это могут делать его родственники либо опекуны.

  2. По заявлению пенсионера пенсия полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФ РФ на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы. Оставшаяся часть пенсии может перечисляться на счет пенсионера в кредитной организации или доставляться непосредственно ему. Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения.

  3. Средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, могут использоваться учреждением для его развития, покрытия расходов по текущей деятельности и стимулирования работников. Средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

  4. Имущество недееспособных граждан, проживавших в социальных учреждениях, после их смерти не переходит в распоряжение этого учреждения. Оно может быть передано учреждению по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенным с пенсионером при жизни, или по иным правовым основаниям. Если такой договор не заключался, наследников на имущество нет и оно никому не завещано, то после смерти такого гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ) и переходит в собственность государства.

Выписка Федерального закона Российской Федерации от 23.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Статья 31. Предоставление социальных услуг бесплатно
1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Из приложения к постановлению Правительства города Москвы от 26.12.2014г. № 827-ПП «Об утверждении дополнительного перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в городе Москве по формам социального обслуживания, установленным федеральным законодательством».

1. Граждане, имеющие право на бесплатное предоставление социальных услуг в организациях социального обслуживания в форме социального обслуживания на дому и полустационарной форме социального обслуживания:
1.1. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
1.2. Супруг (супруга) погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны, не вступивший (не вступившая) в повторный брак.
1.3. Супруг (супруга) военнослужащего, погибшего на войне с Финляндией, Великой Отечественной войне, войне с Японией, не вступивший (не вступившая) в повторный брак.
1.4. Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
1.5. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
1.6. Участники обороны Москвы в период Великой Отечественной войны.
1.7. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
2. Инвалиды с детства при получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на условиях пятидневного проживания.
3. Лица, подвергшиеся насилию, при получении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

В соответствии с постановлением Правительства города Москвы от 19 сентября 2018 г. № 1114-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за 2 квартал 2018 г.»

Официальный прожиточный минимум по городу Москве составляет в расчете на душу населения — 24 694 рублей 50 копеек.

Расчет размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно
1,5 x 16463 = 24 694 рублей 50 копеек

При превышении среднедушевого дохода гражданина размера в 1,5 прожиточных минимума социальные услуги предоставляются на платной основе.

Расчет среднедушевого дохода для оказания социальных услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *