старший преподаватель ОГБУ ДПО КИРО,

председатель Курского регионального представительства РШБА

В 2010 году был утвержден ФГОС основного общего образования, позиционирующий школьную библиотеку как информационно-библиотечный центр.

В 2011 году приказом Минздравсоцразвития РФ в Единый квалификационный справочник работников образования была включена новая должность «педагог-библиотекарь».

В 2012 году был принят Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

В 2016 году утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Как изменилась нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность школьных библиотек и педагогов-библиотекарей за эти годы? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать? Как принятые документы влияют на библиотечную работу в школах? Ответы на эти вопросы помогут составить целостную картину оснований, возможностей и перспектив развития библиотечного дела в общеобразовательных организациях.

Деятельность школьной библиотеки (ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Наличие школьной библиотеки

В последние годы наметились тенденции к оптимизации в сфере общего образования. Увеличивается наполняемость классов. За счет этого уменьшается их количество и сокращается нагрузка учителей, закрываются малокомплектные школы. Бывают случаи, когда в школе в целях экономии просто закрывается библиотека. Но… «В каждой образовательной организации должна быть библиотека) — это положение декларирует ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

— Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.18 п.1: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд

Должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия),

Методическими и периодическими и по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)».

Включение должности «педагог-библиотекарь» в штатное расписание школы

Существующее сегодня в большинстве школ штатное расписание для школьных библиотек предусматривает одну или две должности: библиотекарь, заведующий библиотекой. А как быть с должностью «педагог-библиотекарь»?

Штатное расписание общеобразовательной организации формируется на основании раздела «Должности работников образования» Единого квалификационного справочника. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по формированию штатного расписания принадлежат директору общеобразовательной организации.

Позволяет вносить изменения в штатное расписание приказ Минздравсоцразвития от 31 мая 2011 г. № 448-н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Назначение специалиста на должность «педагог-библиотекарь»

Необходимо отметить, что на должность «педагог-библиотекарь» можно назначать в том числе специалистов, не имеющих высшего (педагогического или библиотечного) образования.

— Приказ Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», раздел 1, пункт 9: «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Установление льготной педагогической пенсии

Педагоги-библиотекари отнесены к категории педагогических работников, поэтому должны иметь право на льготную пенсию после 25 лет работы? На сегодняшний день в документ, регламентирующий это право, изменения пока не внесены.

— Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Предоставление отпуска длительностью 1 год один раз в 10 лет

Также как все учителя, педагоги-библиотекари имеют право на отпуск длительностью 1 гол один раз в 10 лет. Это право за педагогами-библиотекарями уже закреплено.

— Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2016 г. № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до 1 года».

Предоставление ежегодного отпуска длительностью 56 дней

На ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 56 календарных дней имеют право претендовать все педагогические работники, в том числе и педагоги-библиотекари. Это право отражает Постановление Правительства РФ.

— Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Сокращенная продолжительность рабочей недели, объем внеурочной деятельности

Длительность рабочей недели у педагога-библиотекаря приравнена к нормативам, установленным для всех педагогических работников. Однако пока не определен объем часов для организации внеурочной деятельности, в отличие от объема учебной нагрузки для учителей.

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» п. 2. 1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается в том числе педагогу-библиотекарю, однако не определен объем обязательный объем внеурочной образовательной деятельности (в отличие от преподавателей: п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям).

Льготы по оплате коммунальных платежей в сельской местности

Льготы устанавливаются региональными документами (распоряжениями администрации области, края, республики), поэтому в каждом регионе должен быть принят свой документ.

Нормативы времени на библиотечную работу, определении штатной численности сотрудников

В сфере образования отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие примерную структуру штатного расписания и общий объем нагрузки для педагога-библиотекаря. Существуют документы общего характера, которые могут применяться и по отношению к библиотекам сферы культуры, и к библиотекам сферы образования. Руководствуясь этими документами, определяют необходимую численность штата. Приказ Министерства просвещения СССР, определяющий размер ставки школьного библиотекаря исходя из количества классов-комплектов, утратил свою силу. Действующие сегодня документы:

— Постановление Минтруда РФ от 3 февраля 1997 г. №6 «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках».

— Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках» устанавливают нормы в минутах.

— Приказ Минкультуры РФ от 1 сентября 2011 г. № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек» устанавливает нормативы штатной численности библиотечных работников. К библиотечным работникам относятся специалисты по библиотечному обслуживанию населения, осуществляющие профильные для данных учреждений культуры функции (библиотекари, библиографы, методисты,научные сотрудники, редакторы).

Должностные инструкции для педагога-библиотекаря составляются на основании Единого квалификационного справочника (ЕКС) или Профессионального стандарта по должности «педагог-библиотекарь». На текущий момент руководствуемся ЕКС, поскольку профстандарт еще не утвержден.

Реализация требований ФЗ в части дополнительного профессионального образования.

Все педагоги-библиотекари, как и учителя, имеют право на повышение квалификации не реже, чем один раз в 3 года. Эта норма установлена ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

— Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.47 п.5 пп.2: «…право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».

Аттестация педагога-библиотекаря

Как все педагогические работники школы, педагоги-библиотекари имеют право повысить квалификационную категорию и для этого проходят аттестацию. По решению школьной аттестационной комиссии педагоги-библиотекари аттестуются на соответствие занимаемой должности. По решению муниципальной (региональной) аттестационной комиссии аттестуются на 1 квалификационную категорию. По решению региональной аттестационной комиссии аттестуются на высшую квалификационную категорию. Основание для разработки аттестационных материалов регламентирует приказ Минобрнауки России. Отсутствие единых библиотечных форм отчетности не позволяет разработать единые критерии эффективности деятельности педагога-библиотекаря, поэтому в регионах наблюдаются самые разные подходы и критерии оценки их деятельности.

— Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Содержание деятельности школьной библиотеки (ШБ и ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Функционал и направления деятельности ШБ

Для того чтобы понять, в чем особенности и каково содержание работы современной школьной библиотеки или школьного информационно-библиотечного центра, необходимо изучить и реализовать самый главный на сегодня документ.

— Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров».

Учет фонда

Инструкция Минкультуры об учете библиотечного фонда и Методические рекомендации Минобразования по ее использованию утратили свою силу. На данный момент действует приказ Минкультуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».

Обязательные локальные акты школы

Существуют нормы, обязывающие нас составлять те или иные локальные нормативные акты:

— Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 35 п.3: «Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Типовое положение о школьном ИБЦ

В настоящий момент разрабатывается такое типовое положение. Профессиональное сообщество ожидает его утверждения в ближайшее время.

Обмен документами библиотечного фонда

Один из самых важных вопросов для школьных библиотек при дефиците бюджетных средств: можно ли использовать документы фондов других школ, то есть осуществлять работу в рамках межбиблиотечного абонемента (МБА)? Данный вид деятельности осуществляется на основании ГОСТа МБА, который в настоящее время находится на доработке. Это значит, что правила (положения) МБА устанавливаются (регионами, муниципалитетами, школами) самостоятельно.

Оснащение школьных библиотек (ШБ и ИБЦ)

Основания для материально-технического обеспечения ШБ указаны в следующих нормативных правовых актах:

— ФГОС общего образования (приказы Минобразования России от 6 октября 2009 г. № 373; от 17 декабря 201- года № 1897; 6 октября 2009 года № 413) – Раздел 4, «Требования к условиям реализации ООП»: Для реализации ООП в школах должны Быть «…информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой».

— Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» обобщенно указывает на обязательное наличие зон, оснащение, состав фондов.

— Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № №№: «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» диктует обязательные требования к новым строящимся школам.

Библиотечный фонд

Чем необходимо комплектовать фонды школьных библиотек – не праздный вопрос. Учебники и учебные пособия –основной фонд. Для фонда дополнительной литературы обязательные конкретные требования разработало Минобрнауки России.

— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы».

— Письма Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. «О списках рекомендуемых произведений», от 16 января 2013 г. «Перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».

Подводя итоги разговору, выскажу собственное мнение. Практически все, чего мы ждем и хотим получить для своей работы, можно получить. Нормативно-правовые условия для работы школьных библиотек обеспечены практически на 100 %. Возможно, пока выйдет в свет эта статья, появятся новые документы.

Главное – быть готовыми к конкретным действиям не только по итогам реализации уже разработанных документов, но и приложить усилия для создания так необходимых нам всем новых положений, программ, концепций. Все это, и даже больше, можно сделать сообща. Потенциал у нашего профессионального сообщества ОГРОМНЫЙ!

Вестник образования. — 2016. — № 20. — с. 70-77

Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536, установлены следующие подходы к определению режима рабочего времени педагога в школе.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка с учетом следующих факторов:

1. режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определённого времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;

2. продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;

3. объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;

4. времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

5. времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

При этом выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;

правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;

планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Возможно ли совмещение должности педагога-библиотекаря (1 ставка) и учителя истории (0,5 ставки, 9 часов) с точки зрения нормирования труда?

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. То есть работа в порядке совмещения может выполняться в иное рабочее время педагога, не занятое учебной (преподавательской) работой. Совмещение должностей необходимо будет оформить дополнительным соглашением к трудовому договору и соответствующим приказом.

При этом, совмещение следует отличать от совместительства.

Совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). По общему правилу продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, что следует из абз. 6 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. Продолжительность работы по совместительству педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, не может превышать 16 часов работы в неделю. Это следует из абз. 7 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяется исходя из продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников согласно Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Подробнее об этом см. раздел «Рабочее время педагогических работников» настоящего материала.

Таким образом, если работник выполняет работу учителя истории на условиях совместительства, продолжительность его работы по совместительству не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Продолжительность рабочего времени педагогам-библиотекарям — 36 часов в неделю.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1.

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018

Вопрос: Я работаю педагогом-библиотекарем в коррекционной школе. Имею педагогическое образование. Возможно ли совмещение с другой педагогической должностью?

Ответ: Да, возможно. Совмещение должностей необходимо будет оформить дополнительным соглашением к трудовому договору и соответствующим приказом.

Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ).

06.04.2018
{Вопрос: Я работаю педагогом-библиотекарем в коррекционной школе. Имею педагогическое образование. Возможно ли совмещение с другой педагогической должностью? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018) {КонсультантПлюс}}

Документ 2.

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018

Вопрос: Можно ли на педагога дополнительного образования (основное место работы, 18 часов в неделю) оформить совмещение по должности методиста (в объеме 0,25 ставки, 9 часов в неделю). Непонятно, каким образом (в какое время) он будет выполнять дополнительную работу, если совмещение — это выполнение дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня, определенной трудовым договором, а у педагога доп. образования 18 часов в неделю — это часы преподавания? Как в эти часы уложить время работы в кабинете методистом?

Ответ: В норму часов педагогической работы за ставку заработной платы включается не только учебная (преподавательская) работа, но и (в зависимости от должности) воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

То есть работа в порядке совмещения может выполняться в иное рабочее время педагога дополнительного образования, не занятое учебной (преподавательской) работой.

Правовое обоснование: Согласно ч. 1 и 2 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 333 ТК РФ).

Приложением N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установлено, что продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю; в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (пп. 1 и 2).

При этом в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включаются учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися (п. 1 Примечаний к названному выше документу).

Вопрос: …Можно ли на педагога дополнительного образования (основное место работы, 18 ч в неделю) оформить совмещение по должности методиста (в объеме 0,25 ставки, 9 ч в неделю)? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018) {КонсультантПлюс}

Документ 3.

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018

Вопрос: Может ли педагог дополнительного образования с учебной нагрузкой 12 часов в неделю совмещать (не работать по совместительству) работу по должности балетмейстера на 0,5 ставки 20 часов в неделю (ставка — 40 часов)? Если нет, то как можно выйти из данной ситуации?

Ответ: Педагог дополнительного образования вправе выполнять дополнительную работу в виде совмещения по должности балетмейстера при одновременном выполнении следующих условий:

— должность балетмейстера будет предусмотрена штатным расписанием учреждения;

— поручение дополнительной работы в виде совмещения будет осуществляться с письменного согласия работника путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору;

— осуществление дополнительной работы в виде совмещения будет дополнительно оплачиваться;

— осуществление дополнительной работы в виде совмещения будет происходить в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором.

Если хотя бы одно из указанных условий выполнено не будет, то поручение педагогу дополнительного образования дополнительной работы в виде совмещения по должности балетмейстера будет неправомерно.

Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ).

В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).

{Вопрос: Может ли педагог дополнительного образования с учебной нагрузкой 12 часов в неделю совмещать (не работать по совместительству) работу по должности балетмейстера на 0,5 ставки 20 часов в неделю (ставка — 40 часов)? Если нет, то как можно выйти из данной ситуации? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018) {КонсультантПлюс}}

Документ 4.

По общему правилу продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, что следует из абз. 6 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. Продолжительность работы по совместительству педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, не может превышать 16 часов работы в неделю. Это следует из абз. 7 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяется исходя из продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников согласно Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Подробнее об этом см. раздел «Рабочее время педагогических работников» настоящего материала.

Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организаций {КонсультантПлюс}

Документ 5.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогам-библиотекарям;
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» {КонсультантПлюс}

Документ 6.

  1. В чем отличие совместительства от совмещения

Совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

Согласно ст. 60.1 ТК РФ совместительство бывает:

— внутреннее (один работодатель по месту основной работы и по совместительству);

— внешнее (у других работодателей, кроме основного места работы).

Совместительство оформляется заключением трудового договора с обязательным указанием на то, что данная работа является совместительством.

Необходимо отличать совместительство от совмещения.

  1. При работе по совместительству:

— заключается трудовой договор;

— работа выполняется в свободное от основной работы время.

  1. При работе на условиях совмещения:

— работа выполняется без освобождения от основной работы;

— трудовой договор не заключается. Оформление происходит путем заключения дополнительного соглашения к существующему трудовому договору.

Подробнее о совмещении см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Как изменить существенные условия трудового договора».

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 282 ТК РФ).

Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу {КонсультантПлюс}

Рабочий день библиотекаря в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *