Содержание

Публичные слушания являются новой формой участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Нельзя согласиться с авторами, которые утверждают, что публичные слушания – это форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления, а также что институт публичных слушаний не является принципиально новым для российского права . С точки зрения осуществления местного самоуправления ранее институт публичных слушаний не применялся. Отдаленным его аналогом можно рассматривать так называемые общественные слушания по принятию различных муниципальных правовых актов (в основном уставов муниципальных образований).

Решение, принятое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер для местных органов власти. По этой причине институт публичных слушаний нельзя назвать формой непосредственного осуществления местного самоуправления. Публичные слушания призваны обеспечить более тесное общение населения муниципального образования с органами местного самоуправления, оперативно информировать органы местного самоуправления о позиции жителей по важным вопросам жизни муниципальных образований. Целью их проведения является обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Одной из целей проведения публичных слушаний Положение о публичных слушаниях в городском поселении «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края (утверждено решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края от 23.05.2005 № 9) закрепляет осуществление связи органов местного самоуправления поселения с его населением.

Публичные слушания проводятся с обязательным участием жителей муниципального образования.

В обязательном порядке в соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ст. 39, 40, 46 Градостроительного кодекса на публичные слушания выносятся:

  • 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;
  • 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • 3) проекты планов и программ развития муниципального образования;
  • 4) проекты правил землепользования и застройки;
  • 5) проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
  • 6) проекты правил благоустройства территорий;
  • 7) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 8) вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • 9) вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • 10) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Также публичные слушания могут проводиться и по проектам иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения.

Уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования определяется порядок организации и проведения публичных слушаний. Указанный порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Федеральное законодательство выделяет следующие стадии проведения публичных слушаний.

I. Инициатива населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования либо главой муниципального образования. Инициаторами проведения публичных слушаний являются: население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования. Кто из указанных субъектов и в каком случае инициирует проведение публичных слушаний, регламентируется уставом муниципального образования либо нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

II. Назначение публичных слушаний. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.

III. Заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

IV. Опубликование проекта муниципального правового акта либо информации о содержании данного проекта для заблаговременного ознакомления с ним жителей муниципального образования.

V. Непосредственно проведение публичных слушаний. Участниками публичных слушаний являются жители муниципальных образований. Муниципальные правовые акты могут несколько уточнять список участников. Например, Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 28.03.2006 № 21/22, выделяет участников публичных слушаний с правом выступления и без права выступления. Участниками с правом выступления являются: жители муниципального образования, которые внесли в оргкомитет в письменной форме свои предложения и рекомендации по выносимым на публичные слушания вопросам не позднее чем за семь дней до даты проведения публичных слушаний (причем в данном случае имеются в виду и депутаты городской Думы); глава Екатеринбурга (уполномоченные им представители); члены оргкомитета; иные лица по решению большинства участников публичных слушаний. Участниками публичных слушаний без права выступления могут быть все остальные жители муниципального образования.

Аналогично в г. Ревда Свердловской области участниками публичных слушаний являются в равной мере депутаты, должностные лица администрации, представители от населения, специалисты, другие жители. Кроме того, правом выступать на публичных слушаниях обладают все жители, которые успели подать заявки до публичных слушаний. Депутаты и должностные лица администрации вправе выступать на публичных слушаниях в любом случае (решение Ревдинской районной Думы от 26.10.2005 № 232 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе Ревда»), что является не совсем верным подходом, поскольку, несмотря на то что с властной позиции муниципальные депутаты выделяются среди прочего населения, в данной ситуации они не должны иметь преимуществ в качестве участников публичных слушаний. Интересная норма содержится в Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании г. Новоуральск, утвержденном решением городской Думы г. Новоуральска от 27.04.2005 № 47: предварительный состав участников слушаний определяется организаторами публичных слушаний. Данная норма несколько ущемляет права местного сообщества, поскольку принимать участие в публичных слушаниях может любой житель муниципального образования.

VI. Опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. Решения, принятые по результатам публичных слушаний, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), а также обязательному рассмотрению и обсуждению представительным органом муниципального образования. Более того, согласно ч. 7 ст. 28 Градостроительного кодекса заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет. Тем не менее в соответствии с законодательством при опубликовании результатов публичных слушаний необходимо мотивированное обоснование принятых на слушаниях решений. Однако не совсем понятен термин «мотивированное обоснование». Представляется, что само по себе обсуждение какого-либо вопроса и опубликование результатов публичных слушаний уже является достаточной мотивацией. Непосредственно требования к содержанию заключения (решения), принятого по результатам публичных слушаний, федеральным законодательством не устанавливаются. Содержание результатов публичных слушаний может регламентироваться уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Тем не менее общие принципы организации местного самоуправления (публичный характер, законность, иные правовые, территориальные, организационные и экономические принципы) должны применяться и к решениям, принятым по результатам публичных слушаний. Часто в муниципальных правовых актах закрепляется, что по итогам публичных слушаний уполномоченный орган подготавливает заключение о результатах публичных слушаний, которое должно содержать мотивированные выводы по внесенным предложениям и замечаниям со ссылкой (при необходимости) на нормативные правовые акты. Федеральным законодательством юридическая сила решения, принятого по результатам публичных слушаний, прямо не устанавливается. Тем не менее муниципальные правовые акты устанавливают, что это решение носит для местных органов власти рекомендательный характер (см., например, п. 4 ст. 17 Устава Верхнесалдинского городского округа, принятого решением Верхнесалдинской районной Думы от 15.06.2005).

VII. Обсуждение результатов публичных слушаний соответствующим органом местного самоуправления. Несмотря на рекомендательный характер решения, принятого по результатам публичных слушаний, нельзя исключать возможность действительного, полного и достоверного учета мнения населения. При принятии правового акта, вынесенного на публичные слушания, необходимо соблюдать общий принцип организации местного самоуправления – решение вопросов местного значения исходя из интересов населения. Данная правовая позиция нашла отражение в постановлении Уставного суда Свердловской области от 30.06.2006 по делу о соответствии Уставу Свердловской области п. 1 решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 18.04.2006 № 38 «Об утверждении внесения изменений в генеральный план города Верхней Салды».

Указанные этапы являются обязательными при проведении публичных слушаний.

Однако уставы муниципальных образований или нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований могут закреплять и дополнительные этапы при проведении публичных слушаний. В таком случае соблюдение указанных этапов также будет являться обязательным.

Так, п. 1.8.4 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам в области градостроительной деятельности в МО Верхнесалдинский район закреплено, что уполномоченный на проведение публичных слушаний орган назначает председательствующего на публичных слушаниях; составляет план работы по подготовке и проведению публичных слушаний; решает иные вопросы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний .

Обязательным моментом при проведении публичных слушаний должно быть соблюдение порядка, поскольку выносимые вопросы могут быть самыми разнообразными и «острыми». Поэтому в муниципальных правовых актах, регламентирующих проведение публичных слушаний, можно установить норму следующего содержания: «По решению большинства от присутствующих участников публичных слушаний любые лица, нарушающие общественный порядок, порядок проведения публичных слушаний либо иными действиями проявляющие неуважение к участникам публичных слушаний, удаляются из помещения, в котором проводятся публичные слушания. Меры по удалению из помещения такого участника публичных слушаний принимаются председателем публичных слушаний». Подобное положение позволит провести публичные слушания в спокойной обстановке.

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Определение термина «публичные слушания»

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

  • Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
  • №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
  • нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
  • уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.

Подведение итогов

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

Постановлением Правительства от 11 декабря 2019 года № 1635 утверждены новые правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые начнут действовать с 1 января 2020 года. Одновременно с указанной даты действующие сегодня правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 года № 835 (далее – Правила от 22 августа 2016 г.), утратят свою силу.

Принципиальным отличием нового порядка является то, что со дня его вступления в действие обязательное общественное обсуждение для осуществления закупок при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если начальная (максимальная) цена такого контракта не превышает 2 млрд руб., проводиться не будет. Не предусматривается также и проведение общественного обсуждения госзакупок в два этапа.

Напомним, сегодня проведение общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд проводится в два этапа с направлением протоколов их проведения в органы, подведомственные Минфину России. Обязательно проведение общественного обсуждения для контрактов при начальной (максимальной) цене, равной или превышающей 1 млрд руб., но предусмотрены исключительные случаи, когда не требуется обязательное общественное обсуждение, в частности, при осуществлении госзакупок:

  • с применением закрытых способов определения поставщиков. Согласно ст. 84 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) такие способы применяются только в случаях закупок товаров (работ, услуг) необходимых для обеспечения федеральных нужд, составляющих государственную тайну; заключения контрактов, где договором предусматриваются отношения в части страхования, транспортировки и охраны ценностей Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, рукописей, документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение; закупок по услугам уборки помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (подп. «а» п. 2 разд. 1 Правил от 22 августа 2016 г.);
  • в рамках гооборонзаказа (подп. «б» п. 2 разд 1 Правил от 22 августа 2016 г.);
  • путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона, запроса предложений (подп. «в» п. 2 разд. 1 Правил от 22 августа 2016 г.);
  • путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона № 44-ФЗ (подп. «г» п. 2 разд. 1 Правил от 22 августа 2016 г.). Следует отметить, что последнее основание новым постановлением исключено из перечня тех госзакупок, по которым общественное обсуждение может не проводиться.

Период проведения общественного обсуждения не подвергся изменению: его начало обозначено с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок плана-графика закупок и соответствующей информации об этом и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона № 44-ФЗ. Закреплены положения об определении круга заказчиков, уполномоченных проводить общественное обсуждение, и его участников, которые могут оставлять замечания или предложения по поводу размещенного заказа, а также срок рассмотрения заказчиком таких замечаний и предложений.

Помимо этого, как известно, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона № 44-ФЗ субъекты РФ вправе устанавливать в дополнение к правилам, установленным Правительством РФ, иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд субъектов и муниципальных нужд, а также соответствующий порядок обязательного общественного обсуждения.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПЛАНИРУЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

от 14 октября 2015 года N 437

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПЛАНИРУЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в целях организации и проведения общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности в рамках оценки воздействия на окружающую среду, приказываю:
1. Утвердить Рекомендации о порядке организации и проведения общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности в рамках оценки воздействия на окружающую среду (далее — Рекомендации) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми, руководителям предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при осуществлении организации и проведения общественных обсуждений руководствоваться Рекомендациями, указанными в пункте 1 настоящего приказа.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его принятия.

Министр
Р.ПОЛШВЕДКИН

приложение. РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПЛАНИРУЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Утверждены
Приказом
Министерства
природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Коми
от 14 октября 2015 года N 437
(приложение)

Настоящие Рекомендации о порядке организации и проведения общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности в рамках оценки воздействия на окружающую среду (далее — Рекомендации) разработаны на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372, и иных требований законодательства в части обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на участие в обсуждении планируемой деятельности, и определяют порядок организации и проведения на территории муниципального образования общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности в рамках оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Настоящие Рекомендации разработаны в целях определения взаимодействия между следующими сторонами:
физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, планируемая хозяйственная и иная деятельность которых может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, и для планируемой деятельности которых обязательна оценка воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
органами местного самоуправления, на территории которых планируется хозяйственная и иная деятельность, способная оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду;
общественностью, интересы которой затрагиваются при принятии решений о реализации планируемой деятельности.

I. Общие положения

1.1. В настоящих Рекомендациях используются следующие понятия:
планируемая деятельность — намечаемая хозяйственная и иная деятельность, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и требующая проведения оценки воздействия на окружающую среду;
оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее — ОВОС) — процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий;
материалы по оценке воздействия на окружающую среду (далее — материалы ОВОС) — вид обосновывающей документации планируемой деятельности, подготавливаемый заказчиком по результатам процесса ОВОС;
резюме нетехнического характера — аннотация материалов ОВОС, изложенная в доступной форме, содержащая основные результаты оценки воздействия, выводы относительно планируемой деятельности, основные планируемые мероприятия по охране окружающей среды;
общественность — физические и юридические лица, интересы которых прямо или косвенно могут быть затронуты экологическими, социальными и экономическими последствиями намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
заказчик — физическое или юридическое лицо, выступающее с инициативой проведения общественных обсуждений, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности;
общественные обсуждения — комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленный на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия;
предмет общественных обсуждений — соответствие планируемой деятельности, процесса проведения ОВОС, обосновывающей документации, установленным законодательством требованиям, оценка экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности, наличие и достаточность мероприятий по предупреждению и (или) минимизации и компенсации возможных негативных последствий реализации планируемой деятельности;
общественные слушания — публичное мероприятие в рамках общественных обсуждений, проводимое по плану общественных обсуждений в форме собрания заинтересованных лиц без предварительной подачи заявок на участие;
протокол общественного слушания — информационно-справочный документ, подписанный участниками общественного слушания, удостоверяющий факт состоявшегося мероприятия и отражающий его содержание и результаты;
материалы общественных обсуждений — информационные материалы, документы в текстовой, графической, схематической, аудио, видео и (или) иных формах, отражающие процесс организации и проведения, а также результаты общественных обсуждений.
1.2. Рекомендации могут быть использованы для организации и проведения общественных обсуждений в отношении планируемой деятельности, требующей проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, включая деятельность, обосновывающая документация по которой подлежит государственной экологической экспертизе.
Рекомендации могут быть использованы для организации и проведения общественных обсуждений на всех этапах проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (этап составления технического задания на разработку ОВОС, этап подготовки предварительного варианта материалов ОВОС, этап подготовки окончательного варианта материалов ОВОС).
1.3. Общественные обсуждения организуются и проводятся заказчиком в соответствии с законодательством, с участием администрации муниципального образования (далее — администрация МО), на территории которого предполагается реализация планируемой деятельности.
1.4. Организация и проведение общественных обсуждений основывается на принципах законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, призванных решать следующие задачи:
информирование общественности о планируемой деятельности, в том числе обеспечение своевременного доступа общественности к информации о планируемой деятельности, ее экологических, социальных, экономических и иных аспектах;
обеспечение возможности участия общественности в процессе принятия решения о реализации объекта планируемой деятельности в рамках оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
выявление общественного мнения по объекту общественных обсуждений и учет общественного мнения, предложений общественности, выявленных в процессе оценки воздействия.
1.5. Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о планируемой хозяйственной и иной деятельности и привлечение общественности к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса.
1.6. Способы участия общественности в обсуждении планируемой деятельности могут осуществляться в следующих формах:
очная форма общественных обсуждений — форма проведения общественных обсуждений, предусматривающая присутствие заказчика или его представителей, других участников общественных обсуждений и совместное обсуждение объекта общественных обсуждений (консультации, общественные слушания, конференции, иные очные формы);
заочная форма общественных обсуждений — форма проведения общественных обсуждений, предусматривающая информирование о планируемой деятельности, ее экологических, социальных и иных аспектах, сбор вопросов, замечаний и предложений, опросы, анкетирование, обсуждение в средствах массовой информации, в сети Интернет, иные заочные способы выявления мнения общественности о возможном воздействии планируемой деятельности на окружающую среду.
1.7. Очные и заочные формы общественных обсуждений организуются и проводятся заказчиком по согласованию с администрацией МО при разработке плана общественных обсуждений.
Заказчик оплачивает и иным образом обеспечивает проведение мероприятий общественных обсуждений.
1.8. Выбор очной формы общественных обсуждений предлагается заказчиком и согласовывается администрацией МО при разработке плана общественных обсуждений.
1.9. Использование таких заочных форм общественных обсуждений, как информирование в средствах массовой информации, сбор вопросов, замечаний и предложений, является обязательным и подлежит включению в план общественных обсуждений.
Использование иных заочных форм общественных обсуждений возможно по инициативе заказчика по согласованию с администрацией МО при разработке плана общественных обсуждений.
1.10. Проведение очной формы общественных обсуждений в форме общественных слушаний организуется администрацией МО по заявлению заказчика и при его участии.
1.11. Результатами проведения общественных обсуждений являются:
исполнение информационных мероприятий, обеспечивающих представление общественности информации о планируемой деятельности, характере и масштабах ее воздействия на окружающую среду, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия, возможности минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений в отношении реализации планируемой деятельности.
1.12. Итоговыми документами общественных обсуждений могут быть:
в случае принятия решения о целесообразности проведения общественных слушаний — протокол общественных слушаний по намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
в случае принятия решения о нецелесообразности проведения общественных слушаний — уведомление о результатах проведения общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального образования с приложением свода замечаний и предложений от общественности (в случае их поступления).
Материалы общественных обсуждений включаются в материалы ОВОС и используются в процессе принятия управленческих решений.

II. Организация и проведение общественных обсуждений

Инициирование организации и проведении общественных обсуждений

Заказчик, приняв решение о подготовке к реализации планируемой деятельности на территории муниципального образования, направляет в администрацию муниципального образования:
заявление об организации и проведении общественного обсуждения (рекомендуемая форма приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям);
— данные о заказчике, а также документ, удостоверяющий полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заказчика;
материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, включая краткое изложение для неспециалистов — резюме нетехнического характера.

Организация общественных обсуждений

2.1. Ответственное должностное лицо администрации МО осуществляет проверку заявления и документов заказчика на соответствие требований пункта 1 раздела II настоящих Рекомендаций.
2.2. В случае несоответствия представленных документов требованиям пункта 1 раздела II настоящих Рекомендаций ответственное должностное лицо администрации МО в течение 7 рабочих дней со дня приема документов готовит и направляет заказчику уведомление об отказе в рассмотрении запроса с указанием причин отказа.
2.3. В случае соответствия представленных документов требованиям пункта 1 раздела II настоящих Рекомендаций ответственное должностное лицо администрации МО в течение 7 рабочих дней со дня приема документов проводит работу с заказчиком для решения следующих вопросов:
1) определяются сроки проведения процедуры общественных обсуждений;
2) определяется целесообразность (нецелесообразность) проведения общественных слушаний, а также иных форм очной формы общественных обсуждений, с учетом степени экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, фактора неопределенности, степени заинтересованности общественности;
3) согласовывается перечень сведений, которые необходимо указать заказчику в информационном сообщении о начале процедуры общественных обсуждений в соответствии с приложением 2 настоящих Рекомендаций;
4) выбираются официальные издания средств массовой информации для опубликования информационного сообщения о начале процедуры общественных обсуждений: информация публикуется не менее чем за 30 календарных дней до даты окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний) в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и официальных изданиях органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация планируемой деятельности;
определяется необходимость применения дополнительных способов распространения информационных сообщений (радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, иные средства);
5) выявляются представители общественности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, интересы которых прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации, выбирается способ их информирования;
6) определяется дата начала доступности, способы и места доступа к документации для ознакомления общественности с материалами оценки воздействия на окружающую среду, а также необходимое количество экземпляров документации, которое обеспечивается заказчиком;
7) достигается договоренность о порядке и способах сбора, свода замечаний и предложений, поступающих от общественности в период проведения общественных обсуждений;
8) согласовывается дата, время и место проведения общественных слушаний (в случае принятия решения о целесообразности их проведения), определяется необходимость организации транспорта для участников слушаний из отдаленных населенных пунктов;
9) определяется необходимость применения иных форм выявления общественного мнения по планируемой деятельности.
Решение вопросов, указанных в подпунктах 1 — 9 настоящего пункта, может осуществляться: в ходе проведения рабочих встреч, с использованием средств телефонной, факсимильной связи, электронной почты.
Количество рабочих встреч определяется производственной необходимостью.
2.4. При обсуждении планируемой деятельности, намечаемой к реализации в границах населенного пункта, общественные слушания могут быть проведены в данном населенном пункте, по планируемой деятельности, намечаемой к реализации на территориях двух и более населенных пунктов, на межселенных территориях — в административном центре городского округа, муниципального района.
С учетом прогнозируемого масштаба воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, заинтересованности жителей муниципального образования, общественные слушания могут быть организованы и проведены в нескольких населенных пунктах городского округа, муниципального района.
2.5. Принятые в ходе работы решения по подпунктам 1 — 9 пункта 2.3 настоящих Рекомендаций фиксируются в плане общественных обсуждений, который согласовывается обеими сторонами и подлежит исполнению обеими сторонами (рекомендуемая форма плана приведена в приложении 3 к настоящим Рекомендациям).
2.6. После согласования плана общественных обсуждений по подпунктам 1 — 9 пункта 2.3 настоящих Рекомендаций заказчику предоставляется 7 рабочих дней для подготовки и опубликования информационных сообщений о начале процедуры общественных обсуждений в официальных изданиях средств массовой информации и для оповещения общественности, соответствующей требованиям подпункта 5 пункта 2.3 настоящих Рекомендаций.
2.7. После предоставления заказчиком подтверждения фактов информирования общественности (экземпляр газеты, квитанции при необходимости) ответственное должностное лицо администрации МО в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения факта информирования подготавливает проект распоряжения администрации МО о проведении общественных обсуждений и назначении ответственных должностных лиц за проведение процедуры общественных обсуждений на территории МО по заявленной документации.
В этот же срок ответственное должностное лицо администрации МО обеспечивает размещение на сайте администрации МО согласованного обеими сторонами плана общественных обсуждений и распоряжения администрации МО о проведении общественных обсуждений.
Информация о проводимых общественных обсуждениях может предоставляться администрацией МО заинтересованным лицам и организациям при наличии соответствующего запроса.
2.8. В случае не исполнения заказчиком условий пункта 2.6 настоящих Рекомендаций ответственное должностное лицо администрации МО в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока информирования заказчиком общественности, подготавливает проект уведомления об отказе в проведении общественных обсуждений с указанием причины отказа и возврате документации.
2.9. Заказчик вправе повторно обратиться в администрацию МО для инициирования процедуры общественного обсуждения.
2.10. В случае выхода информационного сообщения в официальных изданиях средств массовой информации в неустановленные сроки заказчик публикует в официальных изданиях средств массовой информации информационное сообщение об отмене, либо переносе (по согласованию с администрацией МО) общественного обсуждения. Администрация МО в свою очередь размещает такое информационное сообщение на сайте администрации МО.

Проведение общественных обсуждений

3.1. Основанием для начала проведения общественных обсуждений является распоряжение администрации МО о проведении общественных обсуждений и назначении ответственных должностных лиц за проведение процедуры общественных обсуждений на территории МО по заявленной документации.
3.2. Срок проведения общественных обсуждений составляет не менее 30 календарных дней от даты публикации информации заказчиком в официальных изданиях средств массовой информации.
В течение этого срока заказчик совместно с администрацией МО в соответствии с согласованным планом общественных обсуждений:
организуют места доступа общественности к документации для ознакомления в течение 30 календарных дней, но не позднее чем за 14 календарных дней до даты окончания общественных обсуждений. Необходимое количество экземпляров документации обеспечивает заказчик;
принимают и документируют замечания и предложения, поступающие от общественности в установленном порядке согласно подпункту 7 пункта 2.3 настоящих Рекомендаций. Замечания и предложения, принятые администрацией МО, перенаправляются заказчику и подлежат отражению в материалах ОВОС.
3.3. В случае принятия решения о проведении общественных слушаний ответственное должностное лицо администрации МО:
согласовывает с заказчиком кандидатуры председателя и секретаря общественных слушаний, ответственных за ведение общественных слушаний и подготовку протокола общественных слушаний;
согласовывает с заказчиком и представителями общественности (в случае, если представители общественности проявили такую инициативу) порядок ведения общественных слушаний (повестку дня), состав приглашенных участников, необходимость приглашения к участию иных специалистов;
обеспечивает присутствие на общественных слушаниях заинтересованных представителей администрации МО и органов государственной власти;
оговаривает с заказчиком и представителями общественности порядок выступления представителей заказчика, администрации МО, общественности.
3.4. В случае принятия решения о проведении общественных слушаний обязанностями заказчика являются:
обеспечение в полном объеме всех затрат, возникающих при подготовке и проведении общественных слушаний;
ведение аудиозаписи и видеозаписи (при необходимости);
обеспечение доступности аудиозаписи и видеозаписи (при ее ведении) — в случае невозможности обеспечения очного участия в мероприятии всех заинтересованных лиц.
3.5. До начала общественных слушаний представители администрации муниципального образования и заказчика организуют регистрацию участников общественных слушаний.
Регистрация участников предусматривает указание:
фамилии, имени, отчества (при наличии) участника;
адрес места регистрации (жительства);
статус участника (представитель заказчика, органа власти, житель муниципального образования, представитель юридического лица с указанием юридического лица и места его регистрации, иное);
подпись в явочном листе.
Участниками общественных слушаний могут быть представители администрации МО и заказчика, проектных организаций, участвующих в разработке документации по планируемой деятельности, ответственного исполнителя проведения ОВОС, зарегистрировавшиеся представители общественных организаций, граждане, представители органов власти, а также приглашенные эксперты, специалисты.
3.6. Общественные слушания открываются докладами председателя общественных слушаний, далее — представителей заказчика по объекту и предмету общественных слушаний. Представители заказчика информирует участников слушаний об экологически значимых вопросах, замечаниях, предложениях общественности, поступивших в предыдущий период общественных обсуждений, о содержании данных ответов.
Участники общественных слушаний представляются, задают вопросы по объекту и предмету общественного слушания, высказывают свои мнения, замечания, предложения.
Не обсуждаются вопросы, в том числе по планируемой деятельности, не относящиеся к объекту, задачам и предмету общественных слушаний.
3.7. В период оформления протокола принимаются и документируются замечания и предложения участников общественных слушаний по объекту и предмету (теме) обсуждения.
3.8. Протокол общественных слушаний планируемой деятельности должен содержать (рекомендуемая форма приведена в приложении 4 к настоящим Рекомендациям):
информацию о месте проведения, дате проведения общественных слушаний, способах информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения;
информацию заказчика о замечаниях и предложениях общественности, поступивших в период проведения общественных обсуждений с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие не учтены, основание для отказа;
вопросы, рассмотренные участниками общественных слушаний и основные тезисы их выступлений;
аргументированные замечания и предложения (с указанием их авторов), в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органом местного самоуправления и заказчиком (в случае выявления);
мнение общественности по намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Протокол подписывается представителями администрации МО, заказчика, представителями граждан, общественных организаций, кандидатуры которых были выдвинуты для участия в подготовке и подписании протокола.
В случае неявки на общественные слушания представителей граждан и общественных организаций в протоколе отражается факт их отсутствия на общественных слушаниях. В таком случае протокол подписывается представителями администрации МО и заказчика.
Протокол общественных слушаний составляется в трех экземплярах, один экземпляр остается в архиве администрации МО, два экземпляра передаются заказчику.
К протоколу прилагается список участников (явочный лист или его заверенная копия) с указанием данных, приведенных при регистрации участников.
Участники подписания протокола, несогласные с его содержанием в силу неполноты или неверности отражения содержания состоявшегося обсуждения, подписывают его с особым мнением, указывая на его наличие записью рядом с подписью и прилагая особое мнение в письменном виде к протоколу. Особое мнение должно содержать аргументированные замечания относительно неполноты и неверности протокола, составляемого по объекту и предмету общественных слушаний.
3.9. Протокол общественных слушаний должен быть оформлен и подписан не позднее 5 календарных дней после окончания общественных слушаний.
3.10. В случае, если ранее было принято решение о нецелесообразности проведения общественных слушаний по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, ответственной должностное лицо администрации МО:
по окончании срока общественных обсуждений подготавливает уведомление в адрес заказчика о проведении общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального образования без проведения общественных слушаний с приложением свода замечаний и предложений, поступивших в администрацию МО от общественности за указанный период (при их наличии).
Уведомление о проведении общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности без проведения общественных слушаний готовится и подписывается руководителем Администрации в течение 5 рабочих дней с даты окончания приема замечаний и предложений, обозначенной в информационном сообщении в средствах массовой информации.
3.11. Датой завершения общественных обсуждений является дата подписания протокола общественных слушаний, уведомления о проведении общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального образования без проведения общественных слушаний.
3.12. Информация об окончании общественных обсуждений, результаты общественных обсуждений, содержащие итоговые документы, размещаются ответственным должностным лицом администрации МО на сайте администрации МО, рассылаются по запросу всем заинтересованным лицам и организациям.

Приложение 1

<*> указывается при наличии.

Приложение 2

Приложение 2
к Рекомендациям
о порядке организации и проведения
общественных обсуждений
планируемой хозяйственной
и иной деятельности
в рамках оценки воздействия
на окружающую среду

Рекомендуемая форма публикации в официальных изданиях органов исполнительной власти об общественных обсуждениях

Приложение 3

Приложение 3
к Рекомендациям
о порядке организации и проведения
общественных обсуждений
планируемой хозяйственной
и иной деятельности
в рамках оценки воздействия
на окружающую среду

<*> указывается при наличии.

Приложение 4

Приложение 4
к Рекомендациям
о порядке организации и проведения
общественных обсуждений
планируемой хозяйственной
и иной деятельности
в рамках оценки воздействия
на окружающую среду

<*> указывается при наличии.

Публичные слушания проводятся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *