Проверка финансово-хозяйственной деятельности школы обычно вызывает бурный интерес не только со стороны администрации и сотрудников образовательного учреждения, но и со стороны общественности, в том числе родителей учеников. Разбираемся, как проходит мероприятие и как школе к нему подготовиться.

Порядок проведения финансовой проверки в школе

О том, какие бывают проверки, мы уже рассказывали . Сегодня остановимся на финансовом мониторинге.

Первым делом стоит сказать, что организаций, уполномоченных контролировать финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) образовательного учреждения, существует несколько:

  • Федеральное казначейство РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований;
  • региональные органы образования;
  • в крайнем случае – прокуратура, управление по борьбе с экономическими преступлениями, контрольно-ревизионное управление и другие.

С одной стороны, каждое из них выполняет свою функцию. С другой стороны, служебные обязанности некоторых из них пересекаются, что вполне ожидаемо. Поэтому часто бывает так, что сотрудники контролирующих ведомств плотно общаются между собой, чтобы не дублировать работу друг друга и не надоедать поднадзорным организациям одними и теми же вопросами.

Проверки могут быть разнородными по сути. Они отличаются:

а) по срокам проведения:

  • плановые – проводятся не один раз в три года (как это обычно бывает), а один раз в два года (в соответствии с 944-м постановлением российского правительства от 23 ноября 2009 года об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых требуется особая периодичность плановых проверок. Сады и школы в этом списке);
  • внеплановые – могут быть вызваны чьей-то жалобой либо желанием ревизоров проверить, исправила ли школа ошибки, на которые ей было указано во время предыдущей проверки.

б) по месту проведения:

  • выездные, или инспекционные – проходят непосредственно в школе;
  • камеральные – ревизоры изучают документы образовательного учреждения у себя в офисе.

В любом случае мониторинг не может продолжаться больше двадцати рабочих дней. Уведомление о грядущей плановой ревизии школа должна получить как минимум за три рабочих дня, о внеплановой – за 24 часа либо вообще без предупреждения, если есть информация о причинении вреда людям, природе, объектам культурного наследия.

Список организаций, которым предстоит в этом году проверка, размещается в открытом доступе на сайте контролирующих органов не позднее 31 декабря прошедшего года. Также эту информацию можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры России, введя в поисковой строке название школы либо ее ИНН.

Перед началом мониторинга проверяющие должны предъявить школьной администрации служебные удостоверения и прочую документацию, в том числе план-задание проверки с подписью руководителя.

В свою очередь ревизоры имеют полное право:

  • запрашивать любую информацию о ФХД, все необходимые материалы и документы (в том числе внутришкольные нормативные акты, распорядительные, бухгалтерские, финансовые бумаги) и проводить их экспертизу;
  • наблюдать за деятельностью учебного заведения;
  • осматривать здание школы и прилегающую территорию;
  • проводить опрос сотрудников и учеников школы;
  • требовать в ходе проверки письменные объяснения у работников образовательной организации.

В то же время контролеры не могут:

  • устраивать проверку в отсутствие администрации образовательного учреждения;
  • запрашивать документы, не имеющие отношения к предмету мониторинга;
  • изымать оригиналы документов.

По итогам составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности школы. В этом документе отражают:

  • полное наименование образовательного учреждения, его ИНН;
  • информацию о проверяющей организации;
  • дату начала и окончания мониторинга;
  • обнаруженные нарушения и их суть;
  • предписания об их устранении с указанием сроков и конкретных действий;
  • препятствия, чинимые администрацией школы (если они имели место), в том числе непредоставление документов и прочей информации;
  • итоги мониторинга.

Если ни одного нарушения обнаружено не было, акт все равно составляется. Документ оформляют в двух экземплярах: по одному для администрации школы и для проверяющей организации. На втором из них обязательно должна стоять подпись директора школы. Если он не согласен с какими-либо фактами в итоговом акте, следует тут же письменно отметить это, аргументировав свою позицию копиями соответствующих документов. Иначе потом, в процессе судебного разбирательства, доказать ошибку проверяющих будет сложнее.

Важный момент: акты проверки финансовой деятельности школы после каждого мониторинга должны оперативно размещаться на сайте образовательного учреждения для свободного ознакомления.

Что проверяют

В ходе проверки финансовой деятельности школы основное внимание уделяется:

  • прозрачности ведения бюджета;
  • законности приобретения материальной базы, в том числе принятия спонсорской помощи (как ее правильно оформить, мы рассказывали );
  • обоснованности и экономическому смыслу бухгалтерских операций;
  • качеству выполнения государственного задания, в том числе информации о количестве учеников (подробно о подушевом финансировании читайте в этой статье);
  • соответствию предоставленных отчетов реальному положению вещей;
  • проверке подлинности всех выполненных работ и проведенных сделок (бывает, что ревизоры сталкиваются со случаями, когда школьная администрация заключает и оплачивает контракт на стрижку и полив газонов в зимнее время);
  • сверке записей о банковских операциях и информации, полученной непосредственно от банка;
  • системе хозяйственного учета и информации о хозяйственных процедурах.

Также в процессе мониторинга ревизоры контролируют:

  • организацию питания учеников и сотрудников;
  • проведение текущего ремонта;
  • материально-техническое оснащение и финансовую обеспеченность школы;
  • фактическое наличие и состояние муниципального имущества, которым управляет образовательное учреждение;
  • соответствие внутришкольной правовой документации требованиям законодательства и порядок ее соблюдения.

Перечень документов

Какие документы к прибытию проверяющих потребуются от бухгалтерии и администрации? Вот список, и он немаленький:

а) для проверки ФХД:

  • устав;
  • лицензия;
  • свидетельство об аккредитации;
  • коллективный договор;
  • отчет об исполнении бюджета;
  • должностные инструкции сотрудников;

б) для проверки сметы:

  • договора о хоздеятельности;
  • акты сверки с поставщиками;
  • смета расходов за отчетный период с полной расшифровкой и объяснением причин ее корректировки;
  • дебиторская и кредиторская задолженности за проверяемый отрезок времени;

в) для проверки кассовых операций:

  • журналы регистрации приходных и расходных ордеров, а также депонированных средств;
  • акты инвентаризации кассы, ее лимит;
  • приказ о назначении кассира, его должностная инструкция;

г) для проверки начисления заработной платы:

  • списки сотрудников с учетом совместительства;
  • штатное расписание и тарификация;
  • приказы об аттестации сотрудников;
  • табели и графики учета рабочего времени;
  • протоколы совещаний по назначению стимулирующих выплат (подробно об этом мы рассказывали );
  • приказы по личному составу.

д) для проверки материального обеспечения детей-льготников:

  • списки льготников;
  • личные дела льготников и подтверждающие документы, в том числе справки из органов соцзащиты;

е) для проверки питания:

  • акты проверки столовой;
  • меню на десять дней;
  • контракты с поставщиками;
  • оборотная ведомость продуктов;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц;
  • документы об инвентаризации;

ж) для проверки основных средств, в том числе материальных:

  • оборотная ведомость забалансовых счетов;
  • описи инвентаря;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц.

Ответы на основные вопросы

1. Ясно, что в случае обнаружения проблем отвечать будет директор образовательного учреждения. Даже если сам он, что называется, ни сном ни духом. Как директору обезопасить себя?

Первым делом следует обратить особое внимание на профессиональные и личностные качества сотрудников, допущенных к денежному потоку в школе. Разумеется, подавляющее большинство бухгалтеров – честные люди. Но, увы, бывают и исключения. К примеру, в прошлом году в новостных лентах появилось сообщение о том, что в Ростове-на-Дону школьный бухгалтер втайне от руководства присвоила себе 14,5 миллионов рублей (подробнее об этом мы рассказывали ).

Отдельного упоминания заслуживает ЭЦП (электронная цифровая подпись). Директор, и только директор может иметь к ней доступ. Иначе он просто перестанет контролировать ситуацию со школьным бюджетом. Да и не только с ним, поскольку «дополнительный» владелец ЭЦП сможет по-тихому издать любой документ от имени школьного руководства.

2. В ходе мониторинга комиссия обнаружила административное нарушение и выписала штраф. Кто будет его оплачивать?

Все зависит от того, кого или что оштрафовала комиссия. Если юридическое лицо, то есть школу, то денежную компенсацию выплачивает само образовательное учреждение из своего бюджета. Если же санкции наложены на физическое лицо (директора, бухгалтера, кого-то из педагогов и т. д.), то человек оплачивает штраф за счет своих личных средств.

3. Где выявляется наибольшее количество нарушений при проведении мониторинга ФХД?

Служба финансового контроля органа управления предупреждает, что чаще всего проблемы возникают при проверке:

  • выполнения государственного задания (неверное количество учеников и т. д.);
  • оплаты труда («мертвые души», оплата неподтвержденной работы и т. д.);
  • процесса учета и хранения материальных ценностей (списание имущества без фиксации этого в соответствующих документах, неотражение централизованно полученного имущества и т. д.);
  • использования казенной собственности (нецелевое использование помещений и т. д.);
  • проведения закупок (оплата нецелесообразных работ, намеренное ограничение конкуренции и т. д.).

А значит, именно на эти пункты следует обратить особое внимание школьной администрации. Ответственным за организацию ВФК (внутреннего финансового контроля) является директор школы.

4. Кто может быть членом комиссии ВФК?

Обычно в нее входят:

  • контрактный управляющий или зам по управлению ресурсами;
  • бухгалтер или кадровик;
  • кто-либо материально ответственный (завхоз, лаборант);
  • заместитель по учебно-воспитательной работе или кто-то из педагогов;
  • кто-либо из управляющего совета школы или из первичного профсоюза.

Важно: члены комиссии не имеют права мониторить свою собственную деятельность. В то же время каждый объект должны контролировать как минимум два члена комиссии ВФК.

Оригинальная статья размещена

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

О ВЕДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ГУ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Утверждены формы документов строгой отчетности для использования организациями образования в образовательной деятельности:

Приказ МОН РК «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности» от 23 октября 2007 года №502 с внесенными изменениями приказом МОН РК от 14 сентября 2009 года №425

Учебно-педагогическая документация:

  • Книга приказов
  • Книга протоколов педагогического совета школы
  • Книга учета личного состава педагогических работников
  • Алфавитная книга записи учащихся
  • Личные дела учащихся
  • Классные журналы
  • Журналы факультативных занятий
  • Журнала учета пропущенных и замещенных уроков
  • Книга учета бланков табелей успеваемости учащихся
  • Книга учета бланков и выдачи аттестатов об общем среднем образовании
  • Книга учета выдачи похвальных грамот «за особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальных листов «за отличные успехи».

Внутришкольные документы должны оформляться своевременно, четко, разборчиво, без подчисток, помарок, вызывающих сомнения в достоверности внесенных данных.

Записи в документах пишутся чернилами или на компьютере (по решению администрации школы).

За достоверность сведений содержащихся в документах, и доброкачественное их оформление, ответственность несут должностные лица, подписавшие документ.

Личное дело учащегося ведется в каждой школе и на каждого ученика с момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия).

В личное дело учащегося заносятся общие сведения об учащемся, итоговые оценки успеваемости по классам (табели успеваемости) и записи о наградах (Похвальный лист, Похвальная грамота).

В период обучения учащегося в 10-11 (12) классах свидетельство об окончании основной школы находится в личном деле и выдается на руки после окончания средней школы.

Личные дела 7-11 классов ведутся классными руководителями.

Классный журнал —

является документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя.

Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по форме, утвержденной МОН Республики Казахстан.

Классный журнал

В журнале учтены страницы, как для предметов инвариантной части Базисного учебного плана, так и для вариативной части (курсы по выбору, прикладные курсы).

Классный журнал

В классном журнале учитель обязательно отмечает посещаемость учащихся, выставляет оценки за проверки самостоятельных и контрольных работ, устные ответы учащихся, а также записывает:

  • Тему урока в соответствии с программой и учебным планом;
  • Домашнее задание.

Классный журнал

Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно в соответствии с установленной формой и на языке обучения (исключение — казахский язык в классах с русским языком обучения – на казахском языке; русский язык классах с казахским языком обучения — на русском языке).

Классный журнал

Классный руководитель заполняет «Общие сведения об учащихся» с использованием данных из личных дел.

Если учащийся прибыл в течение учебного года, его фамилия вносится в конце списка.

Классный журнал

Ежемесячно классным руководителем в раздел «Учет посещаемости учащихся» записывается количество дней и уроков, пропущенных каждым учащимся и классом в целом за четверть (полугодие) и учебный год.

В случае длительной болезни учащегося занятия с ним проводятся на дому (в санатории, больнице).

Классный журнал

Сведения об участии учащихся в кружках и на факультативных занятиях, в общественно-полезной работе, о сдаче Президентских тестов физической подготовленности заполняются классным руководителем.

Страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем директора по УР.

Классный журнал

  • Классный журнал является государственным документом, ведение которого обязательно для каждого учителя школы и классного руководителя.
  • Директор школы и его заместитель по учебной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов школы и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения.
  • Классный журнал рассчитан на один учебный год.
  • Журналы параллельных классов нумеруются литерами: 7 «А», 7″Ә», 7″Б», 7 «В» класс и т.д.

Классный журнал

  • Заместитель директора по учебной работе (директор) дает указания учителям о распределении в журнале страниц, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
  • Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также отмечать посещаемость школьников.
  • На левой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать дату проведения урока, отмечать отсутствующих на уроке учащихся буквой «н».
  • На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.

Классный журнал

  • Графа «заметки учителя» служит для записи замечаний учителя о поведении отдельных учащихся, их продвижении или отставания в учебе.
  • При проведении сдвоенных уроков необходимо записывать дату и тему каждого урока.
  • По письменным работам отметки выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа.
  • По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным, письменным работам точно указывается их тема и количество затраченных часов.
  • В графе «домашнее задание» записываются содержание задания и характер его выполнения (читать, читать наизусть и т.д.), страницы, номера задач и упражнений, практические работы. Если учащимся дается задание на повторение, то конкретно указывается его объем.

Классный журнал

  • Итоговые оценки за каждую учебную четверть (полугодие) выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти (полугодии). Одновременно с этим четвертные (полугодовые) оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости и посещаемости учащихся.
  • В журнале учтено то, что класс на занятия по иностранному языку, физической культуре, трудовому обучению, а также по русскому языку в классах с казахским языком обучения и казахскому языку в классах с русским языком обучения делится на две группы.

Классный журнал

  • Классный руководитель аккуратно записывает в классном журнале:
  • Фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке
  • Заполняет «общие сведения об учащихся» с использованием данных из их личных дел (алфавитный номер, эл. адрес…)
  • Ежемесячно записывает в разделе «учет посещаемости учащихся» количество дней и уроков, пропущенных учащимися
  • Подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся и классом в целом за четверть (полугодие) и учебный год.

Классный журнал

  • Страница «показатели физической подготовленности» заполняется учителем физической культуры.
  • Страница «сведения о сдаче президентских тестов физической подготовленности» заполняется учителем физической культуры в 7-х, 9-х и 11-х классах.
  • Сведения об участии учащихся в кружках и факультативных занятиях, общественно полезной работе заполняется классным руководителем.
  • Страница «замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем директора по учебной работе или директором школы.
  • Все записи в журнале должны производиться четко, аккуратно пастой или чернилами (по решению администрации школы).

Классный журнал

  • Оценки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются не всем учащимся за то число, когда проходила работа.
  • Слабый устный опрос учащихся ведет к малой наполняемости оценок, при этом четверная оценка часто выставляется на основании только одной-двух.
  • В журналах не фиксируется повторение учебного материала (в начале учебного года, сопутствующее повторение, повторение при подготовке к промежуточной итоговой аттестации)
  • В журнале не всегда отмечается домашнее задание, а также видовое распределение домашнего задания.
  • Имеет место большое количество выставленных неудовлетворительных отметок за урок.
  • Не всегда отмечаются отсутствующие учащиеся.
  • В журналах остается большое количество точек и замазка.

Журнал факультативных занятий

  • Является основным документом учета работы факультативных групп и групп курсов по выбору.
  • Документ ведется в основных и средних школах по каждому факультативному курсу и курсам по выбору отдельно.
  • Требования к ведению записей в журнале факультативных занятий аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку ведения их в классном журнале.

Табеля успеваемости

  • Во всех школах ведется книга учета табелей успеваемости учащихся.
  • В этой книге делается отметка о полученных и заполненных табелях успеваемости учащихся.
  • В соответствующих графах табеля проставляются четвертные и годовые оценки по предметам в соответствии с общеобязательными государственными стандартами и записи решения педагогического совета.
  • Табеля успеваемости учащихся хранятся в личных делах учащихся.
  • На табеле должен быть указан регистрационный номер табеля успеваемости учащихся из книги регистрации табеля.
  • Титульный лист табеля успеваемости и поведения учащегося заполняется на языке обучения.
  • На развёрнутой странице табеля успеваемости и поведения учащегося вносятся годовые отметки по всем предметам, которые изучались в данном классе.
  • Оценки за факультативные, элективные курсы не выставляются.
  • Результат по переводным экзаменам заносится в строку «Экзаменационная оценка».
  • В табеле успеваемости и поведения учащегося отметка по каждому предмету проставляется цифрами 2, 3, 4, 5, н\а, осв.
  • Отметка н\а (не аттестован) может быть выставлена в случае отсутствия (пропуска) учащихся более 75 % учебного времени по согласованию с учеником и его родителями.
  • Отметка осв. ( освобождён ) может быть выставлена учащимся, освобождённым по состоянию здоровья по физической культуре или трудовому обучению, в случае предоставленной справки.
  • В графе название предметов «иностранный язык» указать изучаемый язык – английский язык.

Запись в строке «Постановление педагогического совета по итогам за учебный год»:

Перевести в 8_____ класс.

Наградить Похвальным листом №_____ протокол № _______ от_________.

Оставить в 8 классе протокол № _______

В 9 классе:

Выдать свидетельство об основном среднем образовании протокол №___ от _______.

В 11классе:

Выдать аттестат о среднем образовании протокол №___ от _______.

При заполнении табелей грубыми ошибками являются:

  • Отсутствие оценок по предметам
  • Выставление оценки в несоответствующих графах
  • Отсутствие в табеле записи о награждении Похвальным листом или указание номера Похвального листа
  • Неверные записи в табелях в строке «Постановление педагогического совета»
  • Несовпадение номера табеля с записью в книге выдачи табелей.

Дневники

Классный руководитель обязан:

  • Дважды в месяц проверять дневники учеников своего класса;
  • Следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;
  • Контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение двух недель;
  • Отмечать число пропущенных уроков и количество опозданий;
  • Контролировать аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки, правильность заполнения дневника, обратную связь с родителями;
  • Заверять своей подписью проверку дневника;
  • Отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и лицея.

За поведение ставится оценка:

«Примерное» — оценка «примерное» выставляется лишь тем ученикам, поведение которых служит примером для других школьников, является формой поощрения лучших учащихся.

«Хорошее» отражает дисциплинированность и культуру поведения и выставляется учащимся, которые в основном выполняют Устав и правила внутреннего распорядка учреждения.

«Удовлетворительное» учащимся, которые лишь при постоянном контроле со стороны школы и семьи выполняют Устав и правила внутреннего распорядка учреждения. Оценка «удовлетворительное» означает, что учащийся нуждается в усиленном внимании педагогов, социально-психологической службы школы, родителей, ученического коллектива и школьного инспектора.

«Неудовлетворительное» учащимся, которые систематически не выполняют норм учебной дисциплины, не подчиняются требованиям педагогов, не считаются с мнением окружающих, родителей, не выполняют Устав или правила внутреннего распорядка учреждения.

В отдельных случаях такая оценка может быть выставлена и за совершение учащимся единичных антиобщественных поступков, правонарушений. Оценка «неудовлетворительное» означает, что поведение школьника явно противоречит нормам внутришкольной дисциплины и общественного порядка.

За прилежание ставится оценка :

«Примерное» — оценка «примерное» выставляется лишь тем ученикам, чьё отношение к учению служит примером для других школьников, является формой поощрения лучших учащихся.

«Хорошее» учащимся, которые ответственно относятся к учёбе, проявляют самостоятельность, исполнительность, успевают по каждому предмету в полную меру своих способностей, не допускают пропуски уроков без уважительной причины. Такая оценка отражает норму отношения учащихся к образовательному процессу.

«Удовлетворительное» учащимся, которые старательно учатся лишь по отдельным предметам, выполняют часть учебных заданий, однако по другим предметам успевают ниже своих способностей. Оценка «удовлетворительное» свидетельствует о необходимости систематических специальных усилий и семьи по повышению ответственности учащегося при изучении отдельных дисциплин и контролю за пропусками занятий без уважительной причины.

«Неудовлетворительное» учащимся, которые систематически проявляют недобросовестность, безответственное отношение к образовательному процессу, не выполняют требований педагогов на уроках, домашних заданий, допускают пропуски занятий без уважительной причины.

Оценки за поведение учащихся и их прилежание могут не совпадать.

Грубые нарушения при заполнении документов об образовании:

  • Несоответствие записей на казахском и русском языках
  • Неполное наименование учреждения образования
  • Отсутствие расшифровки фамилий учителей
  • Отсутствие записи отчества учащегося в похвальных листах
  • В приказах, протоколах, выписках из протоколов, табелях, ведомостях, заявках допускаются орфографические, грамматические, стилистические и фактические ошибки, пропускаются даты, недостаточное количество подписей учителей в документах строгой отчётности;
  • Не принимается во внимание изменение терминологии.

Подобные нарушения квалифицируются как фальсификация документа, каждый выявленный факт требует выяснения причин и составления акта.

Заполнение документов строгой отчётности является обязанностью классного руководителя.

Федеральный государственный надзор в сфере образования

Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное — за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

■ его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

■ финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

■ соблюдение трудового законодательства;

■ соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

■ его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

■ фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

■ даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Надзор и контроль в сфере образования

Перечень локальных нормативных актов и иных документов образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора)

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с законом следующие локальные нормативные акты и (или) иные документы:

Наличие локального нормативного акта по регламентации данного вопроса

Ссылка на статью, часть статьи закона или иного нормативного правового акта

Обязательность локального нормативного акта для всех типов ОО (дошкольные и, общеобразовательные, профессионального, высшего и дополнительного образования)

Необязательность локального нормативного акта

Порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой ОО

локальный нормативный акт необходим при реализации образовательной программы на иностранном языке

О языке, языках образования

язык обучения может быть определен уставом ОО, необязательно разрабатывать отдельный документ

Положение о структурном подразделении ОО

положение о структурном подразделении обязательно при наличии структурного подразделения в штатном расписании ОО

Положение о специализированном структурном образовательном подразделении, создаваемом в организации, осуществляющей обучение

Специализированное структурное подразделение создается не в ОО, а в организации, осуществляющей обучение

Правила внутреннего распорядка обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила внутреннего трудового распорядка ОО

Пункт 1 части 3 статьи 28, часть 7 статьи 47, часть 3 статьи 52 закона; статьи 15, 189 и иные Трудового кодекса Российской Федерации

обязательный документ для всех типов ОО

Штатное расписание ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Образовательная программа ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Согласованная с учредителем программа развития ОО

Документы, регламентирующие правила приема обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами

обязательный документ для в случае реализации дополнительных образовательных программ

Документы, регламентирующие текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся ОО, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также сроки ликвидации академической задолженности обучающихся

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие поощрение обучающихся ОО за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности

принимается при поощрении обучающихся ОО

Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в ОО

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в ОО

Документы, регламентирующие организация и проведение научных и методических конференций, семинаров в ОО

Порядок проведения проверок Рособрнадзором

Веденина Е. Л., эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 29 июля начал действовать Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению надзора в области образования.

Права и обязанности сторон

Из обширного перечня прав контролеров, установленного Регламентом, отметим самые важные.

Например, специалисты Рособрнадзора вправе:

– составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях;

– посещать организацию в порядке, установленном законодательством, при предъявлении копии приказа Рос­обрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

– наблюдать за ходом образовательного процесса;

– беседовать с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними лицами проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

При этом проверяющие обязаны:

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– не препятствовать уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– предоставлять уполномоченному представителю организации, присутствую­щему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

Видео (кликните для воспроизведения).

– не требовать от организации документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя организации ознакомить его с положениями Регламента.

Что касается проверяемой организации, то, прежде всего, она обязана обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверок. Они вправе:

– получать от должностных лиц Рособр­надзора информацию, которая относится к предмету проверки;

– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии или несогласии с ними;

– представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты, когда получен акт проверки;

– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, в административном и (или) судебном порядке.

Уведомление организации о начале проверки

О проведении плановой проверки Рособрнадзор обязан уведомить организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Проверяемому лицу направляется копия приказа Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

О проведении внеплановой выездной проверки контролеры обязаны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Сделать это они могут любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

При проверке организации, которая ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, указанные сроки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще одного раза в три года.

Плановая проверка в отношении образовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), может быть проведена не чаще одного раза в два года.

Виды проверок

Теперь рассмотрим, какие проверки могут проводиться.

Документарная проверка

Предмет документарной проверки – сведения, содержащиеся в документах организации, а также размещаемые ею на своем официальном сайте в интернете.

Для проведения документарной проверки контролеры могут направить в организацию мотивированный запрос о представлении документов и материалов.

К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Рособрнадзора о проведении документарной проверки.

Запрос может быть направлен любым доступным способом (по почте, в электронном виде).

Организация обязана выполнить требования, отраженные в запросе, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Указанные в запросе документы представляются в Рособрнадзор в виде копий, заверенных подписью уполномоченного представителя организации и печатью организации (нотариальное заверение не требуется). Также можно представить документы в электронном виде, подписав их электронной подписью.

Выездная проверка

Специалисты, уполномоченные на проведение проверки, в соответствии с планом-заданием:

– запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы, а также устные и письменные объяснения;

– проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам проверки.

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок. Если такой журнал отсутствует, в акте проверки делается об этом соответствующая запись.

Внеплановая проверка

Рособрнадзор может рассмотреть вопрос о целесообразности проведения внеплановой проверки организации, в частности, в следующих случаях:

– отчет от организации о выполнении предписания контролеров в установленный срок не поступил;

– отчет поступил, но из него невозможно установить, исполнено предписание или нет.

Если предписание не исполнено в установленный срок, то дополнительно рассматриваются следующие меры:

– возбуждение дела об административном правонарушении;

– приостановление действия лицензии организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов, места осуществления образовательной деятельности на срок не более шести месяцев;

– направление информации о неисполнении предписания учредителю организации, в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта РФ.

Оформление результатов

По итогам проверки составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

В Регламенте подробно перечислены обязательные реквизиты акта проверки. Сказано, что в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении (об отказе в ознакомлении) с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле соответствующего управления Рособрнадзора.

При проверке, проводимой с согласия прокуратуры, копия акта направляется, в том числе, в орган прокуратуры.

К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

При документарной проверке второй экземпляр акта с копиями приложений направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении или передается под расписку уполномоченному представителю организации. Если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку уполномоченному представителю организации, то копия акта проверки направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Обратите внимание: Регламент не предусматривает направление организации экземпляров акта проверки (его копии) в электронном виде.

Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки готовится отчет о проверке, который в течение трех рабочих дней согласовывается с начальником управления и в течение следующих трех рабочих дней подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора.

При отсутствии выявленных нарушений в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится письмо управления о невыявлении нарушений, которое направляется по почте в организацию (по согласованию с организацией оно может быть направлено в форме электронного документа).

Если выявлены нарушения, то в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится проект предписания. В нем указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.

Предписание подписывает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора. Документ направляют в организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Помимо выдачи предписания в зависимости от вида нарушения контролеры могут:

– составить протоколы об административных правонарушениях, возбудить дело об административном правонарушении;

– направить информацию в другой соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит работа с этим нарушением (включая правоохранительные органы, прокуратуру субъекта РФ по местонахождению организации). Соответствующие письма-уведомления направляются в проверяемую организацию.

Организация, получившая предписание, должна исполнить его в установленный в нем срок и представить в Рособр­надзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих это.

Как обжаловать действия чиновников

Уполномоченные представители организации, заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) специалистов Рособрнадзора, а также решений, принятых ведомством, в досудебном порядке.

Обжалование производится: вышестоящему должностному лицу; руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора; министру (заместителю министра) образования и науки РФ.

Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа.

Пожаловаться устно и письменно можно на личном приеме у уполномоченных должностных лиц Рособрнадзора. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на нее с согласия заявителя жалобы может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в Рособрнадзоре. В исключительных случаях срок ответа может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней с уведомлением заявителя.

Административный регламент определяет права и обязанности чиновников Рособрнадзора при проверках образовательных учреждений.

Проверки министерства образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *