Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 07.11.2013 № 805)

1. Аттестация всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — военнослужащие), или отдельных их категорий назначается решением Министра обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионального образования (далее — военно-учебные заведения), адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов.

Аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены1.

Аттестационные листы не составляются при рассмотрении на аттестационных комиссиях вопросов о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, включении в кадровый резерв, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению ему воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности.

2. Для проведения аттестации с составлением аттестационных листов в воинской части от отдельного батальона, ему равной и выше, организации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — воинская часть) ежегодно составляются списки военнослужащих, подлежащих аттестации, и график ее проведения, который утверждается командиром (начальником) воинской части до 1 августа года, предшествующего аттестации, и доводится до сведения каждого аттестуемого военнослужащего не позднее чем за месяц до начала аттестации под подпись.

В графике указываются:

  • наименование воинской части, в которой проводится аттестация;
  • наименование аттестационной комиссии, на заседании которой подлежит рассмотрению аттестация военнослужащего;
  • дата проведения аттестации каждого военнослужащего, подлежащего аттестации;
  • дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов и лицо, их представляющее;
  • воинская должность командира (начальника), утверждающего аттестационный лист.

3. Не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Отзыв на военнослужащего составляется его непосредственным (прямым) командиром (начальником) из числа офицеров, федеральных государственных служащих либо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих соответствующие воинские должности (должности), в разделе I аттестационного листа и представляется по команде.

В отзыве, излагаемом в произвольной форме, как правило, должны быть отражены следующие вопросы, характеризующие аттестуемого военнослужащего:

  • уровень профессиональной подготовки, знание руководящих документов, общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к данной воинской должности, готовность к выполнению обязанностей при переводе в высшие степени боевой готовности и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
  • качество выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой воинской должности за период после предыдущей аттестации, устранение отмеченных в последнем аттестационном выводе недостатков (если таковые имелись);
  • личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
  • организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
  • умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
  • оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, наличие (отсутствие) утрат, недостачи, порчи и хищения военного имущества, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие кадрового резерва и работа с ним, качество работы с подчиненным личным составом);
  • способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственной тайны, моральные и психологические качества;
  • соблюдение запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы;

(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 07.11.2013 № 805)

  • состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и уровень физической подготовленности;
  • оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок;
  • динамика (положительная или отрицательная) профессионально-должностных качеств, навыков в аттестационный период, мотивация к дальнейшему прохождению военной службы.

При проведении аттестации отдельных категорий военнослужащих решением Министра обороны Российской Федерации общие показатели, характеризующие военнослужащих, могут конкретизироваться для аттестуемой категории военнослужащих.

Аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Командир (начальник) аттестуемого военнослужащего, составляющий аттестационный лист, несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

4. Командиры (начальники), убывающие из воинской части менее чем за три месяца до начала аттестации, должны составить аттестационные листы, содержащие отзывы, на непосредственно подчиненных военнослужащих и до убытия лично представить их своему непосредственному начальнику или в аттестационную комиссию.

5. Аттестационные комиссии обязаны всесторонне изучить аттестационные листы, содержащие отзывы на военнослужащих, установить их соответствие деловым и личным качествам аттестуемых военнослужащих и дать заключения по ним:

а) комиссия отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного) — на военнослужащих отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром отдельного батальона, полка (им равных);

б) комиссия дивизии (бригады) — на военнослужащих дивизии (бригады), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в аттестационных комиссиях полков (отдельных батальонов, дивизионов, кораблей 1 ранга), и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром дивизии (бригады);

в) комиссия армии, флотилии (корпуса) — на военнослужащих армии, флотилии (корпуса), за исключением аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в нижестоящих аттестационных комиссиях, и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командующим (командиром) армией, флотилией (корпуса).

В других аттестационных комиссиях рассматриваются аттестационные листы на военнослужащих данной воинской части, кроме аттестационных листов, рассмотренных в нижестоящих аттестационных комиссиях.

Аттестационные листы, составленные командиром (начальником) воинской части, рассматриваются в вышестоящих аттестационных комиссиях.

Командиры (начальники) воинских частей утверждают все аттестационные листы, которые рассмотрены непосредственно подотчетными им аттестационными комиссиями.

Исключение составляет аттестационный лист, содержащий отзыв, составленный непосредственным (прямым) начальником, выводы прямых начальников, если таковые имеются, заключение аттестационной комиссии и выводы прямых начальников, если таковые имеются, о несоответствии аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в запас по собственному желанию при наличии у него уважительных причин или в связи с невыполнением им условий контракта. Указанный аттестационный лист, содержащий такой отзыв, заключение и выводы, утверждается вышестоящим командиром (начальником).

6. Заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.

7. Командиры (начальники), в прямом подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, до командиров (начальников), утверждающих аттестационные листы, содержащие отзывы, свои выводы по отзывам на аттестуемых военнослужащих излагают в разделе II аттестационных листов. Аттестационные комиссии отражают свои заключения в этом же разделе аттестационных листов после выводов прямых командиров (начальников).

В заключении аттестационной комиссии указывается о соответствии (несоответствии) аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении.

При этом могут быть даны следующие примерные рекомендации:

  • о включении в кадровый резерв;
  • о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность — в порядке продвижения по службе (на какую и когда);
  • о направлении военнослужащего на учебу в военно-учебное заведение или на курсы (какие и когда);
  • о перемещении военнослужащего на равную воинскую должность с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;
  • о перемещении военнослужащего на другую воинскую должность — командную, штабную, преподавательскую или иную с указанием причин перемещения и сроков;
  • о перемещении военнослужащего с высшей воинской должности на низшую с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;
  • об увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации он подлежит аттестации, а также рекомендации о предназначении его в военное время;
  • об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, как не выполняющего установленные требования по физической подготовленности, имеющего неудовлетворительные оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок.

Выводы и заключение в аттестационном листе должны основываться на содержании отзыва.

Заключение аттестационной комиссии вносится в протокол заседания аттестационной комиссии (приложение № 2 к настоящему Порядку), который подписывается председателем, членами и секретарем аттестационной комиссии. Из протокола заключение аттестационной комиссии переносится в раздел II всех экземпляров аттестационного листа (по количеству личных дел) с указанием воинских должностей, воинских званий, инициалов имен и фамилий председателя, членов аттестационной комиссии и заверяется ее секретарем.

Командиры (начальники), утверждающие аттестационные листы, содержащие отзывы, выводы и заключения, обязаны лично записать свое решение в разделе III аттестационного листа и подписать его.

Во время заседания аттестационной комиссии секретарем комиссии ведется протокол заседания аттестационной комиссии.

Для принятия решения командиром (начальником) воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

8. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим в порядке, установленном пунктом 10 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы2.

9. Выводы прямых командиров (начальников) и заключение аттестационной комиссии, изложенные в разделе II подлинного экземпляра аттестационного листа, до представления его на решение вышестоящему командиру (начальнику) переносятся в остальные экземпляры аттестационного листа.

Решение командира (начальника), утвердившего аттестационный лист, содержащий отзыв, выводы и заключение аттестационной комиссии, переносится в остальные экземпляры аттестационного листа, которые после сверки с его подлинным экземпляром удостоверяются подписью начальника штаба воинской части или начальника кадрового органа (под чертой, проведенной ниже соответствующего решения, записывается: «Подлинному экземпляру соответствует»). Подписи командира (начальника), принявшего решение об утверждении аттестационного листа, и начальника штаба (кадрового органа) воинской части, заверившего экземпляры аттестационного листа, скрепляются печатью установленного образца.

10. Утвержденные аттестационные листы рассылаются кадровым органом утверждающей инстанции в 10-дневный срок в следующем порядке:

  • подлинный экземпляр аттестационного листа и одна его копия — в воинскую часть по месту военной службы военнослужащего;
  • остальные копии аттестационного листа — в штабы (кадровые органы), ведущие личные дела на аттестованного военнослужащего.

В исключительных случаях (при убытии военнослужащего к новому месту военной службы, на учебу до утверждения на него аттестационного листа) все экземпляры аттестационного листа после его утверждения высылаются в 3-дневный срок в штаб (кадровый орган) по новому месту военной службы (учебы) военнослужащего для ознакомления с ним аттестованного военнослужащего.

11. Утвержденные аттестационные листы доводятся до военнослужащих непосредственными (прямыми) начальниками в 10-дневный срок после поступления аттестационных листов в воинскую часть. При этом военнослужащий расписывается в подлинном экземпляре аттестационного листа с указанием даты ознакомления. Военнослужащему, находящемуся в командировке, отпуске или на лечении, утвержденные аттестационные листы доводятся по возвращении его в воинскую часть. После доведения военнослужащему аттестационного листа его подлинный экземпляр и одна его копия приобщаются к первому экземпляру личного дела военнослужащего.

12. Результаты проведенной аттестации учитываются штабами (кадровыми органами) воинских частей в установленном порядке и реализуются при прохождении военнослужащими военной службы.

Ежегодно командирами (начальниками) воинских частей подводятся итоги проведения аттестации военнослужащих, которые отражаются в докладе, представляемом по команде, с изложением следующих положений:

  • положительного опыта работы;
  • недостатков, имевших место при проведении аттестации;
  • предложений, направленных на совершенствование аттестации военнослужащих.

13. При ежегодной аттестации, назначении аттестации всех военнослужащих или отдельных их категорий штабами (кадровыми органами) воинских частей разрабатываются планы подготовки и проведения аттестации соответствующих военнослужащих. Планы утверждаются должностными лицами, которым эти штабы (кадровые органы) подчинены.

В соответствии с утвержденными планами подготовки и проведения аттестации нижестоящие командиры (начальники) планируют и проводят подготовительную работу к аттестации и аттестацию военнослужащих в установленные сроки.

В планах подготовки и проведения аттестации предусматриваются следующие мероприятия:

  • проведение занятий с командирами (начальниками), личным составом штабов (кадровых органов) воинских частей, председателями и членами аттестационных комиссий по вопросам предстоящей аттестации с учетом накопленного опыта;
  • изучение с военнослужащими, подлежащими аттестации, порядка ее проведения;
  • установление сроков составления аттестационных листов, содержащих отзывы, написания выводов прямыми начальниками и представления в аттестационную комиссию аттестационных листов, рассмотрения аттестационной комиссией представленных аттестационных листов и направления их соответствующим командирам (начальникам) для принятия решения об их утверждении;
  • доведение до военнослужащих содержания утвержденных аттестационных листов;
  • изготовление и рассылка бланков аттестационных листов, памяток и других методических пособий для проведения аттестации;
  • обсуждение на военных советах, совещаниях руководящего состава хода подготовки и проведения аттестации, а также ее итогов с постановкой задач по реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих.

Аттестация военнослужащих и заседания аттестационных комиссий организуются и проводятся в соответствии с пунктами 2 — 11 настоящего Порядка.

Аттестация военнослужащих, замещающих воинские должности менее года, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации, находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, проводится по прошествии года со дня вступления в воинскую должность, по возвращении из-за границы, после окончания отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

На военнослужащего, назначенного на новую воинскую должность (с выходом из подчинения прежнему командиру (начальнику)) менее чем за три месяца до начала аттестации, аттестационный лист, содержащий отзыв, составляется, рассматривается, утверждается и доводится военнослужащему до убытия его из воинской части по прежнему месту военной службы.

Для обеспечения реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих штабы (кадровые органы) воинских частей обязаны:

  • сформировать кадровый резерв;
  • разработать планы перемещения военнослужащих, аттестованных для назначения на высшие, равные и низшие воинские должности;
  • разработать планы направления кандидатов на учебу;
  • составить списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению с военной службы;
  • сообщить вышестоящему штабу (кадровому органу) о кандидатах для назначения на высшие, равные и низшие воинские должности и направления на учебу, а также подать списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению с военной службы.

1 Пункт 6 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2000 г. № 380 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 августа 2000 г., регистрационный № 2361).

2 Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 205-КГ14-53

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 октября 2014 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.
при секретаре Замолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по кассационной жалобе начальника Федерального государствен­ ного казенного учреждения «Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области» (далее — Пограничное управление) на решение Ростовского-на-Дону гар­ низонного военного суда от 6 августа 2013 г. и апелляционное определение Северо- Кавказского окружного военного суда от 20 ноября 2013 г. по заявлению военно­ служащего Пограничного управления подполковника Цуркина Д Н об оспаривании действий начальника и аттестационной комиссии Пограничного управления, руководителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России и первого заместителя директора — руководителя Пограничной службы ФСБ России, связанных с порядком проведения аттестации заявителя и досрочным увольнением с военной службы в связи с несоблюдением им условий контракта.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и по­ следующих судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснение представите­ лей руководителя Пограничной службы ФСБ России Капошенкова В.Ю. и началь­ ника Пограничного управления Тишкина П.Н. в обоснование доводов кассационной жалобы, выступление заявителя Цуркина Д.Н. и его представителя Малыхина А.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, мнение прокурора Со­ колова СБ., полагавшего необходимым судебные постановления отменить и в удов- летворении заявления отказать, Судебная коллегия

установила:

решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 6 августа 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 20 ноября 2013 г., заявление Цуркина Д.Н. удовлетво­ рено частично.

Судом признаны незаконными решение аттестационной комиссии Погранич­ ного управления от 7 мая 2013 г., утвержденное начальником Пограничного управ­ ления, о несоответствии заявителя занимаемой должности и ходатайстве перед вы­ шестоящим командованием о досрочном увольнении Цуркина Д.Н. в связи с невы­ полнением им условий контракта, а также приказ ФСБ России от 19 июня 2013 г. № 522-лс в части досрочного увольнения заявителя с военной службы по подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением военнослужащим условий контакта).

В удовлетворении остальных требований заявителя судом отказано.

Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 26 фев­ раля 2014 г. в передаче кассационной жалобы начальника Пограничного управления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе начальник Пограничного управления, утверждая о не­ выполнении заявителем условий контракта, что нашло подтверждение в судебном заседании, и соблюдении командованием порядка увольнения, просит об отмене су­ дебных постановлений в части удовлетворенных требований заявителя и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жа­ лобы также указывает, что принятие судами неправомерного решения о нарушении порядка проведении аттестации заявителя стало возможным вследствие расшири­ тельного, не основанного на законе, истолкования положений нормативных право­ вых актов, регламентирующих порядок ее проведения и организации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В. от 13 августа 2014 г. по кассационной жалобе возбуждено кассационное производ­ ство и дело передано для рассмотрения по существу Судебную в коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устране­ ния которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и за­ конных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм ма­ териального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Цуркин Д.Н., проходящий военную службу по контракту в должности отдела в г. Пограничного управления, в тече­ ние года, предшествовавшего проведению в отношении него аттестации 7 мая 2013 г. и увольнению с военной службы приказом ФСБ России от 19 июня 2013 г. № 522- лс, трижды привлекался к дисциплинарной и один раз к административной ответст­ венности.

Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обя­ занности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все об­ щие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нарушение заяви­ телем воинской дисциплины и общих обязанностей военнослужащего свидетельст­ вуют о нарушении им условий контракта и могли служить основанием для его дос­ рочного увольнения с военной службы.

Вместе с тем, правильно установив наличие оснований для увольнения Цур­ кина Д.Н. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, суды пришли к ошибочному выводу о нарушении аттестационной комиссией и командо­ ванием порядка проведения аттестации в отношении заявителя, влекущего безус­ ловную отмену результатов аттестации.

В обоснование вывода о нарушении порядка проведения аттестации суд со­ слался на невыполнение аттестационной комиссией требований абзаца третьего п. 6, подп. «б» п. 8, п. 10 ст. 26, Положения о порядке прохождения военной службы, ут­ вержденного Указом Президента Российской Федерации 16 сентября 1999 г. № 1237, и абзаца пятого подп. «б» п. 11, пп. 13, 17, 25 Инструкции о порядке организа­ ции и проведения аттестации военнослужащих органов федеральной службы безо­ пасности, утвержденной приказом ФСБ России от 9 января 2008 г. № 3/ДСП.

Согласно названным положениям с аттестуемым военнослужащим проводится беседа по вопросам его служебной деятельности, до него доводятся основные поло­ жения отзыва об исполнении им служебных обязанностей за аттестуемый период, аттестационный лист представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации, при несогласии аттестуемого с аттестационным выводом и необходимостью представления дополнительных характеризующих дан­ ных предусмотрен перенос аттестации на один месяц, результаты аттестации дово­ дятся военнослужащему под расписку в 14-дневный срок после ее утверждения и они могут быть обжалованы вышестоящему командиру (начальнику) и в суд.

Суд посчитал установленным, что в нарушение данных требований аттестаци­ онный лист представлен в аттестационную комиссию менее чем за две недели до ее заседания, беседа с заявителем перед составлением на него аттестационного листа не проводилась, с аттестационным листом перед направлением его в аттестацион­ ную комиссию заявитель ознакомлен не был, мнение по вопросу согласия либо не­ согласия с аттестационным выводом он не выразил, заседание комиссии не перено­ силось и письменно с результатами аттестации после ее утверждения он ознакомлен не был.

Данные нарушения, по мнению суда, привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, что повлекло незаконное решение о его досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

При этом судом оставлены без внимания обстоятельства, имеющие сущест­ венное значение для принятия правильного решения по делу.

Согласно п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы атте­ стация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проводится в целях определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Из материалов дела следует, что оценка служебной деятельности Цуркина Д.Н. в течение аттестуемого периода командованием давалась неоднократно в ходе заседаний аттестационных комиссий.

Так, 1 октября 2012 г. заявитель был заслушан на заседании аттестационной комиссии Управления по факту неприбытия на службу 17 сентября 2012 г., в ходе которого было также обращено внимание на ненадлежащее исполнение им служеб­ ных обязанностей в период нахождения в должности и предложено устранить имеющиеся недостатки. Кроме того, заявителем был признан факт вождения авто­ мобиля в состоянии алкогольного опьянения в марте 2012 г.

Приказом начальника Управления от 5 октября 2012 г. № 267-лс Цуркину Д.Н. объявлен строгий выговор за совершение грубого дисциплинарного проступка, вы­ разившегося в отсутствии на службе более 4 часов без уважительных причин.

25 октября 2012 г. Цуркин Д.Н вновь был заслушан на заседании аттестацион­ ной комиссии по факту самовольного выезда 20 октября 2012 г. за пределы места дислокации подразделения, по результатам которого принято решение ходатайство­ вать переда начальником Управления о досрочном увольнении заявителя в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к военнослужащим.

Приказом начальника Управления от 1 ноября 2012 г. № 291-лс Цуркину Д.Н. объявлен строгий выговор за несвоевременный доклад об обстоятельствах, препят­ ствовавших исполнению служебных обязанностей, и самовольный выезд за пределы места дислокации подразделения.

После привлечения Цуркина Д.Н. 9 ноября 2012 г. к административной ответ­ ственности за совершение им административного правонарушения, предусмотрен­ ного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правона­ рушениях (невыполнение 20 октября 2012 г. законного требования сотрудника по­ лиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), с заявителем 5 февраля 2013 г. была проведена индивидуальная беседа, по результа­ там которой он был представлен к досрочному увольнению в связи с несоответстви­ ем требованиям, предъявляемым к военнослужащим.

19 апреля 2013 г. представление было возвращено из Управления кадров ФСБ России для его переоформления в связи имеющимся недостатками (неполное указа­ ние в представлении формулировки основания увольнения, отсутствие подтвер­ ждающих материалов, отсутствие разъяснений на содержащуюся в листе беседы просьбу заявителя, несоответствие расчета выслуги лет установленной форме).

После этого на заявителя вновь был составлен аттестационный лист, с ним проведена индивидуальная беседа и он заслушан на заседании аттестационной ко­ миссий, по результатам которой 7 мая 2013 г. было принято решение ходатайство- вать о досрочном увольнении Цуркина Д.Н. в связи с невыполнением им условий контракта. С результатами аттестации заявитель был ознакомлен в тот же день.

Содержание исследованных в судебном заседании протокола заседания атте­ стационной комиссии и аттестационного листа указывает на то, что предметом засе­ дания аттестационной комиссии 7 мая 2013 г. явились вопросы служебной деятель­ ности заявителя, которые ранее неоднократно обсуждались командованием и атте­ стационной комиссией с его участием, что было подтверждено Цуркиным Д.Н. в су­ де кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, в ходе заседания аттестационной комиссии заявитель давал пояснения по существу задаваемых вопросов, ходатайств о переносе заседания не заявлял, а после ознаком­ ления с результатами аттестации оспорил их в судебном порядке.

Данные обстоятельства, в свою очередь, свидетельствуют о том, что командо­ ванием Цуркину Д.Н. была предоставлена возможность заблаговременно ознако­ миться с оценкой своей служебной деятельности, заявить о своем несогласии с та­ кой оценкой, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии, обжаловать ее заключение и порядок проведения атте­ стации как вышестоящему командиру, так и в суд.

Выполнение названных условий позволило руководителю Службы организа­ ционно-кадровой работы ФСБ России избежать принятия произвольного, необосно­ ванного решения о досрочном увольнении заявителя с военной службы.

При таких данных оснований утверждать о несоблюдении порядка проведения аттестации в отношении заявителя, которое бы повлекло нарушение его прав и за­ конных интересов и безусловную отмену результатов аттестации, не имеется.

В связи с этим решение аттестационной комиссии Пограничного управления от 7 мая 2013 г., утвержденное начальником Пограничного управления, о несоответ­ ствии заявителя занимаемой должности и ходатайстве перед вышестоящим коман­ дованием о досрочном увольнении Цуркина Д.Н. в связи с невыполнением им усло­ вий контракта, а также приказ ФСБ России от 19 июня 2013 г. № 522-лс в части дос­ рочного увольнения заявителя с военной службы в связи с невыполнением военно­ служащим условий контакта, являются правильными, а вывод судов о неправомер­ ности таких решений основан на неправильном истолковании норм материального права.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невоз­ можна защита охраняемых законом публичных интересов.

Это обстоятельство является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления в части удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 6 августа 2013 г.

и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 20 ноября 2013 г. по заявлению Цуркина Д Н в части удовлетворения заявления о признании незаконными принятых в отношении заявителя решения ат­ тестационной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области» от 7 мая 2013 г., ут­ вержденного начальником управления, и приказа ФСБ России от 19 июня 2013 г. № 522-лс, в связи с существенным нарушением норм материального права, отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных требо­ ваний отказать.

В остальном судебные постановления оставить без изменения.

Председательствующий Судьи

Аттестация – всесторонняя объективная оценка способностей и навыков. Аттестация военнослужащих проводится для определения предназначения граждан в запасе, а также проверки военного на соответствие своей должности.

Данное мероприятие помогает ВС РФ:

  • подобрать военнослужащих для службы по повторному контракту;
  • выбрать кандидатов на обучение, определить их предназначение в рамках воинской службы, создать резерв;
  • определить дальнейшее развитие военнослужащего;
  • наградить или досрочно повысить воинское звание;
  • увидеть и оценить причины для досрочного увольнения.

Основные положения аттестации военнослужащих

Проведение аттестации военнослужащих, ее порядок: условия, форма и время определяются руководителем федерального органа исполнительной власти. Начальство при необходимости может назначить аттестацию любой отдельной категории военнослужащих. При этом оно несет ответственность за то, чтобы процедура проходила объективно, в срок и давала реальную пользу в продвижении военнослужащих. Регулярность проведения непосредственно зависит от вида службы.

Аттестация военнослужащих по контракту проходит каждые 5 лет, но не менее чем за 4 месяца до конца срока службы или после окончания военно-учебного заведения, адъюнктуры, докторантуры.

По призыву офицеры аттестуются только после конца срочной службы: при увольнении в запас или при заключении контракта.

При этом каждый военнослужащий оценивается по аттестационному листу. Если речь идет о досрочном получении воинского звания или повышения в воинской должности, то комиссия рассматривает наградной лист. В нем же она огласит свое решение. Каждый военнослужащий должен ознакомиться с содержанием аттестации и расписаться на соответствующем листе после утверждения.

Командир (начальник) аттестующий военнослужащего, должен изучить и оценить личные и деловые качества военнослужащего. Делается это поэтапно:

  1. Анализируются конкретные показатели работы на соответствие занимаемой должности. Смотрится, все ли в порядке, какие показатели в воинской части или подразделении, на ответственном участке работы.
  2. Проводится беседа наедине с военнослужащим. Задаются вопросы о прохождении службы, стиле и методах, мнение сотрудника по улучшению качества работы.
  3. Даются советы и рекомендации. Как устранить недостатки, как лучше выполнять свои должностные обязанности и повысить уровень своей подготовки.

Затем делаются выводы и заполняется аттестационный лист. После чего командир обязан получить заключение и утвердить все экземпляры аттестационных листов, представив по команде в вышестоящую инстанцию.

Если военнослужащий не согласен с выводами в аттестационном листе, он может пойти к вышестоящему начальству и обжаловать результаты, или обратиться в суд. Если жалоба будет одобрена, лист заменят на новый или скорректируют данные.

Аттестационная комиссия и её роль в аттестации военнослужащих

Подчиняется командиру воинской части, в которой ее создали. Помогает проводить аттестацию, решать другие вопросы, связанные с воинской службой.

Состоит из:

  • председателя – им является начальник штаба части или первый заместитель командира;
  • секретаря – зачастую офицер;
  • членов комиссии – заместители командира, командиры (начальники) подразделений, представители органов: юридических, кадровых, комплектования, воспитательной работы.

Иногда приглашаются аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений.

В задачи комиссии входит обязанность рассмотреть:

  • результаты аттестации военнослужащих;
  • кандидатов на обучение;
  • кандидатов для поступления по контракту, повторному его заключению, в том числе с теми, кто достиг предельного возраста для службы;
  • кандидатов на воинские должности, досрочное повышение воинского звания;
  • представления к награждению, в том числе гражданского персонала;
  • представления к увольнению раньше срока;
  • иные вопросы по решению командира (начальника) или из указов Президента РФ.

Все решения комиссия выносит письменно.

Существует центральная аттестационная комиссия, она создана в Министерстве Обороны РФ. Именно она определяет порядок работы, состав и задачи нижестоящих комиссий.

Независимо от того, проходит ли военный обучение либо привлечен к труду на основании контракта, ему рано или поздно придется столкнуться с необходимостью прохождения оценки своих профессиональных навыков и умений. Учитывая, что аттестация военнослужащих организовывается по строго утвержденному графику, это случится уже в первые 5 лет службы. Знание требований, предъявляемых к таким проверкам, а также правил ее осуществления позволит предотвратить нарушение и ограничение собственных прав, незаконное понижение должности и даже увольнение.

Необходимость оценки деятельности каждого военнослужащего зафиксирована нормами отечественного законодательства. В частности, предстоит руководствоваться следующими документами.

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Наименование и дата принятия НПА Основные положения закона
Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» №53, вступивший в юридическую силу 28.03.1998 года Устанавливает правила и порядок привлечения к труду военных, а также фиксирует условия перемещения по службе и прекращения контракта
Приказ Минобороны России «Об утверждении порядка прохождения аттестации» от 29.02.2012 года №444 Фиксирует правила и основания осуществления проверки военнослужащих, а также устанавливает требования к учету результатов и порядок их фиксации
Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» 16.09.1999 года №1237 ст.26 документа устанавливает обязанность осуществления целевых, плановых и неплановых проверок несения службы каждым отдельным военным

Основные задачи аттестации военнослужащих

Выполняется оценка только тех граждан, которые работают по контракту, на срочников действие этой нормы не распространяется. Обязательно, чтобы оценка была объективной и всесторонней, не допускается частичная проверка.

Так, аттестация проводится в целях всестороннего изучения профессиональных и личных качеств лица, которые могут сказаться на успешности службы в дальнейшем. К другим задачам относится:

  • осуществление конкурса на замещение свободной вакансии и выбор максимально подходящего кандидата;
  • установление соответствия занимаемой воинской должности испытуемого;
  • оценка перспектив дальнейшего развития военного и его продвижения по карьерной лестнице;
  • формирование списка претендентов на переподготовку увольняемых в запас военнослужащих или повышение квалификации;
  • распределение выпускников ВУЗов на основании личной подготовки и выполнения ими тестовых заданий;
  • выявление причин, что могут стать основанием досрочного и принудительного прекращения контракта.

Кроме того, обязательна такая проверка, если возникла необходимость в награждении лица государственными отличительными знаками.

Порядок проведения аттестации

Согласно требованиям к проведению проверок, они должны быть организованы не реже, чем один раз в 5 лет. Дополнительно обязательна аттестация при перемещениях между должностями, присвоением званий, переводом в другие части и увольнением.

На практике часто допускаются существенные ошибки при выполнении проверки аттестуемого. Выявленные нарушения являются основанием для аннулирования вывода тестирования. К таковым причисляется:

  • поздняя подача листа проверки в аттестационную комиссию (согласно общему правилу бумаги должны поступить в распоряжение минимум за 2-е недели до даты проверки);
  • отсутствие отметок о самоличном ознакомлении военнослужащего с содержанием листа, а также прилагаемых к нему документов (при отображении неполных сведений касательно профессиональной деятельности допускается внесение правок в документ);
  • формальное проведение проверки;
  • организация заседания без участия самого аттестуемого или других членов комиссии (независимо от оснований отсутствия лица это строго запрещено).

Внимание! Если по результатам проверки было решено уволить военного, а затем выяснилось, что имели место существенные нарушения порядка аттестации, то заключение комиссии аннулируется, и гражданин восстанавливается на службе.

Аттестационный лист

Отчетный документ, который содержит информацию о прохождении проверки — это аттестационный лист действующего военнослужащего. Он формируется непосредственным руководителем аттестуемого, то есть тем офицером, который может дать максимально полную оценку навыков и умений лица.

Есть 2 этапа формирования документа:

  • оформление до проведения проверки (отображаются текущие результаты и замечания);
  • окончательный (вносятся сведения о полученных результатах).

Аттестационный лист — документ строгой отчетности, который изготавливается в нескольких экземплярах. Обязательно вручение одного бланка военному под подпись, что подтверждает его ознакомление с выводами оценки.

Важно! За служащим остается право опротестования выводов комиссии, как в вышестоящих инстанциях, так и суде.

Аттестация при увольнении

Есть несколько оснований прекращения контракта о прохождении военной службы с военнослужащим. Это может быть собственное желание военного либо же принудительное прекращение службы в силу допущенных нарушений или несоответствия занимаемой должности. Если контракт расторгается по желанию нанимателя, то есть воинского формирования, то аттестация военнослужащего при принудительном увольнении обязательна.

Воинская часть готовит представление к увольнению с военной службы в запас в вышестоящие органы, в котором уведомляет о необходимости увольнения со службы военнослужащего. Дополнительно формируется соответствующая служебная характеристика о личностных и профессиональных качествах увольняемого лица. Действующая в воинской части аттестационная комиссия рассматривает на своем заседании представляемые к увольнению материалы, заслушивает при необходимости увольняемого военнослужащего и оформляет соответствующий протокол с выводом о целесообразности увольнения военнослужащего, а также составляется аттестационный лист.

Лист передается в в/ч не позднее, чем за 14 дней до проведения проверки. Это необходимо для того, чтобы сам военный мог в полной мере ознакомиться с предъявляемыми к нему претензиями, а также внести правки в лист, если таковые требуются.

Проведение оценки военного необходимо для того, чтобы подтвердить или опровергнуть жалобы на него, узнать, действительно ли есть необходимость уволить контрактника. Если по результатам испытания будет принято согласие прекратить контракт с лицом, то оформляется Приказ об увольнении.

Аттестация военнослужащих необходима для того, чтобы установить профессиональные навыки и умения лица, проследить за его развитием, а также стимулировать работу подчиненных.

Проведение аттестационной комиссии военнослужащих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *