Содержание
* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями
Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии» полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».
Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации
Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?
Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:
Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный
Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.
Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:
Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный
Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.
Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».
В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:
Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный
Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.
В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
Ранее в статье «Врачебная комиссия: создание, порядок деятельности и полномочия» нами были рассмотрены особенности функционирования врачебной комиссии в медицинской организации. Отметим, что законодательство содержит ряд требований касающихся оформления результатов деятельности врачебной комиссии.
В частности, Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее Приказ № 502н) определяет, что все решения врачебной комиссии медицинской организации, как и ее подкомиссий, оформляются в виде протокола.
Решение врачебной комиссии, считается принятым, если его поддержало квалифицированное большинство членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), то есть две трети ее членов (п. 15 Приказа № 502н).
Протокол врачебной комиссии имеет как медицинское, так и юридическое значение, поэтому крайне важно соблюдать правила его оформления и хранения.
Форма протокола врачебной комиссии
В действующих нормативно-правовых актах в сфере здравоохранения не утверждена единая форма протокола врачебной комиссии. В этой связи медицинской организации целесообразно разработать и утвердить собственную форму такого протокола, которая может являться одним из приложений к Положению о врачебной комиссии.
Отсутствие хотя бы единичного протокола врачебной комиссии расценивается как нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области от 3 октября 2012 г. по делу № 5-656/2012).
Содержание протокола врачебной комиссии
Протокол врачебной комиссии, согласно п. 16 Приказа № 502н, должен содержать следующие сведения:
- дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
- список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
- перечень обсуждаемых вопросов;
- непосредственно решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Протокол должен быть подписан председателем комиссии, секретарем и ее членами. Кроме того подписи председателя и членов комиссии стравятся так же в медицинской документации пациента.
Необходимо отметить, что отсутствие в протоколе каких-либо формальных сведений, например, указания председателя комиссии, расценивается судами, как одной из нарушений лицензионных требований медицинской организацией (Постановление Улаганского районного суда Республики Алтай от 15 августа 2019 г. по делу № 5-839/2019).
Аналогичным образом расценивается и отсутствие подписей.
Вместе с тем, в судебной практике такие нарушения могут быть оценены как малозначительные. Так Согласно протоколу об административном правонарушении , составленному государственным инспектором отдела контроля и надзора за медицинской и фармацевтической деятельностью Территориального органа Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в ходе внеплановой документарной проверки ОГБУЗ «Шарьинская ОБ» допущены грубые нарушения лицензионных требований, в том числе: согласно данным медицинской карты стационарного больного протоколе врачебной комиссии не указана дата, решение принято 2/3 членов врачебной комиссии : председателем и лечащим врачом; отсутствует подпись секретаря врачебной комиссии.
Однако Постановлением Шарьинского районного суда Костромской области от 22 августа 2017 г. по делу № 5-85/2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20. КоАП РФ, совершенном ОГБУЗ «Шарьинская ОБ», прекращено в связи с малозначительностью деяния.
Хранение протоколов врачебной комиссии
Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет (п. 19 Приказа № 502н).
Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал работы врачебной комиссии. Форма журнала так же не утверждена, однако на практике используется форма № 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения», утв. Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 № 154. В амбулаторной практике заключение врачебной комиссии заносится в п. 29, стр. 9 медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях формы № 025/у. Для стационарных больных решения врачебно комиссии в виде протокола (его копии) подшиваются в медицинскую карту формы 003/у.
В судебной практике можно обнаружить позицию, согласно которой протокол может храниться в медицинской карте конкретного пациента.
Так в Решении Железнодорожного районного суда г. Рязани от 27 июня 2018 г. по делу № 2-608/2018 указано, что «приоритетным способом оформления и хранения указанной медицинской документации является протокол, как самостоятельный документ и его местом хранения определена медицинская карта амбулаторных либо стационарных больных».
Место хранения протоколов врачебной комиссии, принятых по вопросам не в отношении конкретного пациента должно быть определено в Положении о комиссии.
Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления. Законодательство не содержит сроков рассмотрения такого заявления
Юридическое значение протокола врачебной комиссии
Как указывалось ранее, решение (протокол) врачебной комиссии является не только частью медицинской документации, но и документом, порождающим юридические последствия.
В частности, решение, вынесенное по результатам проведения экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников, а также предварительных и периодических медицинских осмотров или выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, позволяет гражданину свободно реализовать свое право на труд или напротив, препятствует трудоустройству или продолжению работы в определенной должности.
Решение комиссии о направлении сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов является основанием для проведения мероприятий по мониторингу безопасности лекарственных препаратов.
Получение от врачебной комиссии медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред является обязательным условием для трансплантации.
Решение по результатам медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений может являться основанием для замены меры пресечения в виде заключения под стражу на альтернативную.
Решения, принимаемые врачебной комиссией при реализации функции контроля качества и безопасности медицинской деятельности, могут являться основанием для применения мер ответственности к лицам, допустившим нарушения при оказании медицинской помощи гражданам, в том числе в процессе диагностики и лечения и/или оформлении и ведении медицинской документации, назначении лекарственных препаратов и так далее.
Поскольку решения врачебной комиссии являются юридически значимыми актами, они могут быть оспорены в том числе в судебном порядке.
Так, гражданин Огородний А.В. обратился в суд с иском к ПАО «РУСАЛ Братск», филиалу ООО «РУСАЛ Медицинский центр» в г. Братске, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» о признании увольнения и приказа о прекращении трудового договора в связи с отказом от перевода на другую работу, необходимого в соответствии с медицинским заключением, незаконными и о признании незаконным медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда».
Братский городской суд Иркутской области решением по делу № 2-135/2019 от 05 июля 2019 года, удовлетворяя исковые требования, учел, что в протоколе врачебной комиссии отсутствуют: диагноз, обоснование постоянной профнепригодности работника, детальный анализ анамнестических данных, профмаршрута, условий труда, клинической картины заболевания системы органов дыхания, консультативного заключения врача-пульмонолога, результатов дополнительных исследований в определении профессиональной принадлежности патологии или ее исключения.
Таким образом, каждое решение врачебной комиссии медицинской организации должно быть оформлено в виде протокола с соблюдением нормативных предписаний к его содержанию и хранению. Протокол врачебной комиссии является юридически значимым актом, порождающим широкий спектр правовых последствий, как для пациента, так и для медицинской организации, ее работников, контролирующих органов и иных лиц. Нарушения, допущенные при оформлении протокола, могут служить основанием для его признания судом недействительным, а так же для привлечения медицинской организации к административной ответственности.
Глава 3. ПРОТОКОЛЫ РЕШЕНИЙ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ МЕДИЦИНСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ: ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
И НЕКОТОРЫЕ ТИПОВЫЕ ОБРАЗЦЫ
В соответствии с частью 1 статьи 48 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <94> врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
———————————
<94> Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «».
Она создается в медицинской организации в целях (часть 2 статьи 48 вышеуказанного ФЗ):
— совершенствования организации оказания медицинской помощи;
— принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
— осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
— обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами;
— трансплантации (пересадки) органов и тканей человека;
— медицинской реабилитации;
— принятия решения по иным медицинским вопросам.
Несколько шире полномочия врачебной комиссии медицинской организации трактуются судебной практикой.
Согласно решению Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 года по делу N АКПИ12-1765 «полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия» <95>.
———————————
<95> Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2013 по делу N АКПИ12-1765 // Верховный Суд Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru; www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=527090 (дата обращения: 30.08.2017).
Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Как следует из пункта 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» <96> (далее — Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н), Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.
———————————
<96> Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации: Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н (ред. от 02.12.2013) (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2012 N 24516) // «».
Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии (пункт 8 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
В законодательстве не определены требования, предъявляемые к членам врачебной комиссии.
Вместе с тем, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2016 года по делу N АПЛ16-26, «исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии» <97>.
———————————
<97> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2016 по делу N АПЛ16-26 // Договор-юрист.ру. URL: https://dogovor-urist.ru (дата обращения: 30.08.2017).
Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (пункт 9 вышеуказанного Приказа).
В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению ее руководителя в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии, председателями которых назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий (пункты 6 и 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации (пункт 12 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» <98>, кроме иных, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
———————————
<98> О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) // «».
Немаловажным аспектом осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является системная деятельность врачебной комиссии медицинской организации.
Стоит отметить, что вышеуказанные требования законодательства распространяются не только на медицинские организации государственного сектора здравоохранения, но и на частные медицинские учреждения, в том числе частнопрактикующих врачей (по организационно-правовой форме — индивидуальных предпринимателей).
Как правильно отмечает ряд авторов, «работа врачебной комиссии у индивидуального предпринимателя тоже должна быть организована по здравому профессиональному смыслу совершенно понятно, что без участия врачебной комиссии ни о каком внутреннем контроле качества и безопасности и речи быть не может» <99>.
———————————
<99> Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник Росздравнадзора. 2015. N 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kachestva-i-bezopasnosti-meditsinskoy-deyatelnosti-osuschestvlyaemoy-individualnym-predprinimatelem-voprosy-i-otvety (дата обращения: 28.08.2017)
Подобную позицию разделяют и судебные органы, рассматривающие дела по жалобам медицинских организаций на привлечение их к административной ответственности.
Так, из решения Арбитражного суда Ростовской области от 12 августа 2015 года по делу N А53-18488/15 по заявлению Министерства здравоохранения Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью «…» о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <100> усматривается, что «…03.07.2015 в ходе проведения проверки деятельности общества… выявлено несоответствие состава комиссии (в составе врачебной комиссии отсутствуют члены врачебной комиссии), отсутствует положение о врачебной комиссии, отсутствует специальный журнал, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии, отсутствуют планы-графики заседаний врачебной комиссии; не ведется журнал внутреннего контроля качества медицинской помощи, чем нарушило требование пп. «б» п. 5 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291…
———————————
<100> КоАП РФ, Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина общества выразилась в том, что оно должно было соблюдать лицензионные требования и условия.
Несоблюдение обществом при осуществлении предпринимательской деятельности условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка. Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).
Судом установлено, что общество не предприняло всех необходимых мер по соблюдению им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий при осуществлении им медицинской деятельности. Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…» <101>.
———————————
<101> Решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-18488/15 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 28.08.2017).
В соответствии с Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 17АП-12136/2013-АК, рассмотревшего апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «…» на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 августа 2013 года по делу N А71-6416/2013, принятое… по заявлению Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики к обществу с ограниченной ответственностью «…» о привлечении к административной ответственности, «…в ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:… нарушение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи: в ходе оценки качества лечения комиссией по жалобе пациентки Л. не соблюден порядок внутреннего контроля качества, утвержденный руководителем ООО «…», а именно: врачебной комиссией по жалобе пациентки не проведена оценка набора диагностических мероприятий, диагноза, лечебно-оздоровительных мероприятий, стандарта по критерию качества; из вышеприведенных показателей не составлен интегральный показатель УКЛ, отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»)…
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется…
В ч. 2 ст. 48 указанного Федерального закона установлено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации…
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) ООО «…» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным…» <102>.
———————————
<102> Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 17АП-12136/2013-АК // Аюдаринфо. URL: https://www.audar-info.ru/docs/tribunal/detail.php?artId=1279045&list=true (дата обращения: 29.08.2017).
Каким же образом индивидуальный предприниматель может организовать работу врачебной комиссии?
По мнению Д.В. Пивень и И.С. Кицул, возможны следующие варианты решения этой проблемы:
«1. Создание индивидуальным предпринимателем врачебной комиссии с привлечением к работе ее членов на основании трудового договора.
2. Создание индивидуальным предпринимателем врачебной комиссии с привлечением к работе ее членов на основании гражданско-правового договора.
3. Заключение договора между индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, предусматривающего участие врачебной комиссии медицинской организации в работе по проведению контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой ИП» <103>.
———————————
<103> Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник Росздравнадзора. 2015. N 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kachestva-i-bezopasnosti-meditsinskoy-deyatelnosti-osuschestvlyaemoy-individualnym-predprinimatelem-voprosy-i-otvety (дата обращения: 28.08.2017).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который должен содержать следующие сведения (пункты 16 — 16.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н):
— дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
— список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
— перечень обсуждаемых вопросов;
— решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Согласно пункту 17 рассматриваемого Приказа секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.
Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (пункт 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет (пункт 19 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
Таким образом, следует прийти к выводу, что протокол заседания врачебной комиссии является весьма важным документом.
Им оформляются решения, принимаемые указанной комиссией по кардинальным вопросам медицинской деятельности.
Вместе с тем в рассмотренных выше нормативно-правовых актах не оговорено:
— каким образом решение, принятое врачебной комиссией, должно вноситься в медицинскую документацию пациента;
— должен ли протокол решения врачебной комиссии (один из его экземпляров или копия) храниться в материалах карты амбулаторного (стационарного) больного;
— не разработана типовая форма решения врачебной комиссии.
В некоторых российских регионах эту проблему пытаются разрешить на уровне соответствующего минздрава.
Так, например, Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 26.06.2014 N 335 «О совершенствовании деятельности врачебных комиссий медицинских организаций Мурманской области» <104> утверждены типовые формы Протокола решения врачебной комиссии (подкомиссии) (Приложение N 1 к Приказу) и Выписки из протокола решения врачебной комиссии (подкомиссии) (Приложение N 2 к Приказу).
———————————
<104> О совершенствовании деятельности врачебных комиссий медицинских организаций Мурманской области: Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 26.06.2014 N 338 // Министерство здравоохранения Мурманской области. URL: http://minzdrav.gov-murman.ru/documents/npa; http://minzdrav.gov-murman.ru/files/pr338-2014.pdf (дата обращения: 25.08.2017).
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 22.05.2012 N 560-п «Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Свердловской области» <105> утверждена форма типового протокола заседания врачебной комиссии медицинской организации (Приложение N 4).
———————————
<105> Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Свердловской области: Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 22.05.2012 N 560-п (в ред. Приказов минздрава Свердловской области от 18.12.2012 N 1477-п, от 21.04.2014 N 532-п) // Министерство здравоохранения Свердловской области. URL: http://minzdrav.midural.ru/special/article/show/id/104 (дата обращения: 25.08.2017).
Принимая во внимание положения законодательства, а также вышеизложенные рекомендации, автором разработана примерная форма протокола решения врачебной комиссии медицинской организации <106>, которая может быть использована в практической деятельности медицинских организаций.
———————————
<106> См. Приложение N 5.
О проблемах организации работы врачебной комиссии медицинской организации по направлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и о необходимых для её работы локальных документах мы писали уже не раз, и коллеги – организаторы здравоохранения, конечно, видели наши работы. На сайте Здрав.Биз даже создана отдельная рубрика, «Организация работы врачебной комиссии» в разделе «Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях». Есть материалы по этой теме и в других разделах нашего сайта.
Вместе с тем, статья продолжает серию публикаций практического плана о локальных учётных формах, необходимых в медицинской организации в целях организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
«Локальные формы: Карта внутреннего контроля качества медицинской помощи»;
«Локальные формы в системе внутреннего контроля: Экспертное заключение»;
«Локальные учётные формы: Журнал внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
В данной статье представлена примерная форма Протокола заседания врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Протокол ВК), а также даны советы по оптимизации её практического использования при оформлении решений, связанных с проведением экспертизы качества медицинской помощи и осуществлением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Материал адресован руководителям медицинских организаций и их заместителям, владельцам медицинского бизнеса, руководителям медицинских подразделений организаций, врачам-экспертам, врачам – организаторам здравоохранения и врачам других специальностей, интересующимся вопросами организации медицинской деятельности и управления.
Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации
Федеральный закон от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) предписывает каждой медицинской организации создать и определённым образом организовать работу врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК). Требования Закона в соответствии с полномочиями конкретизированы Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в приказе от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н). Ни Закон, ни Приказ № 502н не дифференцируют требования к организации и деятельности ВК в медицинских организациях различного типа, организационно-правовой формы, мощности, профиля деятельности и т.п. Они едины для всех медицинских организаций и распространяются даже на индивидуальных предпринимателей, о чём прямо указано в Законе.
В то же время, реальная потребность в дифференциации требований к медицинским организациям в части организации работы ВК и её функционала в стране колоссальна. См., например, наши работы «Проблемы организации работы врачебной комиссии по контролю качества в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», «Проблемы организации работы врачебной комиссии по контролю качества в частных медицинских организациях» и многие другие. Со времени их написания прошло более года, но ничего не изменилось. Они полностью сохранили свою актуальность, к сожалению. И руководителей медицинских организаций донимают всё те же проблемы, различные по своему характеру, но единые своим происхождением от недостаточно продуманных требований с претензией на универсальность. Эти проблемы затрагивают все аспекты организации и деятельности ВК, включая локальное нормативное обеспечение и используемые в её работе учётные формы.
О проблемах локального нормативного обеспечения деятельности ВК и возможных способах их решения мы говорили в работах «Локальное нормативное обеспечение деятельности врачебной комиссии в небольшой медицинской организации» и др., где изложено немало ценных советов. С формой Протокола заседания ВК дело обстоит несколько проще. Приступим к её созданию.
Форма должна содержать непременные атрибуты локальных учётных форм: полное наименование медицинской организации в верхнем колонтитуле, указание локального нормативного акта, с которым установлена форма, и соответствующего номера приложения, и, ниже, наименование формы по центру страницы с полем для внесения номера Протокола ВК. Напоминаем, что Протоколы ВК, согласно требованиям п. 17 Приказа № 502н, подлежат регистрации в специальном журнале. Форму его необходимо разработать и установить в медицинской организации, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Форму Журнала заседаний врачебной комиссии по-прежнему можно сгенерировать и получить у нас бесплатно. Изготовьте журнал в обычном книжном формате А4.
Далее, следует сформировать основной информационный раздел формы Протокола ВК. Приказ № 502н прямо указывает минимальное содержание этой учётной формы (орфография сохранена):
16. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:
16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
16.3. перечень обсуждаемых вопросов;
16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Соответственно, в форме Протокола ВК необходимо создать поля для внесения даты заседания ВК (информационный блок «Дата и время проведения»), списка присутствующих с указанием их роли в составе ВК и должностей, предусмотрев и поле для указания иных лиц с обоснованием их присутствия на заседании (блок «Присутствовали»), обсуждаемых вопросов и принятых по ним решений с их обоснованием (блок «Слушали»). С учётом п. 15 этого же документа («Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии «), очевидно, что в блоке «Слушали:» не хватает, как минимум, ещё одной позиции с итогами голосования, и её следует добавить. Этот блок желательно дополнить также полями для внесения информации о докладчике, о лицах, участвовавших в обсуждении, и о рассмотренных на заседании материалах по каждому вопросу.
Завершает форму раздел «Подписи», необходимый для придания оформленному Протоколу ВК статуса документа. В итоге, должно получиться примерно следующее:
Представленная форма Протокола ВК отвечает своему предназначению – оформлению решений ВК по любым вопросам, входящим в её компетенцию, соответствует установленным требованиям и удовлетворит проверяющих. Примечание автора от 05.10.2017: с 16 сентября 2017 года мы запустили новый бесплатный сервис – Форм-генератор «Протокол заседания (решения) врачебной комиссии». Результаты направляются в течение нескольких часов на указанный в заявке адрес электронной почты. В то же время, на практике заполнение формы требует немало времени, часть которого можно сэкономить без потерь для дела.
Рационализации формы
1. Печать частично заполненных бланков.
Утверждается форма пустой, но ничто не мешает внести в копию формы в отдельном файле состав ВК со всей необходимой информацией, а также расшифровки подписей членов ВК:
Такие бланки будет заполнять гораздо быстрее и легче.
2. Компактное размещение и ёмкие формулировки записей.
Отдельные рассматриваемые ВК вопросы могут быть довольно сложными и для оформления принятых по ним решений может потребоваться большое пространство –возможно, даже понадобится сделать многостраничный Протокол ВК. Однако, некоторые типичные вопросы просты и рассматриваются на заседаниях ВК (обычно, в большом количестве) по единственной причине – отнесения их к компетенции ВК Приказом №502н и другими нормативными правовыми актами, что загружает ВК формальной работой и вызывает дефицит времени для рассмотрения действительно важных проблем. Для более быстрого и экономного оформления решений по таким вопросам можно подготовить вариант формы с двумя и даже тремя вопросами в одном бланке Протокола ВК:
Записи в такие бланки могут вноситься кратко и ёмко.
3. «Специализированные» варианты бланков.
Описанный выше вариант формы с компактным размещением подходит также и для вопросов, суть которых излагается в других локальных документах. Некоторые из них типовые – например, при осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности III уровня, когда по результатам рассмотрении медицинской документации пациента заполняются соответствующие графы Карты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и оформляется Экспертное заключение III уровня, где содержится вся необходимая информация о случае оказания медицинской помощи и его оценке ВК. В Протоколе ВК можно сослаться на эти источники:
Аналогичным образом можно подготовить варианты бланков для оформления решений ВК и по другим типичным вопросам. Указанный способ значительно облегчает и ускоряет процесс. Иногда, однако, в таких бланках может возникнуть дефицит места для внесения дополнительной информации – например, при очной экспертизе качества медицинской помощи пациенту. В этих случаях всегда можно воспользоваться «пустым» бланком с одним вопросом в Протоколе ВК либо в описанном здесь «специализированном» бланке просто убрать второй вопрос и добавить нужное количество строк, если оперативная печать в организации не составляет проблемы.
4. Автоматическая генерация Протокола ВК.
Автоматизация отдельных функций ВК и организации её работы в целом возможна и разработки в этом направлении ведутся. Одним из преимуществ автоматизации является быстрая и точная генерация установленных учётных форм, включая и форму Протокола ВК.
Для того, чтобы заказать необходимый Вам пакет локальных документов, форм и других материалов для организации внутреннего контроля, включая и форму Протокола заседания врачебной комиссии, перейдите по одной из ссылок и оформите заявку:
Пакет документов «Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности» для многопрофильных клиник и больниц (версия пакета зависит от типа и мощности)
Пакет документов «Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности» для стоматологических клиник (версия пакета зависит от типа и мощности)
Всегда ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
Пожалуйста, поделитесь этой полезной информацией с коллегами:
В работе представлена примерная форма Протокола заседания врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации, а также даны советы по оптимизации её практического использования при оформлении решений, связанных с проведением экспертизы качества медицинской помощи и осуществлением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.*
* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями
О проблемах организации работы врачебной комиссии медицинской организации по направлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и о необходимых для её работы локальных документах мы писали уже не раз, и коллеги – организаторы здравоохранения, конечно, видели наши работы. На сайте Здрав.Биз даже создана отдельная рубрика, «Организация работы врачебной комиссии» в разделе «Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях». Есть материалы по этой теме и в других разделах нашего сайта.
Вместе с тем, статья продолжает серию публикаций практического плана о локальных учётных формах, необходимых в медицинской организации в целях организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
«Локальные формы: Карта внутреннего контроля качества медицинской помощи»;
«Локальные формы в системе внутреннего контроля: Экспертное заключение»;
«Локальные учётные формы: Журнал внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
В данной статье представлена примерная форма Протокола заседания врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Протокол ВК), а также даны советы по оптимизации её практического использования при оформлении решений, связанных с проведением экспертизы качества медицинской помощи и осуществлением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Материал адресован руководителям медицинских организаций и их заместителям, владельцам медицинского бизнеса, руководителям медицинских подразделений организаций, врачам-экспертам, врачам – организаторам здравоохранения и врачам других специальностей, интересующимся вопросами организации медицинской деятельности и управления.
======
Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации
======
Федеральный закон от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) предписывает каждой медицинской организации создать и определённым образом организовать работу врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК). Требования Закона в соответствии с полномочиями конкретизированы Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в приказе от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н). Ни Закон, ни Приказ № 502н не дифференцируют требования к организации и деятельности ВК в медицинских организациях различного типа, организационно-правовой формы, мощности, профиля деятельности и т.п. Они едины для всех медицинских организаций и распространяются даже на индивидуальных предпринимателей, о чём прямо указано в Законе.
В то же время, реальная потребность в дифференциации требований к медицинским организациям в части организации работы ВК и её функционала в стране колоссальна. См., например, наши работы «Проблемы организации работы врачебной комиссии по контролю качества в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», «Проблемы организации работы врачебной комиссии по контролю качества в частных медицинских организациях» и многие другие. Со времени их написания прошло более года, но ничего не изменилось. Они полностью сохранили свою актуальность, к сожалению. И руководителей медицинских организаций донимают всё те же проблемы, различные по своему характеру, но единые своим происхождением от недостаточно продуманных требований с претензией на универсальность. Эти проблемы затрагивают все аспекты организации и деятельности ВК, включая локальное нормативное обеспечение и используемые в её работе учётные формы.
О проблемах локального нормативного обеспечения деятельности ВК и возможных способах их решения мы говорили в работах «Локальное нормативное обеспечение деятельности врачебной комиссии в небольшой медицинской организации» и др., где изложено немало ценных советов. С формой Протокола заседания ВК дело обстоит несколько проще. Приступим к её созданию.
Форма должна содержать непременные атрибуты локальных учётных форм: полное наименование медицинской организации в верхнем колонтитуле, указание локального нормативного акта, с которым установлена форма, и соответствующего номера приложения, и, ниже, наименование формы по центру страницы с полем для внесения номера Протокола ВК. Напоминаем, что Протоколы ВК, согласно требованиям п. 17 Приказа № 502н, подлежат регистрации в специальном журнале. Форму его необходимо разработать и установить в медицинской организации, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Форму Журнала заседаний врачебной комиссии по-прежнему можно сгенерировать и получить у нас бесплатно. Изготовьте журнал в обычном книжном формате А4.
Далее, следует сформировать основной информационный раздел формы Протокола ВК. Приказ № 502н прямо указывает минимальное содержание этой учётной формы (орфография сохранена):
16. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:
16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
16.3. перечень обсуждаемых вопросов;
16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Соответственно, в форме Протокола ВК необходимо создать поля для внесения даты заседания ВК (информационный блок «Дата и время проведения»), списка присутствующих с указанием их роли в составе ВК и должностей, предусмотрев и поле для указания иных лиц с обоснованием их присутствия на заседании (блок «Присутствовали»), обсуждаемых вопросов и принятых по ним решений с их обоснованием (блок «Слушали»). С учётом п. 15 этого же документа («Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии «), очевидно, что в блоке «Слушали:» не хватает, как минимум, ещё одной позиции с итогами голосования, и её следует добавить. Этот блок желательно дополнить также полями для внесения информации о докладчике, о лицах, участвовавших в обсуждении, и о рассмотренных на заседании материалах по каждому вопросу.
Завершает форму раздел «Подписи», необходимый для придания оформленному Протоколу ВК статуса документа. В итоге, должно получиться примерно следующее:
Представленная форма Протокола ВК отвечает своему предназначению – оформлению решений ВК по любым вопросам, входящим в её компетенцию, соответствует установленным требованиям и удовлетворит проверяющих. В то же время, на практике заполнение формы требует немало времени, часть которого можно сэкономить без потерь для дела.
Рационализации формы
1. Печать частично заполненных бланков.
Утверждается форма пустой, но ничто не мешает внести в копию формы в отдельном файле состав ВК со всей необходимой информацией, а также расшифровки подписей членов ВК:
Такие бланки будет заполнять гораздо быстрее и легче.
2. Компактное размещение и ёмкие формулировки записей.
Отдельные рассматриваемые ВК вопросы могут быть довольно сложными и для оформления принятых по ним решений может потребоваться большое пространство –возможно, даже понадобится сделать многостраничный Протокол ВК. Однако, некоторые типичные вопросы просты и рассматриваются на заседаниях ВК (обычно, в большом количестве) по единственной причине – отнесения их к компетенции ВК Приказом №502н и другими нормативными правовыми актами, что загружает ВК формальной работой и вызывает дефицит времени для рассмотрения действительно важных проблем. Для более быстрого и экономного оформления решений по таким вопросам можно подготовить вариант формы с двумя и даже тремя вопросами в одном бланке Протокола ВК:
Записи в такие бланки могут вноситься кратко и ёмко.
3. «Специализированные» варианты бланков.
Описанный выше вариант формы с компактным размещением подходит также и для вопросов, суть которых излагается в других локальных документах. Некоторые из них типовые – например, при осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности III уровня, когда по результатам рассмотрении медицинской документации пациента заполняются соответствующие графы Карты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и оформляется Экспертное заключение III уровня, где содержится вся необходимая информация о случае оказания медицинской помощи и его оценке ВК. В Протоколе ВК можно сослаться на эти источники:
Аналогичным образом можно подготовить варианты бланков для оформления решений ВК и по другим типичным вопросам. Указанный способ значительно облегчает и ускоряет процесс. Иногда, однако, в таких бланках может возникнуть дефицит места для внесения дополнительной информации – например, при очной экспертизе качества медицинской помощи пациенту. В этих случаях всегда можно воспользоваться «пустым» бланком с одним вопросом в Протоколе ВК либо в описанном здесь «специализированном» бланке просто убрать второй вопрос и добавить нужное количество строк, если оперативная печать в организации не составляет проблемы.
4. Автоматическая генерация Протокола ВК.
Автоматизация отдельных функций ВК и организации её работы в целом возможна и разработки в этом направлении ведутся. Одним из преимуществ автоматизации является быстрая и точная генерация установленных учётных форм, включая и форму Протокола ВК.
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский