Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.

Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.

К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).

Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

1. Сфера и предмет регулирования

Настоящие Условия защиты информации о пользователях (далее – Условия) являются официальным документом ЧОУ ДПО «УМЦ «Педагог» (далее – Оператор) и разработан и исполняется Оператором в отношении интернет-сайтов Оператора, а также сервисов, предоставляемых пользователям таких интернет-сайтов. Под указанными выше сервисами понимаются, в частности, подача заявки на участие в мероприятии, акции; осуществление оплаты за услуги при помощи интернет-сайта; подписка на новости; дистанционное взаимодействие между Оператором и пользователем посредство телефонных переговоров по заявкам пользователей на интернет-сайте Оператора, сервисы, предоставляемые через личный кабинет пользователя и т.п. Данные Условия определяют условия и цели сбора, хранения, защиты, обработки, предоставления и распространения информации о пользователях Интернет-ресурсов Оператора.

Адрес и контакты ЧОУ ДПО «УМЦ «Педагог»:

Адрес местонахождения (юридический адрес): Российская Федерация, 428024 , Чувашская Республика г. Чебоксары, проспект Мира, дом 90, корпус 1, каб. 429

Почтовый адрес Российская Федерация, 428024 , Чувашская Республика г. Чебоксары, проспект Мира, дом 90, корпус 1, каб. 429

Телефон: +7 (966) 249-10-69.

2. Виды информации

В соответствии с настоящими Условиями к информации о пользователях относятся:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные, сведения об образовании, место работы, адрес места жительства, номера личных телефонов, контактная информация, информация об учебной деятельности, данные договора об оказании платных образовательных услуг, данные о перемене имени.

Для целей исполнения настоящих Условий и обеспечения дополнительной защиты пользователей предусмотренные Условиями режим защиты персональных данных распространяется на адреса электронной почты, ICQ, Odigo, IRC, телефонные номера и почтовые адреса.

Вся собранная, хранящаяся и обработанная Оператором информация о пользователях считается информацией ограниченного доступа, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или настоящими Условиями.

3. Применимое законодательство

Рассматриваемые настоящими Условиями отношения, связанные со сбором, хранением, обработкой, распространением и защитой информации о пользователях Интернет-ресурсов/сервисов, регулируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Применение к ним норм иностранного права возможно исключительно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имеющими силу для Российский Федерации международными соглашениями.

4. Статус Условий и официальных документов Оператора

Официальными документами Оператора, определяющими условия использования отдельных Интернет-ресурсов/сервисов могут быть определены дополнительные условия, состав и порядок сбора, хранения, защиты, обработки и распространения информации о пользователях.

Настоящие Условия имеют приоритет над вышеназванными документами и регламентами, которые применяются только в том случае, если не противоречат настоящим Условиям и при условии, что указанными документами и регламентами явно не указано, что их положения в отношении защиты информации пользователей имеют преимущественную силу.

5. Условия обращения к Интернет-ресурсам/сервисам и согласие пользователя

Оператор исходит из того, что пользователь, инициирующий обращение к Интернет-ресурсам/сервисам:

1. сознательно использует Интернет-ресурсы/сервисы от своего имени и достоверно указывает информацию о себе в объеме и в случаях, когда это требуется при регистрации, доступе и использовании Интернет-ресурсов/сервисов;

2. сознательно определил и контролирует настройки используемого им программного обеспечения в соответствии со своими предпочтениями относительно защиты информации, хранящейся на стороне браузера, персональных данных, информации о собственном аппаратно-программном обеспечении и интернет-соединении;

При регистрации и доступе к Интернет-ресурсам/сервисам пользователю запрещается указывать о себе недостоверную и/или неполную информацию. Пользователь самостоятельно несет риски наступления любых неблагоприятных последствий в случаях предоставления чужих и (или) недостоверных персональных данных.

Оператор считает, что пользователь, регистрируясь и осуществляя доступ к Интернет-ресурсам/сервисам, ознакомлен с настоящими Условиями, выражает свое согласие с ними и принимает на себя указанные в них права и обязанности. Согласие пользователей сети Интернет осуществляется в форме и на условиях, установленных настоящими Условиями.

В случае несогласия пользователя с настоящими Условиями использование Интернет-ресурсов/сервисов должно быть прекращено.

Заполняя размещенную на Интернет-ресурсе/сервисе регистрационную форму и предоставляя свои персональные данные Оператору, пользователь подтверждает, что он достиг возраста 14 лет и что он принимает настоящие Условия и дает согласие на обработку своих персональных данных Оператору в соответствии с настоящими Условиями.

Предоставляя данные третьих лиц, необходимые для использования Интернет-ресурса/сервиса, пользователь подтверждает получение им согласия этих лиц на обработку их персональных данных или наличие у пользователя полномочий на выражение согласия от имени таких лиц.

Согласие, предоставляемое пользователем при регистрации и сообщении своих персональных данных и персональных данных третьих лиц Оператору, также распространяется на передачу таких данных Оператором иным лицам в целях обеспечения возможности использования Интернет-ресурсов/сервисов согласно их назначению, в т.ч. для целей поддержания работоспособности Интернет-ресурсов/сервисов, анализа информации об их использовании, а также осуществления действий направленных на подключение пользователя к услугам Оператора, включая заключение от имени Оператора договора о предоставлении услуг Оператора.

Оператор исходит из того, что регистрационную форму на Интернет-ресурсе/сервисе заполняет непосредственно сам пользователь. Ответственность за правомерность предоставления и достоверность персональных данных пользователя и иных лиц, данные которых сообщены, несет исключительно пользователь. Поскольку Оператор не проводит установление личности пользователя и не принимает на себя обязанности по такому установлению личности, Оператор не отвечает за то, что пользователь действительно является тем лицом, от имени которого осуществлена регистрация и/или использование Интернет-ресурса/сервиса, и не несет ответственности за возможный ущерб, причиненный другим пользователям или иным лицам в случае, если пользователь не является таким лицом.

Оператор не принимает на себя никаких обязательств по проверке достоверности персональных данных, указанных пользователем, и не несет ответственности в случае, если пользователь предоставит больший объем данных, чем это предусмотрено размещенной на Интернет-ресурсе/сервисе регистрационной формой и целями обработки персональных данных, в том числе специальные категории персональных данных. Предоставляя персональные данные в объеме большем, чем это предусмотрено регистрационной формой и целями обработки персональных данных, пользователь выражает свое согласие на обработку таких персональных данных Оператором.

Пользователь осознает и подтверждает, что при регистрации и/или использовании Интернет-ресурса/сервиса с использованием аккаунтов пользователя в социальных сетях Оператор может получить больший объем персональных данных по сравнению с объемом, который предусмотрен размещенной на Интернет-ресурсе/сервисе регистрационной формой, и что в этом случае на обработку таких данных Оператором дополнительное согласие пользователя не требуется.

Предусматривается смешанная обработка персональных данных пользователей и иных лиц, персональные данные которых указаны при регистрации и использовании Интернет-ресурса/сервиса, то есть как обработка без использования средств автоматизации, так и автоматизированная обработка с передачей полученной информации с использованием сети Интернет.

Настоящее согласие предоставляется на весь период использования Интернет-ресурса/сервиса согласно его назначению, а также 3 (трех) лет после прекращения такого использования, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Пользователь осведомлен, что может отозвать согласие на обработку персональных данных, направив Оператору заявление в бумажной или в электронной форме, в том числе с использованием своего аккаунта (учетной записи) на Интернет-ресурсе/сервисе с указанием в таком заявлении данных, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В случае получения отзыва согласия пользователя на обработку персональных данных в бумажной форме Оператор в целях идентификации субъекта персональных данных вправе запросить у такого лица дополнительные сведения, предоставленные субъектом персональных данных при регистрации на Интернет-ресурсе/сервисе, либо попросить такое лицо направить электронный запрос на отзыв согласия на обработку персональных данных через соответствующий аккаунт (учетную запись) субъекта персональных данных на Интернет-ресурсе/сервисе.

В случае невыполнения обратившимся лицом таких дополнительных действий Оператор вправе отказать такому лицу в отзыве согласия на обработку персональных данных в целях защиты прав третьих лиц.

В случае отзыва ранее выданного согласия на обработку персональных данных пользователем или третьими лицами, персональные данные которых были получены Оператором от пользователя, указанные субъекты не смогут воспользоваться Интернет-ресурсом/сервисом и предоставляемыми с его помощью услугами и возможностями.

Оператор вправе продолжить обработку персональных данных пользователя после отзыва им своего согласия в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом пользователь уведомлен, что несет установленную законодательством РФ ответственность в случае указания некорректных контактных данных, а также данных третьих лиц без получения соответствующих полномочий от них.

6. Сбор и обработка информации о пользователях

Оператор осуществляет сбор и обработку информации о пользователях в соответствии с настоящими Условиями и иными официальными документами Оператора, определяющими условия использования соответствующих Интернет-ресурсов/сервисов, в целях исполнения своих обязанностей, установленных указанными документами, в т.ч. в целях предоставления функциональных возможностей, услуг и т.п., предусмотренных соответствующими Интернет-ресурсами/сервисами и запрошенными пользователями.

Оператором осуществляются следующие действия с персональными данными пользователя: сбор, запись, накопление, хранение, извлечение, использование, удаление, уничтожение, автоматизированная и ручная обработка (в случае, когда это требуется для предоставления услуги или консультации пользователю), в том числе для подбора рекламы в соответствии с интересами пользователя, передача партнерам в зашифрованном и не зашифрованном виде.

Оператор имеет право обрабатывать информацию о пользователях, полученную в результате обмена информацией с третьими лицами по протоколам OpenID и OAuth, при условии что указанные третьи лица получат предварительное согласие пользователей на указанную обработку.

7. Ограничение получения информации от и о несовершеннолетних

Оператор не имеет намерения получать информацию от несовершеннолетних и рекомендует законным представителям несовершеннолетних допускать их к работе в сети Интернет только под собственным контролем законным представителям.

Оператор использует информацию о пользователях в целях защиты прав несовершеннолетних в рамках и пределах, установленных действующим законодательством.

8. Ограничение ответственности за достоверность получаемой информации

Оператор не проверяет достоверность получаемой информации о пользователях и не осуществляет контроль за правосубъектностью пользователей.

9. Хранение информации о пользователях

Оператор осуществляет хранение информации о пользователях в соответствии с настоящими условиями.

10. Защита информации

Оператор предпринимает все разумные меры по защите информации о пользователях от уничтожения, искажения или разглашения.

Оператор обеспечивает конфиденциальность соответствующей информации в пределах и на условиях, установленных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Условиями.

11. Доступ к информации о пользователях

Помимо Оператора, доступ к информации о пользователях, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации имеют:

1. лица, права и обязанности которых по доступу к соответствующей информации установлены федеральными законами Российской Федерации;

2. пользователи Интернет-ресурсов/сервисов – в части доступа к информации, идентифицирующей их личность (персональные данные пользователей), по указанному ими при регистрации паролю и логину;

3. партнеры Оператора в отношении совместных партнерских проектов и сервисов Оператора в пределах и на условиях, устанавливаемых соответствующими официальными документами, определяющих их использование;

4. пользователи проектов и сервисов Оператора в пределах и на условиях, устанавливаемых соответствующими официальными документами Оператора, определяющих их использование;

5. лица и организации, осуществляющие техническую поддержку служб и сервисов Оператора в объеме, необходимом для осуществления такой технической поддержки, при условии соблюдения ими конфиденциальности информации о пользователях;

6. лица, обратившиеся к Оператору в соответствии с Регламентом по рассмотрению жалоб и блокированию незаконного контента, при условии наличия заявления пользователя о несогласии с блокированием спорного (незаконного) контента.

12. Права пользователя в отношении информации

Оператор гарантирует соблюдение следующих прав пользователя Интернет-ресурсов/сервисов:

1. право на получение сведений о том, осуществляется ли Оператором обработка информации, позволяющей идентифицировать личность пользователя (персональные данные);

2. право на удаление обрабатываемых персональных данных;

3. право на редактирование, уточнение или исправление обрабатываемых персональных данных при условии соблюдения требований настоящих Условий.

Удаление персональных данных происходит в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса пользователя и может повлечь невозможность использования последним соответствующих Интернет-ресурсов/сервисов.

Оператор вправе удалить информацию о пользователе в случае нарушения последним норм официальных документов Оператора, в том числе, определяющих условия использования отдельных Интернет-ресурсов/сервисов.

Если таковая возможность предусмотрена , пользователь Интернет-ресурсов/сервисов имеет право разрешить или запретить предоставление информации о себе партнерам Оператора или третьим лицам по протоколам OpenID и OAuth. Оператор обязуется в соответствующих официальных документах, определяющих правила использования сервисов Оператора, указывать лиц, которым будет предоставлена данная информация, и условия указанного волеизъявления пользователя в отношении использования информации в рамках указанных протоколов.

Пользователь имеет право распространять собственные персональные данные любыми законными способами. Оператор не несет ответственности за действия третьих лиц, которые получили доступ к информации о пользователях в результате указанного распространения, либо осуществили неправомерный доступ к охраняемой информации о пользователях.

13. Ограничение распространения и предоставления информации о пользователях

Оператор распространяет и/или предоставляет информацию о пользователях исключительно в следующих случаях:

1. после обработки соответствующей информации (деперсонификации информации), повлекшей удаление сведений (включая адреса электронной почты), позволяющих идентифицировать личность пользователя, а также после статистической обработки информации;

2. с разрешения лиц, предоставивших Оператору при регистрации на соответствующих Интернет-ресурсах Оператора собственные профили;

3. предоставление информации лицам, указанным в п. 11 настоящих Условий.

14. Ограничение использования информации из профилей пользователей

В случае, если пользователю стали известны логин и пароль другого пользователя, а также иная конфиденциальная информация о последнем, он обязан уведомить об этом Оператора и не использовать ставшую известной ему указанную информацию.

Оператор использует информацию о пользователях для целей анализа интересов и предпочтений пользователей, адаптации проектов и сервисов Оператора согласно результатам, полученным по итогам проведения вышеуказанного анализа, а также для целей рекламы на Интернет-ресурсах/сервисах в пределах, необходимых ее показа целевой аудитории.

Информация из профилей пользователей не используется Оператором для рассылки пользователям любой информации, за исключением случаев, предусмотренных правилами (регламентами) использования соответствующих Интернет-ресурсов/сервисов, или по их явному запросу.

15. Использование информации, хранящейся на стороне браузера

Оператор использует информацию, хранящуюся на стороне браузера, в соответствии с целями, определенными настоящими Условиями, для определения уникального идентификатора доступа пользователя к Интернет-ресурсам/сервисам, для следующих целей:

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377(075.8)

Сорокопуд Юнна Валерьевна

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, yunna_sorokopud@mail.ru, Ставрополь

СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРОЕКТА «TUNING EDUCATION PROGRAMMES IN RUSSIAN HEIS” («НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ») И ФГОС ВИО 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ

Sorokopud Yunna Valerevna

Как известно, в настоящий момент в магистратурах, аспирантурах, адъюнктурах, учреждениях ДПО осуществляется подготовка по дополнительной образовательной программе профессионального образования «Преподаватель высшей школы». Её содержание определяет Приказ МО РФ от 24 января 2002 г. № 180 «О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». В то же время, уже в 2003 г. произошло важное событие — подписание Россией Болонского соглашения, которое детерминировало перестройку высшего профессионального образования России на основе общеевропейских подходов. В результате потребовалась существенная доработка «Минимума содержания…» для приведения его в соответствие с произошедшими изменениями. Не останавливаясь подробно на изменениях в содержании данной подготовки, рассмотрим систему требований к слушателю, освоившего данную квалификацию. С учётом того, что данный минимум разрабатывался группой отечественных учёных на рубеже XX-XXI вв., то конечный результат дополнительной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы

был представлен в контексте знаниевой парадигмы и содержал систему знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть слушатель.

В настоящий момент, с учётом общеевропейских подходов и основанных на них методологии ФГОС ВПО 3-го поколения, возникла необходимость представить конечный результат подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в виде системы компетенций. При этом наряду с высоким уровнем предметной компетентности преподавателей вузов предполагается их готовность к реализации учебной, воспитательной и методической функций в условиях перехода Российского образования на общеевропейские стандарты качества. Тем самым, как отмечают ведущие отечественные учёные и практики в области профессионального образования (В. Байденко, П. Кубрушко и др.), изменение парадигмы результата отечественного профессионального образования требует серьезной проектно-методической работы преподавателей и включает целеполагание в новом формате (проектирование содержания предметных компетенций слушателей по различным дисциплинам), пересмотр содержания предметов, подбор педагогически эффективных технологий обучения и методик контроля качества освоения компетенций и компетентностей, определенных программами .

Следует отметить, что в отечественной науке существует несколько подходов к определению компетенций и, главное, к их классификации (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.) . Но в настоящее время возникла необходимость объединения усилий различных учёных для выработки единого подхода с учётом интеграции России в общеевропейское образовательное пространство. С этой целью Россия учас твовала в Проекте «Настройка образовательных программ в Российских вузах» («Tuning Education Programmes in Russian HEIs”, далее — TUNING-Russia), который является составной частью международного проекта «Настройка образовательных структур» («Tuning Educational Structures”, далее — TUNING). Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного представления структур и описании программ всех уровней на основе компетентностного подхода.

В 2006-2007 гг. проект реализовывался Государственным университетом -Высшей школой экономики в сотрудничестве с Национальным фондом подготовки кадров, Российским университетом дружбы народов и Томским государственным университетом. В проекте принимают участие ведущие экспер ты Министерства образования и науки Российской Федерации. Зарубежными партнерами по проекту являлись Университет Грёнинген (Голландия), Университет Лондон Метрополитен (Англия), Университет Деусто (Испания), Университет Лимерик (Ирландия) .

Стратегическая цель проекта: обеспечить профессорско-преподавательский состав (ППС) российских вузов методологией разработки и представления структуры и содержания учебных программ по широкому спектру дисциплин на основе опыта, полученного в результате международного проекта TUNING.

Оставаясь полностью в русле Болонских принципов, проект дополняет их двумя частными, но весьма существенными положениями:

— девиз проекта (TUNING motto) звучит следующим образом: «Настраиваем образовательные структуры и программы на основе разнообразия и автономии»;

~ настройка образовательных структур производится на основе ком-петенгностного подхода, который предполагает рассмотрение отдельных курсов, программ и циклов (уровней) обучения через два понятия: компетенции и результаты обучения .

В соответствии с принятым в рамках проекта определением, компетенции представляют собой динамичное сочетание знаний, пониманий, навыков и умений. Развитие компетенций является целью программ обучения. Компетенции будут формироваться в рамках различных курсов и оцениваться на каждой стадии обучения. Согласно проекту, были выделены компетенции, которые подразделялись на общие и специальные (в ФГОС ВПО 3-го поколения они получили название, соответственно универсальные и профессиональные). В свою очередь общие компетенции были поделены на три категории, которые кратко можно описать как:

— способности к учебе, включая владение методологиями изучения предмета, технологий и языков (общенаучные — в дефинициях макета Стандарта 3 поколения);

— способности к взаимодействию и сотрудничеству (социальноличностные);

— способности к систематизации, выбору инструментария и формам и методам организации сотрудничества для решения поставленных вопросов (инструментальные).

Методика структурирования системы компетенций в русле проекта Tuning Educational Structures нашла свое воплощение в макете ФГОС ВПО 3-го поколения, который будет введен в России в 2010 г. Представим определение ведущих дефиниций в русле компетентностного подхода, которые даны в макете ФГОС ВПО 3-го поколения:

— Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (определение из макета ФГОС ВПО 3-го поколения)

Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междисциплинарные знания и умения в профессиональной деятельности.

— Универсальные (общие) компетенции характеризуют особенности деятельности любого специалиста и подразделяются на социально-личностные и обще культурные, общенаучные, инструментальные.

— Профессиональные компетенции отражают профессиональные особенности деятельности специалиста, структурируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста.

— Профессиональная компетентность — результат подготовки студентов определенной специальности, выраженный в уровне освоения соответствующих универсальных и профессиональных компетенций, интегральная характеристика личности выпускника-специалиста, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этическую, социальную и поведенческую составляющие личности.

Таким образом, в ФГОС ВПО 3-го поколения принята следующая классификация компетенций:

1. типы компетенций: универсальные и профессиональные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. виды компетенций:

а) Универсальные компетенции:

— социально-личностные и общекультурные (СЛК);

— общенаучные (ОНК);

— инструментальные (ИК).

б) Профессиональные компетенции:

— производственно-технологические;

— организационно-управленческие;

— научно-исследовательские;

— проектные и др. (по основным видам профессиональной деятельности) (табл. 1).

Таблица 1

Классификация компетенций в проекте ФГОС ВПО 3-го поколения

Типы Виды Универсальные компетенции Профессиональные компетенции (ПК)

1 социально-личностные и общекультурные (СЛК) производственно-технологические

2 общенаучные (ОНК) организационно-управленческие

3 инструментальные (ИК) научно-исследовательские

4 проектные и др.

Универсальные компетенции — инвариантные к области деятельности выпускника, характеризующие его общенаучный, общекультурный уровень подготовки и социально-личностные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Универсальные компетенции, являющиеся ключевыми как в профессиональной, так и более широко — в социальной деятельности каждого человека и включают следующие виды: социально-личностные и общекультурные (СЛК); общенаучные (ОНК); инструментальные (ИК).

Социально-личностные и общекультурные компетенции: способность к саморазвитию, социальному взаимодействию, самосовершенствованию, общенаучные: способность к познавательной деятельности, интеграции, профессиональному развитию, инструментальные: обладание когнитивными и методологическими способностями, технологическими навыками.

На основе подходов к содержанию универсальных компетенций, которые приводятся в Макете ФГОС ВПО 3-го поколения, мы выделили следующие компетенции преподавателя высшей школы:

Социально-личностные и общекультурные компетенции:

— понимает высокую социальную значимость и ответственность профессии преподавателя высшей школы, как представителя интеллектуальной элиты общества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

— имеет сформированную гуманистическую позицию по отношению к окружающей действительности; транслирует в процессе жизнедеятельности навыки гуманитарной культуры;

— готов к социальному взаимодействию со студентами, коллегами и другими людьми на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре;

— знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей профессиональной деятельности;

— способен постоянно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готов к повышению своей квалификации и мастерства;

— способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к организации исследовательской деятельности, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

— готов к активному общению и профессиональному взаимодействию с коллегами в научно-педагогических сферах деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; способен к активной социальной мобильности;

— способен использовать на практике навыки и умения управления студенческим коллективом, формировать благоприятный социально-психологический климат в учебной группе;

— готов к разрешению конфликтных ситуаций в студенческих коллективах, при взаимодействии с отдельными студентами;

— способен оказывать личным примером позитивное воздействие на студенческую молодёжь, транслируя навыки нравственно-психологического здоровья;

— способен брать на себя всю полноту ответственности за здоровье студентов во время занятий, практик и других видов учебной работы и т. д.

Общенаучные компетенции (ОНК):

— способен использовать знания фундаментальных и прикладных дисциплин в процессе профессиональной педагогической деятельности;

— способен использовать углубленные теоретические и практические знания в своей предметной области в процессе профессиональной педаго-

гической деятельности, постоянно отслеживая новые научные достижения в своей предметной области и в смежных областях;

— способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

— способен использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной педагогической деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов при работе с молодёжью;

— способен демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность) и реализовывать их на практике и т. д.

Инструментальные компетенции:

— умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний;

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

— свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи;

— умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

— владеет одним из иностранных языков (в идеале — настолько, чтобы можно было бы на нём преподавать в зарубежных вузах);

— умеет использовать возможности коммуникативных связей для реализации внутренних резервов в процессе профессионально-педагогического общения;

— способен использовать для решения коммуникативных задач профессионально-педагогической деятельности современные технические средства;

— способен и готов проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований;

— способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать научную, методическую и др. информацию;

— способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в процессе профессионально-педагогической деятельности;

— способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной исследовательской работы, в том числе используя навыки работы с компьютерной техникой и т. д.

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции определяются с учетом основных видов профессиональной деятельности, выполняемых специалистами в рамках любой профессии. Применительно к преподавателю высшей школы в состав этих компетенций входят следующие виды (связанные с основными видами деятельности преподавателя): научно-исследовательские; организационно-методические; воспитательные; учебно-методические (табл. 2).

Таблица 2

Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы

Виды профессиональных компетенций Содержательные характеристики компетенций

1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно- исследова- тельские — способен к разработке актуальной научной проблемы и получению знания, значимого для развития теории и практики высшего образования; — способность к самостоятельной исследовательской работе; — готовность к проведению исследовательской работы с использованием современных информационных систем (сети Интернет); — готовность к организации и участию в работе временных или постоянно действующих исследовательских групп; — знает основы теории высшего профессионального образования; — владеет современной методологией и методами исследований в области высшего образования; — способен к проектированию и реализации на практике содержания учебных предметов с учетом процессов модернизации высшей школы; — владеет навыками рецензирования и анализа материалов по проблемам высшей школы и проблемам конкретной научной области; — умеет представлять результаты своей научно-исследовательской деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, докладов, сообщений и др.

Организацион- но-методические компетенции — готовность к взаимодействию с образовательным комплексом региона для решения общих задач обучения и воспитания студенческой молодёжи; — способен к подготовке и проведению научно-практических конференций (в том числе Интернет-конференций) преподавателей вуза и учителей школ города (района, края); — готовность к организации и проведению педагогической практики студентов, к взаимодействию с администрацией школ, учителями и др.

Воспитательные компетенции — умеет использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; — умеет использовать профессиональные знания в конкретной научной области в качестве средств воспитания студентов; — владеет методикой организации воспитательных мероприятий со студентами на основе современных технологий; — готовность к организации и участию в работе временных или постоянно действующих групп студентов по реализации социальнозначимых проектов среди молодёжи; — способен осуществлять работу в качестве куратора академической группы: проводить педагогическую диагностику личности студентов с целью организации индивидуальной воспитательной работы; — планировать и проводить воспитательные мероприятия со студентами на основе личностно-ориентированного подхода и др.

Окончание таблицы

1 2

Учебно-ме- тодические компетенции — знает основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; умеет использовать в учебном процессе знания фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, ее взаимосвязей с другими науками; — владеет методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями, в том числе методикой разработки мультимедийных презентаций к лекционным занятиям; — готов к использованию инновационных методов и технологий обучения и воспитания; — умеет излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; — владеет методикой структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематики учебных и воспитательных задач); — владеет методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы; — владеет методикой написания, переработки учебных программ по дисциплинам в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта; — способен к разработке учебно-методических материалов по проведению деловых игр, решению педагогических ситуаций; — способен к разработке сценария для создания электронных учебно-методических пособий.

Тем самым представленная система компетенций преподавателя высшей школы должна служить ориентиром для:

Модернизации содержания, технологий и методов обучения и воспитания в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» на основе компетентностного подхода, подразумевающего смещение акцентов в сторону усиления практической направленности данной подготовки.

Переработки программ дисциплин в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», с учётом универсальных и профессиональных компетенций.

В этой связи разработанная нами структура универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы имеет важное методологическое и методическое значение. В то же время, разработанную систему компетенций мы считаем открытой, что подразумевает возможность её дополнения и общей корректировки. Главная цель нашей работы в этом направлении — применение к разработке системы компетенций препода-

вателя высшей школы общеевропейского методологического подхода, на котором основаны и ФГОС ВПО 3-го поколения.

Библиографический список

7. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к проектированию образовательных стандартов / А. В. Хуторской — М., 2007.

УДК 378

Ермакова Людмила Ивановна

Аспирантка кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры теоретической физики и методики преподавания физики, Карельская государственная педагогическая академия, luta@kspu.karelia.ru, Петрозаводск

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Ermakova Ludmila Ivanovna

Профессиональный стандарт преподаватель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *