Сроки следствия и порядок продления есть в УПК РФ. Минимально этот срок составляет два месяца, затем может быть продлен до трех месяцев непосредственным руководителем следователя, после этого до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту и иным приравненным к нему руководителем следственного органа. Дальше следуют исключительные случаи, подконтрольные руководству СК РФ (ст. 162 УПК РФ).

В этой же ст. 162 УК РФ предусмотрен пункт 6, который вроде бы сам по себе сомнений не должен вызывать, однако используется следователями и их руководителями для фокусничества.

При возобновления расследования после приостановления, прекращения или возвращения дела от прокурора начальник следователя дает ему один месяц, который в общий срок следствия не входит. И так сколько угодно раз.

По одному из дел по ст. 199 УК РФ после окончания 12-месячного срока предварительное расследование приостанавливалось девять раз, а во время ознакомления с делом еще два раза.

В качестве основания указано нахождение обвиняемого за пределами г. Москвы, что препятствовало проведению с ним следственных и процессуальных действий. Однако, после возобновления следствия никакие следственные и процессуальные мероприятия с этим лицом не проводились. Никаких фактов, подтверждающих указанное основание приостановления следствия (нахождение обвиняемого за пределами г. Москвы), в материалах дела не было. Каждый раз при возобновлении расследования указывалось, что приостановление было преждевременным и необоснованным

По другому делу по ст. 199.2 УК РФ в Московской области дело приостанавливалось трижды, по п. 2 ч .1 ст. 208 УПК РФ из-за будто бы неявки обвиняемой. В ответ на поручение о проведении розыска был представлен ответ, что якобы номер телефона не отвечал, привлекаемая по месту жительства отсутствовала.

Однако, детализацией оказанных услуг по указанному номеру голосовая и СМС-связь осуществлялась как в исходящем, так и во входящем направлении без перерывов. Все это время абонент находился на территории Московского региона. Звонки и СМС от сотрудников правоохранительных органов не поступали.

Заместителем городского прокурора указанное решение следователя признано незаконным и преждевременным, следствие возобновлено, продлено на один месяц,

И так три раза.

Вместе с тем, в указанные дни обвиняемая как руководитель крупного предприятия присутствовала на рабочем месте, участвовала в совещаниях, подписывала и отправляла документы, в т.ч. в администрацию города, губернатору Московской области, в городскую прокуратуру, выступала в СМИ, осуществляла текущее руководство, телефонный номер был всегда доступен.

Складывается впечатление, что следствие действует на основании каких-то методических рекомендаций.

По третьему делу по ст. 199 УК РФ придуман способ еще более искусный — обвинительное-заключение-лайт.

Ни обвиняемый, ни защитник об окончании следствия не уведомляются, протокол в соответствии со ст. 217 УПК РФ не составляется, материалы уголовного дела для ознакомления не даются, протокола по окончания знакомства с делом нет, обвинительное заключение на 6 листах, в котором лишь перечень доказательств, без приведения их краткого содержания, без справки. Руководитель следователя, ожидаемо, с заключением не соглашается и возвращает дело для дополнительного расследования с предоставлением месячного срока

И так три раза. Как в анекдоте про банановую кожуру.

Это не все. Далее еще пять раз проделывается фикция с приостановлением.

Усугубляется это еще и тем, что о приостановлении и возобновлении производства защита узнает только на стадии ознакомления с делом. Несмотря на подшитые в дело якобы уведомления. Поэтому жалобы по ст. 125 УПК РФ, как правило, запаздывают.

Как с этим бороться? Ведь, действующая редакция ст. 162 чч. 6, 6.1, 6.2 УПК РФ допускает при возобновлении приостановленного следствия продление срока в пределах одного месяца независимо от того, сколько раз до этого оно возобновлялось, прекращалось, и вне зависимости от общей продолжительности срока следствия.

Однако, Конституционный Суд РФ в определениях от 19.10.2010 № 1412-О-О, от 22.04.2014 № 878-О, от 02.07.2015 №№ 1541-О, 1542-О и 1543-О указал, что порядок продления срока следствия, предусмотренный ст. 162 ч. 6 УПК РФ, может применяться лишь в качестве исключения из общих правил. Этот порядок не предполагает злоупотребления правом и направлен на обеспечение принципов законности и разумного срока уголовного судопроизводства путем устранения выявленных нарушений и препятствий к дальнейшему движению дела.

Здесь систематическое составление незаконного обвинительного заключения, неоднократные незаконные приостановления и возобновления следствия является ничем иным, как злоупотреблением правом, направленным исключительно на избежание продления срока расследования вышестоящим руководителем следственного органа (ст. 162 ч. 5 УПК РФ).

Любому постороннему наблюдателю понятно, что описанные действия есть фикция, незаконны. И следственные и процессуальные действия проведены за пределами сроков расследования, без законного продления, что делает полученные после этой даты доказательства недопустимыми.

По идее они подлежат прокурорскому и судебному контролю. На любой стадии.

О проблеме в высших правоохранительных кругах знают. Неслучайно пунктом 3.13 Указания Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Следственного комитета РФ, ФСБ РФ и Федеральной таможенной службы РФ от 23.07.2020 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности» предписано, что «при выявлении фактов подмены процессуального продления срока расследования необоснованным приостановлением либо прекращением уголовных дел с последующим установлением дополнительного срока руководителями следственных органов инициировать по каждому такому случаю вопрос о внесении акта реагирования вышестоящему руководителю следственного органа, вплоть до руководства…».

СТ 162 УПК РФ

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Комментарий к Статье 162 Уголовно-процессуального кодекса

1. Предварительное следствие можно рассматривать как разновидность предварительного расследования и как этап производства по уголовному делу. Предварительное следствие как одна из форм расследования преступлений обладает общими с ним признаками. Наряду с этим следствие определяется законом как основная форма досудебного производства и поэтому имеет свои особенности. Следствие в сравнении с дознанием осуществляется по уголовным делам о преступлениях, обладающих большей общественной опасностью, значительной сложностью в расследовании. Как правило, производство следствия связано со значительным объемом подлежащей выполнению по уголовному делу работы.

2. Законодательно предварительное следствие не разделяется на этапы, но анализ правовых норм и практики их реализации позволяет выделить несколько этапов данной деятельности, которые и объединяются в систему:

1) принятие дела следователем к своему производству;

2) производство следственных действий по собиранию и проверке доказательств в целях раскрытия преступления, изобличения виновных и установления обстоятельств преступления;

3) привлечение лица в качестве обвиняемого;

4) проверка доводов стороны защиты и выполнение следственных действий по окончательному установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;

5) окончание предварительного следствия.

3. Система регулирования предварительного следствия имеет свою логичную последовательность, и в гл. 22 УПК РФ объединяются нормы общего характера, относящиеся ко всему этапу предварительного следствия. Они определяют:

1) срок предварительного следствия;

2) порядок производства расследования следственной группой;

3) правила производства следственных действий;

4) судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;

5) структуру и содержание протокола следственного действия;

6) порядок удостоверения отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия;

7) правила участия в деле специалиста и переводчика;

8) порядок участия понятых в следственных действиях.

4. Наличие в законодательстве временных границ предварительного следствия содействует своевременному его проведению, динамичности следствия и выполнению его задач, способствует эффективному надзору за следствием, а также за соблюдением прав участников процесса. Законом установлен 2-месячный срок предварительного следствия независимо от каких-либо характеристик уголовного дела. В данный срок не включается период, когда производство по уголовному делу приостанавливалось или следователем обжаловалось решение прокурора о направлении в соответствии со ст. 221 УПК РФ уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

5. Срок предварительного следствия исчисляется со дня возбуждения уголовного дела, т.е. со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, независимо от того, когда уголовное дело было принято к производству следователем и производились ли по нему следственные действия до принятия уголовного дела к производству. Выполнение следственных и других процессуальных действий за пределами срока предварительного следствия является недопустимым и влечет за собой признание таких действий незаконными.

6. Заканчивает исчисляться срок предварительного следствия со дня вынесения одного из трех завершающих решений по делу. Они излагаются в соответствующих процессуальных документах, и дата их вынесения является одновременно и датой окончания следствия. Так, следователь вправе закончить следствие путем составления обвинительного заключения и направления его вместе с уголовным делом прокурору (при таком варианте окончания следствия период ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включается в срок предварительного следствия); вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу; прекращения уголовного дела с направлением материалов уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер воспитательного воздействия.

7. Установленный законом 2-месячный срок следствия может быть продлен руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного следственного отдела по объединению, соединению, гарнизону, руководителем других военных следственных отделов и следственных отделений (заместителем руководителя следственного органа (следственного подразделения)) <1> Следственного комитета РФ на период до 3 месяцев.
———————————
<1> См.: Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 5 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации» // www.sledcom.ru (дата обращения: 18.06.2015).

В случае особой сложности в расследовании уголовного дела срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного <1>, а также их заместителями на период до 12 месяцев.
———————————
<1> Главное военное следственное управление, военные следственные управления Следственного комитета РФ по военным округам, флотам и другие военные следственные управления Следственного комитета РФ, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета РФ по субъектам РФ (ст. ст. 12, 38 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»; п. 3.2 Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 5 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации»).

8. Предельных сроков следствия не установлено, однако это не означает, что следствие может осуществляться безгранично во времени, — учитывать при этом необходимо общие положения о назначении уголовного процесса, сроки давности, возможность осуществления следственных действий по установлению обстоятельств дела и т.п.

9. Продление срока следствия осуществляется на необходимый для окончания расследования период. Одним решением, например, нет необходимости продлевать срок на период от 3 и сразу же до 12 месяцев.

10. Срок предварительного следствия протяженностью до одного месяца устанавливается руководителем следственного органа при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия независимо от того, сколько раз такие решения принимались.

При возвращении прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, препятствующих рассмотрению и разрешению уголовного дела (ч. ч. 1, 1.2 ст. 237 УПК РФ), также устанавливается месячный срок, который исчисляется со дня поступления уголовного дела к следователю, т.е. с момента принятия следователем уголовного дела к своему производству.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия в названных случаях производится на общих основаниях.

11. Уголовное дело должно своевременно поступать к следователю, без неоправданной задержки, в противном случае нарушаются права и законные интересы участников уголовного судопроизводства. Верховным Судом РФ признано законным частное постановление по делу по обвинению Д., которым обращено внимание органов прокуратуры на недопустимость задержки передачи дела органам следствия при его возвращении судом для устранения препятствий проведения судебного разбирательства по существу. Судом установлено, что в ходе расследования дела было допущено неоправданное затягивание сроков расследования уголовного дела после его возвращения прокурору для устранения препятствий рассмотрения данного дела судом. Этот срок составил 8 месяцев с момента первоначального возвращения уголовного дела прокурору до поступления уголовного дела в суд с обвинительным заключением. Суд в частном постановлении правильно указал на то, что в течение месяца уголовное дело находилось без движения, в то время как обвиняемый продолжал содержаться под стражей. Следователь Б., приняв 26 сентября 2011 г. уголовное дело к своему производству, не произвел по нему ни одного следственного и процессуального действия, а 7 октября 2011 г. уголовное дело было изъято у него и передано другому следователю, который также не выполнил ни одного следственного действия. Через десять дней уголовное дело было изъято у него и вновь передано следователю Б. Неоправданным, как указал суд в частном постановлении, является и срок, в течение которого уголовное дело после первоначального возвращения прокурору поступило в орган расследования — Жуковский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области, для чего потребовался срок в четырнадцать дней, который с учетом близкого месторасположения к г. Брянску нельзя признать разумным. При таких обстоятельствах суд обоснованно констатировал нарушение органами предварительного следствия разумных сроков расследования и правильно обратил на это внимание Генерального прокурора РФ и начальника Следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области <1>.
———————————
<1> См.: Определение СК по УД ВС РФ от 4 июня 2012 г. по делу Д. // БВС РФ. 2013. N 1.

12. При необходимости продления срока следствия следователь возбуждает перед руководителем следственного органа ходатайство посредством вынесения соответствующего постановления. Постановление представляется руководителю следственного органа, полномочному продлевать срок следствия, не позднее чем за 5 суток до истечения срока следствия.

14. Продление срока следствия должно производиться с учетом срока содержания обвиняемого под стражей. В частности, в соответствии с п. 1.19 Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 3 «Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей» дата истечения продлеваемого срока содержания обвиняемого под стражей должна соответствовать дате истечения срока следствия по уголовному делу.

Кроме того, учету подлежит п. 1.12 Приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 3: «Обеспечить выполнение следователями требований Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 4-П «По делу о конституционности ряда положений УПК РФ, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадии уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами граждан» <1>, согласно которому срок предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей при направлении уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения не может быть менее 24 суток, а по делам областной (и равной) подсудности — не менее 34 суток для последующего направления вышестоящему прокурору в порядке п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК РФ.
———————————
<1> См.: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.06.2015).

15. Если ходатайство возбуждается перед вышестоящим руководителем следственного органа, следователь направляет постановление через руководителя следственного органа, который является его непосредственным начальником. Руководитель, в свою очередь, проверив обоснованность ходатайства следователя, поддерживает его, что отражается в сопроводительном письме.

16. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия необходимо указывать:

— испрашиваемый общий срок продления в месяцах (при необходимости — в сутках), а также дату окончания срока; должностное положение лица, возбуждающего ходатайство;

— в описательной части: дату возбуждения уголовного дела (или каждого из объединенных дел в одном производстве), дату приостановления и возобновления следствия; краткое описание события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства); сущность обвинения; основные доказательства виновности обвиняемого (если по делу несколько обвиняемых, то приводятся доказательства виновности каждого); характеризующие личность сведения; данные о мерах пресечения; дату избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; сроки содержания обвиняемого под стражей с учетом предыдущих ходатайств, позицию обвиняемого по отношению к предъявленному обвинению;

— даты задержания подозреваемого, домашнего ареста, принудительного нахождения в медицинском (психиатрическом) стационаре, истечения сроков содержания под стражей;

— процессуальные действия, которые выполнены с момента предыдущего продления процессуального срока, причины невыполнения запланированного объема работ;

— следственные действия, которые предполагается произвести в ходе дальнейшего расследования;

— обоснование невозможности закончить предварительное следствие либо ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в установленный срок;

— в резолютивной части: существо ходатайства. Перед кем возбуждается, на какой срок (на сколько месяцев, суток), длительность общего срока, дата окончания срока;

— данные, подтверждающие исключительность обстоятельств, при которых возникла необходимость в продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев;

— обоснование разумности процессуального срока, продление которого испрашивается в ходатайстве о продлении срока.

К ходатайству прилагаются: справка о движении дела с приведением даты производства основных следственных действий, назначения и производства экспертиз, ознакомления с материалами уголовного дела, его направления прокурору, в суд, а при возвращении дела для дополнительного расследования — даты поступления надзирающему прокурору, следователю, принятия дела к производству, движения дела в связи с обжалованием, сроки, установленные для обжалования решения о возвращении дела для дополнительного расследования.

В сопроводительном письме к ходатайству указывается:

— обсуждалась ли организация следствия по уголовному делу, наличие оснований для продления срока;

— о принятых мерах, в том числе дисциплинарного воздействия, в отношении виновных должностных лиц в случае несоблюдения сроков представления ходатайств, выявления фактов необоснованно длительного расследования по уголовному делу, иных нарушений процессуального законодательства;

17. О продлении срока следствия следователь письменно извещает об этом обвиняемого и его защитника, потерпевшего и его представителя. Отсутствие в ст. 162 УПК указания на обязанность следователя известить подозреваемого о продлении срока следствия не означает, что до предъявления обвинения данный субъект уголовного судопроизводства лишается возможности на получение такого уведомления. Согласно Определению Конституционного Суда РФ подозреваемый и его защитник вправе ознакомиться с постановлением о продлении срока предварительного следствия и вправе получить письменное уведомление о продлении срока предварительного следствия <1>.
———————————
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 2004 г. N 239 «По жалобе гражданина Бадиловского Антона Анатольевича на нарушение его конституционных прав ч. 8 ст. 162 УПК РФ» // СЗ РФ. 2004. N 40.

18. Продление срока следствия может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. При судебном рассмотрении жалоб данной категории подзаконными актами предписывается обеспечить: своевременное представление в суд материалов, подтверждающих законность и обоснованность действий следственных органов Следственного комитета РФ; участие представителей следственных органов Следственного комитета РФ в судебных заседаниях; тщательное изучение материалов уголовного дела с учетом доводов заявителей; активное отстаивание позиции следственного органа Следственного комитета РФ в судебном заседании (см. п. 1.26 Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 3 «Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей»).

19. Предварительное расследование должно осуществляться в разумные сроки. При определении разумности срока учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий следователя, общий срок предварительного расследования по делу.

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Комментарий к Ст. 162 УПК РФ

1. В срок предварительного следствия включается не только время, затраченное на производство следственных действий по собиранию доказательств и принятие следственных решений, но и все время ознакомления сторон с материалами уголовного дела, расследование по которому закончено.

2. Предельного срока расследования (в отличие от срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования) закон не устанавливает.

3. Особого внимания заслуживает закрепленная в части третьей комментируемой статьи норма, которой УПК дополнен в декабре 2010 г.: в срок предварительного следствия теперь не включается время, которое тратится на составление следователем жалобы на принципиальное, судьбоносное для уголовного дела решение, принятое по результатам изучения прокурором оконченного следственного производства, поступившего с обвинительным заключением для направления в суд, — о возвращении для производства дополнительного следствия, для изменения объема обвинения либо квалификации обвинения либо для пересоставления обвинительного заключения и т.п., а равно время движения жалобы, а затем и уголовного дела к вышестоящему прокурору, время рассмотрения им жалобы и материалов следствия, время, необходимое для принятия и оформления решения по жалобе и движения жалобы и уголовного дела обратно, в соответствующий следственный орган, иначе говоря, все время, когда из-за разногласий прокурора со следователем по уголовному делу не только не производится никаких следственных действий, но и направление уголовного дела в суд задерживается. При этом меры процессуального принуждения, в том числе и мера пресечения, отмене в обязательном порядке не подлежат и сроки содержания под стражей не прерываются. Это правило абсолютно ново: ни в советском, ни в постсоветском законодательстве его не было.

4. Важна и интересна часть шестая комментируемой статьи, которой эта статья УПК также дополнена в конце 2010 г. В ней речь идет о так называемых льготных, относительно кратких сроках, которые устанавливаются в случае возвращения истребованного прокурором незаконно или необоснованно приостановленного, прекращенного уголовного дела или дела, поступившего с обвинительным заключением, но страдающего существенными недостатками. Во всех без исключения случаях цель такого возвращения заключается в том, чтобы путем производства необходимых дополнительных процессуальных действий и пересоставления процессуальных документов устранить отмеченные прокурором недостатки следственного производства и завершить его на общих основаниях. Такая деятельность обозначается общепонятным термином «дополнительное следствие»; иначе не скажешь, да и необходимости в этом нет. Более полувека существовало ничем не опороченное правило, согласно которому льготный срок исчислялся с момента принятия возвращенного уголовного дела к производству следователя, которому поручено дополнительное следствие, и устанавливался в пределах одного месяца. В комментируемом законе это простое и ясное правило сформулировано в первом предложении части шестой статьи 162 УПК, но затем во втором предложении обременено деталями, которые не поддаются объяснению.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N 1541-О

ПО ЖАЛОБЕ
ГРАЖДАНИНА ТИХУНА СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ШЕСТОЙ СТАТЬИ 162
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

заслушав заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина С.Н. Тихуна,

установил:

1. Уголовное дело, возбужденное 30 мая 2013 года в отношении гражданина С.Н. Тихуна, в дальнейшем обвиненного в совершении преступления, предусмотренного статьей 293 УК Российской Федерации (халатность), решением руководителя следственного органа от 30 апреля 2014 года было возвращено следователю для производства дополнительного следствия, срок которого был установлен в один месяц со дня поступления данного дела к следователю. По истечении этого срока уголовное дело было прекращено постановлением следователя от 5 июня 2014 года, однако руководитель следственного органа отменил его как незаконное и вновь возвратил данное дело следователю, установив месячный срок дополнительного следствия (постановление от 6 июня 2014 года).

В дальнейшем, как следует из жалобы С.Н. Тихуна в Конституционный Суд Российской Федерации и приложенных к ней материалов, по его уголовному делу принимались решения о направлении дела прокурору с обвинительным заключением и о приостановлении предварительного следствия, но в связи с возвращением дела прокурором для производства дополнительного следствия и устранения выявленных недостатков, с возобновлением приостановленного следствия дело поступало следователю, и при этом одним и тем же руководителем следственного органа каждый раз устанавливался месячный срок дополнительного следствия. На момент принятия этих решений данное уголовное дело расследовалось более года, притом что по общему правилу продление срока предварительного следствия свыше 12 месяцев осуществляется лишь в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями (часть пятая статьи 162 УПК Российской Федерации).

По мнению С.Н. Тихуна, часть шестая статьи 162 УПК Российской Федерации — в нарушение общего порядка продления сроков предварительного следствия по уголовному делу и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 17 октября 2006 года N 418-О, от 25 декабря 2008 года N 962-О-О, от 19 октября 2010 года N 1412-О-О и др.) — предоставляет руководителю следственного органа возможность произвольно, по надуманным основаниям многократно продлевать срок предварительного следствия, в том числе сверх срока, установленного частью пятой той же статьи, чем неправомерно выводит решение данного вопроса из сферы полномочий руководителей вышестоящих следственных органов, нарушает право обвиняемого на судебную защиту, а потому противоречит статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46, части 1 и 2). По смыслу ее статей 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 15, 17 — 19 и 118 (часть 1), в Российской Федерации, правовая система которой основана на принципе верховенства права как неотъемлемом элементе правового государства, право каждого на судебную защиту, относящееся к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод и предполагает эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости и обеспечивающего охрану прав и свобод от произвола властей. Из этих конституционных норм и корреспондирующих им положений международно-правовых актов, в частности статей 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, пункта 2 и подпункта «а» пункта 3 статьи 2 и пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, следует, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, полной и компетентной.

Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела судом осуществляется в разумный срок. Соответственно, устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия осуществления процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 года N 14-П).

3. Часть вторая статьи 21 УПК Российской Федерации обязывает прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные данным Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. Хотя эта процессуальная деятельность носит характер досудебного производства, она существенно затрагивает конституционные права и свободы граждан, а удлинение ее сроков приводит в конечном счете к увеличению срока доступа к правосудию. Соответственно, федеральный законодатель, обеспечивая гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, одним из элементов которого является право каждого при предъявлении ему уголовного обвинения на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), устанавливает в уголовно-процессуальном законе сроки дознания и предварительного следствия по уголовным делам, а также закрепляет процессуальные механизмы контроля за соблюдением таких сроков. К числу последних относятся, в частности, положения статьи 162 УПК Российской Федерации, согласно которым предварительное следствие по уголовному делу должно быть завершено в течение двух месяцев (часть первая); в дальнейшем этот срок при определенных условиях может быть продлен: до трех месяцев — руководителем соответствующего следственного органа (часть четвертая), до 12 месяцев — руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, их заместителями, а свыше 12 месяцев — Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями, причем только в исключительных случаях (часть пятая).

Вместе с тем уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по причине истечения сроков давности уголовного преследования (пункт 3 части первой статьи 24 УПК Российской Федерации и статья 78 УК Российской Федерации), но не в связи с истечением сроков предварительного следствия, установленных в статье 162 УПК Российской Федерации. Из этого следует, что уполномоченные органы и должностные лица обязаны осуществлять в пределах сроков давности уголовной ответственности справедливое и компетентное уголовное преследование, которое, как того требует данный Кодекс, должно быть полным и всесторонним (статья 73), проведенным с учетом необходимости защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (часть первая статьи 6), и во всяком случае — в разумный срок (статья 6.1).

В этих целях Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет в том числе полномочия следователя при наличии соответствующих условий и оснований прекратить уголовное дело или приостановить производство по нему (статьи 38, 208, 209, 212 и 213), предписывает руководителю следственного органа отменить незаконные и необоснованные постановления следователя о прекращении уголовного дела или о приостановлении производства по нему и возобновить производство по уголовному делу и наделяет руководителя следственного органа правом возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (статьи 39, 211 и 214), а также предусматривает возможность принятия прокурором по поступившему к нему с обвинительным заключением уголовному делу решения о возвращении этого уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями (пункт 2 части первой статьи 221).

При наличии таких полномочий закрепление в частях четвертой и пятой статьи 162 УПК Российской Федерации порядка продления срока предварительного следствия соответствующими руководителями следственных органов позволяет осуществлять ведомственный контроль за деятельностью следователя, препятствующий его незаконным и необоснованным действиям и решениям. Поскольку же использование руководителем следственного органа и прокурором названных полномочий предполагает возвращение уголовного дела следователю для производства им процессуальных действий и принятия процессуальных решений, направленных на устранение допущенных нарушений, законное и обоснованное завершение предварительного расследования, часть шестая статьи 162 УПК Российской Федерации в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 20 апреля 2014 года N 76-ФЗ, предусматривала, что в соответствующих случаях — в изъятие из общих правил данной статьи о сроке предварительного следствия и его продлении — срок для исполнения указаний прокурора, а также срок дополнительного следствия устанавливался руководителем следственного органа и не мог превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю, несмотря на то что полномочия руководителя следственного органа по продлению срока предварительного следствия, определенные частями четвертой и пятой данной статьи, уже исчерпаны.

3.1. Вопрос о допустимости неоднократного продления сроков предварительного расследования уже рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. Развивая в том числе в определениях от 19 октября 2010 года N 1412-О-О, от 18 октября 2012 года N 1907-О, от 24 октября 2013 года N 1620-О и от 22 апреля 2014 года N 878-О правовую позицию, выраженную в определениях от 25 декабря 1998 года N 167-О, от 17 октября 2006 года N 418-О и от 25 декабря 2008 года N 962-О-О, Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.

Поскольку нормы уголовно-процессуального законодательства, предусматривая исключения из установленных законом общих правил, не подлежат расширительному истолкованию, а прямого указания на возможность неоднократного продления срока предварительного следствия в части шестой статьи 162 УПК Российской Федерации не содержится, ее положения не могут рассматриваться как позволяющие неоднократно продлевать срок предварительного следствия, если в результате общая его продолжительность будет более чем на один месяц превышать указанные в частях четвертой и пятой данной статьи сроки. При этом как произвольное и нарушающее гарантированное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод право на судебную защиту и судебное разбирательство в разумный срок должно расцениваться продление — в случаях неоднократного направления дела для дополнительного расследования по одному и тому же основанию — срока предварительного следствия сверх допустимого по закону одного месяца.

3.2. Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 76-ФЗ часть шестая статьи 162 УПК Российской Федерации изложена в новой, ныне действующей редакции, согласно которой при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия; дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой данной статьи.

Приведенная нормативная конструкция рассчитана на различные ситуации, возникающие в связи с возобновлением производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также с возвращением уголовного дела для производства дополнительного следствия, и предполагает широкий круг лиц, обращения которых могут служить поводом для таких процессуальных решений. Так, установление срока дополнительного следствия по правилам части шестой статьи 162 УПК Российской Федерации с указанием процессуальных действий, которые необходимо произвести, направлено на оптимизацию расследования, с тем чтобы сократить его сроки в ситуации, когда имелись основания для приостановления предварительного следствия (статья 208 данного Кодекса), однако такие основания отпали; возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого; прокурором или руководителем следственного органа отменено постановление о приостановлении предварительного следствия (части первая и вторая статьи 211 данного Кодекса); руководителем следственного органа, прокурором или судом отменено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (статья 214 данного Кодекса); производство по уголовному делу возобновляется ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (статьи 413 и 414 данного Кодекса). Применение же общего порядка продления сроков предварительного расследования при наличии разных поводов и оснований к возобновлению производства по уголовному делу приводило бы к увеличению времени для принятия соответствующих процессуальных решений, а значит, к удлинению этих сроков.

Вместе с тем применение части шестой статьи 162 УПК Российской Федерации (как в действующей, так и в предыдущей редакции) возможно только в единстве с закрепленными в его статьях 6.1 и 7 принципами законности и разумного срока уголовного судопроизводства, предполагающими соблюдение требований законности, обоснованности и мотивированности процессуальных решений и принятие прокурором, руководителем следственного органа необходимых мер, направленных на ускорение расследования и рассмотрения уголовного дела. Постановления о приостановлении предварительного следствия, о прекращении уголовного дела и уголовного преследования могут быть обжалованы потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями, а также подозреваемым, обвиняемым и его защитником прокурору, руководителю следственного органа или в суд (часть первая статьи 209, часть четвертая статьи 213, статьи 123 — 125.1 УПК Российской Федерации). При нарушении же разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу не только участники процесса, но и иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, подлежащей рассмотрению в порядке и в сроки, установленные законом, с указанием в случае ее удовлетворения процессуальных действий, которые необходимо произвести (часть вторая статьи 123 и часть вторая.1 статьи 124 УПК Российской Федерации), причем заявитель незамедлительно уведомляется о решении прокурора, руководителя следственного органа, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (часть третья статьи 124 УПК Российской Федерации), в частности вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа. К тому же частью четвертой статьи 6.1 УПК Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.

Указанные требования уголовно-процессуального закона в полной мере распространяются на процессуальную деятельность следователя, руководителя следственного органа и прокурора, связанную с принятием ими решений о возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия.

Тем самым механизм принятия и проверки решений руководителя следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, об установлении срока предварительного следствия в порядке части шестой статьи 162 УПК Российской Федерации в пределах одного месяца — притом что процессуальная деятельность следственного органа, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 октября 2013 года N 1699-О, контролируется прокуратурой, осуществляющей надзор за органами дознания и предварительного следствия, а указанные решения могут быть обжалованы как руководителю вышестоящего следственного органа, прокурору, так и в суд — не является произвольным. Данная норма не лишает лиц, чьи права и законные интересы нарушаются соответствующими процессуальными решениями, на судебную и ведомственную защиту, в рамках которой осуществляется оценка их законности и обоснованности с установлением при этом как юридических, так и фактических оснований, обусловивших принятие конкретных решений, связанных с ограничением прав и свобод граждан.

Предусмотренный частью шестой статьи 162 УПК Российской Федерации исключительный порядок продления срока предварительного следствия, будучи направленным на реализацию принципов законности и разумного срока уголовного судопроизводства посредством устранения выявленных нарушений и препятствий к надлежащему окончанию предварительного расследования, принятия мер для ускорения рассмотрения уголовного дела в случае его незаконного и необоснованного приостановления или прекращения, может применяться лишь законно — при условии, что процессуальные решения о возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия основаны на правильном применении положений пункта 11 части первой статьи 39, статей 211 и 214, пункта 2 части первой статьи 221 УПК Российской Федерации и отвечают требованиям законности, обоснованности и мотивированности. Несоблюдение же названных требований, в частности при вынесении незаконных и необоснованных решений о возвращении следователю уголовного дела при неоднократном его направлении для производства дополнительного следствия, неоднократном приостановлении или прекращении уголовного дела по одним и тем же основаниям, свидетельствует — с учетом приведенных и сохраняющих свою силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации — о незаконном продлении срока предварительного следствия, злоупотреблении применением специальных правил вместо общего порядка его продления, а потому и о нарушении не только норм о ведомственном контроле со стороны руководителей следственных органов над ходом производства по уголовному делу, но и гарантированного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права на судебную защиту и судебное разбирательство в разумный срок.

4. Таким образом, часть шестая статьи 162 УПК Российской Федерации в действующей ее редакции не может истолковываться и применяться в правоприменительной практике без учета сохраняющих свою силу и являющихся общеобязательными правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации относительно ее смысла, как того требуют взаимосвязанные положения статьи 6 и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а значит, не позволяет произвольно и по надуманным основаниям многократно продлевать срок предварительного следствия, а также не нарушает полномочия руководителей следственных органов, указанных в части пятой данной статьи, поскольку прямо предписывает по истечении месячного срока предварительного следствия, установленного руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, осуществлять дальнейшее продление срока предварительного следствия на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой данной статьи.

По конституционно-правовому смыслу части шестой статьи 162 УПК Российской Федерации, предусмотренный ею порядок продления срока предварительного следствия:

может применяться лишь в качестве исключения из общего порядка продления срока предварительного следствия;

не предполагает злоупотребление правом на его использование, в том числе неоднократные направление уголовного дела для производства дополнительного следствия, приостановление или прекращение уголовного дела по одним и тем же основаниям;

направлен на обеспечение принципов законности и разумного срока уголовного судопроизводства путем устранения выявленных нарушений и препятствий к дальнейшему движению уголовного дела, принятия мер, направленных на ускорение предварительного расследования в случаях его незаконного, необоснованного приостановления или прекращения;

должен отвечать требованиям законности, обоснованности, достаточности и эффективности действий руководителя следственного органа, следователя, которые могут быть проверены в рамках судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора и должны быть учтены при присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и статьей 6.1 УПК Российской Федерации.

Иное истолкование оспариваемого законоположения, не имея конституционного основания, означало бы неисполнение требований Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Проверка же законности и обоснованности действий и решений правоприменителей по конкретному делу, а также содержащихся в принятых по нему судебных решениях выводов относительно вопросов продления сроков предварительного расследования не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу гражданина Тихуна Сергея Николаевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

— для чего защитнику полезно учитывать сроки следствия ?

— дело в том, что по ним можно в некоторой мере предсказывать поведение следователя, иногда это может пригодится в защите. (К сожалению, такой полезный документ как План расследования уголовного дела от защитника сокрыт).

Это и дает возможность удобно распределять нагрузку (адвокат, например может запланировать отпуск на период затишья по делу) и успокаивает подзащитного, которому адвокат может разъяснить как будет развиваться процесс следствия далее.

— по уголовному делу обычно нет равномерности производства следственных действий. Как правило, ход следствия развивается по трем этапам, это выглядит так:

I). Вспышка активности в самом начале

— сначала идет вспышка активности: сразу после возбуждения дела допрашиваются самые важные свидетели, выносятся постановления о назначении экспертиз, избирается мера пресечения.

— также, обычно именно в этот период стороной защиты принимается такое критично важное решение: давать ли показания (и какие) или отказываться от дачи показаний. В последующем защите будет крайне сложно изменить показания (подробнее об этом здесь: Изменение ранее данных показаний, подборка материалов).

II). Период тишины

— затем вдруг наступает полная тишина, в течение 1-2 месяцев об обвиняемом как будто полностью забыли. Этот период особенно психологически тяжел для обвиняемого и защитника:

— только что была бешеная активность, и вдруг тишина.

— что предпринимает следователь в этот период — никому не известно. Каких свидетелей он допрашивает, что они говорят ? Ни обвиняемый, ни защитник не имеют права получить эту информацию. (Примечание: копии документов, которые они могут увидеть в этот период, указаны в п.2 ч.4 47 УПК и п.6 ч.1 53 УПК. Но ничего свыше этого).

— защитника в этот период терзают родственники обвиняемого, требуют от него информации и также требуют «что-то сделать». Ни того ни другого защитник сделать не может и потому нередко получает укоры в бездеятельности.

III). Вспышка активности в самом конце

— после периода тишины вдруг следует новая вспышка активности: следователь вдруг сам звонит защитнику и требует, просит и чуть ли не умоляет прибыть к нему сегодня же ! И просит ознакомиться с экспертизами, с материалами дела как можно скорее (жалобно причитая, что начальник требует срочно отправлять дело прокурору).

— эту вспышку деятельности легко предсказать, ориентируясь по датам начала следствия.

До двух месяцев

— в начальный период следствия составляющий 2 месяца (ч.1 162 УПК) следователь может никуда не торопиться. Впереди у него не только два месяца, но и еще один дополнительный месяц, которые продляет его начальник следственного отдела (ч.4 162 УПК). То есть, продление будет производиться внутри следственного отдела, и такое продление не трактуется как нарушение. Необходимость продлить срок на месяц легко объяснить объективными причинами не зависящими от следователя (например: длительный срок производства экспертиз, нерадивость оперативников которые никак не могут разыскать свидетелей).

От двух до трех месяцев

— период до трех месяцев, это обычный срок расследования для простых уголовных дел. Примерно за неделю до окончания срока можно быть уверенным, что следователь сам начнет звонить защитнику и просить приехать для ознакомления с делом. Обычно в этот момент следователь находится в незавидном положении:

— во-первых: если защитник начнет срывать мероприятия, не являясь по вызову (причины он может всегда придумать), то следователь не может просто вызвать другого адвоката. Согласно нормы ч.3 50 УПК он обязан выждать 5 суток (подробнее об этом здесь: Железные сутки, пять обязательных дней для ожидания адвоката).

— руководителю отдела это объяснять бесполезно, проблемы следователя — это только его проблемы («сам тянул до последнего рубежа и теперь делай что хочешь, но успей»).

— во-вторых: обвиняемый может начать затягивать процесс ознакомления с делом (ссылаясь на усталость и пр.). Чтобы прекратить такое затягивание следователю придется прибегать к механизму ч.3 217 УПК, что также займет время и силы (обращение в суд, судебное заседание).

После трех месяцев

— по исчерпании трехмесячного срока руководитель районного отдела продлять сроки уже не может. Это означает, что следователю придется брать материалы дела и ехать в следственный отдел областного уровня. Там ему придется объяснять, почему он не успел закончить следствие.

— тут простыми отговорками обойтись не удается и обычно следователь получает упрек (в той или иной форме) что допускает брак в работе.

— после чего срок может быть продлен руководителем областного уровня до 1 года (ч.5 162 УПК). На практике продление выдается мелкими порциями, на месяц-два. Потому следователю придется ездить на эти продления и каждый раз объяснять причины пропуска сроков.

После 12 месяцев

— для продления сроков выше 12 месячного срока следователю придется выходить на федеральный уровень. Брать материалы дела и ехать в Москву.

— потому такое продление рассматривается как экстраординарное (и нежелательное) событие.

Продление срока предварительного следствия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *