С 1 января в Донецкой Народной Республике традиционно начинается кампания по постановке граждан на первоначальный воинский учет. Заблаговременно разобраться в тонкостях данной операции помог Дмитрий Солдатенко – начальник отделения подготовки и призыва на военную службу отдела военного комиссариата по Петровскому, Куйбышевскому и Кировскому районам Донецка.
По букве закона
«Первоначальная постановка на воинский учет проводится с 1 января по 31 марта, в год достижения гражданами 17-летнего возраста. Постановка на воинский учет – обязательная процедура. Эти и другие моменты четко прописаны в Законе ДНР «О воинской обязанности и военной службе».
Не путать с призывом
«Постановка на воинский учет – это не призыв на военную службу. В Донецкой Народной Республике граждане проходят военную службу добровольно, на контрактной основе. Набор на службу по контракту производится в возрасте от 18 до 55 лет».
Смысл воинского учета
«Слово «учет» говорит само за себя. То есть мы должны понимать, сколько проживает граждан на территории ДНР, также необходимо определить их состояние здоровья и категорию годности к военной службе. Помимо этого, при первоначальной постановке на воинский учет наши специалисты определяют уровень общеобразовательной подготовки допризывников, их психологического состояния. Это очень важно. События последних пяти лет оставляют отпечаток на всех, особенно на неподготовленной психике молодежи. Процедура постановки на воинский учет и проведение профессионального психологического отбора позволяют выявить отклонения, если они имеют место».
Организация процедуры
«Отделами военного комиссариата проводится работа, совместная с администрациями городов и районов Республики, общеобразовательными учреждениями. Так составляется список граждан, для которых пришло время стать на воинский учет. Затем составляется график их вызова в военный комиссариат по повестке. И уже в военкомате проводится процедура постановки на воинский учет».
Все дороги – в военкомат
«Бывает, человек закончил 9 классов в 15 лет, дальше учиться не пошел, работает где-то неофициально, снимает жилье – то есть нигде не числится. Соответственно, в список на воинский учет этот человек не попадет. Но все равно через некоторое время он придет в военкомат – когда будет официально устраиваться на работу или поступать в высшее учебное заведение. Его попросят предъявить документ о воинском учете».
Всегда семнадцать
«Постановка на воинский учет проводится с 1 января по 31 марта вне зависимости от месяца рождения допризывника. То есть, если гражданину исполнится 17 лет в декабре 2019 года, он все равно обязан стать на учет ранее, в установленные сроки».
Учет на дому
«Медицинское освидетельствование и постановка на воинский учет граждан, признанных инвалидами I, II и иных групп, проводится заочно без установленных сроков переосвидетельствования. Для этого необходимо предоставить в отдел военкомата соответствующие медицинские документы. Сделать это могут близкие родственники или представители гражданина».
Приобретенное здоровье
«Иногда к нам приходят парни 25–26 лет и старше, говорят: «Хочу устроиться на работу в полицию, но меня не берут, потому что в документе о воинском учете у меня написано: «Не годен к строевой службе». Люди в открытую говорят, что при Украине, мягко говоря, приобрели такую запись. Кстати, сегодня для поступления на работу в полицию или МЧС одного лишь воинского учета недостаточно. Кандидату необходимо пройти службу в армии».
Санкции жизни
«На сегодняшний день пока не определена ответственность за уклонение от воинского учета. Есть граждане, которые по разным причинам не приходят в военкомат вовремя. Если человек не прибыл к нам по повестке, мы обращаемся в территориальные органы МВД и проводим совместные разыскные мероприятия. После разговора с сотрудниками полиции большинство реагирует адекватно, и к нам приходят. Но самое главное, когда «уклонисту» исполнится 27 лет, он все равно придет в военкомат – за военным билетом. Но он не получит этот документ, пока не пройдет медицинское освидетельствование, пока ему не определят категорию годности к военной службе. И когда ему все же вручат билет, там будет написано: «Военную службу не проходил, не имея на то законных оснований». Это говорит о том, что человек уклонялся, был в розыске и так далее. Устроиться на нормальную работу таким гражданам порой бывает невозможно».
Долг и сознательность
«Большинство молодых людей относятся к постановке на воинский учет ответственно. По итогам предыдущей кампании явка составила порядка 80 %. Сегодняшняя обстановка мобилизует людей, они понимают, что необходимо сплотиться. Также нужно отдать должное родителям и близким родственникам допризывников. Они приезжают, предоставляют необходимые документы, если, допустим, их сын учится на территории Российской Федерации или по другим причинам находится за пределами Республики. Что касается службы по контракту, то по сравнению с прошлым годом сегодня наблюдается прирост молодых людей, желающих служить в армии. Процесс идет, и это приятно».
По материалам газеты «Донецкое время»
Встать в строй!
В ЛДНР в очередной раз обсуждается возможность объявления воинского призыва. Этот немаловажный вопрос был поднят депутатом Народного совета ДНР Владиславом Бригом, однако источники утверждают, что опрос в телеграм-канале депутата появился неспроста и о скором призыве на срочную службу уже всерьёз говорят в народной милиции. Так, блог «Луганский инсайд» пишет:
«В двадцатых числах июля бойцам Народной милиции ЛНР на построении зачитывали приказ о прекращении огня, где, помимо всего прочего, говорили о том, чтобы осенью готовились принимать срочников. Видимо, в ДНР было аналогичное действо».
Стоит отметить, что подобные разговоры возникали уже не раз, однако до сих пор всё останавливалось на уровне обсуждения. Но кто знает, быть может, на этот раз военные перейдут от слов к делу и в республиках действительно объявят призыв. В ЛДНР подросла молодёжь, которая не понаслышке знает, что такое война, знает, кто её начал и готова защищать свою землю.
Побегут – не побегут?
Откровенно говоря, молодёжи в республиках не помешала бы подобная «школа жизни», да и народной милиции был бы прок (как минимум освободить бойцов от внутренней службы). Однако вопрос в том, как отреагируют на призыв сами молодые люди и их родители. Не будем говорить о крайностях (в конце концов, если кто-то ради того, чтобы избежать призыва, уедет на Украину, значит, ему в ЛДНР изначально делать нечего. Даже наиболее патриотично настроенные граждане будут весьма интересоваться: не окажутся ли новобранцы на передовой? И ещё более важный вопрос: не окажутся ли они на передовой с приказом «не отвечать на провокации» под артиллерийским огнём украинцев?
Не менее важным является следующий момент: сейчас жители ЛДНР активно получают российское гражданство. Станет ли служба в народной милиции основанием для того, чтобы затем не проходить срочную службу в России? Или придётся сначала отслужить в условном Торезе, а затем ещё год уже где-то на необъятных просторах Российской Федерации? Не разумнее ли в этом случае сразу отправиться служить в РФ?
Насколько взвешенным и продуманным является подобное решение? Это концептуальные перемены или ситуативная попытка компенсировать нехватку личного состава? Донецкий блогер Снайпер-Поэт, лично знакомый с тяготами службы и в рядах российской армии, и в ополчении ДНР, считает, что речь идёт именно о необходимости укомплектовать народную милицию.
«Большой некомплект по личному составу? Доукомплектуем срочниками и отправим «пэрэможный» доклад о заполнении всех штатных единиц. Приедет проверка? За ночь наваяем рапорта от срочников на перевод на контрактную службу и представим, дабы потом эти рапорта отправить в туалет по непрямому назначению… Подобное вполне существует в одной из самых сильных армий мира (без иронии), где БТГР мотострелковых полков заполнены только на бумаге под ежегодную проверку и личный состав контрактников блуждает по бумагам из подразделения в подразделение, в зависимости от того, какое направление будут проверять сегодня: танкистов, снайперов или разведчиков»,
— пишет блогер.
Легко сказать!
Действительно, серьёзные опасения вызывает готовность луганских и донецких военных организовать процесс прохождения срочной службы таким образом, чтобы первый призыв не стал последним. В ряды НМ сегодня идут, как правило, люди взрослые, мотивированные если не желанием воевать, то хотя бы мечтами о карьере или нуждой в денежном довольствии. Поэтому они более или менее стойко выдерживают и дурость командования, и тяготы продолжительного пребывания на полигоне (есть такая традиция у местного руководства — отправлять бойцов жить на полигоне неделями, а то и месяцами в любое время года). А вот станут ли терпеть всё это молодые люди, у которых в качестве альтернативы будет как минимум отъезд в РФ, — вот это вопрос.
Кроме того, не совсем понятно, как воинский призыв согласуется с буквой Минских договорённостей. Нет никаких сомнений, что украинская сторона устроит по этому поводу форменную истерику (а то и воспримет в качестве долгожданного аргумента для выхода из соглашений). Вероятно, если призыв таки будет объявлен, это можно будет расценивать как сигнал к окончанию минской эпопеи и (практически на 100%) как подготовку к большой войне.
Первое, что необходимо выяснить: разговоры о скором воинском призыве являются фантазиями местных «пиджаков» или это реальная директива от вышестоящих товарищей? Тот факт, что вопрос подняли практически одновременно в ЛНР и в ДНР может означать, что речь всё-таки не о местной инициативе, а о более глобальном решении. Будем продолжать наблюдение: до осени осталось совсем немного.
Статья 8. Организация воинского учета
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
— освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящимЗаконом;
— проходящих военную службу;
— отбывающих наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
— постоянно проживающих за пределами Донецкой Народной Республики.
2. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением «О воинском учете», утверждаемым Советом Министров Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 8 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 20.03.2015 № 21-ІНС)
3. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания.
Военный комиссариат осуществляет воинский учет граждан через свои отделы по районам (городам).
Полномочия Донецкой Народной Республики на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют отделы военного комиссариата, передаются соответствующим муниципальным органам. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.
Муниципальные органы осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на данных территориях.
При осуществлении первичного воинского учета муниципальные органы имеет право:
— запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;
— вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
— определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
— определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
— запрашивать у военного комиссариата разъяснения по вопросам первичного воинского учета;
— вносить в военный комиссариат предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.
При осуществлении первичного воинского учета муниципальные органы обязаны:
— осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики в области персональных данных и Положением «О воинском учете». Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением «О воинском учете»;
— поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;
— направлять в двухнедельный срок по запросам военного комиссариата необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства, место пребывания либо выезде из Донецкой Народной Республики на срок более шести месяцев или въезде в Донецкую Народную Республику;
— осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные учебные заведения, в том числе высшего образования, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
— представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением «О воинском учете»;
— организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
— вести прием граждан по вопросам воинского учета.
Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением «О воинском учете».
Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в бюджете.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления государственного бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном законодательствомДонецкой Народной Республики.
Объем средств, передаваемых муниципальным органам, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденнойСоветом МинистровДонецкой Народной Республики методики расчета норматива затрат.
Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Советом МинистровДонецкой Народной Республики.
Муниципальные органы ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти Донецкой Народной Республики отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).
Органы государственной власти Донецкой Народной Республики не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в государственныйорган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, государственныйорган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).
Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Контроль за расходованием субвенций осуществляется государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также специально уполномоченными органами Донецкой Народной Республики.
Осуществление муниципальными органами первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории таких органовотдела военного комиссариата. В этом случае осуществление муниципальными органами первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем создания отдела военного комиссариата.
4. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Министерствагосударственной безопасностиДонецкой Народной Республики, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Законом.
5. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
— фамилия, имя и отчество;
— дата рождения;
— место жительства и место пребывания;
— семейное положение;
— образование;
— место работы;
— годность к военной службе по состоянию здоровья;
— профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
— основные антропометрические данные;
— прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
— прохождение военных сборов;
— владение иностранными языками;
— наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
— наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
— возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
— наличие судимости;
— признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии;
— бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время;
— пребывание в мобилизационном людском резерве.
6. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
7. Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Законом и Положением «О воинском учете».
8. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Законом и Положением «О воинском учете».
9. Граждане, постоянно проживающие за пределами Донецкой Народной Республики и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, определяемом Положением «О воинском учете», при условии заключения и ратификации Донецкой Народной Республикой соответствующих международных договоров.
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в городах (без районного деления), районах,и в районах городов (с районным делением), а также в муниципальных органах и организацияхрешением Председателя Совета МинистровДонецкой Народной Республики (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Донецкой Народной Республики) по представлению военного комиссара.
2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.
4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Донецкой Народной Республики, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Донецкой Народной Республики и прибывших для постоянного проживания в Донецкую Народную Республику, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
— должностное лицо военного комиссариата – председатель комиссии;
— представитель местного органа государственной власти;
— специалист по профессиональному психологическому отбору;
— секретарь комиссии;
— врачи-специалисты.
6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
— состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Министерствагосударственной безопасностиДонецкой Народной Республики, – в указанных органах;
— явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего муниципального органа, осуществляющего первичный воинский учет;
— при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных СилахДонецкой Народной Республики, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Донецкой Народной Республики (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
— сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий муниципальный орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
— явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами Донецкой Народной Республики, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Донецкой Народной Республики на срок более шести месяцев или въезде в Донецкую Народную Республику;
— бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий муниципальный орган, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий муниципальный орган.
3. Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением «О воинском учете».
Статья 21. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежатграждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе).
2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящимЗаконом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Главы Донецкой Народной Республики.
4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
Статья 22. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Донецкой Народной Республике;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Донецкой Народной Республики;
2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
— военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
4. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Статья 23. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, – на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедом, бабкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением государственного учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
в) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
г) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;
д) имеющим двух и более детей;
е) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
ж) поступившим на службу в органы внутренних дел, органы и подразделения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Донецкой Народной Республики непосредственно по окончании учебных заведений высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий – на время службы в указанных органах и учреждениях;
з) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
и) избранным депутатомНародного Совета Донецкой Народной Республики (на срок полномочий в указанных органах);
к) зарегистрированным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах государственной власти или муниципальных органах – на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии – до дня выбытия включительно.
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
— организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, –на период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных государственными образовательными стандартами;
— образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование, – на период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных государственными образовательными стандартами, и до достижения указанными обучающимися возраста 20 лет;
— образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации получили среднее общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, –на период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных государственными образовательными стандартами;
— государственных образовательных организациях высшего образования, – на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
— образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
— программам бакалаврата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, – на период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалаврата;
— программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, – на период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
— программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалаврата, – на период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
— первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
— первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
— первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
— получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую, имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
— восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, – на период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
в) которым это право дано на основании указов ГлавыДонецкой Народной Республики;
г) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, – на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;
д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, — на период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования.
Статья 24. Сроки призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов ГлавыДонецкой Народной Республики, за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
б) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
Статья 25. Организация призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
— явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
2. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
3. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Законом, другими законами, указами ГлавыДонецкой Народной Республикии другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Статья 26. Состав призывной комиссии
1. В состав призывной комиссии включаются:
— по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации — председатель призывной комиссии;
— должностное лицо военного комиссариата – заместитель председателя комиссии;
— секретарь комиссии;
— врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
— представитель соответствующего органа внутренних дел;
— представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;
— представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
2. В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
Статья 27. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений:
— о призыве на военную службу;
— о направлении на альтернативную гражданскую службу;
— о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
— об освобождении от призыва на военную службу;
— о зачислении в запас;
— об освобождении от исполнения воинской обязанности.
2. При зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией Донецкой Народной Республики решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются законодательством Донецкой Народной Республики.
3. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю органа внутренних делДонецкой Народной Республики по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
4. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
5. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные учебные заведения и военные учебные заведения высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.
6. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
7. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
8. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Донецкой Народной Республики срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию Донецкой Народной Республики или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию Донецкой Народной Республики. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией Донецкой Народной Республики или вступления в законную силу решения суда.
Статья 28. Призывная комиссия Донецкой Народной Республики
1. Решением Председателя Совета МинистровДонецкой Народной Республики создается призывная комиссия Донецкой Народной Республики, в состав которой включаются:
— Председатель Совета МинистровДонецкой Народной Республики – председатель комиссии;
— военный комиссар – заместитель председателя комиссии;
— секретарь комиссии;
— врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;
— представитель Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики;
— представитель органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования;
— представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В состав призывной комиссии Донецкой Народной Республики могут включаться представители других органов и организаций Донецкой Народной Республики.
2. Призывная комиссия Донецкой Народной Республики:
— организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
— осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
— проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
— контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах;
— рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
3. Призывная комиссия Донецкой Народной Республики имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия Донецкой Народной Республики принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Закона. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия Донецкой Народной Республики определяет вид и род войск Вооруженных СилДонецкой Народной Республики, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. Решение призывной комиссии Донецкой Народной Республики по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Донецкой Народной Республики срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Статья 29. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
3. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.