Может ли лицо, осуществляющее функцию секретаря на годовом общем собрании участников ООО (исполнительный орган общества), осуществлять подсчет голосов на этом собрании? Или это должно быть иное лицо?

26 марта 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Функции по подсчету голосов на общем собрании участников ООО могут быть поручены в том числе и секретарю.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. Перечень обязательных сведений, которые должен содержать протокол о результатах очного голосования, установлен п. 4 ст. 181.2 ГК РФ. В частности, в протоколе должны содержаться сведения о лицах, проводивших подсчет голосов (пп. 4 п. 4 ст. 181.2 ГК РФ).
Иных норм, регулирующих вопросы полномочий секретаря при проведении общего собрания участников корпорации, Гражданский кодекс РФ не содержит. Не содержит указанных норм и Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ). Указание на то, что подсчет голосов осуществляется счетной комиссией, содержится лишь в п. 4 ст. 56 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Однако законодательство не содержит норм, которые бы запрещали возлагать функцию по подсчету голосов (то есть функцию счетной комиссии) на секретаря собрания.
Следовательно, вопрос о лице, уполномоченном осуществлять подсчет голосов при проведении общего собрания участников ООО, должен решаться в порядке, предусмотренном уставом общества и его внутренними документами, а если такой порядок не предусмотрен — в порядке, определенном непосредственно в ходе проведения собрания и не противоречащем закону.
Как показывает правоприменительная практика, осуществление таких функций может поручаться в том числе и секретарю собрания (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.08.2018 N Ф05-10613/16, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 N 09АП-19132/18, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2016 г. N Ф06-10161/16 по делу N А65-14580/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 г. N 11АП-21293/18, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2018 г. N 11АП-12023/18, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2018 г. N 14АП-5191/18). Судебных актов, где бы указывалось на несоответствие закону выполнение одним лицом функций секретаря и функций по подсчету голосов, мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Таким образом, секретарем общего собрания участников должно быть назначено лицо, которое сможет справиться с возложенными на него обязанностями. Исходя из того, что организация ведения протокола отнесена к обязанности исполнительного органа общества (п. 6 ст. 37 Закона об ООО), очевидно, что именно данный орган должен назначать секретаря, открывая собрание. В то же время это вряд ли практически осуществимо, если, например, внеочередное собрание участников общества созывается и проводится при бездействии этого органа. В таком случае организация ведения протокола собрания должна быть возложена на председательствующего, который и назначит секретаря.

Конечно, обществами должен соблюдаться установленный законодательством РФ порядок оформления протоколов общего собрания участников общества, но его несоблюдение не является основанием для признания такого протокола недействительным. Это связано с тем, что Законом предусмотрена только возможность обжалования решений органов управления обществом. Согласно п. 1 ст. 43 Закона об ООО решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований Закона, иных правовых актов РФ, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения.

📌 Реклама

Пример: ФАС ВВО, рассматривая кассационную жалобу на решение суда апелляционной инстанции по иску о признании недействительным протокола общего собрания участников общества, установил следующее: данная норма права (ст. 43 Закона об ООО) предусматривает возможность обжалования решений, принятых на общем собрании участников общества, а не протокола, в котором закреплены данные решения. Апелляционная инстанция правомерно прекратила производство по делу, поскольку протокол общего собрания участников общества не может в самостоятельном порядке обжаловаться в арбитражном суде и являться предметом спора (Постановление ФАС ВВО от 29.06.2006 № А79-9579/2005).

Подробное регулирование вопроса о порядке и сроках составления протокола общего собрания участников общества в Законе об ООО отсутствует. При этом в п. 1 ст. 37 этого Закона закреплено, что общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном Законом, уставом общества и внутренними документами. Поэтому в качестве внутреннего корпоративного документа обществам рекомендуется разработать и в установленном порядке утвердить (принять) положение (Положение об общем собрании участников общества), детально регламентирующее порядок проведения общего собрания участников общества и документального оформления принятых на нем решений.

📌 Реклама

Данный документ позволит ввести в обществе единый стандарт оформления протокола общего собрания участников, что, в свою очередь, облегчит процесс составления данного документа. При его разработке необходимо учесть, что п. 1 ст. 6 ГК РФ позволяет применять к ООО правила, регулирующие сходные отношения в акционерном законодательстве (аналогия закона).

Автор — юрист коммерческого банка, г. Москва

Председатель собрания ООО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *