Порядок
постановки и снятия с профилактического учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципальном образовании город Салехард

I.

Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет

Общие положения

1.1. Порядок постановки и снятия с профилактического учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования город Салехард (далее — порядок, комиссия) устанавливается в соответствии со статьями 5, 6, 7, 8, 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее — Федеральный закон N 120-ФЗ), статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 7, 9 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 октября 2010 года N 98-ЗАО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", статьями 9, 13, 21 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03 июня 1967 года.

1.2. Основные понятия, используемые в тексте порядка:

автоматизированная информационная система «Несовершеннолетние» (АИС «Несовершеннолетние» — региональный банк данных несовершеннолетних «группа особого внимания»;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

профилактический учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении — организация и проведение индивидуальной профилактической работы с целью оказания комплексной правовой, психолого-педагогической, социально-реабилитационной и иной помощи и поддержки, защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних, а также своевременного устранения причин и условий, способствующих их безнадзорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий (далее — учет);

профилактический учет семей, находящихся в социально опасном положении — деятельность по своевременному выявлению семей, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, а также организация индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями по их социально-педагогической реабилитации (далее — учет);

план (программа) индивидуально-профилактической работы несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении — утвержденный постановлением комиссии план мероприятий, выполнение которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении;

социальный паспорт — документ, содержащий основную информацию о жизни семьи, развитии и воспитании в ней детей, в том числе факторах социального неблагополучия, потребности в получении государственной помощи, основных проблемах семьи.

Отдельные разделы социального паспорта заполняются при наличии необходимых, подтверждающих сведения документов, предоставленных специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.3. Основаниями постановки на учет и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, установленных статьей 6 Федерального закона N 120-ФЗ, если они зафиксированы в следующих документах, являются:

— заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— приговор, определение или постановление суда;

— постановление комиссии, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

— документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;

— иные основания.

1.4. Постановления комиссии о постановке на учет выносятся категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 120-ФЗ.

1.5. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа.

1.6. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, определены в статье 8 Федерального закона N 120-ФЗ.

1.7. При принятии постановления комиссии о постановке несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на учет специалисты комиссии, осуществляющие свои полномочия на постоянной (штатной) основе:

— в ходе заседания комиссии проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями (законными представителями), разъясняют им основания постановки на учет и снятия с учета;

— по истечении 10 календарных дней проводят регистрацию поставленных на учет в соответствующую категорию базы данных;

— в течение 3 календарных дней высылают копию постановления комиссии о постановке на учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.8. Несовершеннолетний может одновременно состоять на учете по разным основаниям. В этом случае с ним проводится комплексная индивидуальная профилактическая работа. Решение об изменении основания постановки на учет несовершеннолетнего принимается специалистами, осуществляющими свои полномочия на постоянной (штатной) основе.

При составлении статистических отчетов несовершеннолетний, состоящий на учете по разным основаниям, учитывается по одной категории.

1.9. Решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утверждается постановлением комиссии. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в течение 10 дней с даты вступления постановления комиссии в законную силу направляют предложения по формированию плана индивидуальной профилактической работы, формах и методах его реализации в орган или учреждение, на который возлагаются функции по разработке, реализации, сопровождению и контролю исполнения планов индивидуальной профилактической работы.

Утверждение плана индивидуальной профилактической работы осуществляется органом или учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и направляется в адрес ответственных за реализацию плана лиц в течение 5 рабочих дней.

Орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющий работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, согласно плану индивидуальной профилактической работы в установленные им сроки сообщает о результатах выполнения плановых мероприятий в комиссию для внесения данной информации в социальный паспорт и АИС «Несовершеннолетние».

1.10. При принятии постановления комиссии о снятии несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении, с учета специалисты комиссии, осуществляющие свои полномочия на постоянной (штатной) основе:

— в течение 3 календарных дней высылают постановление комиссии о снятии с учета несовершеннолетнему, его родителям (иным законным представителям);

— по истечении 10 календарных дней вносят информацию об основании и дате снятия с учета несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении, в базу данных комиссии и в социальный паспорт;

— в течение 3 календарных дней высылают постановление комиссии о снятии с учета несовершеннолетнего и семьи, находившейся в социально опасном положении, в подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и в другие заинтересованные органы.

II. Порядок постановки и снятия с учета несовершеннолетнего

2.1. При применении мер воздействия к несовершеннолетнему комиссия принимает решения и выносит постановление о постановке его на учет. Решение комиссии принимается большинством голосов.

2.2. Принимая решение о применении мер воздействия и постановке несовершеннолетнего на учет, комиссия должна учитывать характер и причины правонарушения, возраст несовершеннолетнего и условия его жизни, степень участия в правонарушении, поведение в быту, в образовательном учреждении либо по месту работы.

2.3. Постановка на учет осуществляется с обязательным присутствием несовершеннолетнего, в исключительных случаях (нахождение в изоляторе временного содержания, больнице и другие причины) постановка на учет осуществляется заочно, с обязательным направлением уведомления несовершеннолетнему в течение 3 дней.

2.4. Действие постановления комиссии о постановке на учет несовершеннолетнего может быть прекращено постановлением комиссии о снятии его с учета:

а) по инициативе членов комиссии и специалистов, работающих в комиссии на постоянной основе;

б) по ходатайству:

— несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;

— образовательного учреждения, где обучается несовершеннолетний;

— администрации или трудового коллектива учреждения, организации или предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, где работает несовершеннолетний;

— органов местного самоуправления в муниципальном образовании город Салехард по месту жительства несовершеннолетнего;

— общественных организаций, граждан.

2.5. Снятие с учета осуществляется в случаях:

— исправления;

— достижения 18-летнего возраста;

— смены места жительства, постоянной (временной) регистрации по месту жительства;

— вынесения судом решения об отмене постановления комиссии;

— смерти несовершеннолетнего;

— отмены приговора, определения или постановления суда, постановления органа, должностного лица, послуживших основанием для постановки на учет, а также истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, если основанием для постановки на учет послужил факт вынесения постановления о назначении административного наказания;

— передача несовершеннолетнего (категория «безнадзорный») под опеку, родителям, либо другим законным представителям или иные формы государственного устройства;

-приобретение дееспособности либо эмансипации;

— истечение испытательного срока при условном осуждении;

-иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа.

III. Порядок постановки и снятия с учета семей, находящихся
в социально опасном положении

3.1. При применении мер воздействия в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, не исполняющих своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияющих на его поведение либо жестоко обращающихся с ним, комиссия выносит постановление о постановке семьи несовершеннолетнего на учет как находящейся в социально опасном положении. Постановление комиссии принимается большинством голосов.

3.2. Постановление о постановке семьи несовершеннолетнего на учет может быть вынесено в отсутствие родителей на заседании комиссии в случае, если данные граждане надлежащим образом были приглашены на заседание, но не явились.

3.3. Комиссия принимает решение о снятии с учета семьи, находившейся в социально опасном положении, при выявлении следующих обстоятельств:

— улучшения обстановки в семье (родители или иные законные представители устранили недостатки по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних детей);

— вынесения судом решения о лишении родителей родительских прав или ограничении в родительских правах;

— достижения 18-летнего возраста детей, проживающих в семье;

— вынесения судом решения об отмене постановления комиссии;

— наступления обстоятельств, исключающих возможность отрицательного влияния на детей;

— смены места жительства, постоянной (временной) регистрации по месту жительства;

— смерти родителей (иных законных представителей);

— осуждение лишения свободы;

-иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа.

3.4. В постановлении комиссии запись о постановке и снятии с учета несовершеннолетнего и семьи заносится в следующей редакции:

— "Ф.И.О. поставить на профилактический учет в комиссии за (указать основание постановки на учет)";

— "Ф.И.О. снять с профилактического учета в комиссии в связи (указать основание в соответствии с пунктами 2.5, 3.3 настоящего порядка)".

Похожие документы:

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличивается с каждым годом. Так как подростки ввиду своего возраста несут юридическую, но не уголовную ответственность, при совершении преступлений или административных нарушений правопорядка проводится постановка несовершеннолетнего на учет в ПДН − полицию по делам несовершеннолетних.

Когда малолетних детей ставят на контроль в ПДН

Карта учета малолетнего может быть заведена, если ребенок совершил административное нарушение. Предпосылки для постановки на учет несовершеннолетних следующие:

  • малолетний употреблял алкоголь, наркосодержащие или психотропные вещества;
  • на время ведения следствия суд выбрал для подростка меру пресечения – домашний арест;
  • несовершеннолетнего освободили из исправительной колонии;
  • суд вынес приговор для подростка – условный срок.

Сотрудники служб контроля за несовершеннолетними могут поставить на учет не только ребенка, но и всю семью. При этом она будет признана неблагополучной.

Как происходит постановка на учет

В случае необходимости постановки несовершеннолетнего на учет должен быть выдержан следующий порядок:

  • оформление инспектором протокола о том, что подросток совершил правонарушение, и передача документа в комиссию по делам несовершеннолетних;
  • вынесение мотивированного решения комиссией о постановке малолетнего на учет;
  • утверждение постановления комиссии начальником районной полиции;
  • формирование учетной карты ребенкав ПНД, куда внесены все данные о подростке.

Чем грозит постановка на учет несовершеннолетних

Малолетний ребенок, который состоит на учете в ПДН, должен на протяжении полугода приходить туда на профилактические беседы. Если неприятных ситуаций с участием этого несовершеннолетнего больше не происходит, он не пропускает занятия в школе, училище или техникуме, по истечению 6 месяцев ребенок будет снят с учета.

Последствия постановки на учет несовершеннолетних нельзя назвать слишком серьезными. Однако это может помешать во взрослой жизни. Так, например, человек, который в несовершеннолетнем возрасте состоял на учете в полиции, не может учиться в учреждениях юридического направления и работать в организациях, связанных с правоохранением.

Сотрудники ПДН регулярно проверяют причастность подростка, состоящего на учете, к тому или иному происшествию, случившемуся в районе. Они докладывают об этом администрации школы, в которой учится ребенок.

Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего

Работники правоохранительных органов завели протокол на вашего малолетнего ребенка и направили его в комиссию по делам несовершеннолетних? −Вам необходимо выполнить следующие действия:

  • прийти в КДН в день обсуждения дела вашего ребенка;
  • предъявить документы, которые положительно характеризуют ребенка (грамоты, награды, характеристики с места учебы и от соседей);
  • доказать комиссии, что произошедшее – единичный случай, а также что вы поможете несовершеннолетнему исправиться.

В ситуациях, когда совершенное подростком нарушение является однократным, скорее всего, удастся избежать постановки ребенка на учет в ПДН.

Постановка на учет несовершеннолетних

Если же несовершеннолетний продолжает не единожды совершать административные правонарушения, на него будет заведена учетная карточка.

Имеют место также ситуации, когда родители несовершеннолетнего не согласны с решением комиссии, которая поставила ребенка на учет. В таком случае родственники в течение 10 дней имеют право обжаловать постановление в судебном порядке.

Постановка на учет несовершеннолетних

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *