Общение с ребенком после развода – право каждого родителя, что гарантировано ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации. С другой стороны, ст. 55 СК РФ фиксирует, что у каждого ребенка есть право на общение с родителем, независимо от совместности проживания и брака матери и отца.

Права и обязанности родителей

Глава 12 СК России устанавливает полный перечень прав и обязанностей родителей по отношению к детям. В частности, предстоит принимать во внимание следующие принципы:

  • мать и отец обладают равными правами и обязанностями;
  • прекращение прав осуществляется в случае лишения родительских прав в судебном порядке;
  • возможно ограничение полномочий;
  • после устранения нарушений допускается восстановление отцовства/материнства.

Этот список действителен в отношении биологических матери и отца, а также усыновителей после вступления в юридическую силу судебного решения об усыновлении.

Общение ребенка и второго родителя после развода

Закон гарантирует равные права матери и отца, независимо от адреса проживания (ст. 66 СК РФ). Общение сопровождается встречами с детьми, участием в их воспитании, решением вопросов, связанных с развитием и образованием. Второй родитель – законный представитель, с которым живет несовершеннолетний, не должен и не может мешать общаться с ним. Исключение – причинение психологическому или физическому здоровью ребенка вреда.

Порядок общения устанавливается мировым соглашением или судом по исковому заявлению одного из родителей. За нарушение установленных условий могут применяться нормы юридической ответственности.

С кем останутся дети после развода?

Как показывает судебная практика, в 80 % случаев дети после расторжения брака остаются вместе с матерями. Это обусловлено психологическими причинами, а также убеждениями, что женщина может позаботиться о своем ребенке гораздо лучше, нежели отец.

Крайне редко несовершеннолетние передаются отцам. Чаще всего это случается по обоюдному согласию родителей или же при следующих обстоятельствах:

  • злоупотребление женщиной запрещенными препаратами;
  • признание ее недееспособности;
  • состояние здоровья матери не позволяет полноценно заниматься воспитанием.

Ознакомиться с особенностями установления опеки над несовершеннолетними можно по ссылке.

Порядок общения с ребенком по соглашению

После завершения бракоразводного процесса отдельно проживающий родитель имеет следующие права:

  • регулярные встречи с детьми;
  • неограниченное общение с ними;
  • получение информации о детях в любое время (в образовательных и медицинских учреждениях);
  • высказывание личного мнения по всем вопросам, связанным с воспитанием и взрослением несовершеннолетнего;
  • регулирование вопросов перемещения детей за пределы России.

Учитывая эти правила, родители могут самостоятельно обговорить порядок общения с ребенком после развода. Сделать это можно в устной или письменной форме.

Закон признает только письменные соглашения, составленные у нотариуса. Родители обязаны самостоятельно оформить мировой договор с указанием обстоятельств общения, а также меры ответственности за нарушение условий соглашения. Документ имеет юридическую силу и начинает действовать с момента регистрации договора нотариусом.

Устные соглашения юридической силы не имеют, поэтому привлечь к ответственности недобросовестного родителя едва ли удастся. Но если мать и отец могут самостоятельно уладить все конфликты, то такой способ будет более полезным для ребенка – исключает психологические травмы.

См. также:

  • Как составить мировое соглашение?

График общения с ребенком

График общения – главный вопрос, по которому между родителями возникают споры и конфликты. Матери и отцу предстоит обговорить следующие вопросы:

  • места встреч;
  • регулярность посещений;
  • продолжительность;
  • присутствие посторонних лиц во время встреч;
  • возможность совместного продолжительного отдыха (например, поездки на море во время каникул).

При оформлении графика встреч следует учитывать возраст детей и график занятости родителей и ребенка.

В содержании мирового договора должны присутствовать следующие категории информации:

  • график посещений;
  • возможность отступления от распорядка;
  • ответственность участников за нарушение условий;
  • дополнительные вопросы поддержки (например, затраты на приобретение путевки на море при совместном отдыхе).

Образец соглашения о порядке общения с ребенком

Мировое соглашение
о порядке участия родителя в жизни ребенка

12 февраля 2019город Сочи

Отец: Белоколов Антон Петрович, 18.05.1974 г. р., житель: г. Сочи, ул. Петровского д. 14/7, паспорт НМ 125478, с одной стороны;

Мать: Белоколова Антонина Степановна, 16.03.1976 г. р., жительница: г. Сочи, пр. Путевой д. 187, паспорт НМ 854898, с другой стороны;

заключили это соглашение с целью установления порядка участия отдельно проживающего родителя – отца – в жизни общей несовершеннолетней дочери – Белоколовой Стефании Антоновны, 14.08.2005 г. р.

Правила осуществления прав и обязанностей:

  • все вопросы, связанные с воспитанием, должны решаться совместно;
  • отец и его родственники имеют право беспрепятственно видеться и общаться с дочерью;
  • мать и отец обладают равными обязанностями и реализуют их в равной степени;
  • установить график регулярных встреч вне дома: каждое воскресенье в период с 12:00 по 19:00;
  • обозначить право ежегодного проведения совместного отпуска на протяжении 10 дней (летом или зимой, по обоюдному согласию сторон);
  • посещение культурных мероприятий не чаще 4 раз в месяц с возвращением домой не позже 22:00 часов;
  • гарантия возможности временного проживания с отдельно живущим родителем, но только во время каникул и лишь по желанию несовершеннолетнего.

Обязанности сторон:

  • отец гарантирует своевременное уведомление о предстоящем визите;
  • мать собирает ребенка на встречи с отцом;
  • участники обязуются соблюдать требования договора;
  • взаимное уведомление родителей о несчастных случаях с ребенком.

Срок действия соглашения – до совершеннолетия. Участники могут внести правки в договор по обоюдному согласию сторон.

Белоколов А. П.
Белоколова А. С.подпись
подпись

Порядок общения с ребенком после развода через суд

Если после прекращения брака мать и отец не смогли найти обоюдного согласия и не уладили конфликт мирно, то придется обращаться в суд. Поскольку общение с ребенком – право отдельно проживающего родителя, то и обращаются в суды, как правило, они. Алгоритм обращения в судебную инстанцию:

  • реализация попыток мирного урегулирования условий общения;
  • подготовка документов;
  • написание искового заявления;
  • направление документов в районный суд общей юрисдикции;
  • рассмотрение спора;
  • вступление в юридическую силу окончательного судебного решения.

Во время принятия решения суд принимает во внимание причины конфликтов, а также обстоятельства, почему бывшие супруги не смогли решить спор мирно. Дополнительно учитывается возраст и состояние здоровья несовершеннолетнего, занятость родителя и ребенка.

Таблица № 1 «Преимущества и недостатки урегулирования спора в суде»

Плюсы Минусы
Справедливое установление графика посещений Невозможность внести изменения в действующий режим
Периодичность встреч построена с учетом субъективных особенностей Условия могут не устраивать участников

Образец искового заявления об определении порядка общения с ребенком

Исковое заявление оформляется с учетом требований Гражданского процессуального кодекса. Обращаться предстоит к статье 131 ГПК России.

Районному суду г. Ставрополя

г. Кузнецк, ул. Садовая д. 12

Истец: Клубков Тимур Федорович,

Зарегистрирован: г. Ставрополь, пр. Мира д. 47

Ответчик: Клубкова Нина Семеновна,

Зарегистрирован: г. Ставрополь, ул. Ночная д. 78

Исковое заявление
определение порядка общения с детьми

Между мной, Клубковым Тимуром Федоровичем, и Клубковой Ниной Семеновной 12.05.2016 был заключен официальный брак. 01.04.2018 у нас родилась дочь Клубкова Алена Тимуровна.

21.12.2018 брак был расторгнут. Совместное проживание и ведение общего хозяйства между мной и ответчиком прекращено. Дочь сейчас проживает с матерью – Клубковой Ниной Семеновной.

С ответчиком у нас возник спор касательно порядка общения с ребенком. Мировое соглашение мы не заключали.

Руководствуясь ст. 61, 63, 65, 66 СК РФ и ст. 131, 132 ГПК,

Прошу:
Определить порядок общения Клубкова Тимура Федоровича с дочерью – Клубковой Аленой Тимуровной следующим образом:

  • каждый четверг с 17:00 до 19:00;
  • каждую субботу с 15:00 до 22:00 (по месту жительства истца);
  • дважды в месяц позволять ночевку дочери по месту жительства отца;
  • предоставить возможность ежегодно во время зимних каникул по согласованию с бывшей супругой проводить время с дочерью на отдыхе (курорте) на протяжении 5 дней, во время летних каникул – 10 дней.

Опись прилагаемых документов:

  • паспорт истца;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт ответчика;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

15.01.2018Клубков Т. Ф.

Куда обращаться и какие документы при себе иметь?

Рассмотрением споров занимаются федеральные суды общей юрисдикции. Исковое заявление направляется по месту жительства ответчика, поскольку на его попечении находится несовершеннолетний.

Вместе с исковым заявлением должны подаваться:

  • график встреч, составленный исходя из занятости ребенка и родителя;
  • свидетельство о прекращении брака;
  • паспорта участников;
  • детское свидетельство о рождении;
  • справка с места работы о занятости истца;
  • характеристика на родителя;
  • пояснения свидетелей;
  • заключение органов опеки и попечительства об исследовании жилищных условий;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Судебное решение и практика

Судья может подготовить на основании иска одно из следующих заключений:

  • удовлетворить заявление;
  • отказать в удовлетворении иска;
  • частично удовлетворить прошение истца.

Пример из практики:

После развода гражданка А. и гражданин К. прекратили совместное проживание. После брака у них осталась совместная дочь О., которая проживает вместе с матерью. Супруги не смогли заключить мировое соглашение, поэтому отец обратился с исковым заявлением в суд.

Суд рассмотрел исковое заявление и принял решение удовлетворить иск частично, позволив отцу каждый четверг оставлять у себя дочь ночевать, а также проводить время с ней каждую среду. Судья отказал в совместных прогулках в субботу, поскольку, согласно представленным документам, ребенок в этот день посещает занятия гимнастикой и пением.

Роль органов опеки

В соответствии с положениями законодательства, органы опеки и попечительства имеют право проводить проверки семей по месту жительства. Это касается и матери, и отца.

Отказ в свидании с ребенком и ответственность

Если родитель нарушает установленный порядок общения, то к нему могут применяться меры КоАП РФ. При многократном нарушении установленных правил судья может принять решение о передаче ребенка на иждивение второму родителю.

Ограничение общения с ребенком второго родителя

Ст. 73 фиксирует правила и основания для ограничения общения детей со вторым родителем. К ним относятся:

  • негативные последствия для психологического развития несовершеннолетнего или его эмоционального состояния;
  • отдельно проживающий родитель настраивает детей против второго родителя;
  • посещения нарушают образовательный процесс или мешают посещению внеурочных занятий;
  • времяпрепровождение с отцом опасно для здоровья ребенка.

Заявление, документы и куда с ними обращаться?

Рассмотрением вопросов занимаются районные суды общей юрисдикции. Обращаться необходимо в ту инстанцию, которая изначально рассматривала вопрос об установлении правил общения.

Ходатайство должно содержать упоминание о следующих моментах:

  • каким судом и когда было принято основное решение об установлении порядка общения с детьми;
  • причины ограничения прав;
  • прилагаемые доказательства.

Кроме искового заявления, человек должен предоставить доказательства, подтверждающие нарушения со стороны родителя. Это могут быть:

  • справка из полиции о применении физического насилия к ребенку;
  • пояснения свидетелей;
  • справка из внешкольных кружков.

Ответы юриста на частые вопросы

Может ли суд отказать в общении с ребенком?

Да, если общение с отдельно проживающим родителем нарушает интересы/права ребенка. С целью устранения ограничений и запретов необходимо устранить выявленные недостатки и судебные замечания, а затем повторно обратиться в суд с исковым заявлением.

Что делать, если мать запрещает общаться с ребенком и всячески препятствует этому?

Женщине грозит юридическая ответственность в рамках статей КоАП. Отцу следует собрать доказательства, подтверждающие нарушение возможности общения с детьми, а затем направить в суд исковое заявление с жалобой на действия бывшей супруги. Судья привлекает мать к ответственности и предупреждает, что при повторном нарушении установленных правил общения ребенок может быть передан на попечение отцу.

Можно ли обязать отца общаться с ребенком?

Нет, это право родителя. Согласно СК РФ, дети также имеют право на общение с отцом, но принудительное общение может повлечь негативные последствия для эмоционального и психологического развития несовершеннолетних.

Можно ли установить график общения ребенка с бабушкой и дедушкой?

Да. Общение с другими родственниками также может соответствовать графику, исходя из занятости ребенка. Главное, разрешать хотя бы периодические встречи и визиты.

Могу ли я лишить отца родительских прав за неучастие в жизни ребенка?

Да. Это одно из оснований, предусмотренных Семейным кодексом. Но необходимо подтвердить, что возможность у родителя была и попытки наладить общение со стороны матери и детей были, но отец категорически против этого.

Заключение Эксперта

Как показывает практика, соблюдать установленный судом график сторонам оказывается сложно. Это связано с непредвиденными ситуациями на работе или в школе. И чтобы не бежать каждый раз в суд для изменения распорядка посещений, лучше попытаться уладить споры мирно. Это позволит сэкономить время, деньги и нервы.

Около месяца назад Управление ФССП России по Омской области сообщило о находящемся у него в производстве интересном исполнительном документе. Это в принципе довольно обычное судебное решение, устанавливающее порядок общения бабушки и дедушки с внуками. Интересна сама ситуация – родители не запрещали представителям старшего поколения общаться с детьми, но считали, что они сами должны приезжать или забирать детей к себе. Бабушка с дедушкой в свою очередь хотели, чтобы внуков привозили к ним домой. В результате суд установил, что бабушка с дедушкой могут звонить своим внукам каждую вторую и четвертую субботу месяца в период с 12.00 до 12.30, а также в первый и третий вторник месяца с 19.30 до 20.00. Также, если родители не будут возражать, общение может осуществляться через Интернет. Решение суда удовлетворило обе стороны. И все же непонятно, почему они сами не обдумали вариант телефонного общения, если проблема была в том, чтобы возить детей или забирать их. При этом одному из внуков всего полтора года, поэтому общение с ним по телефону и через Интернет представляется затруднительным.

Такая ситуация, скорее, исключение из правил, так как большинство решений суда об определении порядка общения с детьми выносится тогда, когда родитель запрещает второму родителю такое общение (или оба родителя запрещают другим родственникам общаться с детьми). В преддверии Международного дня защиты детей портал ГАРАНТ.РУ решил напомнить о том, какие обстоятельства учитываются судами при рассмотрении подобных споров и какие варианты общения могут быть установлены.

Мама, папа, я – отдельная семья

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с решениями судов по делам об осуществлении родительских прав родителями, проживающими отдельно от ребенка, можно в системе ГАРАНТ. Для этого в строке базового поиска (F2) необходимо ввести соответствующий запрос, например «право на общение с ребенком», и выбрать раздел «Судебная практика» (над строкой базового поиска).

Наиболее распространенная ситуация, требующая установления порядка общения с ребенком, – родители разведены и/или не живут вместе. Проживающий отдельно родитель имеет право общаться с ребенком и решать вопросы, касающиеся его образования. При этом второй родитель не должен ему препятствовать в таком общении, за исключением случаев, когда оно причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ). Родители могут заключить письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, который не живет с ребенком. Если же решить этот вопрос мирно не удается, порядок общения с детьми определяет суд – по заявлению родителей или одного из них.

ПРИМЕР

Установленный судом порядок общения Г.М. (отец) с М.А. (сын):

Ежемесячно в период с сентября по май включительно каждую первую и третью неделю месяца отец забирает сына с учетом состояния здоровья и желания ребенка у М.Ю. (мать) по месту ее жительства или из детского сада в четверг в 17.00 и возвращает сына матери в воскресенье соответствующей недели не позднее 20.00.

Ежегодно в период с июня по август включительно отец имеет право проводить с сыном 20 календарных дней.

Общение с ребенком в праздничные дни матери и отцу нужно делить пополам: первую половину праздничных дней в четные года сын проводит с матерью, вторую половину – с отцом, в нечетные года – наоборот.

В день рождения ребенка – 29 июля – отец забирает его на четыре часа по договоренности с матерью.

Дни рождения родственников: 16 сентября (день рождения бабушки со стороны папы), 12 октября (день рождения самого отца), 25 июля (день рождения дедушки со стороны папы) – отец проводит с сыном, забирая его у матери в 12.00 и возвращая не позднее 20.00 того же дня.

При этом мать ребенка обязана не препятствовать личному общению отца с сыном, общению по телефону, путем обмена СМС-сообщениями и общению в Интернете (апелляционное определение Московского городского суда от 16 апреля 2014 г. № 33-12420/14).

СОВЕТ

Письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав живущим отдельно от ребенка родителем может быть составлено по аналогии с порядком общения с детьми, устанавливаемым судами.

В разрешении подобных споров всегда участвуют органы опеки и попечительства. Они обязаны исследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и представить в суд составленный по результатам исследования акт и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 Семейного кодекса РФ). Такое заключение может содержать, например, рекомендацию не допускать общения ребенка с родителем, употребляющим наркотики или страдающим алкоголизмом, или указание на невозможность ночевок ребенка в квартире второго родителя из-за плохих жилищных условий и т. д.

Суд в свою очередь обязан оценить личные качества родителей и их взаимоотношения с ребенком, учесть возраст ребенка и состояние его здоровья. Тот факт, что общение с родителем может нанести вред ребенку, является единственным основанием для отказа в удовлетворении иска об определении порядка участия родителя в его воспитании (абз. 4 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»; далее – Постановление № 10).

В каждом решении об определении порядка осуществления родительских прав проживающим отдельно от ребенка родителем суд с учетом обстоятельств конкретного дела должен определить время, место и продолжительность общения (абз. 2 п. 8 Постановления № 10).

В большинстве случаев при разводе родителей дети остаются жить с матерями (особенно это касается малолетних детей, которым необходимо грудное кормление и которые в первые годы жизни привязаны сильнее к матери, чем к отцу). Общение с малолетними детьми, как правило, происходит в доме или квартире, где живет ребенок, причем в дневное время и в присутствии живущего с ним родителя. Забирать маленького ребенка к себе, тем более с ночевкой, второму родителю чаще всего не разрешается.

Когда речь идет о детях постарше (от трех лет), суды устанавливают большую свободу общения отдельно живущего родителя с ребенком – ему может быть предоставлено право навещать ребенка, когда тот болеет, в дни общения забирать ребенка из детского сада и других образовательных учреждений, в том числе из спортивных секций и кружков, посещать праздничные мероприятия с участием ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, водить его на культурно-массовые мероприятия, возить в гости к другим родственникам и на экскурсии и т. д.

Тем не менее живущие отдельно родители часто настаивают на том, чтобы забирать ребенка к себе домой. Это, конечно, допускается судами, однако место общения не может быть ограничено только домом или квартирой этого родителя (определение Судебной коллегии Пензенского областного суда от 21 января 2003 г. № 33-113).

Определение места общения с ребенком становится особенно важным в том случае, когда родители живут в разных городах. Поэтому суд должен прописать, когда встречи с ребенком могут проводиться в том населенном пункте, где он живет, а когда – за его пределами (обобщение практики применения положений семейного законодательства РФ федеральными судами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области при разрешении споров, связанных с воспитанием детей).

Соответственно, необходимо конкретизировать и дни общения с ребенком. Поэтому решения суда, устанавливающие, к примеру, такой порядок: еженедельно в один из будних дней отец забирает ребенка в 17.00 из детского сада и возвращает матери не позднее 20.00, в один из выходных дней (суббота или воскресенье) в 10.00 отец забирает сына и возвращает по месту жительства матери не позднее 18.00 – будут признаны незаконными в случае их обжалования. Неопределенность дней общения препятствует планированию режима дня ребенка и ставит в неопределенное положения действия матери, считают суды (определение Московского областного суда от 13 мая 2010 г. по делу № 33-9355).

Кроме того, следует иметь в виду, что порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка может корректироваться в случае изменения условий жизни любого из родителей или обстоятельств, определяющих условия воспитания ребенка, в целях учета его интересов (обзор судебной практики по рассмотрению в надзорном порядке гражданских дел Кировским областным судом за 2009 год от 19 августа 2010 г.). К примеру, в случае если длительное пребывание ребенка с отцом на отдыхе в отсутствие матери неблагоприятно отражается на его психоэмоциональном состоянии, суд может уменьшить длительность такого отдыха в будущем (обзор судебной практики рассмотрения судами Вологодской области гражданских дел, связанных с воспитанием детей, от 22 июля 2014 г.). Или, например, мать ребенка снова вышла замуж и переехала вместе с ним в другой населенный пункт, поэтому привозить ребенка к месту жительства отца (как установлено мировым соглашением) для нее стало затруднительно. Поэтому порядок общения сына с отцом также должен быть изменен (определение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2013 г.).

Еще одним обстоятельством, влекущим пересмотр режима общения, является выпуск ребенка из детского сада, поскольку в этом случае распорядок его дня кардинально меняется. Суд может прямо прописать в своем решении, что установленный в нем порядок общения действует до 31 августа определенного года (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 29 октября 2014 г. № 33-2119). После наступления этой даты живущему отдельно от ребенка родителю снова нужно будет обратиться в суд за определением нового порядка общения с ребенком.

Еще один важный момент – ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в том числе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 57 Семейного кодекса РФ). Учитывать мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, нужно обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его же интересам. При этом суд советуется с органом опеки и попечительства о целесообразности опроса ребенка в судебном заседании, о том, не причинит ли такой опрос психологическую травму ребенку и т. д. Также он выясняет, не воздействовал ли на мнение ребенка кто-либо из родителей или других родственников и осознает ли ребенок свои собственные интересы (обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 июля 2011 г.).

«Милый дедушка, возьми меня отсюда домой»

Право на общение с ребенком, помимо родителей, имеют также бабушки, дедушки, братья, сестры и другие родственники (п. 1 ст. 67 Семейного кодекса РФ). Иногда родители ребенка запрещают родственникам общаться с ним, и в этом случае те могут обратиться в орган опеки и попечительства, который вправе обязать родителей не препятствовать такому общению. Если же решение органа опеки и попечительства не исполняется, этот орган или близкие родственники ребенка могут подать в суд иск об устранении препятствий к общению с ним. Данный спор также разрешается исходя из интересов и с учетом мнения ребенка.

Отметим, что суды по-разному толкуют норму о досудебном урегулировании такого спора. Так, суд первой инстанции может посчитать эту процедуру обязательной и вернуть исковое заявление истцу, не обратившемуся в орган опеки и попечительства до суда. А суд апелляционной инстанции, напротив, может решить, что родственник вправе по своему усмотрению обращаться сразу в суд (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 февраля 2014 г. по делу № 33-3290/2014).

Как правило, суды определяют конкретные дни и часы, в которые бабушки, дедушки и другие родственники могут общаться с ребенком, в том числе гулять и посещать культурно-массовые мероприятия. Встречаются, однако, в решениях судов и такие формулировки, как «разрешено посещать ребенка ежегодно для поздравления с днем рождения» (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 апреля 2014 г. № 33-2626/2014).

Поскольку воспитание ребенка – все же задача в первую очередь родителей, на общение родственников с ним отводится не так много времени (в большинстве судебных решений – по несколько часов один-два раза в месяц, иногда с правом забирать ребенка с ночевкой или даже на 10-14 дней). Особенно сложно распределить время, если родители живут не вместе, а общаться с ребенком хотят бабушки и дедушки со стороны обоих родителей.

Препятствовать общению родственников с ребенком безнаказанно не получится

За неисполнение решения суда, устанавливающего порядок общения родственника с ребенком, родители несут ответственность. Так, родитель, запрещающий близким родственникам общаться с ребенком, может быть оштрафован на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, решение Омского областного суда от 1 апреля 2014 г. по делу № 77-337). Кроме того, он обязан будет уплатить исполнительский сбор за пропуск срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, который выдается на основании решения суда о порядке общения с ребенком (определение Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу № 33-1017/2015).

Более того, воспрепятствование общению ребенка с проживающим отдельно родителем (если порядок общения определен судом) может привести к передаче ребенка последнему по решению суда исходя из интересов и с учетом мнения ребенка (п. 3 ст. 66 Семейного кодекса РФ). При этом суды, определяя порядок общения с детьми, далеко не всегда предупреждают родителей о таких последствиях, так как соответствующей обязанности в Семейном кодексе РФ нет. Однако необходимость этого предупреждения предусмотрена ВС РФ (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10) и игнорировать свои разъяснения Суд не советует (обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 июля 2011 г.). На практике суды по-разному выносят такое предупреждение: прописывают в мотивировочной или резолютивной части решения, в определении об утверждении мирового соглашения, заключенного между родителями, в кассационном определении об оставлении решения суда первой инстанции без изменения или о его изменении либо озвучивают устно (с занесением в протокол судебного заседания). Тем не менее, часть судебных решений все-таки не содержит этого предупреждения, поэтому родителям нужно быть внимательными.

Некоторые родственники в случае, когда им запрещают общаться с детьми, подают иски о компенсации морального вреда. Они полагают, что такой запрет нарушает их личные неимущественные права. При этом ряд судов соглашаются с этим мнением и удовлетворяют иски. ВС РФ, однако, подчеркивает, что право на общение с ребенком к личным неимущественным правам действующим законодательством не отнесено, и отменяет подобные акты (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 8 апреля 2014 г. № 45-КГ13-22).

***

Так или иначе, с помощью органов опеки и попечительства и суда родственники ребенка могут определить порядок общения с ним, который более или менее устроит всех (конечно, двухчасовые прогулки в парке два раза в месяц вряд ли заменят лето, проведенное с бабушкой и дедушкой на даче, но это все же лучше, чем ничего). Для того чтобы отстоять свое право на участие в воспитании ребенка, заинтересованные стороны должны знать, как происходит рассмотрение таких споров, и заранее готовиться с судебному заседанию – настаивать на учете мнения органов опеки и попечительства, опросе ребенка и т. д.

24.12.2019 / 00:23
Как приучать к самостоятельности ребенка до 3-х лет? В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него. Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее. Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку. Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, не самостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых. Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.

24.12.2019 / 00:18
Советы родителям по воспитанию ребенка до 3-х летнего возраста. Задача родителей — создать безопасные комфортные условия, при которых кроха может активно познавать окружающий мир. Нужно выдерживать баланс, не давя чрезмерной опекой. Основные правила воспитания: хвалить достижения малыша; не переделывать задание за ребенка; приучать к незнакомому постепенно; поощрять исследовательский интерес; не требовать идеальный результат с первого раза; терпеливо относится к неаккуратности, медлительности; не использовать игнорирование, как наказание; стимулировать самостоятельность. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими физиологическими, психологическими особенностями. Важно учитывать темперамент, характер, личные потребности крохи, не пытаясь переделать малыша. Тогда он вырастет гармоничной здоровой личностью.

24.12.2019 / 00:17
Психологические приемы воспитания ребенка до трех лет. Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии. Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх. В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр. Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители. К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.

24.12.2019 / 00:16
У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность. Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения. Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии. Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя. Малыш уже понимает, что мир — огромный, не вертится вокруг него. Он овладел минимальными навыками самообслуживания, пытается подражать взрослым, стать самостоятельным. В 2 года большинство детей начинают посещать детский сад и сталкиваются с очередным возрастным кризисом.

15.04.2019 / 17:56
Общение отца с ребенком возраста менее 3 лет, особенно при сопротивлении со стороны матери, регулирует суд. Свое поведение в суде необходимо соразмерять с личностью судьи, который или которая рассматривает дело. Отец — это отец. Отец не должен уподобиться матери в своих обидах и суждениях. Крайне негативно судьи воспринимают отцов, которые приходят в суд со своими новыми супругами, если между матерью ребенка и новой супругой есть конфликт. Помните об этом. Нет конфликта — пожалуйста. А есть конфликт — ни в коем случае. Уважайте и труд адвоката, и судью и самих себя. Факт наличия у вас жены и, как следствие, полноценной семьи, будет подтвержден свидетельством о заключении брака и свидетельствами о рождении детей. Этого вполне достаточно.

23.02.2019 / 20:18
Адвокат сообщает: по достаточно большому числу споров о порядке общения отца с ребенком до 3 лет, матери в качестве встречных требований просят суд установить редкий, хотя внешне более привлекательный график общения и некоторые судьи сразу подхватывают эту идею и буквально настаивают на ней. Не ведитесь бездумно на такие мнения и требования. Думайте именно о ребенке и его особенностях в таком возрасте, в противном случае (нам известны такие последствия) вы можете попасть в объективы камер бабушек или матерей в ситуации активного противодействия детей идти к вам на руки. Вас просто забывают. Нет, к 3 годам ребенок конечно будет вести себя иначе, он вас запомнит но к вам не пойдет. Есть возможность требовать частого общения — требуйте и настаивайте на нем.

Порядок общения с ребенком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *