С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом также должна формироваться комиссия, которая изменила свой состав. Подробнее .

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н, вступившим в силу с 1 сентября 2011 года. Заменивший предшествующий документ – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569, новый порядок стал гораздо требовательнее и строже относиться к проведению аттестации на рабочих местах.

АРМ по своей сути довольно сложный процесс, требующий предельной внимательности. Результаты, полученные в ходе нее, свидетельствуют о сложившейся ситуации не просто на рабочем месте, но и на предприятии в целом. Проще говоря, отражают климат производственного процесса. А он бывает не так уж и хорош!

Проблема охраны труда уже на протяжении всей хозяйственной и трудовой деятельности человечества является одним из наиболее важных вопросов. Создано огромное количество нормативных документов в защиту интересов работников, но известная фраза – закон создан для того, чтобы его нарушать, часто проявляет себя при организации производственного процесса в действительности. Прежде всего, следует уточнить отношение самого работодателя, который допускает небрежность в отношении работников, в организации трудового процесса.

Новые правила сделали более структурированным процесс проведения, разграничили права и обязанности участников аттестации, от компетентности и степени образованности которых, зависит качество проведения. Аттестационная комиссия, не без участия руководителя, конечно, осуществляет организационные функции процесса, осуществляет методический контроль над проведением. Но основная ответственность за представленные результаты все же возлагается на работодателя, поэтому ему следует серьезно отнестись к выбору участников, которые представят объективную картину, а не фикцию.

Состав аттестационной комиссии в новых правилах не претерпел кардинальных изменений. Ранее основную часть составляли представители структурных подразделений организации. В нее могли входить: юристы, бухгалтера, специалисты по охране труда, специалисты по кадровым вопросам, медицинские работники, представитель профсоюзной организации, представители аттестующей организации. Участие последней организации носило больше рекомендательный характер. Подчеркивалось, что аттестующая организация привлекалась на паритетной основе. Паритетная основа понималась как равенство в отношении прав и обязанностей при проведении аттестации.

Руководители структурных подразделений включались из тех соображений, что они являются ответственными за процесс, за эксплуатацию оборудований, отлично знают технологический процесс, размещение рабочих мест, организационные и социальные вопросы, способны адекватно оценить ситуацию. Практиковалось включение в комиссию главных инженеров, механиков. Они довольно точно разбирались в конструкции, функционировании эксплуатируемого оборудования.

На специалистов по кадрам ложилась организаторская функция: составление перечня рабочих мест, правильное наименование специальностей и профессий в соответствии с Всероссийским классификатором профессий, определение персонального состава работников.

Бухгалтера приглашались для расчета компенсаций, льгот, предоставляемых за работу в неблагоприятных условиях труда, нормирования режимов труда, если условия на рабочих местах были признаны вредными.

Медицинские работники решали вопросы оценки гигиенических факторов влияния, проведения обязательных медицинских осмотров.

Органы профсоюзов выражают интересы работников. Если окунуться в исторический экскурс, долгое время эти органы вели надзор за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда. В их ведении находилась государственная инспекция по труду. Профсоюзы имели право проводить самостоятельно оценку охраны труда, расследовать несчастные случаи. Рыночные преобразования привели к тому, что эта роль в 1993 году была отведена Министерству труда и социального развития. Профсоюзы же выполняли лишь общественный контроль условий труда. При АРМ они представляют интересы работников в части установления льгот и компенсаций.

Специалист по охране труда – еще одна значительная фигура. В их обязанности входит формирование необходимой нормативной базы документов (график по проведению аттестации, штатное расписание, инструкции по охране труда и т.д.).

Радикальных изменений в составе аттестационной комиссии не произошло. В соответствии с принятым порядком, в состав комиссии входят: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. Обязанности специалистов остались также прежними. Единственное изменение – обязательное участие аттестующей организации, для которой также, в свою очередь, предусмотрены следующие перемены в предоставлении услуг. Организация должна выступать в качестве юридического лица, которое привлекается к участию в аттестации на независимых началах. Беспристрастность интересов между подобной организацией и хозяйственной деятельностью работодателя очень важна в процессе аттестации. Работа всех аттестующих организаций стала одной из центральных тем в области охраны труда. Как результат – новый порядок ведения их деятельности, правила по аккредитации испытательных лабораторий, регистрации инструментальной базы. Заниматься вопросами АРМ имеют право только те организации, которые получили аккредитацию в соответствии с Приказом № 205н (ред. от 22.11.2011 г.) и внесены в реестр аттестующих организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда. Чтобы получить аккредитацию, для начала им необходимо будет аттестовать испытательную лабораторию (ее наличие в каждой организации обязательно), для которой в свою очередь необходима укомплектованная приборная база и наличие высококвалифицированных специалистов. Не каждая организация может пройти столь сложную цепочку действий. Но те, кто действительно нацелен на результат, на объективный результат, хотелось бы подчеркнуть это слово, проходят все испытания и на них действительно можно положиться. При проведении замеров, при оценке существующих условий, организация обязана обосновывать выводы. Работодатель не должен препятствовать ее действиям, обязан предоставлять всю необходимую запрашиваемую информацию.

У микропредприятий малого бизнеса не всегда имеется в наличии столь обширный состав специалистов разных областей. В таком случае, к примеру, тот же самый специалист по охране труда может привлекаться со стороны по гражданско-правовому договору.

Комиссия по аттестации рабочих мест утверждается работодателем на основе приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, который также считается отправной точкой начала работ по оценке влияния факторов производственной среды на рабочее место. В нем определяются обязанности аттестационной комиссии на основе существующего порядка, которые заключаются в следующем:

  • осуществление руководства и организации контроля над проведением АРМ;
  • формирование всех необходимых документов;
  • составление перечня рабочих мест с выделением аналогичных и нестационарных рабочих мест;
  • приведение наименований профессий и должностей работников в соответствии с требованиями ЕТКС и ЕКС;
  • присвоение порядкового номера каждому рабочему месту;
  • заполнение и подписание карт аттестации;
  • право внести изменения в трудовой договор работника об изменении трудового режима, установлении льгот и компенсаций, если рабочее место признано не соответствующим;
  • разработка плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие законодательству об охране труда.

Работу аттестационной комиссии нельзя назвать легкой. Внимание и всестороннее знание вопросов охраны труда, компетентность каждого специалиста играют немаловажную роль при проведении АРМ. Поэтому, прежде чем, формировать комиссию, работодателю важно будет самому ознакомиться с общими вопросами аттестации, с требованиями и порядком ее проведения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С 26 февраля 2013 г. вступили в силу поправки, внесенные в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные изменения.

Сразу отметим, что на необходимость корректировки действовавшего без изменений с момента утверждения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок аттестации) еще в мае 2012 г. указывало Минэкономразвития России. В Приказе Минтруда России от 12.12.2012 № 590н (далее — Приказ № 590н) было учтено большинство замечаний, высказанных Минэкономразвития России.

КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ПОДЛЕЖАТ АТТЕСТАЦИИ?

С учетом норм Приказа № 590н в настоящее время работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны проводить аттестацию не всех своих рабочих мест, как это было ранее. Теперь аттестация будет проводиться только в отношении тех рабочих мест, где при выполнении определенных видов работ (трудовой функции) имеется вероятность причинения вреда здоровью работника:

  • работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника (уровень опасности определяется аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда);
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

При этом Приказ № 590н фактически освобождает от проведения аттестации рабочих мест тех работодателей, чьи работники работают только за персональными компьютерами и используют офисную технику. С учетом новых правил, не требуется аттестация рабочих мест, на которых работники заняты работой исключительно на электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

ЧТО ТАКОЕ «ВНОВЬ ОРГАНИЗОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА»?

Еще одно новшество заключается в том, что Минтруд России дал определение понятию «вновь организованные рабочие места», которое неоднократно используется в Порядке аттестации.

Вновь созданными признаются рабочие места:

  • организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса.

Отсутствие легального определения данного понятия до внесения рассматриваемых изменений затрудняло применение работодателями на практике Порядка аттестации.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Приказом № 590н установлен более продолжительный срок, в течение которого работодателю необходимо провести аттестацию вновь организованных рабочих мест. Аттестация таких рабочих мест должна проводиться после достижения показателей и характеристик, предусмотренных проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники (технологии), но не позднее одного года с момента создания рабочих мест.

В соответствии с ранее действовавшими требованиями аттестацию таких рабочих мест необходимо было проводить не позднее чем через 60 дней после ввода рабочих мест в эксплуатацию.

Кроме того, Приказом № 590н изменены сроки проведения повторной аттестации. Например, если в результате предыдущей аттестации рабочих мест условия труда признаны безопасными, то работодателю не нужно проводить повторную аттестацию. До внесения этих изменений работодатель должен был проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда не реже одного раза в пять лет.

Обратите внимание! Положение об отсутствии необходимости в проведении повторной аттестации рабочих мест после вступления в силу Приказа № 590н, то есть с 12 декабря 2012 г., распространяется на все уже прошедшие аттестацию рабочие места, на которых условия труда признаны безопасными.

Однако даже в том случае, если рабочие места были признаны безопасными, в отношении них возможно проведение повторной аттестации. При наличии определенных оснований будет осуществляться внеплановая аттестация рабочих мест (например, в случае замены производственного оборудования или изменения технологического процесса).

Если по результатам аттестации рабочих мест аттестационной комиссией будет установлено, что условия труда являются вредными и (или) опасными, или если имеются основания для обязательного проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), то повторная аттестация таких рабочих мест будет проводиться так же, как и раньше, — раз в пять лет.

НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Приказом № 590н изменены основания для внеплановой аттестации рабочих мест. Новыми основаниями проведения внеплановой аттестации рабочих мест являются:

  • обращение работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
  • выдача работодателю предписания Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (на сегодняшний день действует редакция от 12.12.2012).

Заключение Минэкономразвития России от 12.05.2012 «Об экспертизе Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”».

Пункт 4 Порядка аттестации.

Примечание 1 к п. 4 Порядка аттестации.

Абзац 4 п. 8 Порядка аттестации (в редакции, действовавшей до 12.12.2012).

Абзац 1 п. 8 Порядка аттестации (в редакции, действовавшей до 12.12.2012).

Пункт 47 Порядка аттестации.

С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011). Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь. Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.

Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.

Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:

  • представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, кадровики, расчетчики, главные специалисты, медработники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
  • специалиста по охране труда;
  • представителя профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
  • представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:

  • работодателя (его представителя);
  • представителей аттестующей организации;
  • представителей профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • представителей организации или частного специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).

Ошибки при определении списка рабочих мест

Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:

  • профессии или должности имеют одно наименование;
  • при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
  • используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
  • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.

Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.

Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:

  • приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
  • определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
  • несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
  • приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
  • смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».

Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.

Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сведения об аттестующей организации.

Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».

И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.

Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве. Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры. Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.

Попробовать бесплатно программу Контур-Персонал

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Важно знать

Ключевое отличие СОУТ от аттестации рабочих мест — наличие в рамках СОУТ этапа идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Последняя проводится путем:

  • изучения предоставленных работодателем данных;
  • обследования рабочих мест;
  • опроса работников или их руководителей.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы: концентрация вредных веществ в воздухе, воде и так далее), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • с оборудованием, находящимся под высоким напряжением либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а также с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и другими.

Немного статистики

По данным Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), ежедневно в мире получают травмы на рабочем месте почти 2 млн человек. Смертность по причине профессионального травматизма достигает 15 000 человек в день, при этом об условиях труда у 30% населения вообще нет информации. Проблема травматизма на рабочих местах сопоставима по масштабу с эпидемиями или смертностью на дорогах. В российских условиях как правило страдают сотрудники, обладающие максимально релевантным опытом, и если с ними происходят несчастные случаи, этим людям сложно найти замену .

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону №426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям статья 18 Федерального закона №426-ФЗ.

Кстати

Аттестацию рабочих мест работодатель проводит обязательно по требованию Федерального закона №426-ФЗ. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда . Проведение аттестации обычно положительно сказывается на атмосфере в коллективе, поскольку демонстрирует неравнодушное отношение к подчиненным.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе №426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24 января 2014 года №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя (либо работодатель лично, если он является индивидуальным предпринимателем). Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда и выявление опасных и вредных факторов. Могут быть идентифицированы:
    • качество воздуха рабочей зоны;
    • уровень освещенности;
    • наличие виброакустических факторов;
    • интенсивность излучений;
    • напряженность электромагнитных полей;
    • параметры микроклимата и влажности;
    • степень тяжести и напряженности трудового процесса и прочее.

Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации, статистику несчастных случаев на производстве и предложения работников.

На заметку

Выявление потенциально вредных или опасных факторов не производится на рабочих местах сотрудников, имеющих специальности либо должности, включенные в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости или выплачивается компенсация за вредность труда. Также идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится на рабочих местах, где их наличие уже было ранее установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ.

  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные — опасности нет, или она в пределах нормы;
    • допустимые — наблюдается воздействие вредных факторов, степень которого не превышают уровни, установленные нормативами, а вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха (например, усталость глаз);
    • вредные — уровень воздействия вредных факторов превышает нормативные значения и может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, профессиональная тугоухость у лиц, работающих в условиях повышенного уровня шума);
    • опасные — сопровождающее выполнение профессиональных обязанностей воздействие вредных факторов, которое может вызвать острое заболевание или создать угрозу жизни (например, травмы у промышленных альпинистов).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы испытаний и измерений;
    • карты оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
    • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
    • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
    • заключение экспертов.

Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель знакомит сотрудников с результатами СОУТ и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и так далее) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и другое).

Это интересно!

Согласно международным исследованиям, проводимым МАСО, каждый доллар, вложенный в безопасность и гигиену труда, потенциально создает предпринимателю выгоду в форме положительного экономического эффекта более чем в два доллара .

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства. Подача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации СОУТ может быть осуществлена несколькими способами :

  • лично в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения;
  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • посредством заполнения формы декларации на официальном сайте ФС по труду и занятости.

Эта декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти. Его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

В соответствии с п. 4.1 Постановления «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются такие документы, как:

1) ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работниках, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты;

2) сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда.

К данному протоколу должны прилагаться:

1) карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

2) вышеуказанные ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;

3) сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

4) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Все же результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации рабочего места по условиям труда.

Порядок заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда. Карта аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых (п. 1 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

Она предназначена для:

1) комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;

2) оценки травмобезопасности;

3) выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;

4) обоснования предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);

5) разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;

6) ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты (п. 2 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

Для заполнения самих карт используются планировки рабочих мест, порядок расстановки рабочих в производственных бригадах, техническая и технологическая документация, результаты хронометражных, гигиенических и психофизиологических исследований, проводимых на рабочих местах, критерии оценки вредности и опасности условий труда, нормы выдачи спецодежды и защитных средств, законодательство для определения льгот и другие документы (п. 5 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

В соответствующих строках проставляются номер карты, наименование профессии и должности работников. Коды профессий и должностей работников заполняются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367.

Наименования и коды производства, цеха (отдела), участков (бюро, сектора), рабочего места заполняются в соответствии с имеющейся в организации системой кодирования. Указывается количество аналогичных рабочих мест с идентичными условиями труда и их коды. Каждому рабочему месту присваивается, при необходимости, номер в виде одиннадцатизначного кода:

XX XXX XXX XXX, где:

Первая группа цифр — это номер рабочего места на участке;

Вторая — номер бригад (первая цифра номер участка);

Третья — номер цеха;

Четвертая — номер производства, филиала (п. 6 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

В адресной части аттестационной карты указывается полное наименование организации, отрасли (подотрасли) и территории.

При анализе материалов по состоянию условий труда для автоматизированной обработки результатов аттестации в карте аттестации предусмотрена система кодирования.

Таблица «Коды» заполняется:

1) графа «организация» — в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (ОКПО), утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 297;

2) графа «министерства (ведомства)» — в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (СООГУ), утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 294. При отсутствии соответствующего министерства или ведомства ставить прочерк;

3) графа «отрасли» — в соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» 1750-18, утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 14 ноября 1975 г. N 18;

4) графа «территории» — в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413.

Контроль же за заполнением аттестационных карт осуществляется ответственным работником организации (п. 3.1 Порядка).

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *