Содержание
- Над кем можно оформить опекунство в России?
- Необходимые условия
- Оформление опеки
- Обязанности и ответственность опекуна
- Прекращение опеки
- С какой целью устанавливаются опека и попечительство?
- Кто признается недееспособным либо не полностью дееспособным?
- В каких случаях устанавливается опека, а в каких попечительство?
- Что такое патронаж?
- Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия
- Кто может быть опекуном (попечителем)?
- Права и обязанности опекуна (попечителя)
- Распоряжение имуществом подопечного
- Назначение опекуна (попечителя) ребенку
- Прекращение опеки и попечительства
- Для чего назначаются опека и попечительство?
- Над кем устанавливаются опека и попечительство?
- Условия для установления опеки и попечительства
- Чем характеризуется патронаж?
- Функции, задачи и полномочия органов опеки и попечительства
- Кто может быть опекуном или попечителем?
- Права и обязанности опекуна и попечителя
- Как можно распоряжаться имуществом подопечного?
- Когда опека и попечительство прекращаются?
507 просмотров
Государство защищает интересы граждан, которые не могут самостоятельно защищать свои права. Ответственность за социально незащищенных лиц возлагается на районные отделы опеки. Специалисты должны в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру потенциального опекуна. Рассмотрим, над кем устанавливается опека.
Над кем можно оформить опекунство в России?
Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право. Задать вопрос эксперту
В соответствии со ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над лицами, особо нуждающимися в защите государства:
- над детьми в возрасте от рождения до достижения 14 лет, лишенными попечения кровных матери и отца;
- над совершеннолетними гражданами, лишенными дееспособности по решению суда, вследствие психического расстройства или злоупотребления алкоголя (употребления наркотиков).
Особенностью таких граждан является отсутствие дееспособности в полном объеме. Поэтому они не могут самостоятельно исполнять гражданские обязанности и нести гражданские права. Чтобы обеспечивать их нужды и защищать личные и имущественные права, требуется назначение опекуна.
В качестве опекуна может выступать родственник социально незащищенного лица, посторонний гражданин или руководитель специализированной организации.
Рассмотрим, в каких случаях назначается опекунство.
Оформление требуется в течении 30 дней с момента:
- появления статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения;
- вступления в законную силу решения суда о лишении дееспособности.
До назначения опекуна ответственность за социально незащищенное лицо возлагается на отдел опеки по месту выявления ребенка или по месту нахождения суда, который лишил гражданина дееспособности.
Закон не предусматривает необходимости назначения опеки над лицами в возрасте. Если пожилой гражданин не лишен дееспособности, то он самостоятельно защищает свои права вне зависимости от возраста.
Если престарелый гражданин нуждается в постороннем уходе, то возможно оформить патронаж.
Необходимые условия
Гражданин, желающий быть опекуном, должен быть полностью дееспособным и совершеннолетним.
Не рассматриваются в качестве кандидата в опекуны следующие граждане:
- эмансипированные лица в возрасте от 16 до 18 лет;
- ограниченные дееспособности в судебном порядке;
- состоящие на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере;
- судимые за преступления против личности, жизни и здоровья граждан;
- лишенные родительских прав;
- ограниченные в родительских правах;
- граждане, лишенные права быть опекунами;
- лица, не имеющие постоянной регистрации и квартиры;
- граждане, супруги которых признаны недееспособными в судебном порядке;
- лица, лишенные права быть усыновителями;
- граждане, имеющие болезни, которые препятствуют исполнению обязанностей родителей.
С 2019 года в законодательство вступили изменения. Теперь информация о лицах, которые лишены родительских права, ограничены в них, освобождены от обязанностей опекуна и лишены права быть усыновителями, передается в региональный банк данных.
Если раньше сведения запрашивались только в регионах, где лицо было ранее прописано, то теперь ввести специалистов в заблуждение будет сложнее. Сведения передаются в общую информационную систему по всей стране.
Оформление опеки
Для оформления опеки необходимо подготовить ряд документов и подать заявление в уполномоченный орган. Порядок оформления различается в зависимости от того, требуется помощь ребенку или недееспособному лицу.
Постановление Правительства № 927 от 2010 года устанавливает льготные условия для назначения опеки над родственниками.
Лица, проживающие с недееспособными более 10 лет, предоставляют минимальный пакет документов:
- гражданский паспорт;
- свидетельство о заключении брака;
- медицинское заключение;
- документы, подтверждающие наличие родственной связи.
Посторонние граждане и другие родные дополнительно предоставляют сведения о доходах, автобиографию, согласие родственников и сертификат о прохождения обучения.
Для родственников малолетних детей также предусматриваются льготные условия. Однако единственным послаблением является отсутствие необходимости в получении сертификата о прохождении специализированных курсов.
Остальной пакет документов представляется в полном объеме. Но родственники (бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди и тети) обладают приоритетом перед посторонними гражданами.
Обязанности и ответственность опекуна
С момента вынесения постановления о назначении опеки гражданин наделяется правами и обязанностями опекуна. Права подтверждаются не только постановлением, но и удостоверением представителя.
Опекун обязан:
- обеспечивать подопечного питанием в соответствии с возрастом и состоянием здоровья;
- обеспечивать подопечному своевременную медицинскую помощь;
- обеспечивать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина одеждой и обувью, согласно возраста и сезона;
- защищать гражданские и имущественные права подопечного;
- представлять интересы в государственных и судебных органах;
- предоставлять несовершеннолетнему возможность обучения.
Специалисты отдела опеки осуществляют контроль за исполнением обязанностей. В случае ненадлежащего исполнения, гражданин лишается возможность повторного оформления опекунства.
Специалисты осуществляют контроль при помощи посещения жилья опекуна.
№ п/п | Периодичность проверок |
---|---|
1 | В течение 30 дней с момента оформления опекунства |
2 | 1 раз в 3 месяца – в течение первого года после оформления опеки |
3 | 1 раз в 6 месяцев – до окончания опеки |
Ежегодно гражданин обязан предоставлять сведения о сохранности имущества подопечного. Для этого в срок до 1 февраля передается отчет. Он должен содержать сведения о счетах, недвижимости и движимом имуществе несовершеннолетнего или недееспособного.
Прекращение опеки
В соответствии со ст. 39, 40 ГК РФ обязанности опекуна прекращаются в следующих случаях:
- в случае гибели опекуна и подопечного;
- при восстановлении дееспособности в судебном порядке;
- при достижении подопечным 14 лет;
- при помещении несовершеннолетнего или недееспособного в специализированную организацию;
- по просьбе опекуна;
- по просьбе ребенка;
- по инициативе отдела опеки (если выявлен факт нарушения прав подопечного);
- в случае возникновения конфликта интересов у опекуна и подопечного;
- если родители несовершеннолетнего восстановили родительские права;
- если опекун или другие граждане хотят усыновить подопечного;
- при достижении подопечным совершеннолетия.
Процедура прекращения опекунства оформляется также через отдел опеки. С момента вынесения постановления взаимные права и обязанности опекуна и подопечного прекращаются.
Опекун обязан предоставить отчет о сохранности имущества подопечного течение 3 дней с момента вынесения постановления. В случае выявления нецелевого расходования средств или растрат имущества, отдел опеки обязан передать информацию в районную прокуратуру.
Закон устанавливает перечень категорий граждан, над которыми устанавливается опека. Чтобы оформить опекунство, кандидат должен самостоятельно обратиться в отдел опеки с заявлением. В случае возникновения сложностей в процессе оформления, необходимо получить юридическую консультацию. Специалисты сайта окажут бесплатную правовую поддержку в случае необходимости. Просто опишите проблему дежурному юристу.
Автор статьи Юрист по семейному праву. Стаж с 2010 года. Рейтинг автора Написано статей 712 Задать вопрос эксперту
Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями
С какой целью устанавливаются опека и попечительство?
Опека и попечительство устанавливаются над недееспособными или не полностью дееспособными взрослыми гражданами, а также над несовершеннолетними детьми.
Опека и попечительство назначаются для того, чтобы защитить права и законные интересы, обеспечить уход и соответствующий уровень жизни недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, а в случае с несовершеннолетними также и в целях их воспитания.
Кто признается недееспособным либо не полностью дееспособным?
Если человек в силу какого-либо психического заболевания не в состоянии понимать значение совершаемых им действий, а также руководить своими поступками, такой человек может быть признан недееспособным.
Если же человек, имеющий пристрастия к азартным играм, имеющий наркотическую или алкогольную зависимость, наносит своими действиями материальный ущерб семье, такой человек может быть признан частично недееспособным.
Признать гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может только суд в порядке, установленном гражданским процессуальным кодексом.
В каких случаях устанавливается опека, а в каких попечительство?
Если суд признал взрослого человека недееспособным, над ним устанавливается опека. Если человек ограничен судом в дееспособности, то над ним устанавливается попечительство.
В отношении несовершеннолетних опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
Что такое патронаж?
Патронаж устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином в том случае, если он по состоянию своего здоровья не может в полной мере осуществлять свои права и обязанности.
Такому гражданину соответствующими органами может быть назначен помощник. Помощник назначается в добровольном порядке, т.е. с согласия самого помощника, а также с согласия гражданина, над которым устанавливается патронаж.
Все действия помощника в рамках патронажа будут совершаться в соответствии с заключенным между ним и гражданином договором поручения либо договором доверительного управления имуществом. По истечении срока действия такого договора, патронаж прекращается.
Органы опеки и попечительства обязаны контролировать все действия помощника, совершаемые им в интересах гражданина, над которым установлен патронаж.
Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия
Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.
Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:
- защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
- контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
- надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.
Орган опеки и попечительства в рамках возложенных на него полномочий:
- выявляет тех людей, которым необходима опека/попечительство/патронаж;
- проводит процедуру установления опеки/попечительства;
- проводит проверки деятельности опекунов/попечителей;
- назначает (проводит отбор, обучение) или отстраняет опекунов/попечителей/помощников;
- дает разрешения на совершение сделок с имуществом граждан, находящихся под опекой/попечительством;
- проверяет условия жизни подопечных.
Кто может быть опекуном (попечителем)?
Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.
Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).
Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.
Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.
Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.
Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.
Права и обязанности опекуна (попечителя)
На опекунов и попечителей возлагаются обязанности по надлежащему уходу, лечению, содержанию своего подопечного, защите его прав и законных интересов. В отношении несовершеннолетних детей опекуны (попечители) должны помимо прочего заботиться о воспитании и обучении подопечного ребенка.
Опекун – это законный представитель своего подопечного, поэтому иные доказательства его полномочий для представления интересов подопечного ему не нужны.
Распоряжение имуществом подопечного
Имущество подопечного передается опекуну (попечителю) по описи, составленной органом опеки. Опекун обязан заботиться об имуществе подопечного, охранять его, содействовать, чтобы оно приносило доход.
Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (пенсией, алиментами, социальными выплатами и т.п.) только в интересах самого подопечного и только с разрешения органа опеки.
Исключение составляет ежемесячное расходование денежных средств в размере прожиточного минимума на содержание подопечного. Для этих сумм разрешения органа опеки не требуется.
Все сделки с имуществом (сделки по отчуждению имущества) – продажа, обмен, аренда, дарение, залог и т.д. в обязательном порядке требуют разрешения органа опеки.
Если у подопечного имеется недвижимое или дорогостоящее движимое имущество и оно нуждается в управлении, орган опеки может заключить с назначенным им управляющим договор доверительного управления этим имуществом.
Управляющий также не имеет права совершать сделки с имуществом без предварительного разрешения органа опеки.
Назначение опекуна (попечителя) ребенку
Законодательством установлены следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):
- родители ребенка умерли;
- родителей ребенка лишили (либо ограничили) родительских прав;
- родители ребенка признаны в соответствующем порядке недееспособными;
- родители ребенка долго и серьезно болеют, и это приводит к тому, что они не могут содержать и воспитывать своего ребенка;
- если родители ребенка отсутствуют длительное время (например, длительные командировки);
- родители отказываются от воспитания и содержания своих детей;
- если родители своими действиями или же наоборот бездействием создают угрозу жизни и здоровья своих детей, препятствуют их развитию и воспитанию;
- родители ребенка сами не достигли возраста 16-ти лет.
Опекун (попечитель) ребенку назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Кроме общих ограничений круга лиц, имеющих право стать опекуном, Семейный кодекс устанавливает дополнительные ограничения, касающиеся опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей.
Не могут быть назначены опекунами (попечителями) для ребенка:
- лица с лишением или ограничением родительских прав;
- осужденные лица;
- больные алкоголизмом или наркоманией;
- те, кто ранее уже был опекуном, но его отстранили от выполнения обязанностей;
- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
Опекун или попечитель обязан воспитывать своего подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном, нравственном и психическом развитии.
Способ и форма воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, избирается опекуном самостоятельно, но при этом должны учитываться мнение ребенка, советы и рекомендации органа опеки.
Опекун (попечитель) может сам выбрать образовательное учреждение для подопечного, но в любом случае он обязан обеспечить получение ребенком общего образования.
Ребенок, находящийся под опекой, вправе общаться со своими родителями и другими родственниками, а опекун или попечитель не вправе этому препятствовать (если, конечно, это не противоречит интересам ребенка).
Попечители несовершеннолетних детей должны оказывать своим подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
- проживание в семье опекуна (попечителя);
- заботу и воспитание, получение образования, развития, уважения со стороны опекуна;
- общение с родителями и другими родственниками;
- выражение своего мнения при решении вопросов, затрагивающих их интересы.
За детьми, находящимися под опекой (попечительством), сохраняется право собственности или право пользования на жилое помещение. Если жилья у них нет, они имеют право на его получение в соответствии с жилищным законодательством.
Детям, находящимся под опекой или попечительством, полагается государственное содержание.
На федеральном уровне предусмотрены следующие выплаты в 2014 году:
- единовременное пособие при установлении опеки – 13 742 рубля на каждого ребенка;
- ежемесячное пособие на содержание ребенка под опекой до достижения им возраста полутора лет — 2 576 рублей по уходу за первым ребенком и 5 153 рубля по уходу за вторым и последующими детьми.
Кроме федеральных выплат каждый субъект РФ предоставляет:
- ежемесячные выплаты на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), до достижения ими возраста 18 лет (либо до окончания обучения в ВУЗах);
- дополнительные льготы, денежные выплаты либо натуральную помощь.
Подробную информацию по каждому субъекту РФ можно узнать, обратившись в раздел «Консультации» на нашем сайте.
Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг».
Или посмотрите , как получить пособие по беременности и родам.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются в следующих случаях:
- если опекун (попечитель) либо сам подопечный умер;
- если был указан срок действия опекунства, то по истечении этого срока;
- если опекаемый гражданин признается полностью дееспособным;
- при отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.
Кроме того, опека над несовершеннолетними детьми прекращается в следующих случаях:
- достижение несовершеннолетним возраста 14 лет прекращает опеку, достижение возраста 18 лет — прекращает попечительство;
- если несовершеннолетний вступает в брак, то попечительство прекращается;
- опека над ребенком, у которого родители не достигли возраста 16 лет, прекращается при достижении его родителями совершеннолетия;
- если несовершеннолетнего возвращают родителям либо усыновляют;
- если подопечного помещают в специальное заведение (интернат, лечебное заведение и т.п.).
2. Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).
3. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.
Комментарий к статье 1199
1. Комментируемая статья внесла ряд новшеств в регулирование коллизионных вопросов опеки и попечительства российским законодательством. Прежде всего следует обратить внимание на изменение отраслевой принадлежности коллизионных норм об опеке и попечительстве. До принятия в 1994 г. части первой ГК как материально-правовое регулирование опеки и попечительства, так и соответствующие коллизионные нормы были сосредоточены в КоБС (ст. 166). С принятием части первой ГК и затем СК материально-правовые нормы об опеке и попечительстве были перенесены из семейного в гражданское законодательство, что вполне логично, поскольку вопросы опеки и попечительства выходят за рамки семейных отношений. Соответственно в СК не были включены и относящиеся к опеке и попечительству коллизионные нормы. В результате образовался законодательный пробел. Комментируемая статья восполняет этот пробел и вслед за изменением отраслевой принадлежности материально-правового регулирования меняет и отраслевую принадлежность коллизионного регулирования вопросов опеки и попечительства.
Регулирование вопросов опеки и попечительства в рамках гражданского, а не семейного законодательства было воспринято и в ряде других стран СНГ, чья законодательная система по-прежнему рассматривает гражданское и семейное право как самостоятельные отрасли права и чье новое гражданское законодательство основано на Модельном ГК для стран СНГ. Следует отметить, что в большинстве стран мира вопрос о месте коллизионных норм об опеке и попечительстве не возникает вообще потому, что семейные отношения не являются там самостоятельной отраслью права и законодательства. Кроме того, в ряде стран были приняты специальные законодательные акты по вопросам МЧП, которые регулируют коллизионные вопросы гражданских отношений с иностранным элементом в широком смысле слова, охватывая гражданские, семейные и трудовые отношения.
Наряду с комментируемой статьей коллизионные, а также юрисдикционные вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Минской конвенции 1993 г. (ст. 33) и многих двусторонних международных договоров России о правовой помощи. Что касается других многосторонних международных договоров, посвященных данному вопросу (в частности, Гаагских конвенций 1961 г. и 1996 г., касающихся защиты интересов детей), то Россия в них не участвует.
2. Комментируемая статья является новой и с точки зрения содержания регулирования, отличаясь как от норм КоБС, так и от положений об опеке и попечительстве, включенных в международные договоры России о правовой помощи.
Пункт 1 комментируемой статьи содержит двустороннюю общую норму о том, что вопросы установления и отмены опеки и попечительства должны решаться на основе личного закона лица, над которым устанавливается опека или попечительство (о понятии личного закона см. ст. 1195 ГК). Это принципиально новый подход по сравнению с прежним законодательством. КоБС не содержал двусторонней коллизионной нормы вообще. Он исходил из того, что опека и попечительство над российскими гражданами, проживающими за границей, и иностранными гражданами, проживающими в России, должны были устанавливаться в соответствии с российским правом. Таким образом, в качестве базовой нормы предусматривалось правило, основанное на привязке к закону суда.
Переход к применению личного закона при установлении и прекращении опеки и попечительства соответствует современному подходу российского права к решению вопросов, относящихся к личному статусу физического лица, на основе его личного закона как обеспечивающего наиболее тесную связь между лицом и соответствующей правовой системой. Данный подход в целом корреспондирует регулированию этих вопросов в международных договорах России о правовой помощи, хотя полностью не совпадает с ними.
Разница между п. 1 комментируемой статьи и положениями международных договоров заключается в том, что и Минская конвенция 1993 г., и практически все двусторонние договоры, касающиеся вопросов опеки и попечительства, исходят из привязки к праву страны гражданства физического лица, над которым устанавливается опека, а не к его личному закону. Привязка к стране гражданства определяет как компетенцию органов, правомочных устанавливать опеку и попечительство, так и применимое право. С некоторыми различиями в формулировках и Минская конвенция 1993 г., и большинство двусторонних договоров о правовой помощи по общему правилу допускают возможность передачи опеки и попечительства компетентному органу другого договаривающегося государства, если недееспособное или ограниченно дееспособное лицо имеет местожительство, местопребывание или имущество на территории последнего. В таких случаях орган, который принял опеку или попечительство, осуществляет их в соответствии со своим национальным законодательством. Однако многие двусторонние договоры специально оговаривают, что речь идет именно об осуществлении опеки или попечительства, а не об их установлении или прекращении. Согласно этим договорам (с некоторыми различиями в объеме регулирования) орган, принявший на себя опеку или попечительство: а) в вопросе о право- и дееспособности должен руководствоваться правом страны гражданства соответствующего лица; б) не вправе выносить решений по вопросам личного статуса лица, находящегося под опекой или попечительством, хотя может давать согласие на вступление такого лица в брак, требующееся по закону страны его гражданства (договоры с Азербайджаном, Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Киргизией, Кубой и др.).
Хотя по общему правилу ст. 1195 ГК личный закон индивидуума — право страны его гражданства, абсолютного совпадения между привязкой к праву страны гражданства и к личному закону нет в связи с наличием в ст. 1195 ГК исключений из указанного общего правила. Если говорить о лицах, имеющих гражданство, то эти исключения касаются иностранных граждан, проживающих в России, личным законом которых считается российское право вместо права страны их гражданства (п. 3 ст. 1195), а также беженцев, личным законом которых служит право страны, предоставившей им убежище, а не право страны их гражданства (п. 6 ст. 1195). В тех случаях, когда имеется предусмотренный п. 3 и 6 ст. 1195 фактический состав, но должны быть применены нормы соответствующего международного договора, вопрос об установлении или прекращении опеки или попечительства будет решаться по праву страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица, а предусмотренные ст. 1195 исключения из общего правила об определении личного закона применяться не будут.
Законодательство и практика других государств по-разному подходят к выбору права, регулирующего опеку и попечительство. В одних странах вопросы установления и отмены опеки и попечительства решаются по закону суда (Киргизия, Лихтенштейн, Узбекистан), в других — на основе личного закона лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство (Австрия, Армения, Белоруссия, Венгрия, Казахстан, Италия, ОАЭ, Португалия, Румыния и др.), в третьих — на основе права страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица (Германия, Греция, Испания, Таиланд, Тунис, Турция, Чехия, Южная Корея, Япония и др.), в четвертых — по закону страны домицилия или местопребывания такого лица (страны общего права, ряд стран Латинской Америки, канадская провинция Квебек и др.).
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает специальную норму относительно обязанности лица принять возлагаемые на него обязанности опекуна или попечителя. Такая специальная норма не предусматривалась прежде ст. 166 КоБС, но включалась во многие двусторонние договоры России о правовой помощи (с Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Чехией и Словакией) и также присутствует в Минской конвенции 1993 г. Она отражает необходимость принимать во внимание ту правовую систему, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь, и исходит из того, что такую связь обеспечивает именно отсылка к его личному закону (ст. 1195 ГК).
В отличие от п. 2 комментируемой статьи Минская конвенция 1993 г. и упомянутые выше двусторонние договоры о правовой помощи отсылают к праву страны гражданства лица при определении его обязанности стать опекуном или попечителем. Это означает, что если российский суд назначает опекуном или попечителем иностранное лицо и при этом подлежит применению соответствующий договор о правовой помощи, то вопрос об обязанности принять опеку или попечительство будет решаться на основе права страны гражданства данного лица. Как и при установлении и отмене опеки и попечительства, в таких случаях предусмотренные п. 3 и 6 ст. 1195 ГК исключения из общего правила об определении личного закона физического лица не применяются.
Законодательство ряда зарубежных стран также специально регулирует вопрос об обязанности лица принять опеку или попечительство, исходя из того, что он должен решаться на основе личного закона (Армения, Белоруссия, Венгрия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Румыния) или закона гражданства (Чехия) такого лица.
В связи с регулированием вопросов, касающихся личности опекуна (попечителя), следует отметить еще одно отличие Минской конвенции 1993 г. и некоторых двусторонних договоров России о правовой помощи (с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Кубой, Монголией, Польшей, Чехией и Словакией) от комментируемой статьи. Указанные международные договоры содержат ограничение относительно личности опекуна или попечителя, в силу которого опекуном или попечителем гражданина одной договаривающейся страны может быть назначен гражданин другой договаривающейся страны, если последний проживает на территории страны, где должны осуществляться опека или попечительство. Комментируемая статья подобного ограничения не содержит.
4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. По существу, речь идет о том, каким образом осуществляются опека или попечительство после их установления. Это еще одна специальная норма, которая не предусматривалась ст. 166 КоБС, но присутствует в Минской конвенции 1993 г. и ряде двусторонних договоров о правовой помощи (с Азербайджаном, Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Киргизией, Кубой, Латвией, Литвой, Молдавией, Румынией, Чехией, Словакией, Эстонией).
В качестве основного правила п. 3 комментируемой статьи предусматривает привязку к праву страны, учреждение которой установило опеку или попечительство. Эта норма полностью совпадает по содержанию с аналогичным положением, содержащимся в упомянутых выше международных договорах о правовой помощи. Рассматриваемая привязка не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом или гражданством одного из участников отношений либо с их местожительством. Тем не менее фактически во многих случаях такая связь проявляется при определении условий, при которых суды или иные компетентные учреждения той или иной страны правомочны устанавливать или отменять опеку или попечительство, осложненные иностранным элементом. Обычно такие факторы, как наличие гражданства соответствующей страны или места жительства в ней иностранного лица, играют решающую роль. Этим косвенно обусловливается связь между гражданством или местожительством лица, находящегося под опекой (попечительством), и правом, регулирующим отношения между ним и опекуном (попечителем). Этого, однако, не происходит, если законодательство не связывает компетенцию своих учреждений по установлению или отмене опеки (попечительства) с указанными факторами.
В силу того что по общему правилу опека и попечительство в России назначаются и отменяются во внесудебном порядке, разд. V ГПК не содержит процессуальных норм по данному вопросу. Однако, имея в виду тесную связь между установлением опеки (попечительства) и признанием лица недееспособным или ограниченно дееспособным, есть основания полагать, что условия, при которых российские учреждения компетентны устанавливать опеку (попечительство) при наличии иностранного элемента, должны быть аналогичны условиям, предусмотренным абз. 2 п. 2 ст. 403 ГПК для определения юрисдикции российских судов в отношении признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Это означает, что лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), должно быть либо российским гражданином, либо иметь в России место жительства.
Что касается международных договоров России о правовой помощи, то, как уже отмечалось, многие из них прямо предусматривают, что установление и прекращение опеки или попечительства входит в компетенцию учреждений той страны, гражданином которой является недееспособное или ограниченно дееспособное лицо. Соответственно, в большинстве случаев и отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, подпадающие под действие договора о правовой помощи, окажутся подчиненными праву страны гражданства подопечного. Исключением может быть сравнительно редкая ситуация, когда отношения между опекуном (попечителем) и подопечным подпадают под действие договора о правовой помощи, но опека (попечительство) была правомерно установлена в третьей стране. Хотя эта третья страна не имеет отношения к данному договору, именно ее право должно применяться к рассматриваемым отношениям.
Наряду с общим правилом о выборе права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, п. 3 комментируемой статьи устанавливает также специальную альтернативную норму о применении российского права. По сравнению с общим правилом она имеет ограниченный характер, поскольку для ее применения требуется наличие одновременно двух условий: лицо, в отношении которого опека или попечительство были установлены за границей, должно иметь в России место жительства, и при этом российское право является для него более благоприятным. Данное изъятие из общего правила сделано в интересах подопечного. Аналогичное правило существует в законодательстве стран, воспринявших соответствующие нормы Модельного ГК для стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан), а также в некоторых других странах (например, в Венгрии).
Что касается Минской конвенции 1993 г. и двусторонних договоров о правовой помощи, то они рассматриваемого изъятия из общего правила в интересах подопечного не содержат. Соответственно, в случаях, когда отношения между опекуном (попечителем) и имеющим в России местожительство лицом, над которым опека (попечительство) установлена за границей, подпадают под действие международного договора, изъятие в пользу российского права не применяется.
Понятия попечительства и опеки тесно связаны между собой. Многие путают их или же воспринимают, как единое целое, ведь обе эти формы правовой помощи имеют одно предназначение — осуществлять заботу о тех, кто в этом нуждается. В качестве подопечного может быть ребенок, лишенный родительского внимания, или гражданин, дееспособность которого ограничена или вовсе отсутствует.
Что следует знать, для того чтобы правильно оформить тот или иной вид ответственности? В чем заключается отличие между вышеприведенными терминами? Ответы на эти и другие вопросы представлены в данной статье.
Для чего назначаются опека и попечительство?
Опека и попечительство устанавливаются для:
- защиты прав и интересов подопечных;
- осуществления процесса воспитания малолетних детей, которые остались без заботы и опеки отца с матерью;
- создания достойного уровня жизни недееспособных или частично дееспособных лиц;
- осуществления ухода за подопечными и контроля состояния их здоровья.
Над кем устанавливаются опека и попечительство?
Выделяют несколько категорий лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве:
- дети;
- граждане, признанные судом недееспособными или частично дееспособными.
Детям, которым еще не исполнилось 14 лет, лишенные опеки матери и отца, назначаются опекуны. Ребятам постарше (до 18 лет) законом предоставляется попечитель.
Ко второй категории относятся:
- люди, страдающие тяжелыми психическими расстройствами (в связи с болезнью человек не может самостоятельно принимать решения, нести ответ за свои действия и поведение, проявлять заботу по отношению к себе);
- люди с тяжелой степенью инвалидности (полученная травма не позволяет человеку ухаживать за собой, в связи с чем ему назначается патронаж);
- алкоголики, наркоманы, игроманы (они признаются частично недееспособными, так как зависимость часто приводит к отсутствию контроля над собой, в результате чего зависимый может навредить не только себе, но и своим родным).
Условия для установления опеки и попечительства
Опекунство (попечительство) будет одобрено судом лишь при условии, что опекун (попечитель):
- не страдает алкоголизмом, не употребляет наркотические вещества и не имеет иных пагубных привычек;
- ранее не был судим за причинение вреда человеческой жизни;
- не отказывался от ответственности по собственному желанию;
- не обвинялся в совершении преступлений особой тяжести;
- на момент оформления опекунства (попечительства) не имеет непогашенной судимости.
Чем характеризуется патронаж?
Патронаж — это вид возмездного или безвозмездного попечительства. Он устанавливается над совершеннолетним человеком, утратившим возможность полноценно осуществлять свои обязанности и отстаивать данные законом права по причине плохого состояния здоровья. Регулирует данный вид опеки 41 статья ГК РФ. Чаще всего патронаж назначается людям с тяжелой группой инвалидности и лицам преклонного возраста. Для того, чтобы органы опеки назначили патронажного опекуна, близкие родственники или сам гражданин, нуждающийся в патронаже, должны написать заявление.
Так как попечительство устанавливается над дееспособным человеком, то патронажный помощник осуществляет свои обязанности, опираясь на желания подопечного. В качестве вознаграждения за услуги попечитель может получить право на пользование жилым помещением, которое принадлежит подопечному, или право на получение встречных услуг (образовательные, консультационные и т.д.).
Основной целью социального патронажа является медицинский уход за инвалидом или пожилым человеком и оказание ему лечебно-профилактических услуг. ИНТЕРЕСНО: как оформить опекунство над пожилым человеком старше 80 лет?
Функции, задачи и полномочия органов опеки и попечительства
Основные функции органов опеки и попечительства заключаются в сохранении здоровья и жизни лиц, которые попали под их юрисдикцию, в защите их прав и свобод, а также в оберегании их имущества от посягательств посторонних лиц. Функции данного органа дополняются рядом задач, поставленных перед ним. Это:
- попечительство над совершеннолетними лицами в случае, если есть судебное заключение об их недееспособности или частичной дееспособности;
- контроль работы опекунов, попечителей и организаций, которым поручено ухаживать и заботиться о подопечных;
- контроль за тем, как осуществляется управление имуществом опекаемого;
- обнаружение и учет детей-сирот;
- забота о малолетних, лишившихся заботы и тепла родителей;
- определение детей-сирот в интернаты, детские дома, приемные семьи и т.д.
В полномочия органов опеки и попечительства входит:
- поиск и обнаружение тех, кто нуждается в заботе, внимании и опеке;
- проведение процедуры установления попечительства (опеки);
- проверка условий проживания опекаемых;
- проведение отбора помощников (попечителей и опекунов);
- выдача разрешений на осуществление каких-либо сделок с частной собственностью подопечного.
Список перечисленных полномочий далеко неполный. Наряду с ними законодательством РФ могут быть предусмотрены и другие полномочия данной организации.
Кто может быть опекуном или попечителем?
В круг тех, кто наделен правом быть опекуном или попечителем, входят лица:
- достигшие совершеннолетия (в 18 лет человек становится полностью дееспособным, а значит может осознавать свои поступки и отвечать за них);
- психически здоровые, что должно быть подтверждено судебным органом;
- не имеющие на своем счету ограничений и лишений родительских прав;
- имеющее хорошую характеристику от работодателя или с места учебы;
- имеющее собственное жилье и стабильный ежемесячный доход;
- не судимые за причинение вреда здоровью и жизни человека и не привлекаемые за совершение противозаконных деяний под действием алкоголя или наркотиков;
- с положительными моральными качествами;
- не конфликтующие с родными и близкими людьми;
- обладающие отменным здоровьем для осуществления обязанностей опекуна (попечителя).
Права и обязанности опекуна и попечителя
Все опекуны и попечители имеют права и целый ряд обязанностей. Для начала ознакомимся с их правами:
- защищать своего подопечного, а также отстаивать права и интересы, данные ему законом;
- выступать в роли его законного представителя;
- обращаться в судебные органы с иском о взыскании алиментных выплат с тех, кто, согласно закону, обязан содержать подопечного;
- требовать от государства выплаты пособия или пенсии, которая причитается опекаемому;
- защищать имущественные права подопечного;
- требовать возместить убытки, связанные с порчей имущества или причинением вреда здоровью опекаемого;
- требовать компенсировать причиненный ему моральный вред;
- содействовать подопечному в получении образовательных, медицинских и других платных и бесплатных услуг;
- подавать иск о защите жилищных прав опекаемого.
В обязанности попечителей и опекунов входит:
- забота о содержании опекаемого;
- уход за ним и лечение в случае болезни;
- забота о физическом развитии малолетнего гражданина;
- контроль за тем, чтобы несовершеннолетний получал основные знания в учебном общеобразовательном заведении в полной мере;
- создание наиболее подходящих для опекаемого условий проживания;
- рациональное разделение денег подопечного на его же потребности;
- создание наиболее подходящих условий для социального и духовного развития опекаемого;
- регулярное предоставление отчета в органы опеки касательно расхода денег и условий проживания подопечного.
Как можно распоряжаться имуществом подопечного?
Если у подопечного есть какое-то имущество, то оно передается под охрану попечителю. Органы опеки делают опись имеющегося капитала и только после этого осуществляют акт передачи. Попечитель вправе распоряжаться денежными поступлениями опекаемого (алиментные выплаты, социальная помощь и т.д.), но только предварительно получив на это согласие органов опеки. К тому же использовать данные материальные средства опекун может лишь в интересах подопечного.
Любая сделка, касающаяся имущества опекаемого, должна быть одобрена органами опеки. Если имущество, которым владеет подопечный, нуждается в управлении, органы опеки должны нанять для этого управляющего. Он не наделяется полномочиями самостоятельно проводить какие-либо сделки с капиталом без одобрения органов опеки.
Когда опека и попечительство прекращаются?
Веским основанием для прекращения опеки и попечительства может стать:
- смерть одной из сторон (подопечного или опекуна);
- период действия опекунства, оговоренный в условиях договора, закончился;
- постоянные ссоры попечителя с подопечным, отсутствие между ними взаимопонимания;
- официальное признание подопечного дееспособным;
- у опекуна есть уважительная причина, почему он не может дальше выполнять роль попечителя (например, ухудшились жилищные условия или появились финансовые проблемы);
- в результате отстранения попечителя (опекуна) от его прямых обязанностей (например, если он не занимается воспитанием несовершеннолетнего, часто оставляет его без присмотра, не следит за ним);
- опекун использует попечительство для достижения своих целей.
Опека (попечительство), установленная в отношении несовершеннолетнего, может аннулироваться по причине:
- вступления подопечного в брак;
- исполнения ему 14 лет (прекращается опека);
- достижения опекаемым 18 летнего возраста (прекращается попечительство);
- возвращения ребенка матери с отцом;
- усыновления несовершеннолетнего;
- достижения малолетними родителями 18-летнего возраста;
- перевод подопечного в интернат, лечебное заведение и т.д.