Содержание
- Возраст для получения прав на мотоциклы и мопед
- Возраст для получения прав на легковой автомобиль
- Возраст для получения прав на грузовые и пассажирские транспортные средства
- Могут ли начать выдавать права с 17 лет
- С какого возраста можно начинать самоподготовку
- Можно ли сдать на права в 17 лет?
- Права в 16-17 лет – возможность управлять автомобилем категории B до 18 лет
- Допуск к категориям D и C только при наличии стажа управления автомобилями категории B
- Предлагается разрешить управлять автомобилями категории C c 21 года, D с 24 лет
- Использование иностранного водительского удостоверение при получении гражданства или вида на жительство в России
- Открытие категории DE или CE открывает две другие категории с E
- Пьяное вождение без прав запрещает сдачу экзамена в ГИБДД
- Мотоциклы – новая промежуточная подкатегория категория A2 с 18 лет, категория A с 20 лет
- Поправки к закону «О безопасности дорожного движения” выводы
- Поддержать Рулимс!
Очередной вопрос на нашем АВТОСАЙТе
«Здравствуйте, меня зовут Андрей. Живу в небольшом городе, у нас не так много автошкол, которые обучают. Сейчас мне сейчас 17 лет, я записался на курсы по обучению на вождение. У меня такой вопрос могу ли я сдавать на права в 17 лет и могу ли я получить права? Просто наш учитель говорит, что сдавать в моем возрасте — нельзя.»
Доброго дня Андрей.
Согласно главе 21 ПДД РФ, вы можете обучаться на права, уже начиная с 16 лет. Именно тогда ГИБДД, разрешает молодым людям обучаться на право водить транспортные средства. Если вас не интересует автомобиль, а нужны права только для мотоциклетного транспорта, то есть нужна только категория «А», то обучаться на такие права вы можете с 14 лет.
А вот теперь что касается сдачи в ГИБДД, на водительское удостоверение (права) в 17 лет. Ваш преподаватель не совсем прав, может просто вы его не правильно поняли. Сдать на права в 17 лет вы можете, проходите как обычно экзамен, который состоит из двух этапов, теоритического (знаки и правила) и практического (вождение на площадке и город). Если удачно сдали, на вас оформляется водительское удостоверение (права), но вот получить на руки вы их не сможете. Они будут храниться в ГИБДД, до вашего совершеннолетия (18 лет) и после дня рождения, то есть 18 лет и один день вы сможете получить их на руки.
Подведу итог. Сдать на права вы можете и в 17 лет, но получить их можно только в 18 лет.
Надеюсь, я вам ответил, на ваш вопрос.
Читайте и смотрите наши уроки вождения автомобиля , а также новую рубрику авто отзывы
В сети активно обсуждают поправки в законодательство 2020 года О безопасности дорожного движения. Но многие издания пишут не совсем верную информацию. Так, вы можете прочитать, что по новому закону права можно будет получить с 16 лет (по другим – с 17 лет), все иностранные водительские удостоверения, включая украинские, признают недействительными, а мотоциклистам запретят ездить на тяжёлых двухколёсных. Правда всё это или нет, когда вступают в силу изменения и как всё будет на самом деле, давайте выяснять!
На самом деле, его ещё нет. Если быть точнее, то это проект закона – формальный статус правоустанавливающего акта он ещё не принял, а потому говорить о вступлении в законную силу пока ещё рано.
Действительно, МВД подготовило ряд изменений в ФЗ №196 О безопасности дорожного движения. И вот наиболее распространяемые из них:
- изменён минимальный возраст, с которого можно будет получить права определённых категорий,
- в частности, на категорию B для езды на легковых авто можно получить в/у также, как и ранее, с 18 лет (и именно это правда), но допуск будет осуществляться при соблюдении ряда условий с 17 лет,
- иностранное водительское удостоверение признают недействительным по истечении полугода со дня переезда иностранца в Россию,
- вводится новая подкатегория A2, а на основную категорию A для управления мотоциклами установят ограничение в 2 года стажа для её получения.
Но главное, так как это ещё только законопроект, он может дополняться, изменяться и правиться в рамках обсуждения даже после внесения в Госдуму. А по состоянию на 2020 года он ещё не зарегистрирован для последующего принятия.
А пока давайте рассмотрим основные изменения.
Нет, как мы уже указали выше. Никто не будет наделять несовершеннолетних правом управления автомобилями с весом не менее одной тонны. Но всё же хорошие новости для 17-летних автолюбителей есть, а вместе с ними и плохие. И начнём мы с хороших, а плохую приведём сразу ниже!
Водительские права всё также можно получить с 18 лет (со следующего дня за днём рождения), но допуск к управлению легковыми машинами можно будет получить с 17 лет – только в присутствии сопровождающего и при условиях, определённых правительством РФ.
Вот 2 официальные цитаты из новой редакции закона:
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
- ….
- транспортными средствами категории B – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
До достижения указанными лицами восемнадцатилетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории «В» самостоятельное управление транспортными средствами категории «В» допускается с сопровождающим при соблюдении условий, определённых Правительством Российской Федерации.
Остаётся вопрос – как определены этим самым правительством условия такого сопровождающего? А ровным счётом никак! Как раз в рамках принятия нового закона о разрешении несовершеннолетним молодым людям ездить на автомобиле с 17 лет и будет разработано соответствующее постановление правительства.
На 2020 год подробностей о таких условиях пока нет никаких. Но таковыми могут быть следующие:
- наличие стажа не менее определённого количества лет у «инструктора», который будет сидеть рядом и контролировать несовершеннолетнего,
- возможно, это даже должен быть преподаватель автошколы,
- но далеко не факт, что саму машину обязуют оборудовать дополнительными педалями.
Таким образом, тот факт, что 17-летних автолюбителей наделят правом управления и выдадут водительское удостоверение – неправда, миф, распространяемый не совсем подкованными изданиями. Правда заключается в том, что их допустят к возможности ездить по дорогам без наличия прав, но со специальными сопровождающим человеком рядом.
А теперь к плохой новости для только ещё обучающихся на права несовершеннолетних.
Если до получения прав впервые вас поймают пьяным за рулём автомобиля либо вы откажетесь от освидетельствования, то получить в/у даже в 18 лет вы не сможете, а только позже – когда закончится срок подвергнутости ответственности; этот срок составляет 1 год с даты полного погашения штрафа либо окончания административного ареста.
Объясним подробнее!
Согласно действующему на 2020 год Административному кодексу речь идёт о 2 наказаниях:
- если водитель, не имеющий прав, попался пьяным за рулём, то его ждёт арест на 10-15 суток либо штраф 30 000 для лиц, в отношении которых не может применяться арест; к таким лицам относят и несовершеннолетних (часть 3 статьи 12.8 КоАП),
- такая же санкция ждёт водителя, факт опьянения которого не установлен, потому что тот отказался от освидетельствования (часть 2 статьи 12.26 КоАП).
Согласно статьи 4.6 того же Кодекса человек считается подвергнутым наказанию с даты окончания санкции (полной оплаты штрафа или истечения срока ареста) и в течение года после этого. Таким образом, в течение этого срока вы не сможете получить водительское удостоверение, даже если вам исполнилось 18 лет.
Давайте рассмотрим на примере. Допустим, вы закончили автошколу и успешно сдали экзамен в ГИБДД, и вам 17 лет. 10 января 2020 года вам исполняется 18 лет. Но 20 января этого же года вас поймали пьяным за рулём автомобиля и назначили штраф 30 тысяч, который вы оплатили 10 февраля. Таким образом, по новому закону права вы сможете получить только 11 февраля следующего года – ровно через год после исполнения наказания.
Изменениями в ФЗ №196 также вводится новая подкатегория мотоциклов, которая по сути заменит собой основную категорию A. А вот эта основная категория уже будет включать тяжёлые и мощные мотоциклы, и для её получения вам должно быть не менее 24 лет или 20 лет при условии наличия стажа от 2 лет другими категориями.
То есть по-новому допуск к езде на мотоциклах будет осуществляться по следующим отметкам в правах:
- подкатегория A1 – лёгкие мотоциклы с объёмом до 125 см3,
- A2 – более тяжёлые мотоциклы с мощностью двигателя до 35 кВт, а также соотношением мощности к массе не более 0,2 кВт на кг веса,
- A – основная категория, которая уже подразумевает мототранспорт, превышающий указанные выше значения.
А получить права с категорией A можно будет 2 видам мотолюбителей:
- если вам исполнилось полных 24 года,
- если вам исполнилось 20 лет, но у вас есть права с подкатегорией A2 и им не менее 2 лет стажа.
Официальные трактовки нового закона:
подкатегория A2 – мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешённой максимальной массе не более 0,2 киловатт на килограмм;
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории A – лицам, достигшим двадцатичетырёхлетнего возраста; лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории А2 в течение не менее двадцати четырёх месяцев;
Есть целый ряд изменений и по части минимального возраста для получения прав определённых категорий. А также автоматическое подтверждение определённых категорий при наличии определённых отметок в водительском удостоверении.
- категорию C для управления грузовыми машинами можно получить с 21 года и только при условии наличия стажа с категорией B от 1 года,
- D – только с 20 лет и также при наличии стажа езды на легковых авто от 12 месяцев,
- если у вас в в/у есть пометки DE или CE, то они автоматически подтверждают категорию BE (легковые с прицепом),
- если у вас открыты категории CE и D, то автоматически вы можете ездить на DE (автобусы с прицепом).
Есть ещё достаточно много более мелких и «косметических» нововведений в новом законе, их вы можете полностью посмотреть в официальном тексте законопроекта.
Ещё одно важное изменение в законодательстве – теперь иностранные права у водителей, которые получили гражданство России, признаются недействительными ровно через полгода после получения российского вида на жительство или паспорта.
121. Иностранное национальное и международное водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по истечении шести месяцев с даты получения их владельцем вида на жительство либо паспорта гражданина Российской Федерации.
До новшества формально можно было ездить, к примеру, с украинскими или белорусскими правами по РФ лицам, которые уже оформились как граждане России. Хотя на практике инспекторы ДПС нередко привлекали таких водителей к крупному штрафу. Если новый закон вступит в законную силу, то нарушение уже будет закреплено официально.
Водить машину – мечта, пожалуй, каждого подростка. Многие из них бредят получением водительских прав и считают дни до того, как это свершится. Естественно, вопрос, можно ли в 17 лет получить права, является одним из наиболее задаваемых – масла в огонь подлили СМИ, растиражировав новость о том, что такая возможность появится с 2020 года после вступления в силу поправок в ПДД.
На самом деле, все зависит от того, каким именно транспортным средством будущий водитель собирается управлять – одни категории можно открыть уже в 16 лет, другие – по достижению совершеннолетия, а третьи – с наступлением возраста полной дееспособности (21 год). Ниже подробнее расскажем, какие именно.
Возраст для получения прав на мотоциклы и мопед
Существуют 2 категории водительских прав, позволяющие управлять мотоциклами – А1 (мототехника с объемом двигателя не более 150 см.куб.) и А (все виды мотоциклов, в том числе и с коляской). Первую можно открыть по достижению 16 лет, а вот для второй таки необходимо достичь совершеннолетия.
Для управления мопедами и скутерами предусмотрена категория М. Здесь тоже все зависит от мощности – не более 50 см.куб. или 4 кВт.
Чтобы стать счастливым обладателем прав данных категорий, необходимо:
- успешно пройти медосмотр (о том, где это лучше сделать, к каким специалистам необходимо обратиться и сколько времени это займет – читайте соответствующую статью) и получить свидетельство о своей пригодности к вождению;
- поступить в автошколу и пройти обучение (надо отметить – весьма непродолжительное: в частности, много нареканий на то, что будущие мотоциклисты практически не практикуются с инструктором), по окончанию которого получить диплом автошколы;
- обратиться в ГИБДД с заявлением и пакетом документов, сдать экзамен, состоящий из теории и практики.
Возраст для получения прав на легковой автомобиль
Наиболее распространенная и, как следствие, интересующая всех категория – В, позволяющая управлять легковым автомобилем, массой не более 3,5 тонн и количеством мест до 8 (без учета водителя). Относительно нее чаще всего и задается вопрос, вынесенный в заголовок статьи.
В данном случае корректным является вопрос, можно ли сдать на права в 17 – действительно, поступить в автошколу можно в 16, сдать госэкзамен в ГИБДД – в 17 лет, но само удостоверение на руки выдают только по достижению совершеннолетия.
Здесь требования к кандидату схожи с теми, что описаны в разделе про мотоциклы и мопеды, но в этом случае и обучение, и сам экзамен будет строже, особенно в свете поправок в правила сдачи, которые вступят в силу с 1 октября 2020 года.
Возраст для получения прав на грузовые и пассажирские транспортные средства
Для открытия категории С требования те же, что и для легковых авто – пойти в автошколу можно начиная с 16-летнего возраста, сдать итоговый экзамен в Госавтоинспекции – в 17 лет, а вот удостоверение и возможность легально сесть за руль можно обрести только в 18.
Что касается пассажирских автобусов с числом мест от 8, троллейбусов и трамваев (категории D, D1, Tb и Tm соответственно), то если до поправок в ПДД права на них можно было получить в 21 год, то с октября 2020 года возрастная планка снизится на год – до 20 лет.
Отдельным пунктом следует упомянуть будущих военнослужащих, обучающихся в автошколе по направлению из военкомата. Те могут получить водительские права категорий D и D1 уже в 18 лет, но – исключительно для управления соответствующей техникой в армии. После демобилизации им придется ждать 20-летия, чтобы сесть за руль гражданского автобуса.
Права категории Е и подкатегорий (легковые и грузовые авто с прицепом, тягачи) можно получить не просто по достижению 21 года, но и при наличии годичного стажа вождения в других категориях.
Могут ли начать выдавать права с 17 лет
Стоит отметить, что такая идея действительно была и всерьез обговаривалась во время дискуссии по поводу правок в ПДД в 2019 году. Так, глава ГИБДД Михаил Черников публично заявлял о том, что он не против решения выдавать водительские права для управления легковыми авто с 17 лет, но – не всем, а лишь тем подросткам, кто пройдет серьезную подготовку: до 14 лет будет изучать ПДД в организации Юных инспекторов движения (ЮИД), а далее серьезно готовиться в специализированных автошколах.
Были шансы, что данные положения будут внесены в поправки-2020, но этого сделано не было и возможность получить права на легковой автомобиль в 17 лет отложена на неопределенный срок.
С какого возраста можно начинать самоподготовку
Естественно, никто не может регламентировать начало процесса самостоятельного изучения ПДД – это зависит лишь от общего развития ребенка. Но психологи и педагоги рекомендуют начать в 8-10 лет с каких-то азов, переходя от более простых вещей к сложным дорожным ситуациям.
В целом до поступления в автошколу следует знать:
- основные правила дорожного движения;
- нюансы дорожной разметки;
- где и когда и устанавливаются те или иные дорожные знаки;
- какими законодательными актами регулируется сфера дорожного движения;
- как оказать посильную медпомощь при ДТП до приезда скорой.
Желаем вам удачи и не торопите время – все произойдет тогда, когда должно произойти.
Можно ли сдать на права в 17 лет?
Права в 16-17 лет (категория B), категория С с 21 года, категория D c 24 лет, обязательный стаж, замена иностранного ВУ только после обучения и т.п. Новые идеи МВД опубликованы на их сайте в начале сентября 2019 года.
У МВД очередной масштабный прожект – «поменять все”. Главный фокус новаций – изменения возраста получения водительского удостоверения различных категорий. Причем возраст получения категории B предлагается уменьшить, а возраст получения категорий A, C и D увеличить. Дополнительно озвучена необходимость наличия стажа управления транспортными средствами для получения категорий C и D. Планируется скорректировать мотоциклетные категории, озвучена подкатегория A2 и изменение возраста получения категории A. Также предлагается изменить подход к использованию иностранных водительских удостоверений.
В качестве инструмента изменений предложены поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения”. Постараюсь перечислить все изменения и прокомментировать их.
Права в 16-17 лет – возможность управлять автомобилем категории B до 18 лет
Сейчас на категорию B можно учиться с 16 лет, сдавать экзамен в ГИБДД с 17 лет. Права будут получены по достижению 18 лет и только тогда можно будет выехать рулить автомобилем.
То есть возможности получить права в 16 лет для управления тренспортными средствами категории B не существует, можно только начать обучаться вождению. При этом с учениками в 16 лет готовы общаться лишь некоторые автошколы. Это связано с тем что обучение несовершеннолетних усложнено дополнительными требованиями.
При этом лучше обучаться вождению автомобиля максимально рано, детали в материале:
Когда лучше получать водительское удостоверение в 2019 году
В инициативе МВД предлагается разрешить управлять автомобилем несовершеннолетним после сдачи экзамена в ГИБДД и при наличии взрослого водителя в машине. С какого возраста можно получить права, в 16 или 17 лет не обозначено.
Идея прав с 16 лет в теории хорошая. Тут все упирается в адекватность взрослого водителя, но его адекватность регулировать в условиях России сложно. И в уровень обучения вождению, постоянно «реформируемого” процесса (ссылки на описание реформы получения ВУ в конце текста).
Интересно что не обозначена возможность управлять скутерами категория M после сдачи экзамена в ГИБДД. Сейчас сдав экзамен на категорию B управлять M нельзя так как ВУ не выдается. По озвученным поправкам логично предположить что ситуация поменяется.
Текущая ситуация с категориями и подкатегориями подробно расписана:
Категории и подкатегории водительского удостоверения, открытие новой или нескольких категорий, какое ВУ можно получить в 16 лет
В некоторых регионах для получения прав в 16 лет существуют и бесплатные варианты, например, юношеские автошколы:
Водительское удостоверение (права) бесплатно
Допуск к категориям D и C только при наличии стажа управления автомобилями категории B
Непонятная идея – ввести обязательный стаж вождения для получения категорий D и C. Ключевой момент как определять стаж, если по наличию водительского удостоверения, то это полная бессмысленность.
Если по опыту реального вождения, то это явная дискриминация, далеко не у всех в России есть доступ к автомобилю в 18 лет. Плюс непонятно как контролировать вождение. Контроль факта включения в страховку (ОСАГО) ничего не дает.
Предлагается разрешить управлять автомобилями категории C c 21 года, D с 24 лет
Изменения разрешенного возраста управления транспортными средствами категории C и D – весьма спорная идея. Категория C – базовая – до массовой автомобилизации 90ых годов множество людей начинало обучение вождению с категории C.
Плюс непонятно откуда будут брать водителей категории C для армии и прочих подобных структур. Они нужны в 18 лет.
Тут скорее всего введут еще промежуточную категорию С2, под С будут попадать фуры и тяжелые транспортные средства. Ну и конечно сделают исключения для армии.
С категорией D ситуация более сложная, возможно опыт вождения тут нужен, опять же вопрос как его контролировать. Если речь идет об опыте работы водителем по найму, то тут тоже есть нюансы. И остается вариант с новыми подкатегориями.
С категориями C и D принципиальная проблема в учебных автомобилях – часто для обучения используются устаревшие автомобили и автобусы, создающие множество проблем ученикам.
Дополнение от 24 декабря.
Водительское удостоверение в 2020 году по новым правилам (постановление от 20 декабря 2019 года №1734)
В итоге сделали категории D, Tb, Tm с 20 лет.
Категория B права в 16 лет и другие изменения
Обмен иностранных водительских удостоверений категории С и D только после обучения
Теперь будет нельзя поменять иностранное ВУ категорий C и D только сдав экзамен в ГИБДД, нужно проходить обучение. Сейчас обучение в автошколе при наличии иностранного ВУ не нужно.
Использование иностранного водительского удостоверение при получении гражданства или вида на жительство в России
Сейчас при получение гражданства или вида на жительство можно не получать российское водительское удостоверение. Возможность использовать иностранные права и гражданство не связаны. В предложенных поправках предлагается ограничить использование иностранного водительского удостоверения при получении гражданства 6 месяцами.
Иностранное водительское удостоверение (права) использование в России и обмен на российское национальное водительское удостоверение
Замена прав, личный опыт замены иностранного водительского удостоверения на российские права
Открытие категории DE или CE открывает две другие категории с E
Еще одно изменение касается управления транспортными средствами с прицепами. Открыв одну из двух категорий управления транспортными средствами с прицепами – DE или CE, вы автоматически открываете вторую и BE. Очевидная и логичная идея, нет проблем в реализации.
Пьяное вождение без прав запрещает сдачу экзамена в ГИБДД
Если человек без ВУ попался за пьяное вождение он теперь не сможет сдавать экзамены в ГИБДД, ранее это было возможно, что странно. Сдавать на водительское удостоверение нельзя в течении года после нарушения.
Мотоциклы – новая промежуточная подкатегория категория A2 с 18 лет, категория A с 20 лет
Планируется предпринять попытку ограничить стартовую покупку мощных спортивных мотоциклов людьми до 20 лет. Для реализация предлагается две меры:
1. Вводится промежуточная категория A2 – мощность мотоциклов не более 35 киловатт, отношение макс мощности к максимальной массе не более 0.2 кВт/кг.
2. Получить полную категорию A можно при наличии стажа два года A2 (не ранее 20 лет) или после 24 лет (стаж не нужен).
Поправки к закону «О безопасности дорожного движения” выводы
Озвученный список поправок похож на зондирование почвы и явно будет скорректирован. Но куда смотрит ГИБДД из предлагаемых мер видно, также достаточно очевидно что это в целом хождение по кругу.
Жду любых комментариев.
Текущая ситуация с категориями и подкатегориями подробно расписана:
Категории и подкатегории водительского удостоверения, открытие новой или нескольких категорий, какое ВУ можно получить в 16 лет
В некоторых регионах для получения прав в 16 лет существуют и бесплатные варианты, например, юношеские автошколы:
Водительское удостоверение (права) бесплатно
Почему меры по увеличению безопасности на дорогах России только слова руководства страны…
Реформа получения водительского удостоверения 2013-2017/2018 годов итоги…
Реформа получения ВУ Михаила Черникова 2018 года, зачем реформе ГИБДД широкое обсуждение
Михаил Черников – реформа №2, первая попытка реформировать получение прав не прошла, подход второй
Александр Рулим (Sasha Rulim)
Поддержать Рулимс!
Если Рулимс помог вам – упростил получение водительского удостоверения. Или позволил сэкономить в чем-то, например, в выборе каких-то устройств или получении услуг, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме. Особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо. Так же буду благодарен за участие в группах Рулимс в социальных сетях. И исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая. Предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.