За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне закрепляется определенный административный участок (п. 10 Наставления, утв. Приказом МВД России от 31.12.2012 N 1166).

Деятельность участкового достаточно обширна и направлена на (п. 4 Наставления):

  • защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • производство по делам об административных правонарушениях.

При этом участковый, в частности, принимает участие (п. 5 Наставления):

  • в обеспечении правопорядка в общественных местах;
  • розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении;
  • розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;
  • контроле за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
  • обеспечении безопасности дорожного движения.

Наиболее вероятной причиной появления участкового на вашем пороге является профилактический обход своего административного участка. Такой обход включает в том числе ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) (п. 41 Наставления).

Порядок профилактического обхода

Участковый может проводить профилактический обход только в форменной одежде. При посещении квартиры (жилого дома, комнаты) участковый обязан (п. п. 42, 44 Наставления):

  • представиться, назвать свою должность, звание, фамилию;
  • предъявить по требованию гражданина в развернутом виде служебное удостоверение;
  • сообщить цель посещения, вручить визитную карточку;
  • проинформировать о местонахождении участкового пункта полиции, комнаты приема населения, днях и часах приема граждан.

Участковый не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, за исключением ряда случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 15 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).

Основания проникновения полиции в жилище граждан помимо их воли

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут, в частности (ч. 5 ст. 165 УПК РФ; ч. 2 ст. 15 Закона N 3-ФЗ; ст. 8 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ):

  • осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения;
  • войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

Кроме того, сотрудники полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в следующих случаях (ч.

Права и обязанности участкового по закону

3 ст. 15 Закона N 3-ФЗ):

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • для пресечения преступления;
  • для установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения (ч. 4 ст. 15 Закона N 3-ФЗ).

В остальных случаях сотрудники полиции вправе осмотреть квартиру (жилой дом, комнату) только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыскать жилище и изъять искомые предметы — только на основании судебного решения (ст. 12 УПК РФ).

Обязанности сотрудника полиции при проникновении в жилище

При проникновении в жилище сотрудник полиции обязан (ч. 5, 6, 7 ст. 15 Закона N 3-ФЗ):

  • перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
  • при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  • не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  • проинформировать не позднее 24 часов с момента проникновения в жилище собственника и (или) проживающих там граждан, если проникновение осуществлено в их отсутствие.

Также необходимо отметить, что осмотр жилого помещения, обыск или выемка в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (п. 21 ст. 5, ч. 3 ст. 164 УПК РФ).

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

Участковый полицейский – одно из центральных звеньев системы ОВД. От результатов его работы зависит доверие населения к органам правоохранения.

За каждым сотрудником регионального отдела МВД закреплена часть территории. Во время своей работы участковые должны создавать условия для защиты жизни и здоровья граждан, проживающих на этой территории.

IV. Обязанности участкового уполномоченного полиции

Еще одной задачей участковых полицейских является работа с молодежью и несовершеннолетними, с условно освобожденными гражданами. Главная цель деятельности сотрудников региональных отделов МВД – сформировать подходящие условия для воплощения прав и свобод граждан.

Деятельность участковых регулируется Федеральным законом №3. Закрепляют полномочия участкового полиции статьи 17, 15, 13, 18, 14 этого ФЗ. Согласно ему, работники отделов ОВД могут занимать следующие должности:

  • участковый служащий;
  • начальник подразделения обеспечения деятельности сотрудников;
  • заместитель начальника по обеспечению работы сотрудников;
  • помощник участкового;
  • старший участковый.

Особенности деятельности

Все административные зоны города разделены на несколько территорий. Работу служащих в определенной зоне контролирует старший участковый. Также он несет ответственность за деятельность подчиненных ему сотрудников органов правоохранения, инструктирует их и проводит подготовку новопризванных служащих штата. Если участковый уполномоченный отсутствует, его обязанности исполняет старший сотрудник.

Полномочия участкового

Работа сотрудников правоохранительных органов заключается в следующем:

  • выявление административных нарушений и заведение дел по факту их выявления;
  • защита граждан и государства от противоправных деяний;
  • пресечение административных правонарушений и уголовных преступлений;
  • гарантия дорожной безопасности.

Участковые служащие должны выявлять и раскрывать преступления, проводить розыск пропавших граждан, людей, совершивших преступления. Еще одно полномочие сотрудника ОВД – фиксирование факта смерти человека вне медицинского учреждения.

Участковые уполномоченные являются ключевыми представителями органов внутренних дел на определенной территории. Чтобы качественно выполнять свои обязанности, сотрудники ОВД должны иметь высокий уровень профессионализма, уметь использовать в своей деятельности разные методы и средства, обладать психолого-педагогическими навыками. Однако если участковый превысит свои полномочия, использует в своей работе воспрещенные или непредусмотренные законодательством методы, он понесет за это ответственность.

Профилактическая деятельность

В обязанности участкового полицейского входит индивидуальная работа с некоторыми категориями граждан, цель которой – предупредить возможные правонарушения или преступления. К таким категориям относят следующие:

  • граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, совершившие рецидив или покушение на несовершеннолетних (в таких случаях свободы и права этих граждан ограничены судом);
  • наркоманы или страдающие алкоголизмом, которые состоят на учете в медицинских учреждениях и являются опасными для общества;
  • люди, совершившие нарушения бытового уровня;
  • участники неформальных молодежных организаций, направление деятельности которых – противоправное, нарушает общественный порядок и безопасность;
  • нарушители административного правопорядка во время проведения массовых мероприятий;
  • граждане, незаконно распространяющие или употребляющие психотропные и наркотические вещества;
  • несовершеннолетние, состоящие на учете в ПНД.

Профилактика подразумевает, что участковый должен проводить разъяснительные беседы с гражданами, которые состоят на учете, наблюдать за их поведением, образом жизни, опрашивать родственников, соседей и прочих лиц из близкого окружения этих граждан. При необходимости служащий имеет право применить в отношении них принудительные административные меры.

Несение службы

Если в местное отделение полиции поступило сообщение о нарушении, происшествии или преступлении, участковый обязан рассмотреть данное заявление, проверить правдивость сообщения и принять необходимые меры. При этом он должен информировать заявителя, на какой стадии рассмотрения находится его заявление.

При поступлении в дежурную часть сообщения о преступлении участковый полицейский должен оперативно отреагировать на него. В этом случае служащий выезжает на место происшествия, пресекает неправомерные деяния лиц, устраняет угрозу безопасности.

Вся информация по факту происшествия должна быть задокументирована в соответствии с законом, а следы преступления сохранены до прибытия следственно-оперативной группы. Если участковый обнаруживает пострадавших либо граждан в беспомощном или опасном для их жизни состоянии, он сообщает об этом в дежурную часть. До прибытия врачебной бригады служащий должен оказать первую помощь пострадавшему.

В полномочия участкового входит помощь служащим подразделения ОВД и других федеральных исполнительных структур. Он должен помочь установить местонахождение на подведомственном ему участке следующих граждан:

  • которые находятся в розыске;
  • подозреваемых и обвиняемых в совершении неправомерных действий;
  • которые скрываются от суда или следствия;
  • уклоняющихся от выполнения назначенных судом или медучреждением мер;
  • без вести пропавших.

Если участковый уполномоченный подозревает, что тот или иной документ – поддельный, он обязан изъять его у владельца или должностного лица. Это же он должен сделать и с предметами, которые изъяты из оборота либо если субъект не имеет права на владение этими предметами.

Во время совместного обхода территории с нарядами ППС участковые должны выявлять притоны, где граждане незаконно употребляют наркотики или психотропные вещества либо занимаются проституцией, и пресекать их незаконную деятельность.

Участковые полицейские работают также с несовершеннолетними. Они разыскивают подростков, которые самовольно ушли из дома или специализированного учреждения, людей, которые втягивают подростков в преступную деятельность, задерживают попрошаек и бродяжек, несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотики. При выявлении факта проживания несовершеннолетнего в ненадлежащих условиях служащий должен сообщить об этом в ПДН.

Все статьи Деятельность участкового уполномоченного полиции в контроле за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства (Морукова А.А., Калинина С.В.)

Государственный контроль в сфере миграции осуществляется Федеральной миграционной службой <1> и ее территориальными органами при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации <2> и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 (ред. от 24.02.2015) "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о Федеральной миграционной службе") // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.
<2> Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 (ред. от 03.08.2015) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1334.

В органах внутренних дел объем работы по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил возложен на ряд служб и подразделений, основное место среди которых занимают: подразделения участковых уполномоченных полиции; подразделения патрульно-постовой службы; подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения; подразделения по делам несовершеннолетних и др. <3>.
———————————
<3> Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. N 333 "О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Важную роль в обеспечении контроля за соблюдением иностранными гражданами установленных правил пребывания (проживания) в Российской Федерации <4> играет служба участковых уполномоченных полиции.
———————————
<4> См.: Федеральные законы от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

На участкового возлагается ответственность за обстановку, которая складывается в местах проживания граждан <5>.
———————————
<5> Сомик К.В., Зуева А.С. Управление процессами миграции и занятости в Московском регионе на основе современных методов моделирования и прогнозирования // Миграционное право. 2015. N 3. С. 17.

Так, в соответствии с Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции <6> (далее — Наставление) участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (далее — административный участок), выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане) по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
———————————
<6> Утверждено Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета. 2013. 27 марта.

Для реализации поставленных задач участковый наделен обязанностями и правами, которые закреплены прежде всего в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <7> и конкретизированы в Наставлении.
———————————
<7> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Необходимо отметить, что Наставлением участковому уполномоченному определен весьма широкий круг обязанностей, например по предотвращению террористических актов, исправлению и перевоспитанию лиц, отбывших уголовное наказание, условно осужденных, подростков, находящихся на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, злостных нарушителей общественного порядка. Также участковый обязан во время профилактического обхода территории административного участка особое внимание уделять полученной информации о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду, в том числе гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства (при установлении юридических или физических лиц), о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без оформления соответствующих документов <8>.
———————————
<8> См.: П. 46.1 Приказа МВД России от 31 декабря 2012 года N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета. 2013. 27 марта.

Осуществляя контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда и пребывания, участковый уполномоченный полиции ведет списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан; ежемесячно осуществляет проверки их фактического проживания; проводит работу в жилом секторе по выявлению иностранных граждан, проживающих без регистрации или соответствующих документов.
При выявлении нарушений миграционных правил участковый уполномоченный полиции имеет право составить протокол об административном правонарушении <9> по ст. 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
———————————
<9> См.: Ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Часть 1 ст. 18.11 предусматривает ответственность за уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля и связанных с ним процедур, предусмотренных законодательством.
Объектом административного правонарушения в данном случае являются общественные отношения, связанные с обязанностью иммигранта соблюдать все установленные законом и подзаконными нормативными правовыми актами иммиграционные правила.
Объективная сторона выражается в уклонении иммигранта от проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения иммигрантов, в месте, определенном территориальным органом Федеральной миграционной службы для временного пребывания, либо нарушении правил проживания в указанных местах в период определения статуса такого лица в Российской Федерации. В диспозиции данной статьи дан исчерпывающий перечень нарушений, влекущих ответственность, что исключает расширительное толкование нормы.
Субъектами правонарушения являются иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в России в качестве иммигрантов, статус которых еще не определен.
Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление уполномоченному органу миграционного надзора и контроля документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами правил миграционного учета, в том числе Положения о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 <10>.
———————————
<10> СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1012.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица (как отечественные, так и иностранные).
С субъективной стороны административное правонарушение по обеим частям статьи 18.11 может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ) <11>.
———————————
<11> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.

Также к контрольной деятельности участкового уполномоченного полиции в сфере миграции относится проведение проверок по письменным запросам подразделений Федеральной миграционной службы (ФМС России) фактического проживания лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности <12>. Итоги таких проверок в течение одного месяца направляются рапортом в ФМС России.
———————————
<12> Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами // Миграционное право. 2012. N 3. С. 5.

В ходе проведения указанного контрольного мероприятия участковому уполномоченному полиции необходимо представиться, объяснить причину посещения, попросить предоставить документы, удостоверяющие личность иностранца (проверить наличие визы, миграционной карты, отметки в документе, удостоверяющем личность, с указанием срока действия), при необходимости предупредить о продлении соответствующих документов. Кроме того, поинтересоваться, где иностранный гражданин или лицо без гражданства работает, при необходимости проверить разрешение на право трудовой деятельности.
По результатам подобных проверок можно установить не только фактическое проживание иностранного гражданина по месту жительства, но и проверить, не находятся ли у него иностранные граждане, прибывшие самовольно из других регионов Российской Федерации. О выявленных нарушениях участковый уполномоченный информирует в установленном порядке территориальный орган ФМС России.
Успешное выполнение участковыми уполномоченными полиции задач по обеспечению режима пребывания иностранных граждан зависит от их инициативы, добросовестного отношения к выполнению своих служебных обязанностей и от знания законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
4.

Какие права и обязанности имеет участковый полицейский?

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
5. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 (ред. от 03.08.2015) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1334.
6. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 (ред. от 24.02.2015) "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о Федеральной миграционной службе") // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.
7. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета" // СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1012.
8. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. N 333 "О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
9. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
10. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции". Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
11. Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами // Миграционное право. 2012. N 3. С. 5 — 9.
12. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.
13. Потапенкова И.В. Вопросы взаимодействия территориальных органов ФМС России с территориальными органами МВД России в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности И.В. Потапенкова // Миграционное право. 2015. N 2. С. 19 — 21.
14. Сомик К.В., Зуева А.С. Управление процессами миграции и занятости в московском регионе на основе современных методов моделирования и прогнозирования // Миграционное право. 2015. N 3. С. 17 — 22.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Подготовлено по материалам исследований Института проблем правоприменения (ИПП)

Участковый уполномоченный полиции: роль в системе МВД и сфера ответственности

Функции и задачи участкового граждане часто воспринимают как  своего рода периферию правоохранительной системы. С участковыми мы сталкиваемся редко и лишь по крайней необходимости: выправить охотничий билет, пожаловаться на шумных соседей, зафиксировать царапину на машине, припаркованной во дворе. Многим памятны также поквартирные обходы: «Этот призывник ещё в девяностые съехал, а вы каждую весну трезвоните». Должность участкового порой представляется малофункциональным рудиментом советской системы, но оказывается органично вписанной в систему функционирования МВД РФ все послесоветское  время.

Исследователи-социологи образно называют участкового рабочей лошадью системы МВД. Определение, возможно, грубоватое по форме, но исключительно верное по существу. Без каждодневного труда участковых деятельность высших звеньев правоохранительной системы была бы невозможной; невозможно переоценитьих вклад в дело охраны общественного порядка. Объём же бумажной работы, который приходится проделывать участковым, превосходит все ожидания.

Практически все функции МВД, описанные в законе о полиции, дублирует на территории своего административного участка один единственный человек – участковый уполномоченный полиции.

Чем же занимается участковый помимо выдачи справок и профилактики хулиганства?

Этот вопрос требует длинного ответа, поскольку ведомственные приказы, регламентирующие деятельность участкового, написаны с исключительно широкими формулировками.

После реформ и сокращений, проведённых в структуре МВДв 2012-м году, список обязанностей участкового разросся практически до бесконечности; увеличился также размер участков.

Например, в приказе № 900, действовавшем до реформы, было чётко прописано максимальное количество жителей на административном участке, обслуживаемом участковым. В действующем приказе за номером 1166 больше не оговаривается, какое именно количество жителей должен «прикрывать» участковый.

Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения….

Выдержка из Приложения к приказу МВД России от 31.12.2012 N 1166,  П.10

То есть руководитель участкового может на свое усмотрение перекраивать участки, а также направлять подчиненных на чужие участки, если там не хватает рук. В итоге сомнительной «нормой» стали участки в 7-10 тысяч человек на участкового, в крупных городах нередко наблюдается ситуация, когда на одного участкового приходится до 20 тыс. населения

Рассматривая перечень обязанностей участкового, мы должны понимать, что как уже было указано выше, в его обязанности входят все виды деятельности, предписанные МВД вообще. Участковый работает за целое министерство, но в границах своего конкретного административного участка (размеры которого могут быть совершенно неразумными).

Ниже перечислены некоторые обязанности участкового, предусмотренные процитированным выше приказом.

1. Проведение профилактического обхода административного участка.

2. Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений.

3. Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

4. Проведение отчетов перед населением о проделанной работе.

Рассмотрим для примера тот вид работы участкового, который наиболее заметен гражданам, а именно обходы населения.

Обходы населения – одна из первых обязанностей участкового. Задачи обхода могут быть разными.

День участкового уполномоченного полиции. Нелёгкая служба самых народных полицейских

Все мы знаем о кампанейщине разного рода, связанной с «охотой на нелегалов», или поиском уклонистов от армии.

Эти кампании, именуются в МВД операциями, график которых разрабатывается централизовано и спускается территориальным отделам. Привлечение участковых происходит практически по каждой из них.

Однако участковый может прийти с визитом, даже если вы никогда «не были», «не состояли» и в вашем доме и близко нет ни мигрантов, ни квартирантов.

То есть кампании, объявляемые в связи с каким-либо ЧП или сезонные – не единственный повод для обхода территории.

В так называемых «паспортах» на дом и на административный участок, который составляет участковый, есть сведения обо всех гражданах, по тем или иным причинам попадавших в поле зрения полиции. И идеале  в этих журналах должны быть переписаны все живущие на территории с отдельным учетом тех, кто называются «подучетными». В первую очередь, это группы риска: судимые  с условным сроком наказания, бывшие заключённые,  лица, страдающие от пагубных привычек (в том числе те, кто состоит на учёте в алко — и наркодиспансерах), социально-опасные психические больные, семейные дебоширы и т.д.

Но нужно помнить, что полиция интересуется также автовладельцами, владельцами охотничьего оружия и даже собак бойцовых пород. Анекдот про «то ли он украл, то ли у него украли» хорошо иллюстрирует подход участкового к т.н. «контингенту» (то есть гражданам, проживающим на участке, не только к представителям «групп риска») и вот почему.

Если на подведомственной территории происходит ЧП, оперативные работники и следователи в первую очередь обращаются к участковому вплоть до формата «сколько японских иномарок серебристого цвета есть в квартале» или «на вашем участке покусан гражданин, располагаете ли сведениями о псе-боксёре по кличке Рекс».

Поэтому участковый постоянно должен «держать руку на пульсе», проверяя все категории граждан, даже самых законопослушных.

Любопытно, что так называемый «паспорт участка», то есть сборник полезных сведений о гражданах, согласно должностным инструкциям, должен быть бумажным журналом, заполненным от руки. Закон о персональных данных формально не позволяет участковому создать удобную для работы электронную базу. (На практике участковые часто обходят этот запрет, пользуются Access и Excel).

И это лишь одна сторона деятельности участкового.

Может возникнуть следующее закономерное предположение: вероятно, в оставшееся от обходов и прочей профилактики время участковый посвящает расследованию преступлений.

Не всё так просто.

Расследуют ли участковые преступления?

К сожалению, картина вдумчивого расследования происшествий «местным специалистом» (а кому как не ему лучше всего знать людей в округе), которую мы помним из советских фильмов, очень далека от действительности.

Когда по 02 в отдел полиции поступает звонок, по неочевидным случаям, где нет явного преступления, направляют именно участкового.«Пусть сходит участковый и разберется, вроде никого не убивают».

Если же внешне «несерьёзный» случай оказывается серьёзным преступлением (например, выясняется, что это не «кошка кричала на дереве», а произошло избиение или изнасилование), участкового подключают к расследованию.

Однако содержательной работы на его долю приходится немного. Участковый, как правило, выполняет всевозможные поручения служб и специалистов, которые эту работу исполняют  (следователей, дознавателей, оперативных работников). Суть этих поручений обычно состоит в том, чтобы «выяснить», «установить», «опросить», «уведомить» и т. д.

Также в этом наборе, как правило, будут  поручения, спущенные с регионального или федерального уровней и связанные со всякого рода проверками. «Проверить антитеррористическую защищенность объекта», «оценить доступность подъездов для пожарной техники» и т. д. В этом случае ожидается, что участковый составит рапорт или заполнит отчет по установленной форме. Наконец, участковому же отписываются все поступившие заявления и жалобы граждан, по которым не проводилось должной работы (то есть не выезжал экипаж ППС или другие сотрудники полиции).

При таком уровне загрузки участковый не имеет возможности скрупулёзно заниматься расследованием конкретного дела. Отметим однако, что такая работа считается похвальной и поощряется  руководством, но в основном только морально.

Едва ли не единственное процессуальное действие, которое часто приходится принимать участковым – это решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку участковых фактически обязывают делать работу дознавателей по тем самым «неочевидным» делам, которыми неохотно занимаются другие подразделения МВД.

Здесь мы рекомендуем вам обратиться к разделу, посвящённому фильтрации сообщений о преступлениях на начальном этапе.

На моём подъезде висит объявление с мобильным телефоном участкового.

Выходит, наш участковый – энтузиаст своего дела?

С одной стороны, это требование руководства – население должно знать участкового. И объявление, и визитки дают возможность это сделать. Часто объявление и визитки им печатаются централизованно и стандартизированно.

Но с другой стороны, это выгодно и самим участковым. Ваш участковый, скорее всего, человек добросовестный. Но в случае с мобильным телефоном им движет, в первую очередь, чувство самосохранения. Участковый старается, чтобы граждане, в том числе представители поднадзорных групп,звонили не в дежурную часть, а ему лично. Это важный механизм сокращения количества бумажной работы.

Бывает, что по прошествии времени жертва мелкого правонарушения утрачивает интерес к заявлению. Если звонок не был зарегистрирован в дежурной части, участковому достаточно просто провести  беседу  с нарушителем спокойствия и ограничиться рапортом о том, что «поступил звонок, проведена такая-то работа».

В случае, когда вызов проходит через дежурную часть, с большой вероятностью добавляется работа по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (см. ответ на предыдущий вопрос)  и других отчетных документов, включая опросы свидетелей, сбор экспертиз и прочее.

Тактика «личного общения» позволяет участковому снизить число зарегистрированных через дежурную часть сообщений и даёт ему свободу действий: можно спустить случай на тормозах или наоборот – вызвать оперативно-следственную группу.

Человек вышел утром и обнаружил царапину на своей машине. Нужен документ из полиции для страховой компании — ему выдают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Два выпивших приятеля подрались в баре, но не имеют друг к другу претензий — полиция пишет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом не было бы ничего страшного — в конце концов, какая разница, как называется бюрократическая бумага, которой фиксируется тот факт, что ничего серьезного не произошло.

Однако типовой «отказной материал» — постановление с сопутствующими документами — это от 15 до 40 страниц, заполненных преимущественно вручную: объяснения участников, свидетелей, оценка стоимости имущества, рапорты сотрудников и т. д. И такие материалы совершенно обязательны для всех официальных вызовов. И все они проверяются не только непосредственным руководителем участкового, но также начальником отдела полиции, и прокурором.

Другими словами, подготовка документа, основное содержание которого «ничего не случилось», занимает от пары часов до полного рабочего дня.

Участковые готовят более 5 миллионов отказных материалов в год. Каждый участковый готовит за неделюдо пяти постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Выходит, что личный звонок экономит участковому время и труд. При этом «безбумажное» решение проблемы может оказаться  вполне осмысленным и удовлетворительным для заинтересованных сторон.

Как с минимальными потерями времени и сил добиться от участкового решения конкретной проблемы, если она выходит за пределы стандартных процедур?

Готовых рецептов здесь быть не может.

К сожалению, работа участкового в настоящее время подчиняется не соображениям общественной пользы, а чисто формальным внутриведомственным критериям. Участковый – раб статистики, а статистика формируется «сверху» вне всякой связи с реальными запросами граждан к правоохранительной системе.

Теоретически, используя механизмы, предусмотренные ведомственной субординацией (жалобы по инстанциям и т.д.), можно добиться  приоритетного решения какого-то нетривиального вопроса.

В связи с последним важно отметить, что система требований и принципы обратной связи, существующие в системе МВД, не предусматривают оптимизации трудозатрат и компенсаторных механизмов в случае перегрузки работников. То есть, если ваш случай нестандартный и требует большой отдачи от специалиста, вы можете добиться своего, но не «вопреки системе», а за счёт перегрузки конкретного участкового: благодаря его энтузиазму и доброй воле, или по причине страха перед умелым давлением.

Мы надеемся, что предоставленные нами сведения помогут гражданам лучше понять работу участкового и адекватнее действовать в ситуации общения с ним.

Мы также рассчитываем, что действующие сотрудникислужбы участковых уполномоченных и её ветераны поделятся с нами своими соображениями о фактическом и желаемом положении дел на местах и дополнят наши материалы.

Вернуться в раздел "Понятный участковый"

Порядок назначения на должность участкового уполномоченного полиции.

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166

"Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"

8. Участковый уполномоченный полиции назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России.

9. На период отсутствия участкового уполномоченного полиции (в связи с вакансией, временной нетрудоспособностью, отпуском, учебой или по иным уважительным причинам) его обязанности на основании приказа начальника территориального органа МВД России исполняет участковый уполномоченный полиции, которому устанавливается дополнительная выплата за совмещение обязанностей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменения в приказ о закреплении за участковым уполномоченным полиции административного участка вносятся в течение 10 дней.

10. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах — исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, в сельской местности — в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования — в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

11. Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения, в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории, деления района, города и иного муниципального образования.

12. В случае расположения на административном участке образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, организаций и предприятий при расчете штатной численности участковых уполномоченных полиции учитывается количество компактно проживающих в общежитиях студентов и иных категорий обучающихся в образовательных учреждениях, профессорско-преподавательского состава и иных граждан.

Приказом начальника территориального органа МВД России может создаваться административный участок, с включением в него только общежитий, административных зданий образовательных учреждений, организаций, предприятий и прилегающих к ним территорий.

13. Административному участку приказом начальника территориального органа МВД России присваивается порядковый номер.

14. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.

15. В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на административных участках, создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в штатное расписание территориального органа МВД России начальником территориального органа МВД России на региональном уровне по представлению начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции — одна должность помощника участкового уполномоченного полиции (в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности — на одну должность участкового уполномоченного полиции — одна должность помощника участкового уполномоченного полиции).

Помощник участкового уполномоченного полиции закрепляется приказом начальника территориального органа МВД России за конкретным участковым уполномоченным полиции и деятельность осуществляет под его непосредственным руководством на должности младшего начальствующего состава.

Организационное обеспечение деятельности участковых уполномоченных полиции, включая планирование, учетно-аналитическую работу, контроль за несением службы и оценку их деятельности, осуществляется отделами (отделениями, группами) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России.

18. Работу и прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет в помещении на административном участке — участковом пункте полиции, который должен соответствовать предъявляемым требованиям.

19. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции территориального органа МВД России (по охране общественного порядка) или заместителя начальника отдела (отделения) полиции, начальника ОУУП, заместителя начальника отдела (отделения) полиции в составе территориального органа МВД России, в присутствии участкового уполномоченного полиции, сдающего административный участок, или без участия указанного сотрудника — при его отсутствии по уважительной причине.

20. О приеме и передаче административного участка производится запись в паспорте на административный участок.

21. При перемещении участкового уполномоченного полиции по службе, увольнении из органов внутренних дел служебная документация сдается в отдел (отделение, группу) делопроизводства и режима территориального органа МВД России.

Порядок назначения на должность старшего участкового уполномоченного полиции и его обязанности.

В органах внутренних дел на каждые две должности УУП вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции, который также является сотрудником полиции, осуществляющим оперативно-служебную деятельность па должности среднего или старшего начальствующего состава. Наряду с обслуживанием административного участка, старший участковый уполномоченный организует работу подчиненных ему УУП, координирует их взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, а также по итогам работы участковых уполномоченных (по результатам деятельности подчиненных за месяц, квартал, полугодие и год) вносит предложения руководству территориального органа МВД России об их поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий.

Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности участкового уполномоченного полиции

Федеральный закон "О полиции"

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Административная деятельность полиции

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Читайте также:


Полномочия участкового полиции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *